7.1. ОТЗЫВ доцента протоиерея Максима КОЗЛОВА на кандидатскую диссертацию выпускника Московской духовной академии священника Василия ЯСЕНИЦКОГО по кафедре Церковной истории на тему: «Деятельность митрополита Андрея Шептицкого по установлению восточного обряда после 1917 года». Диссертация священника Василия Ясеницкого носит название «Деятельность митрополита Андрея Шептицкого по установлению восточного обряда после 1917 года». Работа состоит из семи основных частей, приложений к каждой из этих частей, хронологий к каждой части, приложений общего характера, библиографии и фотографий. —734— Автор рассматривает жизнь митрополита Андрея Шептицкого при каждом из пап: при Пии X, Бенедикте XV, Пии XI, Пии XII. Автор рассматривает также и важные вехи истории того времени с точки зрения участия в этих событиях митрополита Андрея и Греко-Католической Церкви. В работе приведены основные вехи жизни и деятельности видных лиц того периода, которые прямо или косвенно соприкасаются с униатским митрополитом: митр. Иосиф Семибратович, Леонид Федоров, Иосиф Слепой, Иосиф Пилсудский и др. Методология, используемая свящ. Василием Ясеницким, состоит в обращении: 1) к источникам (документы и материалы: пап, Конгрегации по восточным делам, личные распоряжения митр. Андрея, переписка униатского митрополита с разными лицами по разным вопросам, материалы Конференции, протоколы заседаний Греко-Католической Церкви, материалы печатных и электронных СМИ); 2) к многочисленной вторичной литературе, представленной наиболее авторитетными работами по церковной и гражданской истории, биографическими исследованиями, необходимыми вспомогательными материалами. Автор исследует как сочинения митрополита Андрея, в которых только затрагиваются вопросы восточного обряда наряду с другими проблемами, так и сочинения его исключительно по вопросу «восточного обряда». Библиография к работе свящ. Василия Ясеницкого состоит из документальных источников, отдельно изданных документов, периодических изданий и литературы. Источники и литература на английском, немецком, украинском, русском и белорусском языках. Перечень украино-язычных работ, имеющих отношение к этой теме, в основном написанных по материалам архивов и библиотек университетов г. Львова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такожде ниже в среду, или в пяток. ибо егда разрешаем за еже несмешатися со инославными, единомудрствовати, вкушающе мяса и сыра, зазор отражаем. и наипаче аще с таковыми случится жительствовати, да не убо изветом сим чреву угаждаем. В постных днех, о девятом часе по обычных молитвах, точию хлебом и водою, и зелием, и смокви, и финики, потребу исполняем телесную. аще кая сему не стужит немощь. Толкование. Смотри зде опасно, что святых апостол правило глаголет, аще бо не за немощь телесную возбранится кто, поститися должен: но понеже нецыи немощи разум, зле приемлюще, и равносущею и несущею немощию, разсуждающе вину, за уповаемую немощь, от самолюбия бо водими, не хощут покоритися апостольскому правилу, непомышляюще вины о гресех. Приведем же мало что, и мы по вместному о сем, и изъясним на пользу чтущих. Немощь веждь сие божественое правило глаголати, яже тело преклонитися устрояет, и все совершеное недвижение, тому подает, а не за уповаемую немощь ему заповеда. Ложен сии извет есть и вина. стомах болит ми. Слезень студенеет. нозе не стоят просто. Руце недобре суть, уши звенят. Глава горит с болезнию. и недуг мя лют сих ради ожидает. и о сих попечение противное. Владычнему повелению не пещибося о утреней повелени быхом, но насущнаго хлеба дневнаго просити. здравия дар свышьше есть, и живота соблюдение и даяние, и смотри наведение. Аще ли же сопротив речет кто. како Тимофееви Павел, вина мало пити повеле, стомаха ради его и частых недуг да знает сицевыи, яко неведения есть полн сыи. буди первее ты яко же Тимофей, и тако пии и ты вино яко же и он, изсушися от частых, постися прежде крепце, и воду пии леты многими, и прочая труды Тимофеевы покажи. умертви си тело, и тогда пии вино в меру. но и то убо не в постныя дни. несть бо явлено. аще Тимофей в тех вино пияше. но в прочая за укрепление плоти, да может многочеловечныя грады учити, и приводити к Богу живу и истинну. Великаго Афанасия. Среды и пятка час поста учинен есть, даже до девятаго часа, излишнее же аще сотвориши, сие на твоем изволении. аще ли и приложение возможеши сотворити, и в том доблествене обучися. Такожде от счинения. Не приступай поста Господня, сиречь среды и пятка. аще не некиим недугом отягчен еси, кроме самыя Пятьдесятницы, и Богоявления четыридесятницу же и святую седмицу страстей Христовых сохранено соблюди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

Пийское село отстоит от Екатеринбурга к северу, в 336 верстах, и от Верхотурья к югу, на расстоянии 46 вёрст. Расположено село у незначительной речки Вытеки, пересыхающей летом, а деревни прихода расположены на речках Пие и Калме. Почва глинистая, местность прихода богата лесами, но климат нездоровый вследствие множества болот. Причиною заселения места, столь неудобного для жительства, можно считать обилие кедрового леса, хотя в настоящее время он почти весь уже вырублен. До 1865 года жители этого прихода состояли в приходе Салдинского села. Но, вследствие дальности расстояния и неудобства пути сообщения с Салдинским селом, особенно весною, при разливе рек Пии и Салды, образовался самостоятельный приход. В 1864 году, как видно из указа Пермской Духовной Консистории от 31–го декабря, за 8811-м, в деревне Большой Пие храм был окончательно устроен, и образовался отдельный самостоятельный приход, состоящий из деревень, принадлежавших ранее к приходу Салдинского села, Сретенской церкви, Малая Пия, Василева, Чернова, Таскина, Карпова, Мотырёва, Глазунова и Волоковая, в числе 520 душ мужского пола, 561 души женского пола. В 1875 году к этому приходу были ещё причислены крестьяне Салдинской Сретенской церкви из деревень: Заплатиной, Батраковой и Юри в числе 173 душ. Но вскоре, по их нежеланию менять приход, все эти крестьяне были переведены обратно в Салдинский приход. Пийский приход получил своё название от реки Пии, протекающей в 4 верстах от него. Все прихожане – русские, православные крестьяне. В настоящее время всего прихожан числится 1 775 человек обоего попа: из них мужеского пола 873 ч. и женского пола 902 человека. Главным занятием прихожан служат куренные работы: рубка дров и приготовление угля. Эти работы заставляют крестьян удаляться в леса на всё осеннее время. Кроме этих куренных работ прихожане занимаются ещё приготовлением мочал, рогож, сит и лукошек, добываньем кедровых орехов и очень мало – хлебопашеством. До построения храма в деревне Пие была деревянная часовня с колокольнею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

преступлениях были, вероятно, преувеличены противниками папы. Его преемник Юлий II прославился воинственностью, проявлявшейся не только в защите интересов его семьи, но и в деле восстановления власти католич. Церкви. Представители рода Медичи на Римском престоле - папы Лев Х и Климент VII - покровительствовали искусствам, но были слабыми политиками, при них в Европе широко распространились реформационные учения. В И. реформационные идеи не получили широкого распространения, но все же имели немало последователей. Идеи реформы Церкви в духе умеренных требований Эразма Роттердамского находили отклик в среде гуманистически образованной аристократии. Основными центрами протестант. учений были Венеция, Пьемонт, Тоскана, Феррара, Болонья и Неаполь. В неаполитанском кружке Хуана де Вальдеса , куда входили многие знатные люди, в т. ч. герц. Джулия Гонзага, реформа Церкви представлялась как постепенное ее обновление путем просвещения, убеждения, примера. Папе Павлу III (1534-1549) пришлось отказаться от политики терпимости, присущей его предшественникам на Римской кафедре, и приступить к церковным преобразованиям (подробнее см. ст. Контрреформация ). Впрочем, принятые им меры были непоследовательными. Реформы не затронули организационные и догматические основы католицизма, папа пытался усилить дисциплину, искоренить злоупотребления и выработать общие жесткие правила. Был учрежден орден иезуитов (1540), основана Римская инквизиция (1542), созван Тридентский Собор (1545-1563). Влиятельным деятелем Контрреформации во 2-й пол. XVI в., при папах Римских Пии IV (1559-1565) и Пии V (1566-1572), был кард. Карло Борромео (1538-1584), архиеп. Милана, поборник строгой церковной дисциплины (впосл. канонизирован Римско-католической Церковью). По инициативе Борромео в Миланском герц-стве, а затем и в др. гос-вах на севере И. были проведены преобразования церковной жизни в соответствии с решениями Тридентского Собора (реорганизация архиеп-ств и еп-ств, усиление власти правящего епископа над приходами, открытие новых семинарий).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Этому порядку следуют и многие племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение своё без хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут древнее предание, веруя во Единого Бога, Творца неба и земли и всего, что в них, чрез Иисуса Христа Сына Божия, Который, по превосходной любви к Своему созданию, снизошёл до рождения от Девы, чрез Себя Самого соединяя человека с Богом, пострадал при Понтии Пилате, воскрес, во славе взят [на небо] и со славою придёт, как Спаситель спасаемых и Судия осуждаемых, и пошлёт в вечный огонь исказителей истины и презрителей Его Отца и пришествия Его. Принявшие эту веру без письмен суть варвары относительно нашего языка, но в отношении учения, нрава и образа жизни они по вере своей весьма мудры и угождают Богу, живя во всякой правде, чистоте и мудрости. И если бы кто стал проповедовать этим людям еретические измышления, говоря с ними на их собственном языке, – тотчас бы, зажимая уши, убежали как можно далее, не терпя даже слышать богохульную беседу. Таким-то образом, вследствие того древнего апостольского предания, они даже не допускают в ум свой чудовищной речи еретиков, так как у них не было ни [церковного] собрания, ни установленного учения. 3 . Ибо прежде Валентина не было валентиниан, и до Маркиона не было маркионитов, равно и прочих худомыслящих [учителей], которых я перечислил выше, не было прежде, чем появились основатели и изобретатели их превратного учения. Валентин пришёл в Рим при Гигине, процветал при Пии и пробыл до времени Аникиты. Кердон, предшественник Маркиона, сам прибыл при Гигине, который был девятым епископом, часто приходя в Церковь и исповедуясь, он так и окончил (жизнь), то уча тайно, то опять исповедуясь, то обличаемый в своём худом учении, и наконец оставил собрание братий. Преемник его, Маркион, получил силу при Аниките, занимавшем десятое место в ряду епископов. Прочие, так называемые гностики, произошли от Менандра, ученика Симона, как я показал, и каждый из них являлся отцом и главою принятого им учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Из самых горячих защитников глаголитизма за последнее время назовем Dirito Crva to, Parlamentär, триесткий Pensiero Slavo, Slovenski Svet, Slovencki Narod, Nasa Sloga. Австрийское правительство официально объявило чрез барона Бинерта, что оно не оказывало ни какого давления на римскую курию, ни для того, чтобы воспрепятствовать употреблению народного языка в славянской литургии, ни для того, чтобы помешать успешности конгресса славянских епископов в Риме 2019 . Но эти уверения барона Бинерта должны лишь усилить раздражение славян против римской курии, так как в случае их справедливости курия несет на себе исключительно ответственность за войну, объявленную славянскому обряду. И действительно среди южных славян замечаются уже симптомы движения Los von Rom и несколько римско-славянских приходов обратились к ученому епископу Никодиму Милашу , прося присоединения к православной церкви. Katolicki List уже поднял тревогу. „Без единения с Римом нет спасения. Союз без Рима или против Рима – нелеп“. Но внимают ли этим советам? Римская церковь сделала ошибку, задев национальное чувство, поправ права, составляющие священное наследие славянского народа. Неизвестно, чем кончатся эти пререкания южных славян с римской курией. Пий X, хотя и питающий антипатию к славянам, заставил всех молчать и отложил до более удобного времени решение трудного спорного вопроса. Но в Риме не желают удовлетворить законные —429— требования славян. Конгрегация обрядов будет и впредь смотреть на славян, как на латинян и кардинал Мерридель Валь посылать укорительные письма славянским епископам, совершающим в праздник св. Кирилла и Мефодия, чтобы почтить память своих просветителей, богослужение на славянском языке, языке, подаренном ими народу, который они обратили в христианство. В правление Льва XIII римская церковь увлекалась восточными обрядами, их поддержанием и обновлением; при Пии Х выказывается величайшее нерасположение к этим обрядам и латинству дается перевес над ними. Эти в не большом промежутке времени на опыте видимые противоречия подтверждают по-видимому уверения тех, которые говорят, что не следует верить обещаниям римской курий, когда она приглашает православная церкви подчиниться её авторитету, обеспечивая им сохранение их прав, их литургий, их национальных традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

как храм св. Петра. Обходя кругом, по боковым нефам и вдоль стен этого собора, которым так гордится папский Рим, чувствуешь себя не столько в храме, сколько на каком-то роскошнейшем кладбище, где, в своем непомерном тщеславии, римские первосвященники и их друзья как будто всеми силами стараются превзойти друг друга и поразить зрителя необычайною грандиозностью и богатством своих мавзолеев. Двадцать шесть гробниц и памятников насчитал я в храме св. Петра и почти все они, за исключением лишь немногих, воздвигнутых в честь лиц, почему-либо особенно близких и дорогих папскому престолу, каковы напр.: Стюарты, Христина Шведская, графиня Матильда, Палестрина, Мария Собесская, прославляют епископов римских. Всюду и лежат, и сидят здесь колоссальные, вылитые из бронзы, или изваянные из мрамора Сиксты, Пии, Львы, Иннокентии, Григории, Клименты, Венедикты, Павлы, Урбаны, Александры, то облеченные во все блестящие писигнии своего первосвященнического сана, то окруженные какими-либо аллегорическими фигурами, или барельефами, повествующими об их великих деяниях. Многие сотни тысяч затрачены на эти грандиозные сооружения; трудился над ними целый сонм художников, во главе которого сияют имена Кановы, Торвальдсена, Бернини, и плодом их многолетних трудов явились такие произведения, перед которыми посетитель невольно останавливается в восторженном изумлении. И всё это во славу папства, в честь того или другого из его отдельных представителей. Храм воздвигнут во имя св. Петра и как-то странно, что в ряду его колоссальных статуй, изображающих первосвященников римских, беднее и едва ли не ниже всех по достоинству именно та, на которой изображен первоверховный апостол. Правда, по части искусства я не знаток и, быть может, сильно ошибаюсь в художественной оценке этого древнего произведения; но, на взгляд всякого обычного посетителя храма, эта старая, мрачная, вылитая из темной бронзы и как бы для усиления контраста посаженная на беломраморном троне, статуя с довольно грубо сделанными складками одежды и какими-то странными, в высшей степени искусственными кольцами волос, далеко не выдерживает срав-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В римско-католической церкви только один высший судья научных спорных вопросов, имеющих отношение к вере, разрешения политических и социальных вопросов, философских и моральных теорий. И так как решения этого судьи представляют непосредственное и неопровержимое выражение духа и воли Божией, то не принимать их безусловно тоже самое, что разрушать основы, на которых покоится здание католицизма. От этого понятия о власти проистекает в Пии X его сильная антипатия против модернизма, который именно стремится ограничить иерархический абсолютизм римской церкви. И эту сильную антипатию Пий X не скрыл в своем сердце, он объявил её всенародно в не менее сильных выражениях и таким образом довел дело до открытого разлада между двумя партиями, которые морально разделяют современный католицизм. Он вызвал борьбу на жизнь и смерть между традициональным, консервативным элементом римской церкви, элементом, который, будучи врагом всего нового, дрожит над сохранением остатков старых привилегий, и элементом либеральным, – —414— папа сказал бы революционерным – который, любя церковь и считая, что она находится в опасности, хотел бы взяться за хирургические инструменты. Перед нами два враждебных лагеря, и вина или же заслуга Пия X состоит в том, что он ясно определил позиции того и другого, отделил пшено от плевел, определил с большей точностью, что значит хорошие католики и католики испорченные. Энциклика Pascendi представляет именно объявление войны Пия X, чтобы решить духовным оружием великий спор, вызывающий и поддерживающий внутренний разлад в лоне католицизма. Энциклика направлена против модернизма, который мы упорно продолжаем называть новокатолицизмом. Действительно, трудно придумать термин более странный и неудачный, как модернизм, для определения новых направлений католической мысли. Самый мистический и самый блестящий писатель модернист, экс-иезуит Георгий Тиррель замечает, что этот термин приведет в заблуждение будущие поколения: «Название либерализма могло бы иметь более ясное и продолжительное значение, но так как дело заключается в том, чтобы смело отрицать истину и значение всего того, что всё человечество считает интеллектуальным и моральным прогрессом последних веков, и торжественно утверждать, что почти всё развитие, происшедшее в лоне церкви, ничто иное, как механическое извлечение из того, что в неё было вложено, как в тесный пакет, 2000 лет тому назад, то термин модернизм может быть понят в обратном смысле, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Николай I выразил желание посетить Рим и встретиться с папой. Накануне встречи Г. с императором в нояб. 1845 г. мон. ордена воскресенцев А. Еловицкий привез в Рим некую Макрину Мечиславскую, выдававшую себя за игумению униатского василианского мон-ря в Минске и рассказавшую о жестоких истязаниях со стороны рус. властей и лично еп. Иосифа (Семашко), к-рый якобы избил ее за отказ принять Православие. История Мечиславской вызвала широкий резонанс в европ. обществе (в англ. парламент был подан запрос о религ. преследованиях в Российской империи, во Франции Мечиславскую принимали как мученицу за веру). 5 нояб. Г. дал аудиенцию Мечиславской и Еловицкому, поручив организовать комиссию по факту гонений на католиков в России. В янв. 1846 г. российское правительство на основании проведенного расследования опровергло факт существования жен. василианского мон-ря в Минске; впосл. историк иезуит Я. Урбан доказал, что Мечиславская была самозванкой ( Urban J. Makryna Mieczysawska w wietle prawdy. Kraków, 1923), действовавшей по указке представителей польск. политических кругов. Несмотря на прием, оказанный в Риме Мечиславской, 13 и 17 дек. 1845 г. состоялись 2 личные встречи Николая I с Г. Император обратил внимание папы на действия польск. эмиграции, препятствовавшей налаживанию отношений России с Римом, и на недопустимость участия польск. католич. духовенства в революционно-освободительной борьбе. Со своей стороны Г. подтвердил неизменность позиции Папского престола по польск. вопросу, но указал на законодательные ограничения деятельности католич. Церкви в Российской империи и на необходимость усиления контроля со стороны Папского престола над католич. Церковью в России. После отъезда Николая I в Риме в течение месяца проводились переговоры между рус. канцлером К. В. Нессельроде и гос. секретарем кард. Л. Ламбрускини, итогом к-рых стала договоренность о подготовке конкордата между Россией и Папским престолом, заключенного в 1847 г. при преемнике Г., папе Римском Пии IX . Церковная деятельность Г.

http://pravenc.ru/text/166779.html

Затем, правовое понятие тесно связывало отношения между освобожденным рабом и его господином. Этот раб становится libertus — свободным, но не вполне. Господин становился по отношению к нему patronus, а раб назывался libertus. На ли-берте лежали по отношению к патрону некоторые нравственные и юридические обязанности. В случае недолжного поведения со стороны libertus " a к своему патрону последний мог удалить его из Рима за сотый камень — стоило только сказать об этом префекту. Все подобные мероприятия с успехом применяли потому, что власть находилась в руках префекта.    Таким образом, в римском управлении было оригинальное понятие о «сотом камне». Фигура сотого камня не может быть начерчена в виде правильной геометрической фигуры: нельзя, например, отмерить этот сотый камень, установив ножку циркуля в Риме, а другой очертив круг, радиус которого равнялся бы ста камням. На самом деле сотый камень считался только по дорогам, которые вели в Рим или шли из Рима. Это была весьма условная фигура. Только в настоящее время с достаточной математической и географической точностью выяснено (Pertsch), где на различных дорогах лежал этот сотый камень. Римская миля равняется нашим 693 саженям. Ultra centesimum lapidem лежали, например, Perusia (ныне Perugia — город, архиепископскую кафедру которого занимал Лев XIII до избрания в папы), Capua — метрополия Кампании. Площадь intra centesimum lapidem равна всего 27800 кв. километрам.    Спрашивается, ecclesiae suburbicariae лежали ли в 10 provin-ciae suburbicariae, или же в regiones suburbicariae intra centesimum lapidem? В пользу второй альтернативы говорит уже то, что римский епископ здесь ставится в аналогию с высшим гражданским сановником (vir illustris praefectus praetorio Romae), а не со средним (как vicarius). Затем, слишком мало вероятности в том, чтобы в Сицилии и южной Италии не привилось митрополи-танское устройство. Ведь оно являлось выражением епископского самоуправления и, например, в близкой к Риму Африке получило в известном виде широкое применение. Таким образом, естественно предположить, что особые отношения римского епископа к «церквам подгородным» практиковалось intra centesimum lapidem, а не в 10 provinciae suburbicariae.    Римский иерарх был епископом для города Рима, митрополитом по отношению к ecclesiae suburbicariae. В этих границах его юрисдикция была вне всякого спора. В настоящий период папы стремятся подчинить ей всю западную церковь, т. е. развить ее в той территории, границами которой на севере были еписко-пии германские, на юге — церкви Африки, на западе — Галлия и Испания, и на востоке — границы префектуры иллирийской. Таким образом, западная церковь настоящего периода начиналась весьма недалеко от Константинополя: нынешние города Никополь и Филиппополь принадлежали востоку, но Сердика (ок. нынешней Софии), Фессалоника, в каких-нибудь 400 верстах от стен Константинополя, со всей Грецией, причислены были уже к западу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010