Прибывшие в Таврику в конце VIII — начале IX вв. монахи-иконопочитатели своим духовным наставником считали преподобного Феодора Студита. Об этом свидетельствует, например, направленное в 821 г. преподобным Феодором “письмо к епископам, сосланным ради Христа в Херсонес” 14 . “Прибыв туда, — писал Преподобный, — вы явились светильниками для находившихся во мраке и заблуждении жизни, руководителями слепых, учителями добродетели, проповедниками благочестия” 15 . Преподобный Феодор Студит обращается с напутствиями и к отправляющимся в Крым монахам 16 . Таковы были связи Студийской обители с теми землями, где позднее довелось побывать святому равноапостольному князю Владимиру, просветителю Киевской Руси, которые спустя почти тысячелетие вошли в состав Российского государства. В период ослабления иконоборческих гонений Студийский монастырь трудами преподобного Феодора быстро возрождался; были годы, когда здесь подвизалось около тысячи насельников. Сам же преподобный Феодор неоднократно подвергался ссылкам и гонениям. Ему пришлось жить вдали от Студийской обители — на о. Халки, и лишь смерть императора Никифора в 811 г. принесла ему временное облегчение. Затем последовала очередная ссылка в Малую Азию и, наконец, смерть в изгнании на Проти — одном из Принцевых островов в 826 году. В 842 г. в Константинопольской Церкви окончательно восторжествовало иконопочитание; имя преподобного Феодора Студита — активного противника иконоборчества — заняло одно из почётных мест в сонме святых Православного Востока. В 844 г. его останки были перенесены в Студийскую обитель и, сопровождаемые торжественным шествием многочисленной братии, были положены в гробнице рядом с телом его брата — Иосифа, архиепископа Солунского (ум. в 825 г.), который также скончался в изгнании 17 . После 842 года, при императоре Михаиле III (842–867), в Константинополь начали возвращаться ближайшие ученики преподобного Феодора Студита. Один из них, преподобный Навкратий, стал игуменом в Студийском монастыре, и для обители снова наступило время расцвета. Монастырь продолжал процветать и при преемниках преподобного Навкратия (ск. в 848 г.) — Николае Студите и Софронии, трудами которых число братии по-прежнему увеличивалось 18 . Влияние столичного монашества с этого времени стало постоянно возрастать: с 842 по 1204 гг. из 43-х Константинопольских патриархов 26 вышли из монастырей, причём среди них Антоний III (974–979) и Алексей IV (1025–1043) — из Студийской обители.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

312 Греческое τραννος, употребленное здесь преп. Феодором, в классической литературе обозначало единоличного властителя, незаконно, насильственным образом пришедшего к власти. Таким образом, преп. Феодор отказывается признавать законность епископской власти нового архиепископа Фессалоники. Ред. 314 Смотри выше письмо 43 и ниже 263, 302, 326, 333, 341, 355, 358, 368, 381, 402, 407, 410. Ред. 318 Новацианский раскол произошел в III в. после гонения императора Декия (249–251 гг.). Называется так по имени своего основоположника Новациана. Новациане утверждали, что падшие во время гонений (которых оказалось немалое количество и которые после гонений, осознав свое падение, умоляли о принятии их в Церковь ) и соделавшие смертные грехи после крещения должны быть изгнаны из Церкви и не могут быть приняты обратно, поскольку Церковь это общество святых. Переходивших же из Православия в этот раскол они перекрещивали. Ред. 322 Патриархи Константинопольские: Анастасий, Константин II и Никита I (правили в 730–780 гг.). Ред. 329 Письмо датируется началом 812 г. (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 186–187). Монастырь св. Петра, настоятелем которого был игумен Антоний, находился возле малоазийского города Пиманины, располагавшегося в 50 км к югу от Кизика, и известен по актам VII Вселенского Собора (см.: Mansi XIII 153a; Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 200; Prosopographie der Mittelbyzantinischer Zeit. Hrsgb. v. Von Lilie R.-J., Ludwig K., Pratsch Th. Berlin, 2006–2009. Vol. I. S. 548). Ред. 330 В ТФС: «чуждые епископы». Преп. Феодор употребляет здесь слово αλλοτριεπσκοπος (букв.: посягающий на чужое) с отсылкой на Первое Послание ап. Петра ( 1Пет. 4:15 ). Таким образом, здесь мы видим тонкую игру слов, характерную для преп. Феодора: в Новом Завете речь идет не о представителях иерархии, а о преступниках вообще, в письме же преп. Феодор обвиняет епископов, принявших постановления собора 809 г., в тех преступлениях, которые они приписывали ему и его единомышленникам. Ред. 333 Написано до 4 апреля 814 г. В PG и ТФС было помещено отдельно, среди догматических творений, а не среди писем. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

К иерусалимским песнотворцам он относит Андрея Пира, которому принадлежит 85 самогласнов, начиная от мясопустной недели и кончая пятком Ваий. 15 Патриарх Иерусалимский Илия III (+ ок. 797) является автором двух стихир недели Ваий «Страшно еже впасти в руце Бога жива» и «Сонмище лукавая и прелюбодейная». 16 Святой Стефан Савваит написал стихиры в недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустной и самогласны. 17 К группе известных константинопольских гимнографов принадлежат: патриархи св. Герман (+ 740) и св. Тарасий (+ 806). Св. Германом написаны самогласен Лазаревой субботы «Велие и преславное чудо совершися днесь». Св. Тарасий является автором тропаря пророчества Великой субботы «Содержай концы гробом содержатися изволил еси Спасе». 18 Монахи Студийского монастыря – Феодор (+ 826) и Антоний являются составителями гимнографических текстов. Феодор Студит написал каноны на субботу и неделю мясопустные, сырную субботу, неделю крестопоклонную. 19 Антонию Студиту, продолжателю труда св. Феодора, принадлежит собрание трипеснцев, седальнов и стихир на сырную седмицу. 20 Св. Климент – автор трипеснцев и стихир первой, второй, третьей, четвертой, пятой и шестой седмиц. Иосиф Песнописец (+883) – подражатель Феодора Студита , автор канонов Страстной Седмицы для Великих понедельника, вторника и среды и канонов на недели блудного сына, мясопустную, сырную, св. Феодору Тирону; на вторую и третью недели поста. 21 К IX в. можно отнести следующих менее известных константинопольских песнописцев: Христофора, Сергия Логофета . Первому принадлежит канон сырной недели о падшем Адаме. Второму – самогласен Великого пятка. 22 Из иерусалимских песнописцев IX в. встречается имя лишь одного известного св. Феофана Начертанного . Ему приписываются песнопения: каноны пророкам и на Торжество Православия в первую неделю; на вторую неделю о блудном сыне; на среду крестопоклонной седмицы, а также стихиры Великих пятка и субботы. 23 На рубеже IX–X вв. было немало других песнотворцев, составлявших песнопения для четыредесятницы и страстной седмицы. Сюда относятся: св. патриарх Мефодий (+ 847); Игнатий, митрополит Никейский (+ ок. 860), ученик патриарха Тарасия; Кассия – монахиня и игуменья основанного ею в Константинополе монастыря и др. 24

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, по правилам святых подвижников, одежда монаха должна быть не драгоценная, не пышная, но соответствующая духовной нищете монаха. Он должен не тщеславиться ею, но и в одежде являть смиренномудрие. Касательно и пищи монах не должен иметь ничего лишнего, ничего, что превышало бы дневную нужду; например, не должен иметь у себя в келье даже и куска хлеба для следующего дня (и уж тем более, особенно в условиях общежитной обители, заботиться о заготовлении пищи на многие дни) – по заповеди Спасителя (см.: Мф 6, 25–34 ). Монах всегда должен пользоваться только самым необходимым и добровольно расставаться со всем тем, что рано или поздно у нас отнимет смерть: не должен он через стяжание привязываться к земле. Не должен он заботиться о стяжании имения и для того, чтобы не ослаблять в себе надежды на Бога и усердия в духовных подвигах. Например, при жизни преподобного Кирилла Белозерского в его обители никому не позволялось иметь что-либо в келье, кроме самых нужных вещей, и называть что-либо «своим», – но все у них было общим. III Монашество, имея целью служение Богу, угождение Ему и личное спасение, всегда благотворно влияло на мир, – иногда и не замечая того – помогая ему как на путях всеобщего спасения, так и во многих добрых делах, проявляя тем самым обильную любовь к ближнему. Как говорит о такой роли монашества аскетический писатель епископ Петр: «Монашество, или что то же – обеты девства, нестяжательности и послушания, составляющие [собственно подвижническую] сущность монашества, возвышая истинного последователя Христова на высшую степень совершенства – святости жизни и чистоты ведения предметов Божественных и человеческих, составляет истинный духовный цвет, украшение Церкви, образует лучших ее служителей и ратоборцев против царства тьмы, а через это имеет благотворное влияние на всех членов Церкви». Кратко, но замечательно точно говорил о том же самом и преподобный Иоанн Лествичник : «Свет инокам суть Ангелы, а свет всем мирским людям суть иноки». Монахи-подвижники во все времена вместе со своими епископами защищали Православие от еретиков. Так, преподобный Антоний Великий по вызову святого Афанасия Великого вместе с ним мужественно боролся против ариан; святой Кирилл Александрийский посылал монахов для защиты Православия против несториан и особо хвалил их ревность. Многие святители и преподобные столь же ревностно защищали Иконопочитание от иконоборцев – например, святой Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин , преподобный Феодор Студит и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8. Это сказание приведено у Феодорита Киррского (II, 26). Имеются в виду события 337-338 гг. (Ср. Петере. 1920, 317-318). 9. Экбатаны - древнее название города Хамадан (Персия). Известия о богатствах Экбатан могли быть заимствованы из древней литературы о походах Александра Македонского. Однако в данном месте Лев Диакон допустил ошибку: желая показать свои познания в старинной литературе, он, по-видимому, принял название Экбатаны за старинное название современного ему Багдада, который, действительно, слыл тогда самым богатым городом в мире. 10. Слова историка " где установлена власть агарян " Лоретте (147) понимает как " где находится дворец князя агарян " . 11. Кармания - область у Персидского залива, простирающаяся в сторону Каспийских ворот (Страбон. XI, II, 9, 14). В действительности имеется в виду пустыня Джебель-Хамрин на пути к Багдаду (Хонигман. 1935, 99, примеч. 1). 12. Серскими назывались ценные шелковые ткани, вывозившиеся из Индии (Книга эпарха. 149). 13. Низложение патриарха произошло весной 974 г. Насколько была острой внутрицерковная борьба во второй половине Х в., можно судить по сохранившимся трактатам (Даррузес. 1966), в которых говорится о попытках митрополитов захватить власть в церкви и лишить патриарха всякого влияния. С одной стороны, сторонник патриарха Никита Амасийский жалуется, что два-три митрополита захватили всю власть, а патриарха, словно раба, тащат куда хотят. С другой - некий аноним протестует против права Константинопольского патриарха вмешиваться в выборы епископов и митрополитов. Лев Диакон, как кажется, сочувственно относится к смещенному патриарху. Очевидно, Василий Скамандрин был неугоден епископам, и против него началась кампания клеветы. 14. Скамандр - река в Малой Азии во Фракисийской феме. О каком монастыре идет речь, неизвестно. 15. Антоний III Студит был патриархом с 974 по 979 г. (Грюмель. 1958,436). 16. Студийский монастырь основан в 463 г. Играл большую роль в византийской истории VIII-IX вв. Позже русские монахи имели связи со Студийским монастырем.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

В поздневизантийской письменности эти слова имеют все большее отношение к монашескому постригу, см. особо у прп. Неофита Затворника: Прп. Неофит Затворник. Гомилия 5, 46:1–3. И др. 88 Акты Протата,Хрисовулл и Типикон Мануила II Палеолога (1406 г.). Вступление:18–20. «Прежде монахи должны, насколько возможно, соблюдать отречения. Ибо чин монашеского жительства не только в том, что относится к исполнению добродетелей, но и к приобретению других духовных (даров)». 89 Прп. Дорофей. Душеполезные поучения 1, 19:5–9. 90 «Отречение не только от отдельных живых существ, но и от помыслов показывает совершеннейшее любомудрие монахов, осуществляющееся в знании единотворных заповедей» ( Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии P. 117:24). 91 Юстиниан император. Новеллы 675:1–6. 92 Прп. Симеон Столпник. Слово. 4. P. 52:24–25 περιστερ μλυντος κεραα ν στερσει τκνων, κα μοναχς δι σωφροσνην ποτκτης τν γηνων. 93 Кирилл Скифопольский . Житие Евфимия P. 18:79. 94 Прп. Ефрем Сирин. Побудительные слова египетским монахам 47. 95 Прп. Ефрем Сирин. Увещание аскетам. P. 347:1. 96 Прп. Ефрем Сирин. Увещание аскетам. P. 351:5–6. 97 Свт. Геннадий Схоларий писал монахине Софросинии (Целомудренной), что она выбрала целомудрие: Πρν μπλακναι τας καταιγσι κα τας (5) ταραχας το τν πολλν βου, ντως σωφροσν κα γνσει κεραξελξω τ κλλιστον• πσαν πρριψας τν ματαιτητα τν προσηλωμνων τ β γυναικν• τ ληθιν νυμφεθης νυμφ Χριστ. 98 Даниил Ckumckuй.Thomais Alexandrina A:33–42. 99 См. доклад иг. Дионисия (Шленова) . Добродетель послушания в греческой святоотеческой традиции (V международная богословская конференция, 2009 г.) 100 Апофтегмы (анонимное собрание). 225:1–8. 101 Апофтегмы (алфавитное собрание) 10. 102 Иоанн Мосх . Луг духовный 143. P. 3005:22–24. 103 Лествица. 23, 965:29–33. 104 Апофтегмы (систематическое собрание) (cap. 10–16). 14, 9:1–2. 105 Житие Симеона Столпника Младшего 27:8–12. 106 Св. Антоний III Студит. Поучение 3:113–117. 107 В житии св. Андрея Юродивого обличается нерадивый монах. «В этом ли состоит чин монахов и нестяжание и удаление из тщетной жизни?». (32:2064).

http://azbyka.ru/tri-monasheskih-obeta-k...

ок. 945—960 — Святая Ольга, кнг. киевская. 950 — Кончина святого Андрея Юродивого, славянина из Новгорода, подвизавшегося в Константинополе. 956—970 — Полиевкт, патр. Константинопольский. ок. 945—960 — Кнг. киевская Ольга приняла в Константинополе крещение с именем Елена. 959—963 — Имп. Роман II. 959—963 — Святослав Игоревич, кн. киевский. ок. 960—972 — Имп. Никифор II Фока. 967 или 968 — Вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию. 969 — Кончина святой равноапостольной кнг. киевской Ольги. 969—976 — Вторичное вторжение кн. киевского Святослава в Болгарию. 970 — Имп. Иоанн I Цимисхий. 970—974 — Поражение русских войск в Болгарии от имп. Иоанна I Цимисхия. 971 — Василий I Скамандрин, патр. Константинопольский. 972—97880 — Договор кн. киевского Святослава с греками. 974—979 — Ярополк I Святославич, кн. Киевский. 976—1025 — Антоний III Студит, патр. Константинопольский. 97880—1015 — Имп. Василий II Порфирородный. 983 — Святой Владимир I Святославич, кн. Киевский. 979—991 — Мученическая смерть в Киеве святых Феодора и Иоанна варягов. Николай II Хрисоверг, патр. Константинопольский.    См.: Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере. Чл. 10 (99).    Так, из Херсонеса Таврического принесена была святая вера равноапостольным Владимиром сперва в Киев, потом и во всю Россию; епархия Готская, существовавшая в Крыму с четвертого века, в прошлом столетии подчинилась власти Святейшего Всероссийского Синода, и одна из древнейших Церквей – Грузинская – в наши уже дни присоединилась к Русской Церкви.    Древняя, геродотовская Скифия простиралась от устья Дуная (Истра) или даже от Балканских гор (Гемуса) до Азовского моря и Дона (Танаиса). Южною ее границею были частию Дунай и Черное море, восточною – Азовское море и Дон на неопределенное пространство, западною – Прут или несколько далее, также на неопределенное пространство к северу. Так понимали эту Скифию и в первом веке по Рождестве Христово (см. в Археографическом атласе Европ. России Потоцкого (100) Географию Геродота, затем Географию Помпония Мелы, Тацита и снес.: Hist.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Константин такую приобрел к себе любовь императрицы и самого императора, что Самон уязвился завистью к нему и оклеветал его пред императором, будто Константин имеет очень близкое обращение с императрицей 28 . Император, возревновав, приказал постричь Константина в монахи, но вскоре опять велел облечь его в мирскую одежду и возвратил во дворец. Бывший пред Полиевктом, патриарх, сын царя Романа Лакапена, евнух Феофилакт вел жизнь весьма непристойную, так что историк Кедрин не решился описывать деяния его. Но о сем еще ниже. Может быть и другое объяснение того, почему в житии святого Андрея не говорится о скопечестве Епифания. После скажем, что житие святого Андрея издано не священником Никифором, духовником Андрея, а другим лицем по смерти Никифора в измененном и восполненном виде. Последующий писатель, переделывавший отчасти и дополнявший житие, вероятно, умолчал о скопечестве Епифания, чтобы прославить его более, так как евнушество не особенно уважалось в Константинополе. О знаменитых полководцах из евнухов историки и поэты говорили, что хотя он и евнух, но имел мужественную душу, следовательно евнухов приравнивали к женскому полу 29 . Вообще очень много оснований к тому, чтобы в юноше Епифании признать монаха, потом патриарха Полиевкта. Препятствия показанные несущественны и устранимы. Но если кого удерживает от признания юноши Епифания за патриарха Полиевкта умолчание в житии святого Андрея об оскоплении его родителями, то может быть указан другой патриарх константинопольский, который в мире мог носить имя Епифания. Это Антоний III Студит. По смерти Полиевкта возведен был на патриарший престол в неделю Православия (13 февраля 970 года) Василий Скамандрин из весьма строгих подвижников горы Олимпа, по свидетельству современника Льва диакона, муж святой жизни, почти не ядущий и бесплотный, много предсказывавший, по откровению свыше, Иоанну Цимисхию до воцарения его, и потому по воцарении возведен им в сан патриарха, но через 4 года низведен при том же царе собором епископов по наветам епископов недовольных патриархом и обвинявших его в том, что он злоумышлял против царя 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

возродивший иконоборчество, еще бывшее популярным в военной среде. Лидер иконопочитателей прп. Феодор Студит настаивал на полном невмешательстве светской власти во внутренние дела Церкви. Созванный Львом V Собор в храме Св. Софии (815) подтвердил постановления иконоборческого Иерийского Собора 754 г. и отверг решения VII Вселенского Собора в Никее. Сторонники иконопочитания, в первую очередь монахи, подверглись репрессиям. При Михаиле II (820-829) иконоборческий курс значительно смягчился; преследования монахов практически прекратились. В 821 г. преемником Патриарха Феодота I Касситеры стал не ревностный иконоборец Иоанн VII Грамматик, кандидатура к-рого считалась наиболее вероятной, а Антоний I Кассимата, не имевший прямого отношения к преследованию иконопочитателей. Умеренность иконоборческого курса обеспечила лояльность клира и части монашества. Михаил II попытался также восстановить союз с Римским престолом на компромиссной платформе, предложенной франк. имп. Людовиком Благочестивым: иконы разрешено помещать в церквах, но запрещено воздавать им поклонение. Сын Михаила имп. Феофил (829-842) возобновил репрессии против иконопочитателей. Наиболее известные исповедники этого времени - иконописец Лазарь и братья Феофан и Феодор Начертанные. При Феофиле К-польскую кафедру получил его воспитатель Иоанн VII Грамматик. Вдова Феофила Феодора , возглавлявшая правительство (842-856) при малолетнем Михаиле III, была сторонницей иконопочитания и окончательно восстановила его, постаравшись не допустить при этом нанесения ущерба авторитету имп. власти: К-польский Собор (843) подтвердил решения VII Вселенского Собора, но воздержался от осуждения последнего императора-иконоборца. Это событие получило название «Торжества Православия»; тогда же была составлена 1-я редакция Синодика в Неделю Православия , игравшего впосл. важную роль в закреплении правосл. вероучения. Окончательное восстановление иконопочитания привело к значительным изменениям в отношениях гос-ва и Церкви. Политика императоров-иконоборцев, особенно во 2-й период иконоборчества, была направлена на принижение авторитета К-польского Патриарха, подчинение церковной иерархии контролю светской власти и борьбу с влиянием монашества.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Патриархи Константинопольские за период 381–1453 гг. Нектарий – 381–397 Иоанн I Хрисостом – 398–404 Арасий – 404–405 Аттик – 406–425 Сисинний I – 426–427 Несторий – 428–431 Максимиан – 431–434 Прокл – 434–446 Флавиан – 446–449 Анатолий – 449–458 Геннадий I – 458–471 Акакий – 472–489 Фравита – 489–490 Евфимий – 490–496 Македонии I – 496–511 Тимофей I – 511–518 Иоанн II Каппадокийский – 518–520 Епифаний – 520–535 Анфим I – 535–536 Мена – 536–552 Евтихий – 552–565 Иоанн III Схоластик – 565–577 Евтихий (вторично) – 577–582 Иоанн IV – 582–595 Кириак – 595–606 Фома I – 607–610 Сергий I – 610–638 Пирр – 638–641 Павел II – 641–653 Пирр (вторично) – 654 Петр – 654–666 Фома II – 667–669 Иоанн V – 669–675 Константин I – 675–677 Феодор I – 677–679 Георгий I – 679–686 Феодор I (вторично) – 686–687 Павел III – 688–694 Каллиник I – 694–706 Кир – 706–712 Иоанн VI – 712–715 Герман I – 715–730 Анастасий – 730–754 Константин II – 754–766 Никита I – 766–780 Павел IV – 780–784 Тарасий – 784–806 Никифор I – 806–815 Феодор Мелиссии Касситера – 815–821 Антоний I Кассимат – 821–837 Иоанн VII Грамматик – 837–841 Мефодий I – 843–847 Игнатий – 847–858 Фотий – 858–867 Игнатий (вторично) – 867–877 Фотий (вторично) – 877–886 Стефан I – 886–893 Антоний II Кавлеа – 893–901 Николай I Мистик – 901–907 Евфимий I – 907–912 Николай I Мистик (вторично) – 912–925 Стефан II – 925–927 Трифон – 927–931 Феофилакт – 933–956 Полиевкт – 956–970 Василий I Скамандрин – 970–974 Антоний III Студит – 974–979 Николай III Хрисоверт – 979–991 991–996 – патриархов не было Сисинний II – 996–998 Сергий II – 1001–1019 Евстафий – 1019–1025 Алексей Студит – 1025–1043 Михаил I Кируларий – 1043–1058 Константин III Лихуд – 1059–1063 Иоанн VIII Ксифилин – 1064–1975 Косма Г- 1075–1081 Евстратий Гарида – 1081–1084 Николай III Кирдиниат Грамматик – 1084–1111 Иоанн IX Агапет – 1111–1134 Лев Стип – 1134–1143 Михаил II Куркуас – 1143–1146 Косма II Аттик – 1146–1147 Николай IV Музалон – 1147–1151 Феодот II – 1151–1154 (Неофит I – 1153–1154)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010