Господь хранит твою душу, пока ты хранишь язык. Если идешь с братиями, иди несколько поодаль от них, чтобы сохранить молчание. Находясь в обществе братии, сохраняй молчание. Если понадобится обратиться к ним, говори кратко и со смирением. Преподобный Антоний Великий. Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души. В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем - молчание. Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем». Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. Преподобный Пимен Великий. Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен открытым дверям?» Преподобный Сисой Великий. Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный». Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. Изречения безымянных старцев. Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,- говорит апостол (Иак. 3:9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил. Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь (Мф. 12:36). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:3-4). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» (Пс. 38:2-3).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=189...

Поэтому нужно назначить кого-нибудь, кто бы мог встретиться с ними, слушать и отвечать на то, что они скажут. Установили, что в этом будут участвовать два месадзона и великий доместик, из архиереев – кир Иоасаф Эфесский и кир Антоний Ираклийский, из ставрофоров – великий хартофилак и великий экклезиарх, из духовников – священник кир Матфей и священник кир Григорий. Вы, наши послы, сойдитесь в монастыре святого Воскресения Христова и, выслушав все это, приготовьтесь к делу». Затем наши пожелали выслушать декрет. Он был прочитан, и мы услышали, что среди прочего он содержит и то, что участники Собора потрудились и исправили новую ересь богемцев 86 , и что так же они уже исправляют древнюю ересь греков 87 . Получив огласку за несколько дней до того, это всеми было тяжело воспринято. Тогда на это сказали, что следовало. Но император и архонты заявили, что «поскольку вы собираетесь встретиться и обсуждать с ними, то мы верим в то, что это и все остальное будет исправлено, как подобает». И с этим мы вышли. 35. Как только наступило утро, я пришел к Патриарху и доложил: «Вчера я решил доложить и просить, чтобы вы сотворили мне благодеяние, и я не ходил бы на встречи, как вы определили. Чтобы меня не сочли дерзким, в тот самый час я оставил это без внимания. Но сейчас я пришел просить и умолять, чтобы ты освободил меня от этих встреч, поскольку я не хочу и не могу связываться с такими делами». И я сильно умолял его об этом. Патриарх же повелел мне делать то, что решено. Там оказались духовник кир Феофилакт и монах кир Каллист Принкипс, в которых я надеялся найти помощников моему прошению. Но когда они увидели, что Патриарх повелевает мне идти с неизбежностью на то, к чему я определен, то и они принудили меня совершить предписанное. 36. Все же были назначены дни, и мы собрались. Пришли вместе с нами также определенные к этому кир Димитрий Ангел Филомат, учитель кир Георгий Схоларий и фра Мануил в качестве переводчика. Итак, месадзоны обратились к ним в согласии со всеми нами, а латинские послы отвечали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

а) Игнорирование медицины в основном встречается в трудах и жизнеописаниях святых монахов-аскетов — таких как преподобные Макарий Великий, Варсонофий Великий, Серафим Саровский. «Многие из них не считали даже нужным лечиться при болезнях» (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Том 2). Своим ученикам они также советовали «при наличии достаточной веры, при болезнях не лечиться у земных врачей, а предавать себя всецело Господу — Врачу душ и телес наших» (Там же). Однако сами святые отцы признавали, что такое отношение к медицине не является абсолютным и общеобязательным для всех христиан — это «идеал, которого могут достигнуть только обретшие совершенство и который поэтому не может быть вменен другим» (Ларше Ж.-К. Болезнь в свете православного вероучения). Отказаться от медицины может только человек, достигший духовных вершин, потому что он всего себя предает в волю Божию, способен терпеть болезнь или получить исцеление от Бога и, отказываясь от медицины, способен сохранять смирение. Большинству же современных христиан благоразумнее применять медицинские средства, потому что они «более доступные, более простые, не спрашивающие с человека той целостности, той глубокой веры, которая требуется для обращения к Таинствам и действиям Церкви» (Антоний Сурожский, митр. Ступени. О болезни душевной и телесной). б) Положительное отношение Церкви к медицине встречается чаще. Оно выражено в словах Священного Писания: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. ( Сир. 38:1-2,4,10 ). Обращение к врачу названо здесь признаком благоразумия, и оно одобряется Богом. Христианин не должен за медицинскими советами идти к священникам, тем более к тем, которые не имеют медицинского образования и опыта работы врачом (Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. Промысл Божий).

http://azbyka.ru/zdorovie/pochemu-ljudi-...

а) Первый тот, что клевета есть великий грех, которого нужно всемерно избегать, так как в сердцах строптивых, клевещущих на ближняго, не почивает, по словам препод. Саввы, ни смирение, ни благодать Божия. аа) «Слово Божие учит»: «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Eф. IV, 31 ). Верные должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастие человеку: кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Nemp. III, 10 ). Христиане должны воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляет оть Бога: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближняго своего ( Nc. XIV, 1, 3 ). бб) Св. отцы сильно порицают клевету и предающихся сему пороку. «Св. Антоний Великий » пишет о клевете: «язык дракона менее вреден, нежели язык того, кто любит клеветать: ибо такой человек производит распри и ссоры между людьми, живущими смирно, посевает зло между ближними и разрушает весьма многия и полезные общества... Кто принимает к себе такого человека, того вовлекает он во многие грехи; кто сообщается с ним, тот сообщается с убийцею; убийца и клеветник производят одинаковыя действия: как убийца мечем умерщвляет тело, так клеветник словами умерщвляет душу. Язык клеветника подобен жалу змеи; даже безопаснее жить со змеею и скорпионом, нежели с клеветником. Многие грехи гораздо простительнее клеветы. Клеветник и тот, кто слушает его, вместе с ним получает одинаковое осуждение. Безопаснее бывает приблизиться к огню и обжечься им, нежели приблизиться к клеветнику и говорить с ним. Итак, дети мои возлюбленныя, удаляйтесь клеветника, – убегайте его; кто бы он ни был, отец ли, или брат кого-нибудь из вас. Лучше жить со львом или со львицею, нежели с клеветником. Не стыдитесь удаляться от него, иначе он заразит вас ядом». (Слов. о смирении).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Было бы смешно благо мира заключать в одном именовании мира... Если же согласие с людьми вредными заставляет вступающих в него под видом мира поступать враждебно, то... не принадлежат ли они к числу не имеющих со мною [церковного] общения? ( 10, 182 ). Миротворец, ублажаемый Господом ( Мф. 5, 9 ) – споспешник Господу, по слову апостола: «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: «Примиритесь с Богом» ( 2Кор. 5, 20 ); и еще: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» ( Рим. 5. 1 ). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «Мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю» ( Ин. 14, 27 ). Святитель Василий Великий ( 8, 267 ). Сам Господь повелел нам искать мира, чтобы стяжать его. Тщательно познаем значение мира Божия и устремимся к нему, как и Господь сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин. 14, 27 ), чтобы никто не мог укорить нас, что мир наш – мир грешников. Преподобный Антоний Великий ( 82, 18 ). Мир, срастворенный с правдой, – божественное дело. Если же одно будет без другого, это повредит добродетели, потому что и у разбойников, и у волков есть между собой мир, у одних – ко вреду для людей, у других – на гибель овцам. Но такого мира, не украшенного правдой, не назову миром; только если он сходится с правдой, он в подлинном смысле будет называться миром. Почему и Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф. 10, 34 ). А что запрещает не всякий мир, но сопряженный с пороком, об этом говорит в другом месте: «Мир Мой даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Ибо в подлинном смысле мир есть тот, который украшен правдой и благочестием ( 51, 272 ). Есть святая брань, и есть мир хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых» ( Пс. 72, 3 ). Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на тех, кто не причинил им никакого вреда, и волки собираются в стаю, когда жаждут крови, и прелюбодей с прелюбодейцей, и блудник с блудницей живут в мире. Поэтому не полагай, что мир везде есть благо; нередко бывает он хуже всякой войны. Когда мирится кто-нибудь со злословящими Промысл и заключает договоры с людьми недостойной жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда обитает он где-то вне и вдали от пределов мира. Поэтому [апостол] Павел и сказал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» ( Рим. 12, 18 ), ибо ясно знал, что иногда это и невозможно ( 51, 424 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В другом месте святой Антоний Великий так говорит: «Не ходите вслед похоти очес своих и не расслабляйтесь сердцем своим. Ибо злая похоть развращает сердце и омрачает ум; дальше отходите от нее, да не прогневается на вас живущий в вас Дух Божий. Станем подвизаться за чистоту даже до смерти и всячески блюсти себя от скверны похотей» . Так говорил великий святой, всю жизнь свою посвятивший только Богу. Так говорят и все подобные ему бесчисленные подвижники благочестия, отшельники, монахи. Они возненавидели плоть свою, возненавидели все утехи мира, все прелести, все соблазны мира. Они тело свое хлестали, как вьючное животное, как раба ленивого и непослушного. Они изнуряли плоть свою постом и бдением и достигали власти духа над телом. Они достигали того, о чем говорит апостол Павел в послании к Галатам: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Бо-жия не наследуют» (Гал. 5, 16–21). Видите, совершенно так же определенно говорит и св. апостол о том самом, о чем говорил нам Господь Иисус Христос: «Не можете служить Богу и маммоне». Не можем служить плоти и духу, надо выбирать одно. И все люди производят решающий их судьбу выбор. Огромное, огромное большинство людей предпочитают служение плоти, а не духу. Я только что сказал о тех великих преподобных, которые служили только духу, а не плоти в великом подвиге благочестия. А им противоположны люди скотоподобные, люди звероподобные, люди, служащие страстям своим и похотям, люди, которые ради того, чтобы получить наслаждение плоти, ни пред чем не останавливаются — даже пред убийством ближних своих. Это люди плотские, вполне противоположные людям духовным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

В этом мире «всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). Зовет Христос: «Кто жаждет, иди ко мне и пей... Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него» ( Ин. 7:37,39 ). «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную.... Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6:27,51,54 ). Вот божественная пища, которою Он питает Свою Церковь в пустыне, где уготовал ей место. В этой пустыне нет потоков слов суетной мудрости этого века, но есть «глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ), «словесное молоко» Слова Божия, питающего сердце. В этой пустыне нет всевозможных вод, услащающих язык и охлаждающих его в жару, но есть святая вода, есть святая агиасма – Богоявленская вода, освящающая всех, услаждающая душу и охлаждающая ее в зное земных невзгод. Здесь нет благовонных мастей и духов, но есть святое миро – благоухание Духа Святого. Нет жиров, утучняющих чрево, но есть святой елей, умащающий главу и благословляющий человека. Здесь нет изобилия яств и питий, но есть плоть и кровь Богочеловека, питающие в жизнь вечную. Взирай, душа, на таких пустынников, как святые Антоний Великий , Макарий Великий , Мария Египетская и многих других и их молитвами да дарует и тебе Господь силы бежать из мира суеты и греха в спасительную пустыню! Тысячу двести шестьдесят дней – это 42 месяца, или три с половиной года царствования антихриста. Рассвирепевший дракон, выпущенный перед кончиной века на короткое время творить беспрепятственно свои козни, направит в первую очередь все свои силы на борьбу с Церковью, чтобы пожрать всех чад ее. Церковь будет единственным настоящим противником антихриста. Никакие общественные системы, государства, финансовые силы, никакие учения и другие религии не устоят перед ним. Только Церковь противостанет ему, только ее чада не примут печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Великий и верховный среди постников, блаженный Антоний, сострадал человеческому и сродному естеству, видя, что одних людей ласкают, других мучают, одни веселятся среди богатства, другие страдают в нищете, одни живут до старости, другие же умирают в юности, — видя это, он не спорил, не многоглаголал, не возражал, но стал молиться о них и услышал глас Божий, говорящий ему: “Антоний, заботься о себе, а о том, о чем Бог не повелел, не спрашивай”. Подумай, страстный и окаянный, недостойный даже тени упомянутых, кто ты есть и о чем ты спрашиваешь, надоедая Богу рассуждениями! Ибо Он говорит: “Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?”(Мал. 1, 6.) Ведь благоговеющий не спрашивает, не выпытывает, но поклоняется и прославляет и всему верует. Как сказал великий Павел об Аврааме и о послушании его: “Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное”(Рим. 4, 20я — 21.). И еще он говорит: “Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя”(Евр. 10, 38.). Ведь мы, братия, живем не для сомнения погибельного, но для веры, спасающей душу: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом… Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое… А без веры угодить Богу невозможно”(Евр. 11, 1, 3, 6.). И еще говорит апостол: “Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу”(2 Кор. 10, 4–5.). Ибо сказано Святым Духом: “Верен Господь во всех словах Своих”(Пс. 144, 13.), в том, что повелевает, или отвергает, или обещает, или запрещает (Ср.: Втор. 7, 9; 32, 4; 2 Тим. 2, 13; Евр. 10, 23.). И довольно об этом. Слово десятое, против ереси новгородских еретиков, хулящих творения святого Ефрема и говорящих, что творения его ложны. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что творения святого Ефрема истинны и соответствуют писаниям пророческим, евангельским и апостольским

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010