12 февр. 901 г. скончался патриарх К-польский свт. Антоний II Кавлей , занимавший кафедру с 893 г., и его преемником стал Н. М. После того как 1 авг. 902 г. арабами была захвачена крепость Тавромений (ныне Таормина), важный опорный пункт Византии на о-ве Сицилия, неск. вельмож были обвинены в гос. измене и приговорены к смертной казни, однако Н. М. успешно ходатайствовал перед императором об их помиловании. Согласно ряду источников, патриарха подозревали в том, что он был соучастником покушения на Льва VI в ц. св. Мокия (11 мая 903). Впрочем, эти сведения могут отражать обвинения, выдвинутые против Н. М. впосл., в ходе конфликта, причиной которого стал 4-й брак императора. На Пасху 901 г. 3-я жена Льва VI, Евдокия Ваяна, скончалась во время родов, вскоре умер и ее новорожденный сын Василий. Ок. 904 г. император из династических соображений принял решение взять в жены представительницу влиятельной столичной семьи Зою Карвонопсину (Углеликую), к-рая в мае 905 г. родила буд. имп. Константина VII Багрянородного . Однако Лев и Зоя еще не были венчаны, а Константин, хотя и род. в порфировой палате имп. дворца, в к-рой появлялись на свет наследники престола, формально считался незаконнорожденным. 6 янв. 906 г., в праздник Богоявления, Н. М., исходивший из приципа икономии и не обращавший внимания на противодействие нек-рых митрополитов, крестил Константина, заявив также в частном разговоре, что духовенство молилось о рождении наследника. Крестным отцом выступил патриарший синкелл Евфимий. Предполагалось, что связь с Зоей будет разорвана, однако Лев VI поселил ее во дворце, а весной 906 г. императора венчал с Зоей некий пресв. Фома, к-рый после этого был лишен сана патриархом. В результате конфликт между Патриархией и имп. властью обострился. Лев согласился с предложением Н. М. созвать Собор с участием легатов Римского папы, а также вост. патриархов, однако категорически отказался удалить Зою из дворца до Собора. Н. М. отлучил императора от причастия и запретил ему присутствовать в алтаре. На Рождество, 25 дек. 906 г., Н. М. не впустил Льва через царские (западные) врата храма Св. Софии, потребовав войти через южные. Патриарх взял с митрополитов клятву, что никто из них не позволит Льву узаконить брак без позволения Н. М. Эпизод с отказом пустить императора в храм через царские врата повторился и на Богоявление, 6 янв. 907 г. В февр. Лев поместил Н. М. под надзор в основанный последним мон-рь в Галакринах (Γαλακρηνα) близ Халкидона (точная локализация неизв.; см.: Janin. Grands centres. P. 40-42; Talbot A.-M., Cutler A. Galakrenai//ODB. Vol. 2. P. 815) и добился его отречения от Патриаршего престола. Тем не менее Н. М. сказал, что не снимает с себя священный сан.

http://pravenc.ru/text/2566032.html

И во второе свое патриаршество Игнатий с большой энергией осуществлял право печалования, являясь, – по свидетельству Никиты Пафлагонского, – защитником обижаемых, скорбя вместе с оскорбленными, помогая бедным и милостиво облегчая, насколько было возможно, их нужду 14 . О патриархе Фотии (857–867 и 878–886 г.) также известно, что он выступал со своими ходатайствами пред императором Михаилом III и кесарем Вардою за низложенного патриарха Игнатия и его сторонников 15 . Затем, патриарх Антоний II Кавлей (893–901 г.) был покровителем бедных, защитником вдов и сирот, ходатаем за угнетенных и преследуемых как пред светскими властями, так и пред самим императором Львом VI Мудрым. Своим покровительственным отношением к пастве патриарх заслужил общее уважение в народе. Император Лев Мудрый также высоко чтил этого добродетельного мужа и охотно исполнял его ходатайства за бедных, несчастных, несправедливо преследуемых и наказанных 16 . Его преемник по кафедре Николай Мистик (901–907 и 911–925 г.), один из наиболее выдающихся патриархов средневековой Византии, заявил себя трудами и в отношении печалования. Так, когда друнгарий византийского флота Евстафий и Карамал проиграли битву с арабами, взявшими (902 г.) г. Таормину в Сицилии, и за это были обвинены в измене и осуждены императором Львом Мудрым на смертную казнь, то патриарх Николай выступил пред василевсом с ходатайством об их помиловании. Просьба патриарха была уважена, и виновные были пострижены в монашество – Карамал в обители Пикридия, а Евстафий – в монастыре Студийском 17 . Затем, из письма патриарха Николая к анфинату Ландульфу, правителю беневентскому (в Италии), видно, что он ходатайствовал за последнего перед императорами Константином VII Порфирородным и Романом I Лакапином и старался снять с него подозрение в измене и восстановить покровительственное к нему отношение со стороны византийских василевсов. И это ходатайство патриарха Николая не осталось тщетным 18 . В XI веке одним из выдающихся патриархов византийских был Иоанн VIII Ксифилин (1064–1075 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

Трифона постригся в монашество. Спустя некоторое время, когда нерасположение Льва к Фотию и его родственникам мало-помалу исчезло, Николай был вызван ко двору и даже почтен достоинством мистика – μυστικς, которому поручались государственные дела, подлежавшие тайне. По смерти патриарха Антония Кавлея [Антоний II Кавлей (893–901)] Николай был избран его преемником по кафедре. Он был предпочтён другим кандидатам патриаршества потому, что отличался выдающимся образованием и был вообще талантливым деятелем. И на патриаршей кафедре Николай оказался вполне достойным предстоятелем Церкви и много содействовал внутреннему миру, упорядочению церковного строя, торжеству церковных канонов и независимости Церкви от вмешательства гражданской власти. 35 Что касается его трудов в области духовного просвещения, то и в этом отношении патриарх Николай должен быть выделен из ряда других деятелей эпохи. Продолжатель Феофана говорит, что Николай имел многие преимущества сравнительно с другими в отношении мудрости ( πολλ κατ τς σοφας προτερματα), 36 а Кедрин свидетельствует, что он первенствовал умом и мудростью ( π συνσει κα σοφ δοκν πρωτεειν). 37 Патриарх Николай хорошо знал и понимал Священное Писание , как это видно из некоторых его писем XXII), где он приводит тексты Писания и объясняет их, – был сведущ в святоотеческой письменности (письмо к римскому папе Анастасию III о четвёртом браке, принятом Западной церковью) и особенно в канонах: известно, что он почти всё своё патриаршество посвятил борьбе в защиту акривии канонов, ввиду их нарушения императором Львом VI и разногласия в их оценке со стороны Римской церкви, причём был даже насильственно лишён кафедры (907г.) за свою стойкость в охранении авторитета и независимости Церкви. Затем, патриарх Николай известен и литературными трудами. Особенную историческую ценность имеют те письма, которые относятся к столкновению патриарха Николая с императором Львом VI и Римской церковью из-за четвёртого брака басилевса. Просвещённый и энергичный патриарх, строгий блюститель церковных канонов, вовсе не хотел быть послушным орудием императора Льва, вопреки его расчёту и предположению, что придворный монах и мистик, соученик басилевса, будет и на патриаршем престоле снисходительно относиться к вмешательству царя в церковные дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Мир держит промыслом мудрым: Так образ его на земли Царь всей земли, солнце порфиры, Сын багряницы Василий, Победами славный, равно и словами, Как бы небо второе, составил он книгу, Из естественных кож соплетенную, Как звезды носящую славные образы Прежде всего Бога Слова во плоти, Далее Матери, родшей без мужа, Мудрых, пророков, архангелов, ангелов. Услаждает она ум православных, Приятно и взоры всех веселит. Тех, коих красками живописал, Всех да найдет в своем деле помощниками, В державе пособниками, во бранех споборниками, Страстей свободителями, болезней целителями, На страшном суде пред Владыкою Заступниками теплыми и к вышней славе И Божию царству вождями неизреченными. Бароний под именем императора Василия разумел Василия македонянина (867–889). Но это мнение не верно, 1) потому что Василий македонянин не от царя родился и не может быть назван порфирородным или багрянородным, как Василий называется в предисловии; 2) в месяцеслове находятся святые, скончавшиеся после Василия македонянина, напр. Феофания супруга императора. Льва философа ( ок. 892, память ее 16 декабря), Стефан патриарх константинопольский ( 893, память 17 мая и 25 августа), Антоний Кавлей патриарх константинопольский ( 895, память 12 февраля), Петр аргосский (10 века 3 мая) 313 . Посему последующие и новейшие писатели единогласно приписывают сей месяцеслов импер. Василию II (975–1025). К сожалению, во всем христианском мире сохранился только один экземпляр этого драгоценного памятника и при том в полном и первоначальном виде только за одну сентябрьскую половину года (с сент. по февр. включительно). Вот история его: экземпляр сей, украшенный золотом и драгоценными камнями, принесен был из Константинополя в дар Людовику Сфорце, герцогу миланскому, в конце 15 века; от него перешел в достояние фамилии Сфондратов; кардинал Павел Сфондрат подарил его папе Павлу V, а сей в 1615 году положил его на хранение в Ватинанскую библиотеку. Алляций так описывает его: «месяцеслов написан на пергамене в большой лист (in folio) искусно полированном, хотя от времени несколько побагровевшем, формы квадратной 314 , литеры превосходные; заглавные слова выведены золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Что касается исторических фактов, то для примера можно отметить, что в начале нашей эпохи именно монахи выдвинули из своей среды таких известных патриархов, как Мефодий, Игнатий, Антоний II Кавлей. 107 Евфимий I также был кандидатом монашеской партии и занял престол при горячем сочувствии и содействии иноков. 108 В конце XIII и в начале XIV в. монашеская партия арсенитов принимала весьма живое и деятельное участие в возведении и низведении патриархов и усиленно выставляла кандидатуру лучших своих представителей. Наибольшего значения в деле избрания византийских патриархов монахи достигли в XIV в., когда целый ряд выдающихся представителей Церкви вышел из монашеских обителей Афона (Исаия, Исидор, Каллист I, Филофей и др.). О любопытном эпизоде из этого времени рассказывает историк Кантакузин. После удаления с патриаршей кафедры Иоанна Калеки (1347 г.) возникли горячие речи о будущем предстоятеле Церкви. Очень многие, преимущественно монахи, никого другого не считали более достойным престола, как известного Фессалоникийского архиепископа Григория Паламу , который не только отличался добродетелью, философской жизнью, точным пониманием догматов и опытностью, но и был мужем свободного, независимого характера и смело говорил против самого царя, когда видел нарушение справедливости и блага Церкви. Между архиереями и представителями монахов был, по словам историка, большой спор по этому делу. Монахи, испытавшие в период недавних исихастских споров заключение в тюрьмах и изгнания, надеялись, что патриарший престол будет им наградой за тяжелые невзгоды. А когда кандидатура Григория Паламы встретила оппозицию со стороны архиереев, то монахи стали указывать и других лиц из своей среды, достойных патриаршего престола. Наконец избиратели остановились на монахе Исидоре. 109 Многочисленные патриаршие чины (девять пентад) и столичное духовенство, члены царского синклита и придворные оффикии, византийское образованное общество и простой народ также более или менее живо интересовались делом избрания нового патриарха и принимали то или иное участие в предварительном указании кандидатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Сии месяцесловы изданы Шольцом в конце 1 тома нового завета и отдельно в брошюре: (de menologiis duorum codicum graecotum bibliothecae regiae parisensis 1823 an.) Писаны они при евангелиях пергаменных X в. первый некиим Даниилом, который жил в Иерусалиме на св. горе, а второй в Каллиполи (ныне Галлиполи, на европейском берегу Геллеспонта, против Лампсака). Манускрипты хранились в парижской королевской библиотеке первый под 53, второй под 79. Иерусалимский месяцеслов (от 1 сент. до 7 июня) не имеет последних трех месяцев вследствие потери конца списка. От 1 сентября по 7 июня святые положены в нем на каждый день, не редко по две памяти. На каждый день показаны также чтения из евангелий. Он имеет особенности: 18 сентября св. Феодосии, священномуч. Пиония14 марта (а другие Пиония10, 11 и 15 марта). В означении дней памятей некоторых святых он сходствует с нанианскими месяцесловами (о коих скажем ниже). Разностей в днях памятей святых с настоящими греческими и славянскими минеями не много, но где две памяти в один день, там первые или вторые памяти часто разнятся в числах с настоящими месяцесловами. Самый позднейший по времени святой в сем месяцеслове есть Антоний, патриарх цареградский, Кавлей 895 года 12 февраля. Шольц назвал сей месяцеслов по месту написания иерусалимским, он весьма сходствует с установившимся потом иерусалимо-константинопольским уставом или, что тоже, с настоящими греческими и славянскими минеями: 1 сент. в нем праздник Богородице в Халкопратиях, имена патриархов Константинопольских в изобилии, 2 сент. Иоанн и Павел, 20 нояб. пр. Максим, Анатолий, Геннадий, 13 сент. нет иерусалим. праздника обновления храма Воскресения, 3 нояб. нет Георгия в Лидде, нет совсем Герасима, но есть Исихий, пресвитер иерусалим. (5 марта), Иоанн патр иерус. 29 марта, Иоанн Палеоливрит 18 апр. и другие иерусал. памяти. Основа его древнее X века и святые со службами иногда стоят на втором месте, как после прибавленные. Сн. 30 сент., 19 нояб., 14 марта, 24 апр. Калиполитанский месяцеслов имеет памяти на все дни года, при великом сходстве довольно и разнится от иерусалимского и часто сходствует с флорентийским 1. Он реже имеет две или три памяти в день, чем иерусалимский, а более по одной. Особенности, отличающие его от всех известных древних месяцесловов, следующие: муч. Марина 19 февр. (неизвестен), св. Феофилакта Никомид. 7 марта вместо 8, Иакова исповедника 15 марта (и вторично 21), муч. Руфина 30 апр. (вместо 7 апр.), муч. Льва 18 мая (неизвестен), Симеона дивногорца 6 июля (и вторично 24 мая), муч. Лупна 21 авг. вместо 23, прор. Самуила 23 вместо 20 авг. В нем есть перестановки памятей святых с одного дня на предидущий или последующий день, именно: пр. Феодосия10 янв. вместо 11, а св. Григория нисского 11 вместо 10, муч. Никифора 8 февр. вместо 9, а прор. Захарии 9 вместо 8, муч. Ермия30 мая вместо 31, а пр. Исакия31 вместо 30, муч. Лукиана 2 июня вместо 3, а патр. Никифора 3 вместо 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В состав школьного курса в Византии входила и арифметика, знание которой вызывалось и потребностями жизни. Феофилакт Болгарский в письме к Григорию Каматиру говорит о занятиях сына последнего, Феодора, и арифметикой. Арифметика преподавалась в школах монахов Никифора Влеммида и Максима Планудиса, которые славились своими математическими познаниями, особенно последний. В некоторых школах преподавалась и география, например, в школах при монастыре Никифора Влеммида. Никифор написал два учебника по географии; один для низшей школы, а другой – для средней. В первой книге он говорит о форме, природе, величине Земли и её отношении к другим планетам, а во второй – о странах и городах. В первом учебнике автор по тому или иному вопросу сначала приводит мнения других, а потом излагает свои взгляды. Сведения излагаются здесь популярно и приспособительно к детскому пониманию, так что не может быть сомнения в школьном назначении этого сочинения. Наконец, есть одиночное свидетельство о преподавании в византийских школах истории. О Мефодии Константинопольском сообщается в его житии, что он с детства изучил и историю. Можно ещё предполагать, что исторические сведения сообщались школьникам на уроках пиитики и грамматики, при чтении и изучении классических авторов. Таким образом, курс византийских школ был довольно сложен. Впрочем, нет оснований утверждать, что он был одинаков во всех школах. Общими для всех школ предметами следует признать лишь чтение, письмо, пение, грамматику и счисление: пиитика же, география и история входили в курс только некоторых школ. Но и в этом ограниченном объёме курс оказывался вполне достаточным для сообщения учащимся общего образования и требовал немало времени для ознакомления с ним. Учение начиналось в Византии обыкновенно с 7–8-летнего возраста, хотя известны случаи поступления в школу и в 5-летнем возрасте (Антоний Кавлей, Феодор Эдесский , Михаил Пселл ); заканчивался же курс в 15–16-летнем возрасте. Тем не менее, начальная школа, по мнению византийских писателей, имела лишь приготовительное значение, она была только εσαγωγ, προπαιδεα, а за ней стояли школы средняя и высшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

И святой Христодул, учившийся в сельской школе, предварительно изучил буквы ( τ πρτα τν γραμμτων στοιχεα). По изучению азбуки ученику давалась книга, по которой он и навыкал чтению. Первой учебной книгой в византийских школах была Псалтирь. Это подтверждается многочисленными примерами из житий византийских подвижников. Так, Антоний Кавлей (IX b.), изучив буквы и усвоив в храме во время богослужения некоторые молитвы, стал потом читать священные псалмы. Святой Иоанникий (IX b.), научившись читать в монастырской школе, прежде всего, выучил 30 псалмов. Святой Феодор Эдесский (IX b.), получив чудесным образом способность быстрого запоминания, легко изучил в школе, по словам его биографа, и псалмы Давида, – стоило ему только прочитать два раза псалом, и он уже усваивал его. Некоторые изучали в школе всю Псалтирь. Таковы были, например, святые Никита Мидикийский (IX b.) и Симеон, впоследствии игумен Афонского монастыря Филофея. Псалтирь изучалась в византийских школах не механически, а сознательно, при помощи кратких изъяснений и толкований. Учёный монах XIII b. Никифор Влеммид, учредивший школу при монастыре Θεο το ντος, близ Ефеса, составил для школьного употребления изъяснение некоторых псалмов. Вообще Псалтирь была первой и самой распространённой учебной книгой в византийских школах. В молитве, которая читалась перед отправлением детей в школу, у Господа испрашивалась учащимся помощь для изучения, прежде всего книги псалмов. В монастырях знание Псалтири считалось обязательным для всех монахов. Детей, которые поступали в обители, и вообще всех монахов, прежде всего, следовало обучить Псалтири. Знание Псалтири было необходимо и для духовенства. VII Вселенский собор (правило 2) вменил в обязанность епископам умение читать и изъяснять Псалтирь. Через школу и монастыри Псалтирь проникала и в народ и была любимой народной книгой во всю византийскую эпоху. Кроме Псалтири в византийских школах читались и другие книги Священного Писания. Во многих житиях византийских подвижников сообщается, что они в школьном возрасте читали и изучали τ θεα κα ερ γρμματα.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Руководство школьным делом всей епархии принадлежало местному епископу. Многие из византийских иерархов с большим вниманием следили за состоянием епархиальных школ, а иные даже исполняли в них обязанности дидаскалов. Писатель Х в. Иоанн Камениат, сообщая о процветании в городе Фессалонике наук, приписывает это влиянию на молодёжь фессалоникийских иерархов, которые просвещали народ под сенью многочисленных городских храмов, посредством проповеди и школ. В истории Фессалоники особенно знаменит митрополит Евстафий. Он был учёнейшим мужем своего времени и до поступления в монашество был дидаскалом в Константинополе. Он имел громадное влияние на своих учеников и своей учёностью, и нравственной жизнью. Сделавшись Фессалоникийским митрополитом, Евстафий предпринял преобразование внутренней жизни своей паствы, и сильнейшим орудием этой реформы были школы. Достойным учеником Евстафия был Афинский митрополит Михаил Акоминат. Заняв в 1182г. Афинскую кафедру, Михаил за первым же богослужением в новом месте произнёс речь, в которой убеждал духовенство учить народ, обещая быть для него руководителем в этом отношении. Свою деятельность в Афинах Михаил начал с того, что возобновил кафедральный храм во имя архистратига Михаила, а потом приступил и к просвещению народа: не только проповедью, но и посредством школ. Не менее знаменитый Феофилакт, архиепископ Болгарский, в одном из своих писем выражает скорбь по поводу разлуки с воспитанными им болгарами, а в другом преподаёт увещания и наставления своему ученику Никите, состоявшему диаконом в Халкидоне. От него же сохранилось несколько писем, адресованных Никите, епископу Серрскому, под руководством которого учились братья Феофилакта. Большое просветительное влияние на народ имел и епископ Милетский Никифор (Х в.), получивший хорошее образование. А о епископе Асском Григории (XI b.) известно, что он учил ( δδασκε) мальчика Льва, сына одного священника. Обязанности дидаскалов школ несли и другие лица. Так, Антоний Кавлей, бывший Константинопольским патриархом (IX b.), учился в одном монастыре под руководством игумена, преподобный Нифонт (XIV b.) имел дидаскалом экклесиарха монастыря святого Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

3-е поколение 1 . Преподобный Платон Исповедник (и преподобный Феодор Студит ), святой Тарасий, патриарх Константинопольский , преподобный Феофан Сигриан, преподобный Стефан Чудотворец. 2 . Вифиния, Палестина. 3 . Слово о преподобном Платоне (Слово о матери) и другие ранние творения Феодора Студита (частью житие Феодора Студита ). Житие святого Тарасия Константинопольского . Дeяhuя VII Вселенского Собора. Житие преподобного Стефана Чудотворца. IX век 1-е поколение 1 . Преподобный Феодор Студит , святой Никифор, патриарх Константинопольский, преподобные Феодор и Феофан Начертанные, Феофан Сигрианский, святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Палестина. 3 . Творения и жития Феодора Студита и патриарха Никифора, жития Феодора и Феофана Начертанных и Феофана Сигрианского. 2-е поколение 1 . Преподобный Иоанникий Великий, святой Мефодий, патриарх Константинопольский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян. Святой Феодор Эдесский . 2 . Вифиния, Константинополь, Сирия. (Палестина.) 3 . Жития: преподобного Иоанникия Великого, равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян; святого Мефодия, патриарха Константинопольского; житие и творения святого Феодора Едесского; житие Николая Студита. 3-е поколение 1 .Преподобный Иосиф Песнописец, святой Мефо-дий, просветитель славян, блаженный Фотий, патриарх Константинопольский , святой Антоний Кавлей, патриарх Константинопольский, преподобный Григорий Хан-дзитийский (Грузия), преподобный Евфимий Новый, южноиталийские подвижники (греки). 2 . Константинополь, славянские страны, Афон, Ви-финия, юг Италии, Грузия. 3 . Жития и творения: преподобного Иосифа Песно-писца, святого Мефодия, просветителя славян; житие святого Антония Кавлея, Евфимия, патриарха Константинопольского, и Евфимия Нового, преподобного Григория Хандзитийского, жития южноиталийских святых; творения блаженного Фотия Константинопольского (особенно его письма). Пособия Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с половины IX века до половины XIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010