с 18.12.1803 архиепископ с 18.11.1806 по 26.03.1818 (с 15.02.1815 по 7.02.1816 управлял Псковской епархией) митр. Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Си м еон (Крылов- Платонов), епископ, бывший еп. Тульский и Белевский с 16.06.1818 архиепископ с 17.09.1819 по 26.09.1820 архиеп. Тверской и Кашинский Лаврентий (Бакшевский) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 26.10.1820 архиепископ с 22.08.1826 по 14.03.1831 с 17.07.1824 временно управлял Полтавской епархией; на покое; † 17.12.1837 Владимир (Ужинский) архиепископ, бывший еп. Курский и Белгородский с 28.03.1831 по 19.09.1836 архиеп. Казанский и Свияжский Павел (Подлипский) епископ, бывший еп. Костромской и Галичский, с 26.09.1836 архиепископ с 26.03.1839 по 18.04.1859 на покое; † 27.11.1861 Филарет (Гумилевский) архиепископ, бывший архиеп. Харьковский и Ахтырский со 2.05.1859 † 9.08.1866 Варлаам (Денисов) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 9.11.1866 архиепископ с 31.03.1868 по 16.08.1871 на покое; 118.01.1873 (1872) Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Архангельский и Холмогорский с 18.08.1871 архиепископ с 31.03.1874 † 4.03.1875 Серапион (Маевский) епископ, бывший еп. Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии с 15.05.1876 по 6.03.1882 еп. Архангельский и Холмогорский Вениамин (Быковский) епископ, бывший еп. Оренбургский и Уральский с 5.04.1882 † 1.02.1893 Сергий (Соколов) епископ, бывший еп. Новоград-Северский, викарий Черниговской епархии с 26.03.1893 † 24.08.1893 Антоний (Соколов) епископ, бывший еп. Кирилловский, викарий Новгородской епархии с 3.09.1893 † 20.04.1911 Викарии Черниговской епархии Новгород-Северские епископы С 21 августа 1868 года Феофилакт (Праведников) епископ, рукоположен с 13.10.1868 † 12.01.1869 Серапион (Маевский) епископ, рукоположен с 4.05.1869 по 15.05.1876 еп. Черниговский и Нежинский Афанасий (Пархомович) епископ, рукоположен с 9.06.1885 по 4.03.1889 еп. Сарапульский, викарий Вятской епархии; † 5.09.1910 Антоний (Соколов) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 авг. 1818 г. А. был вызван для присутствия в заседаниях Святейшего Синода в С.-Петербург на 2 года. 12 июля 1820 г. уволен на покой в Деревяницкий мон-рь . О своем увольнении 5 авг. 1820 г. А. писал архим. Толгского мон-ря Феофилакту: «Расстроенное здоровье было причиною, что я принужден был, с душевным, впрочем, прискорбием, оставить любезную мою паству. Я был с нею соединен священными узами». Одной из причин увольнения был конфликт А. с обер-прокурором Синода А. Н. Голицыным . После кончины погребен по завещанию в Покровском приделе Хутынского мон-ря. А. являлся почетным членом Московского ун-та, разных ученых об-в. Ценны переводы богословских сочинений, сделанные А. с нем. языка. Он также составил учебное пособие «Compendium hermeneuticae sacrae», употреблявшееся в духовных учебных заведениях. Известна его ода имп. Павлу I по случаю преобразования в 1797 г. Александро-Невской ДС в ДА, замечания на сочинения Цицерона «De officiis» и 2 проповеди перед и после избрания судей, произнесенные им в присутствии императора и императрицы и отпечатанные в Московской Синодальной типографии в 1812 г. Богатейшая б-ка А., каталог к-рой включает 1028 наименований, хранится в Отделе письменных источников Новгородского гос. музея-заповедника (ОПИ НГМ. Инв. 25982/12016). Ист.: РГИА. Ф. 796. Оп. 96. 853, 933; Оп. 98. 793; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 189; [Два поздравительных письма кн. А. Н. Голицыну 9.04-22.12.1821]//РНБ. Ф. 608 (Помяловский). Оп. 1. 2006. Соч.: Слово на случай избрания судей в С.-Петербургскую губ. СПб., 1795; Ода... имп. Павлу Первому. СПб., 1798; Compendium hermeneuticae sacrae. М., 1805; Записки [о себе и о митр. Гаврииле]. СПб., 1808-1811; Опыт о воспитании в первых его понятиях и правилах. СПб., 1821. Пер.: Цалликофер Г. И. Благоговейное занятие мыслящих христиан: Пер. с нем. СПб., 1799; Диттель. Истина благочестия, доказанная воскресением Иисуса Христа. Тобольск, 1804-1805. 3 ч. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 988-1892. Ч. 1. 64. С. 162; Крылов А. Иерархи Ростово-Ярославской паствы, в преемственном порядке с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864; Сулоцкий А. Антоний Знаменский, архиеп. Тобольский//Странник. 1868. 10. С. 5-56; 1871. Т. 2. 4. С. 7-9; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 83-130; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии. Новгород, 1897. С. 124-128; Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Западноевропейские латинские издания XVI-XVII веков в б-ке архиеп. Ярославского и Ростовского Антония (Знаменского)//Русская религиозность: проблемы изучения. СПб., 2000. С. 261-270.

http://pravenc.ru/text/115964.html

В 1942-1943 гг. наместником Ж. м. был подвижник архим. Серафим (Кудрявцев). Его могила за алтарем Явленской ц. почитается как местными жителями, так и паломниками из Польши. В сент. 1944 г., после освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков, Ж. м. перешел под упр. архиеп. Минского Василия (Ратмирова) . В 1945 г. часть зданий обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году в Ж. м. были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г., при архиеп. Минском Питириме (Свиридове) , преобразованные в Минскую ДС. До закрытия духовной школы (1964) ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Ж. м. (архимандриты Митрофан (Гутовский) и Леонтий (Бондарь) ). В 1956-1963 гг., при наместнике и ректоре архим. Антонии (Мельникове) , были отреставрированы Никольская, Явленская и Крестовоздвиженская церкви и начата настенная роспись Успенского собора. Архим. Антоний подготовил магист. дис. «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий» (1964). В 1959 г. в Ж. м. поступил афонский постриженик иером. Иероним (Коваль; 1964), впосл. духовник и насельников, и мирян. Его могила за алтарем Георгиевской ц. почиталась паломниками. 19 сент. 2006 г. останки старца перезахоронили на территории Ж. м. за алтарем Крестовоздвиженской ц., рядом с могилой его ученика, старца схиархим. Митрофана (Ильина). В 1960 г. в Жировичи прибыли ок. 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого жен. мон-рей. Сестры привезли в Жировичи святыни - мироточивую Владимирскую икону, список Красностокской иконы Божией Матери , иконы с частицами мощей вмч. Пантелеимона, прп. Евфросинии Полоцкой и др. В 1963 г. располагавшаяся в Ж. м. семинария была закрыта, начался новый этап притеснений братии, прекращен доступ паломников к источнику под алтарем Успенского собора, часть монастырских строений была занята под больницу. Наместник мон-ря в 1963-1969 гг. архим. Михей (Хархаров ; впосл. архиепископ Ярославский) отстаивал право Ж. м. на существование. В 1965-1978 гг. в Ж. м. проживал на покое архиеп. Ермоген (Голубев). С монастырем, уч-щем и семинарией были связаны такие иерархи РПЦ, как митрополиты Иоанн (Снычёв) и Леонтий (Бондарь), архиепископы Даниил (Юзвьюк) , Димитрий (Маган) , Феодосий (Ковернинский), Боголеп (Анцух) , Пимен (Хмелевский) , Максим (Кроха) , Афанасий (Кудюк) , Софроний (Будько) , Антоний (Черемисов) , Константин (Горянов) , епископы Мисаил (Крылов), Иннокентий (Сокаль) , Софроний (Ющук) , Иоанн (Хома) , Серафим (Белоножко), Леонид (Филь) и др. В 1970-1987 гг. наместником Ж. м. был архим. Константин (Хомич ; впоследствии архиепископ Брестский и Кобринский). При нем в обители подвизался эконом игум. Евфимий (Байдаков; впосл. схиархим. Порфирий ( 1994)).

http://pravenc.ru/text/182311.html

Известия ЦИК. 1924. 23 марта 146. Послание Святейшего Патриарха Тихона Автономной Украинской Церкви ...Автономная Украинская Церковь , вступившая в 1922 году на путь автокефалии, продолжает находиться в состоянии нестроения и раздоров. В то время, когда правда Святого Православия целиком озаряет большинство епархий Нашей Церкви, на Украине бушуют волны расколов. Священный долг настойчиво призывает Нас принять на Себя попечение о епархиях, входящих в состав Украинской Церкви, для умиротворения Её, о чем и сообщаем Православной Нашей Украине настоящей грамотой… Положение Украинской Церкви, отношение Её к Церкви Великорусской и управление Её будут решены на законном и правомочном Всеукраинском Православном Соборе... Второй... съезд ВВЦС. М., 1927 Постановление Святейшего Патриарха Тихона и вновь организовавшегося при нем Патриаршего Священного Синода, по вопросу о деятельности зарубежного русского Высшего Церковного Управления Высшее Церковное Управление считает необходимым: 1) Заявить, что со всей политической деятельностью заграничных иерархов, имеющей целью дискредитировать нашу государственную власть, ни Святейший Патриарх, ни существующее при нем Церковное Управление не имеют ничего общего и таковую деятельность осуждают. ... 2) Запросить митрополита Евлогия [Георгиевского], назначенного после закрытия в апреле 1922 г. заграничного Церковного Управления управлять заграничными церквами, какое и на основании чего существует и в настоящее время Церковное Управление за границей под именем Архиерейского Синода. 3) Заявить, что митрополит Антоний [Храповицкий], находящийся за границей, не имеет никакого права говорить от имени Русской Православной Церкви и всего русского народа, так как не имеет на это полномочий. [Подписали] Патриарх Тихон, архиепископ Тихон [Оболенский], архиепископ Серафим [Александров], архиепископ Пётр [Полянский, будущий Местоблюститель], архиепископ Иларион [Троицкий]. С подлинным верно. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода, епископ Питирим [Крылов].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Игум. Назарий 4 мар. 1829, из Екатерининской пустыни; † 16 нояб. 1857. Строитель Авраамий определён в дек. 1857; уволен, за слабостью здоровья, 1865. – Назарий определён 1865...; † 8 апр. 1867. – Сергий , из Угрешского Казанского, определён 25 июля 1867; потом игум.; в июне 1871 перев. в Новоголутвин Троицкий.]. 15 Вифанский, близ Троицкой Сергиевой Лавры, основан в 1797 г.; второклассный. [III, 562; VI, 957.] Архимандриты Назарий Романовский , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён 6 авг. 1797; 7 мар. 1800 перев. в Белоезерский Кириллов мнтрь. Мельхиседек Минервин , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён 6 авг. 1800; в 1803 перев. в Лужецкий мнтрь. Симеон Крылов-Платонов , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, определён в нояб. 1803, а 21 янв. 1810 перев. в Заиконоспасский. Самуил Запольский-Платонов , наместн. Троицкой Лавры, определён 13 февр. 1810, а 15 сент. 1814 перев. в Колязин мнтрь. Никанор Клементьевский -Платонов , наместн. Троицкой Лавры, произведён 31 окт. 1814, а в 1818 перев. в Голутвин мнтрь. Афанасий , наместн. Троицкой Лавры, определён 22 дек. 1818; † 23 февр. 1831. Антоний , наместн. Троицкой Сергиевой Лавры, из строителей Высокогорской пустыни, 10 мар. 1831–68. 16 Николаевский Старый (Большая Глава, Больший Крест), в Москве, в Китае-городе, упом. с 1390 г. В 1654 обращён в подворье Афоно-Иверского монастыря. 17 июля 1766 именным указом велено (Греческому мнтрю) быть ставропигиальным св. Синода. В апр. 1775, именным же указом, отдан навсегда в ведомство Московского епархиального архиерея. Ныне Греческий Николаевский, 2-го класса. (II, 619; V, 202; VI, 323, 955, 1031.] 47 Игумены Константин ( Кассиан ?), 14 мая 1453. Давид , 1521–25. Евфимий , 1548. Феодосий , 1567. Гурий , 1568. Иона , 1591. Варлаам , 1598. Корнилий , с 1624. Мисаил , 1634–37. Симеон , 1639–48. Пафнутий , 1648–53. Греческий Николаевский мнтрь [II, 619] 11 апр. 1775 повелено быть в ведомстве местных архиереев. Архимандриты (Греки приезжие) Дионисий , «Николаевский Большой главы» с 11 июня 1655 по 25 янв. 1661. (Жил в Москве по 1669).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

03(16).04.1930–12.1930: Евсевий Рождественский Шадринская (обн.) 26 .06(09.07).1925–17(30).12.1925: Феодор Баженов Шанхайская (заруб.) 1919–07(?).1931: Симон Виноградов 08(21).10.1932–1937: Виктор Святин 1938–1949: Иоанн Максимович 1946–1947: Иувеналий Килин, в. у.(?) Шахтинская (обн.) 11(24).08.1926–1926: Модест Никитин –1927: Симеон Канарский, в. у. 1928–1932: Илия Фокин 1932–1934: 08(21).09.1934–07(20).10.1937: Сергий Болгаров, в. у. Шацкая 1923–1927: Павел Поспелов 1927–1927: Алексий Буй 30 .06(13.07).1927–14(27).02.1929: Иоанн Братолюбов Шепетовская (обн.) 1926–1928: Иаков Немоловский, в. у. Шлиссельбургская 19 .11(02.12).1923–28.02(12.03).1928: Григорий Лебедев 03(16).08.1928–13(26).11.1929: Сергий Зенкевич Шлиссельбургская (нос.) 1928–1929: Григорий Лебедев Шуйская 1928–25.09(08.10).1929: Питирим Крылов Щегловская (обн.) 01(14).12.1922–04.1923: Василий Виноградов 27 .04(10.05).1923–22.06(05.07).1923: Иоанн Завадовский 30 .06(13.07).1923–11(24).08.1924: Николай Наганов Эдмонтонская см. Канадская Экзархат Восточной Пруссии (заруб.) 1942–: Венедикт Бобковский Эриванская 03 .1916–03(16).07.1917: Дамиан Говоров 1917–1924: 17(30).11.1924–27.02(12.03).1927: Антоний Романовский 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Серафим Протопопов. в. у. Эстонская Церковь в Швеции (заруб.) 1944–1953: Александр Паулюс Южно-Американская (укр.) Иоанн Теодорович Юрьевская 14(27).06.1912–1919: Евгений Мерцалов 26 .12(08.01).1919–1921: Иерофей Померанцев 1921–1930: 31 .12(13.01).1930–01(14).04.1932: Хрисогон Ивановский 01(14).04.1932–10(23).06.1932: Павел Чистяков 10(23).06.1932–1935: Хрисогон Ивановский, паки 13(26).08.1935–08.1935: Александр Торопов 1935–17(30).03.1937: Хрисогон Ивановский, в третий раз Юрьевская (обн.) 17(30).09.1924–08.1925: Алексий Покровский 29 .08(11.09).1925–07(20).11.1925: Адриан Компанийцев Юхновская (обн.) 22 .11(05.12).1926–17(30).03.1927: Виктор Путята 1927–1928: Владимир Дубчук Якутская 26 .01(08.02).1916–1920: Евфимий Лапин 1920–1922: Софроний Арефьев 1923–1925: Иринарх Синеоков-Андреевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

26 .09(09.10).1921–06(19).07.1926: Николай Никольский 22 .09(05.10).1927–29.10(11.11).1927: Лука Войно-Ясенецкий 1927–1929: Василий Беляев 12(25).09.1929–1935: Сергий Зверев 03(16).08.1935–30.09(13.10).1935: Серафим Протопопов, в. у. 30 .09(13.10).1935– 19.10(01.11).1935: Артемон Евстратов 19 .10(01.11).1935–06(19).03.1937: Серафим Протопопов Елецкая (обн.) 17(30).11.1927–25.01(07.02).1928: Димитрий Крылов 1929–20.12(02.01).1930: Александр Филиппов 08(21).05.1931–22.11(05.12).1932: Николай Соколов 1932–04(17).11.1937: Василий Павлов Елисаветградская см. Кировоградская и Николаевская Елисаветпольская см. Кировабадская Енисейская см. Красноярская Енисейская (обн.) 1925–1926: Иннокентий Орфеев, в. у. Енотаевская 05(18).09.1917–1918: Леонтий фон-Вимпфен 1919–1919: Палладий Соколов 21 .09(03.10).1919–1920: Анатолий Соколов 1920–1926: 1926–1928: Стефан Гнедовский 1928–1930: 11(24).02.1931–05(18).06.1931: Алексий Орлов Епифанская 05(18).08.1920–05.1922: Виталий Введенский Епифанская (обн.) 05 .1922–03(16).08.1922: Виталий Введенский Ерсикская 1939(?)–: Александр Витол Ефремовская Сергий Рождественский 24 .08(06.09).1924–11(24).03.1925: Варлаам Пикалов 23 .03(05.04).1925–1927: Сергий Никольский 1927–1928: 1928–1929: Арсений Денисов Ефремовская (обн.) 1930–26.12(08.01).1930: Иоанн Симонов 29 .01(11.02).1931–1934: Николай Смирнов Жиздринская (обн.) 07(20).03.1929–1929: Герман Никольский 16(?)(29).09.1929–: Константин Снегирёв Житомирская 14(27).05.1914–1920: Евлогий Георгиевский 1920–1921: Гавриил Воеводин, в. у. 1921 –1922: Фаддей Успенский , в. у. 1922–1926: Аверкий Кедров 1924–1925: Максим Жижиленко, в. у. 1925–1929: 1929–: Максим Руберовский –30.04(13.05). 1932: Николай Пирский, в. у. 31 .10(13.11).1932–10(23).10.1934: Вячеслав Шкурко, в. у. 23 .10(05.11).1934–06(19).06.1937: Филарет Линчевский 1937–1940: 06(19).08.1940–1941: Дамаскин Малюта 13(26).11.1941 –1943: Леонтий Филиппович, в. y.; окк. 01(14).08.1944–1946: Антоний Кротевич Житомирская (обн.) 1923– 1924: Леонтий Устинов

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Около года тяготело осуждение над справщиками, и все это время дело их волновало общество: тогда, по выражению современников, в Москве «возста зельная буря, возгорелся велик пламень». 90 Только с приездом (апрель 1619) в Москву иерусалимского патриарха Феофана послышался голос в пользу троицких справщиков и дело вновь было пересмотрено на соборе. В продолжении восьми часов Дионисий блистательно защищал свои исправления, и все справщики были оправданы. Тем не менее слово «и огнем» не сразу было уничтожено, – его печатали по-прежнему, только с замечанием на поле: «быти сему глаголанию до соборнаго указу». Очевидно, народное волнение требовало осторожности и мудрый Филарет Никитич понимал это. В 1625 году последовал указ об уничтожении слова «и огнем», потому что были получены грамоты патриархов александрийского и иерусалимского, вместе со списками из древних греческих книг богоявленской молитвы, за подписями патриархов; но и тут патриарх Филарет оговорился, что «погружение свеч» оставляется по прежнему. «Буря» после этого затихла, но глухой ропот остался... 91 Уничтожение слова «и огнем» лишь после того, как было получено свидетельство с Востока, стоит вне связи с порядками книжной справы того времени, потому что оно основывалось на показании древних греческих книг и не имело никакого влияния на перемену взгляда на новые издания этих книг. 92 Важнее по своим последствиям были представления Троицких справщиков. Они указывали два средства для организации книжной справы на лучших началах: а) иметь образованных справщиков и б) особых из столичного духовенства наблюдателей за печатанием. 93 И действительно, в патриаршество Филарета (1619–1633) печатники теряют свое значение, имена их выставляются в издаваемых книгах реже, а затем и совсем не упоминаются; зато состав справщиков быстро пополняется и притом лицами по тому времени образованными. Во главе их были поставлены два опытных троицких справщика: Арсений Глухой и Антоний Крылов. 94 В качестве наблюдателей и цензоров трудились: игумен Богоявленского монастыря Илия и ключарь Успенского собора Иван Наседка, бывший сотрудник Дионисия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Игумен Нектарий (Морозов) Митрополит Иларион (Капрал) Протоиерей Антоний Ильин Сербский Патриарх Ириней К      Кантор Максим Карлович М. Квициния Патриарх Кирилл Ольга Кирильченко свящ. Дмитрий Кирьянов Митрополит Климент Юрий Кобищанов Константин Ковалёв-Случевский Татьяна Ковалькова Константин Костромин Петр Королев Митрополит Лонгин Анастасия Коскелло Александр Крылов Александр Кудрявцев Протодьякон Андрей Кураев Епископ Феофилакт (Курьянов) Александр Кырлежев Л      Митрополит Лавр (Шкурла) Лариса Шорина Сергей Лебедев Николай Левичев Владимир Легойда Михаил Леонтьев Роман Лункин Ксения Лученко М      Дмитрий Мадигожин Сергей Мазур Лев Майский Максим Сидельников Алексей Малашенко Борис Малышев Дина Малышева Марина Луптак Архиепископ Егорьевский Марк Иеромонах Макарий (Маркиш) Олег Матвейчев Константин Мацан Александр Мегрэ Дмитрий Медведев Николай Мехед Милан Луптак Милена Фаустова Аркадий Минаков Сергей Миронов Валерия Миронова Дмитрий Мисюров Митрополит Ювеналий (Поярков) Протоиерей Георгий Митрофанов Анастасия Митрофанова Лев Митрохин Михаил Тарасов Михаил Тюренков Кирилл Михайлов Мишель Пантон Мнение епископа Галина Муравник Михаил Мчедлов Н      Наталья Нарочницкая Олег Недумов Никита Мелентьев Архимандрит Августин (Никитин) Евгений Никифоров Афанасий Николаев Олеся Николаева Протоиерей Александр Новопашин О      Александр Оконишников Ольга Гуманова Ольга Шульчева-Джарман Дмитрий А. Ольшанский Алексей Осипов Олег Охапкин Священник Иоанн Охлобыстин П      Передача " Щипков " на телеканале " СПАС " Священник Петр Коломейцев Александр Петров Ирина Петровская Николай Пиотровский Михаил Поздняев Пол Гренье Полина Тюренкова Юрий Поляков Игорь Понкин Протоиерей Виктор Потапов Владимир Прибыловский Александр Привалов Протоиерей Максим Козлов Владимир Пудов Владимир Путин Анатолий Пчелинцев Р      Игумен Филипп (Рябых) С      Митрополит Владимир (Сабодан) Священник Виорель Сава Екатерина Сальникова Священник Дмитрий Свердлов Мария Свешникова Владимир Соколов Сергей Худиев

http://religare.ru/1_8.html

С новоизбранным царем Михаилом Феодоровичем насельники мон-ря установили тесные связи. Одним из проявлений особого расположения нового правителя к обители стало приглашение троицких монахов к книжному исправлению (редактированию книг, прежде всего богослужебных). В 1613 г. правительство Михаила Феодоровича восстановило Печатный двор, а в окт. 1615 г. по царской грамоте началась сверка богослужебных книг для переиздания Требника 1602 г. В Москву из Троице-Сергиева мон-ря были вызваны известные своей ученостью справщик мон. Арсений Глухой и книгохранитель обители Антоний (Крылов). Последний предусмотрительно отказался от поездки, сославшись на старческую немощь; вместо него в Москву отправился Н. Арсений настоял на привлечении к работе прп. Дионисия. По просьбе последнего и Н., к-рый жаловался, что в мон-ре у него остались жена и дети, редактирование было перенесено в Троице-Сергиев мон-рь. Исправление Требника началось 8 нояб. 1616 г. и продолжалось полтора года, после чего сподвижники прп. Дионисия приступили к исправлению богослужебных книг. За 1616-1619 гг. была проведена сверка предшествующих московских печатных Служебников, были отредактированы Цветная Триодь, Октоих, Общие и Месячные Минеи, Псалтирь, Канонник. Наибольшей переработке подвергся Типикон 1610 г., изданный с благословения местоблюстителя Патриаршего престола Сарского и Подонского (Крутицкого) митр. Ионы (Архангельского) . Редактором Типикона был головщик Троице-Сергиева мон-ря Логин Корова. Образцом для работы троицких справщиков являлись древнейшие слав. списки, к-рыми располагали мон-рь и книжные собрания Москвы. При необходимости работы с греч. оригиналами справщики обращались к настоятелю Архангельского собора Кремля греку архиеп. свт. Арсению Элассонскому. Кроме того, справщики обратились к наследию правосл. книжников Речи Посполитой. Ими была привлечена «Книжица в шести отделах» (Острог, 1599) и, возможно, др. сочинения. Готовые тексты в мае 1618 г. были представлены митр. Ионе. Результаты деятельности троицких редакторов вызвали у него большие сомнения, что не в последнюю очередь было порождено их критикой изданий, осуществленных с благословения самого митрополита.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010