Архив Пн В канун дня памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря 10 июля 2022 г. 20:35 Вечером 10 июля 2022 года, в канун празднования памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Центральную усадьбу Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря . У святых врат внутреннего каре монастыря Святейшего Владыку встречали наместник Валаамского монастыря, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий , прибывшие на Валаам архиереи, братия Валаамской обители. В нижнем храме Спасо-Преображенского собора Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам преподобных Сергия и Германа, чтимому списку Валаамской иконы Божией Матери и мощам преподобного Антипы Валаамского. Затем Святейший Владыка совершил всенощное бдение. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Петрозаводский и Карельский Константин , председатель Синодальной богослужебной комиссии ; митрополит Каширский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамской обители; епископ Костомукшский и Кемский Борис ; иеромонах Савватий (Севастьянов), насельник Валаамского монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Петр (Романов), начальник московского подворья Валаамского монастыря; насельники Валаамской обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил братский хор Валаамского монастыря (регент — иеромонах Давид (Легейда)). Богослужение транслировалось в прямом эфире телевизионных каналов «Союз» и «Спас» . Завтра, 11 июля, в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских, Предстоятель Русской Церкви возглавит в Спасо-Преображенском соборе служение Божественной литургии.

http://patriarchia.ru/db/text/5943275.ht...

Кончилось время послушнического искуса, и старцы молдаване приняли своего собрата на высшие подвиги в пустыне. Так надо теперь облечься в схиму, я постригу тебя! – сказал однажды о. Нифонт отцу Антипе. – Я с великою радостью готов принять схиму; только боюсь, что тогда ты на отпустишь меня одного в пустыню! – отвечал ему о. Антипа. – Конечно, не отпущу, – сказал о. Нифонт, – ты нужен нам! У о. Нифонта уже зарождалась тогда мысль устроить на Афоне самостоятельный молдавский скит, и он сознавал, что в деле устроения скита ему будет весьма полезен о. Антипа, почему и желал сам постричь его, чтобы тем, по закону духовному, привязать его к себе навсегда. О. Антипа понимал цель старца, и она безмерно тяготила его. В недоумении, с вопросом о схиме, и старец и ученик решились обратиться к схимонаху о. Евфимию, их общему духовному руководителю. Тот принял сторону о. Антипы, и, по его совету, о. Антипу постригли и предоставили ему полную свободу одному проводить отшельническую жизнь. Весьма неохотно отпустил о. Нифонт своего монаха в пустыню. Это даже выразилось внешним образом в том, что он не дал ему решительно ничего, что представлялось необходимым для первоначального пустынножительства. С голыми руками вошел о. Антипа в полуразвалившуюся отшельническую хижину: она была совершенно пуста, только в переднем углу на карнизике нашел он маленькую икону Божией Матери, на которой от многолетней копоти нельзя было рассмотреть лика. Невыразимо обрадовался о. Антипа своей находке. Он чувствовал, что обрел драгоценное сокровище. Немедленно, взяв с собою икону, отправился он к знакомому иконописцу иеродиакону Паисию, переселившемуся со святых гор Киевских на Афон, и стал просить его промыть икону, только как можно осторожнее, чтобы не повредить ее и отнюдь не поправлять ее красками. Никак не согласился на таких условиях взять икону себе о. Паисий, и только по убедительным просьбам о. Антипы решился. Через некоторое время возвратил он икону совершенно новою, клятвенно уверив, что она стала такою от одной простой промывки и, что это явление чрезвычайно поразило его самого. Так чудно, из многолетней тьмы проявившая себя во свете, икона Владычицы прославила себя впоследствии многими благодатными знамениями. До самого разорения Валаамского монастыря икона хранилась в нем как великая святыня. Невозможно было жить в полуразвалившейся хижине; средств же на ее поправку у о. Антипы не было никаких. Раз он шел по пустыне: вдруг его останавливает незнакомый монах: – Отче, добрые люди дали мне 5 червонцев и просили передать их беднейшему пустыннику. Помолясь, я решил отдать их первому, кого встречу, так возьми их, они, должно быть, тебе нужны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Живя сам в такой нищете, отец Антипа со всею любовью отзывался на нужды братии, если только открывалась ему к тому возможность. Полюбив всей душой Валаамский монастырь, с первого дня своего прибытия отец Антипа сохранил свою любовь к нему до конца. «Одно сокровище есть у меня, – говорил он, – это моя чудотворная икона Божией Матери. Я никому не отдам ее, я оставлю ее только Валаамскому монастырю». Многие годы проводя в строгом подвижничестве, отец Антипа нисколько не расстроил своего здоровья. Вообще он обладал здоровым, крепким организмом. К лекарствам и к врачам в случае болезни он никогда не обращался. Принимая болезнь от руки Господней, от Него же ожидал он и исцеления. Судя по его бодрому виду, трудно было предполагать, что он так скоро переселится в селения горние. В течение одного года сильнейший кашель совершенно обессилил и иссушил его и тихо привел его к мирному пристанищу. В год своей болезни Страстную и Пасхальную седмицы отец Антипа провел в монастыре. В Великую Субботу он был на Божественной Литургии. После он сказал своему ближайшему ученику: «Во время причащения я был в алтаре и взглянул из южных дверей в церковь . Монахи уже причащались, и лица некоторых сияли как солнце. Прежде этого я не видел». Глухой осенью того же года стоял отец Антипа в своей келье на молитве. Вдруг сделался шум. Афонский образ Божией Матери сам собою двинулся с места. Другие иконы, бывшие на нем, упали. Образ Богоматери шествовал тихо по воздуху целых два метра и остановился на груди отца Антипы. Ужаснулся старец. С благоговением приняв образ, он поставил его на место. Со слезами умиления об этом явлении он открыл только за три дня до своей кончины. Болезнь отца Антипы быстро развивалась. По желанию старца его соборовали. Он видимо угасал. Дня за два до кончины отца Антипы в монастырском храме шла вечерня. Вдруг что-то сильно стукнуло об пол. Это упал послушник-старичок, пораженный апоплексическим ударом. Игумену объяснили, что случилось, и тот благословил взять святой воды и окропить больного. Думали, что он угорел. Оказалось – он уже скончался. В эту ночь особенно страдал отец Антипа. Под утро ему стало легче, и он обратился к окружающим его ученикам с вопросом: «Кто у вас умер в монастыре?» Так как в скит из монастыря еще никто не приходил, ученики ответили: «Никто». «Нет, умер, – возразил отец Антипа, – умер простой старик в церкви, ему было трудно. Игумен велел дать воды... не помогло... умер». В недоумении слушали его ученики. Около 11-ти часов в скит приехал духовник, тогда только выяснилось, что отец Антипа, лежа в скиту, отстоящем от монастыря на расстоянии трех километров, говорил о происшествии, как будто оно совершилось перед его глазами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

831 . Валаамский летописец. М. 1995. 238. 832 . Валаамский монастырь. СПб. 1864. 30, 348 [История м-ря]. 833 . Валаамский монастырь и его подвижники. СПб. 2 1889. 334. 3 1903. 447. 4 СТСЛ 1992. 834 . Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители. Л. 1990. 176. 835 . Валаамский патерик. Спасо-Преображенский Валаамский м-рь 2001. 367. [Игумен Дамаскин. Игумен Ионафан II. Архим. Агафангел. Подвижники Большого (во имя Всех Святых) скита. Подвижники скита св. Иоанна Предтечи. Схимонах Илия (Верхотурский). Схимонах Агапий (Слепец)]. 836 . Валаамский скит во имя Св. Предтечи Иоанна. СПб. 1896. 837 . Денисов В. Этот неповторимый Валаам//Московский журнал. 1995. 7. 63–64. 838 . Дружинин В. Г. Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Апокрифический памятник XVI века. СПб. 1889. 23, 32. 839 . Зайцев Б. К. Валаам. Таллинн 1936. 840 . Замечательная жизнь иеросхимонаха Антипы. СПб. 1883. 841 . Иоанн (Алексеев) , схиигумен [Алексеев Иван Алексеевич, 1873–1958]. Письма Валаамского старца. М. 1991. 96. же: М. 1992. же: Иоанн, схиигумен. Письма Валаамского старца. Новый Валаам 1993. 95, ил. Иоанн (Алексеев) , схиигумен. Советы Валаамского старца. Рига 1991. 31. пер.: Christ in our midst. Letters from a Russian monk/Foreword Antony of Surozh, metrop. Crestwood 1996. 152. [Имеются также: публ. в ж-ле Вечное (Париж), 1961; финский пер., 1976]. 842 . Кондратьев И. К. Святыни Валаамского монастыря, места подвижничества преподобного Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. История монастыря с древнейших времен по настоящее время. М. 1896. 123. 843 . Корнилова Н. Б. Валаамская традиция старчества//Памятники Отечества. М. 1991. 2. 114–121. 844 . Костяшкин Н. А. Валаам в жизни и творчестве замечательных людей. М. 1999. 196, ил. [На обл. авт. не указ.]. 845 . Лазарев Е. Валаам – твердыня чудес//Мифы и магия индоевропейцев. М. 1995. 1. 118–140. 846 . Лебедев В. Н. Особенности традиций валаамского старчества XIX-XX веков//Православие в русской культуре. СПб. 1998. 126–128.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил поклонился святыням Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 29 мая 2013 г. 10:01 28 мая 2013 года по прибытии в Валаамскую обитель Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, и сопровождающие его лица посетили Спасо-Преображенский собор. Под звон колоколов Блаженнейшего Владыку встречала монастырская братия. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви поклонился святыням собора: мощам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, Валаамской иконе Божией Матери, мощам преподобного Антипы Валаамского. С приветственным словом к Блаженнейшему Патриарху Феофилу обратился наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий : «Мы сердечно приветствуем Вас здесь, в Валаамской обители, в древней обители Русской земли. Мы всегда молимся о Вас, особенно, в Великую субботу. Совсем недавно вспоминали о Вас, о Вашей Церкви, молились о мире Иерусалима». Епископ Панкратий отметил, что Святая Земля — сосредоточие всех великих мировых святынь, то место, где проповедовал Господь, где Он ступал Своими ногами, где была Пречистая Его Матерь, где началась апостольская проповедь. «Конечно, мы очень рады тому, что Вы смогли приехать. Сердечно благодарим и надеемся, что пребывание здесь порадует Ваше сердце и оставит доброе воспоминание и Вы будете молиться о нас», — выразил надежду наместник монастыря. На молитвенную память епископ Панкратий преподнес Предстоятелю Иерусалимской Церкви икону Спасителя. Блаженнейший Владыка поблагодарил за дар и обратился к наместнику обители и всем собравшимся в храме: «Христос воскресе! Для нас большая радость, что сейчас мы находимся среди вас в праздничный пасхальный период. Благодать святого Гроба Господня привела нас в освященную кровью тысяч мучеников Русскую землю. В рамках нашего мирного визита, который мы сейчас совершаем, мы имели возможность общения с нашим собратом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Не скрою от вас, что как я, так и мои спутники, Преосвященные владыки, отцы, архидиакон, очень хотели посетить Валаамский монастырь. Наше желание отчасти связано с тем, что несколько лет назад мы посетили Ново-Валаамский монастырь. Будучи на Новом Валааме мы услышали о древнем Валааме, и как елень бежит на источники воды, мы пришли сюда, чтобы напитаться от святых вод вашей обители. Наше желание исполнил Святейший Патриарх Кирилл, благодаря которому в программу визита было включено посещение Валаама. Мы снова хотим выразить нашу благодарность и глубокую признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также поблагодарить Вас лично, владыка, за теплый братолюбивый прием.

http://patriarchia.ru/db/text/3003077.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТИПА ВАЛААМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Антипа Валаамский Иеросхимонах Антипа (Лукиан) В 1865 г. прибыл на остров Валаам в скит Всех святых , где остался, найдя много общего с жизнью на Афоне. Принял подвиг старчества, был усердным молитвенником и строгим постником, обладал даром прозорливости. Незадолго до смерти преподобного чудотворный образ Божией Матери, принесенный им с Афона, во время молитвы чудесным образом переместился к нему на грудь. Скончался 10 января 1882 года на Валааме. Погребен за стенами Всехсвятского скита Валаамского монастыря, близ часовни в честь Страстей Христовых, чтобы богомольцы могли беспрепятственно совершать по нему панихиды. В 1960-х годах могила старца была вскрыта местными жителями. Не найдя драгоценностей, они засыпали ее землей, оставив надгробную плиту сдвинутой в сторону. Земля на могиле со временем просела, что помогло определить место захоронения старца при обретении его мощей 14 мая 1991 г. после панихиды, совершенной на его могиле наместником монастыря игум. Андроником (Трубачёвым) . От обретенных мощей исходило сильное благоухание. На воскресном всенощном бдении 28 июля 1991 г. мощи прп. Антипы были перенесены в храм апостолов Петра и Павла, 24 сентября 1991 г. - в храм Сергия и Германа Валаамских, где и пребывают в настоящее время. Румынская Православная Церковь канонизировала преподобного Антипу из Калаподешти в 1992 году как единственного монаха из Румынии, который был причислен к лику святых на Афоне. В Румынии также действует монастырь во имя преподобного Антипы. В 2000 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Антипы Афонского было включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Прп. Антипа Валаамский. Русская икона (XXI в.) Молитвословия 23 января 2014 года были обнародованы тропарь и кондак святому, составленные скитоначальником Всехсвятского скита схиигуменом Серафимом (Покровским) .

http://drevo-info.ru/articles/23291.html

К 800-летию православия в Финляндии на Новом Валааме был воздвигнут каменный, в новгородском стиле, Спасо-Преображенский собор. В 1949 году на Валааме был создан совхоз. В течение тридцати двух лет (1952–1984) здесь находился дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. Монастырские здания, представляющие собой уникальный по архитектуре ансамбль, даже формально не состояли под государственной охраной. В 1950е годы был сожжен деревянный храм Ильинского скита на острове Лембос. Погибли Назариевская пустынь и около 20 деревянных часовен на островах. От строений Коневского скита к середине 1950х годов остались только фундаменты. Церковь, перевезенную на центральную усадьбу, приспособленную под кормокухню и оскверненную, позже также уничтожил пожар. Последняя, Покровская часовня, как и многие другие, сгорела в 1982 году (ныне, как и Владимирская, отстроена заново). В 1965 году власти, организовав на острове природный заказник, решили дать Валааму новую жизнь. В 1979 году природный заказник был преобразован в историко-архитектурный и природный музей-заповедник, в связи с чем некоторым зданиям был придан статус памятников (1971, 1985 годов). Конец 80х годов стал первым этапом в восстановлении обители. В 1989 году Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскресенского и Гефсиманского. С приездом монахов возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального. Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы. В мае 1991 года братия обители обрели великое духовное сокровище – нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Мощи преподобного Антипы Валаамского помещены в раку, которая установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Братия и паломники обращаются к преподобному старцу с просьбой о молитвенном предстательстве и получают по своей вере помощь и исцеления от болезней.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

24 июля 1860 г. Александр прибыл на Валаам, где известный своей аскетической жизнью и мудростью в правлении игумен Дамаскин принял его под свое духовное водительство. Сначала он трудился на общих работах в монастыре, а затем был переведен в монастырскую канцелярию. Заведующий канцелярией и архивариус монах Иувиан (Красноперов) высоко оценил труды о. Антипы: «Обладая прекрас- ным и твердым почерком, при своем редком усердии и любви к делу, брат Александр как нельзя более соответствовал этому назначению и на долгое время оставил добрую и неизгладимую память в монастырской канцелярии своим долголетним пребыванием в ней, посвященным всецело на пользу принявшей его святой обители». В августе 1861 г. Александр был официально зачислен в братство Валаамского монастыря, а 24 ноября 1868 г. – пострижен в монашество с наречением имени Амвросий. Следует признать, что наиболее удачное жизнеописание старца Антипы, основанное на архивных данных, составил монах Иувиан. Все приводимые им факты и даты совпадают со сведениями, представленными в различных архивных документах. Это жизнеописание легло в основу других биографий старца Антипы, изданных позднее. Итак, находясь под бдительным духовным руководством игумена Дамаскина, инок Амвросий все время пользовался особенной любовью и расположением этого мудрого настоятеля. Игумен ценил в своем духовном чаде глубокую искренность, простоту и скромность. Помимо послушания в канцелярии, где он трудился более 12 лет, о. Амвросий вел следующий образ жизни: вставая к полунощнице в два часа ночи, шел в храм. Возвратясь из церкви, уже не ложился отдыхать; в то время как другие братия после службы позволяли себе немного отдохнуть, он, исполнив свое келейное монашеское правило, или занимался резьбой по дереву, или брал ведра и шел за водой. Водопровода тогда не было в обители, и за водой приходилось спускаться по крутой горе к заливу. Весной и осенью, когда обледенелый снег покрывал гору и тропинку, ведущую к заливу, этот труд уже сопровождался риском, и часто в ночное время о. Амвросий, подымаясь в гору с полными ведрами, спотыкался и падал. Однако все это не удерживало его желания послужить братии, и он с благословения своего аввы не оставлял этого подвига. Не зная праздности, выходил он потом в канцелярию на восьмичасовой усидчивый труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сожалению, переписка о принятии отцом Антипы Российского гражданства и принятии его в число братии монастыря продолжалась до самой его смерти, так и ничем и не закончившись. Велики были молитвенные подвиги о. Антипы в пределах святой Афонской горы и среди шума мирского в городах Молдавии и России, но там они развлекаемы были, по необходимости, то рукоделием с целью пропитания, то обращенем с мирскими людьми по делам монастырским и по сбору. В уединении же Валаамском молитва сделалась единственным и исключительным его занятием. Она занимала весь день и почти всю ночь подвижника. Кроме неупустительного исполнения деннонощной службы по церковному уставу, о. Антипа каждый день прочитывал два акафиста Божией Матери один общий и другой ея Успению и ежедневно полагал по 300 земных поклонов с молитвою о спасении всех усопших. Помянник о. Антипы был очень велик. Поминал он всех знаемых. Это поминовение продолжалось более часу. В определенное время, между службами и поклонами, занимался он умною молитвою и ей же посвящал свободные от установленного молитвословия, часы дня и ночи . Когда случалось ему быть, или служить в монастыре, точно так же как и каждую субботу, когда он причащался Божественных Христовых Таин в скиту, в алтаре, облачаясь, сверх мантии, в священническую ризу, предварительно в келии совершал он полную службу на молдавском языке и потом выстаивал без упущения и всю церковную службу в скитском или монастырском храме. Службу келейную совершал о. Антипа со вниманием полным. Не раз случайно замечали братья, какими горькими слезами обливался он на молитве. Мир молитвы был так сладостен для подвижника, что он всегда жалел, что у него для нее не достает времени. В первую неделю Великого поста о. Антипа вовсе не употреблял ни пищи, ни питья; в такой же строгости соблюдал он пост в понедельник, среду и пятницу в течение всего года и в вечерия праздников Рождества Христова и Богоявления. В эти два последних дня (сочельника) даже в предсмертной болезни своей, когда от сильного жара высыхал у него совершенно рот, не решался он облегчить своих тяжких страданий глотком воды. На четыре же непостных дня - воскресенье, вторник, четверг и субботу - для постника была достаточна та пища, которую ему раз в неделю приносили на обед в субботу.

http://isihazm.ru/1/?id=617

Из книги «Валаамский монастырь и его подвижники» Издательство Валаамского монастыря, 2005г. IV. Поездка в Россию С возвращением отца Нифонта на Афонскую Гору, настало время для отца Антипы расстаться навсегда со священным местом многолетних его духовных подвигов, к которому он привязался всеми силами души и о котором до конца своей жизни сохранил глубокую благоговейную память: отец Нифонт назначил его экономом на Ясское подворье. Оказавшись среди разнообразных хлопот и попечений в шумном городе, отец Антипа старался и здесь, как в минувшие дни в пустыне, в точности исполнять схимническое правило по уставу. При общем расположении к отцу Антипе дела его по управлению подворьем шли прекрасно, средства к содержанию подворья росли. Но, с ревностью служа на пользу Молдавского скита, отец Антипа постоянно стремился сердцем на Афонскую Гору. Часто он просил отца Нифонта о возвращении его на Афон, но видя большую пользу от деятельности отца Антипы для скитского общежития, учитывая множество неотложных нужд по устроению скита и скудость средств к их удовлетворению, отец Нифонт решился ехать за сбором подаяний в Россию и взять с собой туда и отца Антипу. «Не пускаешь ты меня на Афон, – сказал отец Антипа игумену, когда тот объявил ему свое решение, – берешь в Россию, а я чувствую, что как только мы переедем нашу границу, я уже не буду больше ваш, я буду русский Только первые шаги в России были сделаны отцом Антипой под руководством отца Нифонта: вскоре игумен уехал в Молдавию, и отец Антипа, не зная русского языка, остался один среди русских. Как у родных, помещен был он в одном благочестивом купеческом семействе. В отдельном домике в саду проводил он затворническую жизнь, посвящая почти все время молитве. Дела отца Антипы по сбору приношений шли успешно. Этим успехом главным образом он обязан был тому чувству доверия и расположенности, которое питали к нему все знавшие его в России. В это время Господь сподобил отца Антипу присутствовать при открытии мощей святителя Тихона Задонского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010