С конца XVIII-haчaлa XIX в. в Русской Церкви утвердился существующий и поныне обычай носить архиепископам на черных, а митрополитам на белых клобуках бриллиантовые кресты . Крест на головном уборе - не новшество. В древней русской и особенно украинской церковной среде кресты на повседневных шляпах носили даже простые священники. У священников этот обычай прекратился в конце XVII-haчaлe XVIII в. Впоследствии бриллиантовые кресты на клобуках стали знаком отличия архиепископов и митрополитов (епископы носят обычный черный монашеский клобук без креста). Бриллиантовый крест может означать высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии. До 1656 года русские монашеские клобуки сохраняли свой древний вид. В 1656 году находившийся в России Антиохийский патриарх Макарий подарил патриарху Никону белый клобук нового образца, употреблявшийся на православном Востоке. Он представлял собою твердую цилиндрическую камилавку, обшитую крепом (кукулем), нисходящим ниже плеч на спину. Вскоре все монахи Троице-Сергиевой Лавры сделали себе черные клобуки по греческому образцу, в течение двух-трех лет все русское монашество стало носить клобуки. Современный монашеский клобук - это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным крепом, нисходящим на спину и имеющим завершение в виде трех длинных концов. Этот креп в обиходе называется наметка (или кукуль). В чине пострижения в монашество под названием клобук разумеется только креп, покрывало, которым обтянута камилавка. Это покрывало иногда называется кукулем, как и покрывало, надеваемое при пострижении в великую схиму. В таком значении клобук называется " шлем надежды спасения " , а кукуль великой схимы, по чину пострижения в малую и великую схимы, означает " шлем спасительного упования " . Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: " Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения " (1 Фес. 5:8), и в другом месте: " Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие " (Еф. 6:14-17). Таким образом, повседневные духовные, особенно монашеские, одежды знаменуют внешними средствами те внутренние качества, которыми должен обладать любой христианин, называемый при крещении воином Христовым, поскольку ему предстоит вести неустанную войну с невидимыми духовными врагами спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Современная текстология:от Грисбаха до настоящего времени). Данное высказывание является либо сознательной ложью, либо некомпетентностью автора, который не знает, или не хочет знать общеизвестных исторических фактов. Здесь Мецгер говорит, что Византийский (Сирийский) текст является поздним, и появился в Византии не раньше IV века по Р.Х. Это вопиющее игнорирование Библейских, а также исторических фактов, так как Библейская Антиохия была частью территории Византии, о чем Опарин А.А., в своей книге «Древние города и Библейская археология», пишет: «В 395 году при разделе римской империи город отошел к Византии. Антиохия играла большую роль в истории христианства, являясь резиденцией антиохийского патриарха и местом проведения многих церковных соборов. В нем существовала богословская школа, названная антиохийской и ставившая на первое место исследования Священного Писания , отвергая бывшие тогда популярными аллегорические его толкования». Согласно Библии , в Антиохии была большая церковь , о чем написано так: «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» ( Деяния 11:19–21 ). Именно в Антиохии, некоторое время, совершали свое служения Варнава и Апостол Павел, а также, именно в ней верующие люди начали впервые называться христианами, о чем в Библии написано так: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деяния 11:26 ). Однако, согласно словам Весткотта, Хорта, и Брюса Мецгера, христианские Писания появились в Византии только в IV веке, и их источником был Константинополь, а не Антиохия. Они полностью игнорируют, что Антиохия была частью Византии, и там Писания были еще со времен Апостолов. Такое заявление этих «ученных» является либо некомпетентностью, либо откровенной ложью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lozhnyj...

Таким образом, проходили столетия, строились и разрушались храмы, но церковное предание бережно хранило память о происходивших здесь евангельских событиях. Судите сами. Евангельская археология in Gallicantu включает большую усадьбу с хозяйственными службами и фундаментами жилых строений – все, что может относиться предположительно к «дому Каиафы», и глубокую яму, напоминающую древние иерусалимские узилища, описанные в книге пророка Иеремии. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму... которая была во дворе стражи, и опустили Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь. Потом царь дал приказание освободить пророка. И потащили Иеремию на веревках и вытащили его из ямы. ( Иер. 38, 6 ¬13). Именно такую яму-тюрьму нашли археологи в доме первосвященника Каиафы – под фундаментами современной церкви Св. Петра. Рядом находится большое подземное помещение с каменными лавками вдоль стен, служившее то ли общей камерой, то ли комнатой для стражи. Среди находок привлекает также внимание большая дверная перемычка с надписью на древнееврейском: «Это Корван – хранилище для жертвы за грех». Наличие Корвана в доме первосвященника полностью соответствует библейскому разъяснению: Серебро за жертву о преступлении и серебро за жертву о грехе не вносилось в дом Господень (т.е. в храм): священникам оно принадлежало ( 4Цар. 12, 16 ). К археологическим находкам христианской эпохи относятся многочисленные кресты, начертанные на каменных стенах, греческая надпись на мозаике с остатками саркофага, кольцо с изображением петуха, рукоятка печати в форме петуха, светильники с христианскими надписями или крестами, паникадило с цепями и греческой надписью, обломки колонн с капителями византийской и крестоносной эпох. Современная, хронологически уже четвертая на этом месте церковь , построена ассумпционистами в 1924–1931 гг. Закладная доска на внешней восточной стене храма, за алтарем, гласит, что «первый камень восстанавливаемого храма» был заложен Латинским патриархом Иерусалима 30 июня 1924 г. Архитектором и дизайнером этого необычного по архитектуре и богато украшенного мозаиками храма был Этьен Бубе. Храм представляет собой ротонду, единственным источником света для которой является окно в куполе, сделанное в форме креста. Крест Христов есть единственный источник духовного света для христианина. Главная тема мозаических изображений – преображающая сила покаяния. Слева и справа от престола изображены великие грешники и грешницы, сделавшиеся в результате раскаяния великими подвижниками. Слева – мужчины, во главе с Благоразумным Разбойником. Справа – святые жены, бывшие блудницы: Мария Магдалина, Мария Египетская, Пелагия, обращенная в христианство епископом Антиохийским Нонном. (Ее келью мы увидим с вами на Елеоне.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Тот факт, что Евангелия, расходясь в описании деталей, согласуются по существу, Златоуст считал величайшим доказательством достоверности Евангельского повествования: “В самом деле, если бы они были до точности согласны во всем ( sunefu­nhsan met¦ ) — и касательно времени, и касательно места и самых слов, то из врагов никто бы не поверил, что они написали Евангелия, не сошедшись между собой Теперь же представляющееся в мелочах разногласие ( ™n mikro‹j diafwn…a ) освобождает их от всякого подозрения и блистательно говорит в пользу писавших” (Там же) 30 . Библия, согласно Златоусту, представляет собой высочайший акт Божиего снисхождения ( Шperbol » n ) к человечеству (1898. 4. 10 = PG 53, 29). Святитель снова и снова повторяет, что у Бога ничего не бывает без причины, и ни одно слово, ни даже одна йота Писания не появились случайно: “Много раз говорил я вам, возлюбленные, что надобно принимать во внимание и слоги ( per€ t¦j sullab¦j Cfe…lomen ™reunhta… ), потому что сказано: испытывайте Писание; часто и одна йота или одна черта ( А m…a kera…a ) возбуждает мысль. Если же хочешь убедиться, что и прибавление одной буквы дает мысль, то этот патриарх Авраам прежде назывался Аврамом, и сказал ему Бог: не будет твое имя Аврам, но Авраам ; прибавил букву а , и сделал его отцом многих народов” (1898. 1. 862 = PG 48, 1040). Однако экзегетика Златоуста очень далеко отстоит от “дубового” буквализма. Он, пожалуй, как никто другой из представителей Антиохийской школы был способен гибко толковать Писание, учитывая стилистические особенности Библейского текста. Как истинный пастырь он всегда старался научить и своих духовных чад распознавать фигуры речи в Писании. Вот один типичный пример из бесед Златоуста на избранные Псалмы: “Когда нужно объяснить что-нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и в словах Писания подразумевать нечто другое, а иногда нужно понимать их только так, как они сказаны ( e„ cr » ti ka€ kat¦ e„pe‹n , оЩ . T¦ g¦r ka€ qewrБsai · t¦ oЫmw de‹ noe‹n , жj e‡rhtai тТпоп) , например : В начале сотворил Бог небо и землю. А иные должно понимать иначе, нежели они сказаны, например: Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен. Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их, не отступишь от буквальных выражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно не давать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется источником и потоком вод по причине чистоты супружеского сожития” (1899. 5. 115 = PG 55 , 126).

http://pravmir.ru/ioann-zlatoust-v-istor...

Христос, – говорит Апостол Павел, – «поставил одних Апостолами, других Пророками, иных Евангелистами, иных Пастырями и Учителями к совершению святых на дело служения для создания Тела Христова, дабы все возращали в Того, Который есть Глава», то есть во Христа ( Еф. 4:11,12,15 ). И тот же Апостол заповедует тем, коих Дух Святый поставил Епископами, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Своею Кровью( Деян. 20:17 ). Ибо каждый Епископ есть представитель благодати Христовой для своей паствы, за которую должен дать ответ Общему Пастыреначальнику Христу и как местоблюститель Его в кругу своей Церкви, по нестрогому словоупотреблению называется её Главою. Существенно же Сам Господь и Бог наш – Иисус Христос, и един Он есть Глава Церкви. Когда несколько Епископов находятся под управлением одного старейшего или многих, соединенных в один правительственный Собор, то старейший, смотря по пространству области его и власти, именуется Архиепископом, Митрополитом, Экзархом и Патриархом, или Патриарха заменяет равный ему в достоинстве Синод. В таком виде Вселенская Церковь представляет свою Высшую Иерархию в Великих Церквах: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Российской. Все же вкупе Православные Церкви, повсеместно разсеянные, могут образовать из себя Вселенский Собор, который в союзе мира властен управлять Кафолической Церковью и непогрешителен в своих уставах. Соборы Вселенские и Поместные служили всегда утверждением Церкви, когда возникали ереси и соблазны, предвиденные, впрочем, Апостолами. «Дух ясно говорит», – возвещал Св. Павел, – «что в последние времена отступят некоторые от веры, слушаясь духов обольстителей и учения бесовского» ( 1Тим. 4:1 ). И потому заранее увещевал: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и суетной лестью, по преданию человеков, по вещественным началам мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:8,9 ). «И хотя бы и мы, или Ангел в Небе стал благовествовать вам, не то, что мы вам благовествовали, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Что касается войска казаков, то те из них, которые умели хорошо управлять конем и имели быстрых лошадей, убежали в свою сторону и спаслись; пешие же и другие попали под острие меча и были перебиты своими врагами венграми, предавшись милосердию Господа своего. И как могло быть иначе, когда венгры враги веры и ненавистники креста и евангелия и носят имя, им подходящее, именно, кальбиин 120 по-гречески кальвин, и лютеране. Молдаване уже стали казакам большими врагами и убивали их, когда они в первый раз были разбиты валахами и проходили тысячами по их стране. То же самое было (с ними) и теперь, потому что они явились на помощь их врагу Василию. Тогда и те, кои были привержены к нему с начала его несчастий до сего времени, обратилась против него, и он был испытан подобно Иову, Евстафию и им подобным. Он потерял тогда всех своих родственников, друзей, даже жену и детей и все свои богатства, как об этом скажем далее. Потом он лишился также своего зятя, сына Хмеля, того смелого наездника. Где теперь твоя рассудительность, о Василий? где твоя способность различения? где обилие твоих богатств? Ты всеми теперь покинут. Правду говорил тот, кто сказал: „когда сходит определение (свыше), слепнут очи“. Если бы Василий не был хорошим наездником, то не мог бы спастись от рук своих врагов. Он ушел к казакам и поселился в первом городе их владений, по имени Рашко 121 . Отсюда он послал известие о случившемся с ним Хмелю и своему зятю. Глава XXI. Яссы. – Грабеж Тогда для нас возобновились наши горести и страхи, ибо венгры тотчас пришли в Яссы и заграбили все, что нашли вне монастырей. Нас обуял сильный страх пред ними: ночью мы не могли заснуть, а днем ютились в надежной башне. Враг Василия, новый господарь, едва прибыв в Яссы, тотчас устремился на крепость Сучаву и, окружив ее, начал осаду. Он не замедлил прислать (письмо) нашему владыке патриарху для успокоения его духа и назначил нам мертек, т. е. содержание – съестные припасы и напитки, в бóльшем количестве, чем при Василии. То же он сделал для аги казначейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

121 В своем сочинении «Известие истинное» Медведев, отвечая на вопрос, почему в Москве все духовные власти так сильно вверились Лихудам, отвечает: «Того ради, яко они в начале своего к Москве приезду, егда им единою в допросе своем в государственном и Посольском Приказе удася солгати и тоя их явныя лжи никтоже явися обличитель, но во истинную правду то им вменили, еже они сами о себе поведали, яко они по указу блаженныя памяти великаго государя, царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца, чрез призывание патриархов Александрийскаго и Антиохийскаго, взяв у всех патриархов свидетельствованный лист, приехали в Москву к великому государю и к святейшему патриарху.. Они в своем рае-просе поведаша, еже они по государеву указу в царствующий град Москву к великим государем и к святейшему патриарху приехали по приказанию Александрийскаго и Антиохийскаго патриархов. И аще бы то правда была, и те бы патриархи о том писали с ними к великим государем нашим и к святейшему патриарху, но тии патриарси с ними о том к великим государем и к святейшему патриарху не писаша; и того ради яве, яко они, хотяще зде народ православный прельстити и вере нашей православней смущение сотворити, то солгаша. А потом познавшие они, еже сами себе своею ложью бедство сотвориша, яко в роспросе своем поведаша от Александрийскаго и Антиохийскаго патриархов в Московское царствие призванных быти, а не от Цареградскаго патриарха. А грамоты к царскому величеству и к святейшему патриарху от Александрийскаго и от Антиохийскаго патриархов о себе они, разве от Цареградскаго патриарха, по их самих челобитью, проезжие грамоты не имеют и у той Антиохийскаго патриарха руки нет. Умыслиша себе в народе сицевое ложное оправдание сотворити, непщующе, яко того их распроса и проезжей грамоты от народа развее государственная Посольскаго Приказу никтоже весть; книги своея (юже они, писавше, великим государем и великой благоверной государыне царевне и великой княжне Софии Алексиевне подаша) в предисловии дерзнуша написати, яко они от Цареградскаго и от другаго прежде бывшаго Цареградскаго Дионисиа, и от Александрийскаго, и от Иерусалимскаго патриархов к Москве присланы, а Антиохийскаго уже, его же они прежде в распросе своем поведаша их к Москве призывающаго, не воспомянуша, занеже у проезжей их грамоты руки его не обретается; и тем ложь их светло всякому показуется, ибо яко прежде в распросе они на Антиохийскаго патриарха, яко их призываше, а о Цареградском умолчаше, солгаша: тако ныне в той книге на Ца-реградских и на Александрийскаго и Иерусалимскаго патриархов в их к Москве призывании явную ложь пишут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

2365. 25-ЛЕТИЕ Представительства Патриарха Московского в Дамаске. Послание Патриарха Пимена епископу Звенигородскому Валентину, представителю Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. – 1984, 4, 9. 2366. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 июня 1985 года: 1. Освободить еп. Звенигородского Валентина от обязанностей представителя Святейшего Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске. 2. Епископом Звенигородским быть архим. Николаю (Шкрумко), наместнику Почаевской Успенской Лавры. – 1985, 8, 9. 2367. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1988 года: Назначить игум. Никандра (Коваленко), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, по возведении его в сан епископа с титулом “Звенигородский”, Представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. – 1988, 10, 3. 2368. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 декабря 1995 года: 1. Освободить еп. Звенигородского Никандра от занимаемой должности представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском. 2. Направить архим. Иосифа (Пустоутова), заведующего сектором ОВЦС по связям с РКЦ, в Дамаск для прохождения церковного служения в этой должности. – 1996, 1, 8–9. 2369. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: 1. Отозвать арзим. Иосифа (Пустоутова), представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском, в связи с окончанием срока командировки и направить в распоряжение митр. Крутицкого Ювеналия. 2. Назначить архим. Феофана (Ашуркова), заместителя Председателя ОВЦС, на эту должность, освободив его от должности заместителя Председателя ОВЦС. –2000, 2, 12. 2370. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 октября 2000 года: В связи с назначением архим. Феофана (Ашуркова) на епископскую Магаданскую кафедру представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском назначить архим. Елисея (Ганабу), секретаря ОВЦС. –2000, 11, 6. 18. Подворье в Бейруте (Ливан) 2371. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 12 сентября 1985 года: Освободить прот. С.Кашубу от обязанностей настоятеля подворья и направить в распоряжение митр. Одесского Сергия. – 1985, 11, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второе письмо Б. Н. Шаховского Н. В. Чарыкову интересно множеством деталей, показывающих развитую систему отчетности: российские дипломаты ждали письменного отчета за каждую передаваемую из Петербурга сумму денежных средств. Начинается письмо с обстоятельного ответа анонимному недоброжелателю, обвинившему Б. Н. Шаховского во вмешательстве во внутренние дела Антиохийской Патриархии вследствие строгого контроля за раздачей высочайшей субсидии и последующим использованием этих средств патриархом и митрополитами. В известном смысле можно сказать, что оба письма, адресованные Н. В. Чарыкову, объединены одной общей темой — епархиями Антиохийского Патриархата. Для Б. Н. Шаховского эти структурные подразделения Патриархата весьма важны, т. к. половина всех поступавших денежных средств распределялась им лично среди митрополитов — глав епархий. Списки епархий есть в каждом письме, но обращает на себя внимание тот факт, что оба списка не тождественны между собой, различаются в некоторых деталях. Так, в обоих списках не совпадает последовательность епархий и не обговорены в достаточной мере случаи разделения одной епархии на две-три маленьких. Видимо, такого рода детали представлялись российскому консулу не особо значимыми. К сожалению, необходимо признать, что мы крайне мало знаем о внутренней организации Антиохийского Патриархата и о полномочиях митрополитов внутри епархий . С рассматриваемыми письмами Б. Н. Шаховского связана еще одна проблема общего плана, не рассматриваемая им специально. Как и в связи с чем возникла необходимость высочайшей субсидии на нужды Антиохийского Патриархата? В чем заключалась ее актуальность для внешней политики Российской империи в начале ХХ в.? Финансовая поддержка обоих Патриархатов — и Антиохийского, и Иерусалимского — всегда была в центре внимания политики Российской империи на Ближнем Востоке. Между 1835–1842 гг. из Российской империи в Сирию, на нужды Антиохийского Патриархата были перечислены от разных ведомств значительные суммы: на школы, на поддержание и укрепление позиций православия . В разных формах и размерах финансовая поддержка православных патриархатов продолжалась и во второй noлobuhe XIX b.  Все же экономическое положение обоих патриархатов к kohцy XIX b. продолжало оставаться сложным вследствие не уменьшавшейся задолженности.

http://bogoslov.ru/article/6192849

Александрийскому на 150 р. (Турецкие статейные списки 6, лл. 332 – 333). В 1653 г. Иерусалимскому патриарху с нарочито присланным в Москву за милостынею архимандритом послано на 1500 р. (7161 г. 10). В 1662 году Антиохийскому патриарху Макарию с архимандритом его Неофитом, приезжавшим в Москву, послано на 500 р. (7179 г. 25). В 1663 году Иерусалимскому патриарху с иеродиаконом Мелетием послано на 300 золотых (7178 г. 6). В 1667 г. Константинопольскому патриарху послано на 300 р., Иерусалимскому на 200 р. (7191 г. 8; ср. Турецкие статейные списки, No 7, л. 155). В 1669 г. с иеродиаконом Мелетием послано Константинопольскому на 200 р., да ему же в том же году с послом Нестеровым послано было от патриарха Иоасафа на 150 золотых, соболя и бархат; Иерусалимскому – 200 р. и на искупление Святого Гроба 800 р., да по челобитью Паисия Лигарида на 300 р.; а патриарх Иоасаф со своей стороны послал с Нестеровым на 100 золотых, сорок соболей, 10 аршин бархату; Антиохийскому с Мелетием послано на 200 рублей (7176 г. 19; 7178 г. 7; Турецкие статейные списки 10, л. 316 на об. и 322 на об.). В 1671 году Антиохийскому патриарху Макарию с присланным им в Москву митрополитом Тирским и Сидонским послано 300 золотых червонных, да соболями 700 р. (7191 г. 8; ср. Греческие статейные списки 7, л. 105). В 1681 г. с послом Возницыным было послано Константинопольскому на 250 р., Иерусалимскому на 150 р. Александрийскому – на 150 р. и Антиохийскому на 100 р. (7191 г. No 8; Турецкие статейные списки 24, лл. 243 и 245). В 1682 г. за разрешение Никона дано: Константинопольскому – 300 талеров, Иерусалимскому – 300 талеров, Александрийскому – 150 талеров, Антиохийскому – 100 талеров (Турецкие статейные списки 21, л. 224). В 1683 г. послано: Константинопольскому на 120 р., Иерусалимскому на 100 р., Александрийскому на 100 р., Антиохийскому на 70 р. и старому Константинопольскому патриарху на 70 р. (7191 г. 8). В том же году Александрийскому патриарху с архимандритом его Симеоном, приезжавшим в Москву, послано было на 2000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010