Немаловажную роль в описываемых сложностях сыграла и одна особенность менталитета общества Османской империи — взятка (бакшиш) была нормой общественной жизни . В этих условиях Российская империя для сохранения своих позиций на Ближнем Востоке в условиях конкурентной борьбы за умы местного населения была вынуждена предложить иную схему финансовой поддержки христианских патриархатов, имея в виду стремление выстроить взаимоотношения с единоверцами так, чтобы присылаемые из Петербурга денежные средства не оседали исключительно в карманах высших иерархов. Отметим в связи с этим, что Б. Н. Шаховской был не первым дипломатом, столь обстоятельно занимавшимся внутренними проблемами жизни христианского населения Сирии. В АВПРИ в настоящее время доступен еще один документ с существенной информацией о хозяйственной жизни Антиохийского Патриархата на pyбeжe XIX–XX bb. А. П. Беляев, генеральный консул Российской империи в Дамаске в 1898–1903 гг., перечислял в письме от 17 февраля 1900 г., адресованном в Константинополь, послу И. А. Зиновьеву целый ряд проблем экономической жизни Антиохийской Патриархии, требующих вмешательства российских властей . А. П. Беляев писал, что не будет в письме перечислять все нужды Антиохийской Патриархии, но сделает это позже, т. к. рассчитывает, благодаря доверию патриарха Мелетия, составить обстоятельный доклад. Мы не знаем, был ли представлен такой доклад. В фондах АВПРИ такой документ обнаружить в данный момент пока не удалось. По контексту письма видно, что А. П. Беляев был прежде всего обеспокоен финансовым положением Патриархии. Для преодоления сложностей он считал необходимым наладить поддержку Патриархата путем передачи денежных средств из России. Дипломат особо отмечал, что без российской финансовой поддержки патриарху не справиться с решением всех насущных проблем . Однако А. П. Беляев считал, что личную помощь патриарху Россия должна оказывать негласно, не привлекая внимания других иерархов Антиохийской Церкви. Текст письма также показывает, что помощь, согласно А. П. Беляеву, надо оказывать конкретно патриарху, но не Патриархии в целом.

http://bogoslov.ru/article/6192849

Кириллу, позволив этому последнему взять его с собою в Дамаск и употребить, по своему усмотрению, в греко-униатском деле, что тот и сделал, положив преосвященному денежное пособие из сумм миссии. В Хазбее начальник русской миссии нашел преосвященного тиро-сидонского Исаию. «Трудно было бы найти человека, – говорит о нем преосв. Кирилл, – менее соответствующего потребностям этой обширной и важной епархии, в состав которой входит Ратея, Хазбея, Сур (Тир), Сайда (Сидон) и др. города, где преобладает уния, и начинает усиленно распространяться протестантство. Но и положение его таково, что и при способности он едва ли бы мог что-нибудь сделать в пользу православия. Он едва имеет 3000 пиастров (около 150 руб. сер.) годового дохода. Он не имеет диакона для служения в церкви и служит с двумя священниками, получая за заказную литургию пиастров 10–12: такого жалкого явления я доселе не встречал, да признаться и не думал встретить». Приходское духовенство антиохийского патриархата произвело на преосв. Кирилла более отрадное впечатление. В самом Дамаске приходское духовенство, по его отзыву, было даже достойно всякого уважения. Между священниками были люди очень умные, и все они вообще не были такими невеждами, как в иерусалимском патриархате, и держали себя весьма прилично: причина этого, быть может, заключалась, по объяснению преосв. Кирилла, и в том, что они большею частию были люди очень достаточные, так как семьи их занимались различными промыслами. И вне Дамаска, во всех местах, которые посетил преосв. Кирилл, духовенство арабское не производило на него того безотрадного впечатления, какое снова стало поражать его, едва только он вступил в пределы иерусалимского патриархата. Правда, оно было бедно, скудно, но вместе, с тем не лишено смысла, не забито. Более других терпели в материальном отношении священники из новообратившихся греко-униатов, к которым патриархия относилась непростительно холодно. В народонаселении православном антиохийского патриархата преосв. Кирилл подметил несколько весьма характеристических, по его мнению, черт.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Более оживленные непосредственные сношения установились у Миссии с Патриархатом Антиохийским. Вступление Миссии в Святую Землю приветствовали письмом с красочными выражениями десять священнослужителей из Дамаска и много именитых жителей города. Свое приветствие они отправили сначала в Бейрут, где наша Миссия сошла на берег. Из-за плохой погоды и дороги это письмо не застало там преосвященного Кирилла. Тогда усердные дамасские русофилы направили для Миссии второе письмо уже в Иерусалим 44 . «Имея в виду свою обязанность, прямо выраженную в инструкции, а с другой стороны, пользуясь приглашением Антиохийского Патриарха и русского генерального консула в Бейруте, преосвященный Кирилл в первый же год своего служения на Востоке решил лично посетить пределы Антиохийского Патриархата, что и сделал в промежуток времени между 9 ноября и 23 декабря 1858 года. Результатом полуторамесячного путешествия преосвященного Кирилла по Сирии были сведения и наблюдения, собранные им и касавшиеся внутреннего состояния Антиохийского Патриархата» 45 . Несколько раньше своей поездки и после возвращения из нее преосвященный Кирилл содействовал отъезду в Россию за сбором пожертвований Лиддского митрополита Макария и поддержал желание Патриарха Иерофея послать в Москву начальником Антиохийского подворья Аркадийского епископа Иосифа 46 . Во время своего путешествия епископ Кирилл побывал во многих районах Сирии (Дамаск, Бейрут, Захле, Хазбая и т.д.). Все виденное в Сирии и знакомое уже в Палестине глубоко поражало преосвященного Кирилла. (Для нас здесь нет ничего нового, так как после красочных описаний о.Порфирия прошло немного лет и все, с чем он познакомил нас, не изменилось). Все архиереи, за исключением Патриарха и Бейрутского митрополита, влачили жалкое существование. «Приходское духовенство Антиохийского Патриархата произвело на преосвященного Кирилла более отрадное впечатление. В самом Дамаске приходское духовенство, по его отзыву, было даже достойно всякого уважения. Между священниками были люди очень умные и держали себя весьма прилично. Причина этого, быть может заключалась, по объяснению преосвященного Кирилла, и в том, что они большею частью были люди очень достаточные, так как семьи их занимались разными промыслами. И вне Дамаска, во всех местах, которые посетил преосвященный Кирилл, духовенство арабское не производило на него того безотрадного впечатления, какое снова стало поражать его, едва только он вступил в пределы Иерусалимского Патриархата. Правда, оно было бедно, скудно, но вместе с тем не лишено смысла, не забито.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

—411— станавливаются и вводятся в употребление погребальные обряды царей четвёртой династии, снова начинают употребляться древние титулы царей, религиозное искусство возвращается к архаическим формам. Но как попытка Аменхотепа поднять египетскую религию до монотеизма, так и попытка Псамметиха и его преемников возвратить её к древним традициям кончилась крушением. Иностранцы и иностранные верования всё более и более профильтровывались в некогда замкнутую страну чудес. Наконец Камбиз после завоевания Египта (525 г. до Р.Х.) принял имя Месут-Ра (сын Ра) и жрецом Учагором был посвящён в мистерии Нейт. Что это не было торжеством египетской религии, об этом свидетельствует всё дальнейшее поведение Камбиза. Он убил Аписа и многократно проявлял крайнее неуважение к египетской религии. Камбиз явился и последователем и преследователем египетской религии. Он знаменует собой начало новой и важной религиозной эпохи в Египте, в котором теперь арийцы открыто вступают в сношения и связи с хамитами и семитами. Этот новый важный период может быть понять лишь после изучения, состояния арийских религий к концу VI в. до Р.Х. С. Глаголев Лебедев А.П. Краткие сведения о патриархатах Александрийском, Антиохийском и Иерусалимском 298 : (Из истории Греко-восточной церкви от падения Константинополя в 1453 г. до настоящего времени)//Богословский вестник 1901. Т. 1. 3. С. 412–450 (2-я пагин.). (Продолжение.) —412— 1. (Высшая иерархия в Иерусалимском патриархате, – быстрая эллинизация её; – сила и власть Иерусалимского патриарха во время его проживания в Константинополе; – упадок силы и власти этого патриарха с обратным водворением его в Иерусалиме, – возрастание значения синода и святогробского Братства на счет авторитета Иерусалимского патриархата. – Низшее туземное (арабское) духовенство в Иерусалимском патриархате, – отношения к нему высшей иерархии; – отношения этой последней к народу (арабам). – Высшая иерархия в Антиохийском патриархате – частью из Греков, частью из Арабов; – отношения патриарха к архиереям из Арабов и своей пастве, – отношения этих архиереев к своей пастве; замечания о приходском духовенстве патриархата. – Характеристика православной паствы патриархата, – отношения её к архиереям и прочему духовенству, – Иерархия и народ в Александрийском патриархате (заметка). – Монастыри в рассматриваемых трёх патриархатах. – Школы и духовно-учебные заведения: нечто о школах Александрийского патриархата; – городские и сельские школы Антиохийского патриархата; – вопрос о духовно-учебных заведениях в нём: – школы патриархата Иерусалимского, – Крестная школа или духовно-учебное заведение в Иерусалиме).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XX веке значительно изменилась география Константинопольского Патриархата , который на протяжении нескольких веков был ограничен пределами Османской империи. Мощным ударом по Константинопольскому Патриархату стала «малоазийская катастрофа» 1922 года, когда греческие войска потерпели поражение в войне против Турции и турки вырезали часть двухмиллионного греческого населения Малой Азии. В последующие годы бегство греков из Турции продолжалось, и к началу 1990-х годов греческое население Стамбула составляло не более 3 тысяч человек. Часть беженцев из Малой Азии обосновалась в Греции, однако другая часть осела в различных странах Европы, а также в Америке и Австралии. Сформировалась крупная греческая диаспора, которая признает своим духовным лидером Константинопольского патриарха. В соответствии с многовековой традицией в юрисдикцию Константинопольского Патриархата входят все монастыри Афона, в том числе русский, сербский и болгарский. Древний Александрийский Патриархат , переживший девять веков арабского владычества (640–1517) и почти три века османского владычества (1517–1798), к началу XX века насчитывал около 100 тысяч верующих греческого, арабского и сирийского происхождения. После того как в 1926 году бывший патриарх Константинопольский Мелетий (Метаксакис) стал патриархом Александрийским, Патриархат развернул обширную миссионерскую деятельность среди коренного африканского населения. В результате этой деятельности, продолжающейся по сей день, число верующих Александрийского Патриархата к концу XX века превысило 1 миллион и продолжает расти. В Египте Александрийский Патриархат сосуществует с намного превышающей его по численности Коптской Церковью. Паства Патриархата многонациональна: помимо греков, арабов и сирийцев она включает в себя представителей коренного населения африканских стран. Антиохийский Патриархат , переживший владычество арабов, турок-сельджуков, мамлюков и на протяжении четырех столетий (1516–1918) входивший в Османскую империю, к началу XX века включал около 350 тысяч верующих на территории Сирии и Ливана. По Лозаннскому договору 1923 года часть территории, входившей в юрисдикцию Антиохийского Патриархата, оказалась в составе Турции, и православных арабов вместе с греками депортировали с этих территорий. В результате массовой миграции в Европе, Америке и Австралии сложилась значительная по численности арабская православная диаспора, входящая в юрисдикцию Антиохийского Патриархата. К концу XX века паства Антиохийского Патриархата оставляла около 500 тысяч человек на территории Сирии и около 300 тысяч в Ливане, однако это лишь около половины общей численности верующих Патриархата, разбросанных по всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В мае 1652 г. через Дамаск и Халеб проехал известный рус. церковный деятель и дипломат Арсений (Суханов) , направлявшийся из Иерусалима в Грузию (Проскинитарий Арсения Суханова, 1649-1653 гг. СПб., 1889. С. 93-97. (ППС; Т. 7. Вып. 3(21)). Вероятно, он разминулся с М., который в это время посещал города Сармин и Килис и вернулся в Халеб только 1 июня (впосл. Арсений встречался с М. в Валахии, а став келарем Троице-Сергиева мон-ря, принимал его в обители во время пребывания патриарха в России). В Халебе М. провел последние перед отъездом рукоположения (кафедры Эз-Забадани, Аккара, Триполи). В архиерейских хиротониях М. ярко проявилось доминирование в Антиохийской Церкви халебской общины: из 11 новопоставленных митрополитов 5 были выходцами из Халеба и не было ни одного уроженца Дамаска, столицы Патриархата. Первое путешествие (1652-1659) Путешествие М. ко дворам христианских государей было описано его сыном архидиак. Павлом Алеппским - это объемное сочинение стало вершиной арабо-христ. литературы раннего Нового времени и ценнейшим источником по истории и этнографии народов Вост. Европы. В июле 1652 г. М. покинул Халеб и направился в Латакию. Собрав там с местных христиан десятину, он приехал в Антиохию, где его ждали архидиак. Павел и др. спутники, и вместе с ними отправился далее сухим путем. В авг. они проехали по киликийскому побережью (Искендерун, Адана), по дороге патриарха торжественно встречали жившие в Киликии греки-киприоты. Осенью М. побывал в Конье (посетил гробницу персид. поэта-суфия Джелал ад-Дина Руми), Бурсе и Муданье, откуда отплыл в К-поль. Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) Письмо Антиохийского патриарха Макария III царю Алексею Михайловичу от 1 ноября 1656 г. (ГРАДА. Ф. 52. Оп. 2. 565) По прибытии в османскую столицу (20 окт.) М. изменил планы, решив посетить помимо Молдавии и Русское гос-во. К-польский патриарх Паисий I 24 нояб. подписал адресованную рус. царю Алексею Михайловичу грамоту с извещением о будущем приезде в Россию своего антиохийского собрата и с просьбой о милостивом его приеме, которую, по-видимому, передал М.

http://pravenc.ru/text/2561412.html

Патриарх Константинопольский вытребовал Афанасия в столицу и рукоположил его в патриархи Сирийской церкви, а Кирилла объявил низложенным. После посвящения Афанасий прибыл в Алеппо и разослал свои грамоты всем архиереям Антиохийского патриархата; из них одни подчинились ему, а другие вместе с христианами Дамаска остались на стороне Кирилла. Проживали же Кирилл в Дамаске, а Афанасий в Алеппо, и оба по случаю взаимной распри писали в Константинополь, издерживались и сеяли соблазны. Вот новый факт церковного вмешательства Константинополя в судьбу патриарха Кирилла, а с ним и в судьбы Антиохийского патриархата. Едва ли кто сумеет в этом случае оправдать Константинопольскую власть, не прибегая к натяжкам и софизмам. Самые печальные последствия антиохийского двоевластия не замедлили проявиться. Летописец так говорит о временах правления Кирилла и его антипатриарха Неофита: " Один патриарх добывал берат (султанское утверждение в патриарших правах) и овладевал престолом, отлучал от Церкви своего соперника–патриарха и его сторонников, отрешал архиереев и священников его с ущербом для мирян; то же самое делал и другой патриарх. Патриархи эти завязли в долгах, а люди ни во что не стали ставить христианскую честность. " Тот же летописец пишет, что с появлением другого антипатриарха (Афанасия) возле Кирилла " возобновились неизреченные соблазны, гораздо большие, чем те, которые происходили, когда Кирилл имел антипатриархом Неофита, так что христиане, разделенные на две партии, получили наименование  комаров и  скнипов. "  Константинополю же оставалось только радоваться, видя такие обильные плоды своих трудов! Но это еще не все. На той же ниве, возделанной руками константинопольских фанариотов, возрос прегорький плод — папистическая уния. Она создалась в Сирийской церкви в конце XVII и в начале XVIII b. Кто был прямым или косвенным виновником этого прискорбного явления — патриарх ли Кирилл, который в трудных обстоятельствах вынужден был заигрывать с папами, или его антипатриарх Неофит, неосмотрительно позволивший латинянам открыть в Сирии свои школы, или же другой антипатриарх — Афанасий, согласившийся на то, чтобы алеппцы смягчили строгие практические требования Православия, сообразно с обычаями папской Церкви, или же наконец какой-то Сидонский архиерей Евфимий, который, пользуясь смутным временем, будто бы сделался " первым последователем появившихся тогда в Сирии папских мудрований, " — решать этот вопрос мы не беремся, но, несомненно, в документах можно найти достаточные основания в пользу каждого из вышеуказанных объяснений происхождения Сирийской унии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Эти слова не понравились Вселенскому Патриарху Афинагору, и через своего представителя он сделал заявление Генеральному секретарю: “Мы просим Всемирный Совет Церквей не употреблять это новое наименование и отложить всякое начинание в этом направлении” 14 . Афинагора поддержали Александрийский Патриарх, Кипрская и Элладская Церкви. Днем позже последовало другое заявление (первое датировано 16 января 1971 года). Авторы указывают, что речь идет не только об изменении названия. “Фактически же речь идет об изменении канонического статута церковной православной единицы в Америке. Согласно каноническому порядку и практике православной изменение канонического статута, имеющее всеправославное значение, действительно лишь тогда, когда оно осуществляется согласно канонам и получает одобрение со стороны всех других Православных Церквей в мире. В данном случае этого нет. Напротив, целый ряд Патриархатов Автокефальных Православных Церквей не признают нового статута, другие же еще не высказались. Таким образом, вопрос изменения церковного канонического статута вышеупомянутой русской Митрополии остается неразрешенным” 15 . Противники автокефалии напомнили, что в Америке существуют Церкви различных православных юрисдикций — Вселенского Патриархата, Антиохийского, Сербского, Румынского. Имею­тся также русские общины, не входящие ни в какую юрисдикцию. «Ввиду такой ситуации претензии одной церковной единицы в Америке именоваться “Православной Церковью в Америке” и желание взять на себя монополию Православия в Америке вообще представляется нам как действие недопустимое» 16 . И такое решение со стороны Американской Церкви авторами писем-заявлений “категорически отвергалось”. Страсти накалялись. Представитель Антиохийского Патриархата предложил “отложить просьбу до тех пор, пока Православные Церкви не займут ясной позиции. Такая акция со стороны Митрополии помогла бы без сомнения Церквам рассмотреть эту просьбу более объективно и, кроме того, не создавалось бы впечатления, что ВСЦ оказался вовлеченным в межправославную проблему” 17 .

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-tserkov-...

- Известно ли что-то о судьбе двух похищенных в Сирии митрополитов? — Нам до сих пор ничего не известно об их судьбе. И, хотя прошло уже больше ста дней, не было ни требований выкупа, ни известий о смерти. Мы задавали этот вопрос предстоятелю Антиохийской православной церкви Иоанну Х, но патриарх говорит, что у него, как и у нас, нет никакой информации. Мы донесли до его сведения, что российская сторона пообещала приложить все возможные усилия для того, чтобы хотя бы выяснить, живы ли похищенные митрополиты. Нападения на духовных лиц продолжаются – недавно был похищен католический священник, а также родной брат шейха Затери — заместителя верховного муфтия. Шейху Затери, который сопровождал нас в поездке и оказывал нашей делегации всяческое содействие, сообщили, что за его брата требуют выкуп в 50 тысяч долларов США. Похищения людей вообще очень распространены.> - Христиане и мусульмане в Сирии издавна жили бок о бок. Что сегодня происходит на бытовом уровне, какие взаимоотношения у представителей разных религий? — Отношения нормальные. Все друг друга поддерживают, потому что прекрасно понимают, что их может ждать с приходом радикальных исламистов. Вообще, в Сирии складывается парадоксальная ситуация – люди пытаются совместно защищать свои святыни от надругательств и разрушения. Поэтому христиане гибнут, защищая исламские святыни, а мусульмане – защищая христианские. И таких случаев очень и очень много. - Как реагируют люди, если видят, к примеру, на улице человека в священнических одеждах? — Реагируют нормально, уважительно, здороваются. Вместе с духовенством Антиохийской церкви я ходил по Дамаску в рясе и с крестом и никаких косых взглядов не замечал. Кроме того, почти каждый вечер нас приглашали на ифтар (вечерняя трапеза у мусульман во время священного месяца Рамадан – прим. ред.). Враждебного отношения мы не встречали. - Каково сейчас положение русскоязычной православной общины Дамаска? — Скажу честно — почти никого не осталось. Люди бегут от военных действий. В представительстве Московского патриархата в Дамаске иногда совершают богослужения священники Антиохийской православной церкви. Но дело в том, что наши дипломатические работники рекомендуют нашим людям не собираться больше, чем по два человека — не только в храме, но и где-либо еще. Для вооруженной оппозиции неважно, кто перед ними – выходцы из России, Украины или Белоруссии. Мы являемся целью номер один в связи с позицией России в совете безопасности. Закрыт наш российский центр в Дамаске, который действовал при посольстве. На наш вопрос, откроют ли его снова, работники посольства ответили, что пока не планируют этого, потому что вероятность терактов очень высока.

http://pravoslavie.ru/63415.html

Патриарх Константинопольский вытребовал Афанасия в столицу и рукоположил его в патриархи Сирийской церкви, а Кирилла объявил низложенным. После посвящения Афанасий прибыл в Алеппо и разослал свои грамоты всем архиереям Антиохийского патриархата; из них одни подчинились ему, а другие вместе с христианами Дамаска остались на стороне Кирилла. Проживали же Кирилл в Дамаске, а Афанасий в Алеппо, и оба по случаю взаимной распри писали в Константинополь, издерживались и сеяли соблазны. Вот новый факт церковного вмешательства Константинополя в судьбу патриарха Кирилла, а с ним и в судьбы Антиохийского патриархата. Едва ли кто сумеет в этом случае оправдать Константинопольскую власть, не прибегая к натяжкам и софизмам. Самые печальные последствия антиохийского двоевластия не замедлили проявиться. Летописец так говорит о временах правления Кирилла и его антипатриарха Неофита:«Один патриарх добывал берат (султанское утверждение в патриарших правах) и овладевал престолом, отлучал от Церкви своего соперника-патриарха и его сторонников, отрешал архиереев и священников его с ущербом для мирян; то же самое делал и другой патриарх. Патриархи эти завязли в долгах, а люди ни во что не стали ставить христианскую честность.»Тот же летописец пишет, что с появлением другого антипатриарха (Афанасия) возле Кирилла " возобновились неизреченные соблазны, гораздо большие, чем те, которые происходили, когда Кирилл имел антипатриархом Неофита, так что христиане, разделенные на две партии, получили наименование комаров и скнипов.» Константинополю же оставалось только радоваться, видя такие обильные плоды своих трудов! Но это еще не все. На той же ниве, возделанной руками константинопольских фанариотов, возрос прегорький плод – папистическая уния. Она создалась в Сирийской церкви в конце XVII и в начале XVIII в. Кто был прямым или косвенным виновником этого прискорбного явления – патриарх ли Кирилл, который в трудных обстоятельствах вынужден был заигрывать с папами, или его антипатриарх Неофит, неосмотрительно позволивший латинянам открыть в Сирии свои школы, или же другой антипатриарх – Афанасий, согласившийся на то, чтобы алеппцы смягчили строгие практические требования Православия, сообразно с обычаями папской Церкви, или же наконец какойто Сидонский архиерей Евфимий, который, пользуясь смутным временем, будто бы сделался " первым последователем появившихся тогда в Сирии папских мудрований,» – решать этот вопрос мы не беремся, но, несомненно, в документах можно найти достаточные основания в пользу каждого из вышеуказанных объяснений происхождения Сирийской унии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010