Точным списком с нее Митрополит Филарет, в 1854 году, благословил шестой Корпус, отправлявшийся в поход против неприятеля, наконец, в 1855 г. 7 Сентября Митрополит у св. мощей Препод. Сергия благословил Государя Императора подлинной иконой Сергиева видения, которая, по заключении мира, возвращена Ополчением в лавру 1856 г. Августа 5. Подле алтарного иконостаса у южной стены собора опочивают на вскрытии, в серебряной позолоченой раке, принесенной в дар Царем Иоанном IV, св. мощи Преподобного Сергия, преставившегося в 1392 году. Около этой раки устроена Императрицей Анной Иоанновной, другая серебряная чеканная с богатой сению на четырех столпах. На решетке помещена следующая надпись: «Самодержавнейшая Всероссийская Императрица Анна Иоанновна, в славу дивнаго Бога во Святых Своих, в честь же Преподобнаго Сергия Радонежскаго, славнаго в России Чудотворца; сие его блаженных останков хранилище, среброкованным строением по теплейшему своему благоговейнству, украсить повелела, от мироздания 7245 года, от воплощения Жизнодавца 1737 года». Серебра в сени 25 пуд. Против раки хранятся за стеклом: образа моления Преподобного Сергия. Пресвятой Богородицы Одигитрии и Святителя Николая, его Фелонь, эпитрахиль и поручи из крашенины, деревянный посох, аналав от схимы, нож с влагалищем и деревянная ложка. Над гробницею Преподобного стоит его образ, написанный во весь рост, по соображению с описью 1642 года, должен быть тот самый, который был написан на новой доске, положенной на гроб сего угодника Божия, вместо древней доски, разнятой на иконы. Другой древний образ Св. Сергия с изображением его чудес, на левой стороне иконостаса, украшен в 1825 году серебряною ризою с позолотою; но прежний золотой венец сохранен на нем. Под одним кровом с Преподобным Сергием, в юго-западном углу собора, опочивает тело Радонежского князя Андрея Владимировича, во иноцех Саввы. Кроткий и благочестивый Андрей, принявший в Сергиевой обители схиму с именем Саввы, скончался здесь за два года до преставления Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Небольшая лестница из часового зала ведет на 4-й ярус, пол которого находится примерно на уровне опрокинутого серпа главного креста Успенского собора. В южном пролете этого яруса подвешен «Переспор», единственный колокол этого яруса, благовествующий о начале богослужения в будни и отбивающий часы. В пятом ярусе колокольни нет работающих колоколов. Отец Сергий (Голубцов) Строительство и реставрация колокольни со звонницей Троице-Сергиевской лавры//Колокола и колокольни. М. 1994. С. 51–59. http://www.zvon.ru/zvon7.view2.page32.html Среди сооружений Троице-Сергиевой Лавры особенно выделяется белокаменная колокольня. Появилась она взамен обветшавшей деревянной в середине XVIII в. Строение по тем временам - очень неординарное, ведь такую высоту каменного сооружения архитекторы еще долго не пытались повторить или преувеличить. Это самая высокая колокольня в России. Ее высота составляет 88 м, что на 11 м выше звонницы Новодевичьего монастыря и на шесть метров – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Проект был разработан к 1740 г., тогда же императрицей Анной Иоанновной было принято решение о строительстве. Однако начало возведения постоянно откладывалось из-за разногласий по вопросу точного места сооружения колокольни. В 1741 г. все спорные вопросы были улажены и строительство началось. Продолжалось оно вплоть до 1770 г. В 1748 г. прямо во дворе лавры для колокольни был отлит Царь-колокол весом 65 тонн. Общее число колоколов первоначально составляло 42 штуки, затем было доведено до 50. В 1930 г. колокола с колокольни были сняты. Находящемуся в монастыре Сергиевскому музею были переданы в качестве экспонатов лишь некоторые из них – остальные пошли на переплавку. В 1999-2001 г. была проведена масштабная реставрация колокольни Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В последующие годы были заново отлиты три больших благовестных колокола, включая Царь-колокол. В 2004 г. Царь-колокол был доставлен в лавру и поднят на колокольню. На сегодняшний день лаврский Царь-колокол – самый большой действующий колокол в православном мире – его вес составляет 72 тонны и еще две тонны весит его язык. Всего на колокольне Троице-Сергиевой лавры установлено 33 колокола. Старейший из них - " Чудотворцев " или " Ноконовский " - отлит в 1420 г. при игумене Никоне, преемнике преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=06570

284 О князе Михаиле Черниговском, покрове с его изображением и других произведениях мастерской Одоевских см.: Маясова 1997. С. 277–289; а также Маясова 2002. С. 357–360, ил. 13. 285 Надпись на пелене 1680 г. с изображением креста и стоящих по сторонам преподобных Сергия и Никона Радонежских (см.: Леонид, архимандрит 1881. С. 62, 246; а так-же: Маясова 1968 (1). С. 138). Возможно, что это – хранящаяся в Сергиево-Посадском музее довольно посредственная пелена (инв. на которой сохранилась Голгофа, выложенная золотым кружевом, но утрачен крест (см.: Сергий Радонежский в произведениях русского искусства 1992. С. 100, 40, ил. 33). 286 Пелена «Богоматерь Одигитрия» 1050–1660 гг. в Муромском музее (инв. м-5641, см.: Сухова 1995. С. 87, ил. 4). 288 Силкин 1992 (1). С. 115; а также Силкин 2002. Естественно, это заключение касается частных светлиц и исключает светлицы во дворце московских государей, работу которых, как мы показали, можно проследить с XIV до конца XVII в. 289 Мастерские Строгановых продолжали работать и в XVIII в., о чем свидетельствует, например, приписка почерком XVIII в. во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря 1673 г., что ризы, вложенные в монастырь императрицей Анной Иоанновной, «строила госпожа Строганова в нынешнем 731-м году апреля 3 дня» (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря 1987. С. 33). Первое же известное нам датированное произведение строгановской светлицы – плащаница 1592 г. – вложена Никитой Григорьевичем в сольвычегодский Благовещенский собор (ГРМ, инв. ДРТ-287, см.: Лихачева 1980. с. 50, 92). 291 Пелена «Царевич Димитрий» 1654 г. имеет надпись: « А труды и сия полена жемчугом жена его Димитрия Андреевича Анна Ивановна а в лицах и в ризах и во всякой оуткари труды иноки Марфы по реклу веселки » (Сольвычегодский музей, инв. см.: Макаренко С. 91 и 99; Силкин 2002. С. 192–194, кат. ил. на с. 193 и 195) 293 Сергиево-Посадский музей, инв. 2481 и 400, см.: Маясова 1908 (1). с.: 136–137, ил. 167; о покрове «Александр Невский» 1670–1680 гг. см.: Силкин 2002. 113.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Обитель владела земельными богатствами: в конце XVI века — 2424 четверти пашни, в 1678 году — 150 дворов, в 1744-м — 1009 душ, в 1764-м — более1600 душ. После секуляризации она была зачислена во II класс. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 годов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло мол-нией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Главными монастырскими святынями являлись Казанская икона Богоматери и образ Николая Чудотворца. В ризнице хранились парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной. Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. После выселения в 1923-м 788 монахинь в обители обосновался «исправительно-трудовой дом». Один из храмов в 1923-м передали под клуб. В 1925-м от ливня обрушилось прясло монастырских стен, впоследствии часть их была сломана. Монастырский собор действовал как приходский до конца 1920-х годов, но был закрыт. Чтимые иконы передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. С конца 1920-х годов монастырь занимал музей истории химии, который снес главы с собора и получил даже разрешение сломать колокольню, но к счастью, не воспользовался им. В 1930-е годы с колокольни сбросили колокола, на территории монастыря выстроили, исказив его архитектурный ансамбль, школу и другие здания. Мо-настырские корпуса отошли под жилье и конторы, храмы до 1989 года занимал «ВНИИПромгаз».

http://sobory.ru/article/?object=03342

Обычно депрессии возникают у людей, которые либо сильно недооценивают себя, либо переоценивают. Вернее, конечно, второе, потому что есть самоуничижение паче гордости, и любой, даже самый робкий и забитый человек, все равно хоть когда-нибудь мечтал о повышении   своего социального статуса. Однако жизнь всегда заставляет задуматься, что ты есть на самом деле. И, решив нехитрую формулу, некоторые имеют в ответе «самооценка» такое количество нулей, что могут дойти и до инфаркта, и до разрыва со всем своим окружением, и даже до самоубийства. Иногда счеты с жизнью сводят внешне, казалось бы, вполне успешные люди: известные актеры, писатели, художники. Но их гордыня (прошу прощения, их претензии к миру и к себе) оказываются такими огромными, что, когда приходит пора подводить итоги, они говорят себе: я НИЧЕГО не добился в жизни. В России, кстати, сейчас имеется определенная социальная прослойка людей (их в свое время описал Эрих Фромм, основатель гуманистической психологии), чья самооценка зависит от их капитала. Потеря таким человеком состояния — для него жизненный крах, потеря самоидентификации. Грустная картина. Как тут не вспомнить пример душевной стойкости Александра Даниловича Меншикова. Человека, который поднялся из нищеты до второго лица в государстве, накопил огромное состояние, приобрел знатность (одно произнесение его титула занимало несколько минут), а потом в один момент лишился всего, и на простой крестьянской телеге, в рогоже был увезен в ссылку в глухой Березов, по дороге потеряв жену и любимую дочь. И при этом не потерял ни жизненных сил, ни природного добродушия. Сам построил вместе с детьми церковь, в которую ходил молиться. Его полюбили местные мужики, с которыми он часто сидел вечерами, рассказывая о себе и рассуждая так: Бог дал – Бог и взял. Значит, так ему и нужно. И детей он воспитал правильно. Потому как оба его сына, уже после смерти Александра Даниловича возвращенные из ссылки Анной Иоанновной, добились значительных постов по государственной службе и верно служили отечеству.

http://pravmir.ru/ya-nichego-ne-dobilsya...

В том же году императрицей Анной Иоанновной над ракой Преподобного Сергия устроена серебряная сень. В 1738 году из Петербурга пришло разрешение приступить к разборке старой колокольни, а в монастырь для снятия его планировки был прислан московский архитектор И. Ф. Мичурин. План Мичурина – один из важнейших источников изучения архитектурного ансамбля Лавры. 21 сентября того же года указом императрицы Анны Иоанновны введено соборное правление Троице-Сергиевым монастырем по примеру Киево-Печерской Лавры. 10 января 1739 года императрица Анна Иоанновна подписала указ «о бытии Троице-Сергиеву монастырю первостепенным» монастырем Российской Империи. Настоятелем монастыря стал архимандрит Амвросий (Дубневич; 1739–1742), впоследствии Епископ Черниговский. Учреждена должность наместника Троице-Сергиева монастыря. В 1742 году настоятелем Троицкого монастыря стал архимандрит Кирилл (Флоринский; 1742–1744). 8 июля того же года специальным указом Троице-Сергиеву монастырю было присвоено почетное наименование Лавра. В августе Лавру посетила императрица Елизавета Петровна. По ее указанию было принято решение об отлитии царь-колокола для новой монастырской колокольни, строительство которой началось в 1740 г. Работа была поручена колокольным мастерам Гавриилу Лукьянову и Семену Степанову, которые по прибытии в монастырь устроили неподалеку от него колокольный завод с литейной ямой, амбарами и жилой избой. 1 октября – открытие Троицкой Духовной семинарии, учрежденной вследствие указа императрицы Анны Иоанновны от 21 сентября 1738 года. 8 декабря последовал именной указ императрицы Елисаветы Петровны о перестройке в Троицкой обители западной линии келий между Троицким собором и больничной церковью (1743–1745). В 1743 году на основании указа императрицы Елисаветы Петровны были разобраны стоявшие между Смоленской церковью и Каличьей башней здания кузницы и келии оружейного монаха. 1744 год – настоятелем Троицкого монастыря стал архимандрит Арсений (Могилянский; 1744–1752), назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в Архиепископы Переславские, но и при этом сохранивший звание архимандрита Лавры. Впоследствии – Митрополит Киевский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Видно поняла бедная мать, что как ни бедна участь крестьянина, все же он ближе к престолу Божию. Как ни близко подходит его положение к положению крестьянина, все же он певец Бога вышнего, служитель Его святой Церкви. Хорошо рекомендует это обстоятельство, этот поступок, и старшего брата Евфимия. Такая почтительность к матери, такая самоотверженная братская любовь, такое уважение к грамотности, такое предпочтение своего служения мирским материальным выгодам, – ясно изображают прекрасные свойства простого, необразованного сельского причетника и вообще направление всего семейства, в котором воспитался свт. Тихон. Немудрено, что в такой благодатной среде сеялись и пускали корни, возросшие после, такие чудные добродетели этого Угодника Божия. «Деревцо малое, к какой стороне наклонено будет, – так и расти будет. Новый сосуд (горшок) чем наполнится, – такой и запах будет издавать. Так и малые дети, как воспитаны будут, так и будут жить»,  – говорил впоследствии сам Святитель. Итак, бедный мальчик Тимофей опять воротился домой на скудость и труды, в которых он и рос дома до 14-ти летнего возраста. Нельзя не видеть из всей его последующей жизни и из его сочинений, что это время наложило на него свой отпечаток. Так, на всю жизнь он сохранил в себе простоту и незатейливость внешней обстановки, сочувствие к простому народу, знакомство с его нуждами, иногда некоторую суровость в своих подвигах, простоту, и даже простонародность в выражении своих мыслей в сочинениях. По мыслям его старшего брата Евфимия, как мы и видели выше, – юному Тимофею готовилась самая скромная доля. Его хотели обучить чтению и письму, а потом позаботиться об определении его на какое-нибудь причетническое место, как уже было с другим его братом Петром, который был определен в Новгород во дьячки. Но Господь судил о нем иначе. Он готовил его к высшей иерархической степени. В начале 1735 года государыней Анной Иоанновной был издан строгий указ, «коим предписывалось сделать церковно-служительским детям разбор и лишних, особливо же не учащихся, отдавать в военную службу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ок. 1740 г. система управления мон-ря изменилась и стала более коллегиальной. Адм. власть перешла к эпитропии из 3 человек (скевофилакса и 2 проигуменов), избираемых пожизненно. Они вместе принимали важнейшие решения и занимались хозяйственными вопросами ( Χρυσοχοδης. Σ. 65). Афониада. Вид сверху Афониада. Вид сверху В 1748-1749 гг. при В. была организована духовная школа - Афонская академия (Афониада). Среди первых ее преподавателей были прп. Неофит Кавсокаливит , Евгений (Булгарис) , прп. Афанасий Паросский , а среди учеников (воспитанников) - равноап. Косма Этолийский (см. разд. «Афониада» в ст. Афон ). За счет дарений увеличились земельные владения В. в Элладе и на островах Эгейского м. В 1758 г. прихожане храма св. Димитрия Нового в Афинах передали В. параклис св. Кириакии, в 1761 г. митр. Месемврийский Анфим - небольшой мон-рь св. Николая в своей епархии, в 1789 г. старосты из Афусии в Пропонтиде - полуразрушенный мон-рь св. Георгия (или Иоанна Предтечи). В 1757 г. ватопедские монахи основали подворье в Магуле, вблизи Арты, в 1772 г.- на о-ве Самос, где построили храм в честь Благовещения. В кон. XVIII в. приобрели участок близ Каламаты (п-ов Пелопоннес) ( Χρυσοχοδης. Σ. 64; Παπγγελος. Σ. 85-88). К значительным придунайским владениям В. прибавились новые: мон-ри Пречиста в Фокшани, завещанный воеводой Николаем Маврокордатом (1709-1715), и Рэкитоаса, подаренный Иордакисом Кантакузином и Феодором Паладисом (1729), а также скиты Провица (до 1704), Крайница, близ Текуча (1756), и Фэтэчуни (1784) ( Μαρινσκου. P. 95-96). С 1768 г. генеральный эпитроп придунайских метохов рукополагался с титулом митрополита Иринопольского и Ватопедского. От Иринопольского митр. Софрония значительную денежную помощь получили школа Афониада (1784) и В. (1786). В 1735 г., согласно установленным в России имп. Анной Иоанновной «палестинским штатам», подтвержденным в 1742 г., В. полагалась выплата «на каждый год по 100 рублев, а на 5 лет 500 рублев». Эта сумма во много раз превосходила пожертвования на др. афонские мон-ри (напр., Великой Лавре полагалась выплата по 35 р. в год) ( Каптерев. С. 71, 134-135).

http://pravenc.ru/text/149927.html

И вот сын Анны Леопольдовны, Иоанн Антонович (Брауншвейгский), приходившийся двоюродным внуком императрице Анне, и был избран Анной в наследники русского трона. В этих видах Анна Иоанновна держала при себе в Петербурге эту Брауншвейгскую семью и воспитывала в православной вере Ивана Антоновича.   Вот схема династической родословной: (?) Иван Алексеевич, Nemp I Алексеевич Екатерина, Анна (Мекленбургская), Алексей, Елизавета (Курляндская), Анна (Голштинск.) Анна Леопольдовна (Брауншвейгская), Nemp II, Nemp III Федорович Иоанн VI Антонович   Для Бирона, фаворита покойной императрицы Анны Иоанновны, нужна была эта выцветающая по мере удлинения наследственная линия, чтобы под именем «регента» располагать реальной полнотой власти. Но измученная и патриотически оскорбленная Аннинским — Бироновским террором и правящая и низовая Россия не могла более его выносить. И ее взоры с надеждой обратились к несправедливо забытой и ни на что не претендующей дочери Петра Великого, Елизавете, потерявшей своего коронованного жениха и нашедшей утешение в закрытой приватной жизни и морганатическом браке с простым церковным певчим, Алексеем Григорьевичем Разумовским. В ноябре 1741 г. она согласилась на дружно подготовленный бескровный переворот. Самой трагической жертвой его оказался юный Иоанн Антонович, как бы заживо погребенный в казематах Шлиссельбурга на целые два десятка лет и в конце концов там же и приконченный. Царствование Елизаветы Петровны 1741-1760 гг.) Уже с воцарением Иоанна VI Антоновича в 1740 г. оборвался бироновский террор и наступила общая амнистия всех жертв этого немецкого периода. Архиепископ Феофилакт (Лопатинский) был освобожден из Выборгской крепости и в конце декабря привезен в Петербург. Считали его уже мертвым. Когда из казармы привезли его на Новгородское Подворье и очистили его, заросшего грязью, то Новгородский митрополит Амвросий (Юшкевич) явился сам, чтобы выполнить экстренное решение Синода о восстановлении бывшего узника в архиерейском сане. Амвросий со слезами возложил на Феофилакта все монашеские и архиерейские одежды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В 1732 году императрица подарила Варлааму приморскую дачу сестры своей царевны Прасковьи Иоанновны, умершей в 1731 году, и Варлаам в 1734 году соорудил здесь, возле каменного домика царевны, деревянную церковь с кельями для монашествующих. Так произошла нынешняя Сергеевская пустынь в 18 верстах от Петербурга, первоначально приписанная Варлаамом к Троицко-Сергиеву Монастырю. Архимандрит Варлаам, носившей звание члена святейшего синода, умер в 1737 году и погребен в созданной им пустыни, с правой стороны алтаря Сергеевской церкви. В порядке архимандритов Троицко-Сергиевекого монастыря, духовник императрицы Анны значится Варламом II. (Историческое описание Свято-троицкой Сергеевой лавры Москва, 1850, с. 123. – Сведение о существующих в России лаврах и монастырях. Москва, 1850, с. 127. – Полн. Собр. Зак., изд. 1830 г. т. IX, ук. 5 апр. 1733 г.; т. Х, ук. 23 апр. 1740 г.). 669 Высочайший указ о бытии кабинета последовал 10-го ноября 1731 года. Это учреждение получило первенство над сенатом, который остался при одном титуле правительствующего, возвращенном ему императрицей Анной 4 марта 1730 года, после четырехлетнего именования высоким (с 12 марта 1726 года). Иногда кабинета посылал указы в губернии и провинции, вовсе не уведомляя о том сенат, и последний должен был от себя уже предписывать губернским и провинциальным начальствам о высылке к нему, для ведома, копий с кабинетских указов. Состав кабинета всегда был трехчленный, и вымершие члены немедленно замещались другими; все они назывались кабинет-министрами. Что касается штата канцелярских чиновников при кабинете, он изменялся. Так, до сентября 1739 года, кабинетскую канцелярию составляли: 1 секретарь, 1 камерир, 2 канцеляриста и нисколько копиистов, а с сентября 1739 года в ней назначено присутствовать: 2 секретарям, 1 камериру и 4 канцеляристам, копиистам же повелено не быть. 3 декабря 1741 года, т. е. через 9 дней по воцарении императрицы Елизаветы Петровны, сенат подал ее величеству доклад, в котором, между прочим, значилось, что по причине учреждения кабинета, «произошло многое упущение дел государственных, внутренних, всякого звания, а правосудие уже и весьма в слабость пришло».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010