Стих: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное» (Пс. 2:1, 11).     На вечерне: Стихиры на «Господи воззвах», гл. 1:    1. «Всякий грех я совершил, всех превзошел в распутстве; если бы захотел покаяться, нет у меня потоков слез; если же и ныне буду беспечно жить, то заслуживаю вечной муки. Но Один Милосердный Боже, дай мне силы к исправлению и помилуй меня».    2. «Даруй мне, Христе, дождь слез в прекрасные дни поста, чтобы мне оплакать и омыть скверну удовольствий и явиться пред Тобою очищенным, когда Ты, Небесный Судия — Господи, придешь судить людей, как Судия и Один Праведньй».    3. «Приидите верующие, с усердием: отстраним всякое ухищрение вражеского обмана, имея, как щит, несокрушимое оружие поста; не будем услаждаться удовольствиями страстей, не будем бояться огня искушений, за которые Человеколюбивый Христос увенчает нас наградами терпения. Поэтому, с упованием молясь, будем припадая взывать, испрашивая мира и великой милости нашим душам».     Прокимен, гл. 6:    1. «От Господа спасение, над народом Твоим благословение Твое».     Стих: «Господи, как умножились враги мои» (Пс. 3:9, 2).    2. Гл. 5: «Господь услышит меня, когда я буду взывать к Нему».     Стих: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей» (Пс. 4:2, 4).     Стихира на стиховне, гл. 5: «Будем поститься постом приятным и угодным Богу. Истинный же пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать язык свой, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы. Воздержание от всего этого и есть истинный и приемлемый Богом пост».    На великом повечерии Великий канон святого Андрея Критского.    Перед каждым тропарем канона припев: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня».    Ежедневно до четверга в конце каждой песни читаются положенные в четверг: «Слава...»; «Троичен»; «и ныне»; «Богородичен». После же 6 песни поется кондак: «Душа моя, душа моя…» (см. четверг после 6 песни).     Песнь 1. Ирмос: «Помощник и Покровитель явился мне ко спасению; Он — мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   А потом — попробуй закрыть глаза тела своего и всмотрись внутрь себя: не откроется ли и у тебя зрение духовное? Не увидишь ли и ты с помощью этого истинного зрения тайны Божии? Ведь это и будет тем самым — настоящим! — зрением, о котором говорит тебе преподобный: зрением, окрыляющим ум.     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси.     «Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его» (Исх.4:6—7).    Посмотри, душа моя, на истинную сердечную скромность, истинное смирение души преподобного таинника Божией благодати, святителя Андрея!    «В сих видимь есть кто непрелестен сый, егда свидетельствовано от божественных Писаний имать и деяние и мудрование, смиренномудрствуя, в нихже подобает мудрствовати», — учат нас преподобные отцы, — так что «непрелестность сего да будет в том, чтобы представляти свидетельство о нихже глаголет, от Священных Писаний».    Сколь обширны познания великого учителя Критского в Божественном Писании! Как ничтожны в сравнении с этой высотой наши попытки хотя бы отдаленно приблизиться к обширности его познаний тех материй, к которым мы, без соответствующего комментария, и подойти-то боимся! С каким усердием он погружает нас в самую сущность изложенного в этих «богодухновенных» (2Тим.3:16) книгах!    И как тщательно охраняет он от постороннего взора то, к чему прикасаться не следует, — глубины собственного духовного опыта!    Но — как уверенно сияют из строк Великого канона жемчужины этого опыта! Кто мог бы написать эти убедительные строки, не переживя внутри себя смыслов каждого слова, не узнав эти смыслы достоверно из жизни своей?    Поэтому каждое слово канона — не абстрактный призыв к покаянию. Это — прожитая в покаянии жизнь, предложенная нам, слушающим, как бесценный опыт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Господи, давый нам предварити днешний день, седмицу святую предсияющую светло, Лазареве от мертвых востание страшное, сподоби рабы Твоя страхом Твоим прейти поприще пощения все совершающия.     Господи, Ты дал нам предварить сегодняшний день, светло сияющий перед святой седмицей и Лазаревым страшным из мертвых восстанием, сподоби рабы Твои со страхом Твоим совершить весь остающийся путь поста.    Время пощения ныне преполовивше, начало Божественного жития яве покажем, и в конец добродетельного жительства достигнути тепле потщимся: яко да приимем сладость нестареемую.     Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство.    На утрене в среду пятой недели опять читается Великий Канон Андрея Критского, но на этот раз целиком. Если в начале поста этот канон служил как бы дверью, открывающей путь покаяния, теперь, в конце Поста, он звучит как итог покаяния и его завершение. Если в начале Поста мы только слушали Канон, теперь его слова стали нашими словами, нашим плачем, нашей надеждой, а также оценкой нашего постного подвига: что мы действительно сделали за этот Пост? До чего мы дошли на пути покаяния? Потому что теперь все, что касается нас лично, приходит к концу. Теперь мы уже следуем за учениками, «... когда были они на пути ...в Иерусалим, и когда Иисус шел впереди их». И Иисус сказал им: «Вот мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященниками и книжниками, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, ...и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:32-45). Это Евангелие пятого воскресенья.    Тон великопостных богослужений меняется. Если в первой половине Поста наши усилия были направлены на собственное очищение, теперь нам открывается, что это очищение не есть самоцель, оно должно было ввести нас в созерцание, уразумение и освоение Тайны Креста и Воскресения. Смысл нашего подвига открывается теперь как участие в этой тайне, к которой мы так привыкли, что просто забываем об ее значении. И, следуя за Ним в Иерусалим, вместе с учениками, мы «недоумеваем и ужасаемся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

     В псалмах Давида — другого ветхозаветного героя, о котором говорится в Великом каноне, — мы читаем: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138:7-10). Поистине, Бог присутствует всюду, и от лица Его никуда не скрыться.      Бог присутствует даже там, где, как нам кажется, Его нет. И Он всегда обращен к нам, даже если мы думаем, что Он отвернулся от нас. Бог никогда не отворачивается от человека, но человек отворачиваемся от Бога — в этом и заключается человеческая трагедия. По словам одного средневекового западного богослова, Бог никогда не оставляет нас, но мы оставляем Его; Бог всегда слышит нас, но мы часто не слышим Его; Бог всегда внутри, но мы оказываемся снаружи; Бог всегда рядом, но мы нередко далеки от Него. Бог не ввергает человека «во чрево китово», но человек сам бежит от Него, садится на корабль, попадает в бурю, а потом оказывается в пучине богооставленности. И тогда «из глубины», из бездны он взывает к Богу, и Господь приходит к нему на помощь.      Вот в чем мы каемся, вот о чем мы плачем во время Великого поста. О том, что многие дни, которые были даны нам для покаяния, для исполнения заповедей Божиих, дни, когда мы могли жить с Богом, предстоять перед лицом Бога, мы прожили без Него, вдали от Него. Драгоценные дни жизни, дарованные нам для того, чтобы мы могли приблизиться к Богу, мы потеряли, погубили. Жизнь была дана каждому из нас, чтобы мы пришли к Богу и узрели Его лицом к лицу, но мы не увидели Его. И кто знает, сколько еще Великих постов суждено нам пережить, сколько отпущено нам возможностей для покаяния. Может быть для кого-то их стоящих здесь этот Великий пост окажется последним шансом пересмотреть свою жизнь и обратиться к Богу.      Вслушиваясь в слова Великого канона, всматриваясь в историю жизни людей, бежавших от Бога, но настигнутых Им, людей, которые оказывались в безднах, но которых Бог выводил оттуда, подумаем о том, как Бог выводит каждого из нас из бездны греха и отчаяния для того, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния.

http://pravmir.ru/pokajtes-ibo-priblizil...

  Слово в Неделю 5-ю Великого Поста Преподобной Марии Египетской (VI) Божественная Литургия 31 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! За неделю до Страстной седмицы Церковь совершает память преподобной Марии Египетской, и мы снова молимся Великим покаянным каноном святого Андрея Критского, участвуя в Мариином стоянии. Как мы знаем, смысл этого стояния, в отличие от того, когда покаянный канон читается в первую неделю Поста, - в том, чтобы мы испытали себя, стали ли эти слова покаяния нашими собственными словами. Каемся ли мы вместе со всей Церковью, пройдя этот путь, достигаем ли святости? Сегодня за Литургией мы слышали два Евангелия, созвучные друг другу. Одно посвящено преподобной Марии, и мы слышим слова о грешной женщине, которая в доме фарисея со слезами приносит Господу миро, плачем орошает Его пречистые ноги и отирает " власы своими " . И второе Евангелие о том, как Господь возвещает Своим ученикам, что Он идет в Иерусалим, где будет предан книжниками и фарисеями в руки грешников, что Его будут бить, и надругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день Он воскреснет. Услышав слова Спасителя о Его Воскресении, самые лучшие ученики - Иаков и Иоанн - говорят Ему: " Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей " (Мк. 10, 37). Эти два Евангелия говорят нам о том, что Господь идет на страдание, и мы должны это увидеть, мы должны в этом участвовать - и не так, как Иаков и Иоанн. Хотя они исполнены веры в Господа и в числе лучших учеников были с Господом на Горе Преображения, познав уже, что такое благодать Божия, однако первое, о чем они заботятся - чтобы быть самыми близкими ко Господу в Царстве Его Воскресения, в Царстве радости. Они как бы не слышат то, что Христос говорит о предстоящих Ему страданиях, и сразу хотят, чтобы в этом Царстве быть рядом с Ним. Мы должны серьезно задуматься над этим, потому что, в конце концов, в этом заключается весь грех человека и его первое падение. И падение самого денницы было в том, что он восхотел иметь славу, красоту и благодать - все дары Господни - вне зависимости от Самого Господа и оттого, что с Ним происходит. И это желание всегда является причиной вечной смерти.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_45...

— Теперь я знаю, что «любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28): я искала исцеления очам телесным, а нашла вместе с тем и исцеление очам душевным. Я была одержима скорбью о смерти моего сына, теперь же имею его на небе, предстоящим Богу во славе, с пророками и мучениками; с ними он всегда радуется и с Лонгином в Царствии Христовом носит крест — знамение победы, посреди ангелов, и как ученик Лонгина радостно воспевает: «воистинну Божий Сын сей бе» и есть и будет. Царство Его — Царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде. Слава Ему во веки. Аминь [ 5 ].   Кондак, глас 4: Весело возрадовася церковь, в память днесь приснопамятнаго страдальца Логгина, взывающи: ты моя держава, Христе, и утверждение. Память 17 октября Страдание святого преподобномученика Андрея Критского Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь, воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли. В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, — со свойственным ему лукавством. С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, — потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней. И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, — не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным [ 1 ], так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову — своею безбожною ересью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Автор советует душе следовать новозаветным примерам праведности, уклоняться от греха, упражняться в посте и молитве: «Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению; праведным убо поревнуй, грешных же отвращайся и умилостиви Христа молитвами же и пощеньми, и чистотою, и говением (Из новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление; так подражай праведным и отвращайся примера грешных и умилостивляй Христа молитвою, постом, чистотою и непорочностью). Следующий сюжет — сорокадневный пост Иисуса Христа в пустыне и искушения, которые предложил Ему диавол. Преподобный Андрей призывает нас, подобно Иисусу, преодолевать искушения молитвой и постом: «Постився Господь дний четыредесять в пустыни, последи взалка, показуя человеческое; душе, да не разленишися, аще тебе приложится враг, молитвою же и постом от ног твоих да отразится» (Господь, постившись сорок дней в пустыне, наконец взалкал, обнаруживая в Себе человеческую природу. Не унывай, душа, если враг устремится на тебя, но да отразится он от ног твоих молитвами и постом). Читать полностью отрывок из Библии Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом , где был Младенец.

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

Архангел (по словам святителя Андрея Критского ), выслушав Божественное вещание и узнав повеление, изреченное ему гласом Божиим, но превышающее силы его, находился между страхом и радостью. Не сознавая себя достойным к исполнению Божественного поручения, но не дерзая и отрицаться от него, он, повинуясь гласу Божию, полетел к Деве. Далее (об этом повествует «Протоевангелие от Иакова») было так: «XI. И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами. И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнёшь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» и сказал ангел: не так, Мария, но сила Всевышнего осенит тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется Сыном Всевышнего, и наречёшь ему имя Иисус, ибо Он спасёт народ Свой; и сказала Мария: Я — раба Господа, да будет мне по слову твоему». В тишине бедной храмины Своей Мария, конечно, не помышляла ни о каких преимуществах, не думала ни о каких собственных достоинствах — поэтому и смутилась от слов Благовестника. Смиреннейшая из жён, Дева Мария почитала обетования ангельские слишком высокими и недоступными для себя, и в то же время по благоразумию и осторожности Она думала, что бы это было за приветствие и воистину ли оно от Бога? С благоговением и трепетом взирал небесный вестник на смущение Марии. Желая успокоить Её и уверить в истине происходящего, архангел говорил Ей, что глубоким смиренномудрием обрела Она величайшую благодать у Бога — быть Матерью Сына Божия: «Не бойся, Мариам! Обрела бо еси благодать у Бога. Не лукавый змий говорит с Тобою и не земной вестник предстоит Тебе! С неба несу Тебе благовестие, — и при том не простое, а благовестие радости. Не бойся! Не печаль оно предвещает Тебе! Я сказал Тебе: «Господь с Тобою: Господь — податель всякой радости и Спаситель всего мира».

http://azbyka.ru/deti/zemnaja-zhizn-pres...

Благодарю Господа, даровавшего мне слезы покаяния и умиления во грехах моих и с ними жизнь из мертвых, мир, свободу духа. От нищего ушел домой, а ему было надо получить милостыню. Грешник, грешник! Искренно ли каешься? Сознаешь ли ты хорошо бесконечную важность дела твоего спасения и весь ужас вечной погибели, ожидающей грешников нераскаянных? Чувствуешь ли сердцем всю истину этих слов Спасителя: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мк. 8, 35 – 37 )? А между тем ты это делаешь, с жадностью собирая имение, особенно деньги, и предаваясь жестокосердию и немилосердию, скупости относительно бедных или невоздержанию, чревоугодию, лакомству, честолюбию – вообще живя миру, а не Богу, плоти, а не духу! Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу совершить сегодня (четверг Пятой недели поста, 27 марта) утреню с великим каноном святого Андрея Критского и литургию Преждеосвященную. Благодарю Господа, возвеселившего меня неизреченно, как младенца на руках матери, причащением пречистых, бессмертных, животворящих и страшных Своих Таин Пречистого Тела и Крови Своей. Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего тесноту в гимназии, когда я восчувствовал в сердце неприязнь к директору за долговременное обхождение меня наградою. Я раскаялся в этом чувстве, счел эту награду за пустое тщеславие. Благодарю Господа, отъявшего опять тесноту мою сердечную во время повечерия в церкви, когда я заметил дьячку Зрелову, сидевшему в алтаре, что он скоро устает. Раскаялся и в этом, молил Господа, да помилует, да исцелит, да пременит неприязнь мою на любовь – и стало так, и я успокоился, и широко стало на сердце моем. Опять после повечерия, когда стала теснота на сердце от невыговаривания прощения пред мирянами, я обратился к Господу с покаянием и, вышедши из алтаря, воззрел на лик Его, ввел Его мысленно в сердце свое, облекся в Него, как в ризу правды, – и вдруг почувствовал мир и свободу. Слава Господу за всё сие! Не оставляет меня грешника Господь, но непрестанно посещает милостью и спасением.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бог. Народ. Писание В Священном Писании дважды описывается довольно странная и таинственная картина: Господь вручает Своему проповеднику книжку и повелевает ее съесть. В первый раз такой эпизод встречается в книге Иезекииля. Пророк видит перед собой книжный свиток, исписанный внутри и снаружи, и написано на нем: " плач, и стон, и горе " (Иез. 2, 10). Далее он слышит повеление: съешь этот свиток, и иди, говори дому Израилеву… напитай чрево твое и наполни внутренность твою этим свитком, который Я даю тебе (Иез. 3, 1-3). А затем прибавляет: и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез. 3, 3). Второй раз мы встречаем подобный образ в Откровении Иоанна Богослова. Ангел подает тайнозрителю некую раскрытую книжку и говорит: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед (Отк. 10, 9). Пророк съедает книжку и действительно чувствует сладость на устах, но горечь во чреве. Что все это означает? Конечно же, вкушение книжки в общем символизирует призвание к пророческому служению. Отныне пророк будет говорить не свои слова, но Божии. Причем для Иоанна с этого момента начинается новый этап служения. Раньше он только записывал видения (см. Отк. 1, 11), а теперь соединяется со словом Божиим всем своим существом. Толкователи дают и другое осмысление вкушения книги: принять разумение увиденного (свт. Андрей Кесарийский), запомнить то, что было показано (свщмч. Викторин Петавийский), переработать в себе содержание книжки и усвоить его. ВЫПУСК 2 (361), 2024 Редакционный комментарий «Самый короткий месяц». Протоиерей Димитрий Смирнов «Великий Канон Андрея Критского». Протоиерей Михаил Дудко «Вся ли вода становится Святой на Крещение?». Виктор Саулкин «Молитва о Святой Руси». Протоиерей Александр Шаргунов «Время богословских споров закончилось». Сергей Худиев «Ученые и историчность Иисуса». Владимир Романович Легойда «Идентичность в камне». Протоиерей Александр Новопашин «За тех ли беспокоятся европарламентарии?». Юрий Вадимович Тавровский «Социализм китайских цветов». Протоиерей Александр Авдюгин «Прикосновение святости». Протопресвитер Владимир Диваков «Нам говорили, что с Церковью скоро будет покончено». Андрей Полонский «Звездная тусовка отстала от страны». Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/Авторская ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010