Эти слова повторяются и впоследствии, но мысль несколько видоизменена: «Не судите на лице, человецы 95 ,– пишет преподобный,– не судите на лице, но праведен суд судите» 96 . Вряд ли необходимо пояснять эту мысль, как одну из основных. Она показывает, что, вглядываясь в окружающий мир своим любовным оком, преподобный пастырь Критский желал всем спасения во Христе, не смотрел на внешнее положение человека, не судил на лице, но жаждал для всех полноты духовной жизни в Источнике приснотекущем. Не случайно он писал и в своих великопостных строках, что Господь ищет для всех спасения: «...взалкал еси обращения от Тебе удаленных», «взалкал еси волею, спасения всех желая». Образ воды, источника, струй очень близок преподобному Андрею, и поэтому в каноне содержатся значительные слова, обращенные Христом к самарянке: «...воды просил еси, воду жизни, Иисусе, возвещаяй» 97 . И далее следует гимн таинственному образу воды: «Воду живую истекающую, воду безсмертия, источник приснотекущий подати обещал еси, верою Дух Твой приемлющим, Спасе, от Отца происходящий» (там же). Поэт и богослов встречаются здесь, в содержании тропарей этого канона, отсюда и радость в восприятии истин богословия. Известно, что в Таинстве Евхаристии Святая Православная Церковь усвояет празднику Преполовения причастен: «Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает и Аз в нем...» Преподобный Андрей пишет, после слов о воде живой, следующее: «Ядый Тело Твое, жив будет по веки, и пияй Кровь Твою, в Тебе пребудет, Спасе мой, и Ты в нем пребываеши, и воскресиши его в последнее мгновение» (там же). Так богословствует преподобный Андрей Критский в святые дни Пасхи и Преполовения Пятидесятницы. Канон завершается смиренным обращением ко всеспасительному покаянию: «...изсохшую древле землю моего сердца, – пишет преподобный архиепископ Критский, – исцелив, Слове, покажи мя плодоносна, да соделаю и аз, Спасе, плоды в покаянии тепле» 98 . Все было живым у преподобного Андрея – и богословие, и любовь ко Христу, его деятельная и смиренная любовь к человеку. Потому живым и теплым было для него и покаяние. Анализ прочих канонов преподобного Андрея Критского может быть в основном сведен к тем положениям, которые уже намечены в приведенном выше разборе его основных творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В творениях преподобного Андрея все исследователи Литургики минувших веков отмечают этот естественный, мирный ход мысли, свободу выражения сложных состоянии внутренней жизни при большой сладкозвучности самой речи. В славянском переводе, который является совершенным подобием исходного греческого текста, эта своеобразность слова и слога особенно хорошо передается и сохраняется. Следует отметить, что все исследователи песнопений греческой Церкви отмечают эту свободу в построении фраз и легкость восприятия слога преподобного Андрея, чего нельзя сказать о более поздних песнописцах церковных, когда при написании канонов стихами с наличием акростихов имело место искусственное построение фраз, иногда весьма затруднительное для понимания. В Великом каноне преподобного Андрея содержатся некоторые часто встречающиеся выражения и образы. Так, чаще других преподобный употребляет слова: «милостивый», «милосердный», обращаясь к Иисусу Христу. «Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком...» 52 или «...вем, яко Человеколюбец еси: наказуеши милостивно и милосердствуеши тепле, слезяща зриши и притекаеши, яко Отец, призывая блудного» 53 . Часто преподобный отец говорит и об умилении, в которое душу человека вводят приводимые им указания писаний 54 . Памятен преподобному Андрею образ евангельской драхмы, встречающийся в различных песнях канона: «...юже, яко иногда драхму, взыскав, обрящи»,– говорит он во второй песни. Составителю канона дорого обретение погибшей драхмы – кающейся души человеческой 55 . «Аз есмь, Спасе, юже погубил еси древле Царскую драхму...» (шестая песнь), «но вжег светильник Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи твой образ» 56 . Погибшая драхма – извечный образ Божий в человеке. Также дорог преподобному поэту образ белизны снега: «...Омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша» (песнь четвертая) 57 , «омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег» (песнь пятая) 58 . Таковы краткие замечания относительно стиля великого произведения преподобного Андрея Критского .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В число К. прп. Иоанна Дамаскина входят как произведения с обычной для др. гимнографов метрикой, так и эксперименты с использованием античных принципов стихосложения - ямбические К. Как правило, К. прп. Иоанна Дамаскина имеют акростих. Их атрибуция осложняется тем, что ему могут приписываться К., составленные др. авторами с именем Иоанн (или Монах Иоанн),- напр., К. авторства Иоанна Мавропода († после 1081), известного богослова и гимнографа XI в., написавшего ряд К. и полных венков К. Прп. Иоанну Дамаскину принадлежит ряд К. важнейших церковных праздников; традиция также приписывает ему воскресные К. Октоиха и др. Прп. Косма Маюмский, друг и сподвижник прп. Иоанна, также является автором ряда К. важнейших праздников. Его К. имеют акростихи; в каждой песни - свой оригинальный ирмос и 2-3 тропаря; наличие богородичнов нехарактерно. К. преподобных Иоанна и Космы в отличие от К. прп. Андрея Критского не имеют вторых песней. То, что среди ранних творцов К. упоминается св. патриарх Герман I К-польский, подтверждает, что в эпоху раннего иконоборчества этот жанр был известен далеко за пределами Палестины. Для К. свт. Германа характерны наличие 2-й песни, авторские ирмосы (впрочем, встречаются и случаи заимствования ирмосов у старших современников - преподобных Андрея Критского и Иоанна Дамаскина), отсутствие акростиха. Большой вклад в развитие К. как жанра внесли гимнографы студийской школы - в первую очередь прп. Феодор Студит († 826), составивший полный корпус три- и четверопеснцев на каждый день Великого поста (в этом он подражал преподобным Андрею Критскому и Косме Маюмскому, создавшим циклы полных и неполных К. для дней Страстной седмицы) и др. Прп. Иосиф Студит († 832) составил еще один такой же корпус - в позднейших Триодях, как правило, содержатся оба. Некий Иосиф - возможно, тот же Студит - написал полный корпус три- и четверопеснцев для всего периода Пятидесятницы и аналогичный цикл для сырной седмицы. Вопрос о масштабах гимнографической деятельности прп. Иосифа Студита остается открытым, поскольку часть приписываемых ему произведений может в действительности принадлежать др. песнописцам с тем же именем.

http://pravenc.ru/text/1470225.html

В разбираемых канонах, как и в других своих произведениях, Преподобный песнопевец любит повторять одну из тех основных идей, которые ему представляются важными для понимания того или иного празднуемого события. Он многократно восхваляет Предтечу как проповедника покаяния в каноне на его рождество 124 . В каноне на Рождество Пресвятой Богородицы целые предложения повторяют у преподобного Андрея основную сущность праздника: Ты, давый, Господи, от неплодного корене прозябнути Анны святыя пречист плод и родити Богородицу , — говорится в 8-й песни 125 . А ниже — та же мысль излагается еще более подробно: Ты, неплодную землю благоплодну показавый, Ты, древле сухую родовиту, благокласну бразду плодоносну соделал еси Анну святую, пречист плод израсти Богородицу . Преподобный пастырь Критский любит образ воды , и усвояет этому образу очень большое значение, пространно и углубленно вживаясь в него. В каноне священномученику Игнатию Богоносцу преподобный Андрей неоднократно обращается к образу воды. Так, в 6-й песни, воспевая священномученика, преподобный Андрей говорит: Воду имел еси живую и глаголющую 126 . А ниже, в 7-й песни этот образ еще более расширен и приближен к бессмертию: Воду же живую паче и глаголющую, воду зовущую: гряди ко Отцу; воду текущую, от жизни в жизнь приводящую нас . Вода глаголющая, вода, приводящая из жизни в жизнь, — этому образу желал бы прикоснуться любой из современных писателей, вынашивающих в себе фразу, которая была бы способна выразить суть человеческого переживания в дни нашего сложного века… В том же каноне священномученику Игнатию преподобный Андрей очень глубоко вникает и в понятия пшеница и хлеб , соотнося их значение с писаниями самого священномученика (песни 3, 4, 6, 9). Создается впечатление, что образ славного епископа и мученика Христова Игнатия, скончавшегося в начале II века, очень близок святителю Андрею, который жил в VII–VIII веках, по существу, в тех же краях. Воспевая священномученика, пастырь Критский не сомневаясь приводит слова святого апостола Павла (Евр 7:26) и пишет в первом тропаре 5-й песни канона: Таков нам подобаше мудр архиерей, преподобен, верен, несквернен, незлоблив, вопия Павел, преднаписа священный образ священных твоих нравов . Особое расположение святителя Критского к священномученику Игнатию отчетливо и в тропарях 4-й, 6-й, 7-й, 8-й и других песней канона.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Много повествуется в службе святителю Андрею о чистоте его нрава и простоте сердца , о красоте и светлости его учений , о том, что он — столп Православия, образ целомудрия и начертание красоты и — основное — Божественный песнописец, просвещающий Христову Церковь . Знаменательно, что в седальне дня памяти Преподобного указывается, что он был священным священнодейственником, яко камением словесы украсившим церковный венец . Это — очень точное определение, и мы показывали выше, какие воистину драгоценные камни духовного слова вложил в венец церковный преподобный поэт. Это и составляет до последних дней неописанное сокровище Христовой Церкви. Святитель Андрей, архиепископ Критский, при его поэтических дарованиях, при глубоком знании Священного Писания и писаний святых Отцов был замечательным учителем и проповедником покаяния . В своем Великом покаянном каноне он использует всю опытность, все данные своего духа, все силы своего незаурядного слова, чтобы расположить человеческую душу к самовоззрению, самоанализу, чтобы направить человека к этому первому и главному подвигу его жизни — к покаянию, к первой и главной Евангельской добродетели. Вряд ли здесь, в заключении уместно вновь возвращаться к целительным и сладостным строкам “великой стихиры святоградца”, которые частично приведены нами выше. В своем произведении творец Великого канона не отделяет себя от всего человечества, не ставит себя над прочими людьми, а вместе с ними вопиет к Создателю, открывает перед Ним свое сердце, обнажает свои язвы. В этом и заключается вечное , непреходящее значение Великого канона Андрея Критского. Возможно, ничто из всей церковной письменности не действует на человеческую душу так непосредственно, как Великий канон, обнажающий всю неправду, все зло человека. Но покаянные строки Канона отнюдь не содержат безысходности. Всюду в них — выход в теплом покаянии, в искреннем обращении к Богу. Мы могли совершенно отчетливо убедиться, что преподобный Андрей, имея живую веру и любовь ко Христу, был и подлинным богословом , воспевающим в чистоте своих созерцаний спасительные догматы Святой Церкви. Более других преподобному пастырю Критскому близок догмат о Богочеловечестве Господа нашего Иисуса Христа. Исходя из того, что Господь наш восприял нашу плоть, преподобный Андрей отчетливо видит и единственный путь спасения человеков во Христе. Может быть, больше, чем другие богословы, святитель Критский говорит о том, как ищет, как жаждет Господь спасения человеков, не только близких Ему, но и далеких, удаленных от Него 137 .

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

Пятница 4-й седмицы . При окончании изобразительных после поклонов во время чтения молитвы: «Всесвятая Троице...» открываются Царские врата, иерей с кадилом и диакон со свечой выходят через Царские врата к аналою, на котором лежит Крест. Совершается каждение Креста с четырех сторон. По каждении священнослужители поют: «Кресту Твоему...» (трижды). То же поют певцы (трижды). И совершается целование Креста. Певцы в это время поют стихиры: «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся...» и другие. По окончании целования иерей возлагает на свою главу Крест и, в предшествии диакона с кадилом и свечой, вносит Крест в алтарь, полагает его на престоле и кадит его крестообразно (см. Типикон, 21 сент.). Закрываются Царские врата. Затем возглас – «Премудрость», «Достойно есть...» и прочее отпуста (на амвоне). По отпусте изобразительных начинается вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. Среда 5-й седмицы вечера 30 Вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров. Кафизма рядовая, 7-я. На «Господи, воззвах» стихиры, глас 8-й. Припевы от стиха: «Впадут во мрежу свою...» Самогласен дня (дважды), мученичен и подобны – 3. 24 покаянные стихиры великого канона преп. Андрея Критского . Вход. «Свете тихий...» 1-й прокимен, глас 4-й: «Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть». 2-й прокимен, глас 4-й: «Воспойте Господеви песнь нову». И прочее последование литургии Преждеосвященных Даров. Повечерие малое , без поклонов («в келлиях»). Четверг 5-й седмицы Утреня с Великим каноном. Начало утрени обычное. Шестопсалмие, великая ектения, Аллилуиа и Троичны текущего гласа. Кафизма одна – 8-я. Седальны – Октоиха, 7-го гласа. Псалом 50-й, и тотчас начинается пение Великого канона преп. Андрея Критского, глас 6-й: «Помощник и Покровитель...» 31 (Молитва: «Спаси, Боже...» не произносится.) К тропарям припевы: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». К тропарям канона преп. Марии припев: «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас». К тропарям преп. Андрею припев: «Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас». На Великом каноне положен трипеснец, который состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. Ирмосы у трипеснца не поются. «Слава», «И ныне» на них не глаголем. Припев: «Святии апостоли, молите Бога о нас». Так на всех песнех трипеснца. Читает тропари трипеснца чтец перед соответствующей песнью Великого канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Четырнадцати лет от роду Андрей удалился в прославленную Иорданскую лавру преподобного Саввы Освященного, где по прошествии времени иноческого испытания был назначен нотарием (т.е. письмоводителем). Духовная жизнь молодого монаха проходила под непосредственным водительством Иерусалимского патриарха святителя Софрония (634 — 644), после кончины которого в захваченном мусульманами Святом Граде правитель Патриархии Феодор возложил на инока Андрея должность сингела (т.е. секретаря). В 680 году ученому иноку Андрею довелось принять участие а VI Вселенском (Константинопольском) Соборе, на котором он сурово обличил монофилитскую ересь (т.е. признание во Иисусе Христе одной воли, а не двух: Божеской и, подчиненной ей, человеческой). Возвратившись с Собора во Иерусалим, инок Андрей продолжал свои подвиги. Именно тогда, в конце VII века, будущий архиепископ Андрей Критский написал замечательные богослужебные творения: Великий Покаянный Канон, канон праздника Рождества Христова, трипеснцы на повечерие Недели Ваий и на первые четыре дня Страстной седмицы, стихиры праздника Сретения Господня и другие священные гимны.    Известность иерусалимского подвижника Андрея Критского была столь велика, что Константинопольский патриарх святитель Феодор (683 — 686) вызвал его к себе и посвятил во диакона к Великому Софийскому храму с возложением также в должности сиропитателя (т.е. раздатчика милостыни).    По прошествии некоторого времени, в 685 году Константинопольская Церковь единодушно избрала иеродиакона Андрея на архиепископскую кафедру издревле христианского острова Крит на Средиземном море, что было по обычаю утверждено и императором Юстинианом II.    Из творений святителя Андрея Критского того времени известны многочисленные слова и поучения на различные праздничные дни. Вместе со своею паствой Критский предстоятель пережил нашествие сарацинов, которые бесславно отступили по молитвам архиепископа Андрея. Но святительское служение на Крите было последним его земным поприщем. Во время путешествия по церковным делам в Константинополь, на возвратном пути близь острова Митилены (Лесбос) в Эгейском море святитель Андрей Критский скончался в некоем местечке Иерес в 712 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

По приходе во храм в 4 часа ночи (=10 часам вечера) иерей начинает утреню: Благословен Бог... Затем следуют: Аминь. Слава тебе, Боже наш, слава тебе. Царю небесный... 700 Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас: Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс.: Услышит тя Господь и т. д. по Часослову до Бог Господь, вместо которого поются аллилуиа и троичны гласа по обычаю. Потом стихословится одна 8 кафизма, после коей седальны Октоиха и чтение первой половины жития Марии Египетской. Далее – Господи, помилуй 3. Слава, и ныне. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... и тотчас великий канон Андрея Критского : Помощник и покровитель..., вслед за которым еще канон Марии Египетской с присовокуплением к каждой песни по одному тропарю Андрею Критскому ; а в 4, 8 и 9 песнях, сверх того, еще трипеснцы. Ирмос каждой песни Великого канона поется по 2, а потом еще третий раз на катавасию после 3, 6, 8 (в 8 й песни с припевом: Хвалим, благословим...) и 9 песней 701 ; ирмос поется именно пред тропарями Великого канона, но не пред трипеснцами, с которых начинаются 4, 8 и 9 песни; ирмосы же трипеснцев не поются 702 . Песни Священного Писания при пении канонов не стихословятся; но к тропарям Великого канона поется припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя; к тропарям канона Марии Египетской: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас; к тропарям Андрею Критскому : Преподобный отче Андрее, моли Бога о нас; в заключение каждой песни – Слава, и И ныне; к тропарям трипеснцев припев: Святии апостоли, молите Бога о нас; в конце их – Слава и И ныне не полагаются. По 3 песни и ектении седальны апостолов с богородичном и чтение второй половины жития Марии Египетской. По 6 песни и ектении кондак: Душе моя, душе моя..., икос, синаксарий и блаженны Великого канона. Пред 9 песнью – Честнейшую херувим... По 9 песни и ектении светилен троичен гласа. Хвалитные псалмы. Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (читается, а не поется). Исполним утреннюю молитву... Яко Бог милости... Аминь. Мир всем. И духови твоему. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Твое бо есть еже миловати... Аминь. Стихиры на стиховне из Триоди. Слава, и ныне, богородичен из Триоди же. Благо есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возгл. Аминь. Тропарь: В храме стояще... Ектения. Помилуй нас, Боже... Возглас: Яко милостив и человеколюбец... 703 , и тотчас 1-й час.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Преподобного песнописца привлекают также и слова Христовы, которые Он говорит во святилище в день Преполовения. Это изречение Христово о внутренней жизни человека, о том, что суд о других должен быть судом нелицеприятным. С этих слов начинаются тропари 3-й песни канона: Не иже на лице суд судите, иудее, уча, глаголаше Владыка , — пишет Преподобный, — егда прииде во святилище, якоже писано есть, преполовившуся законному празднику 115 . Эти слова точно повторяются и в следующем тропаре той же песни, но мысль эта так близка преподобному Андрею, что и в 4-й, и в 9-й песнях канона есть то же изречение, несколько видоизмененное. Не судите на лиц е, человецы 116 , — пишет Преподобный в 4-й песни. Не судите на лиц е, но праведен суд судите 117 , — пишет он в песни 9-й. Это тот образ Христа, и те слова, что возлюбили изображать в Евангелии, держимом Христом, наши древние иконописцы. Не иже на лиц е суд судите … Вряд ли необходимо обсуждать эту мысль, взятую в качестве одной из основных творцом канона, преподобным Андреем. Она показывает, что, вглядываясь своим любовным оком в окружающий его мир, преподобный пастырь Критский желал всем спасения во Христе, не смотрел на внешнее положение человека, не судил на лиц е , а жаждал для всех полноты духовной жизни в Источнике приснотекущем. Не случайно ведь он писал и в своих великопостных строках, что Господь ищет для всех спасения. Взалкал еси обращения от Тебе удаленных . А также — взалкал еси волею, спасения всех желая 118 . Образ воды, источника, струи очень близок преподобному Андрею и поэтому в 7-й песни мы читаем следующие значительные слова, обращенные Христом к самарянке: Вод ы просил еси, в оду жизни, Иисусе, возвещаяй 119 . А ниже в той же песни — уже и гимн таинственному образу воды: Воду живую истекающую, воду бессмертия, источник приснотекущий подати обещал еси, верою Дух Твой приемлющим, Спасе, от Отца происходящий . В тропарях этого канона встречаются поэт и богослов, и отсюда — радость (и сладость!) в восприятии истин Богословия.

http://pravmir.ru/mesto-velikogo-kanona-...

1863 «Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»: 1864 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное»: 1865 Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Быт. XI:2,98. С. 86 87. (разрядка наша. — иг. Ф.). 1866 Например: фильм «Эквилибриум» (К. Уиммер, 2002, США). Примерно о том же — «Матрица» в 3-х сериях (Л. и Э. Вачовски, 1999—2003, США); «Пятый элемент» с идеей тотальной слежки (Л. Бессон, 1997, США); «Остров» с идеей выращивания людей для получения человеческих органов (М. Бэй, 2005, США); «Судья Дредд» с идеей, что порядок в обществе может быть гарантирован исключительно насильственными методами (Д. Кэннон, 1995, США); «Блэйд» в 3-х сериях, где повествуется о повсеместном внедрении вампиров во все слои общества, которое готово им подчиниться целиком, включая полицию, причем специально подчеркивается, что ни крест, ни святая вода на этих вампиров не действуют (США; сер. 1 — С. Норрингтон, 1998; сер. 2 — Г. дель Торо, 2002; сер. 3 — Д. Гойер, 2004), и т. п. 1867 Все примеры — из фильма «Битва галактик» (М. Вутег, 2003, США). 1868 Символ веры, член 7-й. 1869 Символ веры, член 7-й. 1870 Символ веры, член 3-й. 1871 Житие Марии Египетской. С. 97—98. 1872 Трифон (Туркестанов), митрополит. Слово в день памяти преподобной Марии Египетской/ Трифон (Туркестанов), митрополит. Храм Божий — это земное Небо. М., 2006. С. 234—235. 1873 Молитва преподобной Марии Египетской, из службы преподобной (1 апреля)/Минея: Апрель. Ч. 1. М., 1985. С. 12. 1874 Трифон (Туркестанов), митрополит . Слово в день памяти преподобной Марии Египетской. С. 228—230, 235—236. 1875 В понедельник, вторник и среду первой недели Великого поста чтение Великого канона завершается тропарем Андрею Критском? (тропари на Слава; И ныне читаются до тропаря преподобному), после которого поется катавасия — ирмос 9-й песни «Безсеменнаго зачатия» . Когда же канон завершается чтением окончательно, то есть в четверток первыя седмицы на повечерии (когда завершается раздельное чтение канона) и в четверток пятыя седмицы на утрени (когда канон вычитывается полностью единовременно), тропарь преподобному Андрею Постная Триодь помещает здесь — до Слава . Катавасия — в своем месте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010