Кушал он очень мало. В последние годы, когда он не ходил в трапезу, кусочек соленой рыбы с хреном, или паюсной икры, затем уха и гречневая каша с квасом и зеленым луком, – вот весь и обед, который на очаге готовил его келейник, так же и ужин. Чай он кушал два раза в день, с чаем не употреблял ни хлеба, ни варенья. Иногда скажем: батюшка! благословите подать чаю? он скажет: уж этот чай, чай, лучше нет милой водицы. Воду он любил больше всех напитков. Пил и кофе, но очень редко. Когда о. Анатолий бывал в Шамордине, тогда из Шамордина ему приносили кушанья более разнообразные, но он всему предпочитал тертую редьку с квасом, и, когда ее не бывало за обедом, он, бывало, скажет: все хорошо, но скучно без милой редечки. И вспоминал, как он очень любил селедку, а о. Амвросий благословил ему вместо селедки есть тертую редьку. Сестры, бывало, спросят: батюшка, зачем вы все кушаете редьку? Он отвечал: вы, бестолковые, ничего не понимаете, наша жизнь горькая: нужно и есть горькое. Великим постом он привозил с собою сухарей из скитского черного хлеба, приказывал наложить на тарелку, налить квасом и кушал. Задолго до В. поста говорил: вот, скоро придет хорошая жизнь, натрем редьки, намочим сухарей... Батюшка был милостив даже к птицам, зимой у него всегда стояла под окном клетка с конопляными семянками; только он не любил жадных, завистливых воробьев, и была сделана проволока: когда воробей прилетал, нужно было, дернувши за проволоку, испугать его и заставить улететь. Батюшка очень любил цветы, в вазах всегда стояли букеты, всегда с собою в Шамордино он привозил цветов, в Оптиной многим посетителям давали цветы. 21 год служил старец своим чадам-насельницам юной обители, и неудивительно, что все привыкли к нему, как к родному отцу. Он же, верный сподвижник великого старца-основателя обители, весь был предан святому делу водительства душ ко спасению и на это дело положил все свои силы. 10 октября 1891 года скончался старец о. Амвросий, и эта тяжелая утрата, оплаканная старцем о. Анатолием вместе с двумя обителями: Оптинской и Шамординской, тяжело отразилась на здоровье о.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты… Да? Я вот тоже люблю… старый романтик… Здесь много чудесного… Именно поэтому я живу в этом городе подолгу. Полгода в Питере, полгода здесь. У меня тут своё дело, творческая мастерская, небольшой домик… Я ведь человек творческий… — А вы помните мою маму? — Да, конечно, прекрасно помню! Она оставила в моей жизни незабываемый след: очаровательная, обаятельная девушка! Утончённая… А улыбка! Она целый год была моей музой… Про тебя? Да, знал. Но ты должна понять: я человек творческий, я не мог обременять себя семьёй. Понимаешь, есть люди, не созданные для семейной упряжки, — вот я такой… В моей жизни было много женщин, я всегда любил и ценил их! А они любили меня… Любовь — прекрасное чувство, оно рождает вдохновение! А вдохновение — это штука тонкая… Лена слушала и кивала головой, а сама думала: «Ещё это прекрасное чувство рождает детей. Но с детьми, наверное, не до вдохновения…» Её папа Петрович работал литературным редактором. Он и сам писал статьи и книги, но маленькая Ленка не мешала его вдохновению: он забирал её из садика, играл, позже делал с ней уроки, проверял сочинения. Папа не был таким высоким и элегантным, как Игорь Германович, никогда не носил таких дорогих брендовых костюмов и не жил за границей. Невысокого роста, в очках, её Петрович не называл себя творческим человеком, не созданным для семейной упряжки. Он не любил многих женщин: он всю жизнь любил одну-единственную — её маму. И Лену любил. Он любил её не как родную — она действительно была его родной. По вечерам они втроём, по очереди, читали вслух: «Дети капитана Гранта», «Десять тысяч лье под водой»… Лена увлекалась, читала так, как будто это она ищет капитана Гранта, а оторвавшись от книги, замечала, как мама с папой радуются её чтению, в знак умиления подталкивают друг друга локтями. Петрович учил дочь быть честной перед собой и не поступаться дружбой. А когда из-за честности и верности в дружбе случился конфликт с одним учителем и ей поставили подножку на экзамене, лишив заслуженной медали, папа не дал впасть в депрессию, оградил от разочарования своей верой. Он говорил: «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!» Позже она узнала, что это слова Оптинского старца Анатолия (Потапова).

http://azbyka.ru/fiction/nebesnye-uroki-...

1894. Июнь.] С. 35.) Предвидение. Мне приходилось не однажды слышать примеры предвидения и как бы пророчеств обыкновенных людей относительно самих себя, а также других людей, хотя говорившие и не сознавали, что они пророчествуют. Так, рассказал мне наш скитский монах о. Крискент следующее: «Иду я однажды по церкви после какой-то службы (тогда я проходил послушание помощника пономаря) и несу пучок огарков свечных. В это время встречается мне о. иеродиакон и просит отдать ему эти огарки. «Зачем, – спрашиваю, – тебе они нужны?» – «Да я их все пожгу!» – отвечает он. Я отдал их ему. В эту же самую ночь келлия его загорелась, и сам он сгорел. Оказывается, что он, ложась, зажег один из огарков и, вероятно, позабыв затушить его, заснул, и на этот раз навеки». Келейник скитоначальника о. Анатолия, о. Захария, передавал мне нижеследующий рассказ купца о предвидении отца Варнавы, иероехимонаха Гефсиманского скита. «Прихожу однажды я к о. Варнаве, – так передавал купец, – с женою и детьми. Сам я был тогда очень болен, а жена была вполне здоровая женщина. Просим благословения, а батюшка и говорит, указывая на детей наших: «Это все сиротки!». Я говорю, что мы оба, слава Богу, живы, но только вот я скудаюсь 435 здоровьем, а он отвечает: «Скрипучее дерево два века живет, а здоровое скоро помрет». Мы тогда не поняли слов батюшки. Вскоре померла моя жена, и дети остались после нее сиротами». Скажу лично о себе. В сентябре месяце прошлого, 1891 года, получив от покойного старца о. Амвросия благословение на поступление в скит Оптиной Пустыни, я возвращался из Оптиной в Казань, чтобы устроить дела свои и подать рапорт в отставку. Заехал по пути в Троице-Сергиеву Лавру и оттуда зашел в Скит, где сподобился видеть о. Варнаву. При взгляде на меня он говорит: «Вам нужно жениться! Проживете долго, долго проживете. У вас болезнь от простуды...» Действительно, я тогда страдал от инфлуэнцы и не рассчитывал на выздоровление. Слова же «вам нужно жениться» понял после, ибо они означали вступление в духовный союз с Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Я любила слушать батюшку, когда он рассказывал что-нибудь, иногда притчами, наставления или жития святых, преподобных жен. Указывая на некоторые из них, он говорил: «Читай и подражай». О молитве говорил: «Молись, и сама молитва всему научит». Он был делатель молитвы Иисусовой, любил говорить о ней, повторял: «Это тебе моя заповедь – всегда, везде, при всяком деле говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”. Когда я жаловалась батюшке на свою неисправимость, скорбела о том, батюшка сказал: «Немощь и покаяние до смерти чередуются. И в Прологе есть: Если согрешивший скажет: Господи, согрешил, прости мя, – и будет ему паче венца царского». Батюшка любил показывать пример трудолюбия, он всегда был чем-нибудь занят. Переписывал, писал или разрезал письма, срезал чистые кусочки бумаги, записывал на них имена. Старался, чтобы ни один кусочек бумаги не пропадал. Когда келейники его заготовляли дрова, батюшка уходил на свой дворик-сад и приносил щепочки, прутики в своей ряске, трудясь так же (для растопки очага годилось). В голод батюшка иногда кормил меня у себя в келлии, шутя говорил: «Ешь, а то не дойдешь до Белёва”. Велико было смирение старца. Он всегда говорил о себе: «Я в новоначалии, я учусь, я утратил всякий смысл. Я кормлю лишь крохами одними, а батюшка Анатолий целыми хлебами”. Или: «Я наистарший в обители летами, больше пятидесяти лет в обители прожил, а наименьший по добродетели”. Все, помню, батюшка ходил на исповедь в монастырскую больницу к архимандриту Агапиту, и мы иногда его провожали. Он был слаб, уставал, и, помню, ему однажды сказали: «Батюшка, вы бы палочку взяли, вам бы легче было ходить с палочкой”. Батюшка ответил: «У меня нет еще на это благословения». Этим он показал, что даже на такую мелочь он спрашивал благословения духовного отца – архимандрита Агапита... Из Белёва приходила часто пешком, не было переезда по железной дороге. Ходила и под дождем, и снежные бури заставали дорогой. Однажды в три дня лишь добралась (тридцать семь верст). Батюшка иногда и строго встречал, говоря, что напрасно предприняла такое тяжелое путешествие, что он сам скорбен и уныл. Но большей частью, как только увидишь его, забываешь все скорби, смущения. И с такой облегченной, обновленной душой возвращаешься домой. Пошутит, утешит, помолится. Иногда он говорил, чтобы именно пешком к нему приходить: «Ты еще молодая, тебе надо потрудиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Настоятеля Оптинского скита, игумена Феодосия (1920 год), о. Алексий горячо любил и был обоюдно глубоко почитаем этим старцем. Как-то этот последний приехал в Москву, посетил храм о. Алексия, видел уставность службы, вереницы исповедников, прием народа, внимание о. Алексия к каждому в отдельности – и сказал о. Алексию: «Да на все это дело, которое Вы делаете один, у нас бы в Оптиной несколько человек понадобилось. Одному – это сверх сил. Господь Вам помогает». Еще более глубокая, неразрывная связь была у о. Алексия с Оптинским старцем Анатолием. Оба они виделись в жизни только однажды, но между ними было всегда внутреннее сообщение, которое близкие называли «беспроволочным телеграфом». «Мы с ним одного духа», – многократно говаривал он об о. Анатолии. И потому у них было полное взаимное доверие и передача друг другу духовных детей. Другой Оптинский старец, о. Нектарий, однажды сказал одному из посетителей: «Зачем вы едете к нам? У вас есть о. Алексий». Действительно, маросейская община была по духовному своему смыслу дочерью Оптинской Пустыни: тут жизнь строилась на духовном опыте. Отец Алексий учил своею жизнью, и все вокруг него жило, каждый по-своему и по мере сил участвовал в росте духовной жизни всей общины. Поэтому, хотя община и не располагала собственной больницей, однако многочисленные профессора, врачи, фельдшерицы и сестры милосердия – духовные дети о. Алексия – обслуживали больных, обращавшихся к о. Алексию за помощью. Хотя не было своей школы, но ряд профессоров, писателей, педагогов, студентов, также духовных детей о. Алексия, приходили своими знаниями и своими связями на помощь тем, кому оказывалась она потребной. Хотя и не было при общине своего организованного приюта, тем не менее, нуждающихся или обращавшихся за помощью одевали, обували, кормили. Члены маросейской общины, проникая во все отрасли жизни, всюду своею работою помогали о. Алексию в деле «разгрузки» страждущих. Тут не было никакой внешней организации, но это не мешало быть всем объединенными единым духом. V

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С приложением избранных поучений его. Сергиев Посад, 1908. Ераст [Вытропский], иеромонах. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губ.)//Неизвестная Оптина. СПб., 1998. Ефрем (Кицай), епископ. Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров) , его жизнь и пастырское служение. Киев, 1999. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова . М., 2002. Жизнеописание Оптинских новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима. Благословенно воинство. Мученичество в жизни Церкви. Оптина Пустынь, 2003. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910. (См. жизнеописания преподобных Оптинских старцев и подвижников благочестия по датам их памяти.) Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Макария/Сост. архим. Леонид (Кавелин) . Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Никона/Сост. М. С. Добромыслова. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . 1805–1873. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного схиархимандрита Моисея Путилова. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные старцы Оптинские). Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795–1865. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22. Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 23. Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 24. Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина Пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). 25. Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). 26. Житие Оптинского старца Макария/Сост. архим. Леонид (Кавелин). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 27. Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). 28. Житие Оптинского старца Никона/Сост. М. С. Добромыслова. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). 29. Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). Оптина Пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). 30. Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского. 1805–1873. Оптина Пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). 31. Житие преподобного схиархимандрита Моисея Путилова. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные старцы Оптинские). 32. Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского. 1795–1865. Оптина Пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы). 33. Житие священномученика архимандрита Исаакия. Оптина Пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). 34. Иеросхимонах Амвросий старец Оптиной пустыни (в мире Александр Михайлович Гренков). Б. м., 1991. 35. Ильинская А. Мученики и исповедники. Судьбы оптинской братии и шамординских сестер в годы советской власти//Журнал Московской Патриархии. М., 1991. 36. Ильинская А. Страницы жизни шамординской схимонахини Серафимы//Литературная учеба. М., 1990. Кн. 5. 37. Иоанн (Маслов), архимандрит. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. 38. Кавелин Л. [впосл. архимандрит Леонид]. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Свято-Введенская Оптина пустынь, б. г. 39. Казанская Амвросиевская женская пустынь Калужской губернии при с. Шамордине и ее основатель Оптинский старец иеросхимонах Амвросий. Шамордино, 1908.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: жизнь и творчество. М., 1998. Высочайший Манифест//Церковные ведомости. СПб., 1914. 30. 26 июля. С. 345–346. Глинский патерик/Сост. схиархим. Иоанн (Маслов) . М., 1997. Даниил (Фомин), иером. Моя жизнь//Лампада. Самара, 2000. 6 (18). Июнь. С. 8. Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) . СПб., 1994. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона). М., 2004. Дурылин С.Н. В своем углу. М., 1991. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского /Сост. архим. Иоанн (Захарченко). Оптина пустынь, 1997. Ераст (Вытропский), иером. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита (Калужской губернии). Оптина пустынь, 2002. Ефрем Сирин , прп. Творения: В 8 т. Т. 4. М., 1995. (Репр. изд.). Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова , составленное его ближайшими учениками в 1881 году//Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993. (Репр. с изд.: СПб., 1886). С. 3–80. Жизнеописания почивших скитян/Сост. прп. Никоном (Беляевым) //Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 317–552. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Варсонофия/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1994. (Преподобные старцы Оптинские). (Репр. с изд. 1917 г.). Житие Оптинского старца Иосифа. Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского (1805–1873)/Сост. архим. Агапит (Беловидов). Оптина пустынь, 1993. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: Калуга, 1897).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составитель Терещенко Т. Н. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 . Собрание писем оптинского старца Амвросия к мирским особам. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003. 2 . Агапит (Беловидов), схиархим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия: В 2 ч. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1900. 3 . Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к мирянам. В 3 ч. Сергиев Посад, 1908. 4 . Прот. Сергей Четвериков. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Изд. Козельской Оптиной Пустыни, 1912. 5 . Сборник писем и статей оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1984. 6 . Ф.П. Ч-н. Тяжелая утрата. 2-е изд. М., 1892. 7 . Душеполезное чтение. 1892. Янв. 8 . Душеполезное чтение. 1900. Апр. 9 . Душеполезное чтение. 1901. Янв. 10 . Душеполезное чтение. 1901. Авг. 11 . Душеполезное чтение. 1902. Февр. 12 . Душеполезное чтение. 1902. Авг. 13 . Душеполезное чтение. 1908. Март. 14 . Душеполезное чтение. 1909. Янв. 15 . Душеполезное чтение. 1909. Февр. 16 . Душеполезное чтение. 1910. Март. 17 . Преподобный Амвросий Оптинский . Умудряйся и смиряйся: Сборник писем. М., Изд-во Сретенского монастыря, 2005. 18 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 19 . Собрание писем оптинского старца Иосифа. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005. 20 . Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 2000. 21 . Житие иеромонаха Никона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 22 . Житие иеросхимонаха Льва. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. 23 . Житие схиархимандрита Моисея. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 24 . Житие иеросхимонаха Илариона. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993. 25 . Житие иеросхимонаха Нектария. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1996. 26 . Житие схиархимандрита Варсонофия. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 27 . Житие схиигумена Антония. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1992. 28 . Житие схиархимандрита Исаакия 1. Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995. 29 . Беседы схиархимандрита оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СПб., 1991. 30 . Письма оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. СвятоВведенская Оптина Пустынь, 2002. 31 . Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем к монашествующим. 32 . Преподобный Никон Оптинский (Беляев) . Дневник 1907–1919 гг. 33 . Иеромонах Никон (Беляев) . Дневник последнего старца Оптиной Пустыни. bogistina.info/bible Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2. Председателю представить в порядке информации на декабрьском заседании Священного Синода с.г. сведения о фактическом распределении с учетом результатов вступительных экзаменов на следующие ступени обучения.   ЖУРНАЛ 34 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о рапортах Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, и Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, относительно представления на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб: а. Божией Матери в честь иконы Ее «Колочской» ; б. священномученику Константину Богородскому ; в. преподобному Анатолию Оптинскому старшему ; г. преподобному Анатолию Оптинскому младшему ; д. преподобному Антонию Оптинскому ; е. преподобному Варсонофию Оптинскому ; ж. преподобному Иосифу Оптинскому ; з. преподобному Исаакию Оптинскому ; и. преподобному Макарию Оптинскому ; к. преподобному Моисею Оптинскому ; л. преподобному Нектарию Оптинскому . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные тексты акафистов: а. Божией Матери в честь иконы Ее, именуемой «Прибавление ума» ; б. Божией Матери в честь иконы Ее, именуемой «Спорительница хлебов» . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты и тексты акафистов в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 35 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о рапорте Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета, относительно празднования Дня православной книги в 2020 году. Справка: Празднование Дня православной книги в епархиях Белоруссии, Молдавии, Казахстана, России, Украины, стран Балтии и Средней Азии включало проведение различных просветительских, культурных и научных мероприятий, направленных на развитие книжной культуры в обществе, в первую очередь среди детей и молодежи.

http://patriarchia.ru/db/text/5664123.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010