Другим основанием духовного единения учителя и ученика является способность учителя быть, а не казаться христианином. Исповедание христианской Истины личным примером заключается в том, что укрепившись во Христе, учитель может принять и понять мир души своего ученика. Не разговоры о добродетелях, а явление этих добродетелей в своем поведении. Не декларирование на занятиях как должно поступать, а исповедование христианской этики во всех аспектах собственной жизни, не демонстрация учительской «правильности», а деятельностное отсечение греховных влечений, не упрек и насмешка над ошибками учеников, а сокрушение, помощь и поддержка в минуты огорчения и неудач. Еще одним основанием духовного единения учителя и ученика является дух любви и заботы , который формирует такую среду воспитания, когда ученик невольно пропитывается духом христианской Истины. Доброжелательность учителя в общении заключается в передаче ученику начал сверхнормативной евангельской этики, исполненной благодатного содержания и любви, когда милосердие превышает справедливость, прощение преодолевает гнев, щедрость не знает корысти и лихоимства, радость не отравляется завистью и злом. В духовном наставничестве нет места цинизму, насмешки и ехидству. Общение в Духе Святом направляет учителя к строгой взыскательности, но без жестокости, требовательности, но без насилия. Жажда утвердить самобытность своего ученика, раскрытие его таланты, вложенные Богом, укрепление воли подопечного в соблюдении нравственных норм - главная характеристика духовного наставничества и одухотворенного учительства. Русские старцы Макарий (Иванов, 1788-1860), Серафим Саровский, Федор (Ушаков), Варсонофий (Плеханков), Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), последние оптинские старцы Нектарий и Никон, о. Алексей Мечев (1859-1923) и многие другие, обладали выдающимся даром духовного общения - того глубинного личного общения с любым человекам, которое проникая во внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом христианской истины и любви и поднимает, возводит акт общения к общению в Духе Святом. В этом акте, благодаря духовному наставлению, у человека возникают стимулы и возможности перемены себя, духовного осмысления и осиливания своей ситуации и обстоятельств. Именно этим даром русские старцы служили людям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Мировая война стала новой ступенью ее жизненного пути. Александра Дмитриевна добровольно поехала на фронт, помогала раненым, вновь постоянно оставаясь одна в неразберихе и сумятице войны, видя только чужое страдание и боль. Вот лишь один эпизод ее военных скитаний. «Я не спешила с отъездом; пока был цел вокзал, раненых помещали здесь, и мне хотелось хоть чем-нибудь облегчить их страдания. Не помню, как и кто назначил меня или я сама взялась, только помню, что я очутилась с 48 раненными в голову. Перевязала я их и прилегла отдохнуть неподалеку. Но сразу же заметила, что мои больные бредят, вскакивают, а санитар грубо обращается с ними. Сердце у меня надрывается, я не могу этого вынести: попросила поставить для меня носилки посреди больных, встаю поминутно, чтобы как-нибудь успокоить раненых. Конечно, санитары не понимали, что они в бреду. А на вокзальной платформе везде лежат больные, они стонут и жалобным голосом умоляют: «Сестрица… ангел… помоги мне…» Просят дать им пить или еще чем-нибудь помочь. У большинства из них дизентерия. Больных и раненых спешно укладывают в вагоны. Надо освобождать вокзал. Такое величественное здание, с верхними мостами и галереями для переходов, надо подрывать, разрушать, чтобы не досталось неприятелю. Всё проносится, как страшный сон; нет ни одной души, кого бы я знала лично, никому нет дела до меня, и я сама забываю, что существую…». «Я сама забываю, что существую…» — кажется, этой называется самоотвержение? Или житие? Бесстрашие и постоянная готовность остаться в совершенном одиночестве, наедине с чужими людьми, чуждыми взглядами, с годами приобретает новое качество, получая как бы официальный статус: Александра Оберучева становится монахиней (греч. «монос» — «один»). Оптина пустынь, в начале XX века еще благоухающая талантами старчества, — вот тот новый полюс и центр, к которому направляются теперь устремления и внутренние силы Александры Дмитриевны. В 1917 году, по благословению своего духовного отца, старца Анатолия (Потапова), она поступает в Шамординскую обитель, в 1919 принимает постриг. Добросовестность и какая-то дотошная ревностность, с которой в молодости записывались лекции по внутренним болезням и оперативной хирургии, проступают теперь в новом ученичестве, в подробных дневниковых записях того, как двигаться к высотам уже не врачебного, но иноческого совершенства. После смерти старца Анатолия, совпавшей с разгоном Оптиной и Шамордина, духовное руководство шамординскими сестрами переходит к о. Никону (Беляеву) – благодаря запискам м. Амвросии мы имеем редкую возможность познакомиться с его пастырским обликом и прочесть его последние предсмертные письма из Архангельской ссылки.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Когда духовные чада предложили преподобному Анатолию на время оставить Оптину, он ответил решительным отказом: «Что же, в такое время я оставлю святую обитель? Меня всякий сочтет за труса, скажет: когда жилось хорошо, то говорил: терпите – Бог не оставит; а когда пришло испытание, первый удрал. Если и погонят, то тогда оставлю святую обитель, когда никого не будет. Последний выйду и помолюсь и останкам святых старцев поклонюсь, тогда и пойду». После закрытия монастыря и реорганизации его в сельхозартель старец был арестован. По дороге в тюрьму он тяжело заболел, и ему, ошибочно приняв за тифозного, остригли волосы и бороду. Вернулся он в обитель совсем измученный, еле живой, но со светлой улыбкой и благодарением Господу. Когда его увидели остриженным, многие не узнали батюшку, а потом очень опечалились. Старец Анатолий веселый вошел в келью и сказал, перекрестившись: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» – и, осмотрев всех, добавил: «Посмотрите, каков я молодчик!» Позже он рассказывал о своей поездке в Калугу: «Как там хорошо! Какие люди хорошие! Когда мы ехали в поезде, у меня была рвота. Дошли пешком, а там владыка Михей почему-то стал требовать лошадь. И зачем это он выдумал? Все братья пошли, а мы сидели в “чеке”. Там курили, было душно. У меня поднялась рвота, и меня отправили в больницу, подумали, что у меня тиф. Там меня остригли, но это ничего – так гораздо легче. Доктор, такой хороший, сказал, что по ошибке счел меня за тифозного и велел остричь, – очень извинялся. Такой хороший! Сторож в больнице тоже очень хороший… Сестра – тоже очень хорошая – была у отца Амвросия… Да, хорошие люди, хорошие… Знаешь, тот, кто меня арестовал, после сказал, что по ошибке меня арестовал, и просил простить его и даже руку у меня поцеловал. Я сказал, что это ничего, что я очень рад, что съездил в Калугу». Свою арестантскую поездку в Калугу в сопровождении чекистского конвоя, поругания и тяжкие страдания старец описывал без ропота и осуждения, с детским беззлобием и благодушием.

http://pravoslavie.ru/63368.html

Посылаю Вам с А.В. меду, кушайте во здоровье. У нас тут тоже было не мало переживаний и новшеств, послуживших к вящему молитв. усердию. 28 окт. 18 г. Письмо 34 Достопочтенная о Господе раба Божя С.Н. Получил Ваше письмо, молитвенно желаю Вам от Господа милости, здоровья и душевнаго спасеня, видите как жестоко Господь наказывает, но ведь вразумления и покаяния в народе не видать, конечно, возможно, что и последние времена, в Св. Евангелии ясно сказано, когда Господь прейдет, обрящет ли веру на земли. Будем благодушно терпеть, не унывать и усерднее молиться. Советую почаще приобщаться Св. Таин. Здоровье мое, пока, слава Богу. О.Нестор, Варнава шлют привет, Христос с Вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь уб. грешн. И.А. Письмо 35 Честнейшая о Господе С.Н. Дай Бог , чтобы Господь помог мат. Игумении принять сей великий постриг, если у них свой какой хороший и смиренный священник или же какой старичок из Иеромонахов хороший духовник. Да благословит Господь мат. Игумению и всю их обитель и вас с А.С. будьте вы здоровы и Богом хранимы. Остаюсь уб.гр.недост.немощн. И.А. Письмо то на вас посылаю, а то как бы кто не перехватил. Я все что-то прихварываю. Письмо 36 Многоуважаем. о Господе благодетели А.С. и С.Н. Мир, спасение и Божие благословение от всей души усердно благодарю Вас за ваше доброе сердечное милостивое участие. Спаси Вас Господи, помилуй. Не знаю, как и чем все у нас кончится, мы до конца потерпели с помощию Божиею. Нас будто бы старичков в богадельню устроить хотят, а там видно, что будет, а если же будет нужда и крайность, тогда не оставьте милостью своею. Да поможет вам милосердый Господь и подкрепит ваше здравие, особенно вы заботьтесь и пекитесь, успокаивайте А.С. Как его здоровье и особенно ноги и мое здоровье все слабовато. Сидел все дома не выходил, по воздуху док. Казанский не велел, но на праздник думал и хотел послужить соборным служением, если Бог поможет и Ему благодушеств. Усерднейше всем кланяюсь. И отеч. всех моих близких ваших родных и знакомых с Торжеств. праздником наст. Нов.Год. всем быть благодушным, терпеливым и не унывать и не роптать не отчаиваться. Бог поможет и утешит, будьте все вы здоровы, Богом хранимы. Остаюсь уб. гр. И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

А.С. глубокий привет, и наилучшия благожелания, Христос с Вами и спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь уб. гр. недост. И.А. Спаси Вас Господи, что вы уж очень много хлопочите и трудитесь, помози вам Господь, прошу Вас усердно поберегите свое здоровье и давайте себе отдых. Спаси вас Господи за доктора, я теперь милостию Божию понемного и отдыхаю и поправляюсь. Письмо 24 Достопочтенная о Господе С.Н. Получил ваше письмо, спаси Господи, что прислали счет, я очень тревожился, думал, что где затерял. Шлю Вам молитвенн. Благожелания, и всякаго благополучия желаю от Бога, что же делать будем терпеть в покаянии из глубины души, будем просить помощи от Бога и Царицы Небесной, Она не оставит нас. Если А.С. будет здоров, можно приехать в Оптину, пожить недельки две, отдохнуть, Страстную и Пасху или после Пасхи, потом видно, что Господь даст. Предайтесь Его святой воле и усерднее молитесь, да получше пообдумайте, и позволит ли здоровье А.С. Хранит Вас Господь. Спасайтесь, не унывайте, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь уб. греш. недост. И.А. Письмо 25 Христос Воскресе! Достопочтеннейшие о Господе А.С. и С.Н. Приветствую Вас с праздником Свет.Хр. Воскр. Молитвенно желаю провести сей день в духовной радости и добром здоровии. Да хранит Вас Господь и Царица Небесн. Во вся дни живота вашего, не падайте духом, Господь милостив. Призываю на Вас мир и Божие благословение, остаюсь уб. греш. И.А. Письмо 26 Достопочтенная о Господе раба Божия С.Н. Письмо получил и икону святителя Анатолия чудной работы, Спаси Господи, за Ваше усердие, подрясник получил. Простите, что своевремен. не мог ответить. Очень хорошо, спаси Господи Вас и добродетельнаго но малотерпеливаго А.С. Спаси Господи, за Ваше приглашение в скит, ведь что от Бога, назначено, то должно сбыться. Господь милостив, человек предполагает, Бог располагает, Христос с вами, спасайтесь. О. Варнава от меня перешел в другую келию, теперь у меня новый келейник о. Евсигний сам стал тяготиться послушанием трудно и тяжело жалуется, что нога болит.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

Вообще он не любил баловства, уступок и, как истинный монах, никогда не был наружно ласковым, хотя был и снисходителен, и мягок. Единственное выражение его внимания и ласки к духовным чадам состояло в том, что он в особенных  случаях слегка ударял кого-либо из них по голове. С более близкими и преданными ему лицами он был скорее строг и непреклонен; но этим он достигал того, что ему предавались всецело, неотступно, истинно. Бывали случаи, что некоторые, не сумевшие понять и оценить его, считали его отношение невнимательным и холодным и, по малодушию своему, увлекаясь внешнею ласковостью других и считая это необходимым условием для успокоения внутреннего, оставляли старца Иосифа. Такие отпадения никогда не вызывали у смиренного старца никакого неудовольствия, не возбуждали ни зависти, ни огорчения; и с тою же отеческою любовью, с полным всепрощением и забвением случившегося принимал он снова, когда возвращались назад, поняв свою ошибку и ощутив лишение. На исповеди батюшка был всегда серьезен, и замечания его как-то особенно проникали вглубь и будили там сознание своей греховности и безответности пред Богом. Самый его вид, его лицо, озаренное каким-то внутренним светом, его ангельская улыбка, в которой отражалась чистота его души, его полуопущенные глаза, через которые глядели на кающегося кротость и смирение, все это вместе неотразимо действовало на душу» 52 . Почти столетие Оптина пустынь славилась на всю Россию своими благодатными духовниками. Проходили десятилетия, и одно поколение  старцев сменялось другим, не менее замечательным поколением опытных наставников. Так, преемство духовничества великих Оптинских старцев Амвросия и Иосифа восприняли преподобные иеросхимонахи Анатолий (Потапов; 1855–1922) и  Нектарий (Тихонов ; 1853–1928). Эти оптинские духовники были тоже во многом непохожи друг на друга. «К отцу Анатолию, который в это же время был старцем и принимал народ в монастыре, стояли огромные толпы народа. А к отцу Нектарию вначале кроме братии Скита приходили всего несколько человек.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Случилось так, что у него на тот момент совершенно износились туфли, а на рынке в это время уже не продавалось обуви, и тогда решительный юноша отправился в путь... в лаптях. В монастыре сначала решили, что он толстовец, но вскоре поняли, что это не так, и приняли с любовью. Решительный юноша отправился в путь... в лаптях. В монастыре решили, что он толстовец 23-летний Иван Концевич ежедневно ходил в скит на благословение к старцам Нектарию и Анатолию (Потапову), к скитоначальнику Феодосию. Нередко старцы преподавали какие-то наставления паломникам, отвечали на вопросы, и Ваня старался не пропустить ни слова. Он не только сам провел все лето в монастыре, будучи не в силах проститься с Оптиной, но и позвал туда свою любимую мамочку, которая присоединилась к старшему сыну, узнала Оптинских старцев и стала верной духовной дочерью старца Нектария. На следующий год Иван смог провести в Оптиной только две недели, но навсегда остался душой с Оптиной. Оптина пустынь Фото: pravoslavie.ru «Здесь я родился духовно» Позднее Иван Михайлович Концевич сам напишет о своем посещении Оптиной пустыни так: «Преподаватель словесности нашей гимназии рассказывал нам на уроках, как благодаря старцам Гоголь сжег свое гениальное произведение – вторую часть Мертвых душ”... Это вызвало у меня предубеждение против старцев вообще. Но вот началась война 1914 года. Мой брат Владимир, исключительно одаренный, которого любили все без исключения, знавшие его, гордость нашей семьи”, глубоко переживал испытания, постигшие нашу Родину. Он ушел, с благословения родителей, добровольно на войну и был убит осенью 1914 года, когда ему еще не исполнилось и 19 лет. Это была чистая жертва Богу, он положил душу свою за други своя”. Его смерть привела нашу семью в Оптину пустынь. Когда мы искали утешения в духовном, то случайно” наткнулись на книгу Быкова Тихие приюты для отдыха страдающей души”. Там описывалась Оптина пустынь и ее старцы, о которых до тех пор мы ничего не знали. И я при первой возможности, как только начались каникулы в университете, где я тогда учился, поехал в Оптину пустынь. Там я прожил два месяца. Это было в 1916-м году. А в следующем 1917-м году, тоже летом, пробыл там две недели...

http://ruskline.ru/opp/2021/07/08/hranim...

С Государыней Императрицей Александрой Феодоровной пожелала встретиться Вел. кн. Виктория Феодоровна - мать Вел. князей Кирилла и Бориса Владимировичей. Во время высочайшей аудиенции Виктория Феодоровна попыталась повлиять на Государыню в отношении Григория Распутина, что ещё раз причинило боль бедной Императрице. С той же целью - решительно поговорить с Царем о Григории Распутине в Царское Село прибыла Вел. кн. Елизавета Феодоровна. Она ни разу в своей жизни не встречалась со старцем Григорием и составила о нём представление по рассказам его врагов: Софьи Тютчевой, Владимира Джунковского, Зинаиды Юсуповой. Однако, Государыня не допустила встречи Елизаветы Феодоровны с Государем, и сама выслушала доводы родной сестры. Но убедить Государыню Елизавете Феодоровне не удалось. Расстались они холодно. В ноябре 1916 года в Петрограде находился оптинский старец Анатолий (Потапов), который определённо высказался по поводу происходившего вокруг Григория Распутина в том смысле, что его удаление есть дело, противное Божьей воле. В конце ноября 1916 года на съезде объединенного дворянства был переизбран председатель. Прежний председатель, гофмейстер Высочайшего Двора, член русского собрания Ананий Петрович Струков в письме премьер-министру И.Л. Горемыкину критиковал деятельность Прогрессивного блока, требовал роспуска Государственной Думы, публично протестовал против спекуляций членов Прогрессивного блока на тему влияния «темных сил», за что был подвергнут травле в лево-либеральных газетах. Открыв съезд уполномоченных дворянских обществ, А.П. Струков отказался участвовать в нём, т. к. большинство участников съезда осудило его действия, несогласованные с губернскими дворянскими собраниями. Вместо Струкова был избран А.Д. Самарин - враг Г.Е. Распутина-Нового, лишённый из-за него, как было принято считать, должности обер-прокурора Св. Синода, соответственно, «страдалец за правду» в глазах общественности. В начале декабря 1916 г. в то время, как «Государь Император обратился к Армии и Флоту с приказом, которым подтвердил намерение бороться до восстановления этнографических границ, достижения обладания Царьградом и создания свободной Польши из трех её частей», съезд объединенного дворянства, возглавляемый новым председателем Самариным, вынес резолюцию о необходимости решительно устранить влияние «темных сил» на государственные дела.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

Блаженный страстотерпец находился на пике своих страданий. Ночь после операции о. Гавриил провел без сознания, а утром, во время обхода врачей, авва Гавриил предал дух свой в руце Отца Небесного. По правилам реанимации тело умершего должно два часа находиться там, но нам пошли на уступки, и уже через час тело дорогого аввы ввезли в палату. Светлым был весь его богообразный вид, печать божественного смирения легла и на тело: такое же послушное оно было, когда его облачали. К вечеру тело его было перевезено в Оптину. Духовные чада, жившие в окрестных деревнях, узнавая по телефону, что везут гроб с телом их горячо любимого аввы, выходили на дорогу и встречали, со слезами становясь на колени. Отпевание было в субботу, 6-го августа; тело блаженного страдальца похоронили на монастырском кладбище. Так, доблественно пройдя свой страдальческий путь, пройдя сквозь огонь и воду искушений и болезненных скорбей, о. Гавриил вошел в вечный покой и приложился к Оптинским старцам. Неудивительно, что девятый день по его кончине был днем преставления и памяти преподобного Анатолия (Потапова), старца Оптинского, с которым он был так сроден по духу. Свет твоих добродетелей, авва Гаврииле, через страдания плоти, как ранний рассвет, пронизывает умную тьму наших душ и пробуждает от сна греховного. Все житие твое – как бег солнца по голубому небосводу, теплотой любви которого согрелись все, кто когда-либо соприкоснулся с тобой, и ничто не скрылось от теплоты его. 27 И страдальческая блаженная кончина твоя – как закат раскаленного солнца, когда оно исчезает за горизонт, чтобы остудить лучи свои в океане вечности. Это зрелище пригвождает наш мысленный взор и манит последовать доблественным стопам твоей любви. И если ты возымел дерзновение у Престола Трисолнечного Божества, то посылай к нам, как и всегда, лучи своих молитв и любвеобильных попечений, дабы и нам, терпеливо перенеся находящие скорби, переселиться туда, «идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но Жизнь безконечная». Инок Евстафий Написать об отце Гаврииле я долго не мог решиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И батюшка молился. Как о счастье и о благе великом говорил он о том, что Господь даровал ему детскую простую веру. Эта вера давала ему дерзновение, совершала чудеса и помогала уберечься от соблазнов. За исповедью и в беседах он снимал непомерную ношу с плеч людей самых разных. «Мудрецы», ученые говорили о владевшем ими чувстве: «типичный сельский священник» «разгрузил» то, что годами было не под силу ни им самим, ни другим духовникам! Тяжесть эта ложилась на его плечи болезнями, скорбями, которые омывались покаянием за общий, народный, грех… Он не роптал, а с радостью спешил в дальние концы города за новым своим «грузом»: то драма случится в семье профессора-педагога – сын, мальчик еще, предпримет попытку самоубийства, то смертельная болезнь «постучится» где-то в дом, то надо спасать от погибели девичью душу. Когда же ответом на его заботу было движение к «возвышенным рассуждениям», о. Алексей, необыкновенно чуткий, умел мягко остановить увлеченного собеседника: « Я не понимаю. Неграмотный я », или прямо сказать: « Ишь, какой! Ты умом все понять хочешь. А ты сердцем живи ». Духовное братство Приезжавшие в те годы в Оптину Пустынь паломники из Москвы нередко слышали от старцев, о. Анатолия (Потапова) и о. Нектария, упрек: « Зачем вы ездите к нам, когда у вас есть отец Алексей? » Он был единого с ними духа – доброты, не знавшей слова «карать», – всепокрывающей, милующей, хотя и взыскательной. Наставления батюшки для мирян были по-оптински просты. Он предостерегал, когда видел пылкое устремление неопытных к «духовным высотам»; учил тому, что «не клобук и не мантия спасают», что и в миру можно жить по-монашески чисто, имея мир Божий и добрую совесть; приучал причащаться Святых Тайн насколько возможно чаще, предвидя еще до революции близкие испытания. Показывал он и, как практически, деятельно исполнить главную заповедь. Казалось бы, все знакомо, читано много раз, известно из апостольских посланий. Но как по-новому звучит это у старца Алексея: « Почему Бог не создал всех равными, одинаково умными, прекрасными, богатыми и сильными? Потому, что тогда не было бы места и дела ЛЮБВИ на земле: любовь покрывает недостающее – ты богат, другой беден, люби его и любовью восполнишь недостающее; ты умен, другой малоумный, люби его и любовью восполнишь его скудость, ты образован, а он нет – люби его и твоя любовь заставит тебя дать ему знание, и т.д. Получается при неравенстве природном круговое восполнение любовью: ты богат, но скорбен, другой беден, но весел – любите друг друга и вы обоюдно восполните недостающее.

http://pravmir.ru/otec-aleksej-mechev-op...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010