Искушения от бесов могут попускаться за нетерпение искушений от людей. Преп. Анатолий (Зерцалов) напоминает: Тебя беспокоят искушения бесовские. Без этого нельзя. Кто не терпит искушений от сестер, тот должен терпеть от бесов. Прочти об этом у Лествичника т.1, с. 303]. Довольно часто мы не терпим искушений от окружающих. Например, не терпим никакой критики в свой адрес, обвиняем во всех смертных грехах людей, доставивших нам какое-либо неудобство, или высокомерно удаляемся от всякого общения с неугодными нам и всячески демонстрируем им это, и т.д. Т.е. вместо того, чтобы учиться терпению, мы «учимся» нетерпимости, вместо смирения – привыкаем к гордости. Понятно, что в этом случае искушения от людей становятся временно неэффективными лекарствами для нас. Тогда нам прописывается другое лекарство. В отличие от людей, которым мы можем возразить, или высокомерно удалиться от них, бесы вне нашего контроля. Единственное спасение от них – помощь Божия. И если Бог свою защиту отнимает, то бесы начинают искушать нас неотступно и жестоко, а человек видит свою полную беспомощность перед ними. Волей-неволей приходится и терпеть, и смиряться, и молить Бога о помощи. По мере нашего покаяния и смирения Господь прощает нас и отгоняет бесов. А мы запоминаем урок и вносим коррективы в свое поведение с людьми. Искушения от врага приходят и за то, что мы больно принимаем к сердцу его хулы, вместо того, чтобы совсем не слушать их. Преп. Иларион разъясняет: Недоумеваешь, отчего произошло с тобой такое страшное искушение? Писание говорит: «аще принял еси заповедь, жди от нея искушения» (Ср.: Сир. 2:1), и святые отцы пишут, что добрым делам предыдет или последует искушение, даже и в молитве это бывает: «аще помолишися якоже подобает – жди от нея якоже не подобает». А эта хула случилась с тобой оттого, что ты больно приняла к сердцу: он не только что на старца хулит, но и на Святую Троицу и на все таинства хулит, тем только и освобождаются от этих его козней, что не внимают им. А главное, что было причиною твоего искушения – это зависть бесовская, чтобы отбить от старческого пути, который тяжельше ему всех добродетелей. – Не смущайся этим искушением, оно все пройдет. Бог да простит и разрешит тебя во всех мысленных твоих т.1, с. 300].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Искушения неприятны, но полезны и неизбежны. Где бы мы ни были, в каком бы месте ни жили, они всегда найдут нас. И, по слову старца, везде придем к одному заключению – «потерпеть нужно». Тогда и увидим, что терпение – это «золотой ключик», который открывается дверь в сокровищницу, где находятся смирение и искусство жить правильно. И что та тягость и трудность, которую мы испытываем отказываясь от гордости, от всех ее несбыточных надежд на нашу собственную исключительность и особое предназначение, есть ничто по сравнению с той радостью, которую имеет наша подлинная жизнь. Утешать же себя в искушениях нам нужно мыслью, что ничто по-настоящему ценное и важное не дается легко. Преп. Анатолий (Зерцалов) с редкой точностью об этом говорит: Практика, т.е. слово Божие, говорит: «Даждь кровь и прими Духа» , а наша ученость хитрит – нельзя ли уловить «Духа» так, чтобы не портить крови. И не уловит. А вечная-то мудрость ищет, толкает, завет не к мечтательной жизни, а к истине. Вот и посылает удар! Даждь премудрому вину, и премудрший будет. А муж неискушен – не искусен. Потому-то и учит Апостол: «Искушение соделывает терпение: терпение же – искусство» (Ср.: Иак. 1:3—4). Нам же хочется как-нибудь объехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя! «Даждь кровь» , говорит практика!.. т.1, с. 301]. Наш ум проявляет большую изобретательность в поиске путей, на которых духовное развитие совершалось бы легко и безболезненно. Беда в том, что самый наш ум ведется нашим же несовершенством, а потому и горазд на мечтания. Его настоящая задача не в том, чтобы создавать большое количество привлекательных картинок, а в постижении истины. Искушения стряхивают, как прах, мечтательные картинки, человек же переживает это как удар. Но этот удар подобен действию резца скульптора, который отсекает очередной лишний кусок от бесформенной глыбы, каковой часто является наше устроение. И так раз за разом постепенно высекается в нас образ истины, который угоден Богу. Нельзя стать искусным, не расставаясь болезненно с тем, что мы считали своим и хотели сохранить в себе, но что на самом деле является лишним в нас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

Но только знай, что тогда нужно будет ей уступать: честью друг друга больше себе творяще. А без любви к ближнему трудно спастись. Да и все-таки придется взяться за эту добродетель, а то и вовсе не спасемся. 171. Как жить Письмо твое получил... И ответствую на вопросы. Евангелие, если читают в трапезе, то в келье можно оставить. Сотницу справлять – Бог благословит. Попить чайку, когда сообщаешься и в праздник, – можно по желанию. А чтоб не досаждали тебе помыслы, что, дескать, и завтра, и послезавтра все то же будешь терпеть – это диавольское обыкновенное дело. Но сбудется не то, что диавол предсказывает, а что Бог велит. Что увлекалась в церкви помыслом – Бог да простит. Старайся только собирать помыслы. Это дело монашеское. Молитву Иисусову старайся твердить чаще, в особенности же, когда стужают помыслы. А увлечешься – укори себя. И будет с тебя. Хорошо, что стараешься не осуждать ближнего и гордиться: если будешь внимать себе, то Господь со временем поможет тебе, и получишь вечное спасение! 172. Не бойся открывать помыслы Христос Воскресе! Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, т. е. Господа Иисуса. – А ты отчаиваешься и до того боишься открыть мне свои немощи, что и страх напал, и грудь стиснуло. Я сам человек грешный, но верую Господу, Который сказал: «Аз приидох грешныя спасти». А я грешник, стало быть, и меня спасет Господь. Вот страшно, кто грешит и не кается. А мы с тобой, сколько можем, стараемся покаяться. А потому не унывай. Помыслы борют очень многих, только смиренных не смеют тронуть. А мы смирения не имеем, вот и терпим бесчестие. Этих помыслов ты еще не можешь отразить, а беги скорей к Иисусу, т. е. тверди Иисусову молитву. Письма к С. Ч. 173. Духовной жизни сразу не научишься 27 ноября 1888 г. Мир тебе и благословение Божие! Ты скорбишь, что плохо живешь. Если так, то есть надежда исправления. А что ты не такова, какою быть должна, это не дивно: ты пришла учиться духовной жизни. Ведь и простую азбуку, небось, не сразу поняла, а эта наука высокая.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Прощенья просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения. Но диавол живет восьмую тысячу лет, а Г. нет и 18. Во всем тобою исповеданном Бог простит тебя. 79. Терпи и исправляйся Г. ты моя сладкая, спелая, душистая. Все-то ты скорбишь, да плачешь, да скучаешь. Беды твои великие: Ф. пробирает, гостинчика к празднику не купила; и много-премного других крестов на тебя вешают, а ты все их отпихиваешь. И Христос-то, значит, тебе не по нраву, а нравятся гостинцы, да наряды... Ну, Бог тебя просит во всем. Начнем исправляться. Тогда и будет нам повеселей. Вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и нечиста; а после усладительна. 80. Будь рассудительна Недавно я писал тебе, но твое письмо понудило опять писать. И во 1-х, приветствую тебя с праздником Пасхи. Христос Воскресе! А второе: ты пишешь, что как ни плохо живешь ты, но все же лучше, чем в миру. Это правда. Это я тебе писал. Но знаешь ли Г. – можно и из хорошей вещи получить вред, можно и из дурной выгадать пользу. Многие яды исцеляют болезни; и хорошее многих вредит. Например – умные люди для домашняго быта придумали нож! Но ножем можно зарезать ближнего. Даже от Библии с ума сходят. Так и твое дело; когда враг борет тебя: поди, согреши! Ты скажи: я монахиня! Иисусова невеста! И Жених Небесный меня накажет за неверность Ему! Диавол скажет: о! о! о! Какая ты особа – Христова невеста! Тебя надо почитать как святую! А ты должна думать, что я, мол, не только невестой Христовой не смею назваться, но и последнею рабою!.. 81. Не будь лакомкой Ах, ты девочка-лакомка, ишь ты выдумала: воду с сахаром! А? Да у нас богачи чуть-чуть прикусывают сахарку с чаем, а она воду с сахаром! И не грех тебе? Молоденькая девочка, пришла душу спасать, а лакомится так, как не лакомятся и богатые мужики. Ведь ты читаешь жития! Княжны, царския дети приходили в монастыри, и нигде не видно, чтоб пили воду с сахаром! Какое тут спасение? Лакомка! Да еще других осуждаешь? Да празднословишь? Как после этого не поганить тебя помыслам. Оставь, Г., лакомство. Оставь празднословие, будешь умница, хорошая монахиня; мы будем любить тебя и заботиться о спасении твоем. Только смирись. Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех. А я тебя помню. Пиши ко мне, ничего не скрывая. А то ты видишь какая глупенькая! Начала лакомиться сахаром, да еще постом! Разве ты кинарка? И кинаркам не всегда дают сахару! Я тебе это говорю любя и жалея. Потому что кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями. А мне хочется, чтобы мы с тобою и там были вместе в райских наслаждениях, которых тебе желая, остаюсь твой благожелатель... 82. От неоткровения помыслов враг торжествует

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Получил я оба письма твои, преподобная сестра о Господе Е. Все-то тебе хочется попасть в рай, да прямо без скорбей. Нет, матушка, без скорбей монах – головешка. А мы желаем тебе веселия вечного. Не унывай, все пройдет. Вси святии сим путем, т. е. скорбным шли. Мир тебе и благословение Господне! 330. Чему учит Рождество Христово 24 декабря 1881 г. Преподобная послушница Божия, Д.! Поздравляю тебя и болезнующую м. М., с грядущими праздниками Рождества Хри­стова. Дай Бог вам в разуме праздновать дни сии. А ка­кой разум? Господь, едва увидевший свет, увидел Себя в скотских яслях. Соседи Его были ослы и коровы. Холод был в вертепе. Очень сочувствую тебе в скорбях твоих.Но это не есть наша погибель. Господь возлюбленным своим ученикам обетовал: «В мире скорбь имети будете, и мир воз­радуется, вы же восплачете. Но скорбь ваша в радость претворится, и радости вашея никто же возьмет от вас». Те­перь сама смотри: если хочешь возрадоваться радостию неизглаголанною, то потерпи те скорби, которые от Бога посы­лаются тебе, и не раскаешься. Мир тебе и болящей м. М.! 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются 7 апреля 1883 г. Христос Воскресе! Что ты заскучала? Или не веруешь в Бога, посещающего нас? Кто умер за тебя, ужели Тот еще мало любит тебя? Ты Ему еще ничем не доказала любви, а Он доказал словом и делом, и обетованием: Сам учил нас терпеть скорби, и шел скорбным путем, и умер за нас позорною смертию. И оставил возлюбленным своим такое завещание: «В мире скорбь имети будете. Но скорбь ваша в радость претворится. И радости вашея никто же возьмет от вас». А здешние радости мимолетны. И потому радуйся, состражди с Женихом своим Иисусом. «Вчера спогребохся Тебе, Христе: совостаю днесь, воскресшу Тебе. Сраспинахся Тебе вчера – (за это) Сам мя спрослави во царствии Твоем». Понимаешь ли, спрослави? Т. е., осияй меня тем же светом, каким Сам Вседержитель сияешь! Одень меня тою же царственною одеждою божественною, в какой Сам сияешь, седя одесную Отца Твоего на престоле величествия на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Теперь вижу, что вы советов не помните, и потому напоминаю данные вам правила новою запискою.... 306. Поздравление с принятием Ангельского чина 24 ноября 1880 г. Преподобная сестра, мать Серафима! Поздравляю тебя в новом твоем звании, с новым чином, новым житием, Ангеловидным пребыванием. «Да возрадуется душа моя о Господе. Облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя. Яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою». Блаженна ты дщи, что Господь избрал тя, возлюбил тя, увенчал тя ангельскою ризою, как невесту Свою, и сопричислил тя к честному и избранному стаду Своему: не бойся, малое Мое стадо, яко благоизволи Бог даровати вам царство. «Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего; и возжелает царь доброты твоея. Предста царица одесную Тебе, в ризы позлащены одеяна, и преукрашена. Приведутся Царю девы в след Ея, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Желаешь правила для новой жизни. И какое же тебе дать больной? Держись всеми силами за Иисуса, возлюбленного Же­ниха своего, и будет с тебя. Твори молитву Иисусову умом, голосом, шепотом, как только можешь. А другие чтения и поклоны, – когда будешь в силах. 307. Поздравление с Рождеством Христовым 24 декабря 1880 г. Христос рождается, славьте! То есть пропойте так голосом и прославьте Христа. А там мыслию порассудите, как это Невместимый поместился в яслях, как это страшный херувимам и серафимам в объятиях Девы? Держащий ру­кою небо, лежит в вертепе? Поистине, таинство странное и преславное! Так и славьте Господа! А потом делом т. е. любовию друг к другу славьте! 308. Не тяготись выговорами 15 января 1881 г. Кто есть любяй мя? Точию приемляй от мене скорби – писал св. Апостол Павел своим ученикам. Вот и я хотел попробовать новую монахиню: как она примет от меня скорбь? Оказалось, что не жалует меня мать Серафима со скорбями, а только с утешениями любит. Лишь только прочел ей урок, и стал жесток, и Саша виновата, и иные. Да что ж я тебе обидного-то? Чем опозорил? Ужели и от меня ты не можешь принять выговоров? Ну, и напрасно: да разве с тебя взыскивают неустойку? Разве кому доносят? Положим, сказали мне, и сказали неосновательно: но кому же сказали? Как же я теперь могу тебе делать замечания и наставления, когда от них ты делаешься больная? Разве я с тем укорил тебя, чтоб уложить тебя? Но я ожидал, что ты примешь со смирением и поспешишь укорить себя, а не других, а вышло иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Смерть любимого старца вызвала в его преданном ученике, будущем великом старце Варсонофии, нижеследующие бесхитростные стихи, как бы запечатлевшие надгробный плач погребающей своего старца осиротевшей братии: Он как ангел небесный служил, Полный веры, пред Господом Сил, Как светильник горя среди нас!… Все мы помним торжественный час, Когда в схиму его облачили И с слезами во гроб положили, И почтили молитвенно память его, Песнь воспевши над ним погребальную, Песнь святую и грустно-прощальную: «Упокой, Христе, душу раба Твоего, Со святыми, где нет воздыхания, Ни болезни, ни гласа стенания, Всеблаженная жизнь безконечная!» О, возлюбленный, Авва родной, Верим мы, что чистой душой, Совершивши путь истины правый, Предстоишь ты пред Господом Славы В вечном свете небесных обителей В лике Его верных служителей! Нас, истомленных душевной борьбой, Помяни ты в молитве святой. Письма Старца Анатолия Краткое жизнеописание старца Анатолия, нами предложенное, не может охватить всего его образа и хотя бы отчасти передать тот светлый, пасхальный дух, отличительные черты, которые были присущи старцу. Благоухание этого духа сохраняют его письма, главным образом к монашествующим сестрам, подвизавшимся в целом ряде монастырей шести епархий: Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской и, может быть, и других. Все эти монахини, по благословению о. Амвросия, обращались к о. Анатолию за духовным руководством. Конечно, еще до возникновения переписки, все эти монахини стремились лично побывать в Оптиной Пустыни, в скиту, в батюшкиной «хибарке», чтобы раскрыть перед ним свою душу, чтобы сообщить о горестях и немощах, о тягости борьбы со страстями и о несправедливости со стороны людей, но иной раз горечи монашеского жития. Старец все выслушает, успокоит, обласкает, добродушно пошутит, а иной раз строго, но с любовью укорит, даст нужный совет, снабдит полезной книгой и отпустит с миром восвояси. Но не всегда возможна поездка в Оптину Пустынь. И вот возникает письменное общение со старцем, достигавшим до 200 и больше писем в сутки, получаемых им, конечно, не только от одних монахинь. И на них старец отвечает помимо ежедневного приема посетителей и круга церковных служб и монашеского правила. Пишет он языком в высшей степени ясным, простым, задушевным, увлекательным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Коломенское:святыни и достопамятности. Аудиоэкскурсию об императоре Петре I в Коломенском представляет главный хранитель Музея-заповедника О.А.Полякова. Ведущая цикла — Елена Смирнова. 15.02.2024 22:08 Елена Александровна Смирнова Российский император Петр I, как и все русские правители, очень любил летнюю царскую резиденцию в селе Коломенском. Сохранилось дерево, под которым он в детстве любил читать, в том числе «Юности честное зерцало». Ныне в Музее-заповеднике имеются два здания, домика, связанных с именем Петра. Один домик, или «двОрец» построен под Архангельском в 1702 году. Здесь император жил несколько месяцев во время построения флота. В Коломенское домик перевезен в 1934 году директором Музея Петром Барановским и поставлен недалеко от того места, где когда-то стоял причудливый деревянный Дворец его отца - царя Алексея Михайловича. В восстановленном Дворце, а также в домике ныне прекрасные экспозиции, посвященные Петру. Еще один домик был в Коломенское привезен из Голландии как копия того дома, где император пребывал во время посещения этой страны с Великим посольством. Так же Коломенское хранит высокохудожественный мраморный бюст Петра середины 18 века, работы итальянского мастера. С этим бюстом связана интересная история и даже тайна. Обо всем этом в аудиоэкскурсии рассказывает заместитель директора, главный хранитель Музея, заслуженный работник культуры, историк Ольга Анатольевна Полякова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/02/15/22-0...

Николаю Васильевичу Книжникову было более шестидесяти лет, когда он поступил в скит Оптиной пустыни, что произошло 27 мая 1894 года. Он был крестьянин-малоросс из Воронежской губернии. 30 марта 1895 года был накрыт рясофором, но до самой кончины не был в обители приукажен, так как имел жену, которая его пережила. Жил он тихо, скромно, исполняя молитвенные правила. Впоследствии пострижен был в мантию и в схиму. Незаметно и мирно провел он в скиту свою старость и 3 декабря 1907 года скончался, прожив на свете около восьмидесяти лет. Отпевал и хоронил его скитоначальник отец Варсонофий. Крестьянин Тульской губернии Ефремовского уезда деревни Нижнегольской Михаил Касинов родился в 1854 году. Еще отроком, в 1860-е годы, он поступил было в скит Оптиной пустыни, но ему пришлось вернуться в мир. 17 апреля 1884 года он прибыл сюда вновь и поступил в скит. В 1895 году 3 июля был он пострижен в мантию и наречен Мартирием. Послушание его было варить квас. В конце 1907 года он готовился к рукоположению в сан иеромонаха, но заболел и был положен в монастырскую больницу, – у него обнаружен был рак желудка, от которого он и скончался 2 января 1908 года. Тело его было перенесено в скит. Отпевал его старец отец Варсонофий. Лет прожил отец Мартирий на свете всего пятьдесят три. Свое предисловие к «Жизнеописаниям почивших скитян» архимандрит Агапит закончил следующими словами: «Цель описания скитских покойников была, во-первых, та, чтобы оставить о них память жившим и имеющим жить в скиту отцам и братиям, а, во-вторых, еще и та, чтобы живые, взирая на скончание почивших, подражали вере и добрым делам их» 388 . 377 Житие Оптинского старца схиархимандрита Исаакия (Антимонова). С. 138–139, 140, 142–144, 146–147. 380 Житие Оптинского старца Варсонофия. С. 109–111. «По благословению игумена о. Ксенофонта и начальника скита иеросхимонаха о. Иосифа рясофорному монаху скита о. Павлу поручено собирание материалов для предполагаемого жизнеописания начальника Оптинского скита и старца иеросхимонаха о. Анатолия (Зерцалова) , в Бозе почившего 25 января 1894 г.» (Летопись скита. Запись от 31 декабря 1901 г.). 25 января 1902 г. в Летописи записано: «Вчера было бдение в скитском храме, а сегодня литургия и панихида о упокоении души священноигумена скитоначальника и великого старца о. Анатолия, в Бозе почившего 25 января 1894 г. Сегодня же, в день памяти кончины великого старца, посланы о. игуменом Ксенофонтом циркулярные письма игуменам и игумениям монастырей Калужской, Смоленской, Тульской и других епархий, братия и сестры коих относились к о. Анатолию как к старцу после кончины о. Амвросия и как к его преемнику по старчеству. В письмах о. игумен просил о доставлении сведений о жизни старца для составления его биографии» (Летопись скита... Т. 2. С. 295, 300–301).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старчествовать отец Иосиф начал сразу после кончины отца Амвросия (отчасти, по его благословению, и при жизни его). «Дух старца Амвросия и Макария воскрес в лице отца Иосифа, – говорится в житии последнего, – хотя последний, конечно, имел и свои индивидуальные свойства; но он во всех своих взглядах, поступках и решениях был так проникнут духом своего великого учителя, что действительно становился как бы его отражением. И это-то именно и было дорого в нем, особенно первое время. Для той любви, веры, преданности, какие имели все к старцу отцу Амвросию, было слишком тяжело отдаться другому наставнику. И только одно сознание и уверенность, что отец Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, что он решит вопрос непременно так, как решил бы его покойный старец, что от него услышишь наставление, которое он сам некогда принял от старца, это духовное единение, эта, так сказать, видимая, осязательная преемственность великого дара старчествования, – все это и влекло к нему, и сближало с ним постепенно. Даже наружность отца Иосифа стала походить на отца Амвросия, и это чисто внешнее обстоятельство сказывалось в душе духовных чад почившего старца; его таинственное духовное присутствие ощущалось всеми, и нередко, когда старец отец Иосиф выходил на общее благословение, слышались возгласы: “Да это точно сам батюшка Амвросий!..”» 365 . Он любил вспоминать о старце Амвросии, но часто свой рассказ вдруг обрывал на полуслове, так волновали его эти дорогие воспоминания. Привыкнув несколько десятилетий быть под надежной духовной защитой батюшки, отец Иосиф, однако, не растерялся после его кончины, а твердо понес бремя старчества. Лишь иногда в беседах с самыми близкими людьми открывались признаки его внутренних искушений. Однажды на замечание, что в прошлом было у него, вероятно, много скорбей, он со вздохом сказал: «Какие скорби при батюшке, – я их никогда не чувствовал, а вот теперь...» – и, не закончив фразы, он грустно задумался. Угнетаемый недугами, он, как и старец Амвросий, укреплялся душой и выходил на свое старческое благодатное делание в 8 часов утра, и оно, с небольшим перерывом на обед и отдых, длилось до 8 часов вечера, а иногда и позже. Летом в час отдыха он выходил ненадолго в лес и за ним шла целая толпа людей. Старец садился где-нибудь в удобном месте и отвечал на вопросы. Так, трудясь, он дышал лесным воздухом... Хорошо знавшие его духовные его чада замечали многие детали его аскетической жизни (и рассказали потом в назидание другим). Как он, имея уже нездоровый желудок, ходил на общую трапезу. Как носил долго один и тот же подрясник. Как мало спал, не употреблял совсем вина (даже как лекарство), как не тратил зря ни минуты времени, как никому и никогда не отказывал в приеме, относясь при этом одинаково ко всем – бедным и богатым, простым и образованным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010