Раскрытие этой мысли занимает у Амоса целое введение к его обличительной проповеди на Израиля. Божественному суду и наказанию подвергнутся Дамаск за то, что жители его «молотили Галаад железными молотилами» ( Ам.1:3 ); филистимляне ( Ам.1:6–8 ) – за то, что «вывели всех в плен, чтобы предать их Едому»; тиряне ( Ам.1:9 ) – за то, что предали всех пленных Едому, и не вспомнили братского союза»; Едом (Идумеи ст. 11) – за то, что «преследовал брата своего мечом, подавил чувство родства, свирепствовал постоянно во гневе своем, и всегда сохранял ярость свою»; сыны Аммоновы (ст. 13) – за то, что «рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои»; Моав ( Ам.2:1 ) – за то, что он «пережег кости царя Едомского в извести». Пусть нарушенная во всех этих случаях правда – общечеловеческая, основанная на естественном законе. Но требования ее обязательны для язычников, ибо все язычники подчинены власти праведного Иеговы и естественный закон в них – от Него и есть начало, обязывающее и их к нравственной жизни. Все эти истины не формулированы, конечно, пророком в такой логической связности, но тем не менее составляют необходимые предположения его нравственного учения. И по отношению к Израилю должное в нравственной области есть прежде всего правда в общечеловеческом значении, как требование, проистекающее из врожденного человеку чувства совести. – «Бегают ли кони по скале? Можно ли распахивать ее волами? Вы между тем суд превращаете в яд и плод правды в горечь ( Ам.6:12 )». Нарушение правды путем сознательного ее извращения есть и для Израиля нечто в такой же мере противоестественное, как бег коней по скалам или распахивание их волами. С другой стороны и потому же божественное правосудие, когда оно имеет целью наказание за нарушение законов справедливости, не полагает различия между народами: с точки зрения абсолютной в глазах правосудного Иеговы сыны Израилевы не лучше сынов филистимлян, арамеев и ефиоплян. Но божественная справедливость, как требование, обращенное специально к Израилю, обозначает несравненно больше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему ! (Ам. 5, 21–27) Можно также обратить внимание на “угрозу” Амоса: И будет в тот день … обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач … (Ам. 8, 9–10) Выражение тот день синонимично выражению день Господень и используется в пророческих книгах намного чаще. Итак, если речь идет об одном и том же дне, то и контекст в обоих отрывках один и тот же. Ряд современных библеистов допускает, что под днем Господним Амос мог подразумевать некий литургической праздник, может быть, праздник Искупления (ср.: Лев. 16, 30) или другой большой праздник (Лев. 2 3) [ 9 ] . В отдельных текстах (Ос. 9, 5; Плач 2, 7, 22; Иез. 7, 7) день гнева Господня и день праздника Господня — один и тот же день. Но есть в современной библеистике и иное мнение: " Нельзя думать, что д ень Яхве " носит культовый характер, как, например, предполагаемый праздник восшествия Яхве на престол " [ 10 ] . Однако ни одной из этих двух не устраняет еще одна интерпретация — эсхатологическая, которая скорее может служить дополнением и завершением двух первых. Согласно отдельным библейским исследованиям, речь идет о " популярной эсхатологии " , " характеризуемой надеждой на эпоху, в которую Сам Бог установит Свое господство на земле и вверит его навсегда и пред всеми народами Своему избранному народу, совершит вечное спасение, которое историческими событиями раз за разом откладывалось " [ 11 ] . Таргум [ 12 ] тоже рассматривает выражение день Господень в эсхатологической перспективе, парафразируя начало стиха: Горе тем, которые желают дня, которому предназначено прийти в будущем от Господа (Ам. 5, 18). … как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукой о стену, и змея ужалила бы его (Ам 5, 19) . Этими тремя образами животных, встреча с которыми для человека смертельно опасна, пророк иллюстрирует абсолютную невозможность избежать дня Господня . Убежать от льва невозможно, но если бы даже так случилось, то это не означало бы спасения: гибель всё равно настигнет неотвратимо от медведя, от ядовитой змеи. И этой гибели Израилю не избежать (ср.: Ам. 9, 1).

http://e-vestnik.ru/analytics/prorok_amo...

Глава 3 1–8. Право пророка произносить обличения народу. 9–13. Обличение Израиля. 14–15. Возвещение наказания Израилю. Ам.3:1 .  Слушайте слово сие, которое Го­с­по­дь изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря: С гл. III начинается вторая часть кн. Амоса. Здесь содержатся речи пророка против Израиля, содержащие обличение преступлений народа и, затем, возвещение падения царства Израильского. Ам.3:2 .  только вас при­знал Я из всех племен земли, по­тому и взыщу с вас за все беззакония ваши. Вопреки взгляду современников, что Израиль, как народ Иеговы не может подлежать суду Божию, пророк поставляет на вид неизбежность этого суда: Иегова признал только Израиля; следовательно, беззакония Израиля как бы особенно Ему известны, и Израиль более чем какой-либо другой народ, должен подлежать ответственности (ср. Лк 12.48 ). Гл. jadah ( «признал») означает не только простое знание народа, но и особенное попечение о нем Иеговы. Ам.3:3 .  Пойдут ли двое вместе, не сговорив­шись между собою? В ряде образов пророк объясняет свое выступление с проповедью. – «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» – пророк хочет сказать, что не выступил бы с речью от Лица Божия, если бы не имел на это повеления Божия (св. Ефрем Сирин ). Ам.3:4 .  Ревет ли лев в лесу, когда нет перед­ ним добычи? подает ли свой голос львенок из логовища своего, когда он ничего не поймал? Смысл образов такой: как лев ревет только тогда, когда пред ним добыча, так и пророк выступает с грозными речами о судьбе Божием потому, что видит наступление этого суда, когда Израиль явится как бы добычей Божественного Правосудия. Как львенок (слав. «львичищь») начинает рычать, когда терзает добычу, так и пророк произносит речи потому, что суд над Израилем уже готов начаться. Ам.3:5 .  Попадет ли птица в петлю на земле, когда силка нет для нее? Поднимет­ся ли с земли петля, когда ничего не по­пало в нее? Пророк хочет сказать, что как птица, попавшая в петлю, излавливается, так и Израильский народ за свои грехи неизбежно должен быть наказан и как бы уловлен судом Божиим. При этом суд Божий не прекратится, не погубив Израиля, как петля не поднимается с земли, не поймав птицы (Юнгеров, с. 51).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророк Иезекииль знает книгу Бытие. См. Иез. 14:14–20, 16:3, 45:62 . Знает книгу Исход. См. Иез. 20:6–14, 18:68 . Знает книгу Левит. См. Иез. 4:14–16 . Знает Второзаконие. См. Иез. 5:15 . Знает устройство храма-скинии. См. Иез. 41 и ср. Исх. 26:33–34 и Лев. 16:2 . Сравни также главы Иезекииля с 41 по 47 с соответствующими главами Числ и Левит, говорящих об устройстве скинии и о храмослужении. Иезекииль знает, что священники поставляются из колена Левиина. См. Иез. 43:19 . Пророк Амос, которого проф. Карташев называет «первым из пророков-писателей» (стр. 55), знает историю поражения евреями аморреев, изложенную в книге Числ. См. Ам. 2, 9 . Он знает книгу Бытие. См. Ам. 4:11, 6:6 . Знает книгу Исход и все обстоятельства исхода евреев из Египта. См. Ам. 2:10, 3:1, 4:10 . Слова, которые приводит проф. Карташев из пророка Амоса: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши, и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мнь всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звук гуслей твоих Я не буду слушать» ( Ам. 5:21–23 ), – имеют совсем иной смысл, чем тот, который придает им проф. Карташев. Эти слова и подобные слова пророка Исаии приводил и Христос Спаситель, Которого никто не смеет заподозрить в незнании Закона Моисеева (см. Мф. 15,7 ). Для каждого христианина, помнящего слова Господа – «милости хочу, а не жертвы», приводимый текст прор. Амоса совершенно ясен. А вот как в подлинном контексте звучит последняя фраза, выделенная из текста, приводимого проф. Карташевым в его книге жирным шрифтом, как кажущаяся наиболее благоприятствующая его домыслам: «Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне, в течение сорока лет, дом Израилев? Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения которого вы сделали для себя. И Я переселю вас далее Вавилона» ( Ам. 5:25–27 ). Для каждого непредубежденного взора, особенно после того, как из приведенных ссылок видно, насколько хорошо знал пророк Амос обстоятельства Исхода, совершенно ясно видно, что Господь негодует тут устами пророка на недостойное служение Ему Израиля во время чудесного вождения его по пустыне, а не говорит, что такого служения совсем не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Поэтому в проповеди некоторых пророков звучат яростные обличения социальных язв своего времени. Обличая богачей, Миха продолжает проповедь Амоса, «пророка социальной справедливости». Пророчество Мих.2:1–5 (и ряд других стихов книги Михи, в которых также звучит критика в адрес богатых – Мих.3:1–3, 9–11, 7:2–4 и др.) вполне созвучно, например, таким пассажам Амоса «Так говорит Господь: за три преступления Исраэля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий. Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных, и путь кротких извращают» ( Ам.2:6–7 ); «Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь, насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» ( Ам.3:10 ); «Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, вы, которые говорите: когда-то пройдёт новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота, чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену шекеля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро и бедных за пару обуви, а высевки из хлеба продавать» ( Ам.8:4–6 ). Множество ярких параллелей к Мих.2:1–5 мы без труда найдём и в книге Йешайяну: Ис.1:2–26, 5:8–10, 10:1–3, 58:1–12 и др. Ср. также Иер.5:26–29 ; Иез.22:27–29 ; Ам.5:10–13 ; Авв.1:2–4, 13, 15, 2:9–12 ; Соф.3:3 ; Зах.7:9–12 116 . Горе злодеям, замышляющим преступление на постелях своих, и с рассветом совершающим его, ибо сила в руке их! Злодеи ( ) – это те, кто захватывают и отбирают поля и дома у других ( Мих.2:2 ). Им не спится по ночам, они обдумывают план совершения преступления ( – это грех, нечестие, беззаконие). Если праведники ночью размышляют о Божьей Торе ( Пс.1:2 ), то злодеи – о том, как завладеть чужим имуществом ( Пс.36 /35:5). Едва наступает утро ( ), как им уже не терпится осуществить свой преступный план, причём с насилием – для этого есть сила в их руке. – идиоматическое выражение, конструкция / + + (сила, способность) + (рука) встречается и в других книгах Танаха ( Быт.31:29 ; Втор.28:32 ; Притч.3:27 ; Неем.5:5 ), а также в еврейском тексте Бен-Сиры 117 ( Сир.5:1, 14:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

13 . Ибо на рабы Моя и рабыни Моя во дни оны излию от Духа Моего: и дам чудеса на небеси и на земли, кровь и огнь и курение дыма. Солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню великому и просвещенному: и будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется ( Иоил.2:2932 ). 14 . Я соберу, говорит Господь, все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд ( Иоил.3:2 ), там Я воссяду ( Иоил.3:12 ), близ день Господень ( Иоил.3:14 ). Солнце и луна померкнут, и звезды скрыют свет свой ( Иоил.3:15 ). 15 . Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами ( Ам.5:14 ). 16 . Возненавидьте зло и возлюбите добро: и восстановите у ворот правосудие ( Ам.5:15 ). 17 . И будет в той день, глаголет Господь Бог, зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет (на Голгофе) ( Ам.8:9 ). 18 . Се, дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба ни жажду воды, но глад слышания слова Господня ( Ам.8:11 ). 19 . Гордым сердцам говорит Господь: Аще вознесешися якоже орел и аще положиши гнездо твое среде звезд, и оттуду свергу тя ( Авд.1:4 ). 20 . В горе же Сиони будет спасение, и будет свята ( Церковь Христова) ( Авд.1:17 ). 21 . И сказал Господь Ионе: Иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня ( Иона.1:2 ). 22 . И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и нашел корабль, но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря ( Иона.1:3, 4 ). 23 . И убояшася корабельницы... Иона же сниде во дно корабля и спаше ту и храпляше ( Иона.1:5 ). 24 . И паде жребий на Иону, и тогда сказала ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда, какое твое занятие, и откуду грядеши и камо идеши? Где твоя страна, и из какого ты народа? Что ты храплеши; востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем ( Иона.1:68 ). 25 . И рече к ним Иона: возьмите мя и вверзите в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря ( Иона.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Пример жестокости заимодавца по отношению к должнику, который ярко иллюстрирует речь Амоса, встречается в одном из библейских рассказов о пророке Елисее. Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе (4 Цар 4:1). Если бы не сострадание пророка, сотворившего ради бедной вдовы чудо умножения елея, её дети не смогли бы избавиться от долгового рабства. В иудейском синагогальном богослужении отрывок Ам 2:6–3:8 читается в качестве 10 после чтения недельной главы “Вайешев” (Быт 37:1–40:23). В комментарии Йосефа Герца 11 к этой в пояснении к тексту Ам 2:6 читаем: “Богатые продают в рабство бедных, которые не обманывали и не крали, а единственное их преступление состоит в том, что они вынуждены были брать в долг. Иногда размер одолженного из-за крайней нужды составлял стоимость пары башмаков. Эта продажа невинных людей — связующее звено между недельной главой и отрывком из книги Амоса” 12 . Действительно, главная тема главы “Вайешев”, включающей в себя 37–40 главы Бытия — продажа в рабство невинного Иосифа. Праведник в мире всегда тесним, гоним, угнетаем, его удел — страдания, вызванные притеснениями со стороны неправедных. Как поступили с праведным Иосифом его родные братья, продав беззащитного и ни в чём не виновного брата за двадцать сребреников (Быт 37:28), как поступали с праведниками во времена Амоса, продавая их за серебро и за пару сандалий (Ам 2:6) — так поступили в конце концов и с праведным Мессией: преданного взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили (Деян 2:23). Преподобный Ефрем Сирин усматривает совершенно ясную типологию: “Праведники, проданные за серебро, изображают тайну Господа нашего, Которого первосвященники иудейские купили за тридцать сребреников и предали на распятие” 13 . Богачи жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных (даллим) (Ам 2:7). Герц комментирует это место так: “Жадность богатых настолько велика, что они стремятся присвоить даже то незначительное имущество, которое до сих пор остаётся в распоряжении должника. Даже ту пыль, которой бедный посыпал свою голову в знак траура, хотят они забрать. Так с горькой иронией описывает пророк отношения между людьми” 14 .

http://pravmir.ru/kniga-proroka-amosa-2-...

Я не пророк и не сын пророка, я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю (Ам 7:14-15). Амос говорит, что не он решал, быть ли ему пророком. Он к этому не готовился. Парафразирует Абарбанель : «Я не был готов к пророчеству, не учился ему и не наследовал его от моего отца». То есть не стал пророком сам по себе, а лишь по приказу, полученному от Бога. Итак, Амос, хотя и пророк, но не был таковым прежде своего призвания. Другой пассаж из его книги, без сомнения, намекает на глубокую трансформацию, которая произошла с ним в результате призвания на пророческое служение: Лев начал рыкать – кто не содрогнется? Господь Бог сказал – кто не будет пророчествовать? (Ам 3:8) С образа рыкающего льва начинается книга пророка Амоса (Ам 1:2). Им изображается суд над Израилем, ибо лев рычит тогда, когда перед ним добыча (Ам 3:4). Но это в то же время и образ Бога, действующего в урагане, описываемого как лев, у которого из пасти исходит подобный длинному и острому мечу язык. Рычание Бога – это гром. Амос должен был пережить всю силу этого божественного голоса, грозного как гром. Пророчество Амоса – это рев человека, слышавшего рычание Бога. Опыт Осии был менее травмирующим, более повседневным. Его пророческая карьера начинается с самого обычного для молодого человека дела – с женитьбы. Но этим вовсе не отменяется, что и для него призвание было приказом, ведь его женитьба была совершенно необычной: Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда (Ос 1:2). Что можно сделать перед абсолютностью этого приказа: «Иди!»? Возражения невозможны. По воинскому уставу, можно лишь слушать приказ и исполнять его. Неисполнение является преступлением устава. Прекрасные примеры исполнения и неисполнения приказа содержатся в книге Ионы, которая может быть прочитана как пророческая притча . В первый раз Иона получает приказ: «Встань, иди в Ниневию!» – и не идет. Отправляется в противоположном направлении, на запад, бежит подальше «от лица Господня» (Ион 1:1-3). Начиная читать книгу, мы еще не знаем (узнаем лишь в конце книги) причины, по которой Иона отказывается исполнять приказ, но это неисполнение учит нас тому, что пророк, несмотря ни на что, остается свободным человеком, свободным даже от требований собственного призвания. Однако, он не достаточно свободен, чтобы избежать ответственности за последствия собственного выбора: в книге подробно описываются несчастья, постигающие этого упрямого и капризного пророка.

http://bogoslov.ru/article/4795402

Это не всегда даже есть только безмолвное (хотя всегда необходимое) предположение пророков. Иногда это предположение в устах пророков является прямым удостоверением факта полного согласия народа с пророческим религиозным исповеданием. Когда Амос от имени Иеговы обращается к Израилю с вопросом: «не таковы ли как сыны Ефиоплян и вы для Меня, сыны Израилевы? He Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и филистимлян из Кафтора и Арамлян из Кира»? ( Ам.9 :7), в самом вопросе уже заключено утверждение, что Израилю известно могущество Иеговы, распространяющееся на мир языческих народов, что это могущество само по себе неограниченно тесными пределами какого-либо народа, в том числе и Израильского. В предсказании суда Иеговы над чужими народами (1 и 2 гл. Ам.) современники пророка также не могли не слышать давно знакомой им и их национальному самолюбию очень приятной истины, что судьба врагов Израиля – в руках их всемогущего Бога. Эту истину Израиль всегда лелеял в глубине своей души и она, хотя и в ненадлежащей форме национального высокомерия и суетных упований, но очень определенно выражалась в ожидании великого дня Иеговы, как дня блеска и славы Израиля 119 . Сам народ, однако, вместе с этим верил, что нет несчастья, которое не было бы от силы Иеговы ( Ам.3:6–8 ). Затем, не одному только Амосу, но и всему Израилю известна была истина, возвещенная пророком ( Ам.3:2 ), что Иегова некогда признал Израиля из всех народов земли. Равным образом вера, что вся природа в своих явлениях повинуется могуществу Господа, есть, по убеждению пророков, вера всего Израиля. Идолопоклонством Израиль исказил подлинный лик истинного Бога. Но и при этом искажении существа Божия у него осталась неизменною вера, что и небо и земля и все, что на земле, – во власти именно Иеговы. Израиль только перенес на обезображенного синкретическими представлениями Иегову то, что должно и можно было, по взгляду пророков, соединять лишь с существом действительного Иеговы. Такой именно смысл имеет изречение Ос.2:5–8 : «блудодействовала мать их, и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

25 . Но ты хочешь узнать, в который именно час солнце померкло, в пятый, или в шестой, или в девятый? Скажи, пророк, определенно упорным иудеям, когда престанет светить солнце? На это говорит пророк Амос: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень ( Ам.8:9 ), ибо от часа шестого была тьма, и омрачу землю среди светлого дня ( Ам.8:9 ). Какое это время, пророк, и какой день? И обращу праздники ваши в сетование ( Ам.8:10 ). А это происшествие случилось в праздник опресноков и во время празднования Пасхи. Далее потом говорит: и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову ( Ам.8:10 ). Тогда был день опресноков и праздник; между тем жены иудейские сокрушались и плакали, а скрывавшиеся апостолы скорбели. Поистине дивно это пророчество! 26 . Но кто-либо скажет: покажи мне и другой признак. Какой же может быть другой лучший признак касательно этого события? Иисус распят; Он имел на Себе одну нижнюю и одну верхнюю одежду: воины разделили верхнюю одежду, разодрав на четыре части; а нижняя не была разодрана, ибо, будучи разодрана, ни к чему не годилась бы. Потому воины кидают о ней жребий. Ту одежду делят, об этой кидают жребий. Не написано ли и об этом? Знают это прилежные церковные псалмопевцы; подражая ангельскому воинству и всегда прославляя Бога, они удостаиваются петь на Голгофе и говорить: делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс.21:19 ); а жребий этот был жребий воинов. 27 . Также, быв осужден перед Пилатом, Иисус облечен был в багряницу: ибо там надели на Него багряницу ( Мф.27:28 ). Не написано ли и об этом? Исаия говорит: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора? ( Ис.63:1 ). Кто сей, в знак бесчестия облеченный в червленую одежду? Ибо Восор подобное нечто этому означает у евреев. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшегося в точиле? ( Ис.63:2 ). А он ответствует и говорит: Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему... по своим помышлениям ( Ис.65:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010