В 2002 г. монастырь был возобновлен как ставропигиальный. В 2012 г. в монастыре были открыты курсы дополнительного образования для насельниц женских монастырей, включенные в образовательную систему Русской Православной Церкви под патронажем Центра образования духовенства Москвы при Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре. Храмы монастыря: 1) Главный собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (1879 г., арх. М.Д. Быковский) восстановлен в 2010 г. 2) Домовый храм преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (1879 г.), восстановлен 28 апреля 1995 г. 3) Часовня Иоанна Предтечи (1879 г.) открыта в 1991 г. Святыни: 1) Частица Животворящего Креста Господня (в алтаре), чудотворная икона святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей (середина XVI в.), чтимый список образа святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с частицей мощей и чудотворным обручем (в монастырской часовне), чтимый образ преподобной Елисаветы Чудотворицы, игумении Константинопольской (к. XIX в.), чтимая мироточивая икона Божией Матери «Смоленская» (в Елисаветинском храме). 2) Частицы мощей: св. ап. и евангелиста Матфея (в алтаре), свт. Николая Чудотворца, архиеп. Мир Ликийских, свт. Василия Великого, свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, сщмч. Илариона (Троицкого), архиеп. Верейского, свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиеп. Симферопольского, исповедника (в Елисаветинском храме), вмч. и целителя Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, прп. Сергия, игумена Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Пимена Угрешского, прп. Амфилохия Почаевского (в алтаре), прп. Кукши Одесского (в алтаре), прп. Алексия, человека Божия, прпп. Амвросия, Исаакия, Моисея, Анатолия, Нектария, старцев Оптинских, прпп. жен Дивеевских: Александры, Марфы, Елены (в алтаре), блаженных Параскевы, Пелагии, Марии, Христа ради юродивых, Дивеевских. 3) Частицы гроба: прпмц. вел. княгини Елисаветы (в алтаре), блж. Матроны Московской. 4) Гробница (ранее почивали св. мощи) блж. схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, подвижницы Иоанно-Предтеченского женского монастыря. 5) Чтимая икона священномученика Алексия Скворцова - пресвитера Иоанно-Предтеченской обители (прославлен в лике святых в декабре 2004 г.).

http://sobory.ru/article/?object=04846

На капитал от наград (в 9888 р.) был приобретен доходный билет, с к-рого ежегодно выплачивались премии за лучшие кандидатские сочинения выпускникам духовных академий. Лауреатами премий, в частности, стали сщмч. Иларион (Троицкий) , сщмч. Амфилохий (Скворцов) и др. Митрополит оставил 5 тыс. р. в пользу 14 мон-рей и храмов, такую же сумму для С.-Петербургской АН на издание его «Записок», ок. 4 тыс. р. для Свято-Духова мон-ря и архиерейского дома, а также капиталы в пользу Киевского и Виленского уч-щ для девиц духовного звания. КазДА И. завещал золотую медаль в память воссоединения унии (1839). Значительную помощь И. оказал попечительству о бедных духовного звания Литовской епархии (1844), Духову мон-рю (1848), б-ке семинарии (1851), Виленскому уч-щу для девиц духовного звания (1861), а также передал на потребности рус. армии во время Крымской войны (1855) 13 тыс. р. Прот. Александр Романчук, свящ. Александр Берташ Обзор сочинений Наследие И. составляют мемуары («Записки»), гомилетические сочинения (проповеди и приветствия на церковные праздники), эпистолярные сочинения (письма друзьям, церковным деятелям и гос. чиновникам) и научные труды (2 богословские работы, церковно-исторические доклады, посвященные униатству и латинству, и т. д.). Наибольшую известность, как ценный исторический источник, получили «Записки», изданные (посмертно по завещанию митрополита) в 1883 г. С.-Петербургской АН и являющиеся наиболее объемным сочинением митрополита (в 5 частях). «Записки» открываются мемуарами И., а также содержат «Приложения», составляющие архив документов и писем, иллюстрирующих деятельность архиерея до 1861 г. В мемуарах автор объяснял обстоятельства своего перехода из униатства в Православие, а также подробно описывал внутреннее состояние Римско-католической и униатской Церквей в кон. 20-х гг. XIX в. и в последующие периоды. И. был знаком со мн. выдающимися мыслителями России - Н. М. Карамзиным , А. С. Шишковым и др. По свидетельствам современников, ему было близко распространенное в то время в Белоруссии общественно-политическое течение, характеризовавшееся как «западнорусизм».

http://pravenc.ru/text/578547.html

священника Иоанна Румянцева (1889–?) священника Иоанна Коржавина (1866–1938) священника Иоанна Рождественского (1872–1922) священника Иоанна Розанова (1873–1938) священника Иоанна Успенского (1870–1938) священника Константина Разумова (1869–?) священника Леонида Виноградова (1897–1941) священника Петра Зяблицкого (1873–1938) священника Стефана Преображенского (1860–1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882–1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879–1939) диакона Бориса Семенова (1900–?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева (†1928) Михаила Арефьева (1865–1937) Николая Малкова (†1922) Николая Смирнова (1886–?) Ольги Масленниковой (1874–1941) Петра Языкова (1881–1922) Авксентия Калашникова (†1922) Александра Медема (1870–1931) Алексия Ворошина (†1937) Алексия Горбачева (1892–1937) Анастасии (†1922) Анны Остроглазовой(1900–?) Анны Серовой Аполлона Бабичева (1874–1937) Сергия Мефодиева (†1922) Феоктисты Ченцовой (1880–1942) от Казанской епархии: митрополита Казанского Кирилла (Смирнова; 1863–1937) священника Димитрия Шишокина (1880–1918) священника Филарета Великанова (1873–1918) от Красноярской епархии: епископа Енисейского Амфилохия (Скворцова; 1885–1937) протоиерея Николая Казанского (1874–1942) священника Александра Поливанова (†1919) священника Амоса Иванова (†1919) священника Владимира Фокина (†1919) священника Димитрия Неровецкого (†1919) священника Иоанна Пригоровского (1878–1918) священника Михаила Вологодского (†1920) священника Михаила Каргополова (†1919) священника Николая Силина (†1919) священника Порфирия Фелонина (†1919) священника Стефана Семенченко (†1919) священника Трофима Кузнецова (†1919) от Крымской епархии: епископа Уманского Макария (Кармазина; 1875–1937) протоиерея Андрея Косовского (1878–1920) протоиерея Виктора Киранова (1881–1942) протоиерея Димитрия Игнатенко (1872–1935) протоиерея Михаила Богословского (1883–1940) священника Александра Ильенкова (1896–1942) священника Матфея Александрова (1872–1921) Стефана Наливайко (1898–1945) Димитрия Спиридонова (1877–1938)

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В середине 90-х годов XX столетия по инициативе Правящего Архиерея в ранги местночтимых святых был прославлен святитель Лука Красноярский и Крымский (Войно-Ясенецкий; 1877 - 1961), знаменитый хирург, архиепископ Красноярский и Енисейский в 1943-1944 гг., особочтимый красноярцами исповедник ХХ века. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года он прославлен в сонме новомучеников и исповедников Российских. Тогда же в Собор новомучеников и исповедников Российских включены были от Красноярской епархии епископ Енисейский Амфилохий (Скворцов; 1885 - 1937) и другие служители Церкви Христовой - красноярские священники, принявшие мученический венец в ХХ веке. Во многих храмах благочиний Красноярской епархии хранятся ныне и частицы мощей святых, почитаемых Русской Православной Церковью. По милости Божией, стараниями красноярского священства и паствы были спасены от надругательства и уничтожения некоторые из особо почитавшихся до революции святынь - чудотворных икон. Икона Преображения Господня, традиционно считающаяся чудотворной хранительницей г. Красноярска, хранится ныне в Красноярском краеведческом музее. В июне 2004 года на время празднования Дня города крестным ходом икона была торжественно принесена на несколько дней в Покровский кафедральный собор г. Красноярска. В Св.-Троицком храме села Казаченского особо почитаема чудотворная Казанская икона Божией Матери. Старинные, мироточивые, особо чтимые прихожанами св. иконы есть и в других храмах Красноярской Епархии. Монастыри [ править править код ] Благовещенский женский монастырь (Красноярск) [ править править код ] Красноярский Благовещенский храм, при котором впоследствии был открыт монастырь, был построен в 1804-1822 годах. Каменный, с колокольней, трехэтажный; с четырьмя престолами: Благовещения, св. блгв. кн. Александра Невского, св. ап. Иоанна Богослова, прпп. Зосимы и Савватия. Часовня при храме в честь иконы Божией Матери «Иверская» (1866 г.). Церковь имела до революции статус приходского храма. До закрытия храма в нем находилась икона св. блгв. кн. Александра Невского, дар императора Александра I.

http://azbyka.ru/palomnik/Красноярск

В отличие от иосифлян и других раскольнических группировок, митр. Кирилл не считал безблагодатными священнослужения и таинства, совершаемые митрополитом Сергием и единомышленными ему епископами, но в то же время считал нужным воздержаться от общения с ними. Он заявил, что пока не будет уничтожен Синод, он, митрополит Кирилл, не будет признавать обязательным к исполнению ни одного церковно-административного распоряжения, издаваемого Синодом и митрополитом Сергием. Митр. Кирилл заявлял, что не будет ни литургисать с архипастырями, единомысленными митр. Сергию, ни молиться за общим богослужением в храмах, подчиняющихся Патриаршему Синоду. Для мирян он допускал возможность посещения богослужения и причащение в таких храмах, если нет поблизости других, но рекомендовал не участвовать деятельно в жизни этих приходов. Говорил, что в случае смертной опасности, если не будет священника, разделяющего его взгляды, он со спокойной совестью примет напутствие и елеосвящение от подчиняющегося Синоду священника. Считая такое отделение необходимой и единственной возможной формой протеста, митр. Кирилл хотел этим побудить митр. Сергия признать свои действия ошибочными и раскаяться в них. Кроме того, этим отделением он хотел подчеркнуть свое «нежелание участвовать в чужих грехах». Такими же причинами он объяснял и отделение митрополита Иосифа и других, оправдывая их действия, не зная, однако, как далеко они зашли в своем заблуждении, в своих хулах на Церковь . Несмотря на большую известность и авторитет митрополита Кирилла, его отход большого влияния на русский епископат не имел. Известен только один епископ – Амфилохий (Скворцов), который под влиянием митр. Кирилла окончательно вступил на путь оппозиции. Но его оппозиция не была активной, она выразилась только в удалении с кафедры. По всей вероятности, малое значение отхода митр. Кирилла объясняется тем, что его теория была очень шаткой и психологически было трудно воспринять ее и остановиться на этой ступени. По определению митрополита Сергия, это – «попытка сохранить лет на горячей плите». Следуя теории митр. Кирилла на практике невозможно было удержаться от дальнейших шагов в сторону от Православной Церкви, ближе к самым крайним раскольническим группировкам. Те, кто отказывались от Евхаристического общения с Патриаршей Церковью , самым делом показывали, что не признают благодатности совершаемых в ней таинств, хотя бы на словах и признавали их.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

38 После этого Матрона Андреевна безуспешно хлопотала о новом свидании с сыном. Приводим одно ее письмо к Е. П. Пешковой от 23.5.1929: «Уважаемая Екатерина Павловна! Обращаюсь к Вам с просьбой исходатайствовать перед органом О.Г.П.У. о разрешении мне свидания с сыном Афанасием Григоро­вичем Сахаровым (епископом), находящимся в Соловецком лагере. При сем прилагаю заявление на имя председателя Московского О.Г.П.У. две фотогра­фические карточки и удостоверение о родстве, засвидетельствованное нота­риальным отделом 23 мая. Очень желательно было бы получить личное свида­ние, так как я уже и стара и слаба здоровьем. О сопровождающем, по Вашему указанию, не хлопочу, так как Вы писали, что до Кемь меня может прово­жать даже не родственник и не имеющий права на получение свидания...» (ГА РФ. Ф. 8409 Д. 368. Л. 238)). На это письмо последовал отказ. Матрона Андреевна снова шлет запрос (16.8.1929), но опять безуспешно. Увидеться с сыном ей больше не пришлось – 30 ноября следующего года ее не стало. 39 Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич; 1885–1937) –епископ. В 1926 г. был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Рас­стрелян в одном из Мариинских лагерей. 40 Рафаил (Гумилевский Георгий Петрович; 1886–1937) – епископ Александ­ровский, викарий Ставропольской епархии, в 1925 г. был арестован, нахо­дился в Соловецком лагере особого назначения. В 1928 г. выслан на Урал на три года. Расстрелян в г. Семипалатинске. Сведениями о наименовании его епископом Златоустовским мы не располагаем. 41 Амвросий (Полянский Александр Алексеевич , 1878–1934) – епископ Вин­ницкий. В 1925 г. был арестован в Москве по делу митрополита Петра (Полян­ского). С 1926 по 1929 гг. находился в Соловецком лагере особого назначения. Неоднократно подвергался арестам, тюремному заключению и ссылкам. Скон­чался в ссылке в Средней Азии. 42 Герман (Ряшенцев Николай Степанович; 1884–1937) – епископ Волоко­ламский. С июня 1929 г. находился в заключении в Кемьском лагере, затем на Соловецком острове. С конца 1930 г. в г. Кеми на положении ссыльного. Рас­стрелян в г. Сыктывкаре.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Поддержим Василия Бойко-Великого молитвой! История Бутырского тюремного замка в угловом квартале Новослободской и Лесной улиц среди широкой публики более всего известна Пугачевской башней, где несколько дней перед казнью пребывал злодей и бунтовщик Емельян Пугачев – самозваный «царь Петр Федорович». Однако для православных людей история Бутырской тюрьмы связана с местом заключения, а порой и мученической кончины целого сонма Святых Исповедников и Новомучеников Бутырских в 1918–1960 годах, среди которых только на сегодняшний день официально канонизировано Русской Православной Церковью 218 святых. Но давно прославленных у Бога Бутырских Святых кратно больше. Имена бутырских сидельцев: священноисповедников – Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, Амвросия (Полянского), епископа Каменец-Подольского; священномучеников – Амфилохия (Скворцова), епископа Красноярского, Анатолия (Грисюка), митрополита Одесского, Антония (Панкеева), епископа Белгородского, Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского, Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и Гдовского, Петра (Полянского), митрополита Крутицкого, Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского и Галичского и многих-многих других, составляют сияющую Небесную Славу мрачных застенков Бутырского замка. Именно они помогают духовно преодолевать тяготы тюремного бытия и виноватым, и невинно осужденным либо арестованным. В 1930 году великому русскому мыслителю Алексею Федоровичу Лосеву (в тайном монашеском постриге – инок Андроник) «благодаря» гениальному философскому труду «Диалектика мифа» «посчастливилось» посидеть не только на Лубянке, но и в Бутырской тюрьме. Тут, по предложению следователей, в марте 1933 года священник Павел Флоренский написал трактат «Предполагаемое государственное устройство в будущем». В «именном указателе» Бутырской тюрьмы за разные годы – множество ученых. Только членов-корреспондентов и действительных членов Академии наук, в сущем звании или получивших его после тюрем, шарашек и лагерей, насчитывается около двух десятков.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/24/uznik_...

1155-1157; Начертания правил чувашского яз. и словарь, сост. для духовных училищ. [Каз.], 1836; О религиозных повериях чуваш. [Каз., 1846]; О религии некрещеных черемис: Из зап. миссионера//Вестн. РГО. СПб., 1856. Т. 17. Вып. 4. С. 281-290; То же//Казанские ГВ. 1856. 9-10; Сведения о погребении Владимира [Ужинского], архиеп. Казанского и его автобиография//Там же. Ч. неофиц. 1-2; Беседа священника с раскольниками о Св. Тайнах, по старинным книгам//ПС. 1858. Т. 3. С. 176-199, 440-463; Несколько слов из старинных книг к беспоповцам о существующем в толках беспоповщины обычае перекрещивать крестившихся в правосл. Церкви//Там же. 1860. Т. 1. С. 73-100; Ответ из старинных книг на раскольничий толк о трехперстном знамении//РукСП. 1860. Т. 2; О сложении перстов для крестного знамения. Каз., 1861, 18632; Раскольнические мудрования об именословном благословении//ПС. 1862. Т. 2. Май. С. 3-15; О старинных богослужебных книгах русских: Против раскола//Там же. С. 406-414; Свидетельство старопечатных русских книг о достопоклоняемом имени Иисус//Там же. Т. 3. С. 214-223; Архим. Мартирий, настоятель Свияжского Богородицкого мон-ря//Там же. 1874. Т. 1. С. 117-123. Арх.: НАРТ. Ф. 4: Клировые вед. Благовещенского собора (за 1854-1884). Лит.: Н. Р. Юбилейный праздник в Казани в память рукоположения, в 1828 г. окт. 22 дня, во пресвитера протоиерея Казанского кафедрального собора В. П. Вишневского//Изв. по Казанской епархии. 1878. 22. С. 603-631; Некролог//Изв. по Казанской епархии. 1886. 2. С. 29-42; Знаменский П. В. История КазДА за первый (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. Вып. 1. С. 278, 283, 322, 340; Вып. 2. С. 376-377, 512; Вып. 3. С. 2; Биобиблиогр. словарь отеч. тюркологов. М., 19892.. С. 63-64. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором БОГОРОДИЦКИЙ Константин Николаевич (1863 – 1922?), прот., принадлежал к плеяде " григорьевцев " - пастырей-миссионеров

http://pravenc.ru/text/158920.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 5; Ч. 6. С. 1104; Филарет (Дроздов), митр. Слово по освящении храма Живоначальной Троицы в моск. Данилове мон-ре, говоренное сент. в 13-й день 1838 г. СПб., 1838; Описание достопамятных происшествий в моск. мон-рях во время нашествия неприятеля в 1812 г.//ЧОИДР. 1858. Кн. 4. Мат-лы. С. 43-44; Описание происшествий в моск. Данилове мон-ре во время нашествия неприятеля в Москву в 1812 г.//Там же. 1861. Кн. 1. Смесь. С. 193-197; Проценко Н. Ф. Монастыри в России и соборы в Москве с обзором их истории. М., 1863. С. 21; Дубровский Н. Последние годы жизни государыни царицы Евдокии Феодоровны//ЧОИДР. 1865. Кн. 3. Смесь. С. 10, 34; Моск. монастыри во время нашествия французов//РА. 1869. 9. Стб. 1392-1393; Амфилохий (Сергиевский-Казанский), еп. Надгробные памятники иноверцев, найденные в 1870 г. в моск. Даниловом монастыре//ЧОИДР. 1871. 10. С. 37-42 (отд. отт.: М., 1871); он же. О древних иконах в моск. Даниловом мон-ре св. ап. Петра и Павла, Владимирской Божией Матери с акафистами по полям и Семи Вселенских Соборов//ЧОИДР. 1871. 1. С. 20-23; 2. С. 28-31 (отд. отт.: М., 1871); он же. Летописные и др. древние сказания о св. блгв. вел. кн. Данииле Александровиче сыне св. блгв. кн. Александра Невского и о построенном за Москвою рекою Даниловском мон-ре//ЧОЛДП. 1873. 2. С. 14-26; 3. С. 30-56; То же//ДанБлаг. 1993. 1(6). С. 4-10; Н. Д. 600-летний юбилей Спасо-Преображенского собора Данилова мон-ря и Крутицкой успенской ц. в Москве//Церк. летопись «ДБ». 1872. 15. С. 239-240; Дионисий (Виноградов), архим. Св. блгв. вел. кн. Московский Даниил, основатель моск. Данилова мон-ря. М., 1897, 1993p; он же. Даниловский муж. мон-рь 3 кл. Моск. епархии в Москве. М., 1898; Денисов Л. И. Из истории моск. Данилова мон-ря//Моск. ЦВед. 1902. 13. С. 171-174; он же. Освящение храма во имя прп. Симеона Столпника при больничном приюте для монашествующих в Даниловом мон-ре в Москве. М., 1903; Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913. С. 412-413; Димитрий (Добросердов), архиеп.

http://pravenc.ru/text/171331.html

Ольги (Масленниковой, 1874 †1941) Петра (Языкова, 1881 †1922) Авксентия (Калашникова, †1922) Александра (Медема, 1870 †1931) Алексия (Ворошина, †1937) Алексия (Горбачева, 1892 †1937) Анастасии (†1922) Анны (Остроглазовой, 1900 ††) Анны (Серовой) Аполлона (Бабичева, 1874 †1937) Сергия (Мефодиева, †1922) Феоктисты (Ченцовой, 1880 †1942) И святых новомучеников и исповедников Казанских: Кирилла, митрополита Казанскаго (Смирнова, 18630 † 1937) епископа Амвросия, настоятеля Свияжского Успенского монастыря (Гудко; 1867 †1918) архимандрита Сергия (Зайцева; 1863 †1918) священника Димитрия (Шишокина, 1880 †1918) священника Филарета (Великанова, 1873 †1918) иеромонаха Лаврентия (Никитина, 1872 †1918) иеромонаха Серафима (Кузьмина, 1870 †1918) иеродиакона Феодосия (Александрова, 1864 † 1918) монаха Леонтия (Карягина, 1870 †1918) монаха Стефана (†1918) послушника Георгия (Тимофеева, 1880 †1918) послушника Илариона (Правдина, †1918) послушника Иоанна (Сретенского, †1918) послушника Сергия (Галина, †1918) И святых новомучеников и исповедников Костромских: Никодима, архиепископа Костромскаго и Галичскаго (Кроткова; 1868 †1938) протоиерея Иосифа (Смирнова; 1864 †1918) священника Василия (Разумова; 1879 †1937) священника Владимира (Ильинского; 1833 †1918) диакона Иоанна (Касторского; 1848 †1918) Иоанна (Перебаскина; 1862 †1918) И святых новомучеников и исповедников Красноярских: Амфилохия, епископа Енисейскаго (Скворцова, 1885 † 1937) протоиерея Николая (Казанского, 1874 †1942) священника Александра (Поливанова, †1919) священника Амоса (Иванова, †1919) священника Владимира (Фокина, †1919) священника Димитрия (Неровецкого, †1919) священника Иоанна (Пригоровского, 1878 †1918) священника Михаила (Вологодского, †1920) священника Михаила (Каргополова, †1919) священника Николая (Силина, †1919) священника Порфирия (Фелонина, †1919) священника Стефана (Семенченко, †1919) священника Трофима (Кузнецова, †1919) И святых новомучеников и исповедников Крымских: Луки, архиепископа Симферопольскаго и Крымскаго (Войно-Ясенецкого, 1877 †1961)

http://pravoslavie.ru/2368.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010