Именно последний является отцом создателя современной медицины в Монголии П.Н. Шастина и, соответственно, дедушкой известного монголоведа Нины Павловны Шастиной (1898–1980 гг.) . Весной 1895 года в Урге совершал положенные уставные богослужения Страстной седмицы, Пасхи и Светлой седмицы священник Алексий Ушмарский (?), миссионер Усть-Киранского стана . В 1897–1899 годах должность настоятеля Свято-Троицкого храма занимал выпускник Санкт-Петербургской духовной академии священник Всеволод Иванов. С 1901-го по 1913 год настоятелем православного храма в Урге был протоиерей Милий Чефранов (1855 г. – не ранее 1913 г.). За время сравнительно продолжительного служения в Урге отец Милий занимался изучением истории Православия в Монголии и проявил большое усердие в деле миссии, оставив яркое описание своей деятельности . Священномученик Амфилохий (Скворцов) В 1912–1914 годах в монгольской командировке с целью изучения тибетского языка, тибетской литературы и буддизма пребывал иеромонах Амфилохий (Скворцов), приват-доцент Казанской духовной академии . В 1925–1926 годах – епископ Красноярский и Енисейский, в 1928 году – епископ Мелекесский, викарий Самарской епархии, расстрелян в 1937 году, в 2000 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Последним настоятелем консульского храма в 1914–1921 годах в Урге стал священник Феодор Александрович Парняков (1870–1921 гг.), клирик Иркутской епархии, назначенный в Монголию по его собственному желанию . Отец Феодор к этому времени успел проявить себя активным организатором приходских школ, с 1913 года состоял членом Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества. Любопытно, что венчался со своей супругой Марией Михайловной Решиковой, дочерью священника М. Решикова (Рещикова?) из села Кудара (ныне – с. Кудара Кабанского района Республики Бурятия), 20 сентября 1891 года недалеко от Монголии, в Тихвинской церкви села Усть-Кяхта . В Монголии, помимо совершения богослужений и пастырского окормления православных людей, отец Феодор энергично занялся внебогослужебной деятельностью, создав при содействии генконсула А.Я.

http://pravoslavie.ru/159468.html

Рукоположенный в феврале 1925 г. в Москве во епископа Енисейского и Красноярского святитель Амфилохий по своем прибытии в Красноярск в апреле того же года снова выступил против обновленцев, за что был в июле арестован и заключен в тюрьму в Красноярске, а затем приговорен к 3 годам заключения в Соловецком концлагере. В 1923 г. была открыта отдельная от Енисейско-Красноярской Минусинская и Усинская епархия, в которую вошли приходы Хакасии и Тувы. Епископом на новую кафедру был рукоположен архимандрит Димитрий (Вологодский), служивший в Минусинском уезде до своей архиерейской хиротонии 6/19 мая 1923 г. в Москве. 19 ноября 1923 г. в Сретенской кладбищенской церкви г. Минусинска была совершена первая архиерейская Литургия, за которой первые священники епархии принесли покаяние в обновленческом расколе. Затем трудами Владыки Димитрия многие клирики и приходы новообразованной епархии обратились от обновленчества. До открытия Минусинской кафедры из 125 приходов Минусинского уезда и Усинского края 115 перешло в обновленчество. С назначением на кафедру Владыки Димитрия 95 приходов вернулось в Православие. В период с 1920-х по начало 1930-х гг. наблюдается повсеместное закрытие церквей на территории Хакасии и Тувы. Церкви закрывались советскими властями под различными предлогами, а зачастую и без каких-либо объяснений. Это поначалу и расторжение заключенных на пользование церковными зданиями договоров с приходами под предлогами обветшания зданий, это и прямое обвинение в контрреволюционной деятельности духовенства и членов прихода. Массовым репрессиям и расстрелам подверглось и духовенство и верующие в Хакасии и Туве. В 1924 г. на владыку Димитрия (Вологодского), управлявшего Минусинской епархией до этого времени, было заведено уголовное дело по 77, 90 и 219 статьям Уголовного кодекса. Ему был запрещен выезд за пределы Минусинска и запрещено совершение богослужений. Одним из первых прекратил свое существование в 1926 г. Матурский женский монастырь. Святитель Амфилохий (Скворцов), живя с 1928 г. в монашеской общине в тайге, в апреле 1931 г. по необоснованному обвинению в проведении антисоветской агитации был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии, вместе с ним были арестованы священник и почти все насельницы монашеской общины. В ноябре 1931 г. епископ Амфилохий был приговорен к пяти годам заключения в концлагере, а монахини – к пяти годам ссылки в Восточную Сибирь. В сентябре 1937 г. по окончании срока заключения тройка НКВД приговорила святителя к расстрелу. Приговор был приведен в октябре того же года.

http://patriarchia.ru/db/text/1184998.ht...

Рукоположение по ходатайству более 20 правосл. общин и по благословению патриарха Тихона 19 мая 1923 г. прот. Димитрия Вологодского во епископа Минусинского (в 1928 и 1931 временно управлял епархией) позволило к кон. 20-х гг. XX в. вернуть в каноническую юрисдикцию на юге губернии 95 из 115 обновленческих приходов (по др. сведениям, в 1929 в округе действовали 96 «тихоновских» и 26 обновленческих приходов). Викарная (периодически самостоятельная) Минусинская епархия существовала до закрытия на ее территории храмов и мученической смерти 23 окт. 1937 г. архиеп. Димитрия (возведен в сан архиепископа 17 марта 1936). В 1933-1937 гг. действовало Ачинское викариатство Красноярской епархии. Оставшаяся верной канонической Церкви паства поначалу почти не имела пастырей: часть священников вынуждена была служить на обновленческих приходах, другие вышли за штат и работали в светских учреждениях. Возобновлению канонической жизни Красноярской епархии в 1923-1926 гг. способствовало пребывание на ее территории в ссылке (Красноярск, Енисейск, Приангарье, Туруханский край, Заполярье) с дек. 1923 по янв. 1926 г. свт. Луки (Войно-Ясенецкого) . Святитель открыто объявил себя единственно законным епископом Красноярским и Енисейским, согласно общей директиве патриарха Тихона, рукополагал во диаконы и иереи, принимал покаяния от уклонившихся в раскол, служил в освящаемых заново храмах, совершал требы и произносил проповеди против обновленцев. В конце ссылки владыка несколько раз встречался со сщмч. Амфилохием (Скворцовым) , 8 марта 1925 г. рукоположенным патриархом Тихоном во епископа Красноярского. 7 янв. 1926 г. и в день отъезда из Красноярска свт. Лука совместно с еп. Амфилохием совершил праздничные богослужения в Воскресенском соборе. Святительское служение владыки Амфилохия в Енисейской епархии продолжалось чуть более года, оно ознаменовало восстановление канонической кафедры и возобновление приходской деятельности в уездах губернии. Противостояние обновленцев и сторонников Патриаршей Церкви порой принимало ожесточенные формы, в т. ч. прямых столкновений (Красноярск, Канск и др.). 13 июля 1926 г. продолжавший вместе с еп. Димитрием (Вологодским) борьбу с обновленчеством еп. Амфилохий был арестован.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АМФИЛОХИЙ († 1122), еп. Владимиро-Волынский, свт. (10 окт., в Соборе Волынских святых, в Соборе Киево-Печерских преподобных в Дальних пещерах почивающих и в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/122308_10.html

Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. Названо по г. Мелекесс (до сер. 30-х гг. XX в. Мелекес, ныне Димитровград Ульяновской обл.). М. в. Самарской епархии было открыто постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 6 сент. 1923 г. Тем же постановлением на вновь образованную викарную кафедру был переведен викарий Приморской и Владивостокской епархии (см. Владивостокская и Приморская епархия ) Никольск-Уссурийский еп. Павел (Введенский). Однако викариатством он фактически не управлял, поскольку в 1923 г. был арестован, до 1926 г. находился в заключении, а после освобождения жил в ссылке в Уфе. Он сохранял титул «епископ Мелекесский» до 13 июля (16 сент.?) 1927 г. С 16 сент. 1927 по нач. 1928 г. Мелекесскую кафедру занимал еп. Николай (Ипатов), с 15 янв. по апр. 1928 г.- еп. Георгий (Анисимов) . В апр. 1928 г. Мелекесским викарием был определен еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов) . При встрече с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Амфилохий высказал несогласие с существующей формулой поминовения за богослужением властей. В связи с этим по предложению митр. Сергия он подал прошение об увольнении за штат по болезни, удовлетворенное заместителем патриаршего местоблюстителя не позднее июля 1928 г. В 1929 г. М. в. вошло в состав Ульяновской епархии. В 1929-1932 гг. его возглавлял еп. Амвросий (Казанский). Поскольку в Ульяновской епархии широко распространился григорианский раскол (к 1931 в Ульяновске действовали 5 григорианских приходов, 2 обновленческих (см. Обновленчество ) и ни одного «тихоновского»), правосл. архиереи, управлявшие епархией, были вынуждены пребывать в Мелекесе. 19 окт. (1 нояб.?) 1932 г. на Мелекесскую кафедру был назначен еп. Серафим (Зборовский), также ему было вверено временное управление Ульяновской епархией, которую он окормлял до назначения на эту кафедру 16 июня 1933 г. еп. Стефана (Знамировского ; впосл. архиепископ). 18 окт. 1933 г. еп. Стефан был переведен на Вологодскую кафедру (см. Вологодская и Кирилловская епархия ), после чего временное управление Ульяновской епархией вновь было поручено еп. Серафиму. В 1934 г. он был перемещен на Алатырскую викарную кафедру Ульяновской епархии (см. Алатырское викариатство ). В том же году Мелекесским викарием был назначен еп. Артемон (Евстратов) . 30 сент. 1935 г. еп. Артемон был определен епископом Елецким, викарием Орловской епархии (см. Елецкое викариатство ). В тот же день последовало назначение на Мелекесскую кафедру Свердловского еп. (архиеп.?) сщмч. Аркадия (Ершова) , однако накануне, 29 сент., он был арестован; 22 окт. 1935 г. находившийся в заключении архиерей был формально уволен на покой. М. в. прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2562816.html

Весной 1925 года в Красноярск прибыл православный архиерей, епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов). В апреле о. Евфимий приехал к нему, и владыка благословил его служить, где представится к тому возможность. А прихожанам Большого Улуя велел объявить, что о. Евфимий имеет благословение законного православного архиерея служить в храме службу Божию. Известия о прибытии в Красноярск православного архиерея, о его благословении, данном о. Евфимию, дошли до прихожан Большого Улуя, и они принудили обновленца покинуть село. В Великий Четверг 1925 года о. Евфимий стал служить в прежнем храме настоятелем. К июню все четырнадцать церквей благочиния вернулись в православие. 21 января 1926 года состоялось собрание благочиния, на котором прихожане вновь избрали о. Евфимия благочинным. 23 июня епископ Амфилохий утвердил выбор церковного народа. Обновленчество, хотя и было потеснено, но, энергично поддерживаемое властями, не исчезло, бороться с ним православные могли только словом, и епископ стал посылать настоятелями соборов больших городов епархии исповедников православия. Стойкость о. Евфимия, его верность Православной Церкви в условиях гонения, личная беседа с ним убедили архиерея назначить о. Евфимия настоятелем городского собора. 26 июня 1926 года епископ перевел его в Троицкий собор города Ачинска. После смерти Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра возник григорианский ВВЦС (Высший Временный Церковный Совет), претендовавший административно возглавить Церковь. Ачинское благочиние и церковный совет Свято-Троицкого собора просили о. Евфимия и старосту собора Сергея Митрофановича Байнова выяснить, насколько каноничны данные претензии ВВЦС на управление Церковью. В ноябре 1927 года они выехали в Москву. Прежде всего они посетили митрополита Агафангела (Преображенского) в Ярославле, затем дважды побывали в Москве у митрополита Сергия (Страгородского), трижды встречались с епископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) и, наконец, присутствовали в качестве гостей на четырех заседаниях григориан, проходивших в Донском монастыре. Суждение, вынесенное о. Евфимием о григорианстве, было вполне однозначно, но спутник его мыслил иначе, предполагая, что соборная община может приобрести множество благ от признания ВВЦС.

http://fond.ru/kalendar/770/evfimiy/

Вся жизнь монахинь была устроена строго по монастырскому уставу. Каждый день они приносили исповедание помыслов. Владыка вел с ними беседы на религиозные темы — о Евангелии, о православии. Велись беседы и о современном положении Церкви при безбожной власти. Все обсуждалось с церковной точки зрения, в свете Священного Писания и учения Христова. В это время началась коллективизация и принудительная организация колхозов. Многие крестьяне были высланы, а все их имущество отобрано, оставшиеся отказывались входить в колхозы. Власти в принудительном порядке посылали крестьян и вместе с ними монахинь на лесозаготовки, причем задание давали заведомо неисполнимое, и монахини отказались выехать на работу в лес. Увидев, что монахини не поехали, отказались ехать в лес и крестьяне. ОГПУ произвело расследование, на допросы были вызваны крестьяне, и хотя ничего предосудительного они о епископе и монахинях не показали, власти составили заключение о существовании в селе нелегального монастыря и о том, что крестьяне не идут в колхозы из-за общения с монахинями. 30 апреля 1931 года епископ Амфилохий был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской исправительно-трудовой колонии, вместе с ним были арестованы иеромонах Серафим и все насельницы монашеской общины. Только монахине Варваре удалось скрыться от ОГПУ и избежать ареста. Ее попробовали найти, но поиски не увенчались успехом, личность монахини-крестьянки показалась слишком незначительной, и власти прекратили поиски, удовлетворившись арестом архиерея, священника и других монахинь. Власти интересовались не столько политической позицией епископа, сколько — церковной. Среди прочего следователь спросил, каково отношение епископа к посланию Патриарха Тихона , написанному им незадолго до смерти. Владыка ответил: " Я сомневался в его подлинности, а потому впредь до выяснения всех обстоятельств его появления я не считал возможным высказаться о нем положительно: да или нет, тем более что со стороны церковной власти, которой я подчинялся, не было проявлено какой-либо инициативы в смысле применения в жизни высказанных в нем положений, не было к нам предъявлено каких-либо определенных требований и со стороны гражданской власти. А потому я лично и, как мне было известно, большинство православных епископов выжидали, что из этого последует, чтобы реагировать на него определенно. Но так как о нем совершенно замолкли, этой определенности отношения к указанному посланию, как с моей стороны, так и со стороны всего духовенства, не потребовалось.

http://drevo-info.ru/articles/2348.html

АЛЕКСАНДР Еп.Сергачский 100 АЛЕКСИЙ (Баженов) Еп.Тираспольский 101 АЛЕКСИИ Архп.Велико-Устюжский и Усть- (Бельковский) Вымский, вик.Вологодской епархии 103 АЛЕКСИЙ (Буй) Еп.Уразовский, вик.Воронеж­ ской епархии 105 АЛЕКСИЙ Еп.Медонский, вик.Экзарха (ВАН ДЕР МЕНСБРЮГГЕ) Московской Патриархии в За­ падной Европе 106 АЛЕКСИЙ (ГОТОВЦЕВ) Еп·Рыльский, вик·Курской Епархии 110 АЛЕКСИЙ (ГРОМАДСКИЙ) Митр·Волынский 112 АЛЕКСИЙ (ДЕХТЕРЕВ) Архп.Виленский и Литовский·· 114 АЛЕКСИЙ (ДОРОДНИЦЫН) Архп.Владимирский и Суздаль­ ский 116 АЛЕКСИЙ (ЖИТЕЦКИЙ) Еп.Боровский Калужской епар­ хии. 123 АЛЕКСИЙ (ЗАМАРАЕВ) Еп.Бежицкий, вик.Орловской епархии 124 АЛЕКСИЙ (КОНОПЛЕВ) Архп.Тульский и Белевский....126 АЛЕКСИЙ (КУЗНЕЦОВ) Архп·Сарапульский 128 АЛЕКСИЙ (МОЛЧАНОВ) Экзарх Грузии, архп.Карта- линский и Кахетинский 130 АЛЕКСИЙ (ОПОЦКИЙ) Архп.Тверской й Кашинский....144 АЛЕКСИЙ (ОРЛОВ) Архп.б.Омский 147 АЛЕКСИЙ (ПАЛИЦЫН) Архп.Куйбышевский и Сызранский...148 АЛЕКСИЙ (ПАНТЕЛЕЕВ) Архп. Омский и Тюменский.149 АЛЕКСИЙ (РИДИГЕР) Митр. Таллинский и Эстонский....150 АЛЕКСИЙ (СЕРГЕЕВ) Архп.·б·Алма-Атинский .154 АЛЕКСИЙ (СИМАНСКИЙ) Патриарх Московский и всея Руси ..157 АЛЕКСИЙ (СОБОЛЕВ) Еп.Вологодский и Тотемский....168 АЛЕКСИЙ Еп.Волчанский 169 АЛИПИЙ (ПОПОВ) Еп.Старицкий, вик.Тверской епархии 170 АЛИПИЙ (ХОТОВИЦКИЙ) Еп.Винницкий и Брацлавский...171 АМВРОСИЙ (Гудко) Еп.б.Сарапульский и Елабужс- кий .173 АМВРОСИЙ (Хелая) Католикос-Патриарх Всея Гру­ зии и архп.Мцхетско-Тбилис- ский.175 АМВРОСИЙ (Казанский) Еп.Мелекесский, вик.Ульянов­ ской епархии .177 Амвросий (Ключарев) Архп.Харьковский и Ахтырский 178 АМВРОСИЙ (Либин) Еп.Лужский, вик.Ленинградской епархии ..188 АМВРОСИЙ (Полянский) Еп.Подольский и Брацлавский. 189 АМВРОСИЙ (Смирнов) Архп.Муромский .190 АМВРОСИЙ (Сосновцев) Еп.Мстерский, вик.Владимирс­ кой еп. (единоверческий)192 Амфилохий Еп.Угличский, вик.Ярославс- (Сергиевский-Казанцев) кой епархии .194 Амфилохий (Скворцов) Еп.б.Енисейский и Краснояр­ ский ..199 АНАСТАСИЙ Еп.Ямбургский, вик.Петро- (Александров) градской еп .202

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

19 окт. 1897 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры Г. участвовал в хиротонии свт. Тихона (Белавина ; впосл. Патриарх Московский и всея России) во епископа Люблинского. С 23 апр. 1904 г. епископ Симбирский и Сызранский. Был награжден орденами св. Анны 2-й и 1-й степени, св. Владимира 3-й и 2-й степени. В 1902 г. избран почетным членом КазДА. Остро переживал революционные события 1905-1907 гг. Был похоронен в склепе Знаменского придела Николаевского собора Симбирска. Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 537. Соч.: Дополнительные лекции по догматическому богословию. Иркутск, 1874; Осн. богословие. Иркутск, 1876; Первое мое знакомство с деятельностью Иркутской духовной миссии: (Дорожные заметки нового начальника Иркутской отд. миссии)//Иркутские ЕВ. 1880. 47-50 (отд. отт.: Иркутск, 1880); Правосл. ответ сектанту, мнящемуся быти мудрым о Христе. Благовещенск, 1891; Высокое достоинство, спасительность и значение церк. Православия для истинно-человеческой жизни, в противоположность сектантству//Самарские ЕВ. 1894. 4-5 (отд. отт.: Самара, 1894); Архипастырское вразумление хлыстовских лжеучителей//Самарские ЕВ. 1899. 2. С. 1-4; Руководственные указания миссионерам//Правосл. благовестник. 1899. 17. Лит.: Терновский С. А. Ист. записка о состоянии КазДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892. С. 469-470; Прощание с паствой преосв. Гурия, еп. Камчатского, пред отъездом в С.-Петербург для присутствия в Свят. Синоде. Иркутск, 1892; Ильминский Н. И. Письма к обер-прокурору Свят. Синода К. П. Победоносцеву. Каз., 1895; [Некролог]//Колокол. 1907. 285; [Некролог]//Изв. по Казанской епархии. 1907. 6. С. 175; Якунин В. Н. История Самарской епархии в портретах ее архиереев. Тольятти, 1999. С. 69-80. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АМФИЛОХИЙ (Вакульский Антоний Яковлевич; 1862-1933), еп. Аляскинский, правосл. миссионер в Америке, писатель

http://pravenc.ru/text/168370.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ (ВОЛОГОДСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Димитрий (Вологодский), 1936 год Еп. Димитрий (Вологодский) Более чем двадцатью православными общинами юга Енисейской губернии и республики Тува был избран на епископское служение. 19 мая 1923 года хиротонисан во епископа Минусинского , викария Енисейской епархии архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) и епископом Ладожским Иннокентием (Тихоновым) в церкви женского монастыря города Архангельска (Патриарх Тихон (Беллавин) был в это время в заключении). Поскольку прежний Енисейский и Красноярский епископ Зосима (Сидоровский) перешел в обновленчество , преосвященный Димитрий самостоятельно управлял приходами в южной части Енисейской губернии. Имеются сведения, что в это время оформилась самостоятельная Минусинская и Усинская епархия, правящим архиереем которой был владыка Димитрий. Первое время служил тайно, а 19 ноября 1923 года совершил первую архиерейскую литургию в кладбищенской Сретенской церкви в городе Минусинске . При переходе к нему обновленческих священников, применял особый чин раскаяния в присутствии молящихся в храме и требовал публичной шестинедельной епитимии. Трудами владыки Димитрия вернулись в каноническую юрисдикцию 95 приходов из 115, ранее захваченных обновленцами (по отчетам их руководителей, к Димитрию перешло не более 50 приходов). Обновленцы были серьезно обеспокоены тем, что благодаря решительным действиям архиерея в народе укрепилась " непримиримая ненависть ко всякому проявлению обновленчества в Церкви " . Вместе с епископом Димитрием активно обличал обновленцев настоятель Сретенской церкви иеромонах сщмч. Амфилохий (Скворцов) . В 1924 году при поддержке властей обновленцы пытались захватить Сретенский храм, его настоятель был арестован. Уголовное дело власти возбудили и против владыки Димитрия, ему было запрещено совершать богослужения и выезжать из Минусинска. В 1925 году на предложение обновленцев об объединении с приглашением на свой 2-й собор ( " Третий поместный " ) епископы Димитрий и Амфилохий ответили письмом, в котором объявили обновленческий собор неканоничным и самочинным. Отказавшись вести с обновленцами переговоры об объединении, епископы заявили: " Наше соединение с вами возможно лишь тогда только, когда вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние " .

http://drevo-info.ru/articles/26082.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010