Издание: Δημητρακπουλος Α. κκλησιαστικ Βιβλιοθκη... Σ. 199-218. Рус. пер. отрывков из этого сочинения: Арсений (Иващенко), архим. Николай, Мефонский епископ XII века... Сс. 51-59. См.: Ямвлих . О мистериях 1.4.11, 2.1.67, 2.3.70 (Dillon); Прокл . Начала теологии 169 и др. Обзор мест см. в гл. II. «Триада сущность - сила - энергия » в исследовании П. Шервуда: Ранние Ambiqua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма//Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин. СПб., 2007. Сс. 400-410 (пер. с изд.: Sherwood Р . The Earlier Ambigua of S. Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism. Roma, 1955. (Studia Anselmiana 36)). См.: «...Тому, что совершенно, подобает начало, серединность и конечность [или: совершенство]. Прежде же остальных чисел это имеет тройка. ... А коль скоро все боголепное мы видим в Боге сосредоточенным в трех, то нам оказывается понятным, почему [св. Григорий в словах о движении Монады, см. цит. при прим. 14. - Д. Б. ] сказал об изначально собранной [в трех], а не в меньшем [числе] и не в большем. В каких же трех? В сущности, в силе, в энергии. Ведь не подобает от божественности отделить силу, равно как и энергию или, тем более, сущность. И так же нельзя соединить их в одну и ту же ипостась и обозначить их одним и тем же словом - ни силу и сущность, ни силу и энергию, ни энергию и сущность. Но их совокупность не должна быть и множественной. Поэтому того, в чем сосредотачиваются и собираются все прочие боголепные имена и особенности - только три» (Амфилохии 181: PG 101, 892A-B (235 (Westerink)), пер. В. М. Лурье, цит. по изд.: Лурье В. М. Взаимосвязь проблемы Filioque ... С. 5). См., например, у Николая: «[Кирилл] называет Его [в «Тезаурусе», см. указание на место в прим. 20. - Д. Б. ] не таким действием, которое подобно какой-нибудь разрозненной случайности, происходит иногда и исчезает, да и не отделимым, но при том и не существующим само по себе, - против чего и упомянутый богослов возразил [Григорий Богослов в Слове 31.6.

http://bogoslov.ru/article/811478

Преп. Макарий, Нот.17, n.11;15, n.53 (р. п.51); 24, n.5, PG.34. 632А,613А,665В; р. п., с.153,138,183–184. св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. V, XV, PG.44, 873A,1109C; р. п. III, 135. 398; De vita Moysis, PG.44, 332A,361B-C; р. п. I, 263,298; De virginitate 4, PG.46, 348A; р. п. VII, 316–317. 53 Преп. Макарий, нот.21, n.2,4, PG.34, 656С,657АВ; р. п., с.175,176. св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom. IX, PG.44, 964D-965A; р. п. III, 238. 54 Преп. Макарий, hom.9, n.7;18, n.9;17, n.12; PG.34, 536B-C,640D,632B; р. п., с.74–75,161,154. Св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. IX, PG.44, 965A; р. п. III, 238; Oratio catech. 6, PG.45, 29A; р. п. IV, 23. 55 Преп. Макарий, hom.7, n.5;8, n.3;10, n.1, PG.34,525D,529B-C.541 AB; р. п., с.66,69,79. св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. V. VI. X. XI. PG.44, 884A-B.892A. 993C-D,1000D; р. п. III, 147,156,271,278; De virginitate 4, PG.46, 348A; р. п. VII, 317. 56 Преп. Макарий, hom.4, n.10;10, n.2, PG.34,480B,541B; р. п., с.28,80. св. Григорий Нисский, De vita Moysis, PG.44, 373B; р. п. I, 312; In Cant. Cant, hom.. I, XI, PG.44, 777D,1000D-1001A; р. п. III, 27,279; In psalm, inscriptiones I,7, PG.44, 456B; р. п. II, 27, De virgin. 10, PG.46, 361B; р. п. VII, 333. Евагрий, Cap. practica ad Anatolium 38, PG.40, 1232В; р. п.(Добротолюбие т. I,4), с.577 [Творения аввы Евагрия. М.: Мартис,1994, с.107, гл.66]. Более подробно ссылки на Евагрия делаются ниже (с.30–32). 57 Преп. Макарий, Нот14, n.2;15, n.38 (р. п. §36), PG.34,572A,601C; р. п., с.105,130. — св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. hom.. XIII, XV, PG.44, 1052A,1096AC; р. п. III, 334,382. Евагрий, Наставления киновитам (гл.76–78, Добротолюбие I,613 [с.136, гл.118–120]), PG.40, 1232А. Указанная идея древнехристианская: Гал.2:20; 4:19; Epistula ad Diognetum (appendix) 11.4, Patres apost., ed. Funk, v. I (1901,2), p.410.14; р. п.(Соч. св. Иустина философа и мученика, М.,1892), с.383; св. Ипполит, Εις τον Δανιλ I, 10.8, GCS: Hippolytus Werke, B. I,1 (Bonwetsch-Achelis), S.17:14–20; р. п. I,11; De antichristo 61, ibid. B. I,2, S.4119; р. п. II, 42; Ориген, In Joann. comment, t. I,4:23; GCS: Origenes Werke, B. IV (Preuschen), S.9.1–3; Мефодий Олимпийский, Convivium VIII,8, PG.18, 149C; р. п., с.95. св. Мефодий раскрывает эту идею с особенной любовью. 58

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Такая самодвижная вещь, по Платону, и есть душа. И такая вещь уже обязательно является самостоятельной субстанцией. Таковой она была у Платона уже при его рассуждении сверху. В " Тимее " отчетливейшим образом формулируется троякая природа души: душа неделима ввиду своего происхождения от неделимого ума; она делима ввиду своего происхождения от делимой материальной и телесной необходимости; но она, говорит Платон, есть еще и третья сущность, смешанная из первых двух (34c – 35b). Но что такое здесь эта " сущность " ? По–гречески здесь стоит oysia, что в данном случае вовсе не есть " суть " , " смысл " , " значимость " , но именно " субстанция " . С терминологической точки зрения имеет значение то обстоятельство, что неделимость и делимость Платон называет " усиями " , а третий момент, то есть смешение первых двух, он называет " эйдосом усии " (35a). Но тут же он употребляет еще термин " идея " , под которой он понимает смешение трех указанных моментов и которую тоже, очевидно, считает субстанцией. Такой субстанцией является душа и в рассуждениях Платона снизу. Для этого особенно поучительны два отрывка из " Законов " : X 892a – c и 895a – 897b. Душа как первоначало, как первичная причина движения всех вещей трактуется здесь именно в результате невозможности объяснить одну вещь при помощи другой вещи и необходимости объяснить ее только самодвижной душой (особенно 892bc, 896b – d). То, что душа есть субстанция, вытекает из ее самодвижности и из ее причинного воздействия на соответствующие дела (892c, 896ab). Но таким делом является для нее весь космос, то есть небо, земля, море и вся человеческая морально–общественная область (897ab). Душа " старше и божественнее " тех вещей, движение которых, раз возникнув, создало вечную сущность (XII 866e), будучи " старше тела " и возникнув " раньше тела " (X 896cd), она занимает второе место после богов (V 727b), в то время как третье место занимает тело (V 728d). 2. " Федон " Учение Платона о душе обычно базируется большей частью на диалоге " Федон " , посвященном учению о бессмертии души.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

S. 211). В окончательном своем развитии учение о созерцании славы Христа в виде света было раскрыто по поводу т. н. спора варлаамитов и паламитов о фаворском свете. 2050 Принимая во внимание, что «у некоторых мистиков идеи облекаются в очень отвлеченные символы и схемы, в которых чувственное представление упрощается, бледнеет, теряет краски или изменяет форму; у других же они «получают вполне конкретное выражение». (Проф. Соколов. Цит. соч., стр. 74), – Рибо различает два типа мистиков, называя их «метафизиками» и «поэтами» («L " imagination creatrice affective». Revue philosophique. 1902. Juin, p. 623). 2051 Мало того. Есть основание полагать, что даже Плотин не мог отрешиться и от образа света, под видом которого созерцалось им Божество, даже после всех попыток к безусловной отрешенности. По его учению, чтобы «придти» к созерцанию Бога, нужно душе человеческой абсолютно выступить из самой себя; абсолютно отвлечься и от внутреннего в себе, а не только от всего внешнего; нужно, чтобы свет, истекающий из Божества, осветил и наполнил собою душу человеческую непосредственно и внезапно». (Редкин. T. VII, стр. 464). Тогда «человек весь превращается в созерцание необыкновенного света». (Владиславлев, стр. 214). 2053 Lib. cit. c. III, col. 1168CD. Cnfr. Lib. cit. c. LV-LVII. col. 1177D-1180A. c. CXLII, col. 1197A. Perist. S.IV, col. 892A. Василий В. Const. monist. c1, § 2, col.1328D-1329A, Ефрем С. De virginitate/T. III. p.78EF. 2058 Ср. Исаак С. Λ. LXIX, σ. 402. Cnfr. И. Кассиан. Coll. X. с. 7. col. 827C – 828B. Максим И. De charitate. Cent. II, 1. col. 984B; II, 7. col. 985BC. Феодор Едесс. Κεφαλ. ψυχωφελ. § 95. Φιλοκ. σελ. 279. По словам св. Григория Н., «кто пламенеет любовью, никогда не находит насыщеиия в молитве. De instituto Christiano. T. XLVI, col. 301D. Cnfr. Макарий E. H. XV. c. XXXVII. col. 601. 2059 Cp. Макарий E. H. XL. c. I-II. col. 761D-764AB. De cust. cordis, c. VIII. col. 825C-828A. De perfectione in Spiritu, c. XVI. col. 852BC. De orat, c. I. col. 853A; c. XIV. col. 864D-865. 2062 Григорий Н. inst. Christ., col.301D. Совершенно согласно с данным местом, и притом не только по мысли, но и по выражению, раскрывет свое учение и препод.Ефрем С. Ср., напр., Institutio ad monachos. T. III, p. 343F.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Из последователей св. Макария, за исключением блаж. Диадоха , никто не обнаружил силы его созерцательности: преп. Зосима, Варсануфий, Дорофей сосредоточивались главным образом на вопросах практики. То же заметно у свв. Исихия, Марка, Нила. Это обстоятельство говорит об ослаблении мистического чутья и философских запросов в аскетической письменности V-VI вв. 83 . Созерцатели, очевидно, не пользовались симпатиями. Прикосновенность же их к оригенизму в конце концов совсем отодвинула их на задний план. Напротив, «практики» обнаружили особенную жизнеспособность, и их деятельность успешно возрастала (св. Иоанн Лествичник ). Так, несомненно, под общим влиянием догматических споров эпохи Юстиниана и богословие и аскетика в Византии начали приближаться к типу более простому, чуждому не только оригенистических крайностей, но и вообще философских отвлеченных тонкостей. 51 Преп. Макарий, hom.44, n.8;34, n.2;5, n.12 (р.п.§21), PG.34, 784С,745В,517А; р.п.(4 изд.), с.286,251,57. св. Григорий Нисский , In psalm, inscriptiones I,1, PG.44, 433C;457C; p.n.II, 3–4. 30; In Cant. Cant. hom..IX, PG.44, 968C; p.n.III, 242; De virginitate 1, PG.46, 320D; p.n.VII, 288; De beatitud. Or.I. PG.44, 1200D; p.n.II, 366–367. 52 Преп. Макарий, Hom.17, n.11;15, n.53 (р.п.51); 24, n.5, PG.34. 632А,613А,665В; р.п., с.153,138,183–184. св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. hom..V,XV, PG.44, 873A,1109C; p.n.III, 135. 398; De vita Moysis, PG.44, 332A,361B-C; p.n.I, 263,298; De virginitate 4, PG.46, 348A; p.n.VII, 316–317. 55 Преп. Макарий, hom.7, n.5;8, n.3;10, n.1, PG.34,525D,529B-C.541 AB; р.п., с.66,69,79. св. Григорий Нисский , In Cant. Cant. hom..V. VI. X. XI. PG.44, 884A-B.892A. 993C-D,1000D; p.n.III, 147,156,271,278; De virginitate 4, PG.46, 348A; p.n.VII, 317. 56 Преп. Макарий, hom.4, n.10;10, n.2, PG.34,480B,541B; р.п., с.28,80. св. Григорий Нисский , De vita Moysis, PG.44, 373B; p.n.I, 312; In Cant. Cant, hom..I,XI, PG.44, 777D,1000D-1001A; p.n.III, 27,279; In psalm, inscriptiones I,7, PG.44, 456B; p.n.II, 27, De virgin.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

2. It is on this basis that it is essential to develop in all directions inter-Christian co-operation for the protection of human dignity and the preservation of peace so that the peace-keeping efforts of all Christians may become more relevant and effective. 3. The general recognition of the lofty value of the human person may become the cause for wider co-operation in the field of peace-keeping. The Orthodox Churches are called upon to help in religious dialogue and co-operation, and as a result of this to overcome all manifestations of fanaticism for the strengthening of friendship between peoples, the triumph of freedom and peace throughout the world for the good of each human person, regardless of their race and religion. Of course, this co-operation excludes both syncretism and the attempt of one religion to dominate over all the others. 4. We are convinced that as laborers together with God (I Cor. 3:9) we can develop on local, national and international levels joint service for the good of humanity with all peoples of good will that strive for a peace that is pleasing to God. This ministry is a commandment of God (Matt. 5:9). 2. Freedom and Responsibility . 1. One of the loftiest gifts of God to the human person both as a concrete bearer of the image of a personal God and as a member of a community of persons in the unity of the human race by grace reflecting the life and communion of the Divine Persons in the Holy Trinity, is the gift of freedom. " He Who created the human person in the beginning made him free and autonomous, limiting him solely by the laws of the commandment " (St. Gregory the Theologian, Homily 14 , On Love for the Poor , 25. PG 35, 892A). Freedom allows the human person to ascend to spiritual perfection, yet at the same time includes the danger of disobedience, the abandonment of submission to God and through this the fall, the tragic consequences of which is the existence of evil in the world. 2. The consequence of this evil are the imperfections and shortcomings which predominate in modern-day life: secularization, violence, moral laxity, negative phenomena such as narcotic and other forms of dependency that can be seen in certain young people, racism, the arms race, war and the social catastrophes that result from it, discrimination against certain social groups, religious communities and whole peoples, social inequality; the limitation of human rights in the field of freedom of conscience, in particular religious freedom, disinformation and the manipulation of public opinion; economic backwardness, the disproportionate redistribution or complete absence of the essentials of life, the hunger of millions of people, the forced deportation of populations and the trade in human beings, the uncontrolled use of genetic biotechnologies and the end of human life – all of this causes infinite anxiety in the life of modern-day humanity.

http://pravoslavie.ru/90425.html

1265 Collat. V, c. VIII, col. 620А; cp. De coenobior. inst. lib. MI, c. I, col. 291: peregrinum bellum et extra naturam. Нил C. De octo spirit. malitiae c. VIII, col. 1449B. 1267 В этом пункте патристическое учение напоминает учение стоиков, согласно которому скупость есть ложное мнение о достоинстве золота. Cp. Zeller. III. S. 226–227. 1272 Cp. Е. Феофан. Толков. Посл. Ефес. ( Еф.5:5 ), стр. 342: «В пристрастии к богатству есть особая черта, ставящая обладаемого им на одной линии с идолопоклонником, именно упование на богатство... Обладаемый лихоиманием всего ожидает от денег и богатства, на них опирается и почивает своими надеждами». 1275 Col. 313C–314A: ...occasio enim eis habendi defuit, non voluntas, quae semper apud Deum solet magis quam necessitas coronari. Cp. И. Златоуст. In 1Corinth. Homil. XXIII, n. 6. T. LXI, col. 197. Homil. de capto Eutropio et de divitiarum vanitate. T. LII, col. 339. 1278 Максим И. Cent. II, 89. T. ХС, col.101ЗA; IV, 91, col. 1069CD; II, 75. col. 1008C. Ср. Макарий Е. H. V, с. 13, col. 508D. Марк П. Or. III. De poenit. § 4–5. col. 972B–D. Нил C. De malignis cogit, c. IV, col. 1205A. Василий В. Regulae fus. tract. Inter. IX. T. XXXI, col. 941B. T. XXXI, col. 1145CD. Ep. XXII, al. CCCCXI, c. I. T. XXXII, col. 2S9B, ригорий Б. Or. XLIV, c. VII. T. XXXVI. col. 616A. Or. XIV. c. XXV. T. XXXV, col. 892A. И. Златоуст. De statuis ad populum Antioch. H. II, c. V. T. XLIX, col. 40–41. C. VII, col. 43. In Psalmos. Ps. XLVIII , c. III. T. LV, col. 503. In Acta Apostol. H. VII, c. 1. T. LX, col. 64. In I Corinth. H. X. n. 4. T. LXI, col. 87–88. In inscriptionem altaris c. 2. T. LI, col. 69. Peccata fratrum non evulganda, c. 2. ibid., col. 355 – 356. H. de capta Eutropio. T. LII, col. 399. De sanctis martyr, sermo c. IV. T. L, col. 652 – 653. In ep. I. ad Timoth. c. VI. H. XVII, c. III. Климент A. Quis dives salvetur, c. XI–XII. IX, col. 616AC; c. XIV–XV, col. 617C – 620B; c. XIX, col. 624BC; c. XXIV, col. 629A. Strom. Lib. III, c. VI. T. VIII, col. 1160B. Lib. IV, c. V. T. IX,. col. 1233BC. Ерм. Pastor. Lib. I. Vis. I, c. I T. II, col. 893–894. Vis. III, c. VI, col. 904–905; c. IX, col. 907–908. Lib, III. Sim. X, c. IV, col. 1011–1012.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

886 Сократ, Церк. ист., VII, 32 (557). Nest., Serm. VII, 48. M. lt., 48, 800C; V, 5–6. ib. 788B-C и мн. др. 888 Cyr., Ep. XXIII (21) ad cler. CP. ( Προσεδωκμεν) M. gr. 77, 133. M. IV, 1229A. Д.В.С. I 2 , 142. 890 Cyr., Commonit., M. gr. 77, 88A. Бл. Феодор., Твор. VII, 223–224; Сократ, Цер. ист., VII, 32 (557). 891 Ep. Cael. ad cler. et pop. CP., M. IV, 1037A. Д.B.C.I 2 ,159; Cyr.,Defens. I, M. V, 28A. Д.В.С. II 2 , 26. 892 Ep. Iohan. Ant. ad Nest. M. IV, 1065D. Д.В.С. I 2 , 174. Срав. из Le Livre d’Hèracl. p. 179 . 903 Nest., Serm. III. M. lt., 48, 768B-F. Ep. ad Cael. (Fraternas) M. IV, 1023A. Д.В.С. I 2 , 151; Le Livre d’Hèracl., 139. 906 Cyr., Ep. XL (35) ad Acac. Melit. ( Χρμα) M.gr. 77, 189D; Adv. Nest., M. gr. 70, 60A; 65A; и др. Ep. IV ad Nest. ( Καταφλυαροσι) M. gr. 77, 48C. M. IV, 892A. Д.В.С. I 2 , 135 и мн. др. 908 Nest., Ep. V ad Cyr. ( Τς μν καθ’ μν). M. gr. 77, 52C. Μ., IV, 893E. Д.В.С. I 2 , 137. 909 Nest., Serm. XI, 3. M. lt. 48, 830B. Срав. M. IV. 1204A. Д.В.С. I 2 , 282 Cyr., Defens. VI. M. V, 116E. Д.В.С. II 2 , 69 и др. 911 Loofs, Nestoriana, 219, 20, 21; 220, 5; 224, 7, „В нем нет двух волей, а естъ одна, говорит Несторий и в „Кн. Гераклида“, 63. 916 Cyr., Defens III, M. V, 32A-B. Д.В.С. II2, 28; Loofs, Nestoriana, 196, 16; 224, 13; 247, 8; 281, 8; 391, 7; 354, 11. 14 и др. 918 Cyr, Defens III, M. V, 32B Д В С II 2 , 28, Μ. IV, 1201D Д В С I 2 , 231. Le Livre d’Hèracl., 159 и др Указывает Несторий и другие виды единения природ во Христе. См. Loofs, Nest, S. 397 „Christologie“. 922 Nest., Ep. ad Cael. (Fraternas) M. IV, 1022D, 1023A. Д.В.С. I 2 , 151; Le Livre d’Hèracl., 159 и мн.др. 941 Некоторые исследователи и теперь не различают хрисюлогии Нестория от христологии восточных, почему вонрос о христологии Нестория еще более запутывают; напр., Harnack, op. cit., II, 886, 39. 942 Loofs., Nestorius, RE. XIII, 738; Гидулянов, op. cit., 35, Gennadius, De vir. illustr., c. 53. M. lt., 58, 1089A. Le Livre d’Hèracl., 91. 943 Гидулянов, (op. cit., 625), ссылаясь на ep. Cael. (M. IV, 1026), утверждает, что Несторий „не сразу“· согласился на предложение императора, несмотря на то, что этому предшествовало какое-то „чрезвычайное приглашение“. Однако мы не только в этом документе, но и в других источниках не нашли подобных указаний. Евагрий [Ц. и., I, 1 (12)] говорит, что по пути в Константинополь Несторий был у Феодора Мопсуестского, где „и исказил свое православие“. Первое возможно, но со вторым, конечно, согласиться нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...