Должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то кольми паче любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и, прежде всего, требует глубокого смирения перед Богом и перед людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что любовь покрывает множество грехов; чья совесть возмущена множеством беззаконий, тот да помышляет, что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13, 10 ). Ибо любящий ближнего, – говорит апостол, – исполнил весь закон (см. Рим. 13, 8 ). Если бы мы не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший весь закон Свой основал на двух заповедях – на любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец ( 1Ин. 4, 20 ). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, а сорадуется истине, все любит, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13, 4–8 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Ты должна иметь любовь, а любовь с крылами: с одной стороны – смирение, а с другой – милостыня и всякое снисхождение к ближнему (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: ми лосердый помилован будет ( Притч. 17, 5 ). И паки слово Господне через пророка: если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста ( Иер. 15, 19 ). Если же сестры со своей стороны будут непреклонны и непокорны, то они и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить мзду свою от Господа за труд свой, и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Пишешь, что, верно, ни в этой, ни в будущей жизни не найдем отрады и милости. Так думать и так говорить нехорошо, особенно тебе, испытавшей на себе много явной милости от Господа. Кто не имеет отрады здесь и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, т.е. в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную. Мужайся, и крепись, и уповай на помощь и милость Божию (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Прежде всего нужно милости просить у Бога и молиться: «Имиже веси судьбами, помилуй мя, грешную» (прп. Амвросий, 4). А ты все скорбишь? О чем? О мамаше? Если так, то дважды нехорошо: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ). Она, говоришь, бедна: ну, а если этимто именно – бедностью, а не довольством и спокойствием Господь хочет привести ее в Царство Свое вечное. А ты, по неразумию, томишься – зачем мамаша идет прямо в Царство? А если Бог сделает по-твоему и даст ей иной путь, желаемый тобою, – и мать не войдет в Чертог Небесный? Что тогда ты сделаешь? Смирись, девочка! Бог не только премудрее тебя, но и в тысячу крат милостивее. Ты за мать еще не умирала, а Он, Святой, умер за нас, грешных. За эту-то непокорность твою воле Божией и страсти тебя мучают (прп. Анатолий, 18). Не надо упадать духом, а надо воле Божией предаваться во всем и переносить с терпением. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби (прп. Иосиф, 19). Книгу читай на пользу душевную. Что спастись трудно, это правда, но унывать не следует. Читай со вниманием, и, видя, что не так живешь, как бы следовало, укоряй себя, смиряйся перед Господом, проси у Него помощи и оказывай свое произволение исправляться. А Господь по Своему милосердию не оставит тебя Своею помощью. А думать, что напрасно живешь и не получишь Царства Небесного, не надо, а надо надеться на милосердие Божие и понуждать себя на добрые дела, а наипаче на смирение и на покаяние (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «Со святыми упокой». Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление, или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: Нет мира в костях моих от грехов моих ( Пс. 37, 4 ). И праведный Иов взывал: Не искушение ли есть человеку житие сие (ср. Иов 7, 1 )? А мы все путаемся на том, нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедший грешные спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В последнем письме ты выражаешь свое удивление и даже недоумение о том, как труден путь спасения. Это давно объявлено Самим Господом в Евангелии: тесен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную (ср. Мф. 7, 14 ). Потому Господь и ублажает ходящих путем сим неуклонно, глаголя: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 28– 29 ). И тогда иго Мое будет для вас благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11, 30 ). Согласно сему и все святые утверждают, что терпение и смирение – на все победа (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Господу Богу все возможно есть – не только отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много (прп. Антоний, 20). Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает (прп. Антоний, 20). Многие дела человеческие бывают так. Думаем и предполагаем одно, а выходит другое. Только в одном ошибки не бывает: если стремится человек к исполнению воли Божией во всяком предлежащем деле, то хотя бы видимого успеха в этом деле он и не получил, Всеблагой Господь доброе намерение его вменяет ему в само дело. Если, по слову преподобного Исаака Сирина , и совершенство совершенных несовершенно, то тем более дела обыкновенных людей лишены совершенства, а совершаются со многими ошибками и недосмотрами. Впрочем, ни в каком случае унывать и паче меры печалиться и скорбеть не должно, а надеяться и уповать, что благодать Божия, оскудевающее восполняющая, и всесильная Божия помощь сильны все привести к полезному концу. Не вотще Господь глаголет в святом Евангелии: Без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ), и паки: Невозможное человекам возможно Богу ( Лк. 18, 27 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Все полезнее нам предавать суду Божию и во всем располагаться на всеблагой Промысл Божий. В Православной Церкви обносится мудрое слово: «Человек предполагает, а Бог располагает». Мы предполагаем так, а Господь да устроит о нас полезное, как угодно будет Его всеблагой и всесвятой воле. Только в настоящем положении для успокоения нашего крепко да держимся утешительного псаломского слова: Открой Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление ( Пс. 36, 5–7 ) и весь псалом до конца (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Возложи на Господа печаль твою ( Пс. 54, 23 ). Это значит жить просто, и все упование возложить на Господа, и не рассуждать, что кто сделал, что и как будет. Царь Давид когда думал и рассуждал по-человечески, тогда дошел до безнадежного состояния, ни в чем не находил себе отрады: Размышлял, и малодушествовал дух мой ( Пс. 76, 4 ). А когда возложил упование свое на Бога, тогда был утешен: Вспоминал я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Амвросий, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святого изреченные через пророка Давида: Уповай на Господа и делай добро, и населяй землю и воспользуешься богатством ее. Утешайся Господом, и Он для тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой Господу путь свой, и уповай на Него, и Он совершит: и выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень. Покорись Господу и моли Его ( Пс. 36, 3–7 ). Псаломские слова населяй землю и воспользуешься богатством ее относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. Покорись Господу и моли Его – означает: всячески старайся жить по евангельским заповедям Божиим и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. Утешайся Господом – означает: не находи ни в чем ином утешения, как в Законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс. 118, 165 ). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете ( Лк. 6, 37 ). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие (прп. Амвросий, 1). Всеблагой Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, имиже приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысел Божий укажет место, как сказано в псалмах: На всяком месте владычества Его благослови, душа моя, Господа! ( Пс. 102, 22 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 1). Убеждаю поверить... евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди ( Мф. 19, 17 ). И паки: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего ( Мф. 7, 21 ). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнением келейных правил без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего ( Мф. 7 , (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В утешение... могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (прп. Амвросий, 1). Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. И хорошо сделала. Елей означает «милость». Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его(см. Пс. 102, 17 ), и нет недостатка у боящихся Его ( Пс. 33, 10 ); и паки: Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их ( Пс. 33, 20 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5, 14–15 ). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз, грешный, советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Напрасно вы приняли к сердцу мои замечания; я написал просто, что находил нужным высказать. Неудовольствия тут никакого не было ни на волос. Неправильно вам советовали, чтобы наставнику писать под влиянием чувства действующего; иное дело с другими людьми, а наставнику должно описывать действия обсуженные, особенно ошибки свои, или действия гнева, или вообще движения ветхого человека и оскорбления самолюбия (прп. Амвросий, 1). Святой апостол Павел говорит: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12, 14 ). И паки: сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? ( 1Кор. 1, 11–13 ). Этими словами апостол Павел упрекает как тех, которые отвергают духовное отношение к наставникам и прямо хотят относиться ко Христу, так и тех, которые при духовном отношении делятся на партии, нарушая этим взаимный мир, и единодушие, и единомыслие, заповеданное Самим Господом и апостолами, которые, устраняя взаимное роптание как делящихся, так и не делящихся и предотвращая происходящий от сего общий душевный вред, увещевают всех к взаимной любви (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь (прп. Амвросий, 3, ч. 2). С духовными [чадами] твоими да поможет тебе Господь умудряться. Больше к смирению склоняй и к сознанию [греховности]. Можно и понести немощи их и неисправности, потому что не сразу все делается, а с трудом и терпением. Но от сплетен старайся отучать, чтобы говорили о себе, о своих немощах, а не других осуждали. Обижаться на тебя за то, что с другими лучше обращаешься, никто не должен. Это не ихнее дело. А то можно таких обидливых и не принимать некоторое время, да исправятся в мыслях. И очень потрафлять 189 им нет надобности (прп. Иосиф, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Ну бывает, человек заболел или с работы его уволили, – объясняет мне батюшкин духовный сын, священник. – До этого он в церкви или где-то там в монастыре был нужный человек, его принимали как духовное чадо. А оказался без денег, здоровья нет – и до свидания! Вот этот «Аксиос» (как называл его о. Павел и повторял при этом: «Аксиос – это истинно!») и принимал таких брошенных чад, чтобы не остались без духовного окормления». «В Церкви – как в миру», – много раз слышала я от разных людей. В Верхне-Никульском напомнили мне такую историю из жизни оптинских старцев. Преподобный Амвросий Оптинский , когда приехал к нему царь, сказал: – Государь, на тебе лежит ответственность воспитывать народ. – А как же Церковь ? – возразил Государь. – Церковь из мира, – ответил старец. – Как в миру, так и в Церкви. Желая узнать, что думает преподобный Амвросий о будущем, царь спросил его: – Как миряне будут жить? – Как скоты, – ответил Амвросий. – А монахи? – Как миряне. Кажется, наше время вполне исполнило пророчество преподобного оптинского старца Амвросия. «Мы ведь все из мира, – признался один священник. – И все мирские пороки несем с собой в церковь . Да еще искушения у алтаря начинаются». «Воры не идут туда, где солома и мякина, а туда, где золото и драгоценные камни», – записано в тетрадях о. Павла. Так и в духовной жизни – где более святость и благодать, там жди особо яростных нападений бесовских. «Чадо мое! Аще хочеши Господу Богу служити, приуготовь душу свою ко искушениям и потерпи», – предупреждал ученик Христов апостол Павел. И повторял, что только «любовь побеждает всё»: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви – то я ничто. И если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Обычные немощи человеческие: младшие толкуют про старших, а старшие про младших, и все мы забываем Апостольский совет или, вернее, заповедь: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы: и мир Божий да водворяется в сердцах ваших» (Кол. 3, 12—13). Мы же, порицая друг друга по неразумию нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в мире место Его, т. е. Божие, и Апостол пишет: «пребываяй в любви в Бозе пребывает» (1Ин.4,16). «Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не зави­дит, не превозносится, не гордится» (то есть не уничижает никого), «не бесчинствует, не ищет своих си, не мыслит, и не помнит зла, всех любит» (то есть покрывает всех немощи и недостатки), «вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает» (1 Кор. 13, 4—5, 7—8) (преп. Амвросий). ...Никого презирать не следует. Мы не знаем, — какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях: вздохнут и рекут, како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих (прей. Амвросий). Старинные люди давно решили, что век без притчи не проживешь, и прибавили, что и горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновения. И особенно это бывает от различных взглядов на вещи, один о ходе дел думает так, а другой иначе, один убежден в своих понятиях, кажущихся ему твердыми и основательными, а другой верует в свои разумения. Ежели в первоначальном правиле арифметики слагается один и один, то выходит два; если же в третьем правиле помножить два на два, то выйдет уже четыре; если же дело дойдет до дробей, то окажутся цифры вверху и внизу, а посреди их черта: так бывает и в делах человеческих. Если их очень раздроблять, то окажется неудобство и вверху и внизу, с какою-либо преградою посреди. Я как тебе писал и говорил прежде, так и теперь скажу: ежели будешь веровать в Промысл Божий и надеяться на всесильную Божию помощь, то не встретишь таких неудобств, какие предполагаешь, и сверх того будешь всегда пользоваться возможным спокойствием душевным. Когда же будешь заботиться о том, чего не может и случиться (потому что предположения по большей части неверны и ошибочны), то напрасно себя будешь только беспокоить (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. — И хорошо сделала. Елей означает милость. «Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его» (Пс.102, 17), и «нет скудости у боящихся Его» (Пс.33, 10); и еще: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс.33, 20) (преп. Амвросий). Мужайся, и да крепится сердце твое. Если решились мы для спасения души своей идти путем благочестия, то да не забываем Апостольских слов: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3, 12), если не по древне­му, различными муками, то по-новому, различным поношением. Но чтобы мы в этом не малодушествовали, Сам Господь подкрепляет и утешает нас, глаголя во Евангелии: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Ср.: Мф.5, 11—12). Если же еще по немощи нашей не можем... побороть и одолеть скорбных и оскорбляющих мыслей, то всячески да соблюдаем себя от ропота. Когда же и до сего доходило дело, то да познаем немощь нашу, и да смирим себя пред Богом и людьми, и покаемся. — Познание своей немощи и смирение тверже всякой иной добродетели (преп. Амвро­сий). ...Знай, что постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры и бури, и сверх того неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии большей частью он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению (преп. Амвросий). ...Пишешь... что согласна бы жить в N.. если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16, 33). Слова эти ясно показывают, что, хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь, везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010