Бумаги, относящиеся до Н.И. Новикова Дело о скопце Камергере Еленском. Сообщил Д. Член И.П. Липранди Голос о необходимости иметь одинаковые законы и Прибалтийским Губерниям с законами Российской Империи, поданный в Комиссию сочинения проекта Нового Уло-жения, Камер-Конторы Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел Депутатом Арте-мием Шишковым Женская доля по Малороссийским песням. А. Боровиковского Знахарство на Руси. Сооб. И. Щуров Календарь народных примет, обычаев и поверьев на Руси. Сооб. И. Щуров Протокол заседания Общества Истории и Древностей Российских 1866 года, Ок-тября 15 дня Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1868. Январь-Март. Книга первая I. Исследования Война 1812 года. Замечания на книгу: «История отечественной войны 1812 года, по достоверным источникам. соч. Г.-М. Богдановича. СПб. 1859–1860, в 8-ку, 3 тома.» Д. Члена И.П. Липранди II. Материалы отечественные Приложения к запискам А.П. Ермолова, Часть II. 1816–1827 годы. Выписка из Сек-ретного Журнала о распоряжениях по предмету вторжения Персиян в наши границы. – Приказы по Грузинскому отдельному корпусу Русские народные песни, собранные П.В. Шейпом. I. Детские III. Материалы славянские Восточный вопрос и Болгария. Д. Члена И.П. Липранди IV. Материалы иностранные Подробное описание путешествия Голштинского Посольства в Московию и Пер-сию в 1633, 1636 и 1638 годах, составленное Секретарем Посольства Адамом Олеарием. Перевод с Немецкого П.П. Барсова. Книга 1 V. Смесь Синодик XVI-ro века в Нижегородском Печерском монастыре. Д. Члена Епископа Макария Древне Русское сказание об убийстве в Угличе. И.С. Некрасова Палеостров, его судьба и значение в Обонежском крае. С грамотами и другими письменными памятниками. Е.В. Барсова Копия с письма Г-на Герца к Г-ну Басевичу, писанного в Берлине 14-го Июня, 1714 года. Сообщ. Соревнователь А.А. Чумиков Что такое прония в Древней Сербии? Д. Члена А.А. Майкова Две Черногорские грамоты к Императрице Елизавете Петровне

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смысл притчи о блудном сыне, или, лучше, притчи о милосердном отце – неисчерпаем. Сколько книг и картин написано, сколько фильмов снято по ее сюжету! Сколько произнесено проповедей и проведено конференций! Волновала эта притча и русских поэтов: на эту тему писали Гумилев, Слуцкий, Седакова, Щуров, иеромонах Роман (Матюшин) и другие. Стихотворение Бориса Слуцкого (1919-1986) небольшое, приведу его целиком. В нем не все детали соответствуют сюжету притчи, но поэтам это простительно. Советский поэт-фронтовик не проглядел в этой притче главного – любви и всепрощения отца: Истощенный нуждой, истомленный трудом, Блудный сын возвращается в отчий дом. И стучится в окно осторожно: " Можно? " Сын мой единственный, можно! Можно все, лобызай, если хочешь, отца, Обгрызай духовитые кости тельца. Как приятно, что ты возвратился, Ты б остался, сынок, и смирился. Сын губу утирает густой бородой, Поедает тельца, запивает водой, Аж на лбу блещет капелька пота От такой непосильной работы. Вот он съел, сколько мог, вот он в спальню прошел, Спит на чистой постели, ему хорошо, И встает, и свой посох находит, И, ни с кем не прощаясь, уходит. Но для завершения выступления эта цитата не годится. Пожалуй, лучше всего подойдет другая – из проповеди митрополита Антония Сурожского: «Эта притча… лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе». Глубоковский Н.Н. Апостол Лука евангелист и дееписатель. София, 1932. С. 101. Недавно в киевском издательстве «Богуславкнига» вышло замечательное исследование на эту тему: Фаст Геннадий, прот. Толкование на книгу пророка Аввакума. Опыт библейской теодицеи. Киев, 2014. Ribeiro F. Reflexiones monásticas en torno a algunos aspectos del libro del profeta Oseas. “Quadernos monasticos”, (1997). Р. 441 (вся статья – р. 419-442). Комментарии ( 2): Михаил, Пятигосрк 29 января 2016г. 15:29 " Учением о христианской любви и милосердии, в нужных случаях, прикрываются теперь многие деятели «темных сил», стремящихся в действительности разрушить Церковь и уничтожить христианство. Их лживо лицемерной пропаганде мнимой христианской любви мы должны решительно противопоставить учение Св. Отцов, так наставляющих нас:

http://bogoslov.ru/article/4828779

После окончания Физтеха Миша почему-то резко передумал работать в коммерческой структуре, как его одногруппники, а решил работать программистом какого-нибудь православного сайта. Долго искал работу, не сразу ее нашел. Наконец устроился преподавателем информатики и физики в православную гимназию. А через год поступил в Сретенскую духовную семинарию. Очень жаль, что Миши нет с нами. Помолимся об упокоении новопреставленного чтеца Михаила! Диакон Дмитрий Серов , руководитель Международного отдела Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Преподаватель Сретенской духовной семинарии: — Год назад Комиссия по студенческому обмену приняла решение о направлении Михаила Петрухно на обучение в Прешовский университет (Словакия) на докторскую программу. Нас, членов комиссии, впечатлил уровень его работы по календарным системам. На всех этапах было принято положительное решение, университет ждал его документов и после их подачи Михаил должен был на несколько лет переехать в Словакию и продолжать работу над своим исследованием. Однако прошлым летом нам позвонила его мама и попросила отложить процесс ввиду того, что появилась болезнь, требующая срочного лечения. Мы ждали его возвращения, но, к сожалению, не дождались. Дмитрий Щуров : — Большой неожиданностью стало известие о кончине Миши. К сожалению, уже в некоторой степени начинаешь смиряться, что Господь забирает из этой земной жизни людей пожилых или имеющих заболевания, осложняющие перенесение разразившегося недуга, но весть о кончине молодого человека потрясает в большей степени. Осознавая, что всё в нашей жизни не случайно, а совершается по премудрому Промыслу Божию, имеющему только благие цели, ибо Бог есть Любовь, мы утешаемся тем, что Господь забирает этих людей в самый благоприятный для их вечной жизни момент. Сопоставляя кончину Миши и то время, когда мы находились вместе в стенах семинарии, как-то невольно выстраивается некоторая связь. Миша всегда выглядел сосредоточенным, с очень вдумчивым выражением лица. Он был немногословен, а его ответы, как правило, носили обдуманный характер. Не так часто можно было увидеть его смеющимся и веселящимся, он всегда был довольно серьёзен, как будто готовился к чему-то очень важному и ответственному. Может быть, это и был наступивший сейчас переход из земной жизни в жизнь вечную, и Господь, видя его серьезную настроенность, посчитал это самым благоприятным моментом для наступившего перехода.

http://pravoslavie.ru/130903.html

Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих Еще лунный свет наук представляет предметы обманчиво, вместо действительных предметов – призраки, привидения. Не так ли все в Японии погружены ныне в материальный мир и его одного считают действительностью, тогда как он приходит и исчезает для каждого из нас, как призрак… Ваше дело – при Свете Христове представлять людям настоящую цену всего видимого и материального и бесконечное преимущество пред всем этим духовного, нематериального… Будьте же светильниками для ваших братии, еще сидящих в сени смертной! Старайтесь, чтобы в вас самих свет не погас, а возгорался более и более. “Не угашайте духа”. Помните, что вы можете дать свет людям настолько, насколько он сияет в вас самих…» (Т. 4. С. 829–830) Собор Воскресения Христова в Токио. Архитектор Михаил Щуров. 1891 г. 25 июня/8 июля 1904 г. Пятница С 8 с половиною часов выпускной акт в семинарии и катихизаторском училище… Сущность моей коротенькой речи выпускным: «Вы выходите на поле Христово сеять семя Его учения; в дурную погоду выходите, но бодро идите; мы имеем утешение видеть, что, несмотря на бурю, нива Христова благополучна – на ней не видно никакого изъяна: христиане по всем Церквам верны Христу, из служащих Церкви ни один не убавился. Всё это показывает ясно, что вера Христова здесь уже твердо стоит, что ее хранит Христос и живет обращающаяся в ней благодать Божия, как в теле кровь. Слышал я сетование христиан не нашей Церкви (протестантов) на то, что ныне нет никакого гонения, а вместе с тем и оживления: Церковь – как корабль без ветра за штилем… Вы имеете и в этом некоторую выгоду: язычники еще довольно неприязненно относятся к Православию именно – имейте это побуждением к еще вящей ревности в проповеди – это тоже своего рода гонение… Христос – верховный Хозяин наш – ждет вас на Своем поле; первоначальники его делателей – святые апостолы – с высоты небесной шлют вам свои благословления и молятся за вас, ныне трудящиеся по проповеди ожидают вашей помощи – идите же на дело столь важное, столь радостное».

http://pravoslavie.ru/81342.html

Среди икон, написанных в живописной палате Соловецкого мон-ря в кон. XIX - нач. ХХ в., наиболее популярны были заказные «семейные» иконы в масляной технике. На них изображали св. покровителей заказчиков иконы, предстоящих Соловецким чудотворцам, как на иконах-пядницах «Святые Пелагия, Прокопий Устюжский, Зосима и Савватий Соловецкие» 1904 г., «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, св. отрок Константин» 1915 г. (худож. В. Носов, М. Кичин, В. Чуев, АМИИ). Святые изображены в рост на фоне панорамы Соловецкого мон-ря (Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 61-62. Кат. 89, 90). Мон-рь активно сотрудничал с иконописными селами Владимирской губ., особенно с Холуем и Мстёрой. Ассортимент икон с изображением Соловецких святых, привезенных из с. Холуй на Соловки, был широк: «иконы фольговые», «иконы кипарисовые с чеканкой и без чеканки», «в серебряных ризах», «в медных ризах», «образки никелевые». Эти дешевые иконки небольшого размера были широко распространены на Севере (Там же. С. 70. Кат. 112-114). В XIX в. в Центр. России З. и С. почитались как покровители пчеловодства, что связано с тем, что 27 сент. (день памяти С.), согласно народным приметам, «должно убирать улья в омшаник» ( Щуров И. Календарь примет, обычаев и поверий на Руси//ЧОИДР. 1867. Кн. 4. С. 196). Известны иконы, где преподобные изображаются с пчелиными сотами (СГИАПМЗ), а также иконы и цв. литографии, на к-рых они представлены с ульями (АМИИ, ГМИР, ГЭ, см.: Тарасов. 1995. Ил. Косцова, Побединская. 1996. С. 75, 156. Кат. 82). В этом качестве они иногда включались в целебники с предписанием молиться «о умножении пчел» (как на иконе 2-й пол. XIX в. из ГМИР, см.: Тарасов. 1995. Ил. В композиции «Собор Новгородских чудотворцев» З. и С. изображены на иконе кон. XVII в. (СПГИАХМЗ, см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат. Серг. П., 1996. Кат. 26,- в правой группе преподобных вверху), на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ, см.: Косцова, Побединская. 1996. С. 59, 136. Кат. 54,- во 2-м ряду правой группы), на образе 1728 г. письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ), на прориси с иконы XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399, 618-619 - во 2-м ряду крайними слева), на иконах «Собор всех святых Новгородских угодников» XIX в. (с поновлениями XX в.) из алтаря и 60-х гг. XX в. из местного ряда нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. Изображения З. и С. имелись в 3-м ряду на «старинном» образе Новгородских чудотворцев, предстоящих Софии Премудрости Божией, к-рый находился «в ризнице черниговской кафедры» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97).

http://pravenc.ru/text/200051.html

Впрочем, несмотря на указанные обстоятельства, храм был воздвигнут за довольно короткий срок. Его строительство в основном закончилось весной 1860 года, а к концу того же года он был полностью готов. Назовем лиц, принимавших деятельное участие в возведении церкви Трех Святителей. Среди тех, кто поставлял кирпич, были купец И.В. Комаров и М.Я. Колотилов, известь доставляли городецкие крестьяне М. и И. Скворцовы, лес – нижегородский купец И.И. Щуров, железо – купчиха А.И. Редозубова, каменную кладку вели С.И. и А.С. Спиридоновы. В декабре 1860 года все три престола были освящены нижегородским епископом Нектарием. Общие затраты на строительство и убранство нового храма составили 30750 рублей серебром. Исторический облик церкви Трех Святителей восстановливается по сохранившимся архивным чертежам, описи имущества 1860 года и старым фотографиям М.П. Дмитриева и В.И. Бреева. Основной двухсветовой объем храма имел пятиглавое завершение. Главы располагались на барабанах кубической формы с усеченными гранями. Центральный из них был световым, остальные носили декоративный характер. Полукруглая апсида с востока выделяла местоположение главного алтаря с престолом во имя Трех Святителей – Петра, Алексия и Ионы. Придельные алтари архитектурно выделены не были. Они располагались по сторонам от главного алтаря. С севера находился придел во имя святого апостола и евангелиста Луки и преподобного Андрея Критского, с юга – придел во имя святого апостола Иасона и святителя Николая Мирликийского. Святые, которым были посвящены приделы, считались небесными покровителями лиц, принявших наиболее деятельное участие в возведении храма. Посредством притвора, который был несколько уже основного объема, церковь соединялась с запада с двухъярусной колокольней, имевшей шатровое завершение. На ярусе звона колокольни находилось семь колоколов, общим весом свыше 191 пуда. На главах церкви и колокольни, покрытых железом и выкрашенных зеленой масляной краской, имелись дубовые кресты, обитые белым железом. В церковь вели три входа с деревянными и металлическими дверьми: с запада (из-под колокольни), с севера и юга. Крыльца перед ними были выполнены из белого камня.

http://sobory.ru/article/?object=01818

Лихорадочно набираю книги и брошюры, изданные Домом творчества. Вот замечательная книжка, которую всю прочитал в самолете " Празднично-обрядовая культура русских старожилов в Восточной Сибири Троица " . Научный сотрудник М.Р. Соловьева тщательно и умело собрала обряды, рассказы, описания проведения праздника Троицы у восточных сибиряков, крестьян и казаков. Праздник это показан, реконструирован в книге. Тут же красочный буклет (методическое пособие) " Плетение из бересты с примерами образцов и приемов плетения " . Специальный сборник выпускается по народной культуре Приангарья и особо вдохновили сборники с нотными записями народных песен, старинных, тюремных и обрядовых, туристских, частушечных. Вот, например, книга " Закуковала кукушечка " - музыкальный фольклор Братского, Балаганского, Нижнеилимского и Шелеховского районов или " Песенный фольклор Балаганского района " Туман яром " . Выпуск пятый (!) Еще выпуски областные. Еще методички по проведению праздников народного творчества, еще много чего, что свидетельствует о том, что в Иркутской области есть люди неравнодушные, им и в голову не придет то, что это не часть цивилизации России, что это не культура, которую надо было бы побыстрее закопать, в лучшем случае замузеить, расчистив дорогу рок, шок, дрязг культуре новой культурной революции. Сборники песен и обрядов на вес золота, везу, чтобы подарить их Московскому историко-этнографическому театру. Ведь их художественный наставник, великий фольклорист, истинный знаток народного творчества, профессор Александр Щуров собирал песни, делал записи в таежный и степных деревнях Прибайкалья. Открытие нового Дома творчества как бы знаменовало новый этап. Слава Богу, мы еще продвинулись, отвоевав плацдарм духовного у бескультурья. Спасибо нашим фольклористам, нашим народникам. Надо почаще писать о них, награждать их! А рядом-то вырастают и те, кому это снова близко и дорого. В галерее художественного музея В. Сукачева открылась одна из самых ярких выставок праздника " Свет России " . Это конкурс детского рисунка, который объявил журнал " Сибирячок " (о нем разговор особый) к Дням духовности и культуры. В журнале к выставке сказано: " На рисунках детей - Русь православная, богатырская, исторические сюжеты, родные и любимые места, дорогие и близкие люди, мир красоты и добра " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/1...

Владимире (19201921), эмигрировал в Финляндию (1.2.1921), сперва обслуживал лагерь беженцев, затем настоятель церкви в сМЛеркиярви, законоучитель Выборгского русского лицея, принят в клир юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) (1926), помощник настоятеля русской Покровской церкви в Выборге (19261927), настоятель русской Св.-Николаевской церкви в Хельсинки (21.7.192721.12.1940), протоиерей (3.4.1934). Архив: Послужный список о. Н. Щукина (19251940). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Щукин Сергий Сергеевич (1891, Ростов-на-Дону 5.1.1977, Виндзор, Канада), митрофорный протоиерей. Окончил Московское высшее техническое училище со званием инженера-химика, в молодости часто посещал Оптинских старцев, член Братства Св. Алексия Московского (1920), посвящен в чтецы натр. Тихоном в Москве, вернулся в родной город (1920), где работал инженером, член общины непоминающих, которые не признавали авторитета митр. Сергия (Страгородского) , арестован и осужден на пять лет заключения за «контрреволюционную деятельность» (1935), сидел в лагере под Архангельском (19351940), после освобождения поселился в Ростовской обл., эмигрировал с детьми в Германию (1943), священник (1946), состоял в юрисдикции РЗЦ, служил в барачной церкви св. Прокопия Устюжского в Ганновере (19461949), переехал в Великобританию (1949), настоятель Св.-Николаевской церкви в Брэдфорде (4.3.19491952), уехал в Канаду (1952), помощник настоятеля Троицкой церкви в Торонто (1952–1966), Архиерейским Синодом возведен в сан протоиерея, настоятель Св.-Николаевской церкви в Виндзоре (19661977), духовный руководитель Организации российских юных разведчиков на востоке США (25.9.1956), долголетний член епархиального совета Канадской епархии РЗЦ. Соч.: Краткая история РЗЦ (19221972). Виндзор, 1972. Лит.: Сиротина З. Воспоминания об о. С. Щукине. ПР. 1977. 8. Щуров Павел Алексеевич см. Иов, иеромонах . Э Эльпидинский Андрей см. Андроник, архимандрит. Эльпидинский Василий (даты рождения и смерти не установлены), священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По свидетельству ибн Фадлана, рай у русских находится не под землей, а где-то очень высоко [II, 13, с. 275 – 276]. «Отправляя» в рай человека, русские язычники снабжали его всем тем, что необходимо в земной жизни. Обычай сожжения покойников возник в славянстве давно и сохранялся долго, как о том говорит и преподобный Нестор, описывая погребальные обычаи радимичей, вятичей, кривичей, северян [I, 1, с. 31]. Однако данные археологии свидетельствуют и о широком распространении в те времена на Руси обычая погребения в земле. В захоронениях эпохи языческой Руси находят столовую посуду, украшения, оружие, деньги и другие предметы быта. В древности часто полагали, что «путями» в загробную жизнь служат реки [II, 15, с. 294, примеч. 99]. Жизнь «за гробом» представлялась как бы продолжением или параллелью земному существованию. Считалось, что душа и тело не разделяются, как свидетельствуют обряды сожжения и захоронения в земле покойников, но человек приобретает таинственные свойства невидимо являться из загробного мира к живым людям. И по сей день эти представления сохраняются в народных суевериях. Так, в Казанской земле на угол дома, где умер человек, прибивают с внешней стороны белый носовой платок, чтобы «покойник мог скорей найти свой дом». На подоконник для него ставят пищу. В Курской области до сорокового дня в доме умершего держат святую воду в открытом сосуде, чтобы покойник «приходил пить». Почитание умерших предков было распространено в языческой Руси повсеместно и очень глубоко укоренено в вековых традициях. Верили, что от благосклонности «дедов» («щуров», «пращуров») во многом зависит судьба потомков. Умершим предкам устраивали обильные поминки, тризны (игрища с состязаниями и гуляньем), чествовали их в особые дни года, готовили для них трапезы, призывали их на угощение. Нередко «домовой» мыслился как умерший предок. Например, по сей день «домового» называют «хозяином», что, несомненно, восходит к очень глубокой древности, когда хозяином в буквальном смысле мог быть только старший член семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любы николиже отпадает ( 1Кор. 13, 4–8 ) 157 (от Бога и от людей в самых трудных обстоятельствах). Блажен, кто стяжал такую любовь; а мы, немощные, хотя да стремимся к стяжанию свойств и качеств ее самоукорением, смирением и покаянием. Необходимые эти добродетели притупляют горесть и горечь стеснительных обстоятельств, подавая облегчение и соразмерную отраду душе страждущей, и по силе смиряющейся, и кающейся с самоукорением, которое состоит в том, чтобы причиной скорбей и огорчений в стеснительных обстоятельств поставлять грехи свои и гордость. Видимой гордости в нас как будто не заметно; но обнаружение тонкого самолюбия и честолюбия нередко проявляется в негодовании, раздражительности, в ревности не по разуму, а иногда в некоем завидовании удачам других. Самолюбие и честолюбие, хотя и тонкие, много препятствуют стяжанию той любви, о которой сказано выше. Не вотще изрек святой Давид: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. ( Пс. 24, 18 ) 158 . Первая степень к достижению истинной любви есть искание прощения грехов правильными средствами (прп. Амвросий, 1). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему – утешение (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ), и еще сказано в Евангелии: милости хочу, а не жертвы ( Мф. 12, 7 ). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде при мирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5, 23–24 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010