Ист.: Сегодня. Рига, 1927. 24 июля. С. 2; Собор, 1918. Деяния. Т. 1. С. 70; Т. 4. С. 52-53; Расстрельные списки: Ваганьково. М., 1995. Вып. 2. С. 45. Лит.: Польский. Ч. 2. С. 34-47; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. С. 71, 395, 399, 437-439; Серафима (Булгакова), мон. Восп. об архиеп. Петре (Звереве)//Троицкое слово. Серг. П., 1990. 6. С. 12-27; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 22, 26, 52, 126; Акты свт. Тихона. С. 443, 457, 520-521, 536, 848, 965; Шкаровский М. В. Истинно-православные на Украине: По мат-лам следственных дел//Правосл. жизнь. Джорд., 1998. 10; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 113-115, 278-279. Игум. Дамаскин (Орловский),мон. Мелетия (Панкова), игум. Серафим (Питерский) Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых)

http://pravenc.ru/text/150539.html

Чудесное явление иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенском под Москвой 2 марта, в день отречения императора, стало великим и знаменательным событием, свершившимся в эти трудные дни. Это явление любви Богородицы к русскому народу, вступающему на путь крестных испытаний, было и материнским утешением, и увещеванием, и призывом к молитвенному покаянию, к духовной собранности, к исповеднической верности Христу. В Москве средоточием здоровых сил Русской Православной Церкви становится храм Василия Блаженного; его настоятель протоиерей Иоанн Восторгов произносит проповеди , исполненные пророческих обличений и тревоги за Церковь , призывает народ к верности и стойкости в наступившие уже «лукавые времена». В далеком Свияжском монастыре, у раки святителя Германа, епископ Амвросий (Гудко), неправедно сверженный со своей кафедры, в пламенных проповедях увещевал народ не поддаваться обольщениям соблазнителей, крепко держаться за веру отцов. Большинство епархиальных съездов выразило доверие правящим архиереям и просило Святейший Синод об оставлении их в епархиях. Свои кафедры сохранили преосвященные Новгородский Арсений (Стадницкий) , Тамбовский Кирилл (Смирнов), Волынский Евлогий (Георгиевский), Пермский Андроник (Никольский) , Астраханский Митрофан (Краснопольский). Но и на тех кафедрах, где произошла смена архиереев, избранными оказались верные православию епископы Гермоген (Долганов) на Тобольской кафедре и Пахомий (Кедров) на Черниговской, а не ставленники обновленческих группировок. Важнейшим событием церковной жизни стали выборы новых правящих архиереев на столичные кафедры. В Петрограде кандидатом, поддержанным Временным правительством, был епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), но на приходских собраниях, где преобладали рабочие, чаще других называли имя епископа Гдовского Вениамина (Казанского), смиренного архипастыря, который без устали проповедовал Слово Божие в бедных храмах питерских окраин. В первом туре голосования епископ Вениамин получил 699 голосов, архиепископ Финляндский Сергий – 389, епископ Уфимский Андрей – 364, архиепископ Виленский Тихон – 31, архиепископ Платон – 13, архиепископ Новгородский Арсений – 3 голоса, архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) – только один голос, правда, вскоре на выборах Патриарха он получил больше голосов, чем все другие кандидаты – так стремительно менялось настроение в церковной среде. Во втором туре на Петроградскую кафедру был избран епископ Вениамин (Казанский), возведенный в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В воскресенье 7 июля 1902 г. по пути в Казань обитель посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он возглавил служение Божественной литургии, пообщался с братией. По воспоминаниям очевидцев, «из Свияжска и деревень узнавшие к концу литургии наполнили церковь». В 1881 г. в М. С. м. проживали 29 насельников, в т. ч. 9 монашествующих, в 1897 г.- 28 насельников, в т. ч. 14 монашествующих, в 1900 г.- настоятель иером. Серафим (Павленко (Павлиенко)), иеромонахи Павел, Гурий, Прокл, иеродиак. Моисей, мон. Стефан и ок. 20 послушников; в 1904 г.- настоятель иером. Антоний (Чугунов), 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 7 монахов и 20 послушников; в 1917 г.- 39 насельников, в т. ч. 12 монашествующих. Среди братии М. С. м., которые позже были переведены в казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь и в сент. 1918 г. расстреляны,- прмч. мон. Леонтий (Карягин) и послушник Георгий Тимофеев . В 1906-1908 гг. М. С. м. возглавлял архим. прмч. Сергий (Зайцев) , в 1908/09-1920 гг.- архим. преподобноисповедник Феодосий (Лузгин), в 1920-1922 гг.- игум. прп. Александр (Орудов (Уродов)) . Памятник прп. Макарию Желтоводскому и Унженскому Памятник прп. Макарию Желтоводскому и Унженскому 15 марта 1918 г. в Казани состоялся открытый суд над сщмч. Амвросием (Гудко) , управлявшим соседним свияжским Успенским мон-рем, к-рого обвинили в контрреволюционных действиях. 7-10 авг. того же года Казань была занята белочехами и Народной армией Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуч). В это время в Свияжске находился штаб Л. Д. Троцкого, по личному распоряжению к-рого начались массовые расстрелы свияжского духовенства, в т. ч. были убиты еп. Амвросий и свящ. Константин Далматов . В сент. 1918 г. М. С. м. был разграблен отрядом красноармейцев, в 1922 г. состоялось изъятие всех монастырских ценностей, а к кон. 20-х гг. XX в. обитель покинули последние иноки. В 1936-1986 гг. территорию бывш. мон-ря занимал детский туберкулезный санаторий, во время Великой Отечественной войны - госпиталь. Храмы и корпуса были перестроены под нужды медицинско-педагогических учреждений, в алтаре переоборудованного Вознесенского собора устроен туалет. В 1986 г. санаторий был выведен с территории обители, монастырские здания пребывали в запустении.

http://pravenc.ru/text/2561270.html

Это и приобретение исторических сведений об эпохе, богословского, церковно-исторического знания. Это и несомненная духовная польза читателей. Несмотря на обилие дореволюционных публикаций и современных исследований, многогранная личность святителя Феофана изучена недостаточно. Приведу лишь некоторые научные плоды, приобретенные нами за время работы над проектом. Внимательное прочтение материала летописи позволило найти новых корреспондентов и атрибутировать лиц, ранее неизвестных. Среди таких корреспондентов: семья Степана Онисимовича Бурачка, тамбовская помещица Анна Федоровна Урнежевская, протоиерей Николай Флоринский, строитель Саровской пустыни иеромонах Серафим (Пестов), студент Санкт-Петербургской духовной академии Василий Иванович Гудко, впоследствии монах Амвросий (Гудко), настоятельница православной общины сельца Ратьково Костромской губернии Серафима (Поливанова), протоиерей Иоанн Виноградов, иеромонах Черниговского Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Герман (Гомзин), Софья Васильевна Чичерина, моршанский купец Стефан Кирсанович Михайлов и его жена, монахиня Евпраксия (Енгалычева), Вера Григорьевна Лихонина, Серафима Петровна и Ольга Петровна Рязановы, Елизавета Федоровна и Мария Николаевна Давыдовы, Василий Петрович Буяльский и другие лица. Как было упомянуто, жизнь святителя исследователи делят на два этапа: до вступления в Вышенский монастырь на покой и собственно этап жизни в обители. По понятным причинам второй период изучен достаточно хорошо. Летопись восполняет недостаток знаний, публикуя сведения о детских годах святителя, наставнической деятельности, пребывании на Святой Земле. Обильный архивный материал представлен во втором и третьем томах, посвященных епископскому служению на Тамбовской и Владимирской кафедрах. Это позволяет оценить особенности церковного управления святителя, увидеть его интересы, нашедшие отражение во внешней деятельности, в резолюциях, проповедях. Для иллюстрации приведу пример. У большинства дореволюционных исследователей датой рождения святителя Феофана считалось 10 января (по старому стилю) 1815 года.

http://e-vestnik.ru/interviews/svyatitel...

Ярославские епарх. ведомости. Ярославль, 1917. 910. Часть неофиц. С. 109. 24. Распоряжение епископа Вятского и Слободского Никандра (Феноменова) викарному епископу Сарапульскому и Елабужскому Амвросию (Гудко) и благочинным епархии 3 марта 1917 г. По получении газет и телеграмм с Манифестами об отречении Государя от престола распорядитесь прочитать Манифесты в церквах и заменить в ектениях и молитвах прошения о нем и царствующем доме словами «о Всероссийском Правительствующем Синклите». Поступайте так, пока станет Вам известно распоряжение Святейшего Синода. Действуйте на народ успокоительно. Слово и жизнь. Вятка. 19. С. 4. 25. Из заметки о политической позиции викария Вятской епархии епископа Сарапульского и Елабужского Амвросия (Гудко) 35 марта 1917 г. Епископ Амвросий в переполненном молящимися соборе восхвалял бывшего царя [Николая II] и в особенности его супругу [императрицу Александру Федоровну], чем внес в народ нежелательное возбуждение. 117 Кама. Сарапул, 1917. 52. С. 4. 26. Из ответного слова митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) на приветственную речь нового обер-прокурора Св. синода В.Н. Львова на первом заседании Св. синода при Временном правительстве 118 4 марта 1917 г. [Митрополит Владимир] заявил, что давно знает В.Н. Львова как ревностного защитника православной церкви и приветствует его как желанного гостя, под управлением которого работа Синода пойдет успешнее для пользы родины и православной церкви. Русское слово. М., 1917. 51. С. 2. 27. Из речи архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) 119 на первом заседании Св. синода при Временном правительстве 120 4 марта 1917 г. В настоящую историческую минуту не могу не высказать несколько слов, быть может и нескладных, но идущих от сердца. Господин обер-прокурор говорит о свободе Церкви. Какой прекрасный дар! Свобода принесена с неба Спасителем нашим и Господом: «если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» [ Ин.8:36 ]; она выстрадана апостолами, куплена кровью мучеников. И великий дар свободы стоит испытаний и страданий. Двести лет Православная Церковь пребывала в рабстве. Теперь даруется ей свобода. Боже, какой простор! Но вот птица, долго томившаяся в клетке, когда ее откроют, со страхом смотрит на необъятное пространство; она неуверенна в своих силах и в раздумье садится около порога дверец. Так чувствуем себя в настоящий момент и мы, когда революция дала нам свободу от цезарепапизма... Великий дар свободы куплен и приобретается всегда ценой испытаний. Утверди, Господи, Церковь Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Быть может, такого рода сообщения и побудили обер-прокурора Св. Синода Русской Православной Церкви К. П. Победоносцева написать в своем отчете за 1900 г.: " Успех Православной миссии в Корее ныне можно считать вполне обеспеченным " . 20 июня 1897 г. последовало Высочайшее соизволение на учреждение православной миссии в Сеуле и на сооружение здесь первого православного храма. Поскольку число православных христиан в Сеуле было относительно невелико, было решено на первых порах ограничиться пристройкой к зданию Русской дипломатической миссии помещения для домовой церкви. " Одно из наиболее красивых мест возвышенного холма, откуда открывается вид на столицу, занимает дом Русской миссии. При последней предположено соорудить первый православный храм в Корее " , -сообщалось в одном из разделов трехтомного " Описания Кореи " (СПб. 1900, тт. 1-3). В состав миссии были назначены архимандрит Амвросий (Гудко), иеродиакон Николай (Алексеев) и псаломщик А. Красин. В начале 1898 г. члены миссии отбыли из России к месту своего назначения. На постройку в Сеуле церкви и дома для причта было ассигновано из казны 25 тысяч рублей. Но правительство, выделив эту сумму, признавало, что она весьма незначительна даже для начала, особенно в сравнении с положением инославных миссий, действовавших в Корее. Поэтому архимандрит Амвросий, накануне отъезда из России, через церковную печать обратился к русским христианам с просьбой о пожертвованиях на дело православной проповеди в Корее. Признавая заслуги католических миссионеров, которые к тому времени обратили в христианство свыше 30 тысяч корейцев, о. Амвросий свидетельствовал о том, что " вся остальная масса народа, числом свыше 13 миллионов душ, продолжает пребывать в вере Будды, Конфуция и в грубых формах идолопоклонства " . " Пусть никого не смущает то обстоятельство, что мы просим пожертвований, еще не прибыв в Корею и не начав дела, - продолжал о. Амвросий, - ибо ожидающие нас там нужды нам и здесь известны, а затем ведь и для начала дела нужны средства и большие средства " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (память 27 июня по старому стилю) С вященномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (в миру Василий Гудко) родился в Люблинской губернии в 1867 году. В 1889 году Василий поступил в Санкт–Петербургскую Духовную Академию, где принял монашеский постриг в 1891 году, а через два года был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия, отец Амвросий был назначен заведовать миссионерским училищем на Алтае. Служил в Корейской Духовной Миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года являлся ректором Волынской Духовной Семинарии. В 1904 году состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 1909 года он епископ Балтский, викарий Подольской епархии. С 1914 года Владыка был назначен в город Сарапул, являясь викарием Вятской епархии. 18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации Владыка был уволен с кафедры на покой в Свияжский монастырь Казанской епархии. Там, у раки первого Святителя Казанской земли митрополита Германа, неправедно сверженный с своей кафедры епископ в пламенных проповедях и увещевал народ не поддаваться»развращающему влиянию»соблазнителей, крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди, такие как»Врат рода человеческого — жидомасоны в мировой истории», обличающее планы сионистов по разрушению России, были запрещены даже синодом, так как в них содержались факты, вскрывающие проникновение в правительство антирусских сил. Величие духа Владыки сказалось и в том, что он, подобно другому священномученику архиепископу Гермогену Тобольскому (Долганову), мужественно призывал ратовать за плененного Царя и за Царёво дело. Когда весной 1918 года большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, так что в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение, Владыка пошёл к земельному комиссару и сказал:«Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». Вскоре Владыка был арестован и отправлен в Казань. Там его ожидал расстрел, но рабочие местных заводов пригрозили забастовкой и власти по просьбе священномученика епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка) выдали Святителя на поруки. Владыка снова служил, говорил бесстрашные проповеди.«Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять», — так Святитель увещевал народ.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

СНОСКИ : 1 . Материалы для канонизации в сонме новомучеников РПЦ XX века протоиерея г. Казани о. Н.М.Троицкого были подготовлены и сданы, в числе прочих, в 2005 г. Отделом по канонизации святых Казанской епархии Московского Патриархата РПЦ в синодальную комиссию по канонизации. 2 . Так в оригинале. 3 . Так в оригинале. 4 . Так в оригинале. 5 . Епископ Амвросий был очень неудобной фигурой не только для большевиков, но и для их " либеральных " предшественников, так как не скрывал своих монархических убеждений и открыто обличал губителей России. Ещё летом 1917 г., по доносу, ему в вину вменялось произнесение речи, которой он якобы " восстанавливал народ против Временного Правительства и нового строя " , а также составление некой телеграммы, в коей Амвросий будто бы выражал " надежду на восстановление самодержавного строя " . Будучи вынужденным оправдываться перед Казанской Духовной Консисторией, епископ ответил на это 31 октября 1917 г. что: " Всё изложенное о моей деятельности в донесении Г.[осподину] Товарищу Министра Исповеданий настолько далеко от истины, что я, по Архиерейской совести, должен назвать его самой наглой, бессовестной и злонамеренной ложью " . " Не помню, - замечал он далее, - чтобы я посылал кому-либо телеграмму с выражением надежды на восстановление в России самодержавного строя. Думаю, что какая-то " Комиссия " сообщает подложную телеграмму. Впрочем, если бы я или кто-либо другой и позволил себе выражать подобную надежду, как своё личное мнение, в частной телеграмме или письме, то, полагаю, после объявления революционным Правительством всех свобод и затем, при наблюдении всех тех ужасов, каких мы являемся очевидцами по всей России вообще и в соседней Казани в частности, - едва ли дозволившего себе подобную смелость можно [было] бы назвать преступником, особенно если бы он мечтал о самодержавии не в духе Николая II-ro, а Александра III-ro, когда Русь наша была славна, сильна, мирна, а всем её врагам и злодеям страшна " . Столь принципиальная жизненная позиция епископа Амвросия стоила ему - уже в большевистской России - сначала свободы, а затем и самой жизни. В июле 1918 г. он был зверски убит красноармейцами в Свияжске с санкции прибывшего туда для организации контрнаступления под Казанью наркома Л.Д.Троцкого. В 1999 г. епископ Амвросий (в миру - В.Гудко) был канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии РПЦ, а затем - на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ, проходившем в Москве 13 - 16 августа 2000 года, - прославлен в лике святых новомучеников и исповедников российских.

http://ruskline.ru/analitika/2006/05/08/...

1900–1901 учебный год (в извлечении)... СПб.: Тип. А.П. Лопухина . 1901. С. 137–138). 106 Архим. Антонин (Грановский), бывший преподаватель Холмской духовной семинарии, младший член Петербургского духовного цензурного комитета. 107 «Right Rev. Tikhon Bishop of Alaska and the Aleutian Islands, to Sheldon Jackson, General Agent of Education in Alaska». (Из переписки Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, с Генеральным Агентом по народному образованию в Аляске//АПВ, 1900, т. IV, 4, с. 82.) 109 Бывший епископ Прилукский Филипп (Бекаревпч), назначенный 6 ноября 1899 г. епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии; духовный писатель, любивший церковную науку. 110 Епископ Полтавский и Переяславский Иларион (Юшенов), ревностно устранявший в своей епархии богослужебные недостатки: неблагоговейное отправление служб и их неуставное сокращение, совершение литургий без проповеди и т.п. 111 Отношение преосвящ. Алеутского на имя обер-прокурора от 2 декабря 1899 г. за 99 (РГИА. ф. 799. оп. 25. год 1897, д. 226. л. 81– 81об). 112 Отношение преосвящ. Алеутского на имя обер-прокурора от 6 января 1900 г. за 1 (РГИА, ф. 799. оп. 14. год 1899, д. 1052. л. 18–18об.). 117 Архим. Амвросий (Гудко), бывший заведующий Русской духовной миссией в Корее. «В ожидании благих результатов от начавшейся переписки... между Петербургом и Сеулом миссионеры временно приютились во Владивостоке, а потом, чтобы не тратить времени напрасно, перекочевали в Новокиевск, где и занялись изучением корейского языка среди местных старожилов корейцев (уссурийских), владеющих своею корейской и русской грамотой. Проживая в Новокиевске, отец Амвросий иногда служил в одной из полковых церквей поселка и здесь, пользуясь свободой слова, произносил громоподобные проповеди (на что он был большой мастер) с жаром ревности древнего пророка. В проповедях своих он обычно не щадил никого и ничего, бичевал всех, кто попадался ему на зубок, не исключая даже сильных мира сего. Особенно доставалось офицерам и чинам военного ведомства за их якобы беспечную и разгульную жизнь, позорящую, по его словам, доброе русское имя среди инородцев окраины. Военные со своей стороны не оставались в долгу. Они тут же стали строчить донос за доносом на «строптивого» архимандрита и отправлять кому следует. В результате этой неравной борьбы, к общей радости доносчиков, «грозный ратоборец», не увидав «жребия» своего нового служения, отозван был обратно в Петербург, где и получил новое назначение. Этим, собственно, и закончилась его миссия в Корее». [Феодосий (Перевалов). Российская Духовная Миссия в Корее (1900–1925 гг.)//История Российской Духовной Миссии в Корее. Сборник статей/Сост. Д. Поздняев. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1999. С. 184–185.]

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В августе на станции Тюрлем был замучен епископ Амвросий (Гудко), живший на покое в Свияжском монастыре. На собрании братства православных приходов, епископ Амвросий говорил: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают грехи всякие, и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять» 92 . Расправились с владыкой по приказу Троцкого, который нагрянул со своим штабом в Свияжск и расположился на станции Тюрлем. Посреди нескошенного поля его келейник нашел тело архипастыря со штыковыми ранами и предал честные останки святителя земле и многие годы, пока не вынужден был уехать из этого места, платил крестьянину, чтобы тот не вспахивал поле, где покоился прах священномученика. Летом в Смоленске убили епископа Вяземского Макария (Гневушева). Вместе с ним расстреляли еще 13 человек. Их пригнали на пустырь и построили спиной к свежевырытой яме. Убивали по очереди, подходя вплотную и приставляя винтовку ко лбу. Владыка был последним, он молился с четками в руках и благословил каждого: «С миром отыди». Когда очередь дошла до епископа Макария, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, святитель сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твое. Твори волю пославшего тебя!» Несколько лет спустя этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце? А ведь он узнал и благословил из жалости, и теперь из жалости является ко мне, благословляет, как бы говоря, что не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения. Божий свет мне стал не мил, жить я недостоин и не хочу» 93 . Тогда же был арестован епископ Балахнинский Лаврентий (Князев). Перед казнью он обратился к солдатам, и они отказались стрелять в него. Тогда по приказу чекиста Булганина пригнали китайцев, которые и убили архипастыря. Та же участь постигла епископов Вольского Германа (Косолапова) и Кирилловского Варсонофия (Лебедева).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010