Ты боишься дожить до времен антихриста. Милостив Господь. Мы с тобой до этого едва ли доживем, а только нас немного попугают предтечи антихристовы, восстающие против церковной и предержащей власти, так как антихрист должен прийти во время совершенного безначалия, о котором и хлопочут предтечи антихристовы. 403. ОБ ИГУМЕНСТВЕ НЕ СМУЩАЙСЯ Касательно игуменства, о чем предрекал Иванушка, положись на волю Божию и веруй, что Господь никому не посылает искушений выше сил; и если кого определяет на какое-либо служение, то в то же время готов бывает подавать и Свою всесильную помощь обращающимся к Нему с верой и усердием. 404. О ВОРОВСТВЕ В ОБИТЕЛИ И О ХРАНЕНИИ У СЕБЯ ЧУЖИХ ДЕНЕГ Пишешь, что через случившееся воровство в обители матушка N лишилась всего капитала, не пожелав последовать решению мудрому старинных людей, – в случившейся беде делить погрешности пополам. Тогда бы скорбь ее была легче. А теперь, отдав все, думает бежать из обители. Но это неосновательно, очень неосновательно. От беды и скорби никуда не уйдет. Лучше будет, если она, осознав искренно свою неисправную жизнь перед Богом и разные мысленные уклонения от правого пути, останется в обители, чтобы терпением со смирением заглаждать бывшие погрешности. Впрочем, так думаю аз, грешный и неисправный; а она как знает и найдет лучше, тако и да сотворит. Припомнилось мне, что ты когда-то писала (видела во сне), что какие-то странные воины, взяв вас с матушкой N из среды сестер, только двух распинали, а прочих никого не тронули. Смотри, как бы тебе не пришлось из-за чуждого дела пострадать так же, как случилось с матушкой N. Хотя в Евангелии сказано ( Мф. 5:44 ): любите враги вашя... добро творите ненавидящим вас, но любовь эта должна выражаться совсем в ином, а не в том, чтобы хранить чужое, что могут похитить. От такого хранения ты невольно можешь подвергаться смущению из опасения... Кажется, лучше бы было, если бы ты возвратила взятое и посоветовала хозяйке положить это на хранение в государственный банк. Должно быть, и ты читала в «Отечнике». Скитские старцы собрались на собор судить подверженного воровству и решили так: все другие немощи можно нести, а подверженного воровству должно удалять, потому что он всех смущает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Рукоделие оставлять тебе не следует, а только должно заниматься им в приличное время, не оставляя четочного правила и другого молитвенного вычитывания, от которых враг тебя отвлекает, потому что все благословенное составляет существенную пользу монаха; оттого исполнять это бывает тяжело, и как бы неудобно, и как бы все и все этому мешают. Причины и тяжести таких неудобств есть ухищрение и отвлечение вражие, так как все благословенное ему не нравится. Ты же, зная это, понуждайся исполнять по благословению назначенное; равно не оставляй и устной Иисусовой молитвы. Пишешь, что по временам ты очень ослабеваешь, до малодушия, а иногда и до отчаяния. Знай, что главные козни вражии две: бороть христианина или высокоумием и самомнением, или малодушием и отчаянием. Святой Лествичник пишет, что один искусный подвижник отражал козни вражии их же оружием. Когда они приводили его в отчаяние, то он говорил себе и врагам: «Как же вы не так давно хвалили меня и приводили в высокоумие», – и через это отражал злой умысел вражий. Если же враги опять переметывались на другую сторону и начинали хвалить, и подавать поводы к высокоумию и самомнению, то старец тут отвечал: «Как же вы не так давно приводили меня в отчаяние; ведь это одно другому противоречит». И таким образом сей подвижник, с помощью Божией, отражал козни вражии их же оружием, благовременно употребляя одно против другого. Также у тебя бывает иногда мысль восставать мужественно против врагов, и спрашиваешь: «Справедливо ли это?» Противоположное сему малодушие показывает, что несправедливо. Не нашей меры восставать против злохитрых врагов, а всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлению Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь, как советует святой Лествичник: «Именем Иисусовым отражай ратники». Мир тебе. 242. ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА ИСКУШЕНИЙ – ВЫСОКОУМИЕ. ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ИСКУШЕНИЯ, КОИХ ПРИЧИНА – САМООБОЛЬЩЕНИЕ Говоришь, что если угодно Богу и Царице Небесной, чтобы тебе перейти туда, то тебе подастся к тому случай, и я тебя благословлю. А я тебе скажу, что если на то будет воля Божия, то тебя туда переведут без всяких усилий с твоей стороны. У Господа Бога средств много устроить это, если это полезно тебе, но никак не следует ни в этом, ни в другом чем-либо исполнять волю врагов душевных, смущающих тебя всякими внушениями и предположениями, которым ты доверяешь на том основании, что это «тебе кажется». Вся стужающая тебе мысленная брань или путаница происходит от этого доверия вражеским внушениям, которым ты приписываешь какое-то значение или вероятие, или которое ты хочешь уловить, вместо того, чтобы презирать их, призывая против них помощь Божию. Главная же причина мысленной твоей брани – великое твое высокоумие, которое во всем проглядывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Конечно, нужно взять только кого попроще, чтобы могла послужить твоему слабому благородию. Впрочем, я хорошо не знаю М.Г. ... Поэтому сама смотри, как лучше и полезнее. Есть старинная пословица: «Ум хорошо, а два лучше, а три хоть брось». Но это человеческое замечание. Господь же глаголет во Святом Евангелии ( Мф. 18:20 ): идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. Посмотри на свое чувство внутреннее повнимательнее: как будет покойнее и ближе к твоему устроению, так и сотвори. Один мудреный юродивый толкует: «Гусь да гагара – неладная пара». Впрочем, у нас, на скотном дворе, умер столетний старец Пахомий, который и среди множества людей умел сохранять глубокое молчание. Случалось, что некоторые станут приставать к нему с разными вопросами, он встанет и пропоет им: «Ангел вопияше Благодатней», и опять сядет молча, почесывая в голове, или роясь в своей сумке, как будто бы что-то отыскивает. Если бывало кому что-либо скажет, то помни и не забывай. На многих сбывались слова его. Волей и неволей, а нельзя не заботиться о делах обители и о поведении сестер. Впрочем, да будет о нас по воле всеблагого Господа, хотящего всем спастися и в разум истины приити. Не напрасно слышим повторяемое слово: ин суд человеческий, и ин суд Божий. Всеведущий Господь лучше нашего знает, что для нас полезнее, полезное и устрояет. В молитве Господней заповедано нам молиться так: «Отче наш... да будет воля Твоя». Правда, что положение твое в своей обители стесненное, и неприятное, и неудобное. Но есть простая пословица: «Побежишь от волка, нападешь на медведя». Остается одно – потерпеть и подождать, внимая себе и не осуждая других, и молясь Господу и Царице Небесной, да устрояют о тебе полезное, якоже Им угодно. Я прежде писал, и теперь опять повторяю то же, что все эти нападения на тебя, со стороны других, происходят по ухищрению вражию, чтобы воспрепятствовать тебе заниматься внимательно молитвою. Покойный игумен отец Антоний, брат архимандрита отца Моисея, говаривал: «Внимательная молитва молящегося – врагу нож по горлу».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Вы писали, что, подав однажды нищему милостыню о здравии вашего сына, смутились, когда он стал молиться о упокоении его. Не смущайтесь этим. От ошибки и недоразумения нищего не могло и не может произойти ничего противного для вашего сына; и ничего большего и лучшего никому нельзя пожелать, как в свое время сподобиться Царствия Небесного. А что вы в скорби своей о сыне иногда думали, что лучше бы было для него умереть, нежели жить так, как он живет, – за это укорите себя и с полной верой предайте и себя самую и сына вашего воле всеблагого и премудрого Бога. Если Господь чьи дни сохраняет, то благодетельствует; если чью жизнь пересекает, то паки благодетельствует; и вообще, по слову Святой Церкви, Господь глубиною мудрости человеколюбно всё устраивает и полезное всем подает. И потому для человека нет ничего лучше и полезнее преданности воле Божией, а нам Суд Божий непостижим. Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына, как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смиряться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна – невольная причина теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда: всякий человек одарен свободной волей и сам за себя более и должен будет отвечать пред Богом! Спрашиваете, не написать ли вам сыну вашему наудачу в Москву и как ему написать, чтоб тронуть его сердце? Напишите ему сперва вкратце, чтоб узнать, где он теперь находится, а когда это узнаете, то можете написать ему и подробнее. Можете тогда ему сказать, что он теперь, вероятно, собственным опытом испытал, к чему ведет безбожие и вольнодумство; что, стремясь к необузданной свободе, он забыл, что от греха, особенно досаждения родителям, произошло самое рабство, которого прежде не было на земле, и тому подобное. Помолясь Богу, пишите, как Господь положит вам на сердце. Но сперва, повторяю, нужно вам узнать, где он находится в настоящее время и в каком положении. И вообще вам должно теперь не столько заботиться вразумлять его, но более молиться за него, чтобы Сам Господь, имиже весть судьбами, вразумил его. Велика сила матерней молитвы. Вспомните, из какой глубины зла извлекла блаженного Августина молитва благочестивой его матери. А молясь за сына, молитесь и о себе, чтобы Господь простил вас, в чём вы по неведению согрешили.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Не всех Бог спасает разумом, но многих простотой. Никто не одобрит невежества, но если выставить на вид весь вред вольномыслия, роскоши и проч., происходящий от мнимой образованности и ложного просвещения, то явится недоумение о том, нужно ли спешить без разбора образовывать всех арабов и в какой мере. Теперь арабы переносят душеполезную бедность, которой никак не понесут образованные. Без сомнения, нужны для них обученные сведущие священники с приличным содержанием, но кому их приготовлять, нам или греческому духовенству, об этом нужно подумать. Кажется, основательнее бы посоветовать братии последнего, чтобы оно принимало хотя бы избранных арабов в новую Иерусалимскую семинарию или обучало их в другом каком-либо месте. Нам же брать это дело на себя можно не иначе как по общему совету и согласию с греческим духовенством. Притом скоро ли еще наши обучатся арабскому языку? Мысль Неклюдова обучать в русских семинариях живому арабскому и греческому языку – хороша; но чтобы иметь в этом успех, надо в семинариях исключить преподавание некоторых предметов, не осуществляющихся на деле, а только отягощающих учеников и препятствующих нужнейшему обучению. Взгляд Неклюдова более других основателен, и в записке его всё сказано дельно, но уже архиерея неприлично возвращать с Востока, а нужно только настроить его к благоразумным действиям, к покорному и смиренному обращению и отношению к греческому духовенству и взаимному с оным советованию об общей пользе Православия, внушая ему (нашему архиерею) все выгоды такого отношения и неизбежно вредные последствия отдельного и самостоятельного действования. Благодарю за уведомления, писанные от 4 мая. Приятно было слышать, что в Синод поступают на службу люди благонамеренные – С. и С. О том не унывай, что записки твои мало еще приводятся в исполнение; но Бога ради с благим намерением занимайся поручаемыми тебе делами. Дай Бог, чтобы была польза и от немецкого сочинения Левисона. О Бежецких богомолах 20 сказать ничего не могу, потому что достоверного о них ничего не знаю. Не тяготись тем, что за брата Максима восстают на тебя родственники. Всякому доброму делу или предшествует или последует искушение. Когда нужно будет, тогда и объявите о сём.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Ты спрашиваешь, нужно ли тебе открывать о своем желании братьям своим. В этом случае старайся поступать, смотря по обстоятельствам, соображаясь с тем, что будут говорить братья об устройстве тебе. При удобном случае можешь сказать им, что надобно же тебе устроить жизнь свою сообразно с твоим желанием и настроением духа. Если будут назначать тебе часть земли – не отказывайся. И вообще предавайся Промыслу Божию и моли благость Его, да имиже весть судьбами устроит тебя на путь спасения. 29 ноября 1860 г. 216. ОШИБКИ ИСПРАВЛЯЙ САМОУКОРЕНИЕМ И ПОКАЯНИЕМ В чём по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научают тебя уклонению и осторожности и хранению себя чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи. 29 ноября 1860 г. 217. ХУЛЬНЫМИ ПОМЫСЛАМИ НЕ СМУЩАЙТЕСЬ Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяются в грех . Скупость происходит от неверия и самолюбия. Также и раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы. Правда, что место удобное помогает, но все-таки главное дело зависит от силы душевного произволения на благое и понуждения к тому, и от приличного хранения себя. Ева и в раю нарушила заповедь Божию. 22 апреля 1861 г. 218. ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ – ЗА ГОРДОСТЬ А хульные помыслы известно, за что борют: первое – за возношение, второе – за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех. 19 декабря [...] г. 219. ВО ПОЛАГАЙСЯ НА БОГА

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Но необходимость принуждает преодолеть страх, и я с ужасом, закрыв рукой лицо, перехожу первую комнату и, войдя в следующую, вижу протоиерея Матвея Александровича в переднем углу. Он читает книгу. А ближе к двери стоит митрополит, одетый в простую черную рясу; на голове скуфейка; в руках разгнутая книга, и головой показывает мне, чтобы и я нашел подобную книгу и развернул ее. В то же время митрополит, поворачивая листы своей книги, говорит: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия ». Вижу, что и в моей книге крупными словами написано: «Библия». Тут сделался шум, и я проснулся в большом страхе. Много думал, чтобы всё это значило? Мне сон кажется грозным, и лучше бы ничего не видать. Нельзя ли опытных в духовной жизни спросить о значении этого сновидения? Самому мне внутренний голос объясняет сон, но объяснение такое ужасное, что не хотелось бы согласиться с ним.   Объяснение сновидения старцем Амвросием   Кому показано было это замечательное сонное видение и кто слышал тогда многозначительные слова, тому, по всей вероятности, и внушено было через Ангела-Хранителя объяснение виденного и слышанного; как и сам он сознается, что ему внутренний голос объяснил значение сна. Впрочем, и мы, как вопрошенные, скажем свое мнение, как о сём думаем. Видение ослепительного света от иконы Господа Саваофа, и в следующей затем комнате виденное множество книг и стоящие там с книгами покойные митрополит Филарет и протоиерей Матвей Александрович и произнесенные одним из них слова «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия » могут иметь такое значение. Во-первых, всё, касающееся до сотворения мира, судьбы народов и спасения людей, Господь Вседержитель открыл избранным святым мужам, пророкам и апостолам, просветив их светом Своего Божественного познания, а ими всё это передано людям и написано в Библии , то есть в книгах Ветхого и Нового Завета. Во-вторых, множество других виденных там книг может означать то, что всё, сказанное в Библии прикровенно и неясно, объяснено другими избранными от Бога святыми мужами, пастырями и учителями Единой Соборной Апостольской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Но «обратится болезнь их на главу их» (Ср.: Пс. 7: 17 ), по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того, чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада, в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство. Господи, помилуй нас! 14 марта 1881 г. 29. НЕОБХОДИМОСТЬ ПОКАЯНИЯ. ПОЛЬЗА ПОСТА N. вразумиться надо. Что ни думай, что ни толкуй, а смерти не миновать и Суда Божия не избежать, на котором воздается комуждо по делом его ( Пс.61:13 ). Поэтому хорошо заблаговременно опомниться и взяться за настоящий разум. Евангельское учение начинается и заканчивается словами: «Покайтеся! – Не приидох бо призвати праведныя, но грешники на покаяние» (Ср.: Мф.9:13 ). «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: возмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11: 28–29 ). Призывает Господь труждающихся в борьбе со страстями и обремененных грехами и обещает успокоить их через искреннее покаяние и истинное смирение. Пишешь, что ты видишь N. во дни святой Четыредесятницы только в субботу и воскресенье и ходишь к ней пить мятку; а о чае тамошние сестры и не толкуют в святую Четыредесятницу. Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало различия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое понуждение ценится пред Богом, по сказанному во Евангелии: «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают оное» (Ср.: Мф. 11: 12 ). И дерзновенно и самовольно нарушающие правило поста называются врагами креста, имже бог чрево, и слава в студе их ( Флп.3:19 ). И в псалмах сказано: «Заблудиша от чрева» ( Пс. 57: 4 ). Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее, и сверх того, долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются. Если N. к светлому празднику оденется хоть в полупарад, я и этому буду очень рад. Не вотще читаем в одной молитве: «Господи, аще хощу, или не хощу, спаси мя». И в псалмах сказано: «Броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» ( Пс. 31: 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Не будьте слишком строги к представляющим дело в ложном виде. Вот и солгавший на женщину, думаю, сделал это не намеренно, а как светский человек, от рассеянности, смешав два разговора вместе, бывший в известной комнате и другой где-либо в ином месте, по слуху (об известном предмете)... Пример сему и у нас был. Господин Муравьев (А.Н.), бывши в Скиту в двух келлиях разных, в одной видел переплётное мастерство, а в другой токарный станок, и после спутал в одну келлию и так напечатал в своей книжке. Когда будет бороть вас подозрение, то вы говорите себе: «Может быть, это не так», – и оставляйте дело в среднем смысле. 115. СЛУЖЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Служебные дела ваши день ото дня усложняются и затрудняют ваше положение. Что делать? В настоящее время – неустройство в целом мире от брожения умов и от чрез меру развитого самолюбия. Не говоря уже о каких-либо увлеченных людях, видим, что между самыми благонамеренными людьми редко можно найти двух во всём единомысленных и согласных; но и из таких людей всякий думает по-своему, видит вещи по-своему и действует с настойчивостью тоже по-своему, – когда в силах, то открыто, более же политически и ухищренно. И так действуют потому, что иногда уверены в правильности своих убеждений до папской непогрешимости, иногда же уклоняются в человекоугодие по человеческим расчетам. В первом случае забывается слово Апостола: «Мняйся ведети что, не уразуме, якоже подобает (Ср.: 1Кор.8:2 ); и еще: «Имут ревность, но не по разуму (Ср.: Рим.10:2 ), а в последнем случае – слово Псалмопевца: «Бог разсыпа кости человекоугодников ( Пс.52:6 ). Находясь среди таких обстоятельств, кто еще не имеет совершенно полной власти, непрестанно да памятует совет Самого Господа: «Будите мудри яко змия, и цели яко голубие» (Ср.: Мф. 10: 16 ), то есть, видя несправедливое действие [кого-либо], вместо того, чтобы раздражаться от негодования, должен употреблять мудрость, чтобы достигать цели не во всём, а хотя в главном или в чём возможно; подобно как змия, когда ранят тело ее, всячески старается соблюсти главу. Вообще ныне время такое – хотя бы в чем-нибудь достигать благонамеренной цели. А в отношении главного предстоятеля, кто бы он ни был, должно иметь следующее соображение: действовать, приспособляясь к его характеру; и кто уклончив – одно говорит на словах, а другое выражает в действиях и на бумаге, с таким не должно прибегать к словесным объяснениям: они напрасны, а лучше самое дело пускать в ход на волю Божию: пройдет – хорошо, не пройдет или подвергнется неправому изменению – вы за это отвечать не будете. Должно успокаивать себя тем, что Господь взирает на благое намерение и требует посильного и возможного действия, а не сверх силы и возможности. 116. ДОНОСЫ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

18 декабря 1879 г. 22. ВОЗДЕРЖАНИЕ НЕОБХОДИМО. СВОБОДА ЧАСТО ВРЕДИТ Пишешь о том, что у вас там делается, например, о чайных претензиях. Старинная пословица: с кем поживешь, так и прослывешь. Ежели сорокалетняя избалованная N., и притом с неполным здоровьем, чтобы много не отстать от других, пила прошлый пост чай без сахара, то нет ничего удивительного, если молодые деревенские девушки, не привыкшие много к чаю, совсем его и не пили. Правда, что чай в монастыре привыкших к оному немало облегчает, но зато много вредит тем, которые его прежде не пили. Такие так к чаю пристращаются, что и меры в оном не знают. А всем известно, что первозданные Адам и Ева чрез вкус и вкушение были изгнаны из рая. Поэтому всеми святыми отцами и предписывается начинающим благочестие прежде всего воздержание вкушения. Чтобы возбранение чаю не так тяжело казалось малодушным, то любящим есть щи возбранено до времени употреблять и щи. По-видимому, вещь малая или дело маловажное, но, в сущности, оно очень важно. Через такое испытание, по-видимому, и не совсем уместное, явно доказывается отсечение своей воли и искреннее послушание, свидетельствуемое евангельским словом Самого Господа: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Ср.: Мф. 16: 24 ). Отвергнуться себя – значит отвергнуть хотения своей воли и своих разумений. Взять крест – значит нести тяжесть послушания, так как Сам Христос был послушлив, до смерти крестной (Ср.: Флп.2:8 ). Всё это пишу, чтобы подтвердить строгое, но мудрое распоряжение Того, от Кого оно произошло. Есть малороссийская пословица: про то первый знает. Воздержание и послушание многим принесло пользу, а необузданная свобода иным много повредила, а иных и совсем погубила. А мы ведь решились искать спасения, то и да держимся всего, приводящего к спасению, а отводящего от оного всячески да удаляемся. Я пил и пью теперь чай, как больной, иногда и не вовремя; но очень сожалею, что прежде ел и пил без особенной надобности, когда можно было бы и воздержаться с большей пользой душевной. Может быть, и не был бы так нездоров и болен; а то от чайной испарины не раз простужался. Впрочем, ты, N., чай пей, только дело духовное разумей; а молодым, и особенно простым, полезно и воздержаться по многим причинам. Первая из этих причин есть та, что предположено было устроить общину на строгих правилах, так как послабление во многих обителях было поводом ко многим непозволительным слабостям.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010