Для более успешного развития миссионерской деятельности выпускники духовной школы при принятии сана священства приписывались к разным церквям: дети священно- и церковнослужителей - в русские селения, а дети инородцев - в приходы новокрещенные. Некоторые из инородцев служили переводчиками. В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского) , была преобразована в семинарию. Будучи воспитанником Киевской духовной академии архиепископ Иларион пожелал Казанскую семинарию устроить по образцу Киевской академии. Для этого он пригласил в Казань выпускников Киевской академии, которые и составили кадры Казанской Духовной Семинарии. В царствование Екатерины II при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ. Согласно этой методике был расширен курс изучаемых дисциплин: были введены в учебную программу история и география, новые языки – немецкий и французский, а также дополнен курс математики. “Ученики, - писал неизвестный современник этих преобразований, - улучшений, произведенных в Казанской семинарии преосвященным Амвросием, восчуствовав легчайший способ учения, явили к наукам охоту. И как прежде отцы почитали за несчастие отдавать детей своих в семинарию, так ныне самые священники, диаконы и прочие приводят в оную детей своих весьма охотно. Сим способом из двухсот прежде бывших учеников число оных возросло до пятисот. И сие великого пастыря рачение имеет свой наилучший успех: ибо чрез десятилетнее время бытия его сверх священников ученых, и при хороших местах везде почти новоопределенных, немалое число из всей семинарии поступило в высшие духовные звания; а при том много в учители народных училищ Казанского, Симбирского и Уфимского намесничеств, и в другие светские должности, исправляемые ими с похвалою. Итак, Казанская семинария ныне не имеет нужды заимствовать учителей из других мест, а по справедливости хвалится, что она может их другим давать”.

http://drevo-info.ru/articles/451.html

Платон строго внушал начальству семинарии внимательно смотреть за целостью библиотеки: но при всем том, при сдаче библиотеки от одного учителя другому, не все книги оказывались на лицо. В 1768 году, когда на место учителя Амвросия Подобедова библиотекарем сделан префект Михаил Ильинский, оказались утраченными 37 книг, кроме картин; между книгами не нашлось рукописи о новгородских еретиках. С Амвросия стали требовать показания относительно неявившихся при приеме книг: он сослался на то, что и от своего предвестника Петра Зернова он принял не все книги, значившиеся по каталогу пошли дальше; отыскали записи, сколько Зерновым не принято книг от библиотекаря иеромонаха Афанасия; навели справки о приеме книг прежними библиотекарями: иеромонахом Парфением, учителями: Иваном Пановым и Игнатием Калининым. Всех потерянных книг оказалось довольно много: вместо некоторых на полках стояли книги совсем другого содержания. Когда Платону донесено было о ходе всего дела с перечнем утраченных в разное время книг, Платон дал такую резолюцию: «1) от Амвросия (который поступил на должность проповедника в московскую академию требовать, чтобы утраченные при нем книги были возвращены: 2) за книги, которые не отыщутся, заплатить деньгами; 3) те книги, которые в разное время выданы были без росписок бывшим настоятелям лавры Арсению, Афанасию, Гедеону, также келарю Иннокентию и другим духовным и мирским людям, из которых многие и умерли, если не отыщутся, из каталога исключить; 4) книги другого названия, оказавшиеся в библиотеке на месте утрачениых, равно как и излишние книги, которые, неизвестно как перешли в библиотеку, вписать в каталог под их названиями; 5) как выше значит, что из семинарской библиотеки в проплых годах прежде бывшими содержатели книги выдаваемы были по слабости их смотрения разным людям без всяких росписок, да и обратно требованы были спустя немалое время, чрез что несколько тех книг и растеряно; того ради отныне впредь будущим при семинарии библиотекарям подтверждается: имеющиеся в библиотеке всякие книги под смотрением своим содержать и хранить в целости, и из оных никому и ни на какое время без собственных росписок, и то не больше, как на год, а на сторону и совсем никому не давать; кому же выданы будут, оныя чрез полгода осматривать, имеются ли они в целости, и для того иметь при себе настольную записную тетрадь; а если от несмотрения чьего, хотя мало что утрачено будет, оное все взыщется с него без всякого упущешя вдвое.» В 1770 году некоторые из книг отысканы Амвросием и сданы в библиотеку; за утраченные внесены им деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

По этому случаю Платон писал к ректору и префекту семинарии между прочим: «как мне известно, что его сиятельство, имея лучшее о нашей семинарии против других мнение, требует тех учеников более, нежели из других училищ, почему и надлежит оных вам отобрать из трех школ (философии, риторики и высшего класса), в назначенные лета, как во учении, так наипаче в поведении и нравах лучших, не исключая из того числа и таких, кои будут хотя и в подушный оклад положенные, но того достойные, ибо оные чрез то могут иметь надежду получить свободу. И дабы оные ученики к тому имели, в сходство указа, самохотное желание, в том их стараться уверять, что они берутся в знатное место и для таких же и других полезных наук, и чрез то могут иметь лучшее благополучие. А как из тех выбранных вами учеников десяти человек, может не окажутся ли такие, кои для меня будут сумнительны, то ко избраню оных представить вам собору (Учрежденному) и выслать ко мне 15 человек, а при том не забыть того, чтоб оные ученики были одеты нехудо, то есть не были б в лаптях, или в раздранной какой ветхой одежде, дабы чрез то не навесть семинарии какого нарекания». Избраны и посланы в Петербург студенты: богословия Сергей Мошков (сын монастырского солдата), философии: Николай Тарунин (сын писца лаврского), Николай Озерецковский (села Озерецкого священников сын), Прохор Липнягов (села Фрянова пономарев сын), Андрей Низяев (пешого служки сын); ученики риторики: Иван Лемновский (села Лемны пономарев сын), Сергей Подобедов (села Стогова, священников сын, брат Амвросия Подобедова) , Иоаким Соловьев (села Суходола священпиков сын), Андрей Лебедев (сын портного); синтаксии: Сергей Жуков (лаврского служителя сын). Кроме сих изъявили желание поступить в академию студенты богословия Никита Соколов и Иван Харламов. Последний писал на имя Платона убедительное прошение не отказать ему в его желании учиться в академии, но Платон, дозволив отправиться в Петербург Никите Соколову, о – Харламове написал: «Харламова оставить при семинарии и при том его обнадежить, что он в рассуждении его трудов без награждения оставлен не будет 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

При поддержке ассистента генерального викария упраздненного в 1773 г. ордена иезуитов Габриеля Грубера (генерал ордена в 1802-1805) П. П. рассматривал возможность объединения православной и католической Церквей во главе с российским монархом. Правосл. духовенство во главе с архиеп. Амвросием (Подобедовым) выступило против этого проекта. После того как в 1799 г. совместными действиями австрийских и русских войск при поддержке английского и русского флотов франц. войска были изгнаны с большей части Апеннинского п-ова, обсуждалась возможность переезда в Россию папы Римского Пия VII , избранного 14 марта 1800 г. на конклаве в Венеции, проходившем под охраной союзных войск. По просьбе П. П. папа Пий VII бреве «Catholicae fidei» от 7 марта 1801 г. признал орден иезуитов в границах Российской империи. Император воспринимал иезуитов как орг-цию, способную помешать распространению революционной идеологии и антимонархических тенденций в России, а также заинтересованную в развитии системы образования. Имп. указом от 11 окт. 1800 г. иезуитам поручалось попечение об образовании юношества в зап. губерниях Российской империи; ордену возвращались их прежние учебные заведения. В процессе уравнивания прав религ. групп дополнительные привилегии получили протестанты. Напр., 6 сент. 1800 г. меннонитам была дана жалованная грамота, согласно к-рой они освобождались от военной и гражданской службы и присяги перед судом. Хотя руководство протестант. общинами было возложено на пастырей, они были поставлены под жесткий гос. контроль. Так, для управления меннонитами Новороссийского края была создана Контора опекунства новороссийских иностранных поселенцев, подчиненная Экспедиции гос. хозяйства, опекунства иностранных и сельского домоводства. Внешняя политика Михайловский замок. 1796–1801 гг. Архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна Фото: А. И. Нагаев. 2012 г. Михайловский замок. 1796–1801 гг. Архитекторы В. И. Баженов и В. Бренна Фото: А. И. Нагаев. 2012 г. По вступлении на престол П. П. декларировал миролюбие и невмешательство в европ. дела, прервал подготовку к войне против революционной Франции и отменил рекрутский набор, а также прекратил персид. поход 1796 г., в ходе которого российские войска заняли побережье Каспийского м. и угрожали Тегерану.

http://pravenc.ru/text/2578535.html

Однакож да не возмнит кто, что сия свобода от осуждения может быть оправданием и самому своевольству, то св. Апостол Павел, приветствуя сущих о Христе избавлением от осуждения, говорит притом, что таковое неосуждение приличествует токмо ходящим по духу, а не по плоти. Ни едино ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу. При настоящем убо торжестве о избавлении нашем от осуждения, разсмотрим, в чем состоит разность хождения по плоти от хождения по духу. Ходить по плоти значит мыслить и действовать согласно свойству плоти; а ходить по духу есть разсуждать и действовать сходственно свойству духа. Чрез плоть разумеется в слове Божием человек во всей испорченной своей природе, ея токмо худым склонностям следующий и, по владычеству над ним страстей, представляющий себя как бы души неимеющим. В сем-то разуме и Спаситель говорит: рожденный от плоти плоть есть ( Иоан. 3, 6 ). Чрез дух же понимать надобно человека отрожденного чрез веру во Христа Духом Святым, сего глаголам внимающего, сим Духом руководимого, словом сказать, человека, по господствованию над ним разума и воли Божия, как бы плоти со страстями неимущего, или представляющегося во плоти Ангела. По сему Спаситель рек: рожденный от духа дух есть ( Иоан. 3, 6 ). Из сего вообще можно уразуметь и то различие, какое есть между ходящими по плоти и ходящими по духу. Но вникнем подробнее. Ходящие по плоти помышляют и заботятся о временном и земном только. Ибо управляемым одними чувствами ни о чем не остается и думать, как только об изыскании способов для удовлетворения сладострастному оных стремлению; а потому они в деяниях подлы и в самой подлости своей непостоянны, для себя безполезны, а для других и вредны. Они, говорю, подлы: ибо в них, яко чувственным склонностям порабощенных, кроме скотских движений, ничего не бывает. Они непостоянны: ибо по всегдашней пременности плотских похотений ничем они и довольны быть не могут. Они безполезны для себя: ибо затмив ум свой, разсеяв мысли и истощив силу чувств, в чем полезном успеть могут, и что доброе предприять даже в состоянии? Они опасны для других: ибо будучи и себе безполезны, захотят ли, да и могут ли кому-либо быть полезными? Аще кто себе зол, кому добр будет ( Сир. 14, 5 ), говорит Сирах? Один жизни их пример есть уже яд некий, других заражающий. Явлена суть дела плотская ( Гал. 5, 19 ), говорит Апостол, яже суть: прелюбодияние, идолослужение, вражды, рвения, завиды, ярости, распри, соблазны, ереси, убийства, пиянства, безчинные кличи и сим подобные. Какого ж добра и пользы ожидать от дел таковых?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Все сие объемля верою несумненною, а посредством оной усвояя себе Христовы заслуги, не могут не восхититься с нами радостию, видя в Боге себе Отца, а в себе Ему чад, в царствии небесном свое наследие, а во Христе сонаследника своего. Нет нужды, хотя бы они заранее и не приуготовили себя таковыми размышлениями к ощущению всея радости настоящего нашего празднества: но одно минутное сие обращение мыслей соделывает их уже достойными всея оные; одно краткое признание, яко разбойника висевшего при Христе Спасителе, приводит уже их в чертог пресветлого нашего торжества. Ибо благость Божия столь велика, что и в единонадесятый час приходящие делатели могут получать мзду равную делателем, труждавшимся от утра. Паче же в деле искупления более снисхождения изъявляет Бог самым великим грешникам, нежели самым великим праведникам, и часто оставляет даже девятьдесять и девять овец незаблудивших, дабы спасти сотую заблудившую овцу. Не укосните вы токмо сами, сердца закоснелые и хладные, обратитеся к источнику и виновнику настоящия нашея радости и торжества; не убегайте токмо милосердого Отца, повсюду за вами следующего с человеколюбивыми распростертыми объятиями. Познайте пути мрачные заблуждения своего, и возвратитеся на путь истины Божия и правды. Путие бо праведных, говорит Соломон, подобне свету светятся, предходят и просвещают, дóндеже исправится день. Путие же нечестивых темни; не видят, камо претыкаются ( Прит. 4, 18–19 ). Воскресите веру в себе, возжгите светильник ея наипаче в благознаменитый день сей, да не преткнетеся о камень соблазнов. Не мните греховными токмо сладостьми участвовать нам в радости нашего торжества. Сладостей греховных следствия всегда горестию оканчиваются, после самого даже пресыщения оными: а плоды благочестия во всякое время, во всяком месте, во всяком возрасте и во всяком состоянии никогда не лишаются сладчайшего своего вкуса. Телесное, говорит Св. Апостол Павел, вмале полезно есть; а благочестие на все полезно есть, упование имеюще живота нынешнего и грядущего ( 1Тим. 4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Ежели скажут, что дерзость сильного удержит, а слезы утесненного отрет учрежденный в обществе порядок и законы, коих главное намерение в сем и состоит: то опыт тот же свидетельствует, что против учрежденного порядка тысяча возстает безпорядков, большею частию над ним торжествующих. Ежели скажут, что нещастных ропот и зависть утишить можно, приписывая жребий каждого судьбе, и на ней основывать себе спокойствие: то сим извиняться могли бы и тати и убийцы и изменники, могущие думать, что сим промышлять судьбою им предуставлено. На таких ли слабых якорях должно основывать жизни человеческия корабль, обуреваемый волнами страстей наших? Нет: одна вера Христианская есть самый спасительнейший якорь. Когда водимый единым разумом в делах своих предполагает себе основанием или корысть, или славолюбие мирское; тогда Христианин все свои поступки основывает на чистой совести и на уважения закона Божия, веруя, по слову Апостолову, яко необидлив есть Бог забыти дела нашего и труда любве ( Евр. 6, 10 ). В таком расположении духа хотя бы никаких не видел он доброму делу своему наград в жизни сей; однакож никогда не совратится с пути добродетели и не ослабеет на оном при самых тяжких искушениях. Водимый разумом всякую власть над собою считает игом, и большею частию повинуется из страха: но Христианин ведает, по учению божественного Павла, что повиноватися властем подобает не за гнев, но за совесть и Господа ради. Несть бо власть аще не от Бога, и противляяйся власти, Божию велению противляется ( Рим. 13, 1–2 ). Водимый разумом с завистию часто ропщет на враждебное, по словам его, различие состояний, и приписывает оное слепому року: но Христианин, по слову Апостола Павла, ведает, что суть разделения дарований, но уравнивлет их тойже Дух; суть разделения служений, но тойже Господь; суть разделения действ, но тойже Бог действуяй вся во всех ( 1Кор. 12, 4–6 ). В самом беднейшем состоянии он утешается тем, что сколько люди одни пред другими ни различны по достоинству, по богатству, по крепости телесной и по другим преимуществам; но по Христианству все равны, все имеют единого общего Отца и Владыку Бога, пред Коим вкупе царь и воин, раб и владыка, богатый и убогий будут в равном достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Святитель Иннокентий почил 31 марта 1879 г. в Великую субботу и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой лавры. За пределами России в 19 в. продолжала действовать Православная духовная миссия в Пекине. В основном Миссия занималась окормлением русских поселенцев в Китае. Кроме того, она являлась связующим звеном в отношениях между двумя великими государствами. В начале 19 столетия Миссию возглавлял выдающийся ученый-синолог, имя которого вошло в мировую науку, архимандрит Иакинф (Бичурин). Он 13 лет провел в Китае, собрав там обширный материал по языкам, истории, этнографии, религиоведению и географии Китая, Монголии и Тибета. В России опубликованы его многочисленные труды, доставившие ему звание академика. Он умер в 1853 г. По трактату 1858 г. китайское правительство предоставило Миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. Это позволило русским миссионерам проповедовать среди китайцев с большим, чем прежде, успехом. В начале 60-х гг. для Пекинской миссии была составлена новая инструкция и утверждены новые штаты. По этим штатам Миссия состояла из начальника в сане архимандрита, трех иеромонахов, священника, катехизатора и трех учителей. Члены Миссии отправлялись в Китай на бессрочное служение. Им запрещалось участвовать в политической жизни Китая и прибегать к интригам, хитрости и насилию по отношении к местному населению. В конце столетия Миссия располагала двумя училищами, в которых занималось более 50 учащихся. Много внимания Миссия уделяла переводческим трудам и изданию богослужебных и духовных книг не только на китайском, но и на японском, корейском и маньчжурском языках. 9. Духовное образование В начале 19 столетия вслед за реформой системы светского образования встал вопрос о преобразовании духовной школы. Епископу Евгению (Болховитинову) было поручено составить «предначертание» реформы. Разработанный им план поступил на рассмотрение Временного комитета, в который вошли митрополит Петербургский Амвросий (Подобедов) , архиепископ Калужский Феофилакт (Русанов) , протопресвитер С. Краснопевков, обер-священник Н. Державин, обер-прокурор А. Н. Голицын и статс-секретарь М. М. Сперанский. В 1808 г. комитет завершил труды над составлением плана кардинальной перестройки духовной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

От Марии помазывается. Многое множество народа в Вифанию стекается. Дела, учиненные в неделю. В следующий день ко Иерусалиму приближаясь, посылает учеников от Вифсфагии к горе Елеонской, чтоб ослицу с осленком Ему из веси привели, и на жребяти едет во Иерусалим, и приемлется со усердным восклицанием: «Осанна». Вшедши в храм, покупающих и продающих из оного выгоняет. Слепых и хромых исцеляет. Отроки в храме восклицают: «Осанна Сыну Давидову», – и оных защищает против архиереев и книжников. Еллинам, желающим видеть Иисуса, и объявляющим о сем Филиппу и Андрею, проповедует о времени прославления Сына человеческого, и о суде миру и проч. Дела, учиненные в понедельник. По утру вшедши в город алчущий, и плода на смоковнице не нашедши, проклинает оную. Архиереи и книжники советуют, каким бы образом в удобное время погубить Иисуса. В вечер паки из Иерусалима выходит. Дела, учиненные во вторник. Иисус, шедши во Иерусалим, ученикам удивляющимся, что смоковница так скоро иссохла, говорит о действии веры. Ответствует архиереям о своей власти. Притчу предлагает о двоих сынах, в виноград посланных. О винограде, отданном в наем. О царе, сыну брак готовящем, и о посланных рабах презренных и убиенных, и проч. Ответствует фарисеем, вопрошающим о плате дани Кесарю. Воскресение мертвых утверждает против саддукеев. Вопрос о главной заповеди решит и спрашивает о Мессии, чей есть Сын? Книжникам и фарисеям сказывает горе. Убогой вдовы подаяние похваляет. Из храма вышедши, предсказывает разорение Иерусалима, и Свое пришествие на суд миру. Мк.13с Предлагает притчу о десяти девах, и о талантах, трем рабам вверенных. Сказывает ученикам о происшествии последнего суда. Из Иерусалима выходит для скрытия Себя. Предсказывает Свое распятие. Архиереи и книжники рассуждают, как бы Иисуса лестью поймать и убить. В Вифании в дому Симона прокаженного помазывается миром. Иуда, принявши 30 сребреников, обещает архиереям Иисуса предать, и от того времени ищет удобного случая. Дела, учиненные в среду. Иисус медлит в Вифании.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Греческой язык, которым написаны книги Нового Завета, не имеет никаких, как в рассуждении речений, так и в самом слов расположении, погрешностей и ошибок, кроме только того, что испещрен выговорами свойственными еврейскому и другим восточным языкам. Здесь мы не можем не удивляться и не прославлять Божию премудрость: ибо чрез сии самые свойственные еврейскому языку речения, согласие обоих Заветов и в самых словах нам делается яснейшим. IX. Рукописные подлинники (υτγραφα) книг Нового Завета еще находились во времена Тертуллиана Ибо в книге о предп. гл. 56, говорит: протеки Апостольские Церкви, в которых еще и до ныне кафедры апостолов на своих стоят местах, в которых υτγραφα, писанные руками их самих послания читаются, и каждого самый глас и вид живо изображают. X. Целость книг Нового Завета Что книги без всякого повреждения дошли до нас, в том нет никакого сомнения. Ибо, 1) они от Бога с тем даны, чтобы люди с ними сообразовали как веру, так и дела свои; то возможно ли статься, чтобы Бог не достигнул Своего намерения? 2) Когда подлинники сих книг в первенствующей Церкви христианам были сообщаемы ( Кол.4:16 ), то христианской Церкви учители великое имели старание, чтоб подлинный греческой текст соблюсти невредимо. Смотри No 9. – 3) Сии книги Нового Завета еще в первом столетии по Рождестве Христове от многих были списаны, потом переведены были на сирский язык, а после уже и на другие: но сии все переводы точно согласны с подлинником греческим, которой дошел до наших времен. 4) Во всех книгах отцов взятые из Нового Завета места по всему сходны с подлинником, которой мы теперь имеем; также которые стихи Иероним, Ориген и другие толковали в своих книгах, те ж самые и до наших времен дошли в книгах Нового Завета без всякой перемены. 5) Если б всеобщее сим книгам было повреждение, то оно б сделалось или нечаянным случаем, или от кого ни есть с умысла. Что касается до первого, то есть, чтобы все книги Нового Завета нечаянным случаем претерпели всеобщее повреждение, сего никто утвердить не может: ибо если бы все списки, и все с оных на толь многих языках переводы в одних местах и одинаким образом были попорчены, то сие было бы величайшее некоторое чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010