Тем, кто считает, что внешний вид не имеет никакого отношения к духовной жизни, я прочитаю еще один комментарий из «Алфавитной синтагмы» Матфея Властаря на 13-е правило Гангрского собора. Это правило «не оставило безнаказанными тех женщин, которые ради мнимого подвижничества вместо свойственной женщинам одежды одеваются в мужскую одежду, но подвергает сих анафеме. Ибо кийждо, – говорит апостол Павел, – в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает 72 . А мы знаем некоторых женщин, принявших сей вид ради истинного подвижничества, а не по лицемерию, которые совершили великие подвиги и достигли высоты добродетели» 73 . Итак, мы видим, что обычай этот – именно как обычай, а не как редчайшее исключение – осуждается. Относительно обычая одеваться женщинам в мужскую одежду существует еще одно правило. Оно было принято в глубокой древности в связи с маскарадами, имевшими языческое происхождение. Но это не значит, что его нельзя отнести к обычаям нашего времени. «62-е правило VI Собора верным внимать эллинским обычаям почитает делом погибельным; ибо упоминает о календах, и вотах, и врумалиях и о других подобных праздниках, в которые у эллинов обыкновенно совершались обряды. Запрещает правило и всенародные женские плясания, как возбуждающие к невоздержанию; а также мужчинам надевать женскую одежду или женщинам – одежду, свойственную мужчинам, как это делали на праздниках в честь Диониса; запрещает также надевать личины комические, употребляемые для осмеяния, или трагические, употребляемые для возбуждения сострадания и плача, или сатирические, употребляемые в честь Диониса сатирами и вакхами» 74 . Если мы снова обратимся к Адаму и Еве, то увидим, что их внешнее и внутреннее состояние до грехопадения было одинаково прекрасно. Когда же они пали и благодать от них отступила, то это соотношение изменилось. Одни люди – потомки Сифа – заботились исключительно о покаянии, о душе, и это отражалось на их внешности, хотя они и не думали о ней. Но, безусловно, внутреннее состояние обычно отражается на внешности человека, в особенности на его лице. Другие же люди старались внутреннее, нравственное свое уродство (хотя это и затасканная фраза, но очень точная) прикрыть внешним благообразием. Это были потомки Каина. Они стали заботиться о своем внешнем виде, о благоустройстве земной жизни, желая жить на земле как в раю, но без подлинного рая и без Бога (в этом их стремлении, кстати, можно увидеть корень человеческой цивилизации).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Это мы пространнее объясним впоследствии, где изложены будут и законы как равноденствия, так и полнолуний, в подробности. Там же покажем, в какие годы ясно открывается различие соединений. Для чего Пасха бывает после равноденствия? Но хорошо исследовать: для чего повелено нам совершать Пасху после весеннего равноденствия. Когда Бог приводил мир из небытия в бытие, тогда от первого дня даже до седьмого было точное равноденствие, – ни день, ни ночь не превышали один другую ни на мгновение: ибо хотя еще в четвертый день новосозданные светила осветили мир, однако им не было повелено поступить движением вперед, как это происходит ныне во вселенной. Солнце, вступив в первый равноденственный отдел Зодиака, стояло на первом градусе овна; а луна стала на диаметрально противоположной стороне, против осеннего равноденствия, в знаке весов, нисколько не забегая к солнцу, как обыкновенно она течет ныне, ибо иначе в ней не сохранилось бы полного сияния. Между тем Бог не хотел показать нам в начале ничего несовершенного во всем том, что Он сотворил; и луна, быв обращена к солнцу всею своею поверхностию, видимою нами, тогда была вполне освещена, хотя впоследствии, с различием движения своего, показывает нам различные виды своих освещений. Итак, оба светила, сияя полным светом и оставаясь в равном соотношении одно к другому, двигались таким образом со всею вселенною, и через то как бы ожидали конца сотворения всего сущего. В день шестой рукою Божиею созидается человек, в такое время, когда равноденствие еще оставалось в полной силе, и луна, стоя прямо против солнца, обилием своего блеска почти равнялась ему. И не прилично бы было ни первому человеку быть созданным прежде равноденствия, когда все еще покрыто было мраком, человеку, который по великому сродству со светом не без основания называется светом даже и от тех, кои отчуждены от света благочестия, ни светилам умалить приличествующую им красоту, на тот раз, когда они должны были сопровождать долженствовавшего быть царем твари; кроме сего, и самое время, которое отселе воспринимало свое начало, должно было начать дни и ночи, только лишь созданные, равенством, потому, что равенство по природе первее неравенства, как положение первее отрицания, бытие – лишения; и Бог сим научал, чтобы мы ставили закон равенства, на коем утверждены все добродетели, выше всякого излишества и неравенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Если же непогрешим весь епископат своим «соборным разумом», то стало быть, это качество следует распространить и на сам архиерейский чин. Причем, как надо полагать, чем высшее место он занимает в церковно-административной иерархии, тем более и более это качество проявляет себя. Последовательным завершением этой теории стало признание в «Эпанагоге» (IX век) Константинопольского патриарха земным олицетворением Христа , «всеми своими поступками и словами выражающего истину» . Эти же выражения дословно приведены пять столетий спустя в «Алфавитной синтагме» Матфея Властаря (XIV век) . Алфавитная Синтагма Матфея Властаря. Греческая рукопись конца XVI века А патриарх Антоний IV (1389-1390, 1391-1397) в одном из своих посланий писал: «Я - защитник божественных законов и канонов, это мой долг перед всеми христианами. Я - кафолический учитель всех христиан. Патриарх занимает место Христа и восседает на Его Владычнем Престоле; почитающий патриарха Самого Христа почитает». Русскому патриарху также издавна вменялось право окончательного единоличного церковного суда по всем делам, по каким были принесены апелляции на его имя. Впрочем, он нередко, минуя всякое соборное обсуждение вопроса, самостоятельно принимал решения по освобождению архиереев от должности, не говоря уже о рядовых пресвитерах. Впрочем, чины рангом пониже также не остались обойденными лестными сравнениями. В одном из синодальных постановлений Константинопольской Церкви при патриархе Константине III Лихуде (1059-1063) говорилось, что «духовные лица - суть некоторым образом храм Бога , поскольку посвящены Ему» . Эта фраза тем более бьет в глаза, что является дерзкой интерпретацией слов известного послания Апостола Павла, где он обращается ко всем христианам : «Разве вы не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор. 3: 16, 17) Кроме того, даже из общих соображений едва ли можно допустить, будто какая-то определенная форма организации церковной власти имеет универсальный характер богоустановленного института. Напротив, в каждую эпоху Церковь рождает именно ту систему, которая наиболее полно отражает потребности времени, свойственна состоянию сознания ее членов и способна обезпечить наиболее оптимальное отношение с другими общественными союзами. Это исторический факт , который опровергнуть невозможно.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/29/...

Все толкователи канонов — Алексий Аристин, Иоанн Зонара и Феодор Вальсамон, как и составитель алфавитной синтагмы Матфей Властарь, под выражением «en barbarikois» разумеют именно варварские народы, и при том только народы, подчиненные юрисдикции этих трех диоцезов, подчеркивая, что варварские народы других соседних диоцезов не были подчинены этим правилом юрисдикции Константинополя, а по-прежнему остались под юрисдикцией других Православных Церквей. «Ему (епископу Константинополя) подчиняются», – пишет Аристин, – «только митрополиты Понта, Асии и Фракии и от него получают хиротонию, а также и епископы варваров в этих диоцезах, так как диоцез Македонии и Иллирика, и Фессалии, и Пелопоннеса, и всего Эпира и (варварских) народов в нем (т.е. в этом диоцезе) находился тогда под властью Римского епископа» (Афинская синтагма II, 286; Кормчая, изд. 1816 г., лист 73). «Константинопольскому епископу», – пишет Зонара, – «передается хиротония епископов у варварских народов, находящихся в упомянутых диоцезах, ибо остальные диоцезы, то есть Македонии и Фессалии, Эллады и Пелопоннеса, так называемого Эпира и Иллирика, тогда были подчинены епископу древнего Рима» (Афинская синтагма II, 283, 284). В Синтагме Матфея Властаря читаем: «Епископу Константинополя разрешено хиротонисать и епископов у варварских народов, пограничных с подчиненными ему диоцезами, каковы аланы и росы, так как первые граничат с Понтийским, а вторые – с Фракийским диоцезом» (Афинская синтагма, VI, 257). В последнем случае речь идет о позднейшей церковной практике (свидетельство Властаря относится к XIV веку), согласно которой в юрисдикцию Константинопольской Церкви были включены «варварские» земли, прилегающие к трем упомянутым диоцезам. При этом подчеркивается, что юрисдикция Константинопольского епископа была расширена за счет этих территорий именно в силу их соседства с его канонической областью, очерченной 28-м правилом Халкидонского Собора, хотя в самом тексте правил возможность такого расширения не предполагается.

http://mospat.ru/archive/86401-13-02-200...

37 Православное белое и черное духовенство в России. Лейпциг, 1866 г. Книга, приписываемая экс профессору СПбДА Рославлеву. 38 Между почтеннейшими мужами греческого духовенства передается предсказание, что в последние времена явится усилие созвать Собор, но что дух времени не допустит Собору собраться 39 Правило 76-е. 40 Правило 7. 41 Мф. 6:24. — Правило 81. 42 Мф. 22:21. — Правило 83. 43 1 Ин. 2:15. 44 В Англии дан этот характер. Так характер училищ кладет на учеников сильную печать. У нас воспитанники духовных училищ запечатлены впечатлениями мира, духом мира, и к величайшему удивлению питают протестантское отвращение от монашества, ораторствуют против него не слабее Лютера. Из кончивших курс в семинариях очень редко вступают в монастырское монашество. 45 Самое слово κανν означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия великого о праздниках и предисловие М, Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. Α. Pλλη και Μ. Ποτλη, Σνταγμα των #εων και ιερν καννων, IV, 81 и VI, 5–6. Cp. J. C. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), II, 37. Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανν), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανν переведено “правило,” так употребляется и доселе. 46 Об этом Номоканоне см. мой труд “O каноничким зборницима православне цркве” (Нови Сад, 1886), стр. 19–31. 47 Об этой Афинской Синтагме, краткое заглавие которой мы привели выше (стр. 1, прим. 1) и которая служит основою настоящего труда, см. мое “Православно-церковное право” (2-е изд. сербское, Мостар, 1902), стр. 210–210 [а в русском переводе с первого сербского издания 1890 г. Спб., 1897, стр. 218 и след.] и друге упомянутые в примечании авторитетные суждения об этом важном и строго критическом греческом издании. Ср. издание текста правил до VII всел. собора Fr. Lauchert, Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien nebst den Apostol. Kanones. Freiburg im Br., 1896.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

" Не прикасайтеся помазанным Моим " , предупреждает нас Вседержитель словами Божественного Псалмопевца, как бы провидевшего своим пророческим оком все беды и скорби, которые обрушатся на безумных нарушителей этой Божией заповеди. (Пс. 104,15). " Бога бойтесь, царя чтите " (1 Петр. 2,17) - вторит ему первоверховный апостол Петр, получивший от Самого Христа особое повеление блюсти христианское благочестие (Иоан. 21, 15-18). При этом особенно знаменательно, что сие апостольское повеление относится к римскому Кесарю - правителю языческому, непросвещенному еще благодатию Божией... Неудивительно, что столь благоговейное отношение к верховной власти получило свое отражение и в своде Апостольских правил. Восемьдесят четвертое правило этого сборника гласит: " Аще кто досадит царю не по правде, да понесет наказание. И аще таковой будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного " . То есть провинность перед царем определяется здесь как тяжелый духовный проступок , требующий суровой церковной епитимьи. Синтагма Матфея Властаря, авторитетнейший номоканонический сборник XIV века, так подытоживает православный взгляд на монарха: " Царь есть законное начальство, общее благо для всех подданных... Цель царя - благодетельствовать... Царь должен отличаться православием и благочестием и прославляться ревностию по Боге " (Алфавитная синтагма. Москва , 1996г., с.98). Обобщая все сказанное, можно смело утверждать, что с православной точки зрения и Священное Писание, и Священное Предание содержат ясное и несомненное учение об особой мистической роли Самодержца , особой таинственной связи, соединяющей царя земного с Царем Небесным - Вседержителем и Творцом всего сущего. СОЗНАТЬ ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВОЕ... Это таинство царской власти глубоко прочувствовал русский народ, не раз убеждавшийся за долгие века своей бурной истории в спасительной роли Самодержавия на Руси. " Преданность Православного русского народа к царям своим есть совсем не то, что преданность западных народов к их государям - писал знаменитый оптинский старец Варсонофий. - На Западе в своих государях народы любят лишь самих себя...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/0...

М. В. приписывается авторство следующих работ, к-рые в рукописях обычно приводятся в приложении к «Алфавитной Синтагме»: 1) синопсис Канонического сборника патриарха св. Иоанна IV Постника - краткое систематическое изложение 35 канонов, рассмотрение вопросов исповеди, разрешения различных грехов, налагаемых епитимий (изд.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 432-445); 2) синопсис 13 ответов митр. Ираклийского Никиты на вопросы еп. Памфилийского Константина, переработаны М. В.- вопросы опущены, 8 (из 13) ответов приведены в вольном сокращенном изложении; кроме того, к ним добавлен 9-й ответ, автором к-рого был сам М. В. (см.: Павлов А. С. Канонические ответы Никиты, митр. Ираклийского (XI - XII вв.) в их первоначальном виде и позднейшей переработке Матфея Властаря (XIV в.)//ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 1. С. 160-176; приводится первоначальный текст, сокращенное изложение М. В. в греч. оригинале и слав. переработке); 3) синопсис 37 канонов Никифора, патриарха К-польского; 4) синопсис т. н. ответов Иоанна, епископа Китрского - из 33 вопросоответов, приписываемых Иоанну Китрскому, М. В. изложил только несколько, объединив вопросы и ответы в один текст (который он целиком приписывает самому Иоанну), и дополнил их правилами, взятыми из др. источников (см.: Он же. Кому принадлежат канонические ответы, автором к-рых считался Иоанн, епископ Китрский (XIII в.)?//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 3/4. С. 493-502); 5) описание должностей Великой ц. и имп. двора - 2 стихотворных сочинения, в к-рых указываются соответственно высшие церковные и светские чины К-поля. Первое сочинение содержит 19 стихов (строчек), второе - 69. Оба сочинения неоднократно издавались (см.: Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 4. Σ. 540; PG. 144. Col. 953; 157. Col. 129, 236-239; Πσχος . 1978. Σ. 126-127); 6) греко-лат. юридический словарь, известный как δνομιον (от лат. ad nomina - «относящееся к именам»). Этот словарь представляет собой выстроенные по алфавиту 67 схолий. Его источниками послужили словари ασηθ (от лат. absit - «пусть не будет») и κτωρ (от лат. actor - «истец»). Возможно, словарь не был включен в приложение к первоначальному тексту «Алфавитной Синтагмы» и был добавлен к ней позднее ( Burgmann. 1990. S. 332-337).

http://pravenc.ru/text/2562688.html

14 ноября критика теории первенства была раскрыта перед духовенством двух епархий —  Новогрудской и Лидской — в Жировичском Успенском митрополичьем монастыре. Особый акцент делался на понятии гармонии, которое можно применить во взаимоотношениях между Церквями. Каждая Православная Поместная Церковь имеет общее и частное — то своеобразие, которое позволяет ей обогащать общее духовное единство без доминирования и превозношения. В целом были повторены и раскрыты общие тезисы об отсутствии здравых предпосылок для первенства как в Западной Церкви в первом тысячелетии, так и в Восточной Церкви, которая отстаивала принципиальную важность соборного равночестного и равноправного устройства Церкви. После завершения лекций архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , наместник Жировичского монастыря, ректор Минской духовной семинарии, наградил игумена Дионисия юбилейной медалью «В память 500-летия Успенского Жировичского мужского монастыря». 15 ноября в Солигорске состоялась аналогичная встреча с духовенством Слуцкой епархии . Здесь, как и ранее, после лекции был задан ключевой вопрос: «А что же далее? Удастся ли преодолеть печальное разделение?» В ответ указывалось на важность открытого диалога на основании истины. По слову Священного Писания, «невозможное людям возможно Богу» (Лк. 18:27). На основании истины и традиции Православия можно преодолеть данное разделение, что однако предельно сложно с учетом недиалогичности другой стороны, опирающейся больше на субъективную идеологию, чем на объективную науку. 16 ноября в Минске игумен Дионисий дал интервью для программы «Прикосновение к свету» на телеканале РТР-Беларусь. После интервью игумен Дионисий принял участие в VIII богословской конференции «Церковная наука в начале III тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития» с докладом, посвященным учению о высшей судебной власти византийского канониста и богослова XIV beka иеромонаха Матфея Властаря в контексте его богословских взглядов. Данный доклад представляет собой попытку раскрыть один из частных аспектов общей темы в защиту соборной экклесиологии. Хотя сторонники теории неумеренного первенства ссылаются на иеромонаха Матфея как на своего предшественника, в действительности комплексное рассмотрение учения о высшей церковной власти в «Алфавитной синтагме» ясно показывает, что иеромонах Матфей считал высшими судьями Предстоятелей Поместных Церквей — каждого для своей юрисдикции — а не одного только Константинопольского Патриарха. Данное понимание усиливается на фоне богословских взглядов иеромонаха Матфея как сторонника учения святителя Григория Паламы о Боге, непостижимом по сущности и постижимом/приобщимом для достойных по нетварным божественным энергиям. В свете данного учения представления об иерархичности среди Лиц Святой Троицы как аналог для аналогичных иерархических отношений среди Предстоятелей Церквей (современная концепция митрополита Иоанна (Зизиуласа) в защиту первенства власти) становятся совсем не обоснованными.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

48-е правило Лаодикийского собора определяет, чтобы просвещаемые были помазуемы небесным миром, – ибо оно, освящаемое молитвами и призыванием Святаго Духа, освещает помазуемых и поставляет их причастниками царства Христова, если только мы не сделаем себя чуждыми его небрежным житием и злыми делами. О святом мире А некоторые говорят, что святое миро носит образ того мира, которое было возлито блудницею на (ноги) Иисуса, ибо и то и другое означают погребение и воскресение. 31-е и 59-е правила VI Собора, а также и 12-е правило собора глаголемого двукратного – одним судом извергают того священника, который без дозволения епископа крестил в молитвенной храмине, находящейся внутри дома. 78-е правило VI Собора и 46-е собора Лаодикийского повелевают, чтобы готовящийся к спасительному крещению прежде изучал таинство веры и в пятый день каждой седмицы епископу, или пресвитеру, которому епископом было поручено оглашать его, давал ответ, что узнал в течение седмицы, дабы, крестившись и оказавшись не достаточно утвержденным учением нашего таинства, не был отторгнут еретическими и ложными словами. 45-е правило того же Лаодикийского собора тому, кто в течение всей святой четыредесятницы не предочистился постом и прочим подвигом, – не дозволяет креститься в великую субботу: ибо в церкви был закон – большую часть оглашенных крестить в этот день, так как крещение изображает погребение и воскресение, а великая суббота есть сопредельная между погребением и воскресением: ибо Апостол говорит: елицы крестихомся, в смерть Господа крестихомся ( Римл. 6, 3 ); и три погружения обозначают тридневное Его погребение и воскресение. Если кто, заболев, говорит 47-е (правило Лаодикийского собора), и находясь в крайней опасности, будет удостоен божественного крещения прежде, чем будет оглашен учением благочестия, – тот, по облегчении от болезни, должен изучить таинство веры и то, что благодатию и даром, без всякой заслуги с своей стороны, он освободился от уз греховных и удостоился познания истинного Бога посредством крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

71-е правило Василия Великого говорит: «Прикосновенный к какому-либо греху, и не исповедавший, но обличенный, да будет под епитимиею столько же времени, на сколько подвергается епитимии делатель зла». Впрочем, у святого (отца) не было намерения подвергать епитимии того, кто только имеет сведение и не может воспрепятствовать, но того, кто содействовал и дал совет и мог удержать (от греха), если бы захотел; ибо и пророк (Давид) велит наказывать не того, кто только видел татя или прелюбодея, – но того, кто текл с вором и содействовал и принимал участие в грехе с прелюбодеем ( Пс. 49, 18 ). Исповедание повсюду ослабляет наказание, а обличение увеличивает тяжесть его 354 . Ищи еще в 9-й главе буквы Γ 25-е правило Анкирского собора. Закон Заведомо принявший кого-либо виновного в преступлении подвергается одинаковому с ним наказанию; а принявший разбойников и не приведший их в судилище лишается прав состояния или подвергается телесному наказанию, смотря по качеству лица 355 , как заблагорассудит судья. Глава 9-я – о соборах, ежегодно бывающих 37-е правило Апостолов повелевает епископам каждой области дважды в год собираться на собор к своему митрополиту: в первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы, а во второй, в осеннее время, в 12-й день октября месяца. 356 ; причем (повелевает) разрешать всякое сомнение о догматах, письменных изысканиях и церковных предметах, а также бывающие друг с другом несогласия, суды и споры. Сему (правилу) почти буквально следует и 20-е Антиохийского собора; но оно прибавляет, что никому да не будет позволено составлять собор самим по себе, без присутствия на нем митрополита области: ибо совершенный собор бывает тогда, когда вместе с прочими присутствует и митрополит 357 . 5-е правило I Собора также повелевает, чтобы один из соборов собирался около осеннего времени, в октябре, а другой чтобы составляем был не во время пятидесятницы, но пред четыредесятницею, дабы, по прекращению всякой вражды и неудовольствия, чистые приносили дар поста чистым естеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010