Часть вторая. От нашествия монголов до разделения Русской митрополии Татарское иго Монголы или татары, кочевой народ т. наз. алтайского или урало-алтайского семейства, обитавшие с древнего времени в той же обширной азиатской степи, в которой живут до настоящего времени их потомки и которая называется Монголией, – не составляли, до второй половины 12 века, одного государственного целого. Они распадались на отдельные племена и орды, состоявшия под властию своих, больших и малых, владетелей или ханов. В половине 12 века явился у монголов великий и страшный человек, сумевший соединить их в одно целое, совершить огромные завоевания вне Монголии и основать могущественнейшее монгольское государство. Это был Темучин, сын удельного владетеля одной монгольской орды, родившийся около 1155 года. Наследовав отроком отцу, он, долго ничем себя не проявляя, в 1195 г. вступил на стезю завоеваний. Через десять лет он, на съезде покоренных князей, принял титул Чингиз-хана, что значит великий, могущественный хан, и утвердил свою столицу в г. Каракоруме, на юго-запад от нынешней Кяхты, на правом притоке р. Селенги. Он быстро завоевал и покорил сев. Китай, Тибет с частью зап. Китая, Туркестан, Хиву (с Бухарой и Кокандом), часть Афганистана и отдельные места в сев. Персии. Затем захвачена была им туркмено-киргисская степь, называвшаяся кипчакской, продолжением которой являлась наша новороссийская степь. Чингиз-хан умер в 1227 г. Перед смертью он разделил свои завоевания между тремя сыновьями и внуком на четыре улуса, с тем, чтобы хан, пребывавший в Каракоруме, был великим ханом и имел верховную власть над остальными ханами, стоявшими во главе улусов. Русь была потом покорена ханами кипчакского улуса, который, занимая северную половину восточного Кипчака – степь киргиз-кайсацкую – отдан был Чингиз-ханом внукам – детям его старшего сына Джучи. В 1223 г. хорезмшах Мухаммед, разбитый монголами, бежал в Персию. Чингиз-хан для его преследования отрядил полководцев Джебе и Субута, которые, выполняя это, вторглись в кавкасские земли и оттуда в половецкие степи. Напав на половцев, они гнали их до границы Руси, которая начиналась за Переяславлем. Половецкие князья умоляли русских помочь им. Кн. Мстислав Мстиславич Удалой, сидевший тогда в Галиче, был зятем половецкого князя Котяна. Внимая мольбам тестя, он привлек на свою сторону кн. Мстислава Романовича киевского. Южные князья на съезде в Киеве решили выступить против татар. Отступившие от русских пределов, татары были настигнуты в юго-восточном углу будущей Екатеринославской губернии, на р. Калке (впадавшей в р. Калмиус, которая впадает в Азовское море ок. Мариуполя). Русские потерпели страшное поражение. Татары, преследуя их, дошли до Днепра в 70 вер. от Киева. Опустошив все на своем пути, татары отхлынули назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Епископ Иннокентий Херсонский 227 Студент Перед нами стоит смиреннейший епископ Иннокентий. Это имя дано было ему при постриге не случайно, а в память святого архиерея Сибири 228 , откуда и где воссиял и сей Иннокентий. Происходил он из духовной семьи Рязанской губернии Солотчиных 229 , но потом они переехали в Томскую губернию. Кончил там духовную семинарию, а потом поступил в Санкт–Петербургскую академию 230 . Почти всегда поступившие в нее кончают успешно четырехлетний курс. Но Солотчин неожиданно, после двух лет обучения, подает прошение об увольнении. А потом просит Томского архиерея зачислить его сотрудником в Алтайскую миссию для просвещения сибирских язычников 231 . Тайна такого исключительного поворота души студента мне неизвестна. После этого раб Божий никогда не хвалился академическим образованием, как другие, упоминая лишь о семинарии. – Но, владыко, вы же учились и в академии, – скажет, бывало, кто–нибудь. А он, просто глядя вам в глаза, ответит медленно с невинным видом: – Да ведь что же?! Не кончил ее! – давая понять, будто его уволили за неспособность. И на этом обыкновенно обрывались все разговоры об академии. Дальше шли речи более важные, чем учебная школа. По–видимому, отец Иннокентий не придавал действительно в душе своей особого значения наукам, но открыто он никогда не говорил об этом. Лишь однажды он рассказал мне следующий случай из жизни казанского ученого архиепископа Владимира, бывшего раньше инспектором и профессором в Санкт–Петербургской академи 232 . Приехал он в семинарию на экзамен по философии. Вызвали лучшего ученика. Он смело ответил по своему билету. А потом архиерей задал ему вопрос: – Скажи ты мне: что такое философия? Лучший ученик сразу припомнил определение ее в учебнике и бойко начал: «Философия есть наука о бытии в его сущности» – и так далее, и так далее. – И ты все это учил? – Да, – в недоумении ответил молодой философ. – И зубрил? Семинарист промолчал. – Так забудь ты все это. Я тебе скажу, что такое философия. Философия есть наука о заблуждениях человеческой мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть Грудинин сделал своим доверенным лицом известного борца с христианством Интересы какого же народа лоббирует «клубничный миллиардер»? 05.03.2018 3746 Время на чтение 3 минуты В списке доверенных лиц кандидата в президенты от КПРФ Павла Грудинина, заверенных Центризбиркомом 21 февраля этого года, внимание привлекает значащийся под 50-м номером Василий Дмитриевич Кудирмеков. Персона малоизвестная в Москве , но весьма заметная в своем регионе благодаря развернутой им борьбы с христианством. Кудирмеков – секретарь республиканского комитета Компартии в Республике Алтай, кроме того, он уже много лет является депутатом городского совета Горно-Алтайска (столица региона). Депутат от КПРФ и участник демонстраций местных с красными флагами Кудирмеков также является «эл башчы» (духовным и публичным лидером) «Курултая алтайского народа», легальную организацию националистов титульной нации республики, в чем-то похожая на «Меджлисы татарского народа» в Татарстане и Крыму. Такое вот совмещение в одном лице националиста малого народа и коммуниста. Четыре года назад Кудирмеков публично выступал против установки в алтайских православных деревнях поклонных крестов, назвав их «устрашающими». «Нельзя наглеть от того, что христиан у нас большинство», – заявил депутат-коммунист 23 декабря 2014 года сайту «Сибинфо». Среди прочего досталось от него митрополиту Горно-Алтайскому Каллистрату, благословившему установку креста на горе Белухе – по мнению Кудирмекова, «на священных для нас местах, родниках, везде стоят кресты». Коммунист далее, по сути, занялся оправдыванием осквернителей поклонных крестов (такие случаи с 2012 года, синхронно с акцией Pussy Riot, начались в республике): «Провоцируют коренное население на недовольство, выявляют их, расправляются с ними». Впрочем, между собой местные националисты в отношении христианства едины. 13 декабря 2014 года обе соперничающих фракции «Курултая алтайского народа» провели в Горно-Алтайске общий съезд (на нем присутствовал и Кудирменков), приняв обращение к властям России и республики с требованием снести православные поклонные кресты, «установленные вне земельных участков церквей и без согласия коренного населения, прекратить практику их установки в дальнейшем». (То есть, православие – в гетто?)

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/05/gr...

К кн. Дмитрию Владимировичу Голицыну С князем Д. Вл. Голицыным, Московским генерал-губернатором (1820−1844), архим. Макарий познакомился в 1839−40 г.г., во время пребывания своего в Москве для сбора пожертвований на Алтайскую миссию. Участливое отношение князя Голицына к миссионерскому делу, и его предложение писать ему о нуждах миссии, дало о. Макарию побуждение благодарить его, и все сословия Москвы, посвящением им своего рукописного труда «Алфавит Библии», а с другой стороны, просить князя о напечатании этой книжки, весьма важной для духовного просвещения как русского народа вообще, так и новокрещеных в частности. Но оба письма архим. Макария не достигли цели. Кн. Голицын переслал «Алфавит Библии» обер-прокурору Св. Синода, а этот сдал его на рассмотрение ректору СПб. дух. академии Афанасию, епископу Винницкому. На основании отзыва преосвящ. Афанасий, Св. Синод 2/31 дек. 1842 г. постановил: оставить Алфавит Библии без всякого употребления и сдать в Синодальный архив (где он и хранится в Деле 1842 г. за 673), а архим. Макарию сделать строгое внушение. Главная причина такого отношения к труду архим. Макария заключалась, конечно, в том, что он приводил тексты Свящ. Писания по русскому переводу. 79 350 Его Сиятельству, князю Дмитрию Владимировичу Голицыну Московскому генерал-губернатору и всем сословиям царствующего града Москвы благоговейнейшее и усерднейшее приношение. Сиятельнейший князь милостивый Государь! Представляемая Вашему Сиятельству рукопись, под названием «Алфавит Библии», есть собрание взятых из Св. Писания изречений Св. Духа, расположенных таким порядком, и в такое единство приведенных, что в совокупности их можно видеть целый состав животворящих истин христианского откровения. Это собрание священных текстов названо Алфавитом Библии, потому что, как азбука есть ключ ко всем книгам, принадлежащим известному языку, так трудившийся в составлении Алфавита Библии, старался представить ключ к спасительному разумению этой Божественной книги, и осмелился подражать в этом Святителю Христову Дмитрию митрополиту Ростовскому, от которого имеет прекрасное собрание правил, составляющих руководство к духовной жизни, под названием Алфавит духовный.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

К Филарету митрополиту Московскому Ст. м. Филаретом Дроздовым , знаменитым русским святителем (1782−1867 гг.), архим. Макарий познакомился еще в бытность студентом Петербургской дух. академии, где первый был тогда ректором (1812−1817 гг.). Биографы Макария говорят о силе и благотворности влияния Филарета на несколько пылкого и увлекавшегося юношу Мих. Глухарева, и передают, что по его внушению последний постригся в монахи. Хотя это и не подтверждается исповедью Макария, но не подвержено сомнению, что тогда именно завязались между этими двумя лицами теснейшие нравственные связи, продолжавшиеся и после смерти архим Макария. Есть указания, что Макарий писал Филарету из Екатеринослава и Костромы, и что благодаря Филарету он был назначен в костромские ректора. Но его писем как этих, так и множества позднейших, не сохранилось. М. Филарет имел обыкновение уничтожать полученные письма, давши на них ответ, и только важнейшие оставлял (Письма м. Филарета к архим. Антонию, наместнику Св. Троицкой лавры, I, 682; ср. его же Письма к А. Н. Муравьеву, 240:261). А как часто и много писал Макарий Филарету, и какие предметы затрагивал в письменной с ним беседе, видно из ответных ему писем митрополита, которых сохранилось 25 (Письма м. Филарета к Высочайшим особам и к разным другим лицам, Тверь, 1888 г., ч. 1). Главным образом, в них возбуждались вопросы, касающиеся Алтайской миссии и ее нужд, о которых м. Филарет заботился больше, чем кто из тогдашних святителей. О нем Евгений архиепископ Рязанский (ранее Тобольский), писал архим. Макарию (6 октября 1834 г.): «Преосвященный Московский почти единственный ревнитель и попечитель сего дела» (т. е. миссионерского). И он, действительно, помогал Макарию и словом, и нравственным влиянием, и своим положением и связями, и материальными пожертвованиями, и особенно, молитвами (см. ниже стр 121:146). А затем не менее заботил архим. Макария перевод Библии на русский язык, дело, которому м. Филарет, хотя сочувствовал, но не мог оказать поддержки по обстоятельствам времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Макарий (Невский Михаил Андреевич), митр. Московский и Коломенский Родился I окт.1835 г., сын причетника Владимирской губернии. Вследствие переселения его родителей в Сибирь, ему пришлось обучаться в Тобольском духовном училище и семинарии, где он окончил курс в 1854 г. Как один из лучших по успехам, он мог идти в академию, но отказался от представившейся ему возможности: его сильнее влек к себе путь миссионерской деятельности. «Еще на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня, " - свидетельствовал он сам при наречении во епископа. Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров, влекли сердце мое к алеутам американским. Но Промысл Божий, случайным разговором со мной одного из присных моих, указал мне путь к телеутам алтайским, в алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути, в онь же пойду. Здесь живые предания о том, чему и как учил, как жил и трудился основатель алтайской миссии, блаженной памяти архим. Макарий, – предания, от очевидцев его мною слышанные, были для меня обильным материалом к изучению духа миссионерства, каким водился этим первоапостол Алтая и, по примеру его, водятся преемники его, даже до дне сего. Вступив 22 февраля 1855 г. в состав Алтайской миссии, М.А.Невский весь отдался делу. Он «исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шел всюду, где нужны были для дела миссии труды его». Вместе с тем, он «целые дни проводил с малограмотными толмачами над переводом молитв и богослужений на алтайский язык». Лучший из этих толмачей, крещенный архим. Макарием Глухаревым алтаец М.В.Чевалков, в своей автобиографии рассказывает, что Михаил Андреевич, приступив к изучению алтайского языка, около двух лет не имел успеха, «но потом вдруг стал понимать язык. Я удивился этому и сказал: вы не могли научиться алтайскому языку, а теперь, кажется, вдруг научились ему!» Михаил Андреевич ответил: «Мне Матерь Божия помогла». С того времени мы стали учить других пению (по-алтайски). М.А. начинал пением, а потом читал жития святых, потом опять пел. Таким образом, люди во множестве стали собираться каждый день, особенно же в праздничные дни собиралось полное училище. До этого новокрещенные не знали ни учения о Боге, ни жития святых. Михаил Андреевич учил усердно и новокрещенные, дотоле спавшие, как бы пробудились.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Речь при наречении во епископа и речи к новопоставленным епископам Речь при наречении во епископа Бийского, викария Томской епархии, 12 февраля 1884 года Богомудрые архипастыри! Не суждено было мне уготовиться к высокому служению святительства в высшем святилище наук, хотя было звание к тому и раз, и два. Смею думать, что не случайно, но промыслительно было сие, да не уклонюся от пути миссионерства, мне предназначенного и душою моею от юности излюбленного, – ибо еще на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня. Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров 1 влекли сердце мое к алеутам американским; но Промысл Божий случайным разговором со мной одного из присных моих указал мне путь к телеутам алтайским 2 , в Алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути, в оньже пойду ( Пс.142:8 ). Здесь живые предания о том, чему и как учил, как жил и трудился основатель Алтайской миссии блаженной памяти архимандрит Макарий 3 , предания, от очевидцев его мною слышанные, были для меня обильным материалом к изучению духа миссионерства, каким водился этот первоапостол Алтая и по примеру его водятся преемники его даже до сего дня. Тридцатилетняя жизнь на Алтае была для неопытности моей той академией миссионерства, какую некогда открыть предполагалось в центре России, – только там учить миссионерству хотели по книгам, а здесь учительницею была жизнь. Первые годы употреблены были на изучение языка туземцев – этой азбуки миссионерства, необходимой для всякого миссионера. В то же время в годину тяжких испытаний, ниспосланных Промыслом Божиим на миссию, в числе других и моей немощи даны уроки терпения среди трудов, лишений и злостараданий – этих неразлучных спутников апостольского служения. Наконец, восемнадцатилетнее пребывание под твоим руководством, богомудрый наставниче и архипастырю 4 , состранствование с тобою не только по горам, рекам и пучинам Алтая, но и до царствующего града – не удовольствия ради, но несущее крест свой – и наконец до пределов соседнего Китая, соучастие в управлении делами миссии, к коему призвало меня твое начальственное и архипастырское доверие, были для меня последним курсом этой академии жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Здравствуй, сын… мая 2018 Здравствуй, сын… Останки защитника Ленинграда, гвардии старшего сержанта Андрея Нагайцева были преданы земле 11 апреля в Алма-Ате, откуда он ушел на фронт в июне 1941 года. Все началось с поисковой операции, увенчавшейся успехом 11 июня 2017 года. Тогда поисковики таллинского военно-исторического объединения " Фронт-Лайн " обнаружили на северо-востоке Эстонии останки восьми советских бойцов. Среди истлевшей одежды были медали " За отвагу " , " За оборону Ленинграда " , проржавевшие знаки " Гвардия " и " Отличный минометчик " . По архивным документам Министерства обороны установили, что награды принадлежали артиллерийскому разведчику, наводчику миномета Гвардейской стрелковой дивизии Андрею Нагайцеву, 1918 года рождения. Он родился в Алтайском крае, а был призван на фронт Шемонаихинским РВК Казахской ССР. Прошел Финскую войну. На фронтах Великой Отечественной сражался с 22 июня 1941 года. За доблесть и подвиги был удостоен ордена " Красная Звезда " и медалей. Погиб 15 февраля 1944 года в боях за овладение линией немецкой обороны " Таненберг " на северо-востоке Эстонии. В Казахстане у него остались жена и маленький сын Саша. До лета 2017 года воин считался пропавшим без вести. Прошло 74 года. Ушла на небеса его супруга, так и не дождавшись своего Андрюшеньку, не узнав, где покоится его прах. Вырос без отца сын, уже и не надеявшийся выяснить судьбу неизвестного, но любимого отца. Но в 2017 году в соцсетях закипела работа: была разослана информация о найденных остатках бойца в Алтайский край в надежде найти его родных. В Алтайском крае их не нашлось, тогда начали искать в Казахстане. Откликнулись живущие в Алма-Ате сестры Айгуль и Алуа Байкадамовы - внучки генерала Ивана Панфилова. Они разместили объявление в соцсетях Казахстана и буквально сразу пришло сообщение, что сын солдата живет в Алма-Ате. Узнав, что найдены останки отца, он выразил желание перевести их в Алма-Ату. Помощь согласился оказать петербургский благотворитель Грачья Погосян, который давно занимается сохранением памяти о героях и событиях Великой Отечественной войны.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Сергий I (Петров Стефан Алексеевич), ЕВ von ernomorskoe und Novorossijsk Родился 30 января 1864 года в станице Аксайской, Донской области. Благодаря примеру благочестивых родителей, он с ранних лет с высоким уважением относился к священному служению. Оно казалось ему самым желанным и рисовалось пред его мысленным взором в идеальных формах и образах. С таким настроением он поступил в Донскую духовную семинарию, которую окончил в 1886 году. Во время обучения в духовной школе в его душе произошел душевный разлад и те чистые святые стремления, которыми горел он в юности, были оставлены им и он решил навсегда отказаться от служения Церкви. Но поскольку душевный разлад продолжался, он решил поселиться в г. Томске, где проживал его родной дядя – епископ Томский, с той надеждой, чтобы там под руководством дяди заняться самоусовершенствованием и освобождением от тяготеющего его душевного гнета. Но надежды его не оправдались; его душу продолжало наполнять уныние. Он переживал тогда крайне тяжелое состояние, которому, казалось, не будет конца. Но не долго продолжалось такое испытание его веры. Однажды, в одну из таких безотрадных минут, когда его сознание наполняло нравственное одиночество, когда вся вселенная казалась ему беспросветной пустыней, ему вдруг припомнился как бы случайно и в неясной форме, сначала мотив церковной песни, слышанной им в детстве, а потом и самые слова. Эти слова были следующие: «Не надейтеся на князи, и на сыны человеческия» ( Пс.145, 3 ). Эти святые слова возвели его мысль от земли к небу, как луч света проник в его потемненную душу и отразился в ней чудно новым радостным смыслом. В первый раз в его сердце оказалась потребность в Боге.С этого момента начался перелом в его жизни, началось духовное возрождение. Одновременно с событиями внутренней жизни, влившими в его душу отраду, мир и успокоение, случилось одно внешнее событие, которое также оказало влияние на его внутренний мир. В Томск приехали некоторые из деятелей славной Алтайской миссии; по своему внутреннему облику они показались ему непохожими на обыкновенных смертных, каких он встречал до этого. Какое-то глубокое уважение появилось у него к ним и к их великому делу. Своими рассказами они заронили в его душу желание и самому потрудиться в проповеди слова Божия среди жителей Алтая.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Теоретическую подготовку проходят все участники лагеря. Детям рассказывают о различных чрезвычайных ситуациях, причинах их возникновения, их развитии и поражающих факторах. Учат правилам поведения и способам оказания помощи. К этапу обучения практическим навыкам и технике проведения спасательных работ допускаются старшие воспитанники и добровольцы из числа сотрудников лагеря и их помощников. Практические занятия проводят профессиональные спасатели Пожарно-спасательного центра Москвы Аркадий Темнов, Константин Зыков и Алексей Маковский, а также священники Андрей Близнюк и Филипп Ильяшенко, которые являются аттестованными спасателями. «Физическую и начальную альпинистскую подготовку мы проводим с самого начала существования лагеря, — рассказывает отец Филипп, директор лагеря. — Три года мы сотрудничаем с Пожарно-спасательным центром, к нам приезжают спасатели. С ними отрабатываются специальные спасательные навыки: освобождение из-под завала, транспортировка пострадавших, спасение на воде и другие». Добровольцы, прошедшие обучение в лагере, в том случае, если они овладеют необходимыми знаниями в полном объеме в учебном центре МЧС, могут пройти аттестацию на спасателей и войти в число добровольцев группы церковной помощи в ЧС, действующей при Синодальном отделе по благотворительности. Представители церковной группы помощи в ЧС готовы в любой момент выехать на место ЧС в различные регионы страны для оказания помощи пострадавшим. Сотрудники группы собирают информацию о нуждающихся, организовывают сбор и распределение церковной гуманитарной помощи, оказывают духовную поддержку пострадавшим и сотрудникам экстренных служб. Знание основ спасательного дела помогает им максимально эффективно работать в зоне ЧС. Священники Андрей Близнюк и Филипп Ильяшенко оказывали помощь пострадавшим от наводнений в Крымске (2012 год), Алтайском крае (2014 год) и Забайкалье (апрель 2015 года). Диакония.ru /Патриархия.ru за темою Специальный центр Крымской митрополии доставил 14 тонн помощи в зону конфликта.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4281225...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010