И опять творил молитвы. День настал новый, а молитвы были все те же. Те же, что творили апостолы, святые отцы, те, с которыми жили и умирали христиане. Это же только подумать — Сам Господь дал молитву Господню, разве не спасает она в лишениях, разве не согревает в морозы? А Иисусова молитва — это такой щит от вражьих стрел! И Богородичная молитва все время живет в сердце и сама собою возникает и спасительно звучит в трудные минуты. Пятнадцатый век Вновь вспоминалась Москва, слово митрополита Ионы, когда он огласил свое послание и грамоту Великого князя Византийскому императору, которые говорили о решении Москвы поставить главой Русской митрополии русского епископа, создать Русскую автокефальную Церковь. Важно заметить, что письма не были отправлены, уже ничего почти не значил угасающий голос Константинополя. Именно в это время возвысилась молитва православная изо всех русских пределов, куда уходили окрепшие духовные чада преподобного Сергия, игумена Русской земли. И как же было не молиться, ибо только в вере православной могла спастись и сохраниться молодая Русь. О, век пятнадцатый! Как много свершилось в тебе великих событий, современником которых был преподобный Тихон Калужский! 1423 год. Явление в России Годеновского Креста. Креста явно византийского, православного. Как он попал в Ярославские пределы, это можно объяснить только чудом Божиим. Истолкование старцев было единодушным: святость Византии переходит в Россию. И усилились надежды и чаяния русских на создание в Руси своей автокефальной Церкви. Чувствовалось, что-то грозовое в ожидании событий. И — точно! 1438 год, Флорентийский собор. Собравшиеся высказываются за подчинение всех христиан Ватикану. Только истинный адамант (алмаз) христианской веры Марк Эфесский говорит о губительном пути Ватикана. Русь на соборе представлял митрополит Исидор. Он оказался предателем Русских интересов. Вернулся в Москву важным кардиналом и возгласил на Литургии имя папы Римского. Но где-где, а в России такое кощунство пройти не могло. Русские иерархи единодушно осуждают «Исидорово все дело». Митрополита свергают, он бежит к любимому папе и окончательно принимает латинскую веру. Русские епископы понимают, что надеяться на Константинополь и нельзя и уже просто вредно для веры православной. Какого же митрополита после Флорентийского собора могут папы утвердить?

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

Перевод: Храброму и удивительному среди праведников, принявшему дар чудотворений от Христа, принесем сегодня слова прославления. Но как имеющий дерзновение ко Святой Троице, моли Ее избавиться от бед рабам твоим, да взываем к тебе: «Радуйся, Богомудрый Исидор». Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской, прав., глас 2 Благочестно в законе поживши/и благими делы украсившися,/яко крепкий адамант, явися,/целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/тленную славу и добротство телесное презревши,/злокозненнаго врага победила еси,/целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ныне с лики мученик ликуеши/и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/обильно источаеши./Темже ти вопием:/молися Христу Богу о всех нас,//верою и любовию страдания твоя почитающих. Перевод: Благочестиво прожив в законе и украсившись благими делами, как крепкий алмаз ты явилась, целомудренная святая благоверная княгиня Иулиания, презрев тленную славу и телесную красоту, ты победила коварного врага и ради целомудрия приняла мученическую смерть. Потому от Христа Бога нетленным и вечным венцом увенчавшись, сейчас ты радуешься в собрании мучеников. Поэтому взываем к тебе: «Молись Христу Богу обо всех нас, с верой и любовью страдания твои почитающих». Иулиании Лазаревской, Муромской, прав., глас 4 Просветившися Божественною благодатию,/и по смерти светлость жития твоего явила еси:/источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/с верою приходящим к мощем твоим,/праведная мати Иулиание,/Христа Бога моли//спастися душам нашим. Перевод: Просветившись Божественной благодатью, и после смерти чистоту жизни твоей явила ты, ибо источаешь благовонное миро всем больным для исцеления, с верой приходящим к мощам твоим, праведная мать Иулиания, Христа Бога моли о спасении душ наших. Иулиании деве, кн. Ольшанской, прав., глас 2 Девства добротами преочищена/и целомудрия цветы венчавшися,/Богоблаженная дево Иулиание,/явилася еси миру в нетленнем телеси твоем,/источник исцелений и даров духовных подающи всем к тебе притекающим,/и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возжженная,/предстоящи Престолу Господа и Жениха твоего Небеснаго,/Того моли, дево чистая,/избавити нас от всякаго зла,//чтущих память твою верою и любовию.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

«Человек христианский», а не «угнетенный класс» – об нем речь. Все в сердце и только в сердце. Там – сокровище, там – Голгофа. «Будег ли чие сердце аки Голгофа со крестом и распятием Христовым, и не ино что пред умными очима имущее, точию Господа нашего Иисуса Христа, и cero распята?( 1Кор.2:2 ) 301 . «Сердце сосуд мал есть», – цитирует свт. Димитрий св. Макария Египетского , – «но в нем прияты бывают вся вещи; тамо Бог , тамо Ангелы, тамо живот и царство, тамо небесные грады, тамо сокровища благодати» 302 . «Что человеку честнее и дражае паче сердца его?» читаем в другой проповеди. «Тем человек живет, то первое в зачатии человеческом во утробе матерней зачинается: еще иных членов, главы, рук, ног нет, еще не вообразилися, а сердце уже есть. То первое и оживотворяется, и есть душе человеческой яко ложница и престол» 303 . Сохровище есть сердце, драгоценный бисер есть сердце, адамант честный, алмаз изрядный есть сердце» 304 . «Олтарь Божий таинственне есть сердце человеческое, огнь же Божий есть любовь Божия в сердц горящая» 305 . К любви мистической ведут все проповеди свт. Димитрия «Дивна вещь, яко лю6овь Божия толь сладка сущи, вся чувственная и умная сладости превосходящая. Бог бо есть весь желание, весь сладость» 306 . «Огнь духовный не иный есть, токмо любовь Божественная, Серафимски пламенеющая» 307 . «Та любовь есть, любящая всем сердцем сладце, яже любит Его не того ради, дабы за то нечто от Него прияти; ни небесного ради воздаяния... ни земных ради благ... Но единыя ради любве Иисуса сладчайшего, всех в любовь свою влекущего, иже достоин от всех любим быти, весь Сый желание, весь сладость» 308 . В учении о любви свт. Димитрий поднимается на высочайшие вершины средневековой христианской мистики. Учение о любви одинаково роднит его как с лучшими традицияии мистики восточной, так и с мистикой Бернарда Клервосского и викторинцев. Любовь свт. Димитрия горит спокойным и ровным огнем высот, но ему ведом был и пожар, и хаотический пламень преисподней – ужас духовного возгорания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Словом, Гермоген стоял за царя, «как крепкий адамант» (алмаз), пока его не отпустили в свои палаты. Мятежники послали за боярами — никто не приехал, «пошли шумом на царя Василия» — но тот успел приготовиться к отпору, и трем сотням дворян, как старым, так и молодым, пришлось бежать. Они укрылись в Тушино . Уязвленный в самое сердце, Гермоген послал им вслед грамоту, буквально написанную кровью. Обращаясь ко всем чинам Российского государства, ко всем «прежде бывшим господам и братьям», от духовенства и бояр до казаков и крестьян, патриарх сетует о погибели «бывших православных христиан всякого чина, и возраста, и сана». В волнении Гермоген поминает даже «иноязычных» поляков, которым «поработились» ушедшие к самозванцу, отступив от боговенчанного самодержца, то есть от света — к тьме, от Бога — к Сатане, от правды — ко лжи, от Церкви — неведомо куда. Но это упоминание вырвалось в сердцах. «Недостает мне слов, — описывает свои муки патриарх, — болит душа, болит сердце, вся внутренность терзается и все органы мои содрогаются! Плача говорю и с рыданием вопию: Помилуйте, помилуйте, братья и дети единородные, свои души, и своих родителей ушедших и живых, отец своих и матерей, жен своих, детей, родных и друзей — восстаньте, и образумьтесь, и возвратитесь! Видите ведь Отечество свое чуждыми расхищаемо и разоряемо, и святые иконы и церкви обруганы, и невинных кровь проливаему, что вопиет к Богу, как (кровь) праведного Авеля, про- ся отмщения. Вспомните, на кого поднимаете оружие, не на Бога ли, сотворившего нас, не на жребий ли пречистой Богородицы и великих чудотворцев, не на своих ли единокровных братьев? Не свое ли Отечество разоряете, которому иноплеменных многие орды дивились — ныне же вами поругаемо и попираемо?!» Гермоген заклинает отстать от этой затеи и спасти души, пока не поздно, обещает принять кающихся и всем освященным собором просить за них царя Василия. В расстройстве чувств, живописуя великое милосердие государя, который не тронул якобы участников мятежа и семьи бежавших в Тушино, Гермоген проговаривается, что «если малое наказание и было кому за такие вины — и то ничтожно». Зато обещает оставить исправившимся поместья «чужие», пожалованные Лжедмитрием II!

http://sedmitza.ru/lib/text/439406/

7669 Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова. 7670 Аполлоний Тианский – языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма. 7672 Багряница – длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана. 7673 Артемида – иначе Диана – известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них; (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей). 7674 Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа. 7675 Адамант (алмаз) – камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера. 7676 И доселе в Александрии показывают благочестивым путешественникам место убиения великомученицы Екатерины, которое всегда пользовалось особым благоговейным почитанием со стороны местных христиан. Некоторые из граждан Александрии, озаренные верою в распятого Господа, сохранили даже до настоящего времени небольшую мраморную колонну, на которой, по преданию усечена честная глава святой великомученицы. Колонна эта и теперь с благоговением хранится в Александрийской православной обители святого Саввы и стоит в левом пределе храма, посвященного имени сего святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Для умонастроения того времени характерно, что ростовчане отнюдь не бросились на помощь своему воеводе или на защиту городских стен, но при первом известии об опасности стали собираться бежать в Ярославль, умоляя Филарета последовать с ними. Вскоре к этим просьбам присоединился и разбитый в поле воевода Третьяк Сеитов, говоривший о столь плачевном состоянии укреплений, что можно было считать, будто «в Ростове града нет». Жители Ростова, как отмечали и напавшие на них переяславцы, и скорбевшие о падении главного города епархии устюжане, были беспечны. А заставить их выйти на общественные работы, как показывают многочисленные примеры по другим городам в Смуту, означало почти наверняка подвигнуть ростовчан перейти в противный лагерь (Всенародное ополчение поднялось, когда горожане убедились, что «тяготы» им творит любая власть). Так что и воевода, и жители, не позаботившиеся о крепости города, вели себя логично, предпочитая удариться в бега, пока захватчики будут увлечены грабежом. Филарет же повел себя героически, то есть крайне неблагоразумно с точки зрения здравого смысла. Собственно, Ростовский митрополит поступал как положено, как должно, но даже в панегирическом описании «Нового летописца» выступление Филарета на фоне реальных условий выглядит нелепо. Ростовчане, по словам летописца, «пришли всем городом к митрополиту Филарету и начали его молить, чтобы им отойти в Ярославль. Он же, государь великий, адамант (алмаз. — А. Б.) крепкий и столп непоколебим, на то приводил и утверждал людей Божиих, чтоб стояли за веру истинную христианскую и за государево крестное целование, чтоб стать против тех злодеев. И многими их словами утверждал, глаголя: Если мы и побиты будем от них — и мы от Бога венцы восприимем мученические! Слышав же воевода и все люди, что им не повелевает города покинуть, молили его, чтобы он с ними пошел в Ярославль. Он же им всем сказал: Если прийдется — многие муки претерплю, а дома пречистой Богородицы и Ростовских чудотворцев не покину! Услышав же они от него такие слова — многие побежали в Ярославль».

http://sedmitza.ru/lib/text/439760/

— А вы, — продолжал Гермоген, — забыв крестное целование, немногими людьми восстали на царя, хотите его без вины с царства свесть. А мир того не хочет, да и не ведает, и мы с вами в тот совет не пристанем же! И то вы восстаете на Бога, и противитесь всему народу христианскому, и хотите веру христианскую обесчестить, и царству и людям хотите сделать трудность великую!.. И тот ваш совет — вражда на Бога и царству погибель… — А что вы говорите, — распалялся патриарх, — что из–за государя кровь льется и земля не умирится — и то делается волей Божией. Своими живоносными устами рек Господь: «Восстанет язык на язык и царство на царство, и будут глады, и пагубы, и трусы», — все то в наше время исполнил Бог… Ныне язык нашествие, и междоусобные брани, и кровопролитие Божиею волей совершается, а не царя нашего хотением! Словом, Гермоген стоял за царя, «как крепкий адамант» (алмаз), пока его не отпустили в свои палаты. Мятежники послали за боярами — никто не приехал, «пошли шумом на царя Василия» — но тот успел приготовиться к отпору, и трем сотням дворян, как старым, так и молодым, пришлось бежать. Они укрылись в Тушино  . Уязвленный в самое сердце, Гермоген послал им вслед грамоту, буквально написанную кровью. Обращаясь ко всем чинам Российского государства, ко всем «прежде бывшим господам и братьям», от духовенства и бояр до казаков и крестьян, патриарх сетует о погибели «бывших православных христиан всякого чина, и возраста, и сана». В волнении Гермоген поминает даже «иноязычных» поляков, которым «поработились» ушедшие к самозванцу, отступив от боговенчанного самодержца, то есть от света — к тьме, от Бога — к Сатане, от правды — ко лжи, от Церкви — неведомо куда. Но это упоминание вырвалось в сердцах. «Недостает мне слов, — описывает свои муки патриарх, — болит душа, болит сердце, вся внутренность терзается и все органы мои содрогаются! Плача говорю и с рыданием вопию: Помилуйте, помилуйте, братья и дети единородные, свои души, и своих родителей ушедших и живых, отец своих и матерей, жен своих, детей, родных и друзей — восстаньте, и образумьтесь, и возвратитесь!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Особенно дико казалось язычникам, что христиане покланялись Распятому, так как казнь на кресте считалась позорною. Посему то и Апостол Павел говорит, что проповедь о распятом Христе есть для Еллинов (т. е. язычников) — безумие (1 Кор.1:23). Гера (Юнона) почиталась древними Греками и Римлянами сестрой и женой главного их бога Зевса, наиболее почитаемой между богинями; считалась богиней земли и плодородия и покровительницей супружеств. Посейдон считался богом морей. Афина считалась богиней мудрости, преимущественно военной. Вышеприведенное место заимствовано из «Метаморфоз» римского поэта Овидия. Вообще, боги Римлян и Греков, по их верованию, отличались теми же страстями и преступными наклонностями, как и люди. Сивиллами назывались у Римлян в древности прорицательницы. Их предсказания были соединены в три книги, которые хранились в храме Зевса (Юпитера) Капитолийского, а потом в храме Аполлона на Палатинском холме. Эти «Сивиллины книги» пользовались глубоким уважением в языческом мире. На их предсказания обращали внимание и христианские писатели, находя в них некоторые намёки на наступление Царства Христова. Аполлоний Тианский — языческий мудрец, творивший ложные чудеса и привлекший много последователей (III в.). Его изречения, записанные в особую книгу, особенно пользовались глубоким уважением в Александрии, где такая книга хранилась в самом потаенном, священном месте одного языческого храма. Это было 17 ноября 307 года. Багряница — длинная, окрашенная в пурпуровый, кровянистый цвет одежда, очень дорого ценившаяся в древности и считавшаяся принадлежностью царского сана. Артемида — иначе Диана — известная языческая богиня у Греков и Римлян, пользовавшаяся особым поклонением у них (она считалась богиней луны, и изображалась прекрасной, светлой девой-охотницей). Память св. царицы Августы (или Василиссы) совершается Церковию 24 Ноября; тогда же воспоминаются Церковью Порфирий и 200 воинов, усеченные за исповедание Христа. Адамант (алмаз) — камень, имеющий такую крепость, что чертит и режет прочие камни, не получая от того вреда. Это название в церковной литературе придается многим святым (особенно отцам и учителям Церкви), прославившийся твердостью своей веры и характера.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Абие - скоро, тотчас, внезапно, сразу, вдруг, немедля; " да возвратятся абие " - да будут немедля обращены назад. Авва - отец. Авель - имя 2-го сына Адама и Евы, убитого старшим своим братом Каином. Агаряне - потомки Измайловы, происшедшие от рабы Авраамовой Агари. Агиасма - святая вода, освященная церковию накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня. Агнец - ягненок. Агнец Божий - так назван Иисус Христос, принесший Себя в жертву за грехи мира. Ад - место тьмы и мучений грешников, преисподняя. Адамант - твердый камень, алмаз. Это название в церковной литературе придается отцам и учителям церкви, прославившимся твердостью своей веры или характера. Адам - евр. - существо, подобное Богу. Имя первого человека, праотца. Аз - я, название первой буквы славянской азбуки. Акафист - неседальное хвалебное чтение или пение, т.е. такое, за которым не позволяется сидеть. Так называется чин молитв, в которых прославляется Иисус Христос, или Божия Матерь, или какой-нибудь святой. Аки - как, как будто. Акрида - род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу. Алавастр - узкогорлый сосуд из алебастра, в котором хорошо сохранялись драгоценные ароматы. В церковном употреблении алавастр назначался для хранения мира., Алектор - петух. О петухе упоминается почти у всех евангелистов, но только в связи с его пением. Выражение " пение петуха " употребляется в Евангелии для обозначения разделения времени. Алкати - голодать, сильно хотеть есть, испытывать голод. Аллилуйя - евр.- хвалите Бога, прославляйте Бога, хвала Богу. Алое - душистое дерево, имеющее благовонный запах. Иудеи помазывали мертвых маслами бальзамными и ароматами, и обвивали плащаницами, как видно у евангелиста Иоанна (19,40). Амаликитяне - могущественный кочевой народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом. Аминь - истинно, истинно так, да будет так, верно. Аможе - куда. Анафема - означает отлучение человека от сообщества церковного и, следовательно, от общения веры и спасительных таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

«И видех, и се, рука простерта ко мне, и в ней свиток книжный: и разви его предо мною, и в том писана быша... рыдание и жалость и горе» ( Иез.2:9–10 ). Глава 3 «И рече ко мне... снеждь свиток сей» ( Иез.3:1 ). Так Бог оказал благоволение Свое пророку; простер к нему десницу Свою, и в свитке заключил пророчество, и этим утешил и подкрепил пророка, чтобы, став причастником таин Божиих, приобщился он и уничижению Господа пророков, и как Господь терпел поругание, когда народ Его нарушал заповеди Его, так и пророк уподоблялся бы Господу. «И снедох его, и бысть во устех моих яко мед сладок» ( Иез.3:3 ). Свиток в устах пророка соделался сладким, как мед, и исполнилось на Иезекииле написанное: «сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом» ( Пс.118:103 ). «Яко не к людем глубокоречивым и косноязычным посылаемь еси... ниже к людем... ихже не разумел бы еси словес». Смотри, как бы говорит Бог , Я послал тебя только к сынам народа твоего, язык которого ты знаешь. А если бы, как Иону, послал Я тебя к одному из языческих народов, «то и тии послушали быша тебе» ( Иез.3:5–6 ). «И се... укрепляю ...чело твое». " Чело твое, – говорит Бог пророку, – сделал... Я в такой мере ...крепче их чела, в какой алмаз... (адамант) крепче кремня» ( Иез.3:8–9 ). «И внидох в пленники», в селение пленников на холме Хив при реке Ховар ( Иез.3:15 ). Здесь, может быть, плененные Иудеи слышали от пророка, что будет с их городом, с их храмом, и со священными сосудами. «Сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву, да слышиши слово от уст Моих и предостережешь их» ( Иез.3:17 ). Вот, поставил Я тебя предостерегать и обличать народ, чтобы и праведнику и грешнику возвещал ты, что поведено тебе, и усугубились бы в праведнике бдительность, а в грешнике готовность к покаянию. «И изыди на поле, и тамо возглаголется к тебе» ( Иез.3:22 ). Господь сделал пророка знамением для народа. И в этот день повелено пророку выйти на поле, услышать там, что будет сказано Богом, и снова узреть то же видение, которое видел при реке Ховар.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010