Говорили старцу, что в обители не скоро дают постриг. На это он ответил: «Внутреннее нужно соблюдать, а о внешнем нечего беспокоиться» (преп. Амвросий). Не желай рясофора. Меня самого принудили в рясофор и в мантию, а я не хотел и говорил о сем батюшке Макарию — я сам не принял бы (преп. Амвросий). ...Прочти жития Симеона Юродивого... и преподобного Алипия Столпника... и обрати внимание, что там говорится о пострижении. Хорошо позаботиться о внутреннем монашестве, но все-таки оно без внешнего не бывает, хотя внешнее без внутреннего и бывает. — Все таинства Православной Церкви совершаются из сочетания внешнего со внутренним, так как человек состоит не из одной души, но и из тела. Хорошо внутренно приготовить себя к сему и не спешить, пока устроишься. — Но так может рассуждать здоровый, больному же надо позаботиться, чтобы не упустить времени, и если сам не позаботится, то никто навязывать ему не будет. — Монашество принимается по собственному желанию, даже когда бывает представле­ние от начальства, то сперва спросят и подписку возьмут, но потом в церкви опять спрашивают: «вольною ли ты волею пришел еси» и т. д. Очень высоко будет дожидаться, пока Сама Царица Небесная тебе предложит, что хочет постричь тебя, а следует, повторяю, тебе самой об этом подумать и позаботиться (преп. Амвросий). ...Пишешь, что ты недостойна! — Хорошо смиряться с толком, и если сознаешь свое недостоинство, то в других случаях и следует, сообразно с этим, вести себя и держаться смиренного образа мыслей и действования. — Но по причине недостоинства своего не должно отказываться от принятия монашеского образа. — Святой Иоанн Лествичник пишет: «Никто да не нарицает себя недостойна быти обета иноческого... Где находится велия гнилость, тамо и Велие врачевание потребно есть... Здравии бо врача не требуют и во врачебницу не приходят» (Степ. 1, отд. 19). Если не желаешь принять пострижения, то зачем поступала и в монастырь? Впрочем, вольному воля, а спасенному рай. Но если и в болезни будешь отказываться от монашества, то рассуждение твое весьма ошибочно, и внушение это явно с шуией стороны (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Главная святыня обители Кутлумуш – икона Божией Матери «Страшное Предстательство». Бесчисленны чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым спасая его от верной гибели. Икона находится в одноименной часовне, которая была построена в 1733 году. На иконе изображена Богородица, держащая Христа в левой руке. Справа на иконе изображен ангел, держащий крест, копье, губу и трость. Вокруг изображены пророки. Икона находилась на подворье одного монастыря, который сгорел, после чего икона была перенесена на Афон. В иконостасе параклиса есть еще один чудотворный образ Богородицы – подарок Феодоры, дочери Византийского императора Иоанна Кантакузина. Также в монастыре Кутлумуш пребывают следующие святыни: частицы Животворящего Креста Господня и мощей святых – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Харалампия и Иакова Персянина, великомучеников Пантелеимона и Евстафия Плакиды, мучеников Евстратия, Марина и Кирика, мучениц Анастасии Узорешительницы, Матроны и Параскевы Пятницы, преподобных Алипия Столпника и Нила Мироточивого, новомучеников Панагиота Кессарийского, святого Елевферия, святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, святой равноапостольной Марии Магдалины, мученицы Марины. Библиотека монастыря содержит 662 рукописи и около 3500 печатных книг. В настоящее время в разных частях Кутлумушской обители в общей сложности подвизается около семидесяти человек. Монастырь Пантократор Монастырь Пантократор занимает седьмое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь Пантократор расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города. Монастырь был основан в XIV веке двумя знатными византийцами – примикирием (высокий пост в суде) Иоанном и его братом Алексием, имевшим титул стратопедарха (командующего военным лагерем). Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога. О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 году. Известно также, что в 1362 году обитель была перестроена патриархом Каллистом I. В этот же период в состав Пантократора вошли монастыри: святого Авксентия, святого Дорофея, Кинопод, Равдуш, Факен, Фалакр. Основатель монастыря Алексий умер около 1368 года. Предположительно, в 1384 году его брат Иоанн принял на Афоне монашеский постриг. На пожертвования, сделанные братьями, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев – икона Христа Пантократора (Вседержителя) – хранится сегодня в Эрмитаже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Мать О. [просит]… благословения облекаться в вечный траур, то это слово не согласно с истинным разумом. Одежда наша хотя по виду и черна, но она есть одежда веселья и радования и риза спасения. Поистине надо радоваться, что сподобляет Господь избегнуть мира, как Израиль из Египта, и работать Господу, а не миру. Итак, в сию-то одежду веселья да благословит ее Господь облечься с радостью, а не с печалью, и не сетовать об оставлении мира, а радоваться о вступлении в новую жизнь, которая есть неизвестное народу разумение (прп. Макарий, 20). Поздравляю тебя… с принятием святого ангельского образа, с новым именем. Да поможет тебе Бог, видимо совлекшись ветхого человека и облекаясь в нового через исполнение животворных заповедей евангельских и хранение обетов, данных при пострижении, совершить этот высокий подвиг и получить блаженство, уготованное избранным Его, о котором сказал Сам Господь устами пророка: за соблюдение их воздаяние велико обрящешь ( Пс. 18, 12 ). Проходя подвиг сей, избегай во всем приумножений и оскудений, а иди средней стезей, памятуя слова святого Исаака Сирина , что умеренному деланию цены нет (прп. Иларион, 20). Прочти жития Симеона Юродивого... и преподобного Алипия Столпника... и обрати внимание, что там говорится о пострижении. Хорошо позаботиться о внутреннем монашестве, но все-таки оно без внешнего не бывает, хотя внешнее без внутреннего и бывает. Все Таинства Православной Церкви совершаются из сочетания внешнего с внутренним, так как человек состоит не из одной души, но и из тела. Хорошо внутренно приготовить себя к этому и не спешить, пока устроишься. Но так может рассуждать здоровый, больному же надо позаботиться, чтобы не упустить времени, и если сам не позаботится, то никто навязывать ему не будет. Монашество принимается по собственному желанию, даже когда бывает представление от начальства, то сперва спросят и подписку возьмут, но потом в церкви опять спрашивают: «Вольною ли ты волею пришел еси» и т.д. Очень высоко будет дожидаться, пока Сама Царица Небесная тебе предложит, что хочет постричь тебя, а следует, повторяю, тебе самой об этом подумать и позаботиться (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

14 апр. Свв. мучч. Валериана, Тивуртия, Максима Иерон. и все 14 апр. Св. муч. Прокопия. Б. и все 8 июля. 22. Пр. Агаввы. 23. Муч. Феодора в Антиохии. 1295. 23. Св. муч. Феодора в Антиохии. Иерон. 23 марта. 24. Пр. Мастридии. 244. 24. Св. великомуч. Екатерины. А. У. 25 ноября. 24. Пр. Мастридии девицы. 25. Пр. Петра молчальника. 1295. Двух преподобномучч. от Авенира сожженных. 247. 25. Св. Климента, папы римского. Иерон. Карф. Б. и все 23 ноября. Св. Петра, архиеп. александрийского. Б. мР. Р. В. (Иерон. 23 ноября). 25. Пр. Петра молчальника. Свв. двух преподобномучч. от Авенира сожженных. 26. Пр. Иакова отшельника. Петр. 26. Пр. Алипия столпника. Пр. Иакова отшельника. 27. Пр. Романа. Петр. Преподобномуч. 17 монахов от Авенира. 244. Пр. Палладия. Канон Иосифа. 27. Пр. Романа чудотворца. Преподобномучч. 17 монахов от Авенира пострадавших. Пр. Палладия. 28. Свв. Василия, Стефана, двух Григориев и других, за иконы страдавших. 29. Св. муч. Парамона. Канон Иосифа. 29. Пр. Акакия синайского. 30. Св. Фрументия, архиеп. индийского. 1295. 30. Св. ап. Андрея Иерон. Карфаг. Англ. Б. и все 30 ноября. Посвящение его в в Патрах. Иерон. Р. Н. 5 февр. Перенесение мощей его в Царьград при Констанции. Англ. У. 9 мая. Декабрь 2. Препп. Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила. Петр. 2. Прор. Аввакума. Иерон. Ангд. Ф. мР. и все 15 янв. 2. Преп. Иоанна, Иракдемона, Андрея и Феофила пустынников. 3. Священномучен. Феодора, архиеп. александрийского. Пр. Феодула при Феодосии Великом. 4. Св. великомуч. Варвары. Р. 4 дек. мР. А. У. 16 декабря. 5. Св. муч. Анастасия. 1295. Прр. Кариона монаха и Захарии. 247. 1295. 5. Св. муч. Анастасия. Ф. 26 авг. 5. Преп. Кариона монаха и Захария сына его. 6. Св. Николая, арх. мирдикийского. мР. Р. В. А. У. 7. Пр. Павла повинника. 1295. Пр. Иоанна постника. Коп. 7. Св. Амвросия, еп. медиоланского. Б. и все 4 апр. Иерон. и Р. (втор.) 30 ноября. 7. Пр. Афинодора монаха. Пр. Павла повинника. Св. Иоанна постника в Лавре св. Саввы. 8. Свв. мучч. в Африке от ариан. 239. 9.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Нового здесь дается, во-первых, то, что преследование жены, родившей младенца мужеского пола, мотивируется тем, что дракон увидел низвержение свое на землю. В этом можно усматривать указание на то, что враждебная деятельность сатаны именно и вызывается победоносным подвижничеством необозримого сонма истинных, деятельно осуществляющих заповеди Господни, христиан (младенец мужеского пола указывает именно на такое активное, деятельное начало в их духовной жизни). И из житий святых мы знаем, что злоба врага непременно направлялась на каждого из них, включительно до личных вредоносных явлений его к ним и всяческой, вплоть до физической, борьбы против них; как, с другой стороны, подвижники эти, в особенности пустынники, нарочито выбирали именно такие условия жизни, даже такие нарочитые, отмеченные воздействием злой силы, места (см. житие Алипия Столпника), где борьба эта становилась особенно жестокой и лютой и где они в этой борьбе являлись берущими в грудь свою все стрелы врага борцами за весь немощный род человеческий 281 . Второе. Далее, новым является еще указание на то, как должна была спасаться жена от преследования своего врага, удаляясь в пустыню: ей даны были два крыла большого орла, на коих она улетела в пустыню. По общему мнению св. отцов, под этими двумя крылами разумеются два Завета – Ветхий и Новый, коими спасалась Церковь Божия от порабощения диаволом и погружения в ложь и чувственность язычества, «дабы, – говорит св. Андрей Кесарийский , – переносясь ими на высоту, в пустыню, она воспиталась в жительстве, чуждом всякого удовольствия. И так это, – добавляет он, – всегда, в особенности же в пришествие антихриста, который будет, как многократно говорилось, владычествовать назначенное время – три с половиною года. В то, быть может, время избегнут от него и укрывающиеся в пустыне чувственной – горах, пропастях и пещерах» 282 . Пустыня эта определяется еще, по тексту Апокалипсиса, как место свое, или, как сказано в стихе 6-м, где приготовлено было для нее (Церкви) место от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Обители кланяюсь, тебе и всем сестрам. Прощай. Ваш молитвенник Протоиерей Иоанн Сергиев. 26-го ноября 1906 г., (преп. Алипия Столпника и св. великомуч. Георгия). Печатается по: Письма о. протоиерея Иоанна к Игумении Таисии. Спб., 1909. С. 88–89. Письмо 43 Комарову В.В. Март 1907 Прошу почтенную редакцию напечатать в столбце своем мое заявление. Пройдохи-странники, рассеявшись по разным городам и селам и осведомившись о простодушных и доверчивых крестьянах и крестьянках, смущают их рассказами, будто бы от меня слышанными, что скоро страшный суд будет, что скорее надо заботиться о своих душах и отлагать все житейские попечения, продавать имения и отдавать деньги им, приходящим, как бы для вручения мне – для нищих. При этом они внушают доверчивым, что нужно ехать в Кронштадт, ибо там только можно, будто бы, спасение получить. Из многих местностей я получал подобные заявления от благочинных и простых священников ( Лк. 24, 36 ; Ин. 20.19 ) и отписывал им, что я ничего общего с такими пройдохами не имею и никого из них никогда не просил помогать мне материально и не собирал ни с кого не только рублей, но и копеек, зная, что лучше давать, нежели принимать. 125 Протоиерей Иоанн Сергиев Печатается по: Котлин. 1907. 77. 4 апреля. Впервые: Свет. 1907. 1 апреля. 3 Иеввенское отделение Православного Прибалтийского братства принимало активное учатие в становлении Пюхтицкого православного прихода, учрежденного в 1885 г. распоряжением Св.Синода, «дабы оградить Пюхтицкую святыню (Чудотворную икону Пресвятой Богородицы) от инославных посягательств». 4 Первое денежное пожертвование о. Иоанна на основание Пюхтицкой обители на Богородицкой горе в Эстонии относится к 1887 г. В 1991 г., когда Пюхтицкий православный приход был преобразован в Успенскую женскую общину, о. Иоанн лично молитвенно благословил новое достояние Православной церкви. 5 Адресат Устанавливается по содержанию: князь Дмитрий Михайлович Галицин был женат на Зинаиде Васильевне Ладомирской; в 90-е гг XIX в. проживал в Москве; состоял в родстве с Сумароковыми-Эльстон, в архиве которых хранилось письмо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но Божий свет светит. Ноябрь. День 13. Пасмурно. День 20. Я просил игумена Иоасафа показать мне хрисовул трапезунтского царя Алексея Комнина. Он прислал его мне с старцем Никандром. Я прочел это дееписание и признал его поддельным, и вот почему: 1. Почерк его позднее того времени, в которое жил сей царь. 2. В конце поставлен год ςφν (6550/1042) и прописан буквами, а не словами, как бы надлежало быть этому, по обычаю канцелярий царских. 3. Алексей Комнин царствовал в Трапезунте в XIV веке, как это видно из подлинного хрисовула его, хранящегося в монастыре св. Дионисия на Афоне. Поддельность представленного мне хрисовула объявлена была мною отцу Никандру. Он, выслушав мои отрицания подлинности его, не возражал мне, и взял его назад, молча. Знать, и ему дееписание это казалось недостоверным. Недостоверность его доказывается и самим содержанием его. Вот оно: Афонский пустынник Каллист приходил в Трапезунт, и там являлся сперва митрополиту Феодосию, потом самому царю, и просил его создать на Афоне монастырь. Царь внял его просьбе и, построив Кутлумуш, пожаловал ему Честное Древо Животворящего Креста, стопу св. Анны, главу св. Алипия Столпника, руку св. великомученицы Екатерины, на острове Лимносе метох с пахотной землей в 2100 модиумов, в Сересе церковь Богоматери Милующей, τς γας λεοσης, с принадлежащим ей двором и у реки Стримона метох св. великомученика Георгия, называемый Πμελα, с пахотной землей в 2700 модиумов. Как царь Трапезунта мог давать Кутлумушу имения в названных местах, когда он не владел ими? Ложь не знает ни хронологии, ни истории, ни географии, и в этом просит извинения. День 21. В два часа пополудни я отправился из Кутлумуша в монастырь Иверский и по пути заехал в скит св. Пантелеймона, дабы тамошним подвижникам подать милостыню и узнать, когда и кем основан был этот укромник, в каком состоянии он находится ныне и есть ли в нем что-либо замечательное. Все эти сведения собраны были мною на месте 65 . Скит Пантелеймоновский зависит от общежительного Кутлумуша.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сегодняшнее житие преподобного Алипия, который подвизался в VI в., показывает нам ту силу христианского подвига, которой трудно достигнуть, но которая движет ревностными подвижниками-столпниками. Святой Алипий пятьдесят четыре года подвизался на столпе, который сам воздвигнул на месте языческого кладбища. Апостолам была дана сила, чтобы они попирали вражию силу, – а святые порой в течение всей своей жизни едва могли осилить вражеские козни. Но в этом нет противоречия, ибо в нашей жизни и служение, и смирение, которые оказываются основанием для достижения духовной высоты, должны составлять единое целое. Преподобный Алипий подвизался на столпе, сражаясь с бесчисленными полчищами демонов, причем последние шестнадцать лет своей жизни он уже не имел силы стоять и боролся лежа. Но сам по себе столп – это символ духовной высоты и восхождения, это образ оторванности от мира и стремления к Небу. И наша душа, дорогие братья и сестры, где бы мы ни находились и чем бы мы ни занимались, призывается к тому, чтобы стоять пред Богом свечой, стоять не сдаваясь и восходить по духовным ступеням духовного совершенствования. Святые отцы говорили о том, что мы не можем иметь власть над внешним миром, но можем иметь власть над собой и можем совершать добрые дела по отношению к ближним. Но самое сложное, ответственное, трудное и высокое дело, которое не имеет никакого посредства и которое оказывается внутренним делом между человеком и Богом, – это внимание к собственной душе. Святые отцы с особым трепетом воспринимали древнее изречение «познай самого себя», 29 которое свт. Василий Великий в IV в. перефразирует во «внемли самому себе». Его трактат о внимании себе завершается следующими глубочайшими словами: «Внемли себе, чтобы внимать Богу». 30 «Внемли себе, чтобы ты был способен различить вредное от спасительного». 31 «Внемли себе, то есть со всех сторон охраняй себя. Имей неусыпающее око души для хранения себя». 32 Внимание к своей собственной душе и есть то высокое восхождение, то стремление к небесным именам, когда Царство Небесное внутри нас есть. 33

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Матерь Божия защитила, скрыла от бандитов, небесным светом одела, потому они ее и не увидели.    Матушка была грамотная, хорошо читала и писала, всю Псалтирь знала на память.    Спросила меня как-то: «Ты, какого года рождения?»    — 1916 – ответила я.    — А я на 6 лет тебя старше.    По промыслу Божиему Христа ради юродивая Агапия была принята в Киево-Печерскую Лавру, где прожила до самого её закрытия. Архимандрит Кронид при постриге в монашество дал Агапии новое имя – Алипия, благословил на подвиг столпничества. Три года подвижница провела в дупле старого дерева.    «Когда было очень холодно, я заходил в коридор к монахам погреться. Иной пройдет, даст хлеба, а другой прогонит... Но я на них не обижался», – вспоминала впоследствии блаженная старица.    Добровольно неся крест юродства Христа ради, покорно принимая унижения и оскорбления, мужественно перенося лишения, подвижница стяжала смирение и кротость, за это и удостоилась великих даров от Господа: прозорливости и дара исцеления по молитве.    Из воспоминаний Инны Александровны:    — Мы с мамой вернулись из эвакуации в Киев. Это было в 1947 году, и стали ходить к отцу Дамиану в Киево-Печерскую Лавру за советами, наставлениями... Тогда же мама мне указала на худенькую, стройную женщину, аккуратно причесанную... Мама сказала, что ее зовут Липа, живет она в овраге за лаврской оградой прямо под открытым небом, проводит ночи без сна в непрестанной молитве... У Липы был необыкновенно глубокий, чистый, теплый, ласковый, любящий взгляд светло-серых очей... Духовным отцом Липы был наместник Лавры архимандрит Кронид. По воспоминаниям самой матушки Алипии: когда заканчивалось служба в церкви, он подходил к ней, давал сухарей и говорил: «Ну что, нагрелась, ешь и иди спасайся». Она, послушная своему духовному отцу, покорно удалялась к большому дереву, забиралась в дупло, в котором можно было, только полусогнувшись стоять. Когда же зимой снег заметал так, что из дупла нельзя было выбраться и она не шла в церковь, отец Кронид сам пробирался к ней, приносил в мантии сухарей, окликал: «Ты не замерзла?» Оставлял приношение и свое неизменное слово «спасайся» и уходил в Лавру, оставляя подвижницу на попечение длительной, зимней ночи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сербская Православная Церковь имеет на территории Н. 2 зарегистрированных прихода в юрисдикции Великобритании и Скандинавии епархии : во имя свт. Василия Острожского в Осло (4243 чел.) и во имя вмч. Димитрия Солунского в Кристиансанне (1049 чел.). В ряде городов (Берген, Порсгрунн, Ставангер) действуют незарегистрированные общины, относящиеся к столичному приходу. В Н. зарегистрировано 4 прихода Румынской Православной Церкви в юрисдикции епархии Северной Европы (центр - в Стокгольме): в честь Воскресения Господня и во имя прп. Иоанна Румына и св. Халльварда в Осло (679 чел.), в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Каллиника Черникского в Ставангере (220 чел.), в честь Вознесения Господня и во имя прп. Филофеи Арджешской (Тырновской) в Бергене (730 чел.), во имя прп. Макария Великого в Хёугесунне (202 чел.). Кроме того, по данным Румынской Церкви, в стране действуют приходы: во имя мучеников Зотика, Аттала, Камасия и Филиппа из Никулицела в Олесунне, в честь Вознесения Господня во Фёрде, во имя вмч. Мины Фригийского в Кристиансанне, во имя вмч. Прокопия Кесарие-Палестинского в Молде, во имя св. Леонтия из Рэдэуци в Шервёйе, во имя св. Сисоя Великого в Тромсё, во имя св. Стефана Великого в Тронхейме; общины: во имя св. Алипия Столпника, прп. Никона Метаноите и св. Стилиана во Флекке-фьорде, во имя св. Спиридона Тримифунтского в Му-и-Ране; миссии: во имя прп. Трифона Печенгского в Киркенесе, во имя св. Серафима Саровского на архипелаге Шпицберген. В Осло зарегистрирован приход Болгарской Православной Церкви во имя святых Кирилла и Мефодия (265 чел.), находящийся в юрисдикции епархии Зап. и Центр. Европы. Приход основан 7 марта 1993 г. Службы проходят в греч. ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Грузинская Православная Церковь до 2016 г. была представлена в Н. муж. мон-рем св. Суннивы в Селье, основанным в 2011 г. (официально в 2014), и жен. мон-рем св. Олава и прор. Илии в Нурдале, основанным в 2013 г., к-рые Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II в 2016 г. исключил из юрисдикции Грузинской Православной Церкви, рекомендовав насельникам войти в юрисдикцию К-польского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010