Кондак преподобному Алексию, затворнику Зосимовскому, всея Руси чудотворцу, Глас 3. Благочестиваго корене жезл святый,/от юности живот свой на служение богу подал еси,/в пустынь же Зосимову вселився,/любовию Христовою уязвленный,/стяжал сию добродетель яко высшую и вечную,/и верным благодати источник неоскудный показался еси,/милости всем изливая и немощные врачуя./преподобне старче Алексие,/моли всещедраго Бога/даровати нам мир и велию милость. Величание Ублажаем тя», преподобне старче наш Алексие», и чтим святую память твою», наставниче монахов», и собеседниче ангелов. Преподобномученик иеромонах Макарий Иеромонах Макарий, в миру Михаил Степанович Моржов, родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовской Верховской волости Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Учился в церковно-приходской школе. Когда подошло время, он был призван в армию и служил в Свеаборгской крепостной артиллерии, где приобрел специальность фельдшера. Уволенный в запас, Михаил проработал год на фабрике в Москве. 21 августа 1899 года Михаил поступает в Зосимову пустынь и становится учеником старца Алексия, который обучал новоначальных послушников Закону Божиему. 3 января 1903 года его зачисляют в указную братию, а спустя месяц, 22 февраля, Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. Он нес послушания на трапезной, выполнял обязанности бельевщика пустыни, но еще будучи послушником, в 1900 году был определен игуменом Германом в келейники к старцу Алексию. «Полюбив старца, он так и остался до конца, до самой смерти батюшки верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его наставником, но и ближайшим другом. Почти тридцать лет служил верой и правдой отец Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой». 19 Суровый на вид, дисциплинированный и умный, он был неутомимым тружеником. Находясь долгие годы вблизи великого подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часто жаловалась я старцу, что не могу держать постов из-за домашних условий. Много неприятностей у меня из-за этого выходило и поститься не было никакой возможности – это значило: ничего не есть. Но на все мои просьбы разрешить мне не поститься старец говорил решительно и твердо: «Не могу, детынька, не могу я на это тебя благословить: я – монах, и пост положен у нас в уставе. Смотри сама, молись, Бог видит условия твоей жизни. Только на исповеди не забывай каяться в нарушении постных дней». Господи, и у нас есть проблема с проведением постов, и мы приступаем с просьбами к своим духовникам – разрешить не соблюдать установленных постов. Но устав церковный один для всех, и духовник не может нас благословить его нарушать. Так что нарушение поста – дело самого человека, но дело, в котором мы должны обязательно каяться на исповеди, ибо это нарушение устава церковного. Господи, прости нас за нарушение поста и постных дней, когда это нарушение находит место в нашей жизни. Открыв старцу свои смущения, возникшие из-за некоторых непонятых мной поступков духовного отца, я услышала очень внушительным и строгим тоном ответ старца: «От раз избранного духовного отца не уходи по причинам, выдуманным тобой. Знай, что диавол любит отводить нас от того, кто наиболее может быть нам полезен! Не слушай его внушений, если он будет нашептывать тебе, что духовный отец невнимателен-де к тебе, он-де холоден с тобой и не хочет иметь тебя около себя. Кричи прямо вслух ему в ответ: «Не слушаю тебя, враг, это все неправда, я люблю и уважаю отца моего духовного». И у нас бывает много случаев, когда мы испытываем смущения от некоторых непонятых нами поступков духовного отца. И вот здесь нам жизненно необходимо будет вспомнить строгие слова преподобного Алексия Зосимовского : «От раз избранного духовного отца не уходи по причинам, выдуманным тобой. Знай, что диавол любит отводить нас от того, кто наиболее может быть нам полезен! Не слушай его внушений, если он будет шептать тебе, что духовный отец невнимателен к тебе, что холоден в общении, не хочет иметь тебя около себя. Кричи прямо вслух ему: «Не слушаю тебя, враг, ибо все это неправда, я люблю и уважаю отца моего духовного». Господи, прости нас, что мы не делаем так и не кричим о своем доверии к духовнику. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) – русский живописец, передвижник. Садовников – староста храма в Баковке. Салова Екатерина Михайловна (род. в 1893) – монахиня Алексеевского монастыря. Самарин Юрий Федорович (1819–1876) – философ-славянофил, публицист. Самойлова Анна Андреевна (род. 1898) – монахиня. Сефери – профессор пения. Серафим (Чичагов † 1937) – митрополит, священномученик. Серафим (Звездинский † 1937) – с 1919 епископ Дмитровский; священному-ченик. Серафим (Самойлович † 1937) – священномученик, архиепископ Угличский. Сергий (Голубев) – настоятель Преображенского собора в Санкт-Петербуре. Сергий Радонежский (†1392) – преподобный. Сергий (Ляпидевский ; 1820–1898) – митрополит Московский с 1890 по 1898. Сергий (Старгородский †1944) – митрополит, Патриарх Московский и всея Руси. Сергий Алексеевич Крестьянинов (1875–10.12.1937) – священник с. Сабурово Московской области. Симеон Ермолаев – старец, жизнеописатель преподобного Зосимы. Симеон Новый Богослов (†1021) – автор трудов по сокровенному деланию во Христе, выдающийся поэт. Симеон Солунский (†1429) – архиепископ, блаженный. Симон Кананит – апостол. Скачков Алексей Васильевич – житель села Горки, под Волоколамском. Скачков Герасим – отец зосимовского архимандрита Исидора. Скачкова Мария – мать зосимовского архимандрита Исидора. Скачков Петр Васильевич – житель села Горк, по, Волоколамском. Скачкова Александра Кузьминична – жена П.В. Скачкова. Смирнов Николай Иванович (1875 – 14.03.1938) – священник села Сватково. Смирнова Анна Федоровна – теща прп. Алексия зосимовского . Сологуб Мария Федоровна (урожденная Самарина; 1821–1888) – графиня, учредительница философского кружка. Соловьев Михаил Федорович (1868–1919) – сын прп. Алексия Зосимовского . Соловьев Алексей Петрович (1804–1882) – протоиерей, отец прп. Алексия Зосимовского . Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) – русский философ, поэт. Соловьева Анна Андреевна – бабушка прп. Алексия Зосимовского по отцу. Соловьева Анна Григорьевна – монахиня. Соловьева (Мотова) Ольга Петровна (1876–1960) – жена Михаила Федоровича Соловьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловьева (Смирнова) Анна Павловна (1850–1872) – жена прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Соловьева (Протопопова) Мария Федоровна (†1854) – мать прп. Алексия Зосимовского . Соловьева Прасковия Матвеевна – монахиня. Страхова Александра (род. в 1888 в д. Елгозино Моск. Губ.) – монахиня Алексеевского монастыря. Суворова Агрипина Петровна – новомученица. Сундукова Ксения Михайловна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Сытин Иван Дмитриевич (1851–1934) – российский издатель-просветитель. Сычев Николай Михайлович – житель Сергиева Посада, староста церкви Петра и Павла. Тимоновы – дворяне, владельцы земель, на которых впоследствии располагалась Зосимова пустынь. Тимохина Софья Семеновна – духовное чадо зосимовского старца Досифея. Тихон Задонский (†1783) – чудотворец, епископ Воронежский. Тихон (Беллавин Василий Иванович, 1865–1925) – святитель, патриарх Московский и всея Руси. Тихон († 1873) – иеромонах, духовник прп. Германа Зосимовского . Тихонов Сергей Николаевич – житель села Мордыш Суздальского района Владимирской области. Товия (Цимбал) – наместник Троице-Сергиевой Лавры 1904–1915 гг. Толстая Евдокия Алексеевна (урожденная Штекельберг) – кузина схимонаха Симона зосимовского. Толстой Лев Николаевич (1828–1910) – писатель. Толстой Николай Алексеевич – владелец Сиговки. Третьяков Павел Михайлович (1832–1898) – меценат, основатель художественной галереи. Тугаринов Алексей Петрович – инженер. Тухачевский Михаил Николаевич (1893–1937) – советский военачальник, маршал Советского Союза. Фаддей (Успенский ; † 1938) – архиепископ Тверской, преподобный священномученик. Фамарь (княжна Марджанова Тамара Александровна, 1869–1936) – схиигумения, основательница Серафимо-Знаменского скита под Москвой. Феогност – наместник Троице-Сергиевой Лавры в конце XX века. Феодор Студит (†826) – подвижник и начальник Студийского монастыря; много страдал от иконоборцев. Феодор (Богоявленский; 1905–1941) – иеромонах, преподобномученик. Феодор Тирон (IV в.) – великомученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

60 Сщмч. Серафим (в миру – Николай Иванович Звездинский; 1883–1937), епископ Дмитровский. Окончил Московскую Духовную академию иеромонахом. Вступив в 1914 г. под покров Чудова монастыря – одной из главных святынь Московского Кремля, – отец Серафим затем получил сан архимандрита и был назначен игуменом этой обители. В 1919 г. патриарх Тихон рукоположил его во епископа Дмитровского, стал помощником Святейшего. В 1922 г. арестован одновременно с патриархом Тихоном. Возвратился в Москву в 1925 г. В конце того же года был вновь арестован. После двенадцати лет тюрем и лагерей епископ Серафим был расстрелян (в 1937 г.) в г. Ишиме Новосибирской области. Память 13/26 августа. 61 Епископ Серафим перенес в 16 лет тяжелую болезнь и, получив исцеление по молитвам преподобного Серафима Саровского , в корне изменил свое поведение: стал глубоко религиозным юношей и дал обет Богу стать монахом. Но в то время, когда он писал это письмо, душа его все еще была в смятении. 63 Мария Александровна (1888–1925) – дочь профессора МДА Александра Петровича Голубцова (1860–1911). Он сам, его жена Ольга Сергеевна и их дети были духовными чадами старца Алексия (Московский журнал. 1992. 4. С. 8). Мать Марии Александровны была троюродной сестрой старца Алексия. Эта родственная связь шла по женской линии: Ольга Сергеевна была внучкой Варвары Семеновны Ловцовой, урожденной Протопоповой, которая приходится сестрой Федору Семеновичу Протопопову – деду старца Алексия по материнской линии. 64 Первый Спас – один из трех праздников августа, посвященных Господу Иисусу Христу, – Изнесение Честных и Животворящих древ Креста Господня. Празднуется 1/14 августа. 72 Этот текст, составленный по материалам домашнего архива, для публикации не предназначался. Правнучка старца М. Г. Осколкова записывала то, что сохранила ее память, делала развернутые пояснения к семейным фотографиям с единственной целью – оставить собранное и любовно сберегаемое для своей внучки. В книге об этом архиве не раз упоминалось. Редакция сочла возможным поместить небольшую часть этого откомментированного материала в качестве расширительной информации к биографии преподобного Алексия Зосимовского . Это некоторые подробности, связанные с женитьбой Михаила Федоровича, сына старца, дореволюционным бытом их семьи, касающиеся дальнейшей судьбы, уже в советские годы, потомков зосимовского подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Советы отца Алексия, записанные Владыкой Вар навой, важны и интересны современному читателю как еще одно свидетельство о жизни досточтимого святого старца. При этом необходимо помнить предупреждение старца Алексия о том, что даваемые им советы относятся только к его духовному сыну: «Из разговоров ничего не передавать: могут не понять, что иногда я говорю только тебе». Отец Алексий, будучи истинным духоносным старцем, полагал: в духовной болезни (как и в телесной) невозможно прописать одно и то же лекарство разным людям даже при одинаковом «диагнозе». Ибо то, что полезно и спасительно для одного, может нанести вред другому. Советы духоносных старцев, данные будущему Владыке Варнаве, составили вторую часть настоящего издания. Дошедшие до нас записи ответов старца Алексия Зосимовского и других известных подвижников, к которым обращался Владыка Варнава (преподобного Варсонофия Оптинского , преосвященного Феодора (Поздеевского) , старца Митрофана Зосимовского), завершаются августом 1912 года. В 1915 году иеромонах Варнава заканчивает Академию и направляется преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию, а в феврале 1920 года Указом Синода назначается епископом на Васильсурскую кафедру. Время епископского служения (всего около двух лет: в 1922 году Владыка Варнава, по благословению старцев Алексия и Митрофана, принимает на себя подвиг юродства, который несет до конца своих дней) было очень важным в духовной жизни Владыки. Как пастырь, как архиерей Божий, он столкнулся с такими чудными действиями Божественного Промысла «в отношении людей и вообще проявления таинственных (хотя бы и отрицательных) сторон потустороннего духовного мира или жизни души человеческой в пределах нашей грубой, дебелой, материальной земной действительности, что оставлять их без внимания, предоставляя времени сокрушать память о них и стирать следы воспоминаний, было бы крайне неразумно, если не погрешительно», – писал епископ Варнава. В свой дневник он записал случаи прозорливости Дивеевской блаженной Марии Ивановны, проявления милости Божией от Оранской иконы Божией Матери и от частиц мощей святых, чудо от Святых Даров... Но помимо этих случаев Владыка приводит примеры промыслительного оставления Богом человека, свидетелем которых он был: одержимости злыми духами из-за отступления от Господа, неблагоговения к святыне. Для самого Владыки, да и для всех читающих, это доказательство силы Божией, доказательство того, что Бог есть, что жива Его Церковь , что истинны писания святых подвижников, в которых говорится, что христиане ведут брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6, 12 ). Напомним, что все описываемое епископом Варнавой происходило в страшные 20е годы прошлого столетия, когда атеистическая пропаганда утверждала, что Бог и диавол – выдумка попов...

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Весной 2002 года в селе Морском состоялась закладка нового храма святого праведного Иоанна Кронштадтского. 11 апреля 2004 года, в еще строящемся храме была отслужена первая Божественная литургия. Освятили храм 22 августа 2005 года. Торжества вновь прошли под архипастырским омофором митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. В июне 2006 года в Крым прибыла большая икона святых чудотворцев Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи. Написана она была специально для храма Святого Иоанна Кронштадтского у мощей этих угодников Божиих. В образ, написанный почти в человеческий рост, в Муроме была вставлена крестообразная серебряная капсула с мощами благоверного князя Петра и его супруги княгини Февронии. 1 августа 2008 года в Морском благоустроили и освятили фонтан, посвятив его святому пророку Божию Илии – небесному покровителю земного родителя батюшки Иоанна Кронштадтского. В 2010 году в храме сделали новый иконостас, а предыдущий послужил алтарной преградой для нижней церкви – в честь святых Петра и Февронии. В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского находится древняя святыня – напрестольное Евангелие 1740 года. Имеются и другие древности: медный крест-мощевик XII века, найденный на мысе Святого Фоки, иконы XVIII–XIX веков, из которых особого внимания заслуживает большой арочный образ Всех святых (размером 170х60см), богослужебные книги XIX века (Служебник, Каноник, Акафисты…) и большое кадило XIX столетия. http://prihodvmorskom.com/index.php?id=commune Добавить комментарий Комментарии и обсуждение В нижней части расположен храм св. Петра и Февронии Муромских чудотворцев, выставочный зал. В храме хранится большая ростовая икона св. Петра и Февронии Муромских чудотворцев с частицами их мощей, частицы мощей св. пмц. Елизаветы и ее духовника - Алексия Зосимовского. 24 августа 2017. 18 июля ежегодно в храме чтут память иконы Божией Матери " Экономисса " (в храме хранится икона Богородицы, чудно обновившаяся), св. прп. мц. Великой Княгини Елизаветы и св. Алексия Зосимовского (икона с мощами Святых). Настоятель храма с прихожанами и всеми желающими совершает паломническую поездку в пос. Междуречье на Св. источник в честь Преп. Сергия Радонежского, служит молебен на источнике, желающие могут искупаться в Купели.

http://sobory.ru/article/?object=30884

Сергей Четверухин Москва, 1994–1996 гг. Преподобный Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни Жизнь наша должна быть подобна колеснице, у которой переднее правое колесо есть смирение, левое – самоукорение, а на задней оси – терпение и предание себя воле Божией. Из наставлений преподобного Алексия Зосимовского Часть I. Жизненный путь старца Алексия Годы детства и учения Старец Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился 17 января 1846 года в Москве в многодетной семье протоиерея Алексия Соловьева ,  служившего в церкви во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Личность отца, его жизненные устои послужили основой нравственного и духовного становления будущего старца. Алексей Петрович Соловьев (1804–1882) был родом из Дмитрова, из семьи потомственного священнослужителя. Он поступил в местное духовное училище, где в те годы царили грубость и жестокое отношение к ученикам. В отличие от большинства учащихся, Алеша Соловьев жил и питался дома, поэтому его положение было лучше, чем у других. Он обладал незаурядными способностями и окончил училище первым учеником. Для продолжения образования его направили в Вифанскую семинарию. Здесь условия для учебы были превосходными. Расположенные в лесу, вблизи Сергиева Посада, просторные здания, удачно подобранный состав преподавателей и постоянное общение со студентами Духовной академии, основанной в 1814 году в стенах Троице-Сергиевой Лавры, способствовали углубленному изучению предметов. Близость же святынь Лавры и регулярное участие в строгих и истовых монастырских службах укрепляли и развивали религиозное чувство молодого человека. Церковь во имя преподобного Симеона Столпника, что за Яузой. Начиная с 1838 г. и до своей кончины в 1882 г. здесь служил, был настоятелем протоиерей Алексий Соловьев , отец будущего Зосимовского старца. Современное фото Окончив семинарию первым учеником, Алексей сразу же поступил в Духовную академию, где ему за отличные успехи дали повышенную именную стипендию митрополита Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , и он получил двойную фамилию – Соловьев-Михайлов. Алексей Петрович успешно завершил учебу, ему была присвоена степень магистра богословия. Этот академический выпуск, очень сильный по составу, называли примерным. Среди однокурсников Алексея Соловьева было много выдающихся людей и по интеллекту, и по положению в обществе, и по нравственным качествам. В их числе были будущие митрополит Киевский и Галицкий Филофей (в миру – Тимофей Григорьевич Успенский), архиепископ Пермский Антоний (Смолин), архиепископ Могилевский Евсевий (Орлинский) , известный ученый-богослов А. В. Горский, впоследствии ректор Московской Духовной академии, и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

В 1920-х гг. Высоко-Петровский монастырь был центром помощи сосланным и заключенным. Здесь останавливались и иногда подолгу задерживались многие архиереи, священники, монашествующие, следовавшие в ссылку или возвращавшиеся к месту своего служения. Прихожане помнят святителей Луку (Войно-Ясенецкого) , Серафима (Чичагова) , епископов Мануила (Лемешевского) , Феофана (Тулякова) и др 130 . Для общины Высоко-Петровского монастыря его настоятель был ангелом-хранителем, заботливо оберегавшим старческий подвиг зосимовских отцов. В своих поучениях он не раз обращался к теме старчества, указывая на глубину тех отношений, которые возникают между духовным отцом и его чадом 131 . Вероятно, с момента своего поставления во епископы Владыка начинает выполнять различные поручения Святейшего Патриарха, а позднее и Местоблюстителя священномученика Петра и его Заместителя митрополита Сергия. По поручению святителя Тихона епископ Варфоломей участвует во внешних контактах Русской Церкви. Кроме того, ему даются поручения, суть которых можно обозначить как осуществление контактов с советской властью. Укрепление положения советской власти и ужесточение гонений в 1920-х гг., закончившееся почти полным уничтожением церковной организации к 1935–1938 гг., естественно вело к тому, что выступления Собора и Патриарха первых послереволюционных лет уступали место гибкой политике, предполагавшей нелегкий диалог с властью путем чередующихся требований и уступок. При святителях Тихоне и Петре ближайшими целями были легализация Патриаршей Церкви и борьба с обновленческим расколом. Решение первой задачи было жизненно важно для Церкви, поскольку она, лишенная государственной регистрации, которую имели раскольники, оставалась юридически незаконным объединением и ради защиты прав своих членов не могла апеллировать даже к «революционной законности» 132 . В конечном счете целью этой политики было сохранить физическое существование Русской Церкви. Ее духовным основанием стал «завет» зосимовского старца Алексия, который в 1927 г. благословил своих чад поддержать митрополита Сергия и молиться за безбожную власть. «Только благодать молитвы может разрушить ту стену вражды и ненависти, которая встала между Церковью и советской властью. Молитесь, – может быть, благодать молитвы пробьет эту стену», – сказал старец 133 . Владыка Варфоломей был одним из первых практических деятелей, призванных провести в жизнь принцип зосимовского старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Он же играл большую роль в те смутные годы, когда был издан преосвященным Местоблюстителем митрополитом Сергием указ о поминовении властей при богослужении. Иеросхимонах Алексий строго держался за сохранение единства Церкви, почему всем его вопрошавшим твердо указывал сохранять послушание преосвященному Местоблюстителю. В Зосимову пустынь для исповеди у старца Алексия и молитвы приезжала Великая княгиня Елизавета Федоровна. Братия сохранила память о ее посещениях, долго и внимательно хранила ковер, на котором в храме молилась Великая княгиня, ныне святая мученица, прославленная Русской Церковью. Хотелось бы воссоздать образ зосимовского старца в его основных чертах, с сохранением главного, принципиального направления этого великого всечеловеческого делания по воссозданию душ человеческих в новую тварь о Христе Иисусе, Господе нашем. Здесь, естественно, сохранялись индивидуальные качества каждого из этих великих нелицеприятных делателей на ниве Господней, но они же содержали и общий дух, усвоенное направление в понимании основ веры, основ спасения, основ духовного подхода к каждой ищущей этого спасения человеческой душе. Зосимовский старец был прежде всего целен в воспринятом им мудровании о спасении. Это была непоколебимая, целостная, горячая и живая вера во Христа-Спасителя, Христа-Иску­пителя, Восстановителя всех душ, ищущих истинного окормления и руководства. Зосимовского старца отличала большая простота, непосредственность, иногда будто бы некоторая детскость в восприятии внешних условий и обстоятельств жизни духовного чада. Вместе с тем, вникая в эти условия жизни, выясняя детально, как сложился быт, условия работы или учения, старец, берущий человеческую душу на свои плечи, был тверд и решителен в своих указаниях. “Зачем нужны этому монаху такие подробности обо мне, — думал иногда вновь приходящий к зосимовокому иноку. — Никто ведь никогда на исповеди раньше не интересовался условиями моей жизни. Это даже как-то странно…”. Но именно это внимательное ознакомление с тобой и делало то, что в следующий раз, пришедши на исповедь, ты уже чувствовал себя не чужим, в твое положение кто-то вникал, о тебе кто-то заботился, даже болел, ты вдруг чувствовал, что обрел нечто родное, дорогое тебе, тебя изумляла проявленная забота, ты удивлялся, откуда могла идти такая нежная материнская о тебе попечительность.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010