XVII в., Москва, вклад царя Алексея Михайловича; КГОИАХМЗ) и др. Св. Троица в деяниях. Пелена. Мастерская М. Годуновой. 1592–1593 гг. Вклад Д. И. Годунова (ГММК) Св. Троица в деяниях. Пелена. Мастерская М. Годуновой. 1592–1593 гг. Вклад Д. И. Годунова (ГММК) В ризнице И. м. хранились святыни, сосуды и шитье, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями: серебряный напрестольный крест (XVI в.), серебряный напрестольный крест с частицами мощей (вклад Д. И. Годунова 1594 г.), золотые и серебряные богослужебные предметы (вклады Годуновых 1599 и 1603 гг.), 3 серебряные водосвятные чаши (вклады Д. И. и И. А. Годуновых), серебряное панихидное блюдо (вклад Д. И. Годунова 1589 г.), 2 саккоса «жемчужных», сударь «шит золотом и серебром, унизам жемчугом» (1602), воздухи (вклад Д. И. Годунова 1586-1599 гг.), плащаницы (вклады царицы Ирины Годуновой и Д. И. Годунова), 2-сторонняя хоругвь «Св. Троица. Свт. Алексий Московский, прп. Алексий, человек Божий, вмч. Феодор Стратилат» (сер. XVII в., вклад царя Алексея Михайловича) и многое др. (подробнее см.: Соколов. Переписные книги. 1890; Павел (Подлипский). 1832. С. 41-45). О богатстве ризницы свидетельствует роспись предметов, изъятых из обители и в 1704 г. переданных в Монастырский приказ. К нач. XVIII в. в ризнице хранилось как минимум 23 покрова, украшенные жемчугом и др. драгоценными камнями (поминальные вклады Годуновых), а также множество изделий из золота и серебра. Решением Синода от 15 сент. 1725 г. обители возвращались «покровы, золото и серебро ломаное, ссыпной жемчуг». Настоятель мон-ря архим. Серапион в марте 1727 г. просил Синод разрешить «употребить» возвращенные ценности «на поправку крыши у соборной монастырской церкви, пришедшей в совершенную ветхость» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 459-462). В 1728 г., после донесения ген.-майора Чернышёва о «неприличных и резных образах», находившихся в костромских храмах, Синод потребовал от настоятелей сообщить о подобных иконах. В ответ архим. Серапион прислал в Синод икону в серебряном окладе, на к-рой правая рука Спасителя написана «от единого запястия аки бы имеющая две руки согбенными персты по образу благословляющая» (Там же.

http://pravenc.ru/text/673737.html

с греч. М.: Синодальная типография, 1900 (репринт: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 3–141). ПЭ. – Православная энциклопедия. Т. I. А – Алексий Студит. М., 2000; II. Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский (2001); III. Анфимий – Афанасий (2001); IV. Афанасий – бессмертие (2002); V. Бессонов – Бонвеч (2002); VI. Бондаренко – Варфоломей Эдесский (2003); VII. Варшавская епархия – веротерпимость (2004); VIII. Вероучение – Владимиро-Волынская епархия (2004); IX. Владимирская икона Божией Матери – Второе пришествие (2005); X. Второзаконие – Георгий (2005); XI. Георгий – Гомар (2006); XII. Гомельская и Жлобинская епархия – Григорий Пакуриан (2006); XIII. Григорий Палама – Даниель-Ропс (2006); XIV. Даниил – Димитрий (2006 (2007)). Радованович. Лekцuje. – Др. Тихом up Радованович. Лekцuje из Светог Писма Старог Завета. Београд, 1930 (литограф). Радович. Покрет кольивара. – Радович А. Покрет кольивара, духовно-литургички препород и грчка црквена братства [А. Радович. Движение коливадов, духовно-литургическое возрождение и греческие церковные братства]//Гласник Српске Православие Цркве 3 (1976), 45–47. [Переизд.: Там же. LXVIÏ 3 (1985), 3–7. Ср. ИАБ VII, 175.] РБС. – Русский биографический словарь. СПб.; М., 1896–1913. 26 т. Репринт (с доп.): М., 1992–1999. Цит. т.: [XIII]. Павел, прп. – Петр (Илейка) (1902); [XVIII]. Сабанеев – Смыслов (1904); [XXII]. Фабер – Цявловский (1901); [XXIV]. Шебанов – Шютц (1911). Русские писатели-богословы. Вып. 2. – Русские писатели-богословы. Вып. 2. Исследователи и толкователи Священного Писания: Биобиблиографический указатель/Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова. М., 1999. [Включает 33 персоналии с кратким биографическим очерком и списком публикаций. Вошло в переизд. обоих выпусков: Русские писатели-богословы: Биобиблиографический указатель. 2 М., 2001.] Сабрана дела Вука Карацича. – Сабрана дела Вука Карацича. Т. 10. Београд: Изд. Просвета, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЮБСКАЯ МОСКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 18 июня), чудотворный образ, с XVIII в. находился над Варварскими воротами Китай-города в Москве (по др. сведениям, появился там в царствование Петра Алексеевича (1696-1725), что косвенно подтверждают изображения на иконе святых, соименных членам царской семьи); в наст. время хранится в московской ц. св. апостолов Петра и Павла на Кулишках у Яузских ворот. датировка иконы (размер: 198 ´ 126 см) затруднена из-за поновлений. По иконографическим особенностям (поза, жест и свиток в руке Богоматери, фигура благословляющего Иисуса Христа) близка к типу древней Боголюбской иконы Божией Матери . Отличительная особенность московской иконы в том, что на ней перед Богоматерью изображены в неск. рядов молящиеся святые: московские митрополиты Петр, Алексий, Иона и Филипп, блаженные Василий и Максим Московские, прп. Параскева, свт. Василий Великий, Алексий, человек Божий, сщмч. Симеон, сродник Господень, еп. Иерусалимский, ап. Петр, прмц. Евдокия и мц. Параскева. размещение иконы такого извода над Варварскими воротами можно объяснить неск. причинами. Во-первых, изображение московских чудотворцев, молящихся Богоматери за человеческий род, символизировало покровительство Богоматери и святых Москве и было связано с традицией помещать на городские ворота икону, выполнявшую защитные функции. Во-вторых, икона была установлена над воротами Китай-города, обращенными в сторону Владимира, недалеко от к-рого хранилась почитаемая Боголюбская икона. Наконец, изображения блаженных Василия и Максима Московских на иконе напоминали о том, что в противоположном от ворот конце ул. Варварки находятся храмы, где погребены эти святые (собор Покрова на Рву и ц. Максима Блаженного). Б. М. и. прославилась во время эпидемии чумы в 1771 г. Жители Москвы, узнавшие о том, что г. Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами. Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало беспокойство светских и духовных властей. московский архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по нек-рым данным, имел намерение убрать икону со стены. Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

http://pravenc.ru/text/149499.html

Авраамий и Мария, препп. По исследованию болландистов (AASS, март, II, 430−431), герои этой легенды жили в VI в. Авраамии. Сын богатых родителей, подвизался (согласно версии Метафраста) на Геллеспонте у Лампсака. Автор легенды по имени Ефрем, называет себя современником Авраамия (стр. 937). Напечатана в AASS март, II, 932−937. Метафрастова версия у Migne, P.G., 115, 44−77. Память 29 октября. Авраамий Кратейский, свт., † 543−553 г. (Болланд.) Происходил из Эмесы; подвизался в Палестине. Потом был епископом Кратен в Вифинии. Житие, написанное вскоре по смерти Кириллом Скифопольским , издано в Nα Σων, 1906 г. и в «Revue de l’instruction publique en Belgique», 1906 г. стр. 283−286. Латинский перевод арабского текста, в Anal. Boll. XXIV, 349−356. Память 6 декабря. Агапит Синадский, прп. Современник Константина В. Происходил из Каппадокии, и был сначала солдатом. Подвизался во Фригии. Позднее житие его (не раньше X в.) напечатано Пападопуло-Керамевсом в «Varia graeca sacra» (Зап. СПб. Унив. Ист. фил. Фак., 1910 г.), стр. 114−129. Память 18 февраля. Ананий еп. Мелитинский, свт. Родился при им. Феодосии В., † при Феодосии II, присутствовал на Эфесском соборе. Происходил из Мелитины в Армении, где и был епископом. Житие издано в «Menologium anonymum saeculi X». В Минеях Макария есть перевод с неизвестного болландистам жития (Апрель, л. 162−170). Память 17 апреля. Александр, пр. игумен обители Акимитов, † 430 г. (Сергий). Происходил из Азии, знатного рода. Житие написано учеником святого, иноком обители (житие, 303). Издано в латинском переводе в AASS. Январь, II, 302−311. Память 3 июля. Алексий человек Божий, прп., † 417 г. (Сергий). Сирийский текст легенды, издал по рукописи VI века, Amiaud («La légénde syriaque de S. Alexis», 1889). Основной греческий текст неизвестен. Ближайшую к нему, сохранённую в многочисленных рукописях, редакцию, напечатал Pereira в Anal. Boll. XIX, 243−253. Некоторые поздние редакции издали Rösler («Wiener Beiträge zur Englishmen Philologie», 1905, 118−154) и Massmann Bibliothek der gesummten deutschen Nationalliteratur», 1843 г.). Неизданные варианты есть в синодальных рукописях 381, 395 и 407. Память 17 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображения Н. присутствуют также в относительно ранних композициях «Собор Белозерских святых», которые появились в кон. XVII - нач. XVIII в. в связи с прославлением целого сонма белозерских преподобных. Наиболее ранним известным изображением является икона нач. XVIII в. «Белозерские святые в молении Пресвятой Богородице» (ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217, 270. Кат. 120; Чугреева. 1995. С. 48-51). На фоне условного изображения Белозерска предстоят 8 святых: Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Филипп Ирапский и Даниил Шужгорский. На миниатюрной иконе «Белозерские чудотворцы в молении Господу Вседержителю» 1-й трети XVIII в., вставленной в средник складня, изображены 6 преподобных: Иродион Илоезерский, Ферапонт и Кирилл Белозерские, Н., Кирилл Новоезерский и Даниил Шужгорский (частное собрание; см.: Романенко. 2003. Вкл. Рис. 13). Н. представлен в правой группе в верхнем ряду (напротив прп. Иродиона) в мантии и куколе, у него короткая русая борода. Др. тип этой иконографии - «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Белозерскими чудотворцами и избранными святыми» - известен на иконе 1696 - нач. XVIII в. (под поздней записью) из ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). Н. представлен в левой группе предстоящих, куколь на его голове округлой формы. В центре образа 1-й пол. XVIII в., происходящего из ц. Успения Богородицы урочища Усть-Андога Белозерского р-на Вологодской обл. (Белозерский КМ), изображена стоящая на облаке Богоматерь с Младенцем, а также Белозерские (в правой группе преподобные Н., Ферапонт, Мартиниан, Филипп Ирапский; в левой группе преподобные Иродион Илоезерский, Кирилл Новоезерский, Кирилл Белозерский) и избранные святые (преподобные Алексий, человек Божий, Александр Свирский, Корнилий Комельский). Н. написан справа в верхнем ряду; он в схиме, руки воздеты в молении к Богородице, надпись на нимбе: «Нил Сороарский». Большинство подобных икон, различающихся по композиции и составу святых, созданы белозерскими мастерами.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

Прежде всего, всем необходимо осознать, что действительно по благому промыслу Бога о Русской Церкви в настоящее время руководство над нею вручено Святейшему Патриарху Алексию II. Лично я полагаю, что более подходящего человека, чем патриарх Алексий II, нет в данный момент! Этот скромный человек провел десятки лет как один из ближайших сотрудников великого патриарха Алексия I и служил все время патриаршества великого молитвенника Пимена. Таким образом, содействуя ему во всех его предприятиях, мы дадим богоданному Патриарху возможность реализовать восстановление Церкви во всем ее могуществе. Пусть всякий храм, всякий монастырь, всякая школа, — все, что принадлежало Русской Церкви и было похищено, — все возвращаемое ныне государством Церкви присоединяется к всероссийскому стаду, ведомому ныне патриархом Алексием, и объединяется вокруг него. После того, как с Божией помощью удастся собрать уцелевшее материальное богатство, будем усердно просить у Бога подать нашим иерархам помощь для лучшей организации богословских семинарий и академий. И по достижении в этом плане единства всех станет возможным великий Собор Русской Православной Церкви и восстановление и исправление всего, что нужно исправить.    Недоведом для меня промысл Божий, давший мне задачу послужить великому подвижнику прп. Силуану Афонскому. Сидя у ног его, мне было дано слышать духовные слова этого избранника Божия. Наученный им, я смог написать его житие. Книга моя была принята с любовью подавляющим большинством подвижников Святой Горы и многими тысячами людей. Затем последовала моя деятельность как основателя монастыря, где идеалом стоит учение прп. Силуана Афонского. И вот, несмотря на все мои болезни и немощи физические, Господь сохранил меня до глубокой старости. Если примем во внимание мой возраст (девяносто шесть лет) и долготу моего служения в монашестве (шестьдесят семь лет), то я теперь de facto являюсь одним из старейших духовников Православной Церкви. В силу этого ныне, преодолевая свой стыд за себя самого, все-таки скажу о том, что должно было бы остаться только между Богом и мною.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1906. Прил. С. 51-52). Свт. Николай Чудотворец. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ГМИИРТ) Свт. Николай Чудотворец. Икона. Сер.— 2-я пол. XVII в. (ГМИИРТ) Среди мастеров, собранных из разных городов в Москву для росписи Успенского (1642-1643) и Архангельского соборов (1652, завершены к 1666), работали иконописцы Казанского архиерейского дома Иван Гаврилов ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 56) и Кузьма Фомин, к-рый был «жалован» за эту работу в 1644 г. ( Ровинский. Обозрение иконописания. С. 155; Харлампович. 1909. С. 7; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 739; Ключевская. 2009. С. 25). «При стенном письме» в Успенском соборе был казанец Федор Васильев Рябухин (возможно, одно лицо с Богданом Рябухиным), награжденный за работу в 1643 г. Вместе с сыном он украсил 88 миниатюрами рукопись «Повести о Варлааме и Иосафе», переписанную в 1649-1650 гг. в Казани Иосифом Кузьминым Кирьяковым, «человеком» кн. И. А. Хилкова (ГИМ. Муз. 332) ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 231; Турилов А. А. Заметки дилетанта на полях «Словаря русских иконописцев»//ДРВМ. 2007. 4(30). С. 122). «Государев жалованный иконописец» Яков Рудаков Тихонов (Яков Казанец), «человек» боярина кн. Д. М. Черкасского, работал в традициях строгановских мастеров. Его иконопись близка к миниатюре, с утонченными пропорциями фигур, драгоценной цветовыми оттенками, изысканной, насыщенной золотом цветовой гаммой,- икона «Св. Алексий, человек Божий, и прп. Мария Египетская в молении Богоматери» (1648, Успенский собор Московского Кремля, ГММК). Вместе с мастером Симоном Ушаковым он участвовал в написании для московских гостей Никитниковых иконы «Благовещение, с акафистом», сохранившейся в их семейной ц. во имя Св. Троицы (1659, музей «Церковь Троицы в Никитниках», ГИМ), исполняя доличное письмо. В его манере проявились любовь к мелким деталям в разделке и увлечение западноевроп. мотивами и формами, особенно в архитектуре ( Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 14-15; Филимонов Г.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Однако, спрашивается, какою же ценою приобретается смирение, это столь редкое, можно сказать, противоестественное для человека свойство. Очень важные последствия вытекают из смиренного настроения и смиренного поведения. Прежде всего, человек, ставший на путь смирения, фактически по своей уступчивости, непритязательности, всегда будет в так называемой «борьбе за существование» на втором плане, в тени, в хвосте жизни; его будут затирать, забивать подальше, куда-нибудь в угол, в щель. Поэтому материальное и нравственное состояние такого человека будет без сомнения тяжким, трудным, неприятным. Далее, так как по мнению людей мира сего заслуга человека и право его на уважение заключается в том, как ловко он умеет своим плечом расталкивать себе дорогу в жизни, как безцеремонно командует другими, пускает пыль в глаза, заставляет служить своим целям, извлекает из них для себя пользу, – то ясно, что тот, кто поставил себе в жизни задачу обратного свойства, кто решил идти против общего течения и неуклонно осуществляет это решение безповоротно и неуклонно, такой человек не может рассчитывать на уважительное к себе отношение и среди людей мира сего. Вот он не вырвал своей выгоды у ближнего, и о нем стали отзываться, что это, разумеется, человек глупый, не понимающий собственной пользы; он оказал ближнему помощь, а этот ближний, как нередко случается, соображает: «ого, его можно пососать» – и начинает злоупотреблять его добротой и т.д.; с ним никто не считается, он никому не нужен, он «лишний на пиру природы». Если мы вспомним при этом, что праведник вообще «не отверзает уст своих и яко овча пред стригущим его безгласен», то должны будем признать, что у людей мира сего есть много средств отягчить положение праведника до самой крайней степени. Как известно, около о. Иоанна Кронштадтского «работали» целые шайки темных субъектов, которые специализировались на эксплуатации самыми разнообразными способами его личности и его имени; [прп.] Макарий Египетский в начале своего подвижничества подвергался тяжелым физическим и нравственным унижениям без всякого повода с его стороны; св.Алексий, человек Божий, терпел всякие обиды в собственном доме и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы исцелиться от болезней. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Мощи (тело) святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году они были вновь обретены. Житие преподобного Алексия было одним из самых любимых на Руси. Святой Алексий, человек Божий Ему сулила жизнь почет И дома, и на службе. Отец деньгам не ведал счет, С самим царем был в дружбе! А он… в богатстве видя том Лишь грязь, что непролазна, Бежал, покинув отчий дом Подальше от соблазна! И, нищим став ради Христа, Через моря и сушу, Уехал в дальние места, Спасая свою душу. За годом год: хлеб да вода, Побои не однажды… Ел через день, а пил — когда Мог умереть от жажды! Прошло немало лет, и вот — Стук сердца громче грома! — Он вновь у дорогих ворот Родительского дома! Прп. Амвросий Оптинский Память его празднуется 27 июня/10 июля, 10/23 октября, 11/24 октября (оптин.) Отец Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, был сыном псаломщика и внуком священника в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии. Он учился в Духовном училище, а затем в Духовной семинарии г. Тамбова. Обладая живым и веселым нравом, он хорошо учился и был любим товарищами. Шутнику и весельчаку, конечно, не приходило в голову мысль о принятии монашества, но случилось так, что в предпоследнем классе он смертельно заболел и дал обет Богу поступить, если выздоровеет, в монастырь. К удивлению всех, Александр поправился. Окончив семинарию, он мог поступить в Духовную академию или получить хороший приход в епархии, но он избрал место, не связывающее его в случае решения идти в монастырь: учителем на полтора года в помещичью семью. В 1838 году Александр получил место учителя в Липецком Духовном училище и скоро полюбился всем жителям города за веселый и общительный нрав.

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

Москва. Церковь Алексия, человека Божия в Садовниках. Алексеевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Начало литургической жизни храма прп. Алексия, человека Божия, в Садовниках положено 11 декабря 2016 г. малым освящением, совершенным Высокопреосвященнейшим Арсением, митрополитом Истринским, первым викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Со дня освящения богослужения совершаются еженедельно, не прекращаясь. Преподобный Алексий, человек Божий, глубоко почитался на Руси; он являлся небесным покровителем царя Алексия Михайловича, резиденция которого – Коломенское – расположена неподалеку. Деревянный храм призван напомнить о традиционной архитектуре Русского севера. В настоящее время строительство храма продолжается. Разработан проект иконостаса, а также придела-колокольни, церковной лавки, дома причта. По проекту церковный комплекс состоит из двух деревянных храмов, малого (уже построен) и большого (пока только проект), объединенных в одно здание через «переходной» притвор. Первый храм одноэтажный, без подвала, имеет общие размеры в плане 10,2х17,85 м. Высота этажа — 9,034 м, максимальная высота здания составляет 18,336 м. Вместимость: 147 человек из расчета 2 человека на квадратный метр (без учета алтаря и солеи). Большой храм трехъярусный, «иже под колоколы», то есть ярус звона расположен над молельным залом. Имеет общие размеры в плане 12,43х23,33 м. Высота этажа — 7,035 м, максимальная высота здания составляет 33,520 м. Вместимость: 220 человек. В основе объемно-пространственного решения лежат приемы деревянного храмового зодчества XVI века. В плане здания представляют собой крест, формирующий основной объем. Центральные части храмов имеют завершения в виде восьмерика с шатром и главкой. Конструкция наружных стен ниже 0,000 — железобетонные стены с облицовкой керамическим кирпичом, выше 0,000 — оцилиндрованное бревно диаметром 220 мм, покрытие — высокоэффективная декоративно-защитная лазурь. Покрытие шатра, скатной кровли — мягкая черепица, покрытие главки — медь. Дом причта — двухэтажное здание. Имеет общие размеры в плане 12,70х36,09 м. Высота первого этажа — 3,30 м, высота второго этажа переменная — 2,45-3,80 м, максимальная высота здания составляет 9,08 м. Имеется техническое подполье под зданием, высотой менее 1,8 м. Церковная лавка — двухэтажное здание. Имеет общие размеры в плане 6,3х12,94 м. Высота первого этажа — 3,40 м, высота технического чердака переменная — 0,9-3,45 м, максимальная высота здания составляет 7,245 м. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=42898

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010