Цикл онлайн-лекций о псалмах проходит в Феодоровском соборе декабря 2020 Отец Алексий объясняет название курса тем, что многие православные христиане знают псалмы наизусть, и 50-й и 90-й среди них - самые общеизвестные, а вот те, что находятся между ними, не так хорошо знакомы большинству людей. Во время каждой встречи рассматривается по одному псалму, тексты комментируются, вскрываются их очевидные и неочевидные смыслы и трудные места. Каждая часть соотносится с целым и ведет к более глубокому пониманию книги Псалтири. Оригинальный вариант на древнееврейском сравнивается с переводами на церковнославянский и с русскими - синодальным и альтернативными (перевод РБО, Меира Левинсона, Давида Йосифона, Андрея Графова). Обращается внимание на форму псалмов: ритм, заменяющий привычную нам рифму, параллелизм, перекликающиеся образы - смысловые рифмы (все это больше присуще семитскому оригиналу, нежели русским переводам). Затрагиваются вопросы количества и нумерации псалмов, и все же главный фокус направлен на само содержание текстов, малопонятные места, значение слов и фраз, над которыми большинство читателей Псалтири, возможно, и не задумываются. Все это ведет к более осмысленному восприятию Псалтири и как богослужебного текста, и как личного молитвенного правила, и как домашнего библейского чтения. Лекции зачастую переходят в семинары: отец Алексий вовлекает слушателей в активное соучастие, обе стороны задают вопросы, обсуждают версии и смыслы. " У меня всегда было желание более пристально рассмотреть Псалтирь, но не хватало времени и сил, - признается отец Алексий. - В какой-то мере помог карантин, поставивший всех в условия самоизоляции и заставивший искать другие пути развития приходского общения - в том числе через обучение. Когда дойдем до 89-го псалма, и карантин закончится, будем в этом усилии, усердии пребывать " . Занятия проходят на платформе Zoom, что позволяет совмещать формат лекции с семинаром, отключать или подключать участников, задавать вопросы и отвечать на них, делать презентации и переводить камеру на рабочий стол. При этом занятия дублируются на странице Феодоровского собора " ВКонтакте " , но там возможно лишь пассивное участие со стороны слушателей (а также просмотр уже состоявшихся лекций).

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Видео] Иерей Алексий Мороз: «Этот законопроект крайне вреден для русского народа и государства» Известный священник-педагог прокомментировал проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 10.08.2011 1236 Время на чтение 3 минуты На сайте Министерства образования и науки России недавно был опубликован очередной текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Вчера на «Русской народной линии» было опубликовано обращение к Президенту России Д.А. Медведеву двух известных правоведов, докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова. Сегодня своим мнением о данном законопроекте с РНЛ поделился член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, известный священник и педагог, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз : Данный законопроект в прямом своем смысле направлен на уничтожение остатков некогда сильного российского образования. Существует такой лозунг – «оглупляй и властвуй». Знание является определенной силой, которая позволяет человеку подняться над материальной жизнью и увидеть проблемы своего общества. Человек знания умеет понять те законы, которые принимает правительство и сильные мира сего по управлению народом, по его закабалению и превращению в «электорат», «быдло», которым можно пользоваться, давая лишь «хлеба и зрелищ». То, что мы видим в проекте закона об образовании, определенно служит этой цели – «оглупляй и властвуй». Сейчас, когда наш народ находится на грани нищеты, а миллионы людей перешли уже эту грань, если еще и школьное образование сделать платным, то множество людей просто не сможет давать образование своим детям. А это значит, что эти дети, когда они вырастут, обречены быть лишь неграмотными чернорабочими. Такими людьми можно легко помыкать, заставляя трудиться за копейки, как это мы видим на примере азиатских мигрантов. А в качестве «отдушины» им будут предлагать «бои без правил», секс и разврат, алкоголь и наркотики. Этот закон хорошо вписывается и в попытку определенных сил лишить наш народ религиозности, веры в Бога. Человек, живущий с верой в Бога, обладает моральными принципами, наполнен божественным духом. У него открыто духовное зрение, и он ясно видит, что вокруг происходит. Поэтому в религиозном обществе невозможны такие законопроекты и вообще невозможна система, которая занимается уничтожением собственного народа. И поэтому кое-кому надо лишить русских людей моральных принципов и веры в Бога как источника духовного знания и видения.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/10/vi...

Панихида у Поклонного креста в Московском парке Победы Петербурга 22 июня 2009 года Затем выступил депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Павел Солтан. " Мы стоим сегодня на трагической, святой земле, но меня печалит то, что мало кто из сегодняшнего поколения, нашего молодого поколения, знает то, что происходило в суровые годы Блокады. И мне кажется, нам необходимо доносить это до душ людей, потому что если они не будут знать правду истории, то у нас не будет нормального будущего. Многие люди сегодня стремятся лишь увеличить свое благосостояние, не понимая, что если душа будет пуста, то это не поможет. Важно, чтобы мы все вместе могли наполнить души друг друга. Когда на этом месте будет построен храм, то сюда сможет придти любой человек отдать дань памяти, поклониться тем людям, которые погибли в суровые годы Блокады. И то, что сегодня мы здесь, то, что люди пришли сюда по велению своей души, – это залог того, что храм здесь будет. Мне кажется, каждый хочет, чтобы это свершилось " , – выразил уверенность петербургский депутат. С пастырским словом выступил недавно назначенный митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром настоятелем будущего храма Всех Святых в земле Российской просиявших протоиерей Алексий Исаев. " Сегодня впервые в истории Московского парка Победы совершена Божественная Литургия. Многие из вас знают, что здесь совершались до сего дня панихиды, молебны, акафисты, но впервые сегодня в истории этого места здесь была отслужена заупокойная Божественная Протоиерей Алексий Исаев читает проповедь после Божественной Литургии в Московском парке Победы 22 июня 2009 года Я хочу поблагодарить всех вас, дорогие братья и сестры, что вы нашли время и пришли сегодня. Мы очень боялись, что будет дождливая погода, но Господь нам сегодня послал теплый день, – и мы собрались, и многие из нас сегодня даже исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. Я хочу поблагодарить и представителей Законодательного собрания, и представителей администрации Московского района и Смольного и всех тех, кто приложил сегодня руку к тому, чтобы здесь совершилась служба, чтобы здесь прозвучала молитва. Храм здесь просто необходим. И до моего назначения сюда, здесь много трудились люди, которым хочется сказать огромное спасибо за то, что они добивались возведения здесь храма. Давайте же продолжать работу по его возведению. Это очень трудно, ведь это место является парковой зоной, но, тем не менее, мы надеемся, что со временем здесь будет место, где будет регулярно совершаться молитва. Владыка правильно сказал, что здесь единый Антиминс. Мы сейчас с вами, дорогие, находимся на кладбище, по которому сегодня гуляют люди, дети, здесь развлекаются. Но думаю, что если бы здесь был православный храм, то это место совсем изменилось бы, облагородилось бы, стало бы лучше, чище " , – заключил протоиерей Алексий Исаев.

http://pravoslavie.ru/37546.html

И действительно, священник, живший и служивший в наиболее трудные для России годы, обладал необыкновенным даром утешения, веселости. В детстве его считали проказником, но шалости его были все какие-то мягкие, благочестивые. Внешне Алексий был немного смешной: невысокого роста, с приятным выражением лица, очень подвижный. Даже когда он стал священником, в его облике оставалось нечто детское: непосредственность, мягкость, простодушие, даже наивность. Он очень живо откликался на проявления человеческой души: доброту, ласку, справедливость. Или, наоборот, на обман, жестокость, ложь. Не стесняясь, он плакал и смеялся. Был чуток ко всему прекрасному и особенно любил пение. Спутница жизни выбрала его сама. Звали будущую матушку Анной, она была очень красивой девушкой, происходила из духовного сословия. Многие сватались к ней, но безуспешно. Анна обладала довольно суровым нравом. Однако когда она увидела Алексия, ее сердце растаяло. «Вот за этого маленького пойду», — коротко сказала она. Супружество казалось счастливым. Но вскоре открылось, что у Анны довольно слабое здоровье. Несколько раз она для лечения была в Крыму. Сохранились письма Алексия к Анне, еще невесте, а потом и супруге. Они дышат самым тонким и трепетным чувством, пронизаны глубокой теплотой. Он пересказывает, что она говорила перед отъездом, какие вещи забыла. Ее отсутствие он очень переживал и всегда тревожился, что с нею. Немало лет прожили они вместе, пока Анна не скончалась от воспаления легких. Несколько дней после погребения супруги отец Алексий плакал и почти не принимал пищи. Он считал себя умершим. На это время пришлась его встреча с Иоанном Кронштадтским . Погруженный в пучину горя, отец Алексий не сразу понял, о чем говорит ему петербургский гость. А когда понял — сначала изумился и не поверил. Тот предсказал, что предстоит новое служение — быть старцем в миру. «Возьми на себя чужие беды» — в этом коротком выражении изображен весь путь святого. Как странник носит дорожный мешок, так и святой несет тяжести людей.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Краеугольным камнем, по словам Кибовского, теперь будет решение вопроса, какой орган должен отвечать за соблюдение Конвенции ЮНЕСКО. У Росохранкультуры таких полномочий нет, они разделены между МИДом и Минкультуры. Если такие полномочия будут получены, по его словам, Росохранкультура примет жесткие меры по воспрепятствованию нарушению законодательства, в том числе петербургскими властями. «Начиная с мэра Собчака, в Петербурге началась активная распродажа зданий, имеющих архитектурную ценность, - отметил в своем комментарии иерей Алексий Мороз. - Здания продавались как иностранным фирмам, так и российским. Некоторые архитектурные памятники были снесены, некоторые перестроены. Власти руководствовались не здравым смыслом, а желанием нажиться на распродаже архитектурного наследия в Петербурге. Со времен Собчака Петербургу, его архитектуре и духовному наследию был нанесен колоссальный вред. Много негативных последствий деятельности последних руководителей города мы пожинаем до сих пор. Поэтому то, что Президент наконец-то внял зову общественности, петербуржцев, которые протестовали против этой гигантской башни, которую в народе уже прозвали «чертовым пальцем», устремленным в небо и грозящим ему. Народ протестовал против этой башни, имеющей демонический мистический смысл. Банкиры, которые намеревались построить башню, были уверены, что за деньги можно купить все. Что если деньги есть, что протесты народа бесполезны, что сопротивление народное и мнение общественности ничего не стоят». «Если строительство этой башни не состоится, то это будет первой победой здравого смысла, общества, православных и патриотических сил над денежным мешком, над спесью алчных банкиров. Тогда наш город не будет окончательно изуродован. Надеюсь, что теперь отношение к городу будет более внимательное и более бережное. Ведь Петербург славится тем, что было построено до революции. В то время строили с любовью, для людей и на вечность. После же революции Петербург был застроен " бабочками-однодневками " : хрущевскими коробками, панельными домами, всяким архитектурным хламом, не пригодным для жизни, клетушками для серых людей. Современная архитектура ничего Петербургу не принесла. Нам надо беречь наше архитектурное достояние тщательнейшим образом, сохранять его и никого не давать разрушать наше наследие. В этом плане нам остается только приветствовать решение Президента по этому вопросу», - заключил иерей Алексий Мороз.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/21/ie...

Санкт-Петербург: На барке «Крузенштерн» совершен благодарственный молебен (ФОТО) Санкт-Петебург, 9 ноября 2015 г.      Благодарственный молебен, посвященный успешному завершению экспедиции в честь 70-летия Великой Победы, был совершен 6 ноября на барке " Крузенштерн " . По благословению правящего архиерея его возглавил председатель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями архимандрит Алексий (Ганьжин), сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.      На палубе судна построились курсанты Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Калининградского морского рыбопромышленного колледжа, гатчинские морские кадеты и курсанты других морских учебных заведений. Здесь же собрались родственники участников перехода Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Возглавлял команду судна капитан Михаил Еремченко. Символично, что во время перехода по Финскому заливу барк лег в дрейф напротив мыса Юминда, где погибло самое большое количество моряков за всю историю российского флота Архимандрит Алексий (Ганьжин) совершил благодарственный молебен и панихиду по погибшим морякам, затем окропил судно и присутствовавших святой водой.      " Барк " Крузеншерн " прошел за полгода 32 тысячи миль, заходил в 11 портов в шести странах и по всему маршруту пронес знамя Российской Федерации, - сказал отец Алексий. - Этот поход был посвящен памяти воинов, сражавшихся в Великой Отечественной войне. Каждой семьи в нашей стране коснулась эта великая война. На Западе сегодня пытаются умалить значение Победы. Но сколько жертв принес наш народ, чтобы освободить Европу от пагубного фашизма! Память об этом воспитывает патриотизм у молодого поколения. Важно, чтобы мы знали свою историю. Когда мы едины, мы непобедимы! В этот поход ходили курсанты, молодые моряки, которые получили здесь новые навыки и профессии, изучали историю, поминали погибших моряков. Участвуя в этом походе, они присоединились к нашим великим флотоводцам - Павлу Нахимову и праведному Феодору Ушакову " .

http://pravoslavie.ru/87527.html

До вступления на Первосвятительский престол им было опубликовано 150 работ на богословские и церковно-исторические темы. Всего в церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано около 500 трудов Первосвятителя. В 1984 году митрополит Алексий (Ридигер) представил в Ученый совет ЛДА трехтомный труд " Очерки по истории Православия в Эстонии " на соискание степени магистра богословия. Ученый совет решил присвоить диссертанту степень доктора церковной истории, поскольку " диссертация по глубине исследования и по объему материала значительно превосходит традиционные критерии магистерской работы " и " в преддверии 1000-летия Крещения Руси этот труд может составить особую главу в исследовании об истории Русской Православной Церкви " . Этот труд информативно насыщен и исключительно актуален в конце XX века, когда Православие в Эстонии оказалось в трудном положении. В монографии содержатся веские исторические доказательства того, что у Православия в Эстонии - древние корни и взращивались они Русской Церковью, причем без особого покровительства со стороны российского правительства, а часто и при прямом противодействии движению народа к Православной Церкви со стороны местных чиновников и их влиятельных покровителей в Петербурге. Патриарх Алексий является также доктором богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене (Венгрия), Богословского факультета им. Яна Коменского в Праге, Тбилисской духовной академии, Богословского факультета Сербской Православной Церкви и ряда других богословских учебных заведений, почетным профессором многих университетов, в т. ч. Московского и С.-Петербургского, почетным членом СПбДА и МДА, Минской ДА, Критской православной академии, с 1992 г.- действительным членом Академии образования РФ, а с 1999 г. - почетным профессором РАН. Святейший Патриарх Алексий происходит из древнего дворянского рода. Согласно сведениям из Родословия Ридигеров, в царствование императрицы Екатерины II курляндский дворянин Фридрих Вильгельм Ридигер (Friedrich Vilgelm von Rudiger) перешел в Православие и с именем Федор Иванович стал основателем одной из линий этого известного в России дворянского рода, одним из представителей которого был граф Федор Васильевич Ридигер - генерал от кавалерии и генерал-адъютант, выдающийся полководец и государственный деятель, герой Отечественной войны 1812 года.

http://zavet.ru/news/0202/n20-1.htm

Архив Пн Представлен проект «Богослужебный интерлинеар», реализованный на базе Санкт-Петербургской духовной академии 15 февраля 2022 г. 14:12 11 февраля 2022 года в онлайн-формате на платформе Zoom с параллельной трансляцией на УоиТиве-канале был представлен проект «Богослужебный интерлинеар. Создание параллельного корпуса богослужебных текстов (греческий-церковнославянский-русский)». Этот проект — один из победителей Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива — 2021» по направлению «Образование» — был реализован на базе Санкт-Петербургской духовной академии . Презентацию провел руководитель проекта, клирик Феодоровского собора г. Санкт-Петербурга иерей Алексий Волчков. Создатели проекта представили сайт dhonorare.ru , на котором опубликованы размеченные чины славянского Требника и греческого Евхология, а также оцифрованный классический словарь протоиерея Григория Дьяченко. Удобный интерфейс способствует изучению богослужебного языка и текстов Православной Церкви. В состав «Малого Требника» входит 40 чинов, связанных с наиболее важными этапами жизни христианина. Каждое слово чина размечено лексически и морфологически, ему найдено соответствие в различных переводах. Благодаря функционалу сайта можно узнать, в каких местах богослужения встречается конкретное слово, в каких сочетаниях (коллокациях), как оно переводится. Иерей Алексий Волчков отметил, что подобного ресурса — проекта по оцифровке и разметке корпуса богослужебных текстов — не хватало, и у этого начинания очень большие перспективы. Идея подобного проекта зародилась у отца Алексия около 3-4 лет назад при обучении в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета по программе «Линвгистика» и состояла в том, чтобы сочетать идеи, свойственные точным наукам, — математике, программированию, статистике, — и гуманитарные исследования в сферах филологии, истории, литературоведения. «Чтобы рассуждать правильно, надо основываться на логике и статистике, анализе того, что дано как источник в нашей работе. " Интерлинеар " означает " подстрочник " , это слово фигурирует в средневековой латыни с XV века, раньше интерлинеары были очень популярны. Они полезны тем, кто занимается изучением основ библейской науки. Библейский текст — почитаемый и почтенный, и каждому слову этого текста нужно уделить должное внимание. Священники работают со Служебником, Требником и другими книгами, составляющими текстовой корпус нашего богослужения, ежедневно, это авторитетные боговдохновенные тексты, и они нуждаются в сугубом внимании к каждому слову и букве», — отметил отец Алексий.

http://patriarchia.ru/db/text/5900713.ht...

Во второй день чтений состоялось совещание руководителей епархиальных ОРОиК Северо-Западного федерального округа. Мероприятие возглавили заместитель председателя Отдела образования Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров и заведующий Сектором православного образования Синодального ОРОиК иерей Алексий Алексеев. Отец Алексий сообщил руководителям о разработанных документах, которые планируется утвердить на ближайшем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви. Проекты документов являются техническими в системе воскресных школ и православных образовательных организаций: одно положение будет регулировать порядок назначения и компетенции духовного попечителя, другое — регламент епархиальной аттестации и аккредитации Синодальным ОРОиК воскресных школ. В своем выступлении отец Алексий акцентировал внимание ответственных за образовательную и воспитательную деятельность на местах на необходимости до конца 2013 года предоставить сводные реестры воскресных школ епархии; уже сейчас видится важным вопрос составов будущих аттестационных комиссий, которые будут выезжать с проверками в воскресные школы с целью оценки деятельности, материально-технической базы, учебно-методического обеспечения и т.д. Были затронуты вопросы нововведений в системе дошкольного образования, в частности, утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, открывающиеся в связи с этим перспективы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Заведующий Сектором образовательных конференций инок Трифон (Умалатов) рассказал о Всероссийском конкурсе в области педагогики, работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» и Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». В завершение своего доклада он ответил на многочисленные вопросы относительно подготовки и регламента подачи документов на рассмотрение конкурсной комиссии и экспертизы представленных работ. Сектор православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3434891...

" Круглый стол " о религиозном туризме прошел в " Ленэкспо " января 2016 В выставочном павильоне " Ленэкспо " в рамках Международной деловой недели туризма " Россия - территория путешествий " 29 января прошел " круглый стол " на тему " Развитие религиозного туризма и паломничества в Санкт-Петербурге сегодня " . Организаторами встречи стали комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга и совет по культуре Санкт-Петербургской епархии . В обсуждении приняли участие заместитель председателя комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Римма Сачунова, генеральный директор " Baltic Travel Company " Людмила Кудрявцева, ключарь Исаакиевского собора протоиерей Алексий Исаев ,  специалист в области гостеприимства подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге Петр Малышев, руководитель культурного центра Софийского собора в Царском Селе Дмитрий Бохонский, генеральный директор паломнической службы " Радонеж " (Москва) Юрий Минулин, сотрудник паломнической службы Александро-Невской лавры Светлана Александрова, священнослужители, помощники благочинных и представители туристических фирм Санкт-Петербурга. Модератором встречи стал ответственный секретарь совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров , который обратился к участникам с приветственным словом. " Сейчас в Петербурге сложилась уникальная ситуация, когда и профильные органы государственной власти, и светские туристические организации готовы и имеют большое желание развивать сферу религиозного туризма и паломничества, и в данной ситуации успех этого дела зависит от нас, - сказал отец Илия. - Сегодня мы проведем рабочее обсуждение и постараемся понять, как грамотно наладить нашу совместную работу, чтобы планы, которые у нас есть, воплотились в жизнь " . Отец Илия напомнил, что между Санкт-Петербургской епархией и комитетом по развитию туризма заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого уже давно ведется плодотворная работа, кроме того, на официальном городском туристическом портале Санкт-Петербурга появилась информация о православных святынях, что является серьезным шагом к популяризации религиозного туризма.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010