В ответ на церковную поддержку, уже в первые два года войны по разрешению властей было вновь замещено несколько архиерейских кафедр. На них были назначены архиепископы Иоанн (Соколов), Алексий (Сергеев), Алексий (Палицын), Сергий (Гришин), епископы Иоанн (Братолюбов), Александр (Толстопятов), а также Лука (Войно­Ясенецкий) , трудившийся в годы войны хирургом и вскоре после Собора занявший Красноярскую кафедру. В 1941–1943 гг. совершались и архиерейские хиротонии, главным образом вдовых престарелых протоиереев, принявших постриг за несколько дней перед этим и успевших получить духовное образование в дореволюционную эпоху: Питирима (Свиридова), Григория (Чукова), Варфоломея (Городцева), Димитрия (Градусова), Елевферия (Воронцова) . Как обоснованно полагает российский исследователь В.Н. Якунин, разрешения на замещение вдовствующих кафедр и на новые епископские хиротонии были со стороны советской власти шагом навстречу Церкви, призванным продемонстрировать благосклонное к ней отношение . В целях противодействия фашистской пропаганде о непрерывных церковных гонениях в СССР и религиозной свободе, которую якобы несут народам России солдаты вермахта, советское руководство санкционировало проведение двух архиерейских совещаний (фактически — Соборов епископов) в марте и сентябре 1942 г. в Ульяновске, куда из Москвы еще в начале войны через Куйбышев было эвакуировано руководство Московской Патриархии. Архиерейские совещания были организованы в предельно короткие сроки при помощи властей. Участие в мартовском совещании приняли 11 архиереев, т.е. почти весь епископат, находившийся к тому времени на свободе и не оставшийся на оккупированных территориях. Совещание епископов рассмотрело ситуацию в Русской Церкви в связи с объявлением об автокефалии Украинской Православной Церкви, которое сделал епископ Поликарп (Сикорский), пользовавшийся на оккупированных территориях поддержкой фашистов. Архиереи единогласно осудили раскольнические действия епископа и не признали автокефалии Украинской Церкви. На сентябрьском совещании были осуждены четверо прибалтийских архиереев, пославших приветственную телеграмму Гитлеру .

http://bogoslov.ru/article/2252600

Однако по получении сообщения от архиеп. Андрея о начале служения в Свято-Троицком соборе митрополит Сергий переменил свое решение и вручил о. Николаю по приезде его в Ульяновск 12 октября указ 587 от 11 окт.1942 г. о назначении епископом Саратовским, вместо номинально имевшего титул Саратовского архиепископа Андрея, пребывавшего в Куйбышеве и уже перемещенного в Казань, по причине закрытия всех храмов Саратова. 13 октября о. Николай был пострижен в монашество с именем Григорий (решение митр. Сергия), в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Присутствовали 4 архиерея: митр. Сергий, еп. Уфимский Стефан (Проценко), специально вызванный для этой хиротонии (возведенный 10 октября в сан архиепископа) и ожидавший прибытия прот. Николая в течение 3 недель в Ульяновске, архиепископы Рязанский Алексий (Сергеев) и Куйбышевский Алексий (Палицын), который постригал. По пострижении он сказал хорошую речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости и который, по словам Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча...». После всенощной было наречение, после которого «очень растроганный», как он писал, «избранный и нареченный» иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «Ваше Блаженство, Богомудрые Архипастыри! Волею Божию и Вашим избранием я, недостойный, возвожусь на высокую степень архиерейства. Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась, и, не умея быть праздным, я уже занялся подытоживанием всей моей прежней религиозно-просветительной работы. И вдруг, неожиданно, я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней». В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Это источник неисчерпаемый, никогда не идущий на убыль, источник веры с порывом покаяния, исправления жизни, желания чистоты нравственной. Он питается и возгревается молитвами, подвигами и — вместе — в них находит свое выражение». Затем митрополит Алексий заговорил об избрании Святейшего Патриарха, ради чего и был созван Собор епископов: «Я думаю, что этот вопрос бесконечно облегчается для нас тем, что у нас имеется уже носитель патриарших полномочий, поэтому я полагаю, что избрание со всеми подробностями, которые обычно сопровождают его, для нас является как будто бы и не нужным. Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Ответом на предложение митрополита Алексия был возглас преосвященных: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос». Один из архиереев сказал: «Полное единодушие всего епископата». Все встали и трижды пропели «Аксиос».    Митрополит Сергий поблагодарил преосвященных за избрание его Патриархом и предложил формулу поминовения Святейшего Патриарха: «Святейшего отца нашего Сергия, Патриарха Московского и всея Руси». Затем митрополит Сергий предложил избрать Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Временных членов предполагалось выбирать на полугодовые сессии по одному архипастырю от каждой из трех групп епархий: северо-восточной, центральной и южной, в порядке старшинства. «Оставаться вне епархии всем архиереям, конечно, очень неудобно для епархий. Поэтому Синод собирается, смотря по делам, ежемесячно на неделю или две, после чего члены разъезжаются по епархиям, оставляя, может быть, кого-нибудь для текущих дел. По окончании полугодия уезжают одни временные члены и на место их вызываются другие, следующие по старшинству». Постоянными членами Синода Собор избрал митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также архиепископа Горьковского Сергия (Гришина). Временными членами в Синод приглашены были архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архиепископ Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) и архиепископ Ярославский Иоанн (Соколов).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Мануил (Лемешевский), еп. (закл.) Евсевий (Гроздов), еп. Николай (Ярушевич), еп. Григорий (Лебедев), еп. (закл., под следств.) Гавриил (Воеводин), еп. (закл., под следств.) ЛИПЕЦКАЯ Уар (Шмарин), еп. МОСКОВСКАЯ и Коломенская Викариатства: Богородское Бронницкое Верейское Волоколамское и Юрьевское Дмитровское Егорьевское Звенигородское Коломенское Можайское Орехово-Зуевское Подольское Сергиевское Серпуховское Вдовствующая с 1925 г. Платон (Руднев), еп. (закл.) Иоанн (Василевский), еп. Иларион (Троицкий), архиеп. (закл.) Герман (Ряшенцев), еп. (ссылк.) Серафим (Звездинский), еп. (удалён из еп.) Вдовствующая Филипп (Гумилевский), еп. Феодосий (Ганецкий), еп. Алексий (Палицын), еп. (закл.) Никита (Делекторский), еп. Вдовствующая Амвросий (Смирнов), еп. (ссылк.) Сергий (Гришин), еп. НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская Викариатства: Ардатовское Арзамасское Балахнинское Ветлужское Городецкое Керженское Лукояновское Лысковское Макарьевское Павловское Печерское Сергачевское Сергий (Страгородский), митр. Поликарп (Тихонов), еп. (неопред.) Михаил (Кудрявцев), еп . Вдовствующая Николай (Голубев), еп. Неофит (Коробов), еп. Павел (Волков), еп. (неопред.) Серафим (Юшков), еп. (неопред.) Александр (Щукин), еп. Вдовствующая Александр (Похвалинский), еп. Григорий (Козлов), еп. (закл.) Петр (Савельев), еп. НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская Викариатства: Боровичское Валдайское Демянское Кирилловское (Чере­по­вецкое) Маловишерское Старорусское Тихвинское Устюжинское Хутынское Череповецкое Арсений (Стадницкий), митр. (ссылк.) Никита (Стягов), еп. Иосиф (Невский), еп. (закл., неопред.) Тихон (Рождественский), еп. (ссылк.) Тихон (Тихомиров), еп. (закл.?) Кирилл (Васильев), еп. (закл.) или Серафим (Велицкий), еп. (неопред.) Иоанникий (Сперанский), еп. (ссылк.) Антоний (Демянский), еп. (неопред.) Феодор (Яцковский), еп. (закл.?) Алексий (Симанский), архиеп. Макарий (Опоцкий), еп. (закл.) НОВОСИБИРСКАЯ Никифор (Осташевский), еп. ОЛОНЕЦКАЯ и Петрозаводская Викариатство: Каргопольское Евфимий (Лапин), еп. (ссылк.)

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Но для Патриарха Сергия было неприемлемо принимать Ларина в «сущем сане», т. к. все «хиротонии» над ним были совершены после наложения запрещения на обновленцев Патриархом Тихоном. Но это не закрывало ему пути последующего священнослужения. Чуть позже монаха Сергия (Ларина) рукоположили во иеродиакона и во иеромонаха. В августе 1944 г. состоялась хиротония Сергия (Ларина) во епископа Кировоградского . В Ташкент он больше не вернулся. После отъезда Ларина функции управляющего обновленческой Среднеазиатской епархией принял на себя «архиепископ» Анатолий Синицын, попытавшийся в «сущем сане» перейти в Патриаршую Церковь. Священный Синод от 9 декабря 1943 г. отказал Синицыну по причине того, что все рукоположения были получены им от обновленческих «епископов», поэтому принять его можно только в звании мирянина с возможностью дальнейшего православного рукоположения. В феврале 1944 г. Патриарх Сергий принял решение направить в Ташкент для устройства церковной жизни архиепископа Куйбышевского Алексия (Палицына), по словам ташкентского уполномоченного, «весьма строгого и сурового» и с особыми полномочиями от Патриарха . Архиепископ Алексий 7 марта 1944 г. выехал из города Куйбышева в Ташкент, куда прибыл 12 марта без всяких уведомлений. Согласно его отчёту на имя уже следующего Патриарха Алексия, в Ташкенте он разместился на нейтральной квартире, хотя помещение для проживания ему готовилось одновременно и православными, и обновленцами . Слева направо: архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын), архимандрит Гурий (Егоров), настоятель Александро-Невского храма протоиерей Григорий Брицкий. Ташкент. 1944. В Узбекистане из числа действовавших на тот момент церквей восемь были обновленческими, и лишь две принадлежали Патриаршей Церкви — Георгиевский молитвенный дом в Самарканде и кладбищенская часовня в Фергане . В Ташкенте, где проживало немалое количество православных людей, в это время не было ни одного православного храма. В городе действовала только одна обновленческая церковь — Александро-Невский храм, расположенный на Боткинском кладбище, настоятелем которого являлся протоиерей Григорий Брицкий.

http://bogoslov.ru/article/6175403

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Палицын Василий Михайлович; 4.08.1881, с. Дубровка Рязанской губ.- 8.04.1952, Куйбышев), архиеп. Куйбышевский и Сызранский. Род. в семье священника. По окончании в 1903 г. Рязанской ДС преподавал в семинарской образцовой школе, затем учился в Харьковском ветеринарном ин-те. В 1913 г. поступил послушником в один из киевских мон-рей, где в 1914 г. принял постриг с именем А. и был рукоположен во иеродиакона, вскоре зачислен в число братии Донского (см. Донской иконы Божией Матери ) московского мон-ря, рукоположен во иеромонаха. Служил помощником делопроизводителя в Миссионерском отделе при Святейшем Правительствующем Синоде. В 1922 г. назначен настоятелем Донского мон-ря, где проживал до своей кончины свт. Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси. 1 февр. 1924 г. А. был назначен епископом Суздальским, временно управляющим Владимирской епархией, 4 февр. 1924 г. освобожден от назначения с оставлением наместником Донского мон-ря. В 1924-1926 гг. находился в ссылке в Нарымском крае. 28 марта 1926 г. хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, но после хиротонии был арестован и заключен в СЛОН, впосл. пребывал в ссылке. В 1941 г. назначен архиепископом Волоколамским, осенью 1941 г.- временно управляющим Московской епархией, в 1942 г.- архиепископом Куйбышевским. Принимал активное участие в сборе пожертвований для фронта: за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Куйбышевская епархия собрала свыше 12 млн. р. Благодаря деятельности А. в епархии активизировалась церковная жизнь, стали открываться храмы. Показательно, что, напр., в янв. 1945 г. в отделе загса Куйбышева было зарегистрировано 596 новорожденных, а в церквах в тот же период крещено 356 младенцев. В кафедральном Покровском соборе в связи с увеличением количества прихожан в большие праздники совершались 3 литургии. Церковный хор собора стал одним из лучших в стране, его регентом был член Союза композиторов СССР Л. Ф. Другов. 8 сент. 1943 г. А. был участником Архиерейского Собора , на к-ром Патриархом Московским и всея Руси был избран митр. Сергий (Страгородский). А. награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Несмотря на заслуги А. перед Отечеством, Совет по делам религий считал его нелояльным к советской власти. В Госархиве РФ сохранился список архиереев РПЦ, не приславших поздравительных телеграмм к 30-летию Октябрьской революции 1917 г. Одним из первых в этом «черном списке» стоит имя А.

http://pravenc.ru/text/64674.html

Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На следующий день – 31 мая 1942 года, в Неделю Всех Святых, была совершена хиротония архимандрита Варфоломея во епископа Можайского. Хиротонию совершали: Блаженнейший Митрополит Сергий, архиепископ Горьковский Андрей (Комаров), архиепископ Куйбышевский Алексий (Палицын) и архиепископ Ульяновский Иоанн (Соколов) . После вручения новопоставленному епископу архиерейского жезла Блаженнейший Митрополит Сергий произнес назидательную речь, в которой сказал епископу Варфоломею, что возложенное на него служение призывает его «не к кабинетной работе с книгами и с выписками из книг, а к широкой всесторонней работе во спасение тех, среди коих Господь судит работать». Примечательно, что в самый день хиротонии, в награду за почти полувековую пастырскую деятельность новопоставленный епископ Варфоломей был возведен в сан архиепископа. Первую архиерейскую Литургию архиепископ Варфоломей служил в Казанском соборе города Ульяновска. За Литургией он произнес слово в похвалу Святителю Алексию, Митрополиту Московскому, и, начиная с этого дня, он, как и в бытность свою священником, не оставлял ни одного Богослужения без слова назидания верующим. 21 июня 1942 года по случаю годовщины воины архиепископ Варфоломеи служил в Казанском соборе Ульяновска Божественную Литургию, а после нее молебен о даровании победы русскому народу. Вскоре же архиепископ Можайский Варфоломей выехал в Москву, где он как викарий Блаженнейшего Сергия до конца ноября служил в различных храмах столицы, неустанно проповедывал Слово Божие и призывал всех молиться о скорейшей победе русских воинов в борьбе с немецкими фашистами. Архиепископ Варфоломей совершал Богослужения в Богоявленском Елоховском соборе, в церкви Иоанна Предтечи на Пресне, в Преображенской церкви, в церкви Илии Обыденного, в Николо-Кузнецкой церкви, в церкви с. Богородского и в Черкизове. Много раз он сослужил митрополиту Крутицкому Николаю. В августе 1942 года, несмотря на трудное военное время, он совершил поездку в свой кафедральный город – Можайск.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iz-duh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛОКОЛАМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Московской епархии, названо по г. Волоколамску Московской губ. Учреждение В. в. было обусловлено принятием в 1884 г. новых уставов духовных учебных заведений, в соответствии с к-рыми в духовных школах была усилена власть ректоров. Со времени учреждения вик-ства до 20-х гг. XX в. Волоколамские епископы (третьи викарии Московской епархии) являлись ректорами Московской Духовной Академии . Первым Волоколамским архиереем стал ректор МДА Христофор (Смирнов) , хиротонисанный 25 мая 1887 г. в Троице-Сергиевой лавре, 13 дек. 1890 г. он был уволен от руководства академией и назначен управляющим Новоиерусалимским в честь Воскресения Господня мон-рем . Затем сан епископов Волоколамских носили ректоры МДА Арсений (Стадницкий ; 28 февр. 1899 - 5 дек. 1903), Евдоким (Мещерский ; 4 янв. 1904 - 1 авг. 1909). 14 сент. 1909 г. в храме Христа Спасителя во епископа Волоколамского был хиротонисан ректор МДА архим. Феодор (Поздеевский) , активно участвовавший в реформе духовного образования. В 1917 г. он был смещен с поста ректора, в мае стал настоятелем московского Данилова мон-ря. В июне 1918 г. еп. Феодор получил назначение на Пермскую и Кунгурскую кафедру, от назначения отказался, по-видимому, считался почисленным на покой; в авг. 1923 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа Волоколамского с правом ношения креста на клобуке (с 1920 еп. Феодор неоднократно подвергался арестам, после 1923 до конца жизни († 23 окт. 1937) находился в заключении или в ссылке). 27 сент. 1919 г. во епископа Волоколамского был хиротонисан архим. Герман (Ряшенцев) , подвергавшийся арестам и в 1922 г. сосланный. В кон. 20-х - нач. 40-х гг. XX в. В. в. возглавляли Питирим (Крылов ; хиротонисан 17 июня 1928, в том же году переведен на Шуйское вик-ство Иваново-Вознесенской епархии), Стефан (Гнедовский; март - 15 апр. 1931), Никифор (Никольский ; лето 1931), Иоанн (Широков ; сент. 1931-1934, авг. 1936 - май 1937, вторично), Иоанн (Соколов ; нач. 1936), Алексий (Палицын ; 1941-1942, с осени 1941 являлся временно управляющим Московской епархией).

http://pravenc.ru/text/155171.html

Для непосредственной организации дела в Москве архиеп. Григорий предложил Патриарху в ректоры института о.Д.И.Боголюбова, а в проректоры (по рекомендации митр. Николая) магистра богословия С.В.Савинского. Однако кандидатура прот.Д.И. Боголюбова была отведена Советом. «Архиепископы Алексий Палицын и Иоанн Соколов все время указывали на меня, как ректора, но мне не улыбалось оставить епархию и быть только ректором; и Патриарх как будто не склонялся к этому, предполагая какую-то другую ситуацию, в частности и относительно меня. По крайней мере он оставил без внимания усиленную просьбу прот.А.Н.Архангельского о назначении меня в Горький на место Гришина. Вообще-то, у архиереев какие-то особенные мнения обо мне, как кандидате на выдающиеся места: одни прочили в митрополиты Крутицкие, другие – в ректоры, наконец один – Дмитрий Ульяновский – тот уже прямо решил, что я буду Киевским. Только Патриарх упорно молчит и никаких намеков на чьи бы то ни было переводы, назначения не подает, не замещает пока вакансию постоянного члена Синода, освободившуюся со смертью Гришина», – писал Владыка в дневнике. Последняя попытка организации в Ленинграде миссионерского Православного Богословского института со статусом всероссийского была сделана Владыкой в 1929 г., когда после закрытия Высших Богословский курсов он через Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия возбудил перед властями этот вопрос. Предоставленное «Положение» об Институте и учебный план были рассмотрены при участии прот. Николая в Административном Отделе ВЦИК в Москве, одобрены, а разрешение на открытие получено. Однако открытие не состоялась из-за того, что прот. Николай в 1930 году в очередной раз был арестован и заключен в тюрьму на девять месяцев. К тому времени когда он был освобожден (в марте 1931 года) скончались профессора б. Высших Богословских курсов И.Д.Андреев, А.А.Дмитриевский, проф. прот. А.В.Петровский и принял мученическую кончину проф. прот. М.Чельцов. Открытие Богословского института не представлялось реальным.

http://bogoslov.ru/article/2041545

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010