Вид старца был благолепен: длинные, еще тогда волнистые и совершенно белые волосы, глубокие, ясные, черные, большие глаза, которые смотрели, казалось, прямо в глубь твоей души. Старец поразил меня своей аскетической наружностью – отец Алексий только что вышел из первого своего затвора, о котором мечтал, к которому стремился столько лет! У нас были свои большие переживания в связи с совершившимся браком и этим первым совместным говением в пустыни. Батюшка очень одобрил наш приезд. «За то, что первые дни после брака вы посвятили пребыванию в монастыре и говению, вас Господь благословит и никогда не оставит», – говорил нам старец. Это он мне повторял и потом несколько раз. В ту первую нашу встречу ему было 62 года. Я задавала себе вопрос, почему старец не потребовал у меня исповеди с семи лет? И думается мне, потому, что по своей прозорливости он знал, что я уже принесла такую исповедь своему духовнику в Москве, еще будучи невестой. Та исповедь перевернула всю мою душу. Однако потом много раз всплывали забытые мною грехи, и я, конечно, открывала их старцу на последующих исповедях. В первый раз я удостоилась святого причастия в Зосимовой пустыни 10 февраля 1908 года, и в тот же день, через двадцать пять лет, мне принесли известие о кончине моего дорогого супруга Ильи Николаевича. Прожив в пустыни почти четверо суток, причем молившись с начала до конца на всех уставных богослужениях, мы заложили как бы фундамент и дали направление нашей новой жизни. Она стала неразрывно связана с пустынью и дорогим, родным теперь старцем отцом Алексием, который взял нас под свое руководство. Ничего мы не делали, ничего не решали без его благословения. Это было особенно удобно в первые годы, когда мы жили в Сергиевом Посаде, так близко от пустыни. И ездили мы в пустынь часто – то вместе, то порознь. Старец нежно любил нас, мне он нахваливал Илью Николаевича, предсказывал, что я буду женой протоиерея, ему он хвалил меня. Таким образом старец еще больше укреплял наше счастье. Он не разрешал нам ходить в гости, так как у И. Н. были серьезные занятия, да и принимать гостей накладно, а средства наши были очень ограниченны. В Сергиевом Посаде жил друг И. Н., молодой священник с женой, тоже учившийся в Духовной академии. Старец позволил нам обмениваться с ним визитами только раз в год. Мы так и делали. К родным в Москву ездили на каникулы, а после старец благословлял нам бывать у родителей раз в две недели. Запрет ходить в гости распространялся лишь на время учения в академии, так как по окончании ее батюшка даже приказывал нам принимать у себя прихожан и самим к ним ходить, считая, что это общение пастыря со своими духовными детьми необходимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Патриаршее поздравление начальнику Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ В.Н. Кирьянову с юбилеем 29 декабря 2007 г. 15:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ В.Н. Кирьянова с юбилеем. Начальнику Департамента обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанту милиции Виктору Николаевичу Кирьянову Многоуважаемый Виктор Николаевич! В день Вашего 55-летия прошу принять сердечные поздравления с пожеланием крепости сил и помощи Божией в Ваших дальнейших трудах, во благо России с усердием совершаемых. За минувшие годы Господь судил пройти Вам непростой путь служения Отечеству. Ныне Вы с честью и достоинством продолжаете трудиться на ответственном посту Начальника весьма важного Департамента Министерства внутренних дел Российской Федерации. Обладая высоким профессионализмом и глубоким пониманием насущных вопросов, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, Вы с успехом служите благу России и ее граждан. Отрадно сознавать, что, занимая столь важную должность, Вы вносите свой весомый вклад в развитие плодотворного взаимодействия с Русской Православной Церковью, уделяете особое внимание вопросам духовности и нравственного здоровья нашего общества, являете пример ответственного подхода к реализации государственной программы по повышению уровня безопасности участников дорожного движения и правопорядка в нашей стране. Верность служебному долгу, принципиальность и умение добиваться реализации возложенных Президентом России на Министерство внутренних дел и возглавляемый Вами Департамент задач снискали Вам заслуженный авторитет и признание. Выражаю надежду, что и в дальнейшем Вы будете способствовать укреплению доброго сотрудничества, приумножая накопленный опыт конструктивного взаимодействия и внося свою лепту в созидание духовно сильного, нравственно здорового и социально стабильного государства Российского. Господь да хранит Вас, многоуважаемый Виктор Николаевич, в здравии и долгоденствии на многая и благая лета! С искренним уважением +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/344604.htm...

Старайся во всём уничтожить своё «я». Гранит в нежной оболочке Ирина Васильевна Ватагина: — Исключительный человек! Маленькая, хрупкая, типичная представительница священнической семьи. Но сильнейший характер. Я помню, как к ней приходили Патриархи Алексий I и Пимен. — Она была скромным человеком? — Однажды её спросил отец наместник: «Мария Николаевна, он всех ругает (это отец Сергий Голубцов, будущий епископ), и Вас тоже. Вы-то хоть умеете иконы писать?». Мария Николаевна сказала: «Думаю, что умею». Она была очень скромной. «И вообще, Вы поосторожней ругайте меня, потому что на мне зиждутся все эти маленькие». Она жутко рисковала. Писать иконы – «идеологическая пропаганда», четыре года тюрьмы. А держать целую группу молодёжи тем более! — Вы сказали, что матушка Иулиания была настоящим гранитом… — Да. Но все же очень мягким человеком. Когда у нас случились семейные неприятности, и я приезжала к ней всем делилась, она всегда успокаивала. Такой характер у неё был от природы. Гранитный, но с очень нежной и мягкой оболочкой. Говорят, «танк, посыпанный фиалками». Нет, это был гранит, гранитная скала. С ней приходили советоваться даже монахи. Как все маросейские, службу она знала замечательно. «Какой диакон пропадает в Вас, Мария Николаевна», — говорили ей.   — А что Мария Николаевна рассказывала о Маросейке? — Она рассказывала, как пришла к отцу Алексию совсем молоденькой, ей было, по-моему, 12-15 лет. Это сейчас всё известно, а тогда ещё не было напечатано. Он сказал: «Я давно жду эти глаза». Потому что глаза у неё, правда,   были особенные. Я не скажу, что она была такая уж красавица – маленькая, хрупкая. Но глаза – как звёзды. Родные беспокоились: старая дева, недостатки есть. А мы её так любили, что какие там могут быть недостатки! Даже чудно… Красота души   – не знать своего хорошего Ответы Марии Николаевны на вопросы Елизаветы Александровны Булгаковой. 1932-38-ые годы: «Жить не с тем, с кем хочется, а с тем, с кем Господь велел. Отличительная черта гордости – то превозношение, то отчаяние, а у кроткого, послушного, смиренного отчаяния никогда не бывает.

http://pravmir.ru/blestki-rusi-uxodyashh...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, МОСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священник Алексий Лебедев с супругой Евгенией Николаевной и детьми — Серафимом, Зоей, Александром (на переднем плане) — Антисоветской агитацией я не занимался и ни в чем не признаю себя виновным. — Вы говорите неправду. Следствие располагает точными данными, что вы в июле 1937 года распространяли антисоветские настроения, высказывали недовольство советской властью. Дайте по этому вопросу показания. Священник Алексий Лебедев. Москва. Таганская тюрьма. 1938 год — Могу пояснить одно. Партия и советская власть борются с религией, угнетают ее, называя опиумом, но я по своим убеждениям в это не верю, потому что я воспитан в религиозных убеждениях. Хотя и не будет церквей — я буду верить. — В октябре 1937 года вы агитировали о возможности предстоящей войны и распространяли пораженческие настроения. Подтверждаете это? — В отношении войны и пораженческого настроения — я никогда и нигде не говорил. На этом допросы были закончены, и 8 февраля следственные материалы были переданы начальником отделения НКВД Бронницкого района Ратнером на рассмотрение Тройки. 11 февраля Тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 30 июня 1989 года был реабилитирован по 1938 году Прокуратурой Московской области. Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания. Использованные материалы   По данным иг. Дамаскина (Орловского) - 8 октября 1876. Редакция текста от: 28.01.2014 08:49:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/14569.html

Патриаршее поздравление Министру регионального развития Российской Федерации Д.Н. Козаку 25 вересня 2007 р. 19:03 25 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравительное послание новому Министру регионального развития Российской Федерации Д.Н. Козаку, назначенному на этот пост указом президента России 24 сентября 2007 года. Министру регионального развития Российской Федерации Д.Н. Козаку. Многоуважаемый Дмитрий Николаевич! Сердечно поздравляю Вас с назначением на ответственный пост Министра регионального развития Российской Федерации. За минувшие годы Господь судил пройти Вам непростой и весьма насыщенный путь служения Отечеству. До недавнего времени Вы с честью и достоинством трудились в должности Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе. Обладая высоким профессионализмом, глубоким пониманием насущных вопросов государственного управления и эффективной внутренней политики, на протяжении многих лет Вы с успехом трудитесь во благо России. Отрадно сознавать, что Вы вносите свой весомый вклад в развитие плодотворного взаимодействия с Русской Православной Церковью, уделяете особое внимание вопросам духовности и нравственного здоровья нашего общества, являете пример ответственного подхода к вопросам церковно-государственных отношений. Верность служебному долгу, принципиальность и умение добиваться реализации возложенных на Вас Президентом задач снискали Вам заслуженный авторитет и признание. Выражаю надежду, что и в дальнейшем Вы будете способствовать укреплению доброго сотрудничества между Церковью, государством и обществом, приумножая накопленный опыт конструктивного взаимодействия и внося свою лепту в созидание духовно сильного, нравственно здорового и социально стабильного государства Российского. Желаю Вам, многоуважаемый Дмитрий Николаевич, крепости душевных и телесных сил, неиссякаемой энергии, мудрости, терпения и помощи Божией в дальнейших трудах во благо России. С искренним уважением +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205669...

Дали знать украинским шовинистам, и 28 августа – 10 сентября 1933 года, в день преподобного Иова, в Почаевской лавре была устроена демонстрация против митрополита Дионисия. Ему кричали «Геть!» («Долой») с волынской кафедры, которую он занимал 20 лет, сначала в качестве викария в том же Кременце. Полиция отсутствовала, и демонстранты чувствовали себя свободно. Они устроили митинг в местечке Почаеве и требовали правящего архиерея на Волынь – украинца. В этом же году митрополит Дионисий праздновал свой юбилей 10-летнего пребывания на митрополичьей и 20-летнего на Волынской кафедре, и на публичном юбилейном собрании присутствовал министр исповеданий. Это, однако, не помешало 23 сентября тому же министру Ендржиевичу, опираясь на «волю народа», которая проявила себя в Почаеве, потребовать от митрополита Дионисия освобождения им Волынской кафедры. Налицо имелся и кандидат на его место – архиепископ Гродненский и Новогрудский Алексий (Громадский). Архиепископ Алексий, уроженец Холмщины (сын псаломщика), деятельный сотрудник архиепископа Евлогия и правый русский националист, оказался украинским националистом. Митрополит Дионисий не столько сопротивлялся, сколько колебался. В ноябре из Польши был выслан юрисконсульт Синода К.Н. Николаев, проживавший в Польше более 13 лет и в течение 7 лет являвшийся ближайшим участником борьбы. Митрополиту Дионисию прямо сказали, что это только начало и что будут удалены все его сотрудники русского направления. Было составлено синодальное определение, и оказалось, что никакого вмешательства власти не было, а произошло перемещение иерархов по желанию последних и в интересе Церкви. Правительство никак не рассчитывало на получение канонического акта и дало митрополиту Дионисию некоторую передышку. Кстати, еще не были закончены работы Смешанной комиссии. 2 В мае месяце 1934 года умер И.Пилсудский. Он оставил страну экономически подорванную, политически и общественно расшатанную. Он успел произвести радикальный пересмотр конституции, и новая конституция от 23 апреля 1935 года передавала легально всю власть в руки президента республики, обладавшему законодательными правами. Рядом с ним стоял генеральный инспектор армии, фактический диктатор. Таковым был назначен, по воле И.Пилсудского, генерал Эдуард Смиглый-Ридз, человек совершенно бездарный. В 1936 году он был сделан маршалом Польши.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Алексей Николаевич отдал Собору православной интеллигенции почти 10 лет. Конечно, деятельность Собора не была лишена недостатков, но нам очень помогало то, что он был кадровым военным, к тому же бывшим политработником. Из-за семейных проблем он попросил, чтобы мы отправили его в отставку. Ему на смену пришел Александр Петрович Беляков, тоже военный человек, капитан первого ранга, затем и он ушел с поста председателя Собора православной интеллигенции, сейчас обязанности председателя Собора исполняет отец Алексий Мороз. Затем Алексей Николаевич Швечиков стал директором Межвузовского центра по религиоведению, у него появилась своя территория в Университете технологии и дизайна, когда ректором был В.Г.Романов, замечательный человек, который нам помогал. Началась бурная деятельность, проводились многочисленные конференции и круглые столы, мы пытались наладить контакты с сочувствующими людьми из политической сферы, с различными политическими партиями. В то время Константин Душенов, ныне томящийся в застенках, пытался организовать встречу с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, но в последний момент Зюганов отказался с нами встречаться. Вероятно, он посчитал не совсем удобным для компартии явно идти в объятия Православия. Встречаясь с представителями различных политических сил, мы постепенно поняли, что нам не удастся установить с ними плодотворного сотрудничества. В свое время Алексей Николаевич защитил кандидатскую диссертацию по философии и увлекся религиоведением. В советское время он преподавал марксистские дисциплины, философию в Анголе. С конца 90-х годов он увлекся сектоведением, в те года нас просто одолевали сектанты, в России тогда был сектантский бум, повсеместно проводились сектантские сборища, на стадионах выступали западные проповедники, особую активность проявляли тогда иеговисты. Алексей Николаевич пытался противостоять натиску сект, проводил конференции, писал статьи и книги. Я считаю подвигом то, что он защитил докторскую диссертацию по философии , когда ему было уже за 70 лет. Защита диссертации шла очень долго, его оппонентами в основном были атеисты, которые высказали десятки замечаний, хотя в конце защиты вынуждены были признать, что диссертация выполнена на высшем уровне. Я считаю подвигом, когда человек в столь преклонном возрасте садится за написание диссертации, пытаясь научно обосновать Православие в нашей стране, показать его роль в жизни нашего народа, доказать, что наша Держава просто не может существовать без Православия. Он блестяще справился с этой задачей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/va...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Интервью с Никифоровым Е. К. Интервью с членом Совета Гимназии, председателем общества “Радонеж”, Никифоровым Евгением Константиновичем - Это коллективная идея, и возникла она не на пустом месте. В " Радонеже " никогда не было абстрактных задумок. У нас были реальные потребности - наши дети подрастали, и им необходимо было духовное окормление. И мы стали создавать воскресную школу для своих детей. Преподавали в этой школе мы сами, круг предметов там был достаточно разнообразным - так как с самого начала было понятно, что недостаточно было просто преподавать закон Божий, а нужно было создать определенную духовную и образовательную среду, в которой бы дети духовно воспитывались. Таким образом у нас о. Алексий Сысоев - тогда еще просто Алексей Николаевич - преподавал изобразительное искусство, Евгений Андреевич Авдеенко преподавал греческий язык в воскресной школе и т. д., то есть гимназия в зародыше уже была. " Старая " средняя школа, советская, к этому времени была уже в довольно сильной степени развалена и развращена. О. Артемий Владимиров, долго бывший духовником гимназии, как-то сказал, что речь идет о создании для православных детей своего рода " педагогического Эдема " , уж не знаю, насколько нам это удалось. Школу мы делали для своих детей, и инициаторами были тот же о. Алексий, Евгений Авдеенко, Алексей и Елена Рогожины и еще ряд наших братьев и сестер, близких нам по духу людей. Поскольку здания у нас не было, да и большого школьного опыта не было, поначалу возникла простая идея " инфильтрации " классов православной школы в обычную школу. Мы договорились с некой средней школой (в проезде Карамзина), нас с радостью тогда пустили, и таким образом были открыты классы православной гимназии в рамках обычной школы. - Да, действительно, это очень поучительно в духовном смысле для православных людей, которые затевают какое-то дело. Естественно, мы не знали, как все устроится. Какие у нас будут отношения с государственной школой, как внутри коллектива педагогического будут строиться отношения, но оказалось, что подобная инфильтрация православной школы в обычную советскую школу вызывает конфликт, ведь это инородное тело, которое школа попытается либо под себя подмять, либо вытолкнуть из себя. Произошел конфликт с администрацией, достаточно мягкий, надо сказать, но нас стали вытеснять, и мы не стали биться, мы стали обращаться в органы образования, и нам дали вот эти площади. Тогда как раз разрушилась система советских воспитательных учреждений, освобождались детские садики, многие из них шли под коммерческие структуры, и у нас были полные основания требовать, чтобы нам дали этот детский сад, чтобы продолжать воспитательный процесс в системе воспитательных учреждений.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/history/...

Мурат Зязиков вручил Святейшему Патриарху высший орден республики Ингушетия 16 марта 2006 г. 12:17 16 марта в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию Республики Ингушетия во главе с президентом Ингушетии Муратом Магометовичем Зязиковым . Во встрече принимали участие епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан , исполняющий обязанности Постоянного представителя Ингушетии Сапралиев Умар Вахитович, заместитель Постоянного представителя Ганижев Руслан Алиханович, член Совета Федерации Лихачев Василий Николаевич, начальник отдела политики и информации Газдиев Адам Магометович, помощник Постоянного представителя Албакова Фатима Юсуповна. В беседе с президентом Ингушетии Зязиковым М. М. Святейший Патриарх Алексий, в частности, сказал: «Я от всего сердца благодарю Вас за то, что вы вносите вклад в установление межрелигиозного мира в Республике Ингушетия. Сегодня на территории Ингушетии осталось не так много представителей русскоязычного населения. Однако Вы призываете русских возвращаться в Республику, чтобы и дальше существовал и поддерживался межнациональный и межрелигиозный мир. Хочу поблагодарить вас за то, что Вы участвуете в возрождении одного из храмов, который необходим православным жителям Ингушетии. Сегодня наша общая главная задача — сохранение межнационального мира и согласия общества, чтобы ни в коей мере не допустить нарушения этого мира, разрушения мира между религиозными деятелями, межнациональных отношений, всего того, к чему нас часто побуждают извне. Россия всегда была многонациональной Державой и умело поддерживала мир и согласие. Я часто получаю от Владыки Феофана свидетельства о том, что Вы очень по доброму относитесь к детям и к русскоязычным жителям Республики Ингушетия, являетесь главой Республики, который поддерживает и укрепляет межрелигиозное сотрудничество. Безусловно, возникают и текущие вопросы, например, по свидетельствам годовых отчетов из разных епархий, мы сегодня столкнулись с тем, что в местах, где преподаются «Основы православной культуры», интерес к предмету проявляют не только православные, но и мусульмане. Это естественно, что люди, живущие в России, стремятся знать основы культуры своей страны. Но они должны знать также основы исламской культуры, потому что потеря исторических корней, основ культуры — это печальный факт.

http://patriarchia.ru/db/text/97658.html

Более всего его тяготили, конечно, приезжавшие отовсюду богомольцы. Ведь ехали в пустынь главным образом те, кто не находил себе удовлетворения в городских духовниках. Ехали с такими иногда тяжелыми грехами, что не решались о них говорить простому приходскому священнику, думая, что старец лучше обсудит их положение. А это-то и было тяжело нежному, любящему сердцу отца Алексия. По свидетельству многих его духовных детей, отец Алексий был более похож на мать, чем на отца, – столько ласки и нежности, столько терпения он проявлял ко всем. О его старческих переживаниях, о том тяжелом подвиге, который нес отец Алексий, знал только Господь Всеведущий да его сердце. Смею сказать, так как и сама я была женой духовного отца, что трудно пастырю нести свое иго пастырства еще и потому, что все падения детей духовных он переживает в глубине своей души, не имея права ни с кем, кроме Господа, поделиться своими переживаниями. А как тяжки иной раз бывают эти пастырские скорби – то знает Господь! Очень хорошо определяет Е.Поселянин (Душеполезное чтение. 1891. 3. С 633), что такое старчество. «Старчество, – говорит он, – состоит в искреннем духовном отношении духовных детей к своему духовному отцу или старцу; оно требует частого исповедания не только дел и поступков, но всех грешных помыслов и чувств и тайн сердечных. Этот путь во все века христианства признан всеми великими пустынножителями, отцами и учителями Церкви самым надежным и удобным из всех, какие были известны в христианской Церкви. Путь отечества одинаково доступен иноку и мирянину. К старцам обращаются люди и в тяжелых жизненных обстоятельствах, и старцы не отказывают в совете, что предпринять, чтобы облегчить трудное положение». Илья Николаевич пишет: «К отцу Алексию ехали люди со всех концов России, люди самых разнообразных общественных положений, характеров и настроений. Тут были и очень знатные лица, и государственные деятели, были и митрополиты, архиепископы и епископы, были и ученые архимандриты и священники, и иеромонахи, большей частью из воспитанников Московской духовной академии, были и простые монахи, и особенно много монахов из разных монастырей, были и военные, и врачи, и чиновники, и учителя, были и профессора и студенты, были люди богатые и люди простые – рабочие и крестьяне, мужчины и женщины, старые и молодые, семейные и одинокие, больные и здоровые, ближние и дальние, грешные и благочестивые, верующие и сомневающиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010