В свободное время будущий священник, как только выдавалась свободная минута, посещал службы в храмах Архангельска. Зимой он много раз пешком переходил по льду Северную Двину. По окончании службы его уговаривали остаться в армии – работать в медицинской части, где ему довелось послужить санинструктором. Но он стремился только к преподобному Сергию, в лавру, откуда был призван, и никем иным себя не мыслил, кроме священника. Выбор пути По возвращении в Троице-Сергиеву лавру семинариста Алексия зачислили в третий класс МДС, где он продолжил свое духовное образование. «Поначалу, после трехлетнего перерыва, учиться было нелегко, но я начал усердно заниматься, – вспоминал батюшка Алексий. – За все время только один раз не выучил урок, понадеялся на то, что меня спрашивали накануне и теперь не спросят. Но меня спросили, а я был не готов. Преподаватель на это сказал: “В малом будь верен”». Эти слова семинарист Алексий запомнил на всю жизнь – они стали принципом его жизни, с которым он соизмерял в дальнейшем свои дела и поступки. К урокам же впредь он стал готовиться чрезвычайно добросовестно. Учился хорошо, много времени проводил в библиотеке и окончил МДС по первому разряду. По окончании семинарии в 1956 году он продолжил учебу – поступил в Московскую духовную академию (МДА). На одном курсе в академии с ним учились будущие священнослужители, многие из которых известны сегодня. Среди них – Святейший и Блаженнейший Католикос, Патриарх всея Грузии Илия II, архиепископ Анатолий (Кузнецов) и другие. Курс был очень дружным. На четвертом курсе Алексий Зотов представил курсовое сочинение под заглавием «Нравственное совершенствование христианина по творениям преподобного Феодора Студита/4-й том Добротолюбия/». Совет академии присвоил ему ученую степень кандидата богословия. Во время учебы в МДА в дни летних каникул Алексий ездил по святым местам. Уже тогда перед ним встал вопрос выбора дальнейшего пути. В одну из таких поездок он посетил Одессу, где познакомился со схиигуменом Кукшей (прославлен в лике преподобных). Прозорливый старец благословил его на монашеский путь. Вернувшись из поездки, он отправился к своему духовному отцу игумену Платону (Климову) – старцу Зосимо-Смоленской пустыни, и тот… благословил его на брак, но при этом наказал выполнять монашеское правило, которое сам же и назначил. Отец Платон считал, что в тот момент важнее было пополнять духовенство приходских храмов.

http://pravoslavie.ru/59402.html

13 Таким характером отличаются опыты изложения нравственного учения Феофилакта, епископа Коломенского (orthodoxa orientalis Ecclesiae doctrina de credendis et agendis; первое издание 1748 г. в Лейпциге, второе – в 1888 г. в СПБ.), который, по замечанию архиепископа Филарета, не везде оригинален и часто следует Буддею и Шуберту (Обзор русск. дух. литер. 1720–1858 г., изд. I, стр. 106); митрополита Гавриила: «краткое христианское нравоучение». СПБ. 1769 г., Иннокентия, епископа Пензенского: «деятельное богословие», прот. Иоакима Кочетова: «черты деятельного учения веры» 1824 г., протоиерея П. Солярского : «записки по нравственному богословию» 1860–1862 г. и т. п. На основании указанных систем нравственного богословия невозможно ясно и точно составить себе понятие о нравственном ходе духовного развития человека в виду объективности и схоластичной дробности изложения. В этом отношении сочинения преосвященного Феофана – затворника, оригинального писателя, проникнутые одним аскетическим духом, не оставляют желать ничего лучшего, так как раскрывают строй духовной жизни возрожденного человека во всей его постепенности. 14 Вследствие недостатка в старинном русском обществе научной христианской критики для агиобиографии стал в ней часто вкрадываться легендарный элемент, – являлись разные неисторические черты в изображении личности и подвигов того или другого святого, допускалась ошибочность в хронологических обозначениях и другие виды искажений истины; апокрифы вносились в четьи-минеи, так митроп. Макарий апокрифическое сказание о Вавилоне поместил в своих четьих-минеях под 17-м декабря. 15 Он в 1552 г. закончил громадный сборник известных тогда книг исторических, поучительных и назидательных, получивший название «великия четьи-минеи». Читать далее Источник: Юродство и столпничество [Текст] : религиозно-психологическое изследование/иеромонах Алексий (Кузнецов) смотритель Лысковскаго духовнаго училища. - С.-Петербург : издание тип. В. Д. Смирнова, 1913. - 410 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дух может общаться с физическим миром только через указанного медиума. «При желании каждый якобы может развить медиумические способности и стать медиумом». См.: Карасев Нсвящ. Теософия как форма оккультизма в условиях трансформации общественного сознания. М., 1999. С. 47. 956 БердяевН. Теософия и антропософия в России//Типы религиозной мысли в России. Париж, 1989. Т. 3. С. 466–467. 958 Новые религиозные культы, движения и организации в России//Словарь-справочник. М., 1997. С. 6; Балагушкин Е. Г., Квасникова С. Н. Новые религиозные движения и секты (в курсе культурологии). М., 1993. С. 3. 960 Маргаритов С. История русских рационалистических и мистических сект. Симферополь, 1910. С. 85; Миссионерское обозрение. 1896. С. 37–38, 40; 1909, С. 95. 962 Алексий (Дородницин), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. С. 188. 965 Алексий (Дородницин), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. С. 67. 966 Алексий (Дородницин), еп. Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX столетия. Казань, 1909. С. 6. 967 Съезд противураскольнических миссионеров в Москве в 1887 году. 29 июня – 13 июля//Братское слово. 1887. Т. 2. С. 63. 968 Балагушкин Е. Г., Квасникова С. Н. Новые религиозные движения и секты (в курсе культурологии). М., 1993. С. 17. 969 Федоров В., прот. Новые религиозные движения: православный взгляд на проблему//Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. XXXI. 970 Балагушкин Е.Г., Квасникова С.Н. Новые религиозные движения и секты (в курсе культурологии). М., 1993. С. 19. 973 Балагушкин Е. Г., Квасникова С. Н. Новые религиозные движения и секты (в курсе культурологии). М., 1993. С. 4. 975 Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С. 184. 977 Черенков М. Евангельская вера в постатеистических сообществах//Христианское сообщество России: критический самоанализ на фоне духовной ситуации времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Закрыть itemscope itemtype="" > [Видео] Иерей Алексий Мороз: «Этот законопроект крайне вреден для русского народа и государства» Известный священник-педагог прокомментировал проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 10.08.2011 1236 Время на чтение 3 минуты На сайте Министерства образования и науки России недавно был опубликован очередной текст проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Вчера на «Русской народной линии» было опубликовано обращение к Президенту России Д.А. Медведеву двух известных правоведов, докторов юридических наук И.В.Понкина и М.Н.Кузнецова. Сегодня своим мнением о данном законопроекте с РНЛ поделился член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, известный священник и педагог, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз : Данный законопроект в прямом своем смысле направлен на уничтожение остатков некогда сильного российского образования. Существует такой лозунг – «оглупляй и властвуй». Знание является определенной силой, которая позволяет человеку подняться над материальной жизнью и увидеть проблемы своего общества. Человек знания умеет понять те законы, которые принимает правительство и сильные мира сего по управлению народом, по его закабалению и превращению в «электорат», «быдло», которым можно пользоваться, давая лишь «хлеба и зрелищ». То, что мы видим в проекте закона об образовании, определенно служит этой цели – «оглупляй и властвуй». Сейчас, когда наш народ находится на грани нищеты, а миллионы людей перешли уже эту грань, если еще и школьное образование сделать платным, то множество людей просто не сможет давать образование своим детям. А это значит, что эти дети, когда они вырастут, обречены быть лишь неграмотными чернорабочими. Такими людьми можно легко помыкать, заставляя трудиться за копейки, как это мы видим на примере азиатских мигрантов. А в качестве «отдушины» им будут предлагать «бои без правил», секс и разврат, алкоголь и наркотики. Этот закон хорошо вписывается и в попытку определенных сил лишить наш народ религиозности, веры в Бога. Человек, живущий с верой в Бога, обладает моральными принципами, наполнен божественным духом. У него открыто духовное зрение, и он ясно видит, что вокруг происходит. Поэтому в религиозном обществе невозможны такие законопроекты и вообще невозможна система, которая занимается уничтожением собственного народа. И поэтому кое-кому надо лишить русских людей моральных принципов и веры в Бога как источника духовного знания и видения.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/10/vi...

Бортсурманская крестьянская девушка Евфимия Аникичева собралась как-то идти в Киев на богомолье и пришла к отцу Алексию за благословением. Он сказал, что во время путешествия ей придётся нести тяжкий крест. Её это так напугало, что она подумала отказаться от путешествия, но отец Алексий уговорил её не отступаться, надеяться на помощь Божию, уверяя, что это не последнее её паломничество, и что она потом ещё раз побывает в Киеве. Доверившись батюшкиному слову, Евфимия благополучно дошла до Киева. А на обратном пути разболелась. Больную, измученную, её никто не хотел принимать, когда она просила крова и отдыха. Лишь в одном месте ей дали кров на три недели. А через три недели, будучи ещё очень слабой, она пошла дальше и, как сама рассказывала потом, порою целыми днями лежала возле дороги, подчас продвигаясь даже ползком. Но до Бортсурман всё же дошла, а позже и в самом деле ещё раз побывала в Киеве. После своего паломничества Евфимия частенько посещала отца Алексия – когда дров ему принесёт и печь истопит, а когда и полы и в его келье и во всём доме намоет. Как-то заметив на одежде отца Алексия кровь, Евфимия забеспокоилась – откуда бы. Под кроватью отца Алексия всегда лежал какой-то предмет, тщательно закрытый дерюгой. Мучимая любопытством, однажды, когда отец Алексий вышел на волю, чтобы не мешать ей прибираться, Евфимия развернула посмотреть, что это такое. Под дерюгой оказался плоский валун. «Так вот обо что батюшка разбил в кровь колени!» – подумала она. Поражённая увиденным, она окутала камень и уже хотела выйти, когда в келью вошёл отец Алексий, и с порога стал мягко выговаривать ей: «Знаешь ли ты, Евфимьюшка, что любопытство – большой грех ? Никогда не следует тайком пытаться узнать то, что скрывают», – и строго-настрого наказал ей никому не рассказывать о том, что видела, до самой его смерти. Курмышская мещанка Наталья Григорьевна Кузнецова рассказывала, что незадолго до своей смерти её мать, Ульяна Лукинична, решила посетить отца Алексия. Он, хотя и видел её в первый раз, тут же обратился к ней по имени: «Ульянушка, поберегись, смерть твоя на пороге». И в самом деле, вскоре после этого она вдруг внезапно скончалась от удара.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Оперативник, который вёл дело «гражданина Борового», хорошо подготовился к допросу. На его столе лежали папки с компроматом на маститого протопресвитера: агентурные доносы, материалы оперативной разработки, распечатки прослушки и т. д. Беседа велась подчёркнуто вежливо, но по принципу: «Здесь вопросы задаём мы». – Виталий Михайлович! Комитет располагает информацией о том, что в таком-то году, такого-то числа, при встрече с господином таким-то Вы сказали то-то и то-то, чем нанесли ущерб престижу советского государства. – А, так это протоиерей такой-то, наш секретарь в Женеве, подсуетился и донёс на меня! Ведь он был при этом разговоре. И, как всегда, всё перепутал. – Ну, не будем называть имена! А вот тогда-то Вы в дискуссии по такому-то вопросу допустили клеветническое высказывание, что можно квалифицировать как... – Да ложь всё это! Там был сотрудник ОВЦС такой-то, разговор шёл без переводчика, а он в английском языке профан. Решил «проявить бдительность» и всё переврал. (Вскоре после 1991 г. приоткрылись архивы Лубянки, и в тогдашней печати был опубликован такой примерно текст: «Источник «Кузнецов» сообщает об изменнических высказываниях протоиерея Борового».) У о. Виталия хотели вырвать «компромат на Кочеткова», но он не «сдал» опального о. Георгия. Протоиерей Георгий вспоминает: «о. Виталий был одиноким рыцарем. И не только по необходимости и по принуждению, но и по собственному выбору. Это был его путь. Он понимал, что, как он мне однажды сказал, где двое или трое православных собраны вместе, там один стукач. Это была очень горькая шутка, которая, конечно, основывалась на определённом отношении к людям. Он придерживался принципа, что доверять до конца можно только Богу» 230 . В те же «окаянные дни» »органы« обложили »красными флажками« и С.С. Аверинцева . Правда, на Лубянку Сергея Сергеевича не тягали, но на несколько лет он стал »невыездным " . Из текущих отчётов Пятого управления КГВ СССР: Заведено дело оперативной проверки на С. Аверинцева , доктора филологических наук, зав. сектором Института мировой литературы им. А.М. Горького, осуществляются агентурно-оперативные мероприятия по изучению объекта (Ф. 6. Оп. 6/16. Д. Т-175. Т. 3. С. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

" Несколько суток стоим в Нижней Салде. Белые ведут себя тихо. Нижняя Салда – большой заводской поселок. На главной улице есть даже деревянный тротуар. Полк пополняется. Прибыли две роты китайских добровольцев, а на станции Ясашная влился в наш полк добровольческий отряд тов[арища] Павлова. Сил у нас теперь больше, и настроение лучше. Вчера состоялась полковая партийная конференция. Говорили о задачах полка и выбрали руководство партколлектива " . Именно в эти «несколько суток» на станции Нижняя Салда , являвшейся тогда тупиковой, красными были совершены жестокие расправы над мирным населением. При спешном отступлении 1-го Крестьянского коммунистического полка под натиском белых, по воспоминаниям старожилов, его бойцами было расстреляно множество людей, которые сочувствовали белогвардейским войскам, в том числе священнослужителей, взятых в заложники из различных мест губернии. В это же время, без суда и следствия, лишенные христианского напутствия, вместе встретили свою смерть от рук красноармейцев и священники Верхне-Салдинского завода Петр Дьяконов и Алексий Кузнецов . Они были убиты 1 октября 1918 года на самой окраине Нижне-Салдинского завода, близ железнодорожной станции. Только через несколько дней, 9 октября страдальцы были отпеты в Иоанно-Богословском храме поселка Верхне-Салдинский завод и преданы христианскому погребению. Отец Петр, пятеро расстрелянных крестьян, а также начальник Верхне-Салдинской железнодорожной станции Б.И.Лытковский были похоронены на приходском кладбище, а отец Алексий – в церковной ограде. Всего же с 1 по 9 октября 1918 года, только согласно данным метрической книги, красными было расстреляно около 30 жителей Верхне-Салдинской волости, младшему из которых – Михаилу Пантелееву – исполнилось лишь 14 лет… Когда последний красноармейский отряд покинул район, многие жители поселка хлебом-солью встречали отряды Белой армии, духовенство вышло из церкви с иконами. В Иоанно-Богословском храме был отслужен благодарственный молебен. Началось расследование злодеяний красноармейцев. По воспоминаниям современников, на месте убийства сотен людей близ железнодорожной станции Нижняя Салда открывалось ужасающее зрелище: смешанная с кровью земля, отрубленные головы… После проведения расследования на месте этого массового захоронения был установлен поклонный деревянный крест.

http://drevo-info.ru/articles/13675407.h...

Отец Алексий тем временем вкладывал в протянутые руки иконочки, крестики, благословлял солдат, а солдаты передавали батюшке свои военные билеты и просили, чтобы на последней странице документа он сделал запись: «Благословляю на ратный труд». Из-за большого числа солдат и офицеров я так и не смог в тот день поговорить с отцом Алексием… Конечно, служению отца Алексия способствовала не только помощь и поддержка командира дивизии, но и забота, которую проявлял о батюшке командующий Приволжским военным округом генерал-полковник Анатолий Ипатович Сергеев. — Служение отца Алексия исполнено большого смысла,- говорит генерал-полковник Сергеев. — Батюшка конкретно возрождает лучшие традиции русской армии — веру в Бога и верность присяге, готовность к самопожертвованию за други своя, преданность Отчизне. Важно и другое — своим трудом батюшка вносит вклад в укрепление боеготовности дивизии. Будущее нашей армии, считаю, просто немыслимо без православия. … Недавно я встретил в Самаре генерал-майора Виктора Николаевича Кузнецова. Он, в частности, рассказал, что ввиду организационно-штатных мероприятий в дивизии, которая преобразована в военную базу, должность полкового священника была сокращена. Отец Алексий, безупречно выполнив свой священнический долг, уехал к месту постоянного проживания — в Нижегородскую область. Олег Бедула, полковник запаса. Самарская епархия. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 января, 2021 13 января, 2021 22 марта, 2024 24 октября, 2023 22 декабря, 2022 7 июня, 2022 30 марта, 2022 23 февраля, 2022 29 сентября, 2021 21 января, 2021 13 января, 2021 22 марта, 2024 24 октября, 2023 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/sluzhu-bogu-armii-i-na...

В мае на Урале началось выступление Чехословацкого корпуса, к чехословакам примкнули все, кто был не согласен с советской властью. 27 мая чешские войска захватили железнодорожный узел Челябинск, откуда двинулись в двух направлениях: на Екатеринбург и на Омск. Одно за другим вспыхивали крестьянские восстания против советской власти. В связи с нарастающей напряженностью в Верхне-Салдинском заводе началось формирование красногвардейских отрядов. В апреле-мае 1918 года первые красногвардейские отряды салдинцев были отправлены на борьбу с атаманом Дутовым и чехословаками, участвовали они и в подавлении июньского восстания в Невьянске. Однако 25 июля чехословацкие и казачьи войска уже овладели столицей Урала – Екатеринбургом, красные отступали в направлении Нижнего Тагила, фронт все более и более приближался к Верхне-Салдинскому и Нижне-Салдинскому заводам. В сентябре чехословаки повели решительное наступление в тагильском направлении. Боев в Верхне-Салдинском и Нижне-Салдинском заводах не было, однако через эти поселки, в особенности через Нижне-Салдинский завод, во множестве проходили отступавшие красноармейские войска. В конце сентября проходил через нее и Первый крестьянский коммунистический полк. В это время на окраине, близ тупиковой железнодорожной станции, красными было расстреляно множество заложников, в том числе священно- и церковнослужителей, тела которых закапывались там же. 1 октября 1918 года недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев и верхнесалдинские священники: отец Алексий Кузнецов и отец Петр Дьяконов . Когда после отступления красных на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей… 9 октября священники вместе с другими убиенными за веру поселянами были отпеты и преданы христианскому погребению: останки отца Алексия – в церковной ограде, а отца Петра – на приходском кладбище. А уже на следующий день в Нижне-Салдинский завод вошли белые. Начала свою работу следственная комиссия, собиравшая сведения о красном терроре, на месте захоронения жертв большевиков у станции Нижняя Салда установили Поклонный деревянный крест.

http://drevo-info.ru/articles/13673105.h...

С годами владыке Никодиму всё труднее было осуществлять руководство этим движением, и он остался лишь на посту почётного президента ХМК. А в руководящие структуры ХМК был внедрён тогдашний митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко, он же «Антонов»). Эту агентурную кличку можно обнаружить в отчётах КГБ ещё 1967 г., в которых, в частности сказано, что «Антонов» вместе с другими агентами, будучи на заседаниях исполкома и Центрального комитета Всемирного совета Церквей, в пику западным Церквам «требовал обсуждения положения негров в США» 294 . И теперь этот старый, проверенный и опытный кадр был брошен на фронт борьбы за мир: надувать щеки в президиуме ХМК. Вот выдержка из отчёта, который начальник четвёртого отдела полковник В. Тимошевский направил руководству КГБ СССР. Год 1985-й: «В ВНР на заседании рабочего комитета ХМК (Международная религиозная организация »Христианская мирная конференция») направлены агенты «Антонов», «Кузнецов», «Вадим», «Прохоров» с заданием осуществить подготовку 6-го конгресса ХМК в приемлемом для нас плане. Решением рабочего комитета определён состав ряда руководящих органов, куда будет продвинута наша агентура " 295 . Но вся эта мышиная возня продолжалась уже после кончины владыки Никодима. Через 20 лет после Пражской весны в одной лишь Чехословакии стояло больше советских дивизий, чем США имели во всей Европе; в ГДР было размещено больше советских дивизий, чем их было во всей американской армии; на Кольском полуострове против трёх норвежских лёгких пехотных батальонов были выдвинуты три советские дивизии, флот и дивизия морской пехоты 296 . В недолгий период горбачёвского правления начали «сыпаться» восточноевропейские режимы. Предчувствуя это, «пражские миротворцы» разбегались, как крысы с тонущего ХМК-овского корабля, попутно «приватизируя» миротворчские фонды. О том, как разворовывалась собственность ХМК, мог бы поведать Филарет (Денисенко) (на Украине его нынче кличут «Филя-анафема»), но тайну сию он унесёт с собой в могилу: закон мафии – омерта (обет молчания).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010