Иисус Христос, водимый Духом Божиим, явясь в пустыню, проводит здесь 40 дней и 40 ночей в посте и молитве, не принимая ни пищи, ни питья, и никого не видя. Напоследок Он взалкал. Сатана, самолично следивший за Иисусом, заметил это, и вот пользуется случаем – попытать счастья, если можно, соблазнить Христа и во всяком случае дознаться, в каком смысле Сын Он Божий. И приступил он к Иисусу (в каком виде, неизвестно), и говорит двусмысленно: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Но не Ева была теперь пред сатаною. Та в раю пустилась с ним в разглагольствие и – согрешила; Иисус же на заботливое предложение сатаны отвечал очень кратко и, что особенно для нас важно, как пример для подражания, – словами Писания. «Написано, отвечал Иисус сатане, что не хлебом одним может жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Смысл ответа таков: стоит ли для утоления голода творить нарочитое чудо, когда известно, что можно забывать совсем иногда про телесный голод, питаясь духовною пищею – словом Божиим? – Попытка сатаны, видимо, не удалась: ни кто такой Христос, не узнал сатана, ни соблазнить Христа не удалось ему. Тут он идет с Иисусом во Иерусалим и всходит с Ним на кровлю церковную, которая, надо сказать вам, по восточному обычаю, местами была совершенно плоскою и на которую поэтому иные всходили, чтобы полюбоваться окрестностями Иерусалима. Местами кровля эта была так высока, что с нее страшно было и смотреть вниз. Остановясь на одном из таких мест, диавол говорит Христу «если Ты Сын Божий (опять это – если!), то бросься вниз; ибо написано: ангелом Своим заповесть о Тебе сохранити Тя, и на руках возмут Тя» и т.д. Диавол, как видите, братие, не незнаком с словом Божиим. Но Иисус Христос и тут не только не удовлетворил любопытства сатаны и не открыл ему тайны Своей – Сын ли Он Божий, а и снова словами же Писания отразил его искушение. «Написано так же,– отвечал Христос, не искушай Господа Бога твоего». То есть: от Бога нельзя требовать чудес, когда бы нам ни вздумалось, и особенно когда нет в них нужды, как теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Но все-таки возможен ли Богочеловек, не исключают ли в самом деле божество и человечество взаимно друг друга, как непримиримые противоположности? Ведь между Богом бесконечным и ограниченною тварию для нашего сознания всё же остается расстояние безмерное. Для нашего ограниченного ума непонятно, каким образом Вечный и Вездесущий, не переставая быть таковым, рождается во времени и пространстве. Поразительнее всего это противоречие между бесконечным и конечным проявилось в смерти Христа, когда сама вечная жизнь подчинилась смерти. Вот почему ученики Иисуса никак не могли понять, почему это их Учитель – Христос должен непременно умереть ( Мф.16:22 ; Ин.12:34 ). Конечно, если бы Бог и человек стояли друг против друга только как бесконечное и конечное, если бы между ними не было никакой связи, никакого соотношения, тогда, разумеется, между бесконечным Богом и конечною тварию оставалось бы безмерное, ничем ненаполнимое, расстояние. Но мы сотворены по образу Божию, мы носим в нашем существе образ и подобие Бога, мы божественного рода ( Деян.17:29 ), Между Богом и нами существует взаимное тяготение, взаимная связь любви. Человеку свойственна, прирождённа жажда Бога ( Пс.41:2, 62:2 ). Ведь и самое назначение человека в том и состоит, чтобы воспринимать в себя Бога и носить Его в себе, быть богоносцем, иметь Его содержанием нашего мышления и желания всей нашей внутренней жизни ( Флп.2:5 ). 25 Эта жажда жизни Божией после грехопадения не только не утратилась, напротив, еще более усилилась ( 1Ин.3 ; Еф.2:13 ). Вот почему человек богоподобный уже не так далек от Бога, как думают ( Деян.17:27 ). Как образ Божий, как сын и наследник в дому небесного Отца, человек является посредником между Творцом и тварию земною ( Быт.1:26 ). Ведь он немного ниже ангельского чина, и то по причине соединения с земным телом ( Пс.8:67 ). Человек по своему духовнонравственному общению с Богом настолько близок к Нему, что он не иначе говорит и может говорить о себе, как «Божий есмь – Божий есмь» ( Ис.44:5 ), или как Ап. Фома: «Господь мой и Бог мой ( Ин.20:28 ). Вот почему человек богоподобный может отражать в себе Бога совершеннее, чем вся природа неразумная, хотя и эта тоже вещает славу Божию ( Пс.18:2 ). А люди богоугодные, особые избранники Божии – те и еще глубже, полнее и разностороннее отражают в себе божеские свойства. Не даром и называют их не иначе, как Богоносцами, как, напр., св. Игнатия. Но все же и они, хотя больше, чем люди обыкновенные, проявляют в себе божеских Совершенств и сил, но и в них проявляется не беспредельная полнота Божества. Расстояние между всесовершенством Божиим и нашею ограниченностию они хотя и восполняют, но не наполняют. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Сатана искушает, говоря Христу: «Докажи, что Ты Сын Божий в чудесах, силе, в том, что Ты можешь материальное сделать для себя основой жизни». То есть, идет подмена понятий. «Будьте, как Боги» – это искушение, которое предлагает сатана Адаму и Еве. Здесь то же самое – сделай так, чтобы мир бездушный, бессмысленный, неживой стал для Тебя основой жизни. Христос в ответ на это говорит, что не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Вот здесь очень важно понять, что это сыновство во Христе, сыновство Божье,  дается нам через понимание того, что стоит у нас на первом месте. Когда мы читаем Евангелие, видим такие слова: «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, а остальное все приложится вам» (Мф. 6, 33), — нам бывает очень трудно в это поверить. Очень трудно поверить в возможность этого человеку в том мире, законы которого для нас очевидны, выверены опытом человеческой жизни, совершенно материальны и не дают возможность расслабиться: надо все время смотреть, чтобы пока ты встаешь, из-под тебя не вытащили табуретку. Дальше Христос в этой главе Нагорной проповеди говорит про полевые лилии, про небесных птиц. Эти замечательные, прекрасные, романтические образы, но земному человеку трудно поверить, что действительно можно не думать о хлебе насущном. Потому что как только ты начинаешь забывать о хлебе насущном, как только начинаешь забывать об одежде, об устроении своей жизни – все начинает рушиться, уходить из-под ног. Ты начинаешь в этом внешнем вещном мире проигрывать. Только тогда, когда человек в эти слова поверит, жизнь его может измениться. Но, с человеческой точки зрения, измениться совсем не в лучшую сторону, в непривычную сторону. Именно поэтому принять для себя слово Божие для человека бывает всегда достаточно тревожно, неуверенно и страшно. Ведь  человеческая жизнь после этого обязательно должна поменяться, и не в сторону успеха, не в сторону благополучия,  не в сторону уверенности, а в сторону Царствия Небесного. Но только после этого жизнь человека может быть устроена таким образом, что все в ней жизни встанет по своим местам. То, что казалось  важным и нужным, на которое ты пытался все время опираться, может совершенно уйти из нее, и потом окажется, что ты без этого спокойно можешь существовать, потому что свою жизнь теперь выстроил совершенно иным образом. Ты во главу угла поставил поиск Царства Небесного. Собственно говоря, это и делает человека сыном Божиим. «Если ты Сын Божий, то сделай так», — говорит сатана. «Если ты сын Божий, — отвечает Христос на это, – то взыщи, прежде всего, Царства Небесного. Не хлебом единым будет жив человек». Камни, из которых строится дом

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

К сожалению, ныне в головах у многих представления сместились настолько, что смиренный человек представляется им жалким и безответным существом, на котором верхом ездить можно. Это не так: истинное смирение начинается с того, что человек никому никогда не позволит унижать в себе образ Божий, никому не станет рабом. Господь попускает испытания для совершенных людей: кого-то братья в монастыре били, над кем-то в лагере глумились уголовники, но совершенного человека не сломить! Быть самим собой – значит нести в себе образ Божий и в любых ситуациях оставаться личностью. Об осуждении Обратимся к шестому поучению преподобного аввы Дорофея , в которой идет речь о том, почему не следует осуждать ближних. В «Добротолюбии» приведены слова аввы Исаии 13 : «Прежде всего, братья, нам нужно смиренномудрие, чтобы каждому человеку на всякое дело мы были готовы сказать: " прости». На самом деле сказать «прости» достаточно сложно. Почему же этим словом, по утверждению аввы Дорофея и аввы Исаии , сокрушаются все козни и отвращаются все стрелы врага? Представьте себе, что было бы с дьяволом , если б он смог попросить прощения? В тот же момент он стал бы ангелом, к нему вернулось бы его изначальное достоинство. То же самое происходит и с нами: состояние гордыни, помраченности и озлобленности вдруг исчезает и мы приобщаемся к жизни ангельской. Тем самым мы побеждаем врага, потому что хотя тот и не может сказать: " прости!», но против этого слова оказывается бессилен. Все хитроумные сети, которые он расставляет перед человеком, разрываются обычной просьбой: «прости». Мы молимся: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим…» Проблема заключается в том, чтобы, попросив прощения, одновременно оказаться способным простить самому. Если же мы не прощаем или же стремимся получить от своего прощения какие-то дивиденды, то о чем же тогда мы просим в молитве Господней? Получается, всякий раз мы просим для себя суда и осуждения… Только Господь может прощать или не прощать. Суд принадлежит Богу. Этой властью Господь наделил апостолов, сказав им: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Но власть эта дана не только апостолам, не только священникам; властью «вязать и решить» обладает каждый христианин. Именно поэтому мы дерзновенно говорим друг другу: «Бог простит»!, часто не до конца понимая, что эти слова означают на самом деле. Получается, что мы за Бога уже все решили: Он точно простит, Он не может не простить, потому что мы уже простили. Это – очень высокое качество, которое Господь нам даровал, но мы можем принять его лишь постольку, поскольку несем в себе образ Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Понимание свободы для человека очень важно, ведь свобода – это одно из свойств Божьих. Человек награжден великим даром – свободой. gettyimages.com Тот, кто отказывается от свободы, собственно говоря, отказывается от любого подвига веры и любви. Там, где нет свободы, там не может быть настоящей веры, настоящей любви. В чем свобода заключается? Каким образом человек свободу реализует? Каким образом найти вот эту свою свободу, если надо ее искать? Очень часто бывает, что человек отказывается от свободы, потому что она очень неудобный дар Божий, поскольку требует смелости, мужества, ответственности. Либо наоборот, начинает для себя этой свободы требовать, несмотря ни на что. Потому что, с точки зрения сатаны, вы – Боги, вы все можете, вам все позволено, этот мир принадлежит вам. Ничего не будет, ничего не случится, не бойся, попробуй, испытай, сделай так, чтобы твой собственный опыт был личным критерием для тебя. Это во многом касается наших детей, это во многом касается того мира, где мы живем, где свобода провозглашена абсолютной ценностью для человека. Когда личная свобода отметает все другие вещи, все запреты. На самом деле свобода очень важным образом связана с послушанием. Господь говорит: «Не искушай Господа Бога твоего», —  потому что Господь, на самом деле, не просто дает человеку свободу, Он ради человеческой свободы ограничивает Свою собственную божественную абсолютную свободу. Он не вмешивается, с одной стороны, в жизнь человека, с другой стороны, постоянно призывает человека ко спасению. Очень трудно понять, очень трудно в себя вместить, что такое «воля Божия» или «промысел Божий» о каждом человеке и наша личная свобода в отношениях с Богом, Который знает о нас все, Который хочет нашего спасения и на глазах Которого постоянно происходят такие вещи, как грехопадение Адама и Евы. Все это происходит на глазах любящего, свободного Бога, Который ограничил Свою свободу и не вмешался в этот момент. До какой степени наша свобода является тем даром, который приводит нас к Богу? Когда эта свобода является той свободой, которая делает нас по-настоящему детьми Божьими? Когда эта свобода связана с любовью, с подражанием Богу. Потому что у Бога, в отличие от человека, свобода  абсолютная, она не выбирает, как человек, между добром и злом. Человеческая свобода все время идет путем очень тяжелого выбора, и является нелегким даром, потому что, выбирая, человек постоянно совершает некое насилие над собой, ведь хочешь одного, а надо делать другое. Если ты христианин, то хочешь поступать по заповеди Божьей, но все твое существо тебя тянет в совсем другой край.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksij-umi...

Наказание или промысл? – Однако мнение, что детей нет за какие-то грехи или проступки, можно услышать как от верующих людей, так и от тех, «кто ни во что не верит»... – Это происходит потому, что хотя Христос и пришел на Землю 2000 лет назад и нам было даровано Евангелие, но до сих пор по своему внутреннему содержанию человечество смотрит на мир вполне ветхозаветно, даже язычески, что по сути примерно одно и то же. Ведь и в языческой семье, и в ветхозаветной бесчадие, то есть прерывание рода, воспринималось как следствие какого-то личного духовного несовершенства. В христианстве этого быть не может. Но у нас есть такое понятие, как Промысл Божий, который нам неведом, который мы постигаем, только оглядываясь назад, понимая, что нечто, казавшееся нам горем, лишением и катастрофой, на самом деле имело какую-то цель. Таким вот странным, удивительным образом Промысл Божий провел нас между страшными, тяжелыми и невыносимыми испытаниями – и вдруг явил через это познание Божьей любви, Его заботу о нас. Датский философ, христианин Серен Кьеркегор написал однажды: «Если Бог не есть абсолютная любовь везде, во всем, то никакого Бога нет. Но если Бог есть любовь, то совершенно не страшно Его не понимать. Ты можешь доверять Ему, не понимая». И мы порой не можем вместить Промысл Божий о нас, не можем его понять. Но если человек определил главное в своем отношении к Богу, если понял, что Он для него есть Любовь, тогда этот человек сможет принять всякую скорбь из Его руки, в том числе и бездетность, как некий крест, как некое осуществление себя иным способом, иным путем, отыскание возможности излить свою супружескую любовь на что-то иное или на кого-то другого. Например, можно взять на воспитание ребенка. – Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка... – Возможностей и способов любить много. Другое дело, когда человек хочет любить обладая, то есть владеть ребенком, как некой собственностью. Так происходит порой и с кровными детьми. Родители думают: «Это наш ребенок, а значит – он должен быть нашим трафаретом, объектом наших амбиций. Мы хотим, чтобы он соответствовал нашим чаяниям: учился в определенной школе, вузе и так далее». И они не видят и не слышат, чего же хочет сам ребенок; не замечают, что ребенок смотрит на мир собственными глазами; что у него восторженно бьется сердечко от того, что родителям недоступно. И родители проходят мимо своего ребенка, при этом, конечно же, по-своему любя его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Первое искушение. Сатана подступает ко Христу и все время испытывает: «Сын ли ты Божий? Если Сын Божий, то сделай так, чтобы камни стали хлебами». Это искушение связано с тем, что страсть чревоугодия едина со свойством ада все пожирать. Сатана искушает, говоря Христу: «Докажи, что Ты Сын Божий в чудесах, силе, в том, что Ты можешь материальное сделать для Себя основой жизни». То есть идет подмена понятий. «Будьте как Боги» – это искушение предлагает сатана Адаму и Еве. Здесь то же самое – сделай так, чтобы мир бездушный, бессмысленный, неживой стал для Тебя основой жизни. Христос отвечает, что не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих. Вот здесь очень важно понять, что это сыновство во Христе, сыновство Божье, дается нам через понимание того, что стоит у нас на первом месте. Когда мы читаем в Евангелии такие слова: Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, а остальное все приложится вам ( Мф.6:33 ), – нам бывает очень трудно в это поверить. Очень трудно поверить в возможность этого в мире, законы которого для нас очевидны, выверены опытом человеческой жизни, совершенно материальны и не дают возможности расслабиться: надо все время смотреть, чтобы пока ты встаешь, из-под тебя не вытащили табуретку. Дальше Христос в Нагорной проповеди говорит про полевые лилии, про небесных птиц. Это прекрасные, романтические образы, но земному человеку трудно поверить, что действительно можно не думать о хлебе насущном. Потому что как только ты начинаешь забывать о хлебе насущном, об одежде, об устроении своей жизни – все начинает рушиться, уходить из-под ног. Ты начинаешь в этом внешнем вещном мире проигрывать. Только когда человек в эти слова поверит, жизнь его может измениться. Но, с человеческой точки зрения, измениться совсем не в лучшую сторону, в непривычную сторону. Именно поэтому принять для себя слово Божие для человека бывает всегда достаточно тревожно и страшно. Ведь жизнь после этого обязательно должна поменяться, и не в сторону успеха, не в сторону благополучия, не в сторону уверенности, а в сторону Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

- Если бы мой сын был среди тех скаутов, я посчитал бы, что совершил преступление перед людьми. Максим окрепнет, а вот дети, что ждет их в недалеком уже будущем? Мамы стоят на страже. Мамы не хотят шума. Мамы готовы до конца отстаивать невинность своих оболтусов. Они не хотят видеть в этой истории глубоких корней. И хотя есть показания врачей, есть рассказ самого Максима, есть неопровержимые факты избиения ребенка подростками. Тамара и Вячеслав понимают, что добиться их наказания им вряд ли удастся. Сейчас они заняты другим. Они вытаскивают своего мальчика из глубокого потрясения. Он уже потихонечку отходит. Рисует. Нарисовал впервые после беды… Божью Матерь с Младенцем. Приходил в больницу батюшка Алексий, заглянул в палату: - Ну что, раб Божий, за православие кровь пролил? А Максим ему в подарок иконку, самим нарисованную. Растрогался батюшка, в храме прикрепил ее на стену, всем теперь показывает, говорит: “Мне Максим подарил, раб Божий Максим.” Пока лежали в больнице, семье Минаевых дали трехкомнатную квартиру, такую долгожданную после их коммуналки. И прямо из больницы они собираются на новое место, чтобы начать жизнь заново, с чистого листа. Пусть начинают. На чистом листе хочется писать красиво и без ошибок. Это очень трудно — красиво, но еще труднее — без ошибок. Тамара много думает сейчас над тем, в чем ее просчет. Может, не надо было отпускать мальчика одного, может, рано было еще ему в воины Христовы? Но где гарантия, что подобные “скауты” не настигли бы ее ребенка в собственном дворе и не погнали бы, улюлюкая, в подворотню. И, как ни жестоко звучит, — все в этой истории правильно. Житейская история, в которой все по местам: и добро, и зло, и Божий свет, и сатанинская тьма. И она, история эта житейская, не закончилась, а только начинается. Потому что теперь Тамаре и Вячеславу предстоит возвращать по чуть-чуть своего мальчика к нормальной жизни. Они, я уверена, и после всего случившегося не будут науськивать Максима на детей: давай сдачи, защищайся. Он ведь не смалодушничал, он и защищался, только защищался не сам по себе, а как православный человек, защищая от поругания то, что давно и прочно в их семье свято. А в своих научных работах Тамара будет теперь изучать проблему не только усыновленных детей, но и проблему детей, живущих без Бога. Проблема не просто обозначилась в ее жизни, она больно толкнула ее в самое сердце и еще долго станет толкать ночами, когда Максим будет спокойно посапывать в своей кроватке.

http://azbyka.ru/fiction/velikaya-sila-l...

Скачать epub pdf Такие категории, как Промысл Божий, всеведение, провидение, предопределение, судьба и рок, являются для меня формулами, определяющими некое динамическое состояние человеческой души, которая, выбирая для себя в качестве приоритета то или иное понятие, дрейфует либо в сторону абсолютного принятия христианского мировоззрения, связанного с Божиим Промыслом, либо в сторону язычества. Понятие рока несовместимо с христианским мироощущением, и поэтому ясно, что в Священном Писании ему не могло быть посвящено ни единого слова. И оно попало в поле моего зрения исключительно потому, что и Промысл Божий, и Его всеведение, и провидение, и предопределение так или иначе могут вызывать ассоциации с пониманием, свойственным роковому восприятию жизни. Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. ( Втор.30:19 ) Поводом к написанию данной статьи стали истории, рассказанные мне одним высокопоставленным лицом; человек этот, будучи православным, тем не менее укоренил в своих убеждениях мысль о предопределении. В какой-то момент своей деятельности он точно знал, что его дальнейший карьерный рост уже невозможен, но в начале 1990-х годов он ненароком получает предсказание, что станет генералом, получит продвижение по службе, второй раз женится и родит ребенка. Справедливости ради надо сказать, что первая его жена к тому времени уже была смертельно больна, но человек устроен так, что не теряет надежды и борется за жизнь изо всех своих сил. И я сам как врач и как священник являюсь свидетелем того, какие усилия он предпринимал для излечения своей супруги. Так что все эти слова, исполнившиеся в точности, в тот момент казались ему абсолютно нереальными. Столь же серьезно он говорил и о предсказаниях Ванги (опять-таки сам он ее не посещал) о том, что Курск окажется под водой и будет море слез. Гибель подводной лодки «Курск» является с его точки зрения актуализацией этого вангиного утверждения. Следует при этом учитывать и то, что в языческом мире существовали предсказатели, слова которых сбывались, но иногда носили поистине издевательский характер. Чего стоит, например, известное пророчество царю Крёзу: «Если Крёз пойдет войной на персов, то разрушит великое царство». Тот, как мы знаем, пошел и погубил… свое 1 . Задача, которую я ставлю перед собой – это найти ответ на вопрос о соотношении категорий, с которых, собственно говоря, и началась данная статья, то есть до какой степени христианин может принимать предопределение, не скатываясь при этом к грубому язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Лит.: Бессонов П. Калики перехожие. М., 1861-1864; Дашков Д. Стихи и сказания про Алексея Божия человека//Беседы в ОЛРС. 1868. Вып. 2; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 451; Т. 2. С. 77; Т. 3. С. 109-110, 511; Duchesne L. Notes sur la topographie de Rome au Moyen-âge//Mélanges d " archéologie et d " histoire d " École française de Rome. 1890. T. 10. P. 225-250; Plaine F. La vie syriaque de S. Alexis et l " authenticité substantielle de sa vie latine//Revue des questions hist. 1892. T. 51. P. 560-576; Kirsch J. -P. Alexis (1)//DHGE. T. 3. Col. 379-381; Petit L. Bibliographie des acolouthies grecques. Brux., 1926. P. 4-6; Gaiffier B. de. Intactam sponsam relinquens: À propos de la vie de St. Alexis//AnBoll. 1947. T. 65. P. 157-195; Мурьянов М. Ф. Алексей человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 109-126; Stebbins C. E. Les origines de la légende de Saint Alexis l " homme de Dieu//Revue belge de philologie et d " histoire. 1973. T. 51. P. 497 sv.; Gieysztor A. La légende de S. Alexis en Occident: Un idéal de pauvreté//Études sur l " histoire de la pauvreté/Sous la dir. de M. Mollat. P., 1974. T. 1. P. 125-139; Mohr W. Alexius//TRE. Bd. 2. S. 264-266; Drijvers H. Die Legende des heiligen Alexius und der Typos des Gottesmannes im syrischen Christentum//Typos, Symbol, Allegorie bei den östlichen Vätern und ihren Parallelen im Mittelalter. Eichstätt, 1982. S. 187-217; Storey Ch. An Annotated Bibliography and Guide to Alexis Studies (La Vie de Saint Alexis). Genève, 1987; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93); Бобров А. Г. Житие Алексея Божия//СККДР. Вып. 1. С. 129-131; Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 44-49; Esbroeck M. van. La Vie de St. Jean le Pauvre ou le Calybite en version géorgienne//OrChr. 1998. Vol. 82. P. 153-183; idem. Le monachisme syriaque//Le monachisme syriaque aux premières siècles de l " Église (2e - début 7e siècle). Liban, 1998. P. 71-80; Беневич Г. И. Житие преподобного Алексия, человека Божия (преодоление чуждости в контексте церковного предания)//Чужое: опыты преодоления. М., 1999. С. 95-159; Турилов А. А. Сказание о руке Алексия, человека Божия, в Новгороде//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 171-179.

http://pravenc.ru/text/114016.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010