Для прославления святого всегда требовались два условия: первое — почитание верующего народа, второе — посмертные чудеса. Приведем некоторые из сотен известных свидетельств о чудесах по молитвам святых царственных страстотерпцев. Рассказывает А. В. Селиверстов из г. Симбирска: «В январе 1997 года у меня на УЗИ обнаружили рак почки, мочевого пузыря, предстательной железы. При повторном осмотре все подтвердилось. Когда рак был обнаружен в первый раз, я исповедался и горячо молился царственным мученикам. Потом мне привезли икону «Всецарица» и акафист, и я также молился Ей от всего сердца; также заказывал обедни, сорокоусты, молебны. На третьем осмотре, в клинике Москвы, после УЗИ мне сказали, что рака нет». Рассказ Г. Г. Барнатной из США: «В 1994 году заболел мой сын Алексей. Врачи определили рак желудка. Предстояла операция. Оставалась надежда лишь на милость Божию. В канун последних анализов и предстоящей операции я горячо молилась, как может молиться мать о единственном сыне. Особенно я просила царственных мучеников, царевича Алексия — тезку моего сына даже по отчеству! Молитва очень утешила мою душу. Я спокойно уснула, и увидела необыкновенный сон. По улице, сопровождаемые парадом, шли царственные мученики — царь Николай и царевич Алексий, в военных шинелях и фуражках (такими я их видела на фотографиях). Поравнявшись с моим окном, из которого я наблюдала это чудесное видение, царь и царевич посмотрели на меня и, по-военному приложив руку к козырьку, меня приветствовали! Я очень смутилась, стараясь укрыться за занавеской. Потом я услышала шум в своей квартире: кто-то накрывал на стол, готовились к обеду, потом я услышала, что в моей спальне приводят в порядок киот с иконами. Я проснулась в слезах. Удивительно, что кроме государя и царевича я не видела никого из присутствующих. Утром мне позвонил сын и сказал, что врачи ничего не нашли… сын здоров! Об этом чуде я рассказала нашему батюшке, о. Виктору Потапову. Был отслужен благодарственный молебен царственным мученикам перед их святым образом».

http://moral.ru/znacenie-kanonisatii/

– Сочинитель заключает свой любопытный разсказ словами: «И что видели своима очима и что слышахом от своея о Христе братии сия п написахом». Наконец здесь не можем пропустить, что Грановитая палата была свидетельницею отречения от престола Царевича Алексия Петровича в 1718 году. Привезенный в Москву из Неаполя, куда скрыл было его свояк, Австрийский Император Карл несчастный Алексий приведен был под крепким караулом, как преступник, в грановитую палату, где, по Царскому приказу, собрались знатнейшие Князья и Бояре. Туда же явился и Царь, судия своего сына; он велел снять с него шпагу. Царевич, припадши к ногам его, просил о помиловании и о даровании живота. Петр сказал ему: «Будет тебе и то и другое, лишь ты, как изъявил себя в писании к наследству недостойна, отрекись пред всеми от престола!» Когда Алексей отвечал,ему, поклонясь до земли: «исполню твою волю Государскую»: тогда велено было Шафирову читать это отречение, а Царевичу пред крестом и Евангелием, лежавшими на столе, подняв персты, повторять следующее клятвенное обещание: «Я, раб Божий и старший сын его Величества Петра Алексеевича, Царя и Самодержца всероссийскаго, недостойный Царевич Алексей, обявляю перед святым Евангелием и Животворящим крестом, яко перед самим Богом, что за содеянную перед Его и Величеством, Государем Царем и отцем моим винность отрешен я и лишен наследства Российскаго престола на все будущее время живота моего; каковое отрешение признаваю я по истине справедливым по причине самовольнаго моего тяжкаго преступления и великаго недостоинства. Того ради обещаюсь и клянусь всемогущим Богом в Троице, яко вьшним судиею и его пречистою Материю, приснодевою Мариею и всеми Святыми, что долженствую я той отца моего и Государя высокой воле в совершенном повиновении быть и никогда того наследства не добывать, ниже домогаться, или какими либо способами искать и ни под коим видом онаго не принимать, хотя бы оное мне от зломышленных людей п предлагалось; а обязуюсь всегда признавать и почитать, как и ныне признаваю и почитаю, законным наследником Всероссийскаго Престола моего младшаго брата, Его Величества Царя другаго сына, от втораго, Богом благословеннаго брака рожденнаго, Царевича Петра Петровича. Чего в заключение цалую Св. Евангелие и Животворящий крест Спасителя моего, а под сим своеручно подписуюсь». Успенский Протопоп Василий Ясенин и Канцлер Шафиров заручили также сие клятвенное обещание, а Петр приписал: «Сию клятву дал по нашей точной воле, по своему же признанию о недостоивстве к наследству сын наш Алексей. Ее хранить тщательно; списки же с нея разослать повсюду и в церквах прочитать ко уведению всех верных наших подданных». см. Описание Успенского собора в т.стр.51, П. М. Д. и Отечественныя записки, 1844 г. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Какой образ мог бы полнее выразить такое настроение, нежели образ юного царевича, воспитываемого в неограниченном доверии к лжи мира, тщательно оберегаемого от неприятных впечатлений, окружаемого сомкнутым кольцом иллюзии, который духовно прозревает, последовательно увидав калеку, слепца, дряхлого старика и узнав о смерти? Легко понять, что он оказался одинаково уместен в христианской легенде о юности Иоасафа и в буддийской легенде о юности Гаутамы Будды. Еще бы – в этом емком образе собрано чуть ли не все, что было общим у двух религий, в остальном столь мало схожих. Такой сюжет нетрудно в порядке гипотезы вообразить и на службе манихейской проповеди . Что касается христианской среды, то в ней, как известно, Иоасафу суждена была очень долгая жизнь. Его голос звучит и в русском фольклоре, ничуть не потеряв за века пронзительности своих интонаций: Как расплачется младый юноша Иосаф царевич, Перед пустынею стоя: «Любимая моя мати, Прекрасная пустыня! Ты приими меня, пустыня, Яко мати свое чадо…» Проречет мать пустыня Архангельским голосом: «У меня, у пустыни, Трудом потрудится; У меня, у пустыни, Постом попоститися; У меня, у пустыни, Терпя потерпети; У меня, у пустыни, Много нужды прияти; У меня, у пустыни, Негде тебе разгулятися». Проречет младый юноша Иосаф царевич: «Не стращай меня, пустыня, Превеликими страстями; Того я и хочу, Того душа моя желает…» У Иоасафа немало собратьев среди самых излюбленных персонажей литературы тех времен, и собратья эти, как и он сам, были любимы за подвиг безоглядного ухода, безоговорочного отречения. Сама тяжесть отречения вызывала восторг, питавшийся слезами, упивавшийся ими. В начале V в. в Сирии появляется история о некоем «человеке Божием из Рима» – по–видимому, из Нового Рима, т. е. Константинополя, хотя позднее дом его родителей был отыскан на Авентине, высоко над Тибром. В ранних вариантах легенды он носит имя Йоханан (Иоанн); затем он все чаще именуется Алексий Человек Божий и под этим именем становится известен литературам и фольклору чуть ли не всех стран христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

По мнению Тения высота представляла ограждение, огороженную площадь, священную ограду 844 . Этот то культ высот и был положительным идолопоклонством у язычников всех времен. Понятно, что христианские подвижники не могли быть равнодушными зрителями такого языческого культа и не могли допускать дальнейшего его существования. И вот в лице св. столпников они занимают сначала, в глазах язычников высоты гор и ущелья, а затем устраивают столпы, напоминавшие собою языческие священные ограды и жертвенники, чтобы ниспровергнуть культ идолопоклонства в самом его центре и заменить его христианским богопочтением. Это подтверждается и рассказами из житий св. столпников, поселявшихся часто в идольских капищах. Так, св. Алипий поселился именно в идольском капище и построил потом на его месте церковь в честь св. мученицы Евфимии 845 . Св. Даниил тоже имел сначала пребывание в пустом идольском храме в Филимпоре, а потом воздвиг здесь столп 846 . Поселяясь на горах 847 , св. подвижники делали их местом служения истинному Богу, подобно тому, как в ветхом завете высоты, где совершались жертвоприношения в честь языческих богов, заменялись служением Иегове. Но кроме этой главной причины столпостояния св. подвижников там, где раньше было служение идолам, имеются еще и другие основания к отступлению св. столпников от обыкновенной подвижнической жизни, которые определяются личными соображениями подвижников, а именно: стремление к безмолвию, желание противоборствовать свободно диавольским козням, жажда смирения и и умерщвления плоти, а главное достижение богоуподобления путем аскетического созерцания. Но об этом подробно поговорим ниже, теперь же не лишне высказать вот какое соображение относительно «столпничества». Говорят, что психологических оснований к столпостоянию не имеется 848 , и мы не можем знать того, почему некоторые св. подвижники спасались на столпах. Конечно, в житиях святых столпников не говорится определенно, что по такой-то причине святой взошел на столп, хотя указывается, что желание «безмолвнейшего» жития побуждало их удаляться от общества и сооружать себе столпы 849 , но можно находить в восшествии на столп подвижников и более глубокий смысл. Из истории известно, что заключение на столпы или в столпы служило некогда наказанием. Так, заключен был на столп царевич Иоасаф; царевич Камаральзаман, не желавший жениться по воле своего отца, был тоже заключен на столп 850 ; св. мученицы: Варвара († 306 г.), Ирина 851 при императоре Траяне и Христина († 300) при Диоклетиане, тоже были заключены на столп 852 . Можно предположить, что св. столпники знали о фактах заключения в виде наказания на столпы некоторых святых; но даже если им и неизвестны были эти случаи, то по крайней мере они знакомы были с существовавшим тогда обычаем заключения преступников в башни за известные провинности.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

653. Сборник богослужебный , в восьмушку, 349 лл., полууставом разных почерков XVIII в., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 17–34, 42, 43, 54–58, 209, 211. Состав: 1) месяцеслов без тропарей и кондаков (1–58). Из памятей русских святых, отмеченных в современном нам Церковном Уставе, в святцах рукописи не показаны следующия: сентябрь 7 – Иоанн архиепископ Новгородский; сентября 9 – Иосиф Волоцкий ; сентября 19 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; сентября 21 – Димитрий Ростовский ; сентября 30 – Михаил Киевский митрополит; ноября 24 – Меркурий Смоленский; декабря 7 и мая 27 – Нил Столобенский, января 9 и июля 3 – Филипп митрополит; января 28 – Феодосий Тотемский; февраля 4 – великий князь Георгий; февраля 4 – Кирилл Новоезерский; мая 19 – Корнилий Комельский; июня 5 – великий князь Феодор Ярославич; июня 15 – Иона митрополит Мооковский; июля 10 – Антоний Печерский. В святцах нашей рукописи отмечены следующия памяти русских святых, которых нет в совремеяном нам Церковном Уставе: октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор, князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрополит Киевский; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 30 – Никита епископ Новгородский; мая 2 и июля 24 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 27 – святители: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий царевич («святый великомученик благородный»); июня 16 – Нифонг епископ Новгородский; июня 29 – Петр царевич Ростовский; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский. Из славянских святых в святцах рукописи поименованы следующие: октября 19 – Иоанн Рыльский; октября 21 – Илларион епископ Меглинский; октября 28 – Арсений архиепископ Сербский; января 14 – Савва Сербский ; февраля 13 – Симеон Сербский, мироточец; февраля 14 – Кирилл епископ Катанский, «учитель словеном и болгаром»; апреля 1 – Аврамий, новый мученик Болгарский; мая 26 – Георгий новый в Средце болгарском, пострадавший от турок в 1514 году; июня 2 – Иоанн Сочавский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Великий Господин, святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, о Дусе с сынове своими, с преосвященными Митрополиты и Архиепископы, и Епископы и со всем Собором, по данной им от Бога благодати, не терпя Святыя Божия Церкви в поругании, православных христиан в погублении, яко истинные пастыри с словеснаго Христова стада и блюстители закона Его, того вора Стеньку и единомысленников его, яко пагубнаго волка от стада Христова и от Святыя Церкви, яко гнилым уд от телесе отсекоша, яко пращею, словом уст своих, яко едиными усты соборие того и единомысленников его прокляша, и от Церкви отпаша, чего они сами воехотеша... Марта в 12 день соборне того вора проклята, и Апреля в 14 день, волею праведною Его владычцею, на Дону (связан ужем железным от Донских Козаков, которые обратились от злоб своих, и по своему челобитью и прошению получили от Господа Бога милость, и от Него Великаго Государя отпущение вин их» (Полн. собр. законов. Т. 1, 503, стр. 862 и далее; см. Дополн. к Актам истор. Т. VI, стр. 71). 223 В чинах: Московском Соборном, Вологодском, Псковском нет слов: «всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу». 229 Вот ото письмо: «Честнейший отче! Понеже паче всякаго чаяния, Мазепа вторый Июда правом и образом, паче же действом явился и, оставя православие, к еретикам Шведам ушел, обмана три персоны старшин же (о чем пространнее вам донесет господин Гагарин) и, вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка Шведы в одной церкви лошадей поставили); о чем сей народ от сего Июды проклятаго зело утесненный, всегда плакал (чего мы не ведали доселе), а наипаче ныне, того ради извольте онаго за такое сво дело публично в соборной церкви проклятию предать. Piter. Из лагеру от Десна реки в 31 день Октомврия 1708» (Описание документов и дел архива Св. Синода. Т. I, прилож. стр. 111). 230 В именном указе о предании анафеме за измену малороссийского гетмана Мазепу сказано: «Благоволением Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Петра Алексиевича, сын Его Государев, Благородный Государь, Царевич и Великий Князь Алексий Петрович изволил из Преображенского приитить к Москве, и был в Ближней Канцелярии; а при Нем Государе Царевиче были Министры, и слушали настоящих из приказов докладных дел, а из той Канцелярии изволил Он Благородный Государь Царевич после литургии приитить в Соборную и Апостольскую Церьковь Успения Пресвятыя Богородицы, и слушав молебнаго, о победе неприятеля Свейскаго Короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали Преосвященный Стефан, Митрополит Рязанский и Муромский, с прочими Митрополиты и Архиепископы и со Освященным Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В истории нашей Церкви есть целый сонм чистых отроков — царевич Димитрий, Артемий Веркольский, царевич Алексий, Иаков Боровичский. Казалось бы, в чем святость этих детей? А вот именно про них Христос сказал: у них учитесь, их есть Царствие Небесное. Читайте также: Святые царственные мученики Последние дни Романовых Из царского фотоальбома… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 августа, 2019 26 января, 2019 17 августа, 2018 20 июля, 2018 18 июля, 2018 17 июля, 2018 17 июля, 2018 16 июля, 2018 4 июля, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/pamyat-carskoj-semi-pl...

Такое же непонимание со стороны людей, чуждых православному духу, характеризует и отношение к государю Николаю II. Не будем здесь вспоминать о всей той грязи, которая была вылита на него и его семью. Народ почитал и почитает царя-мученика святым. Патриарх Иов написал замечательную " Повесть о честном житии царя Федора Иоанновича " . Патриарх Тихон отозвался на убийство царской семьи проповедью, в которой обличил и назвал истинных убийц. При обоих патриархах произошли такие судьбоносные для России события как конец великих династий. Во дни патриарха Иова умер царь Федор Иоаннович, последний Рюрикович из дома Калиты. При патриархе Тихоне оборвалась династия Романовых. При обоих патриархах произошло важнейшее для нравственной жизни всего народа событие - убийство невинного царевича-отрока. 15 мая 1591 года в Угличе был зарезан царевич Димитрий. В ночь на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге был убит царевич Алексий. Оба патриарха пережили взятие Москвы и хозяйничанье в Кремле бесчинных захватчиков. Патриарх Тихон был избран на престол под грохот артиллерийского обстрела Кремля. При патриархе Иове московская святыня была поругана поляками и Лжедмитрием. Церковные смуты также отягчили служение и того и другого патриарха. Оба были объявлены низложенными, и вместо них провозглашены новые главы Церкви. В 1606 году католики, насаждавшие унию на Руси, и архиереи, присягнувшие Лжедмитрию, возвели на патриарший престол лжепатриарха Игнатия. (Кстати, этот лжепатриарх после падения своего покровителя-лжецаря бежал из Москвы и окончательно принял унию). Патриарха Иова били и позорили в Успенском соборе, срывали с него святительские одежды, но, несмотря на угрозы, он отказался принести присягу самозванцу. Патриарх снял с себя панагию и положил ее к образу Владимирской Божией Матери со словами: " Владычице Богородице! Здесь возложена на меня панагия святительская, с нею исправлял я слово Сына Твоего и Бога нашего и восемнадцать лет хранил целостность веры. Ныне, ради грехов наших, как вижу, бедствует царство, обман и ересь торжествуют. Спаси и утверди Православие молитвами к Сыну Твоему " . Во дни патриарха Тихона Церковь потряс обновленческий раскол. Как и 300 лет назад, многие епископы отпали от Церкви и обрушились с неистовой яростью и клеветой на патриарха. Сохранились статьи и проповеди обновленческих архиереев. Вот что писал епископ Антонин (архиерей еще дореволюционного постановления) в газете " Известия " 17 февраля 1924 года: " Тихон - большое поповское чучело, набитое магизмом, рутиной, колдовством, ремеслом и червонцами. Он печет каждую службу архиерейские чучела поменьше, которые надевают парчовые халаты, золотые горшки, грамофонят, вертятся, машут руками... " . Дальше следует хула на таинство евхаристии...

http://pravoslavie.ru/5308.html

Виссарион (Дадиани), епископ бывший епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии с 06.06.1898 04.08.1900 Викарии Имеретинской епархии Мингрельский (Чкондидский) епископ Кафедра в Мартвили (Чкондии) Имена Сведения Виссарион (Дадиани), епископ рукоположен с 29.12.1874 по 12.06.1885 уволен, с 01.03.1886 епископ Алавердский, викарий Грузин Алаской епархии; 04.08.1900 Сведения Виссарион (Дадиани), митрополит Мингрельская С 23 июня 1829 года Кафедра в Мартвили Имена Сведения Давид (Церетели), митрополит бывший митрополит без кафедры (Никоцминдский) с 23.06.1829 по 09.06.1834 на покое, с 07.08.1843 митрополит Имеретинский Георгий (Кухулашвили), епископ рукоположен с 19.05.1835 02.04.1842 Антоний (Дадиани, кн.), епископ рукоположен с 14.02.1843 09.12.1852 Захария (Дгебуадзе, кн.), епископ рукоположен с 08.09.1853 05.03.1854 Феофан (Габуния), епископ рукоположен с 08.09.1854 01.06.1859 Геронтий (Папиташвили), епископ бывший епископ Абхазский с 16.11.1859 по 19.05.1862 епископ Горийский, викарий Карталинской епархии Виссарион (Чичуа, кн.), епископ рукоположен с 01.01.1863 15.12.1864 (15.01.1865) Тарасий (Елиава Тариел), епископ рукоположен 30.08.1865 с 1852 по 1864 год управлял епархией в разные периоды примерно по полгода 4 раза; 04.01.1874 С 16 мая 1874 года по 12 июля 1885 года Мингрельские епископы находились в подчинении Имеретинскому архиерею Виссарион (Дадиани), епископ рукоположен с 29.12.1874/12.01.1875 по 01.03.1886 епископ Алавердский, викарий Грузинской епархии; 04.08.1900 12 июня 1885 года епархия соединена с Гурийской и стала называться Гурийско-Мингрельская. Мцхетско-Карталинская 44 Карталинская и Кахетинская митрополия (Католикосы-патриархи Восточной Грузии) Имена Сведения Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский), митрополит Кутаисский рукоположен католикос-патриарх Восточной Грузии с 1744 по 16.12.1755 отстранён от управления, с 1757 – архиепископ Владимирский Антоний I (Багратиони, царевич Карталинский) католикос-патриарх Восточной Грузии бывший архиепископ Владимирский (повторно)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но покровительство Короля Яна не доставило, по смерти Иосифа, митрополии Киевской Архиепископу Львовскому, и самая его измена православию не принесла ему личной выгоды: униаты уже имели в Полоцке собственного Митрополита Киприана. Столь же неуспешны были происки другого соперника Антония Винницкого; Лазарь, Архиепископ Чернигова, пастырь опытный и добродетельный, продолжал заниматься делами Киевской иерархии, вместе с ученым архимандритом Печерским Иннокентием Гизелем, до избрания нового Митрополита. В то время, когда гетман Дорошенко, домогаясь совершенной независимости, от России и Польши, еще держался в Чигирине с Митрополитом Иосифом, и все усилия Царя обращены были на Украину, явился другой возмутитель казаков, совсем иного духа и характера, Стенька Разин. Собрав шайку удальцов, он свирепствовал с нею по Волге, Уралу и берегам Каспийского моря, взял Саратов, Астрахань и умертвил там воеводу и Митрополита Иосифа. Число приверженцев его возросло при ложной вести, им рассеянной, будто бы Царевич Алексий, недавно умерший, жив и находится в его стане вместе с Патриархом Никоном , избавленным им из заточения. Неудачная осада Симбирска поколебала счастье Разина, атаман Донских войск довершил начатое воеводами царскими, схватил самого мятежника и представил на казнь в Москву. Это было последнее, сильное потрясение державы Алексия Михайловича; в остальные годы его правления, дела внешние и внутренние, начинали мало-помалу приходить в устройство. Кроме походов Украинских против Дорошенки и набегов Крымских, Царь находился в мире с прочими соседями и отправлял посольства свои во все Европейские государства, даже в Китай, для распределения восточных, непрестанно расширявшихся, пределов наших. Мирна была Швеция: Польша, враждебная столько лет, ослабела в царствование Яна Казимира, который испытал более бедствий, нежели кто-либо из его предместников; последний из дома Вазы, оставляя добровольно корону, он предвидел будущее разделение своей державы между Россиею, Австриею и Пруссией. Преемник его, Михаил Вишневецкий, уже искал союза с Москвою, уступив ей навсегда Киев, а перемирие Андрусовское обратилось в мир при славном победителе Турок, Короле Яне Собесском, который избран был после Михаила, хотя в числе искателей престола Польского находился Царевич Феодор Алексеевич. Но Феодору готовился другой, более прочный престол Московский, и славный преемник в новорожденном брате: – Царь Алексей Михайлович, по кончине первой супруги Марии, сочетался браком с воспитанницею боярина Матвеева, Наталиею, из рода Нарышкиных, и благословенным плодом сего брака был великий Петр. Его исполинскому гению предстояло довершить начатое отцом устроение царства, и велика была радость о его рождении для всей России, как бы предчувствовавшей кто ей родился! 8. Питирим

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010