Икона собора Зосимовских преподобных. Москва. Около 2002 г. Зосимова пустынь В народной памяти осталось свидетельство молитвенной связи старца Алексия с преподобным Сергием Радонежским . “В начале войны, - вспоминал С. И. Фудель , - немцы были недалеко от Загорска (так при советской власти назывался Сергиев Посад). После ночной смены на заводе одна жительница этого города шла домой. Это был как раз день преподобного Сергия. Солнце только поднималось, освещая траву, цветы. Но ни цветы, ни солнце не замечались от великого страха перед приближением фронта: в доме у этой женщины были маленькие дети. И вот встречает ее незнакомая женщина, они идут вместе, и незнакомая ей говорит: “Ничего не бойтесь. Мы под защитой преподобного. Он сказал, что “град его будет во веки цел”. А чтобы вам это было понятно, я расскажу. В 20-х годах здесь жил Зосимовский старец отец Алексий. Здесь он и умер в конце 20-х годов. Когда начали открывать мощи, старец очень страдал об этом и много молился, недоумевая - почему Господь попускает такому делу? Однажды вечером, когда он стал на молитву, рядом с ним встал преподобный и сказал: «Молись три дня и постись, и после этого я покажу тебе то, что нужно». В следующие два дня, когда отец Алексий вставал на молитву, снова вставал с ним рядом преподобный Сергий. Отец Алексий в эти дни питался просфорой. На третий день преподобный сказал: “Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело свое, дабы град мой во веки был цел”. И тогда, - добавила рассказчица, - думали, что это о сыпном тифе, который в те годы свирепствовал, а вот теперь поняли, о чем он говорил”. Молитвословия Тропарь, глас 5 Яко звезда путеводная, утешитель Российский явился еси в годину лютых испытаний, затворниче предивный, огнем бо веры распаляем, Божественныя Любве достигл еси, восприяв от благодати Духа Святаго стадо православное. Просиявший Духом Пребожественным, избирая Патриарха Российскаго, Святителя великаго, преподобне отче Алексие, моли Пресвятую Троицу за Землю Русскую и спасение душ наших. Кондак, глас 3 Благочестиваго корене жезл святый, от юности живот свой на служение Богу предал еси, в пустынь же Зосимову вселився, Любовию Христовою уязвленный, стяжал сию добродетель яко вышшую вечную, и верным благодати источник неоскудный показался еси, милости всем изливая и немощныя врачуя. Преподобне старче Алексие, моли всещедраго Бога даровати нам мир и велию милость. Награды Сочинения Литература Использованные материалы Редакция текста от: 04.06.2022 21:17:34 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2992.html

   Кроме дара старчества, у отца Алексия много замечательных свойств души: так, он человек долга, аккуратно и старательно всегда проходивший послушания и обязанности. Весь порядок его жизни точно определяется предписаниями лаврского начальства, нарушить которые он считал для себя невозможным.    Обычным заявлением старца духовным чадам, вымогавшим у него что-либо, было: «Это мне инструкцией не дозволено». Или вот другой разительный пример той же исполнительности.    В 1917 году он присутствовал в Москве на Поместном Соборе. Были октябрьские дни; на улицах происходили перестрелки. Мирные жители сидели тогда дома. Но вот отец Алексий собирается из Чудова монастыря в Епархиальный дом на очередное заседание.    Когда мы убеждали его не ходить, он говорил нам: «А что мне скажут святые отцы? И схимник не пришел, убоялся смерти. Мне стыдно будет получать дневное содержание, положенное членам Собора». И отец Алексий идет, но его осыпают пулями, так что он вынуждается вернуться домой. Помню — все мы тогда возблагодарили Бога, чудесно сохранившего жизнь нашего старца.    Не менее выдающейся чертой духовного облика отца Алексия является любовь, обнаруживающаяся, как мы уже заметили, в сильном желании спасения ближним. То же чувство заставляет его усердно молиться за духовных чад. К литургии он выходит за час и более до начала, чтобы помянуть всех знаемых и вынуть за них частицы из просфоры.    Любовь старец ставит выше поста и молитвы.    Один послушник спрашивал его: «Батюшка, как мне быть? Я живу в келии с братом. Ночью мне иногда хочется помолиться, но, как ни стараюсь делать это тихо, тот просыпается, и я, таким образом, тревожу его. Продолжать ли мне свое правило или лучше не нарушать сон сокелейника?»    «Советую тебе, — говорит старец, — не беспокоить брата, ибо любовь выше всего».    Отец Алексий способен на самопожертвование. Как-то раз заболел тифом его преданный и любимый духовный сын, арх.С.И. Что же? Старец молился так: «Если болезнь отца С. к смерти, то благослови, Господи, мне за него умереть, а он пусть еще на земле славит святое имя Твое...»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наступали предреволюционные годы. Количество паломников в Зосимову пустынь увеличилось настолько, что на исповедь к старцу Алексию можно было попасть только по специальным билетам, которые распределял отец Иннокентий. Позже, по состоянию здоровья, старец Алексий ушел в затвор. Он покинул свою келию и поселился на втором этаже братского корпуса, пристроенного к Святым вратам с восточной стороны. В тот же домик перевели на жительство преемника отца Алексия по духовному окормлению братии обители – иеромонаха Иннокентия. Такая перемена поначалу огорчила многих чад старца Алексия. В одном из писем от 27 июля 1916 года схимонах Зосимовой пустыни Симон (Кожухов) признается: «...Я никак не ожидал, что уход отца Алексия в полный затвор доставит мне, лишившемуся общения со старцем, столько страдания. Не могу я свыкнуться с тем, что за ширмой, за которой принимал отец Алексий, теперь принимает, в качестве его заместителя, отец Иннокентий» 30 . Но вскоре об иеромонахе Иннокентии заговорили как о мудром пастыре и духовнике. Со всей России к нему писали или приезжали спросить совета и получить благословение. Батюшка всех принимал с любовью, утешал, а сам продолжал ежедневно ходить к своему духовнику, отцу Герману, на откровение помыслов. С ним он советовался по каждой вверившейся ему душе, поверял себя, чтобы не ошибиться. И окормляемые, чувствуя живое участие в их судьбе, доверялись молодому наставнику. В одном из писем 1918 года старец Алексий Зосимовский , в ответ на опасения бывшей своей подопечной, некоей Анны Ивановны, так отозвался об отце Иннокентии: «Он хороший монах, смиренный, рассудительный, и умеет себя держать в вашем круге. По-моему, он для вас подходящий руководитель». Билет на исповедь к старцу Алексию После смерти иеросхимонаха Алексия в 1928 году, отец Иннокентий одним из первых приехал к его гробу и участвовал в отпевании и похоронах старца 31 . 21 сентября в Сергиеве. Исполняя благословение старца, иеросхимонах Иннокентий остался под омофором заместителя Патриаршего местоблюстителя – митрополита Сергия (Страгородского) 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Тихон, митрополит Московский. Словно искра пробежала по молящимся. Раздался возглас митрополита: «Аксиос!», который потонул в единодушном «Аксиос!.. Аксиос!..» 17 духовенства и народа… В связи с развернувшимися в Москве событиями жить в Кремле стало невозможно, и отец Алексий 10 ноября переехал к своему сыну в Докучаев переулок. С некоторыми перерывами старец принимал участие в работе Собора почти до самой Пасхи 1918 года, но незадолго до того, по немощи, был освобожден от посещений и вернулся в Зосимову пустынь. В начале 1918 года Патриарх Тихон обнародовал Послание об анафематствовании творящих беззакония «гонителей веры и Церкви Православной. Горькие слова Предстоятеля были полностью созвучны тому, что чувствовал старец Алексий по возвращении из Москвы. К тому же он переживал и личное горе: был убит митрополит Киевский Владимир, который, будучи в течение четырнадцати лет митрополитом Московским, покровительствовал Зосимовой пустыни, часто посещал ее и был связан узами дружбы со старцем. Жизнь в тихой обители под мудрым управлением игумена Германа шла пока по-прежнему: согласно уставу совершались богослужения, усерднее, чем прежде, монахи трудились на покосе и в поле. Паломников было мало. В первое время после возвращения отца Алексия их не было вообще, но потом, с разрешения Патриарха Тихона, стали приезжать духовные дети на исповедь или беседу к старцу. Его здоровье улучшилось, но беспокойство и тяжелые предчувствия не оставляли человеколюбивого батюшку. Получая все новые сведения о продолжающихся расправах над выдающимися представителями Церкви, старец Алексий понял, что настали новые тяжкие времена гонений, что появятся новые мученики. Однако и в этих условиях он проявлял примеры великого смирения. «Не нахожу никакого греха в молитве за властей. Давно нужно было молиться за них и усугубить свои молитвы. Только благодать молитвы может разрушить ту стену вражды и ненависти, которая встала между Церковью и советской властью. Молитесь, – может быть, благодать молитвы пробьет эту стену».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рейтинг: 10 Голосов: 328 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Постановление на арест//Дело 7 Управления НКВД по Московской области по обвинению Беневоленского Николая Владимировича по ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР (из личного архива автора). – Здесь и далее в цитируемых документах сохранены их стиль и орфография. Обвинительное заключение по делу 7 по обвинению Беневоленского Николая Владимировича по ст. 58 п. 10 ч. I и II УК РСФСР (из личного архива автора). Меморандум на Беневоленского Николая Владимировича, 1877 г.р., урож. г. Москвы, по агентурному делу «Сибирские». 1 апреля 1939 г. Л. 1 (из личного архива автора). Материалы допроса//Дело 7 Управления НКВД по Московской области по обвинению Беневоленского Николая Владимировича по ст. 58 п. 10 ч. I УК РСФСР (из личного архива автора). Четверухин Илия, протоиерей; Четверухина Евгения. Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2003. С. 16. Четверухин Илия, протоиерей; Четверухина Евгения. Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 27. Товия, архимандрит. Дополнения к Временным правилам для безмолвнической жизни духовника пустыни иеромонаха Алексия//Четверухин Илия, протоиерей; Четверухина Евгения. Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. С. 269. См.: Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1992–2002. скрыть способы оплаты Комментарии серафим 2 октября 2018, 21:37 Преподобне отче наш старче Алексие, моли Бога о нас будем же подражать святому старцу Алексию Зосимовскому в его подвигах и всех добродетелях доброго Батюшки Лёши Аминь галина ивановна 31 января 2011, 17:29 Спасибо за такие поучительные статьи. Священничество знало, что они должны пройти гонения, скитания. Святые отцы об этом времени предсказывали, что будет гонение на Святую Церковь. И Вера благодаря таких батюшек жила даже в не храме.А в душах верующих возрастала и укреплялась сильней. Люди понимали, раз изгоняют, ЗНАЧИТ бояться этой Веры. И на удивления всех, хоть и подпольно она разгоралась и разносила плямя и люди тайно с усердием молились за своих гонителей, чтобы бог просветил им мозги.Молились в своих подпольях. на квартирах, на поле, благодарили Бога за ЧУДНУЮ веру. И партийцы видя такое сопротивление сами тайно становились верующими. И никогда сатана не успокоится видя такую СИЛУ ДОБРА. Но Бог не бывает поруганным. Спасибо всем богоборцам, мученикам за ИСТИННУЮ ВЕРУ, которую они пронесли. Мы, не должны бояться с нами Бог! Удачи и крепости Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/44073.html

Москва, 4 октября 1993 года. 1 –О нем см. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. Приложение 2. Краткие биографические сведения о наиболее известных православных епископах, мучениках и исповедниках и о других церковно-политических деятелях, упоминаемых в сборнике. М., 1994, с. 847, стб. 2. 2 –Об о. Германе и Зосимовой пустыни см. Епископ Арсений (Жадановский). Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Епископ Арсений (Жада­новский). Воспоминания. М., 1995, сс. 66–96; Митрополит Вениамин (Федченков). Божии люди. М., 1991, сс. 44–52; Светозарский А. Послесловие//Заветы о молитвенном делании Смоленской Зосимовой пустыни схиигумена Германа. Благословение монашествующим и всем ревнующим о благочестии. М., 1995; Свято-Смоленская Зосимова Пустынь. История и Возрождение. Б. м., 1994. 3 –О нем см. О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой Лавры, отца иеросхимонаха Александра. М., 1908. 4 Напомним, что именно старец иеросхимонах Алексий вынул жребий Святителя Тихона при избрании того Патриархом на Поместном Соборе 1917–1918 гг. О нем см. Епископ Арсений (Жадановский). Зосимовский старец иеросхимонах Алексий//Епископ Арсений (Жадановский). Воспоминания, сс. 97–103; Митрополит Вениамин (Федченков). Божии люди, с. 50; Старец Алексий и Зосимова пустынь//К свету. СПб., 1994, 14. 5 Непосредственно в Высоко-Петровском монастыре братия оставалась до 1929 г., когда монастырь был закрыт. После этого отцы перебрались в храм преп. Сергия на Большой Дмитровке (ныне не существует), где находились до 1933 г. Последним пристанищем братии, владыки Варфоломея и схиархимандрита Игнатия стал храм Рождества Богородицы в Путинках. В 1935 г. владыка, старец Игнатий и большинство братии были арестованы. Владыку Варфоломея вскоре расстреляли, о. Игнатий умер в заключении, остальные также приняли мученические и исповеднические венцы. 6 Датюк Т. Московский Высоко-Петровский монастырь. Историко-археологи­ческая справка//Путь Православия. 1993, 1 сс. 12–18.

http://pravmir.ru/vysoko-petrovskij-mona...

После того как сын отца Федора Михаил окончил Московское техническое училище и женился, путь в монастырь для отца Феодора был открыт. В 1898 году он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь, где был пострижен в иеромонаха с именем Алексий, в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Отца Алексея полюбили в монастыре за смирение и кротость. Ко всем приходящим к нему он относился с любовью и состраданием. Владыка Арсений (Жадановский) вспоминал: «Да, участие отца Алексия к обращающимся за советом к нему поразительное. Он не может отпустить человека, пока тот не успокоится и не выскажет всего, накопившегося в душе. Стремление непременно ублаготворить пришедшего часто порождает в нем беспокойство: ему вдруг покажется, будто вопрошавший остался недовольным и неумиротворенным — тогда старец начинает мучиться и молиться, дабы слова его не послужили во вред. Так сильно у отца Алексия желание спасения другим». Любовь старец ставил выше поста и молитвы. С 1908 по 1916 год старец пребывал в полузатворе, но продолжал принимать людей. К нему приезжали архиереи и государственные деятели, священнослужители и монахи, военные и врачи, чиновники и учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. В 1916 году игумен Герман дал свое благословение на полный затвор старца Алексия, но уже через год ему пришлось прервать свое духовное уединение. 15 июля 1917 года в Троице-Сергиевой лавре открылся предсоборный монашеский съезд. По личной просьбе святителя Тихона старец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Всероссийского Поместного Собора. В конце октября 1917 года, было решено безотлагательно восстановить на Руси патриаршество. Избрание патриарха должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. В 1919 году старец решил увеличить свой молитвенный подвиг и принял схиму. Имя у отца Алексия осталось прежним, но день ангела стал праздноваться не 12 февраля, а 17 марта — в честь святого праведного Алексия, человека Божия.

http://pravoslavie.ru/91756.html

Один почтенный протоиерей, бывший тогда в Зосимовой пустыни, передает впечатление, какое он получил при первых ударах колокола, извещавшего о смерти отца Германа: Я в то время шел по дороге, ведущей от монастырской гостиницы к собору. Навстречу мне попался инок отец Дионисий, который, взявшись обеими руками за голову, бежал к келии старца. С плачем объявил он мне, какое несчастье сейчас стряслось над нами: батюшка игумен умер... Скоро вся братия собралась к почившему. Трогательными были первые минуты... Иноки, окружив одр отошедшего ко Господу наставника и отца, приносили ему со слезами, как живому, покаяние. «Прости нас, – вопили они, – мы были к тебе невнимательны, не ценили твоих трудов и забот о нас, были нерадивы к послушанию». Первую панихиду над усопшим совершил старец отец Алексий, он же прочел канон на исход души. Три дня по кончине тело покойного пробыло в келии, где почти непрерывно над ним совершались панихиды. Близкие к почившему люди передают, что со смертью его в обители водворилось особенное спокойствие и тишина, чувствовалось всюду какое-то неописуемое безмолвие, которое распространялось как бы от гроба батюшки. Когда выносили тело старца, отец Алексий, оставив свое уединение, вышел дать последнее целование умершему наставнику. «От лица всей братии благодарю тебя, честный отче, – начал затворник, – за все доброе, что ты сделал для нас. Благодарю тебя за заботы и труды, поднятые для блага нашей обители... Верю, что своей жизнью ты обрел дерзновение у Господа и теперь идешь предстательствовать о нас пред престолом Божиим». Старец замолчал и, стоя неподвижно, провожал глазами удаляющийся гроб, потом немного погодя продолжал: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь , юже стяжал еси честною Твоею Кровию». Ты был столп и утверждение Церкви! Благодарю тебя за то, что ты всю жизнь свою стоял на страже Православия. Мир тебе! Гряди с миром», – так кончил отец Алексий и, благословив гроб, скрылся за дверью своей безмолвной келии. Покойного с пением обнесли вокруг собора и, отслужив литию перед деревянным корпусом, где некогда помещался батюшка, внесли в храм. Вечером архимандритом отцом К. 38 в сослужении с двумя игуменами, несколькими священниками и всеми местными иеромонахами была отслужена торжественная всенощная, а на следующее утро, в субботу 21 января, ими же была совершена заупокойная литургия. Отпевая почившего, Преосвященный Варфоломей 39 в кратком надгробном слове выразил свои чувства к отцу Герману, подчеркнул его значение как подвижника внутреннего делания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В XX веке совершилось отпадение множества людей от Церкви, но в то же время процвело много подвижников, молитвенников и благочестно живущих: пастыри Церкви Христовой, прозревая грядущие гонения, подвизались с особой ревностью и решимостью. Были Богом хранимые пастыри, которые так же, как и новомученики и исповедники Российские, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Любовь и духовное попечение таких пастырей о прихожанах зачастую были для тех единственной поддержкой в скорбях». В числе таких пастырей был назван и иеросхимонах Алексий (Соловьев ; 1846–1928) – старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. «Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости, – сказал далее владыка Ювеналий. – Именно через его руки совершился промысл Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с именем которого на выборах патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску единого на потребу ( Лк.10:42 )». Современная икона преподобного Алексия Зосимовского в одном из киотов Никольского придела Николо-Толмачевского храма Торжества по случаю прославления состоялись и в Зосимовой пустыни. Они были приурочены к 19 сентября/2 октября 2000 года. Всенощное бдение возглавил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Богослужение совершалось в Смоленском храме, где установлена рака со святыми мощами преподобного Алексия. Пели два хора – братский и солдатский. Всенощная закончилась в 2 часа ночи, а в 7 часов утра служили молебен Богородице, и вслед за ним – литургию. Многие паломники причащались. Затем начался крестный ход. Братия несли иконы, хоругви и ковчег со святыми мощами старца. Рака с мощами преподобных Алексия и Германа Зосимовских в Смоленском храме пустыни Рака с мощами новопрославленного местночтимого святого Зосимы Александровского в Смоленском храме пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Нынешний облик домового храма окончательно сформировался при митрополите Иннокентии (Вениаминове), который благословил строительство второго придела, освященного в честь Иверской иконы Божией Матери. Также при митр. Иннокентии к домовой церкви была пристроена колокольня и установлен купол. К концу XIX века завершается постройка и отделка некоторых зданий Подворья, формируется единый архитектурный ансамбль, но впереди было время нестроения и запустения. «Запомнил я слова митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон», - писал преподобный Амвросий Оптинский. Начало ноября 1917 г. Люди не знают, какая сила будет у власти, газетные новости противоречивы и тревожны, смятение и смута захлестнули страну. Но в это же время в Храме Христа Спасителя начинается новая история Церкви Русской: впервые со времени Петра I происходит избрание Патриарха. Этому событию посвящена фреска, расположенная по правую руку от входа в храм. Избрание Патриарха должно было решиться жребием, который поручили вынуть уважаемому всеми старцу-затворнику Зосимовой пустыни иеромонаху Алексию. Выбирали из трех кандидатов. «Перед началом богослужения митрополит Киевский Владимир в алтаре написал на пергаментах имена кандидатов на патриаршество и положил в специальный ковчежец. Во время литургии из Успенского собора была принесена чудотворная Владимирская икона Божией Матери... По окончании Божественной литургии из алтаря вышел старец Алексий. Встав перед чудотворной иконой, он стал усердно молиться, и изредка клал земные поклоны... Начался торжественный молебен... По окончании молебна митрополит Владимир подошел к аналою, взял ларец, благословил им народ, разорвал шнур, которым ларец был перевязан... Старец Алексий трижды перекрестился и, вынул из ларца записку... Митрополит Владимир прочел: " Тихон, митрополит Московский " . На фреске священномученик Владимир (Богоявленский) держит в руках развернутую записку, которую протянул ему преп. Алексий Зосимовский, за ним стоят в первом ряду архидиакон Константин (Розов) и митрополит Вениамин Петроградский и Гдовский, также присутствуют архимандрит Илларион (Троицкий) и иерей Сергий (Булгаков).

http://sobory.ru/article/?object=04014

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010