В 1841-1853 и с 1867 г. А. м. был резиденцией Острогожских епископов, викариев Воронежской епархии. В период упразднения Острогожского вик-ства в 1853-1867 гг. А. м. управлялся архимандритами - ректорами Воронежской ДС. Среди почитаемых настоятелей - архим. Никанор (1702-1706), возглавивший 4 дек. 1703 г. погребение свт. Митрофана Воронежского ; Амвросий (Келембет) (1793-1796), ректор ДС, позже архиеп. Тобольский; Мефодий (Орлов-Соколов) (1812-1826), ректор ДС, позже еп. Нижегородский; архим. Иннокентий (1829-1834), составитель жития свт. Митрофана Воронежского; Елпидифор (Бенедиктов) (1837-1848), еп. Острогожский, ректор ДС; архим. Иларион (Боголюбов) (1854-1861), автор описания А. м. Служение еп. Иосифа (Соколова), настоятельствовавшего в А. м. в 1897-1900 гг., отличалось активной благотворительностью. Во 2-й пол. XIX в. в А. м. под председательством викарного епископа работала епархиальная комиссия Православного миссионерского об-ва. В нач. XX в. к А. м. была приписана часовня на Староконной пл. Воронежа, построенная в 1893 г.; обители принадлежало 8 дес. земли с озером. Количество насельников не превышало 30 чел. В сер. 20-х гг. XX в. А. м., в к-ром служил и проповедовал архиеп. Петр (Зверев) , стал духовным центром Воронежа. Осенью 1926 г. архиеп. Петр и назначенный им настоятель мон-ря архим. Иннокентий (Беда) были арестованы. Последний архимандрит А. м. Тихон (Кречков) и настоятель монастырской церкви сщмч. Феодор Яковлев расстреляны. В янв. 1930 г. был запрещен ежедневный колокольный звон, летом 1931 г. закрыты храмы обители, снесено монастырское кладбище, святыни и имущество расхищены. Во время оккупации Воронежа нем. войсками (5 июля 1942-5 янв. 1943) часть зданий была разрушена, уцелевшие помещения заняты оставшимися без жилья горожанами, часть - отдана под мастерские, склады, конюшню. Позже территория обители была превращена в свалку. В 1970 г. сохранившиеся полуразрушенный Алексиевский и Сергиевский крестовый храмы и шатровую колокольню XVII в. передали Воронежскому краеведческому музею. В 80-х гг. колокольня была восстановлена областной реставрационной мастерской.

http://pravenc.ru/text/63812.html

По месту расположения на обрывистом правом берегу реки монастырь стал именоваться Алексиевский Акатов. Устроителем новой обители и ее первым настоятелем стал игумен Кирилл. 1674 г. построили каменную церковь во имя митр. Алексия. В начале XVIII в. архимандрит Никанор привез в Воронеж копию иконы Божией Матери «Троеручница», которая впоследствии прославилась чудесами. В 1746 – 1755 гг. над церковью надстроили 2-й этаж, где разместился храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Появился также придел во имя свв. Антония и Феодосия Печерских . В 1796 году двухэтажная церковь была разобрана почти до основания и за 2 года выстроена вновь. В 1812 году освятили новый храм свт. Алексия, на втором этаже храма в честь Воскресения Христова был завершен к 1819 году. Старый храм разобрали в 1879 году, сохранив колокольню 1674 года. Летом 1931 года монастырь был закрыт. Имущество было расхищено, бесследно пропал образ Божией Матери «Троеручница». Шли годы, монастырь разрушался. В 1989 году святую обитель возвратили епархии. За два года была восстановлена двухэтажная церковь и древняя колокольня. 4 ноября в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, Алексиевский-Акатов монастырь открылся как женская обитель. 55 Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский (1878–1929 гг.). Священномученик Петр (в миру Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника. В детстве Василий любил играть в церковную службу, а когда вместе с отцом торопился попасть к началу богослужения в приходской храм, услышав как звонарь, ударял три раза в колокол, считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему. В 1895 году Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 году Василий Константинович подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской Духовной академии –вскоре был принят в число студентов, через год пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. В 1902 году иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пребывающие же в том же Алексиевском Акатове монастыре и всякого чина люди да почитают его как отца и первоначальника и руководителя спасения их, и во всём ему да покоряются, как чада отцу, как ученики учителю, как овцы пастырю, без всякого прекословия и преслушания, как наставнику, имеющему попечения о душах их: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом. И да ведают, как непокоряющиеся и неправедно враждующие всуе на него, восприимут святой церкви по правилам святых отцов запрещение, от Императорского же Всепресветлейшего Величества жестокому и беспощадному подпадут наказанию, и Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и нашего Архиерейского лишены будут благословения. В свидетельство же и уверение, что он, Архимандрит Самсон, в тот Алексеевский Акатов монастырь благословением Божьим и Указом её Императорского Величества и покойного Преосвященного Феофилакта, Епископа Воронежского рукоположением произведён и нашим смирением благословен, даётся ему сия наша Архиерейская грамота, рукой нашей подписанная и печатью утверждённая в престольном нашем богоспасаемом граде Воронеже, в доме нашего смирения, в крестовой Палате, от сотворения Мира 7269, от воплощения Бога Слова 1761 года, месяца Ноября 1 дня». Подлинная грамота в книгу под 318 записана; у оной печать красного воска, да на обороте той грамоты подписано так: Божьей милостью Преосвященный Иоанникий, Архиерей Воронежский и Елецкий. Божьей милостью смиренный Тихон, Епископ Воронежский и Елецкий. До Штатов 1764 года Успенский и Акатов монастыри, каждый особые имели приписные к себе имения. Успенского монастыря вотчины были некоторые подгородные деревни, к Акатовской же пустыни приписана была в вотчину Белая Леса, бывшей, как в грамотах значится, ниже Шипова леса; после же от Успенского монастыря приписана к Акатовскому ещё за рекой Воронежем лежащая деревня Монастыршинка или Клеменьтьевка. Всего за монастырём было 130 душ крестьян; по учреждению же Духовных в 1764 году Штатов положен во 2 класс. Настоятели упоминаются в монастыре сем следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Место сие тогда было во владении Заозерских удельных Князей, Димитрия и Симеона Ярославских 5 , от которых он и пособие в созидании получил; наипаче Княгиня Мария, Димитриева Супруга, снабжала Преподобного милостыней. На сем месте преподобный Александр пребывал до кончины своей, а скончался в 6947/1459 году, Июня 9, от рождения 68 лет. По завещанию его там же учениками его построена ещё и другая тёплая Николаевская церковь . В 7027/1519 году, на память Преподобного Димитрия Солунского, весь этот монастырь и с церквами погорел; но паки выстроен с двумя же церквами – Успенской и Николаевской. В последней из оных находится и гробница Преподобного. Александро-Невский монастырь См. Александро-Невскую Лавру во 2 Части сей Истории. Александро-Свирский Троицкий монастырь См. Свирский Александровский. Александро-Шевенский монастырь См. Ошевенский Александровский. Алексеевский Акатов монастырь См. Акатов Алексеевский. Алексеевский Арзамасский монастырь См. Арзамасский Алексеевский. Алексеевский Московский монастырь 2 класса девичий. Состоит в столичном городе Москве, в так именуемом Белом городе за Пречистенскими воротами. В нём ЦЕРКВИ: 1) Преображения Господня СОБОРНАЯ с приделами: а) Алексия человека Божия, по которому и монастырь именуется Алексиевским; по свидетельству Летописца, служащего продолжением Несторову, построена церковь сия в лето 7022/1514, мастером Алевизом Фразиным; а из данной Зачатейскому девичьему же монастырю грамоты значит, при Царе Михаиле. Феодоровиче и при Патриархе Филарете Никитиче в 1625 году, Апреля 28, которая церковь потом, в 7137/1629 году, Апреля 10, сгорела; б) Тихвинской Богородицы; в) Зачатия св. Анны. Примечательны в монастыре сем следующие надписи: первая на кресте серебряном, позолоченном и жемчугом украшенном: «Повелением Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России и Его Благоверной Царицы и Великой Княгини Евдокии Лукиановны, и Их благородных Чад сделан сей крест в соборную и Апостольскую церковь в Алексеевский монастырь к Алексею человеку Божию в придел в 7146 году, а от Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

От каждого из столпов арки перекинуты на стены. Своды, за исключением находящегося под центральным барабаном - глухие; опирающиеся на них барабаны не видны изнутри. Интересен декор на столпах в виде двойных наличников, верхняя и нижняя части которых имеют полуциркульные завершения, направленные в сторону сводов. Такие декоративные элементы совершенно не характерны для древнерусской архитектуры. Их явно барочный вид заставляет задуматься о позднем появлении этих элементов на столпах. Высота храма - 13,1 метра, высота колокольни - 21,4 метра. Стенопись церкви оштукатурена. Участок земли в ведении храма - 0,142 гектара. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Успенская Адмиралтейская церковь - одна из самых древних воронежских церквей. Время закладки храма неоднократно уточнялось воронежскими краеведами. Сначала был воздвигнут деревянный храм (время его постройки относят к концу XVI в.). В грамоте царя Федора Ивановича воеводе Ивану Кобякову от 5 августа 1594 г. сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра. Он вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь - иконы, колокола, богослужебные книги. Вся утварь была приобретена «на Воронеж» в Успенский монастырь. Уже тогда Успенскую обитель было намечено перенести от реки на возвышенное место, где сейчас находится Алексиевский Акатов монастырь, но с исполнением медлили. По Переписной книге 1678 г., Успенский монастырь находился на прежнем месте, главный храм в честь Вознесения Господня имел приделы в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Около 1600 г. в Воронеже постановлением царя Бориса Годунова вокруг храма был устроен Успенский мужской монастырь, основателем которого был игумен Кирилл. Успенская церковь стояла близ реки, и в частые половодья храм заливало водой. В конце XVII в. игумен монастыря Тит решил выстроить каменный храм на месте деревянного. Предположительно, он был построен в одну из трех называемых историками дат: 1694,1699 или 1703 год.

http://sobory.ru/article/?object=00818

М. и Ф. н. открывает триодный цикл в монастырских Типиконах студийской традиции. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (в древнейших рукописях, содержащих этот Типикон, начальные листы, к-рые как раз могли содержать указания о М. и ф. н., утрачены, в связи с чем текст воспроизводится по списку XIV в.- см.: Пентковский. Типикон. С. 233) на М. и ф. н. даны лаконичные указания: за богослужением соединяются песнопения воскресной службы Октоиха и песнопения М. и ф. н., включающие на вечерне 3 самогласные стихиры на «Господи, воззвах», самогласен на стиховне, канон на утрене и самогласен на стиховне утрени; на литургии прокимен Пс 32. 22, Апостол (из Посланий к Тимофею - 2 Тим 3. 10-15?), аллилуиарий Пс 94. 1, Евангелие Лк 18. 10-14 (см.: Там же). Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются воскресная служба Октоиха, Триоди (М. и ф. н.) и рядовому святому; на вечерне на «Господи, воззвах» назначаются 2 самогласна Триоди (их же предписывается петь и в 3-е воскресенье Великого поста, что является отголоском древней иерусалимской практики, согласно к-рой евангельское зачало Лк 18. 10-14 читалось в 4-е (по счету, принятому в визант. традиции, оно было бы 3-м) воскресенье Великого поста) - те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на стиховне вечерни еще 2 самогласна (не зафиксированы в Студийско-Алексиевском Типиконе); показательно, что канон Триоди поется не на утрене, а на паннихис (особой службе в начале ночи - см. в ст. Евергетидский Типикон ), на утрене поются воскресные каноны Октоиха и рядовому святому, причем при отсутствии кондака в службе рядовому святому по 6-й песни канона утрени поется кондак Триоди; на хвалитех также указаны 2 самогласна Триоди (один из них есть в Студийско-Алексиевском Типиконе); на литургии прокимен гласа Октоиха, аллилуиарий Пс 118. 132, чтения М. и ф. н. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499-501). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итал. редакцию Студийского устава, в М. и ф. н. соединяются только воскресная служба Октоиха и служба Триоди (канон рядовому святому поется на полунощнице); последование Триоди содержит кондак, канон, 7 самогласных стихир (большинство известны уже в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах) и, вероятно, ипакои ( Arranz. Typicon. P. 186; ср. также указания афонского Георгия Мтацминдели Типикона сер. XI в.- см.: Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. С. 272).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

Свято-Алексиевская пустынь, где спасают трудных подростков, нуждается в помощи с. Новоалексеевка, 25 февраля 2014 г. В Свято-Алексиевской пустыни, Акафист Иисусу Сладчайшему      Свято-Алексиевская пустынь – уникальное место, где благодаря труду настоящих подвижников, и в первую очередь основателя иеромонаха Петра (Василенко) воспитываются и получают при этом блестящее образование «трудные» дети. Воспитываются особым по нынешним временам образом  – в чистоте и молитве, ежедневно имея перед глазами пример жертвенной любви своих педагогов. Сегодня Свято-Алексиевская пустынь оказалась в крайне тяжелом положении и нуждается в нашей помощи. «С первых дней возрождения Свято-Алексиевской Пустыни 22 года назад у нас появились дети, в большинстве своём – дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, сироты, а также дети из неблагополучных семей, - говорится в письме настоятеля Свято-Алексиевской пустыни отца Петра. – Для них у нас созданы несколько учреждений – Реабилитационный центр, Православная Классическая Гимназия, Трудовая школа, Кадетский Корпус. К настоящему времени на нашем попечении находятся 275 детей. Также у нас есть небольшая богадельня. Обитель возрождается из руин – все здания учебных, жилых корпусов и хозяйственных построек приходится строить заново на средства немногочисленных жертвователей и благодетелей. Мы до сих пор не имеем регулярного финансирования. Всего же в Обители проживает более 400 человек Взрослые насельники трудятся главным образом в детских учреждениях (воспитатели, преподаватели), а также в подсобном фермерском хозяйстве, которое частично обеспечивает Обитель продуктами питания». Будем признательны, если наши читатели смогут помочь пустыни. Все реквизиты для тех, кто хочет сделать пожертвование, можно найти здесь . Номер карты Сбербанка 4276 8770 2026 6565 ИНН 7622011240/КПП 762201001 ОКОНХ 98700, ОКПО 18548655 р/с 40703810877180100145 в Переславском отделении 7443 Северного банка СБ РФ к/с 30101810500000000670, БИК 047888670 152049, Ярославская обл., Переславский МО, п/о Новое, с. Новоалексеевка, Свято-Алексиевская Пустынь, тел. (48535)4–05–85 25 февраля 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/68567.html

Файл : Алексиевский храм (Малые Nempuщu).jpg Материал из Азбука паломники Алексиевский храм (Малые Петрищи) История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 667 (454 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 2 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры NIKON CORPORATION Модель камеры NIKON D800 Автор Paul Galushko Время экспозиции 1/60 с (0,016666666666667) Число диафрагмы f/4 Светочувствительность ISO 640 Оригинальные дата и время 17:09, 11 октября 2016 Фокусное расстояние 17 мм Дополнительный комментарий p.galushko@gmail.com Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 240 точек на дюйм Вертикальное разрешение 240 точек на дюйм Программное обеспечение ACDSee Pro 9 Дата и время изменения файла 14:53, 10 августа 2022 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.31 Дата и время оцифровки 17:09, 11 октября 2016 Выдержка в APEX 5,906891 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 3 APEX (f/2,83) Режим замера экспозиции Матричный Источник света Неизвестно Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Доли секунд времени изменения файла 671 Доли секунд оригинального времени 00 Доли секунд времени оцифровки 00 Цветовое пространство sRGB Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Тип сцены Изображение сфотографировано напрямую Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Эквивалентное фокусное расстояние (для 35 мм плёнки) 17 мм Тип сцены при съёмке Портрет Повышение яркости Небольшое увеличение Контрастность Нормальная Насыщенность Нормальная Резкость Нормальная Расстояние до объекта съёмки Неизвестно Серийный номер камеры 6132824 Использованный объектив 14.0-24.0 mm f/2.8 Дата последнего изменения метаданных 01:08, 10 августа 2022 Уникальный идентификатор исходного документа FE52DC449364FB0D9D0EE7FA1506383F Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Алексиевс...

Духу); чтения литургии: прокимен 6-го гласа из Пс 27, Апостол - Еф 5. 9-19, 2 аллилуиария (8-го гласа со стихом из Пс 59 и 2-го гласа со стихом из Пс 50), Евангелие - Мф 18. 10-20; причастен - Пс 142. 10b ( Пентковский. Типикон. С. 273-274). В Евергетидском Типиконе кон. XI в., относящемся к малоазийской ветви студийской традиции, устав службы на Д. д. сходен с приведенным в Студийско-Алексиевском Типиконе, но на утрене отменяются стиховные стихиры (а на хвалитех на       не повторяется 1-я из цикла стихир 4-го гласа, как в Студийско-Алексиевском Типиконе, а поется самогласен 2-го гласа, последний из цикла стихир 2-го гласа на «Господи, воззвах» на Пятидесятницу), и служба заканчивается по праздничному чину, с пением великого славословия в кафедральной редакции (согласно первоначальной студийской традиции, чередование редакций великого славословия не было признаком праздничности службы). На литургии - праздничные антифоны Пятидесятницы, Трисвятое (но не «Елицы во Христа») и те же чтения, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе (аллилуиарий, только 2-го гласа). Согласно этому Типикону, канон Св. Духу поется не только на Д. д., но и в субботу отдания Пятидесятницы - на утрене, вместе с канонами отдаваемого праздника ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 596-599). Сходный с описанным в Евергетидском Типиконе устав приведен и в Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 283), относящемся к южноитал. ветви студийской традиции, но на литургии Д. д. здесь указано петь изобразительные антифоны (на блаженнах - тропари из канона Св. Духу), а в субботу отдания Пятидесятницы нет канона Св. Духу. В ранних рукописях Иерусалимского устава , основанного на студийской традиции и после XII в. получившего в правосл. Церкви повсеместное распространение, устав богослужения на Д. д. сходен с описанным в студийских памятниках (см.: Скабалланович. С. 168-169), но в его поздних редакциях, включая первопечатные греч. и рус. издания, на утрене Д. д. поется 2 канона Пятидесятницы, тогда как канон Св.

http://pravenc.ru/text/180633.html

Примечательно, что указания древнерусских Служебников о чтении Евангелия в конце воскресной утрени противоречат предписаниям как Студийско-Алексиевского устава, так и древнерусских студийских Часословов 102 . Из этого можно было бы сделать вывод о том, что рубрики Служебников не отражают реальную литургическую практику Древней Руси. Но ряд фактов свидетельствует об обратном: прежде всего, практика чтения Евангелия в конце воскресной утрени была хорошо известна на Руси и после отказа от Студийского устава – в XV–XVII веках, в эпоху господства Иерусалимского устава 103 ; далее, в самих Служебниках соответствующая рубрика встречается достаточно часто и неизменно говорит об одном и том же; наконец, чин воскресной утрени с чтением Евангелия в конце службы засвидетельствован, помимо Служебников, еще в одной группе древнерусских литургических памятников – «студийских богослужебных сборниках» (другого специального названия у этих памятников нет). В одном из них, БАН. Арх. ком. 171 ИРЛИ. Кар. 476, устав чтения Евангелия в конце воскресной утрени описан достаточно подробно 104 , еще в семи других устав не описан, но предполагается тот же порядок службы 105 . Выявленное нами соответствие между Служебниками и «студийскими богослужебными сборниками» заставляет по-новому взглянуть на последние. Содержащиеся в них указания (особенно в отношении служб суточного круга) по целому ряду параметров отличаются от рубрик Студийско-Алексиевского устава и студийских Часословов. Это заставляло исследователей предположить, что «студийские богослужебные сборники» отражают не нормативные практики кафедральных соборов или общежительных монастырей, а своеобразные традиции древнерусского «келлиотского» богослужения 106 . Но согласие сборников с ключевой литургической книгой – Служебником – скорее указывает на то, что именно «студийские богослужебные сборники» отражают древнерусскую литургическую норму до XIV в. включительно. Можно предположить, что комплекс литургических книг, состоящий из Служебника и «студийского богослужебного сборника», появился на Руси раньше, чем были сделаны переводы Студийско-Алексиевского устава и студийского Часослова, а некоторые из особенностей богослужения согласно этому комплексу – в частности, чтение Евангелия в конце воскресной утрени – укоренились в русской литургической традиции настолько прочно, что сохранились даже и в эпоху господства Иерусалимского устава вплоть до реформ середины – 2-й половины XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010