разошлись по местам своего обитания, царь употребил следующее средство для наказания их: он дал разрешение гражданам и иностранцам, бывшим в Цареграде по личному усмотрению, наказать подгородных жителей за их помощь Вране. В ночь, после усмирения мятежа, греческий огонь начал опустошать жилища и имущества несчастных пропонтидцев; утром вооруженный отряд, в соединении с толпою бедного народа 331 , начал грабить и опустошать то, что было пощажено огнем. Страсти разыгрались до полной разнузданности: византййцы преследовали соотечественников в союзе с латинянами. Восстановителем порядка является ремесленный класс населения 332 , всего более порицаемый нашим писателем. В нем сказалась затаенная ненависть к иностранцам, которые начали уже много думать о себе после усмирения мятежа Враны н жестокой расправы с пригородным населением столицы. Ремесленники напали на дома латинян (вероятно, здесь разумеются венецияне и пизанцы) с намерением отплатить им за грабеж грабежем. «Неясный гул голосов наполнил воздух: можно было подумать, что это стаи галок, журавлей и скворцев с криком поднялись с места, либо охотники насвистывали и псари натравляли своры собак; так шумели эти люди, поощряя друг друга и таща за одежды. Никто из них не был в состоянии выслушать мирных увещаний, но, как аспиды с заткнутыми ушами, они не обращали внимания на умное слово. Этою презренною толпою 333 руководило не одно безразсудное раздражение, но и страсть к легкой наживе; она думала, что теперь удобное время выгнать латинян из их жилищ и расхитить их имущества, как это сделано было при царе Аидронике». Во время болезни Алексея Комнина Ангела III поднят был вопрос о преемнике ему. Говоря о предлагаемых лицах, и указывая на эгоизм придворных, которые в выборе царя руководились личным, а не общим благом, писатель переходит к низшему классу. По его словам, были даже люди, которые еще вчера грызли желуди и не вычистили зубов после понтийской свинины, – и они также обнаруживали притязание на царскую власть: их поддерживала продажная и чревоугодная рыночная толпа 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

15 октября 1080 г. неудачливый Генрих IV вновь потерпел поражение от Рудольфа, хотя сам победитель нашел свою смерть на поле битвы – его убил будущий герой 1-го Крестового похода герцог Тотфрид Бульонский (1076–1096). А после его смерти союз против Генриха IV сам собой распался. Обретший силы Германский король собрал небольшую армию и весной 1081 г. двинулся к Риму, восторженно встречаемый народом Германии и Италии на всем пути следования. Однако жители Рима отказались выдать Генриху IV папу, и король только весной 1083 г. сумел взять город штурмом. Тем не менее пленить Гильдебранда не удалось – тот спрятался в замке Святого Ангела и оттуда продолжал анафематствовать Генриха IV. Но новое папское отлучение только прибавило популярности Генриху IV в Северной и Средней Италии. Да и жителям Рима настолько надоело это противостояние, что они инициативно направили послов к Германскому королю и объявили тому, что город сдается перед ним и готов принять Генриха IV как своего императора. Впрочем, прежние годы прибавили германцу мудрости, и Генрих IV заключил соглашение с римской знатью, согласно которому спор между ним и папой Григорием VII должен быть решен на специально созванном Соборе. Король очень надеялся, что в ответ на эту любезность понтифик венчает его императорской короной. Но глубоко ошибся: верный себе, Григорий VII отверг все предложения завершить спор миром и потребовал публичного покаяния короля (!). Тому ничего не оставалось, как проигнорировать факт существования папы и окончательно определиться в пользу антипапы 167 . В марте 1084 г., на Пасху, король хиротонисал в Риме антипапу Климента III, а тот в свою очередь увенчал его главу императорской короной. Генрих IV покинул Вечный город в полной уверенности в своей победе, но его ждало разочарование: Григорий VII призвал на помощь норманнов Роберта Гвискара. Тот не замедлил выручить понтифика из беды и уже 24 июня 1084 г. выступил по направлению к Риму с 6 тысячами рыцарей и 30 тысячами пехотинцев. Такого оборота событий император не ждал, а потому, собрав самых знатных жителей Рима, несколько сконфуженно объявил, что дела требуют его присутствия в Ломбардии 168 . Через 3 дня, убедившись, что Генриха IV в городе нет, Роберт Гвискар вступил в Рим, передав его в руки своих солдат. Все имущество было разграблено, город превращен в руины, а норманны, словно варвары, изнасиловали всех женщин, встретившихся на их пути, не исключая, разумеется, монахинь 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сербский святой целых два десятилетия отвечал отказом на просьбы своих родителей и братьев возвратиться с Афона в Сербию. Лишь когда его вынудили сложные обстоятельства, он решил отправиться на родину, притом только на краткое время, с намерением при первой же возможности вернуться назад. Тем не менее он пробыл в Сербии десять лет. Хотя все эти годы Савва наполнил чрезвычайно полезными и богоугодными трудами, служа всем, кроме себя самого, печаль о Святой Горе не покидала его. Уединение в Верхней испоснице помогало преодолевать печаль, но не избавляло от нее. Как и все чуткие люди, он чувствовал себя одиноким среди мирской суеты и мог бы повторить слова Псалмопевца: «Чужд бых братии моей, и странен сыновом матере моея» ( Пс.68:9 ). Хорошо известно: величайшие угодники Божии переживали и величайшую внутреннюю брань, во время коей иногда впадали в малодушие, как свидетельствуют о себе даже апостолы ( 2Кор.12:7–9 ). В такие моменты муж духовный, осознающий, что люди не могут ему помочь, жаждет уединения. Чем значительнее становились свершения Саввы, чем большее признание он получал, тем все более одиноким себя чувствовал. Мир, казалось, становился преградою между Богом и угодником Божиим. Вспоминая о своем жительстве на Святой Горе, он испытывал отчаяние и смятение. Поэтому принял решение удалиться. Некоторые из современных историков указывают, что Савва оставил Сербию из-за некоторых серьезных разногласий со своим братом. Дело в том, что Стефан развелся со своей первой женой Евдокией, дочерью императора Алексея Ангела, и из чисто политических соображений женился на Анне, племяннице венецианского дожа Энрике Дандоло. Эта амбициозная женщина была католичкой и желала, чтобы ее муж стал королем, а сербы приняли католическую веру. Возможно, Венецианская республика, посредничала в деле, которое Анна предложила папе Гонорию III, бывшему в то время монополистом по части королевских корон. Стефан, несомненно, находился в отчаянном положении, так как против него объединились два римокатолических короля, Энрике Латинский и Андрияш Венгерский, – конечно, не без благословения Рима. В такой опасной ситуации Стефан, приняв план своей супруги, послал делегацию к папе, а сам поспешил лично встретиться с королем Андрияшем, который, вместе с Энрике, уже направил войска против Сербии. Удивительно, но сербскому жупану удалось договориться с венгерским королем, и они даже сдружились. Стефан ничего не уступил и ничего не потерял. Более того, Андрияш обещал посодействовать тому, чтобы король Энрике оставил Сербию в покое. Тут папа присылает Стефану корону римокатолического короля. Но этому венчанию на престол не дано было осуществиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

930 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 1, глава 8. С. 138–141. 934 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 2, глава 2. С. 150, 151. 938 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 2, глава 6. С. 166, 167. 943 Лебедев А.П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от конца XI до середины XV века. С. 121–124. 944 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 4. С. 189, 190. 947 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 7. С. 207, 208. 952 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 7. С. 209, 210. 963 Послание папы Иннокентия III о Крестовом походе//История Средних веков. Крестовые походы (1096–1291 гг.)/Под ред. М.М. Стасюлевича. С. 421–423. 973 Виллардуэн Жоффруа де. История завоевания Константинополя//Жуанвилль Жан де Виллардуэн Жоффруа де. История Крестовых походов. М., 2008. С. 33–35. 978 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 9. С. 211, 212. 998 Хониат Никита. О событиях после взятия Константинополя//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Т. 2, глава 12. С. 302. 1000 Хониат Никита. Царствование Алексея Комнина, брата Исаака Ангела. Книга 3, глава 10. С. 222, 223. 1004 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем//Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина. Глава 1. С. 227, 228. 1006 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем. Глава 2. С. 230, 231. 1010 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем. Глава 4. С. 238, 239. 1012 Хониат Никита. Вторичное царствование Исаака Ангела вместе с сыном Алексеем. Глава 5. С. 240–243. Читать далее Источник: История Византийских императоров : в 6-и том./А.М. Величко, Москва : Вече, 2015./Т. 5. От Исаака I Комнина до Алексея V Дуки Мурцуфла. - 512 с. ISBN 978-5-4444-3239-

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

257 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 258 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 259 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 260 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи. 261 Регент константинопольский — Генрих Фландрский (ок. 1174—1216), брат императора Латинского Балдуина I, которому наследовал после его смерти в 1206 г. 262 Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский (1198—1206). Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом и красноречием. 263 Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.). Соврем. изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 5. С. 70—72. 264 Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. 265 Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204—1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. 266 Феодор Ласкарис (ок. 1175—1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела. В 1204—1205 гг. титуловался деспотом Никеи. 267 Никейская империя (1204—1261) — государство на северо-западе Малой Азии со солицей в Никее, созданное Феодором Ласкарисом (см. выше) после падения Константинополя. Перестало существовать с воссозданием Константинопольской империи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3436...

Чтобы примирить это противоречие, мы можем высказать два предположения: либо история Исаака наиисана в царствование Алексея Ангела, чем бы легко объяснилось и сочувствие писателя к этому несчастному, лишенному властп, ослепленному и, сравнительно с Алексеем, любезному для многих царю; либо один случай покушения на захват царской власти представляет вставку или путаницу. Есть несколько и других мест, доказывающих, что история Исаака писана в царствование Алексея. Говоря о несчастном походе Исаака против болгар и сербов, когда византийские войска попали в теснины и большая часть их была перебита, Никита упоминает об одном полководце в таких выражениях: «это был зять Алексея, позднее сделавшегося царем» 449 , т.е. зять того Алексея, который потом сделался царем. Далее Исаак отличался особенною страстью к постройкам; чтобы иметь материал для возведения новых зданий, он разобрал несколько церквей, стоявших на берегу моря, и разрушил много прекрасных домов в самой столице: «эти развалины до сих пор представляют собою для проходящих достойное слез зрелище», прибавляет Никита 450 Спрашиваем, мог ли он говорить так после всех ужасов пожара, разрушения и грабежа, постигших Цареград в 1204 г.? Тогда едва-ли обращали на себя внимание, тем менее могли вызвать слезы, развалины временп Исаака: они; должны были остаться незаметными перед тем, что сделали крестоносцы; в царствование же Алексея III, действительно, разрушешния Исаака могли бросаться в глаза. Продолжая рассказывать, к каким неприличным поступкам прибегал Исаак из страсти к постройкам, в особенности по украшению созданного им храма в честь Архангела Михаила, Никита упоминает о следующем 451 : он еще перенес в этот храм медные двери, весьма высокие и широкие которые прежде замыкали вход в Большой дворец, а в наше время запирали темницу, называемую Медною. Если относить выражение «прежде» ко времени самого события, тогда второе «в наше время» должно указывать на события после Исаака; если же допустить, что первое указывает на неопределенную давность, а второе на период, современный писателю, тогда непонятна форма противоположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

На сколько твердо сидел на папском престол Иннокентий III на столько же шатко было положение императора Алексея I Ангела (1195). Последний имел претендента на свой престол в лице своего племянника Алексея II Ангела младшего и что особенно важно, этот претендент, отправившись на запад, искал помощи у папы. Напротив Иннокентий, имел полную возможность обратить в свою пользу это последнее важное обстоятельство, стал в то же время хлопотать о другом средстве показать миру и особенно миру восточному свое могущество, именно о составлении четвертого крестового похода. Оба эти обстоятельства должны были внушить сильный страх константинопольскому императору. Не удивительно, что при таких обстоятельствах переписка между Константинополем и Римом приняла с одной стороны тон повелительного и почти угрожающего требования, с другой слабого отпора и довольно робкого возражения на эти требования. На дружественное послание Алексея I Ангела по случаю вступления на папский престол Иннокентия III, этот последний отвечал письмом, в котором то упрекает императора в холодности к крестовым походам и пренебрежении к делу унии, – «есть еще нечто, говорить он, за что народ христианский ропщет не только на тебя, но даже и на церковь римскую, которая до сих пор как бы пренебрегала о сём», именно ропщет за то, что «греки отступили от единства Апостольского престола и римской церкви, которая по установлении Господа есть мать и наставница всех верных»; то указывает императору на подчинение римскому престолу, как на средство к прочнейшему утверждению его на императорском престоле. «Высокая императорская власть действительно будете высока и славна, говорите он,... если будет искать того основания, которое Сам Господь положил для своей Церкви, сказав: на сём камени созижду Церковь мою»; то увещевает его содействовать крестоносцам и привести греческую церковь к повиновению, обещая ему свою помощь; то наконец в заключение угрожает ему мщением за неисполнение своих требований: «сколь ни прискорбно нам огорчать тебя, не можем долее терпеть, чтобы не исполнить своей обязанности, когда по милости Божией: приимем время судить правоты».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Наряду с традиционными героями появляются новые персонажи, придающие событиям большую достоверность: старушка Мариллида, сумевшая оценить любовь Дросиллы и Харикла, сын сельского трактирщика Каллидем, влюбившийся в Дросиллу. По-иному трактуется и образ верного друга Клеандра. Он не только спутник и помощник Харикла, но и персонаж со своей собственной трагической судьбой. Смерть Клеандра вносит драматическую ноту в благополучную концовку романа. Обретшие счастье герои постоянно вспоминали и оплакивали своего друга и его возлюбленную Каллигону. Никита Хониат (Акоминат, ок. 11551217) – уроженец малоазийского города Хоны, один из виднейших византийских историков, назначенный великим логофетом в царствование Исаака II Ангела (11851190). Вместе со своим старшим братом Михаилом он получил образование в Константинополе. В 1204 г. Никита Хониат стал свидетелем разгрома столицы крестоносцами и, потеряв все свое имущество, бежал в Селимврию, затем переехал в Никею, где были написаны последние главы его исторического сочинения, похвальные речи в честь императора Феодора I Ласкариса (после его возвращения из военного похода в 1206 г. и по случаю победы над султаном Кей-Хюсравом I в 1211 г.), монодия на смерть братьев своей жены и, как указывал сам Хониат, силенции и проповеди на Великий пост , составленные по распоряжению Феодора I, а также сборник «Сокровище православия», содержавший документы по истории церкви. Главный труд Никиты Хониата «История» охватывает период с 1180 по 1206 г. (поход Генриха против болгар). В качестве источников он использовал как собственные наблюдения, так и сообщения современников, сочинения Иоанна Киннама, мемуары Евстафия Солунского , которого знал лично. В приложении дается краткий перечень уничтоженных крестоносцами памятников (статуя Геры, стоявшая на форуме, статуя Париса и др.). В центре внимания историка правление императоров из династии Комнинов ( Uoahha II , Мануила I, Алексея II, Андроника I) и Ангелов (Исаака II, Алексея III, Алексея IV, Алексея V Мурчуфла). Никита Хониат создает яркие, многоплановые, нередко противоречивые образы императоров, лишенных божественного ореола. Ирония сквозит в описании Мануила I Комнина, слепо верившего предсказаниям астрологов; Андроника I, сумевшего обмануть стражников-влахов и оставить вместо себя чучело в шапке и плаще; Алексея V Мурчуфла, потерявшего в бою с крестоносцами императорское знамя, корону и «образ» Пресвятой Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последние годы XII столетия и первые XIII были тяжелым временем для византийского монашества. Выше уже было сказано, каким опустошениям и насилиям подвергались монастыри и монахи в царствование Андроника Комнина и суеверного и беспорядочного Исаака Ангела при всех симпатиях последнего к монашескому институту. Бедствия не оставляли монахов и в царствование Алексея III (1195–1203), хотя он по силе возможности и старался облегчить тяжесть положения монахов среди нелегких обстоятельств его царствования. Так, в 1196 году он подарил патмосскому монастырю св. Иоанна Богослова монастырек Ниси ( Νησ) на острове Крите, построенный епископом Каламнийским ( τν Καλαμνν), со всеми его владениями. Этот дар был сделан ввиду того, что братство монастыря, увеличившись до 150 человек, нуждалось в материальных средствах. 913 В 1197 году Алексей утвердил свободу судна того же монастыря от морских налогов. 914 Он же дал независимость монастырю св. Марии Махера на Кипре и утвердил за ним навечно все его недвижимые имения с 24 париками. За эту милость Алексея монахи прибавили особое молитвенное прошение за царя в великой ектении. 915 Но личная расположенность Алексея в пользу монашества не могла устранить тех бедствий, которые наносили ему внешние враги. При Алексее монастыри и монахи много пострадали от скифов. Это нашествие скифов было огромнее и ужаснее всех бывших прежде. Разделившись на четыре отряда, они прошли всю Македонию, грабя и разоряя все встречавшееся на пути. Они проникли между прочим в гору Ган, разграбили многие монастыри и перебили монахов. 916 Но более, чем от скифов, константинопольские монастыри пострадали от крестоносцев. В 1203 г. войска крестоносцев, по просьбе Алексея IV, осадили Константинополь. Эта осада закончилась страшным пожаром, который был произведен венецианцами. Этот первый пожар истребил навсегда наибольшую часть северо-западных окраин Константинополя, в том числе немало и монастырей. 917 Второй пожар Константинополя, бывший в 1204 г., до завоевания столицы латинянами, истребил громадную часть города от сарацинского квартала на берегу Золотого Рога до Манган. 918 Наконец 12 апреля 1204 г. город был взят и подвергся страшному разграблению. Та же участь постигала постепенно и все другие монашеские центры Византии. Греки во главе с императором Феодором Ласка- рисом удалились в Малую Азию, утвердились в Никее и образовали здесь (1204) Никейскую империю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 г. Гравюра Г. Доре Дальнейшее известно: крестоносцы свергли Алексея III Ангела и возвели на трон Исаака, который оказался не в силах выплатить чудовищную сумму выкупа и был низложен негодующими константинопольцами, а затем, 11 апреля 1204 года, крестоносцы взяли Константинополь и подвергли его страшному грабежу и разгрому, после чего захватили около половины Византийской империи. Восточно-Римской державе был нанесен страшный удар, от которого она так и не смогла до конца оправиться. Вот последствия лишь одного переворота, вызванного завистью. Понятно, что он наложился на общее духовно-нравственное состояние подданных Ромейской империи, которая, по выражению историка Никиты Хониата, была, «головой, больной с перепою», однако в катастрофе всегда есть некий решающий толчок и решающее событие, каковым в данном случае явился переворот Алексея III Ангела, вызванный завистью и честолюбием. Узел четвертый – начало гражданской войны 13421349 г. Византийская империя перестала существовать как великая держава Эта война окончательно подкосила Византийскую империю и подготовила ее захват турками, а равно всего Балканского полуострова и сопредельных земель. Она началась из-за зависти временщика Алексея Апокавка к видному полководцу и богослову Иоанну Кантакузину, которого обвинили в государственной измене, хотя Иоанн был предельно лоялен малолетнему императору Иоанну Палеологу. Из Иоанна сделали государственного изменника и вынудили его бежать к сербскому королю Стефану Душану, который использовал его для того, чтобы завоевывать византийские земли. В результате к 1349 году сербы захватили 5/6 византийских земель. Византийская империя перестала существовать как великая держава. А после смерти Стефана Душана турки обрушились на остатки византийских владений во Фракии, на Болгарию и Сербию, и им сопутствовал успех, в т.ч. и потому, что во время гражданской войны турецкие наемники на службе у Иоанна Кантакузина прекрасно изучили Балканы. Иоанн Палеолог стал вассалом султана и был вынужден вместе с ним ходить походами на христианские города, в т.ч. собственные владения. В 1389-м г. Сербия была разгромлена, в 1393-м г. Болгария была оккупирована турками. А затем настала очередь окруженного со всех сторон мусульманскими владениями Константинополя, который пал после ожесточенного сопротивления в 1453-м г. Понятно, что окончательной причиной падения Византийской империи было принятие Флорентийской унии в 1439-м г., но оно было подготовлено предыдущими событиями, в т.ч. гражданской войной 13421349 г.

http://pravoslavie.ru/115396.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010