чеканными посеребоенными листами; на раке положен образ преподобного в серебряной ризе. При раке хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения. Церковное празднество пр. Григорию установлено соборным определением 1549 г. (Макарий «Ист. Р. Церкви», VIII). По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, власы главные густы с ушей, на плечах схима, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток» (Филимонов, стр. 37). Редкие списки жития преподобного Григория представляют две редакции, резко различающиеся между собою. Первая из них представляет если не первоначальный, то более близкий к нему текст жития. Вторая редакция есть позднейшая переделка первой (Ключевский, стр. 196–198). 251. Преподобный князь Иоасаф, иже бысть на Кубенском озере на острову Спаса Каменскаго монастыря, преставися в лето 6000 месяца сентября в 10 день Сын благотворителей Куштской обители (см. ниже 252) князь Андрей Дмитриевич Заозерский, воспитанный с детства в страхе Божием, оставшись сиротою и лишившись отцовского наследия, которое было отнято великим князем Василием Темным в 1447 году у сыновей князя Димитрия за родство их с Шемякою, рано почувствовал суетность мирской жизни. Он пришел к Спасу на Каменный остров и там принял иночество. Только пять лет подвизался он в обители. В последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении св. Таин. Не долгая, но богоугодная жизнь князя-инока прекратилась 10 сентября 1453 года. Девственное тело его положено было в храме Спасокаменной обители. Память празднуется в день преставления. После пожара 1472 года останки мощей преп. князя Иоасафа собраны в ковчег. КОгда Спасокаменный монастырь в 1773 году был разрушен вторичным пожаром и перемещен в Вологодский Духов монастырь, ковчег с мощами, спасенный от пламени, перенес туда же. (Рассказы из Ист. Р. Церкви, изд. 3-е, стр. 299 и 300). Житие написано в конце XV века (Савваитов, «Описание Вологодск. Спасо-Камен. монастыря». Спб. 1860). 252. Преподобный Александр игумен иже на Куште реце, преставися в лето 6947 месяца июня в 10 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

«Истреби, Христе, страстные движения души моей, прогони леность, наставь ходить путём правым, молитвами угодника Твоего Кирилла, да величаю Тебя Подателя благ» 92 . Преставление преп. Александра Куштского На пустынный остров Кубенского озера, в Спасокаменную обитель, является неизвестный молодой странник 93 , робко подходит он к инокам, стоявшим перед вратами обители, и смиренно кланяется. «Бог благословит тебя, чадо; что нужно тебе?» сказали иноки. Молодой человек отвечал, что желает видеть игумена. Хорошо, сказали добрые старцы. – Игуменом был Афонский постриженик Дионисий, который ввёл в Каменном монастыре строгий Афонский устав и примером жизни своей привлёк многих в уединённую обитель 94 . Братия привели странника к Дионисию. Пав к ногам настоятеля, молодой странник со слезами просил облечь его в иноческий образ. «Чадо! сказал ему игумен, понимаешь ли, что это место весьма скорбно и требует подвигов? Ты юн, – не можешь перенести всего». Странник отвечал: «Бог желает всем спасения, – Он привёл меня сюда, и всё, что повелишь, готов я исполнять, только не отвергай меня». Игумен велел ему служить братии. Этот молодой странник был родом из Вологды и назывался Алексием. Игумен вскоре по прибытии его в обитель облёк его в иноческое одеяние с именем Александра. Новый инок предал себя Богу, выполнял все послушания, соблюдал строгий пост, не ослабевая пребывал в молитве и сонливую леность прогонял рукоделием. Братия дивились подвигам инока. Блаженный возрастал в жизни духовной, и уважение братии к его духовной жизни было наконец так велико, что они смотрели на него, как на ангела Божия. Тяготясь известностью в обители, которую посещали многие, и стремясь душой к подвигам, незримым людями, блаж. Александр помышлял, как бы найти ему пустыню по сердцу своему. Тайно оставив монастырь, отправился он искать безмолвного места и, обойдя многие пустынные места, пришёл на р. Сянжему, где были густой лес и озеро. Здесь поставил он себе кельицу и проводил жизнь в молитвах и в крайнем лишении нужного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но здесь мы должны оговориться: точное проведение такого принципа требует пристальной агиографической работы над житиями обширной группы русских святых – в первую очередь, подвижников «Русской Фиваиды», таких как свв. Сергий Нуромский, Александр Куштский, Павел Обнорский, Арсений и Корнилий Комельские, Григорий Пельшемский... Пока такая работа проделана нами лишь поверхностно, и нельзя исключать, что иные подлинные представители русского исихазма – не только из времен «Русской Фиваиды», но и из современной эпохи – остались за рамками библиографии (впрочем, дабы избежать полного упущения, мы поместили в библиографию областные патерики). Здесь, в данном пункте, может быть более чем в других, труд наш – не завершение, а только начало. Отметим еще, что мы старались отразить возможно полней литературу о русском старчестве и отдельных старцах, полагая русское старчество одним из наиболее характерных и ценных явлений русского исихазма (см. выше). Однако и здесь приходилось ставить известные границы, ибо сегодняшние представления о старчестве в широком сознании не только размыты, но часто искажены и вульгаризованы. В основу структуры раздела, как и в разделах византийских, положен принцип персоналий, который мы обосновываем в общем Введении. Достаточно очевидно также, что, наряду с персоналиями, следовало посвятить отдельные секции главнейшим исихастским центрам. Однако конкретный выбор как персоналий, так и главных обителей, конечно, не диктуется жестко и однозначно; в той или иной степени он мог быть иным. Особенно это касается обителей: как хорошо известно, тесные связи с исихастской традицией имели и Троице-Сергиева Лавра с примыкающими скитами, и Соловецкий монастырь, и Глинская, и Пешношская, и многие другие пустыни. Конечно, литература, отражающая эти связи, присутствует у нас, хотя обителям и не отводится особых секций. Наконец, последний вид пояснений – о демаркационных линиях между разделами. Особый вопрос такого рода вызывал подвиг преп. Паисия Величковского , плоды которого питали и русскую, и румынскую ветви исихастской традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

ЛЕОНТИЕВ, женский, бывший общежительным, в Кадниковском уезде, в двух верстах от Глушицкого Покровского монастыря. Он был основан в начале XV века Преподобным Дионисием Глушицким; но когда уничтожен, неизвестно. Здесь была церковь св. Леонтия, Епископа Ростовского. ПЕРСОВА пли ПЕРЦОВА пуст. муж. в Грязовецком уезде, в 35 верстах от Вологды. Основана была в 1499 году Преподобными Онуфрием и Авксентием. Она упразднена еще до 1764 года. Здесь находится церковь (обращенная в приходскую) во имя Живоначальной Троицы, в которой почивают под спудом мощи основателей обители, Преподобных Онуфрия и Авксентия. АРСЕНИЕВА пуст. муж., в 40 верстах от губернского города Вологды, на речке Масляне, впадающей в реку Вологду. Основана была в 1529 году Преподобным Арсением Комельским, который чрез год после того, поручив здешнюю обитель другому настоятелю, удалился на безмолвие в Комельский лес. – Церковь здешняя, по упразднении обители, обращена в приходскую села, называемого и ныне Арсеньева пустынь. РАБАНГСКИЙ, муж. в 32 верстах от губернского города Вологды, при реках Сухоне и Рабанге. Основан был в 1448 году Преподобным Филиппом, бывшим первым Игуменом этой обители, который и погребен здесь, но в котором именно месте, неизвестно. Монастырь упразднен в 1764 году и церковь Преображения Господня обращена в приходскую. УСПЕНСКИЙ-КУШТСКИЙ, муж. в 8 верстах от Спасокаменного монастыря, и в 45 верст. от губернского города Вологды, на восточном берегу озера Кубенского, при самом впадении в него речки Кушты. Основан в первых годах XV века, по желанию благочестивых князей Димитрия Васильевича Заозерского (отца св. Князя Андрея Вологодского), супруги его княгини Марии и князя Симеона Ярославского, которые пригласили для этого св. Александра (Куштского), спасавшегося в пустыне на реке Сынжеме. Здесь были две церкви: 1) Успения Божией Матери, построенная св. Александром, с пособием помянутых князей; 2) Николая Чудотворца, сооруженная уже по кончине Препод. Александра, по его завещанию, учениками его. В 1519 году обитель вся сгорела; после чего церкви Успенская и Николаевская с кельями были построены вновь. – В 1764 году, по упразднении монастыря, остававшаяся тогда одна церковь Николая Чудотворца обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи основателя, Преп. Александра. – В 3 верстах от этой обители, против села Ила, при деревне Чуриковой, находится древняя часовня, построенная на том месте, где были некогда дворы и терема князей Заозерских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

84–88. Алфановы братья. В Новгородском Антониевом монастыре почивают под спудом мощи пяти родных братьев: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия, по фамилии Алфановых, которые в 1775-м году перенесены в Антониев монастырь из построенного братьями и в сейчас указанном году сгоревшего девичьего монастыря Сокольницкого. О жизни братьев достоверного ничего неизвестно, но с некоторою вероятностью можно относить ее к концу XIV – началу XV века 304 . О начале местного празднования 305 им (4-го Мая) ничего не может быть сказано.  XV века: 89 и 90. Феодор и Павел Ростовские, основатели находящегося в 15-ти верстах от Ростова Борисо-Глебского Устьинского монастыря, из которых первый скончался в 1409-м году, а второй неизвестно когда вскоре после первого. О начале местного празднования (22-го Октября) в Борисоглебском монастыре ничего не может быть сказано. 91 . Сергий Нуромский, основатель упраздненного Спасо-Преображенского Нуромского монастыря, который находился в Грязовецком уезде Вологодской губернии, скончавшийся 7-го Октября 1412-го года. В грамоте царя Федора Ивановича от 1585-го года преп. Сергий называется новоявленным чудотворцем и можно думать, что ему было установлено местное празднование до сего года, во всяком же случае в 1678-м году был в его монастыре престол, посвященный его имени 306 . 92 . Александр Куштский, основатель Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находится в Кадниковском уезде Вологодской губернии, в 40 верстах к северу от Вологды, при впадении речки Кушты в Кубенское озеро, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Местное празднование ему как будто установлено во второй половине XVI века, во всяком случае с неизвестного времени существует в его монастыре престол, посвященный его имени 307 . 93 . Тарасий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (в домакарьевских святых 66), скончавшийся в 1440-ы году. О начале местного празднования в Глушицком монастыре (12-го Октября) ничего не может быть сказано 308 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мощи преп. Александра положены были, по завещанию его, вне церкви, у южной стороны алтаря. Год спустя после его кончины, выросло над могилой его рябиновое деревцо. Отрок из поселян отломил ветку от этого дерева и внезапно разболелась рука его; родители привели сына на гроб преподобного и больной исцелился. С тех пор народ стал брать ягоды с дерева на исцеление себе. Особенно одержимые духами нечистыми исцелялись у гроба преподобного. 84 Сын благотворителей Куштской обители, князь Андрей Дмитриевич Заозерский, воспитанный с детства в страхе Божьем, оставшись сиротой и лишившись отцовского наследия, 85 рано почувствовал суетность мирской жизни. Он пришел к Спасу на Каменный остров и просил игумена облечь его в иночество. Молодость князя (ему было не более 20 лет), знаменитый род его и нерасположение великого князя к семейству князей Заозерских смущали игумена Кассиана. Он сказал юному князю: «Место твое не здесь, а в думе боярской или на поле брани.» Князь Андрей отвечал ему: «Напрасно смущаешься, отче; я твердо решился не принимать услуг от других, а служить другим и нести крест по следам Господа моего». Игумен, после многих увещаний, решился принять его в монастырь и вскоре постриг, назвав Иоасафом, именем царевича, который оставил царство для Христа. Юный князь-инок с радостью исполнял обеты иночества. С братиею имел он свидание только в храме; все время его посвящалось молитве и размышлениям о вечности; пост соблюдал он самый строгий. Чистый душой и телом, он еще на земле удостоился посещения небесного. Раз пел он псалмы в кельи и услышал голос, в ответ на молитву души его. Голос уверял: «Обширная пустыня, окружающая озеро, наполнится пустынниками, певцами славы Божьей и если они будут хранить заповеди Божии, все будет готово для их земной жизни». Князю Борису Васильевичу Ржевскому пришло на мысль посетить племянника и предложить ему денег с тем, чтобы построил себе свой монастырь: предложение приятное для самолюбия, но опасное для душевного спасения. Блаж. Иоасаф отвечал князю-дяде: «Не нужно нам серебра и золота, когда искренно желаем жить в пустыне; раздай бедным, что принес для нас и получишь щедрую награду от Господа». Юный подвижник чувствовал, что путь подвигов его не будет продолжителен и с пламенным усердием спешил творить добро. Только пять лет подвизался он в обители, в последний год своей жизни он вкушал пищу один раз в неделю, в день воскресный, по приобщении св. Таин. Тело его от подвигов весьма ослабело, но он благодарил за то Господа. Не долгая, по богоугодная жизнь князя-инока прекратилась 10 сентября 1453 года. Девственное тело его положено было в храме Спасокаменской обители, и скоро стало источать чудесные исцеления. 86

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

К приведённым нами выше святым в нашем списке последних на основании списка Евгениева должно быть прибавлено ещё значительное количество местных Вологодских святых. В хронологическом порядке жизни эти святые суть следующие. Александр Куштский, основатель упразднённого Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 40 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Филипп Рабанский, основатель упразднённого Рабанского Спасопреображенского монастыря, который находился в Вологодском уезде, на реке Сухоне, в 32-х верстах к северо-востоку от Вологды, живший в середине XV столетия (память 15-го Ноября). Леонтий, юродивый Устюжский, живший в XV столетии (память 18-го Июня). Харитон Сянжемский, игумен упразднённого Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 120 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 11-го Апреля 1509-го года. Иннокентий Охлебинин, ученик преп. Нила Сорского , основатель упразднённого Иннокентиева (по его имени) Спасопреображенского монастыря, который находился в Грязовецком уезде, в 12-ти верстах от Грязовца, скончавшийся 19-го Марта 1511-го года 1779 . —8— Иоанн, в монашестве Игнатий, сын Угличского князя Андрея Васильевича, заточённый дядей вел. кн. Иваном Васильевичем в Вологодский Прилуцкий монастырь и скончавшийся здесь 19-го Мая 1522-го года. Лаврентий, ученик Корнилия Комельского и второй преемник его на игуменстве в Комельском монастыре, скончавшийся 1й-го Мая 1547-го года. Симон Сойгинский, основатель упразднённой Спасопреображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в 75-ти верстах вверх от Сольвычегодска по реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1562-го года. Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1586-м году, скончавшийся 26-го Октября 1588-го года. Вассиан Тиксненский, основатель упразднённой Тиксненской Спаса Нерукотворенного пустыни, которая находилась в Тотемском уезде, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1633-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3); но место, где река берет свое начало, называется истоком, а не устьем. Монастыри Дионисия Глушицкого и Александра Куштского автор ставит на Кубенском озере; но так нельзя выражаться о монастырях, возникших в нескольких верстах от берега озера на матерой земле. Рассказ о Коне-камне, из истории основания преп. Арсением Коневского монастыря, передан автором на основании какого-то современного известия (стр. 4); но это известие сохранено паданием, уже много позже Арсения занесенным в его житие. Автор вообще не мастер точно извлекать известия из источников. Он говорит, опять цитируя житие, что, услышав об основании Соловецкого монастыря, целые толпы направились к северу, и многие из посетителей оставались жить там (стр. 10). Надо думать, что речь идет о толпах русского народа. Но в житии основателей Соловецкого монастыря нет такого известия, а есть известие XVI века, которое прямо говорит о монастыре конца XV и начала XVI века: «Еще бо в то время от иных градов немнози прихождаху воеже постригати главы своя (Соч М. Грека. III, 265)». Ниже, приводя известие о распространении христианства на 3000 верст в окружности от Соловецкого острова, автор ссылается на «современника первоначального заселения острова», а в примечании опять цитирует житие Зосимы и Савватия. Но эта цитата, очевидно, поставлена только по незнанию истинного источника известия, которое принадлежит не житию, а тому же Максиму Греку , не бывшему ни автором жития, ни современником первоначального заселения острова; притом Максим ясно дает понять, что известие это относится к его времени, то есть лет сто спустя после первоначального заселения острова (там же, стр. 2б6). Особенно любопытно встретить в ученом сочинении наивное известие, что «плач земля Пермской» о смерти св. Стефана, статья Епифания. приложенная им к житию этого святого и написанная по всем правилам тогдашнего церковного витийства, есть действительный плач дикой, едва окрещенной перми и только записан с ее слов Епифанием (стр. 23). Стоит только заглянуть в источники, цитируемые автором, и сверить их с его изложением, чтобы открыть неисчислимый рой неточностей, легко устранимых при малейшей доле внимательности в изучении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

27 и 28) Преподобные Авраамий и Коприй, основатели бывшего Преображенскего Печенгского монастыря около 1492 года. Мощи их под спудом в приходской Печенгской цервви. 29) Преподобный Арсений, игумен Комельский, основатель Арсениева монастыря на реке Леже. Преставился 1550 года, Августа 24. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Августа 24. В Кадииковском уезде: 30) Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий, основатель Покровского и Сосновецкого Глушицких монастырей, преставился 1412 года, июня 1. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память июня 1. 36) Преподобный Амфилохий, игумен Глушицкий, ученик Дионисиев, преставился 1422 г. Октября 14. Мощи его под спудом в Сосновецком Глушицком монастыре. Память Октября 14. 32) Преподобный Макарий, игумен Глушицкий, ученик, духовник и келейник Дионисия Глушицкого. Преставился Мая 13. Мощи его под спудом в Покровском Глушицком монастыре под церковью. Память мая 13. 33) Преподобный Тарасий, игумен Пермский, жившей десять лет на смирении прп. Дионисия Глушицком в Сосновецком его монастыре, а по кончине его вскоре преставившийся там же. Мощи его под спудом в Сосновецком монастыре. 34) Преподобный Феодосий, с Глушицком монастыре при Дионисии подвизавшийся. Мощи его в Сосновецком монастыре под спудом. 35) Преподобный Григорий, Пельшемский, игумен и основатель Лопотова монастыря. Преставился 1442 г. Сентября 30. Мощи его под спудом в Лопотове монастыре. Память Сентября 30. 36) Преподобный Александр Куштский, основатель бывшего монастыря на реке Куште над Кубенским озером, преставился 1439 г. июня 9. Мощи его под спудом в тамошней церкви. Память июня 9. 37) Преподобный Евфимий, основатель бывшего Спасоевфимиева монастыря на р. Сянжеме. Преставился около половины XV столетия. Мощи под спудом в приходской тамошней церкви. 38) Преподобный Харитон, преемник преп. Евфимию в Сянжемском монастыре, преставился 1509 г. Апреля 11. Мощи его под спудом в той же церкви. Память Апреля 11. 39) Преподобный Марко, пустынник, на острову Богоявленского Белавинского озера подвизавшийся. Мощи его там под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мир встречает отшельника в первый раз по большей части враждебно, и первое время монастырь терпит беды от разбойников. Причина этому была та, что жители близлежащих сел опасались, чтобы их угодья не отошли к имеющему возникнуть монастырю. Напомним себе здесь эти случаи враждебного отношение людей к отшельникам. Преп. Кирилл Белозерский много терпел от лихого соседа, покушавшегося неоднократно сжечь его хижину. Рыболовы видели в Кирилле Новоезерском врага. Арсения Комельского выгнали с того места, где он поселился, и неповинный ни в чем отшельник ушел в глушь Шемгонского леса. Та же участь постигла и Стефана Махрищского. Димитрию Прилунскому не дозволили окрестные жители селиться на реке Великой. Злые люди не раз нападали на Герасима Болдынского и били его. Неоднократно разбойники нападали на Сергия Нуромского. Александр Куштский отразил крестом Татар, пришедших разорять обитель. Казанские Татары обратили в груду пепла цветущую обитель Иакова Железноборского. Чудь разметала келью Феодора Ростовского. Григорий и Кассиан Авнежские, основатели монастыря близь Тотьмы, были убиты. Аврамий Чухломский несколько лет боролся с Чудью. Тогда только поняли гонители, что они заблуждались в своих взглядах на отшельников, когда увидали в них – истинных ревнителей благочестия, своих молитвенников, своих покровителей, готовых помогать (и на самом деле помогавших) людям в их нуждах, напастях, скорбях и болезнях. Слух о новом поселенце доходит до других ищущих спасения. Пустынник принимает только тех, кто в силах нести подвиги и лишения пустынножительства, и с помощью новой братии сооружает церковь . Князья удельные дают возникшему монастырю те леса и луга, среди которых он находится. Местность оживляется. Кругом монастыря являются целые слободы крестьян, возникают цветущие поля и тучные пастбища. Святость основателя привлекает посетителей, умножаются богатые вклады, к монастырю приписывают села с льготами для крестьян от всех государственных пошлин. Основатель ведет монастырь по-своему. Строгий подвижник делается строгим игуменом, сам подает пример братии во всем; исполняет самые трудные работы: тешет камни, рубит лес, мелет жерновом рожь, носит воду, трудится над вырытием пруда, колодца; заботится о возведении в монастыре построек, строит мельницы, праведно судит крестьян, помогает соседям чем может. Сам игумен носит худые ризы и готов унижаться пред всяким, даже самым меньшим: его смирение для всех поучительно. А чудеса, обильно текущие от рук преподобного, поселяют в народе высокое религиозное чувство и глубокое уважение к месту и игумену. Размножившиеся монастыри сдерживаются каждый сильною рукою своего основателя, человека глубоко изучившего Божественное писание и творение святых Отец. От сих-то древних монастырей и начинается эпоха книжного возрождения и русской образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010