В конце концов для властей Солженицын стал не просто неугодным – он стал восприниматься как враг. Усугубила дело невероятная популярность его книг, которые издали в США и во Франции. Против него были направлены все возможные методы борьбы. Советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. Надо ли говорить, что из Союза писателей СССР он был немедленно исключен. Как Солженицын был выслан из СССР? В 1970 году Солженицын получил Нобелевскую премию. Гонения предсказуемо усилились. Ему было предложено уехать из страны, но он отказался. Последовали четыре года беспрецедентной травли писателя. 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован, обвинен в измене Родине и лишен советского гражданства. 13 февраля писатель был выслан из СССР. «Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щелочку спрячемся), – писал Александр Исаевич в день высылки, – мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку – и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки. Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло, удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чем? мы ничего не можем. А мы можем – всё! – но сами себе лжем, чтобы себя успокоить. Никакие не «они» во всем виноваты – мы сами, только мы!». Ему предстояло 20 лет изгнания. Александр Исаевич жил в Германии, Швейцарии, США. На литературные гонорары он основал «Русский общественный фонд помощи преследуемым и их семьям», выступал в Западной Европе и Северной Америке с многочисленными лекциями о несостоятельности коммунистического строя, но постепенно разочаровался и в американском режиме, поэтому стал критиковать также и демократию. О чем Солженицын попросил Патриарха? С началом перестройки Солженицын вернулся в Россию. Это было возвращение в совсем другую страну, его ждало признание, внимание первых лиц государства, множество публичных выступлений и интервью, награждение всеми возможными медалями и премиями. Начинает выходить 30-томное собрание сочинений Солженицына.

http://pravmir.ru/malenkiy-podmastere-i-...

В 1937 году Солженицын задумал большой роман о революции 1917 года, который впоследствии перерос в огромное произведение «Красное колесо» – многотомный труд с мельчайшими подробностями и массой фактической информации. Почему Солженицын не сразу был призван на фронт? 27 апреля 1940 года Александр женился на Наталье Решетовской, с которой вместе учился. В 1941 году блестяще окончил университет с квалификацией научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Спокойное течение жизни прервала война. Солженицын был признан «ограниченно годным» по здоровью, поэтому сразу мобилизован не был и в сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области. Но его активные попытки добиться призыва на фронт вскоре увенчались успехом и уже 18 октября Александр Исаевич был призван Морозовским районным военным комиссариатом и определен ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальон. На фронте столкнулся со всеми тяготами и лишениями военной жизни, дослужился до капитана и был награжден орденом Красной Звезды. Комбат А. Солженицын и командир артиллерийского разведдивизиона Е. Пшеченко. Февраль 1943 года. За что арестовали писателя? Но война заставила его взглянуть на многие вещи по-другому. Что-то переломилось в его восприятии действительности, и в его дневнике, который он вел на протяжении всей военной жизни, появились скептические оценки. В одном из писем другу он позволил себе рассуждать о послевоенном будущем страны в довольно нелестных выражениях. Такой дерзости соответствующие инстанции стерпеть не могли. 2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение заместителя начальника Главного управления контрразведки «Смерш» НКО СССР о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву. Так писатель попал на Лубянку. 7 июля он был заочно приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. Москва, Рыбинск, Загорск, Марфино, Бутырка, Казахстан… Чтобы не сойти с ума, он стал сочинять стихотворения – и заучивать огромные отрывки наизусть. О многом пришлось передумать, многое пересмотреть. В марксизме Солженицын разочаровался окончательно, и, возможно, именно в самые тяжелые минуты лагерной жизни он пообещал себе непременно выжить – выжить, чтобы ужасы пройденного не были погребены вместе со страдальцами, а стали известны всем. И обещание это Солженицын сдержал. Почему он мечтал о Нобелевской премии?

http://pravmir.ru/malenkiy-podmastere-i-...

Интервью Александра Солженицына журналу «Шпигель» Источник: Spiegel Шпигель: Александр Исаевич! Мы застали Вас как раз за работой. В Ваши 88 лет Вас, кажется, не покинуло ощущение, что Вы должны, обязаны работать, хотя здоровье не позволяет Вам свободно перемещаться по дому. Откуда Вы черпаете эту силу? Солженицын: Внутренняя пружина была. От рождения была. Но я с удовольствием отдавался работе. Работе и борьбе. Шпигель: Мы видим только здесь четыре письменных стола. В Вашей новой книге, которая в сентябре выходит в Германии, Вы вспоминаете, что писали даже во время прогулок в лесу. Солженицын: Когда я в лагере был, то я писал даже на каменной кладке. Я на клочке бумажки писал карандашом, потом содержание запомню и уничтожаю бумажку. Шпигель: И эта сила не покидала Вас и в самые отчаянные моменты? Солженицын: Да, казалось: как кончится, так и кончится. Что будет, то будет. А потом получалось, вроде что-то путное вышло. Шпигель: Но вряд ли Вы так думали, когда в феврале 1945 года военная контрразведка в Восточной Пруссии арестовала капитана Солженицына. Потому что в его письмах с фронта были нелестные высказывания о Иосифе Сталине. И за это — восемь лет лагерей. Солженицын: Это было южнее Вормдитта. Мы только выбрались из немецкого котла и прорывались к Кёнигсбергу. Тогда меня и арестовали. Но оптимизм у меня всегда был. Как и убеждения, которые толкали меня. Шпигель: Какие убеждения? Солженицын: Конечно же они с годами развивались. Но я всегда был убеждён в том, что совершал, и никогда не шёл против своей совести. Шпигель: Александр Исаевич, когда Вы 13 лет назад вернулись из изгнания, происходившее в новой России Вас разочаровало. Вы отклонили Государственную премию, которую Горбачёв предложил Вам. Вы отказались принять орден, которым хотел наградить Вас Ельцин. А сейчас Вы приняли Государственную премию России, которую Вам присудил Путин, некогда глава той спецслужбы, предшественница которой так жестоко преследовала и травила Вас. Как всё это рифмуется? Солженицын: В 1990 году мне была предложена — отнюдь не Горбачёвым, а Советом министров РСФСР, входившей в состав СССР, — премия за книгу «Архипелаг ГУЛАГ». Я отказался потому, что не мог принять лично себе почёт за книгу, написанную кровью миллионов.

http://pravoslavie.ru/36903.html

Когда-то Тютчев написал свое знаменитое стихотворение о России: Изнуренный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя 365 . И тогда многим это показалось преувеличением. Но теперь мы знаем, что это правда. Знаем от Ахматовой, знаем от Пастернака, знаем теперь от Солженицына. Знаем, что никакие гонения, никакие «диалектики» и никакие обманы не убили и не отравили главного – изображения вечного, зароненного не только каждому человеку, но и каждому народу. Внешне творчество Солженицына наводнено рабами. Рабы – Володин, Герасимович, Костоглотов, Иван Денисович – рабы, изнуренные «ношей крестной». Но вот все творчество Солженицына о том, что эти рабы свободны той свободой, которую у них никто отнять не может. Свобода – на шарашке, а страшное рабство и одиночество – в ночном кабинете Сталина и в бесчисленных кабинетах бесчисленных аппаратчиков. Поэтому ко всему творчеству Солженицына хочется поставить один всеобъемлющий эпиграф – слова Христа: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16:33 ). Молитва – опыт победы В связи со всемирным признанием Солженицына – признанием, которое, кстати говоря, намного опередило Нобелевскую премию, нам, верующим, уместно вспомнить молитву, составленную писателем еще в 1962 году. Я говорю «составленную», но конечно, это неверное и неточное слово. Разве можно составить молитву? Разве тот, кому обязаны мы уже многие века самым лучшим, во что вылилось религиозное вдохновение, – псалмами, разве он их составлял, сочинял, выдумывал? Молитва рождается, льется, вырастает из души. И если нужны, если возможны доказательства существования Бога, то именно молитва является лучшим таким доказательством, ибо мы никогда не говорим в пустоту, и если вдруг рождается в душе обращение к Богу, то это потому, что душа сначала ощутила присутствие Бога, – действительно, как говорит Достоевский, прикоснулась " мирам иным». Но вернемся к молитве Солженицына и прежде всего – прослушаем ее. «Как легко мне жить с Тобой, Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что надо делать завтра, – Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь, которого бы никогда не смог изобрести сам – удивительный путь через безнадежность сюда, откуда и я смог послать Человечеству отблеск лучей Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил – Ты дашь мне, а сколько не успею – значит, Ты определил это другим» 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Они походили друг на друга тем, что были подтянутыми, сдержанными, улыбчивыми. Оба любили спорт: отец — лыжные прогулки, Александр Исаевич — велосипедные странствия. Было дело, когда Козырев учил Солженицына кататься на коньках во дворе своего дома… Солженицын — писатель совершенно необычный в русской литературе. Не было, похоже, до него такой ювелирной прозы. Дело не только в образовании писателя и даже не в том, что часто просил в тюремной библиотеке «что-нибудь из физики». Главное было в лубянском «камерном» семинаре у знаменитого ТимофееваПубликуется по: Козырев Д. Н. Козырев и Солженицын//Terminator. 1994. 1. — C. 20–21. © Д. Н. Козырев, 2008 780 Д. Н. Козырев Рессовского, где он однажды прочел доклад по теории относительности. Солженицын явно владел неким ключом, или кодом, открывающим ему тайны мироздания. Таков был и Козырев. Схожим был не только строй мысли этих двух русских интеллигентов. Оба они в молодости считали себя твердыми атеистами. Однако после чудовищной бури, чуть было не уничтожившей страну, у притворов храмов стали собираться чистые сердцем люди, в том числе Солженицын и Козырев. Александр Исаевич интересовался работами Козырева еще до их личного знакомства. Он чувствовал, что в маленькой пулковской лаборатории закладываются камни науки будущих лет. «Когда же Вы снабдите меня концентратом сгущенного времени?» — спрашивал он в письмах. В 1970 году отец оформил документы на поездку в Америку и перед отъездом решил провести день в Рязани. Служащая городского справочного бюро на просьбу отца назвать адрес Солженицына сперва ему отказала («Его адрес мы не даем!»), но затем смягчилась. Козырев и Солженицын все-таки встретились. В последний раз. Вернувшись в Москву, отец получил тяжелое известие — в Америку его не пустили. До конца жизни действовал запрет на выезд Козырева в капстраны. Н. А. Козырев тяжело переживал арест Солженицына в феврале 1974 года. В первых сообщениях Би-Би-Си шла речь о какойто очень важной книге писателя. Отец даже не догадывался, что вплоть до 1967 года Солженицын тайно писал «Архипелаг ГУЛАГ», место которого в истории Советского Союза соответствует месту книги Фукидида в истории Эллады.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Иначе описывал этот эпизод В.Е.Алой. По его утверждению, появившись в издательстве ИМКА-пресс, А.И.Солженицын не просто поднял вопрос о необходимости отставки И. В. Морозова, а «потребовал» немедленного его удаления с поста директора, «поставив это условием дальнейшего сотрудничества с ИМКой». Это требование было вынесено на заседание Совета РСХД, однако, писал В. Аллой, « Совет РСХД отверг ультиматум, в результате чего Солженицын на короткое время перешел в „Посев " , который немедленно объявил Собрание сочинений писателя и сильно на том погорел, ибо непредсказуемый автор вскоре вернулся в ИМКу, уполовинив свои требования ». Последний факт признает и сам А. И. Солженицын. «После всего такого - пишет он - предполагаемое мое собрание сочинений я решил было отдать „Посеву " , гораздо крепче организованному», однако, если верить ему, столкнувшись с возражениями жены, решил отказаться от своего намерения (31). Это значит, что дело не ограничилось простым разговором с Н. А. Струве, конфликт действительно имел место и достиг такой остроты, что Александр Исаевич был готов даже порвать отношения с ИМКА-пресс, но что-то удержало его от этого шага. Спросим, откуда у писателя, зависящего от издательства и обязанного ему изданием своих книг, такие полномочия и такие амбиции? Ответим, что, в конечном счете - от общих благодетелей, и ИМКА, и Солженинцына. Отметим также, что, в конечном счете, директор ИМКА был все-таки сменен. Пол Андерсон не был единственным масоном, которому благодетельствовал Солженицын. А.Островский в своем исследовании излагает историю отношений Солженицына и Игоря Александровича Кривошеина, с которым Александр Исаевич познакомился в Марфино. Упоминая о своих встречах с бывшими товарищами по «шарашке» И. А. Кривошеин удостоил чести назвать только две фамилии: Л. З. Копелева и А. И. Солженицына. Однако, Солженицын целомудренно умолчал о факте знакомства с ним. И не случайно. Друг Солженицына Л.З.Копелев в своих воспоминаниях писал. Но дело, по всей видимости, не только в этом.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . К 100-летию со дня рождения А.И. Солженицына. Беседа А. Арендаренко с писателем и общественным деятелем В.Г. Красновым 30.10.2018 22:13 Владислав Георгиевич Краснов В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения великого русского писателя и мыслителя, лауреата Нобелевской премии по литературе, члена Российской академии наук Александра Исаевича Солженицына. Много лет Александр Исаевич жил и работал в Вермонте. Принимая во внимание масштабное влияние идей А.И. Солженицына на процессы, происходящие в международном сообществе и представляющие несомненный интерес для гуманитарных наук, Институт русского языка, истории и культуры ( Вермонт, США) провел Международную научную конференцию «Читая Солженицына», посвящённую 100-летию со дня рождения писателя. «Было очень много секций, было два круглых стола. Общее количество активно участвующих было около пятидесяти», — сказал главный организатор форума — профессор истории, директор Института русского языка, истории и культуры Северного Вермонтского университета Александр Строканов. Как он пояснил, докладчиками, по большей части, были исследователи из США, России и Китая, работа которых так или иначе касается творчества Солженицына, в частности, лингвисты, литературоведы, историки, политологи и психологи. В числе участников был и В.Г. Краснов, которому довелось быть лично знакомым с великим писателем. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2018/10/30/22-1...

  Протоиерей Александр Авдюгин Я пришел к вере благодаря Солженицыну К Богу я пришел не только через чтение Евангелия, которое в те 80-е годы непросто и найти было, но и благодаря русским классикам, книгам Солженицына, Дудинцева, Аксенова и Шаламова. Они также были моими проводниками к вере. Солженицын начался для меня главами запрещенного «Архипелага ГУЛАГа», посвященными страданиям священников в лагерях. По сути, это было первое свидетельство о стоянии в вере. Затем, уже будучи в армии, прочел удивительную повесть-исповедь «Один день Ивана Денисовича». Эти произведения были запрещены, изъяты из библиотек, но к счастью, Господь дал возможность их прочесть. Когда читаешь Солженицына, понимаешь, что человек искренен с тобой в каждой строчке. Мысль и дело у Солженицына находятся в соединении, а не как у многих: думает об одном, говорит другое, а делает третье. Часто мы понимаем, когда автор сочиняет, преувеличивает, лукавит. Но в произведениях Солженицына нет двусмысленности. Все, о чем он пишет, — истинно, прожито сердцем. Солженицын — это прежде всего «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича». А двадцать первую главу романа «В круге первом» я знаю почти наизусть. Через эти произведения вы сможете понять, кто такой настоящий Солженицын. Но не надо начинать знакомство с его творчеством с критики. Лично меня она не волнует. Давно наблюдаю такую закономерность: если человека все хвалят, то, как правило, это не очень хороший и не добрый человек. Хороших обычно ругают — и слава Богу! Хотя добрые мнения о Александре Исаевиче таких корифеев-мастеров русской литературы и искусства, как Анна Ахматова, Андрей Тарковский, Александр Твардовский, многого стоят. Я знаю, что к Солженицыну сейчас по-разному относятся, но для меня это великий писатель, знаток языка и мастер передавать чувства словом — так может далеко не каждый. Как он писал — никто не пишет: он дал русской литературе новый язык. Солженицын противоречив, но он искренен. И это главное в нем.   Сергей Мирошниченко, кинорежиссер Солженицын как прививка

http://foma.ru/chem-dlya-vas-vazhen-solz...

«Забытая война» как начало катастрофы: Александр Солженицын о Первой мировой 4 августа, 2014. Оксана Головко С Первой мировой у Солженицына были личные счеты… О том, как воспринимал Александр Солженицын Первую мировую войну, какое видел в ней влияние на последующую судьбу Европы рассказывает литературовед Людмила Сараскина, первый биограф Солженицына, исследователь его жизни и творчества. – Почему для Солженицына так была важна тема Первой мировой войны? Как он оценивал ее роль в истории ХХ века? Людмила Сараскина – Первая Мировая война – огромное историческое понятие, синоним и пароль Мировой смуты, момент окончательного обрушения России, время краха четырех евроазиатских империй, участвовавших в войне, – Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской. В мае 1918 года Александр Блок отвечал на вопрос анкеты, – чтó следует сейчас делать русскому гражданину. Блок отвечал как художник. «Художнику надлежит знать, что той России, которая была, – нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе, так как жить станет нестерпимо. Но того рода ужаса, который был, уже не будет. Мир вступил в новую эру. Та цивилизация, та государственность, та религия – умерли… утратили бытие». Без преувеличения можно сказать, что все творчество Солженицына обжигающе пристрастно нацелено на осмысление разницы той и этой цивилизации, той и этой государственности, той и этой религии. Той России, которая, по словам Блока, утратила бытие, и той , которая, по словам Василия Розанова, осталась внутри железного занавеса. Если считать, что XIX столетие закончилось Первой мировой войной, так же, как XVIII столетие – Великой Французской революцией, Солженицын родился в начале не календарного, а настоящего XX века и прожил, освоив все его историческое пространство и весь его смысловой горизонт. По мнению многих выдающихся современников, Солженицын сам стал главным действующим лицом русской истории своей эпохи. «Я считаю Первую мировую войну, – писал он, – величайшей трагедией Европы. Благополучный исход XIX века усыпил государственных деятелей всех стран, и они перестали чувствовать страшную ответственность за столкновение, которое может произойти. Эта война жестоко подорвала силы Европы, так что к прежнему здоровью Европа уже не вернулась». Первая мировая война, был убежден Солженицын, – это такая трагедия Европы, которую она не переживала прежде. Это перелом всей европейской истории. Вся Европа виновата – нельзя было вообще никому воевать.

http://pravmir.ru/zabyitaya-voyna-kak-na...

— Нужно ли изучать творчество Солженицына в школе? В каком объёме? Как это сделать не в ущерб остальной программе, где количество часов, особенно на литературу XX столетия, никогда чрезмерным не было? Каковы должны быть акценты и какая главная идея при анализе Солженицына в школе – художественное мастерство, историческое свидетельство и его содержание? — Конечно, нужно, как и творчество других русских классических авторов. Это, однако, не должно быть строгой директивой, безальтернативной обязаловкой. Нужно учитывать подготовку старшеклассников, подготовку учителей. Многое зависит от предпочтений педагогов: важно, чтобы они сами были заинтересованы в изучении творчества Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» уже прочно вошел в школьную программу: его изучают с самых разных позиций: образ героя, писательская манера, исторический фон. И, конечно, мастерство. Корней Чуковский, например, писал: «“Иван Денисович” поразил меня раньше всего своей могучей поэтической (а не публицистической) силой. Силой, уверенной в себе: ни одной крикливой, лживой краски, и такая власть над материалом, и такой абсолютный вкус!» В Москве и других городах постоянно проходят учительские семинары, коллоквиумы; словесники делятся опытом работы, а также немалыми трудностями, которые возникают, если учащиеся вообще не привыкли много читать, серьезно вдумываться в тексты. В нашем обществе не стихает ожесточенная полемика – изучать или не изучать в старших классах, хотя бы в сокращенном виде, «Архипелаг ГУЛАГ». Мне кажется, молодые люди шестнадцати-семнадцати лет должны, как минимум, знать о существовании этой книги, ее содержании и проблематике. Они должны быть готовы встретиться с трагическими страницами истории страны – и книга Солженицына даст им эту возможность. Они должны узнать, в каких обстоятельствах создавалась эта книга, которую знает теперь весь мир и считает писательским и гражданским подвигом. При знакомстве с «Архипелагом» в центре внимания могут быть биографические акценты, тематические главы (например, дети ГУЛАГа), история и география ГУЛАГа. Школьникам важно понять, от какого прошлого страна ушла и как этому поспособствовала литературная работа Солженицына.

http://pravmir.ru/lyudmila-saraskina-k-d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010