Прот. Полиевкт подготовил к печати многие лит. памятники, среди которых - догматико-полемический труд «Мзаметквелеба» (груз.- «Готовый ответ») (1892) католикоса-патриарха Антония I (Багратиони), Жития мч. Або Тбилисского (1899) и равноап. Нины (1903) и др. В 1889 г. в мон-ре Давидгареджи (см. в ст. Гареджи ) Полиевкт обнаружил древнюю б-ку и изучил ее. Описал 110 рукописей и рукописных книг, расшифровал колофоны, опубликовал их с комментариями в ж. «Иверия» (1899. 4). Благодаря прот. Полиевкту сохранилось немало ценнейших рукописей и грамот. В 1936 г. по предложению Союза советских композиторов исп. Полиевкта пригласили в Тифлис для записи церковных песнопений, которые собрал этномузыковед Г. Чхиквадзе (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2125, 2126). Похоронен в г. Гурджаани, при ц. Архангелов. Стефан (Василий Григорьевич; 1.01.1858, с. Квемо-Чала - 1.04.1936, Тифлис), исп., еп. Бодбийский, позже Алавердский (ГПЦ), певчий, педагог, общественный деятель, собиратель древностей. Переложил на 5-линейную нотную систему мн. песнопения карталино-кахетинского напева. На протяжении всей жизни был активным участником движения за восстановление автокефалии ГПЦ. Начальное образование получил в Горийском ДУ. В 1867-1875 гг. обучался в Тифлисском ДУ, в 1876-1881 гг.- в Тифлисской ДС. В 1882-1883 гг. продолжил учебу в Московской консерватории у проф. Н. Д. Кошкина. По возвращении на родину в 1883 г. был рукоположен во диакона и определен к ц. во имя вмц. Варвары в р-не Навтлуги (Тифлис). В том же году был рукоположен во иерея. В 1885-1887 гг. служил в ц. во имя Трех святителей в г. Нуха Елисаветпольской губ. (ныне Шеки, Азербайджан), в 1888-1903 гг.- в больничной ц. св. арх. Михаила. Преподавал церковное пение и Закон Божий в тифлисских приходских и церковных школах и ДС, организовывал приходские училища. В 1913 г. создал об-во груз. певцов и певчих «Сантури» (груз.- «Гусли»), к-рое ставило своей целью возрождение грузинских певческих и песенных традиций. Сотрудничал с Комитетом по восстановлению груз. церковных песнопений, вместе с братом исп. Полиевктом и учениками своего отца священниками Александром Молодинашвили и Григорием Мгебришвили принял участие в нотировании карталино-кахетинских песнопений (в 1897-1899 вышли в свет сборники «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Вечерня», «Утреня»). Значительная часть записей была произведена на личные средства еп. Горийского исп. Александра (Окропиридзе) (ЦГИАГ. Ф. 1461; НЦФГ. Ркп. 2099, 2110-2113). Впосл. свящ. Василий продолжил запись церковных песнопений: в его архиве, находящемся в Национальном центре рукописей Грузии (Ф. 7), хранится до 2 тыс. листов нотных рукописей. Ему также принадлежат письма о церковном исполнительском искусстве и о древнегрузинской муз. письменности.

http://pravenc.ru/text/1681013.html

273 Егоров В., свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 году. М., 1917. С. 9–11. 274 Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917//История Русской Церкви. М., 1996. Т. VIII, Ч. 1. С. 776–781. 275 В 1917 году епископ Григорий (Яцковский) был назначен епископом Ека­теринбургским и Ирбитским. 284 Цит. по: Письма священномучеников – архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси./Публ. прот. В. Воробьева//Богословский сборник. Вып. 6. М.: ПСТБИ, 2000. С. 7–15. 285 Митрополит Кирилл указывает дату по ст. ст., следовательно, дата прибы­тия его в Баку 6 (19) мая 1918 г. 286 Протоиерей Александр Иоаннович Юницкий служил в кафедральном хра­ме Баку, член Поместного Собора (участвовал в работе третьей сессии, замещая выбывшего из числа членов Собора епископа Григория (Яцковского). 287 Письма священномучеников – архиереев Русской Православной Церкви к святителю Тихону... С. 7–8. 288 Азербайджанская Советская Социалистическая Республика//БСЭ. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1972. Т. 1. С. 253–254. 291 Позднее, в связи с невозможностью восстановить церковное общение с Грузинской Церковью, организованный митрополитом Кириллом «исполни­тельный аппарат» в Баку будет способствовать осуществлению проекта по учреж­дению самостоятельной Бакинской епархии. 293 Епископы из числа природных грузин, провозгласившие автокефалию Грузинской Церкви: епископ бывший Полоцкий и Витебский Кирион (Садзаглишвили), Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), Имеретинский Геор­гий (Аладашвили), Горийский Антоний (Георгадзе), Алавердский Пирр (Окропи­ридзе). Именно к ним было обращено послание Св. Патриарха Тихона от 29 декабря 1917 г. 295 В «Богословском сборнике» название Муганской степи ошибочно приво­дится как Мучанская//Письма священномучеников... С. 10. 296 Муганская степь (Муганская равнина), участок Кура-Араксинской низмен­ности к югу от места слияния рек Куры и Аракса, находится на территории со­временного Азербайджана. Юго-западная часть Муганской равнины принадле­жит Ирану.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковь Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе. Фотография. 1910 г. Церковь Квашвети во имя вмч. Георгия в Тифлисе. Фотография. 1910 г. На средства свт. Александра (Окропиридзе) было основано епархиальное уч-ще им. св. Нины в Тифлисе (1887), школа при жен. мон-ре в Теклати (Озургетский у.), жен. епархиальное уч-ще в Поти. Из собственных средств он платил стипендии нуждающимся студентам и жертвовал значительные суммы на восстановление разоренных церквей и мон-рей. При его непосредственном участии были отреставрированы Шиомгвимский и Зедазенский мон-ри. Также на собственные средства свт. Александр издал груз. словарь Сулхан-Сабы (Орбелиани), труды католикоса-патриарха Антония I (Багратиони) , проповеди свт. Амвросия (Микадзе) , еп. Некресского, и др. Благодаря его усилиям были восстановлены и изданы груз. церковные песнопения (1897). В 80-х гг. XIX в. в связи с подъемом революционного движения в империи национальная политика российского правительства была ужесточена. Решением попечителя Кавказского учебного округа К. Яновского в 1881 г. груз. язык был запрещен даже на подготовительных отд-ниях ДУ, в 1885 г.- во всех учебных заведениях, даже как вспомогательное средство для объяснения рус. слов. На фоне этого Яновский издал разрешение обучения рус. языку в школах Мегрелии посредством мегрельского языка, мотивируя это тем, что мегрелы не грузины. По его указанию педагог из Зугдиди Тада Ашордия на основе рус. алфавита разработал мегрельскую азбуку, а также осуществил неудачный перевод на мегрельский язык «Отче наш» и др. молитв. Против политики Яновского выступил свт. Гавриил (Кикодзе), указывая на то, что насильственное насаждение рус. языка вызывает у народа враждебное отношение к гос-ву. В 80-90-х гг. мн. студенты Тифлисской ДС, не согласные с деятельностью Яновского, вступали в народнические, а затем и в марксистские революционные орг-ции. Напряженность достигла кульминации в 1886 г., когда исключенный из ДС И. Лагиашвили смертельно ранил ректора семинарии П. Чудецкого. В надгробном слове экзарх архиеп. Павел (Лебедев; 16 июля 1882 - 29 сент. 1887) предал проклятию Грузию, что вызвало волну возмущения среди груз. общественности. Предводитель кутаисского дворянства кн. Д. Кипиани в послании экзарху предложил ему незамедлительно покинуть проклятую им страну. По приказу императора от 4 авг. 1886 г. кн. Кипиани был арестован и отправлен в Ставрополь, где в 1887 г. погиб от руки наемного убийцы (Союзник навеки - Димитрий Кипиани//Мат-лы к истории обществ. мысли Грузии 19 в./Сост., коммент.: Т. Джологуа. Тбилиси, 1997. С. 16). Экзарх Павел был перемещен на Казанскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/168201.html

1965. Т. 5. С. 91). Его призыв подхватила вся Грузия, проявившая живое участие к судьбе новоприсоединенного к исторической родине исламизированного населения Юго-Зап. Грузии. В нояб. 1878 г. по приглашению груз. общественности в Тифлис прибыла делегация грузин-мусульман из 12 чел. Самым актуальным обсуждавшимся вопросом был вопрос о вероисповедании. Газ. «Дроеба» (Времена) писала в те дни, что в этом деликатном вопросе недопустимо не только насилие, но и прямая пропаганда Православия: «Хорошо, если они сами поймут преимущества христианского вероисповедания и примут его, если же нет, пусть все остается как есть. Разность вероисповеданий не помешает нашему единству» (Дроеба. 1878. 146). И светская общественность, и представители правосл. духовенства, святители Александр (Окропиридзе) и Гавриил (Кикодзе), заверили аджарцев: «Мы, грузинские христиане, всегда будем покровительствовать вашей вере» и «никогда не посягнем на вашу веру, семейные нравы и обычаи» (Мица. 1920. 10. С. 3). В 1883 г. решением экзарха в Батуме на базе Мингрельской епархии было создано Миссионерское отд-ние, подчиненное Особому комитету, членами к-рого стали известные в Аджарии люди: помощник кутаисского губернатора Р. Эристави, Г. Гуриели, помощник по Батумскому окр. Д. Лорткипанидзе. Для миссионерской проповеди были выбраны груз. священники С. Кикодзе, Т. Джохтаберидзе, Г. Каландадзе и др. Единственным действующим храмом в Батуме был основанный в 1865 г. храм во имя свт. Николая Мирликийского. В 1885 г. в ознаменование присоединения Юго-Зап. Грузии в Батуме был возведен еще один рус. правосл. храм - во имя Св. Троицы. Несмотря на активную миссионерскую деятельность, христианизация аджарцев проходила медленно и не привела к заметным успехам. 21 февр. 1890 г. Миссионерское отд-ние приняло решение на время отказаться от проповеднической деятельности и заняться культурно-просветительской работой (Обзор. 1910. С. 45). Для изучения обстановки в Батумский окр. были направлены свящ. Озургетского у. Евфимий Талаквадзе и член Гурийско-Мингрельского миссионерского отд-ния Иона Меунаргия с поручением составить список подлежащих восстановлению церквей и мон-рей, а также указать места для открытия школ.

http://pravenc.ru/text/168201.html

Нек-рое время функции ОВПХК исполнял Временный комитет под упр. наместника на Кавказе М. С. Воронцова. За этот период было открыто по ДУ в Сухумском и Закатальском округах, заказан перевод духовной лит-ры на татар. (азерб.) и лезгинский языки (заказ так и не был исполнен). По предложению комитета неск. студентов Тифлисской ДС прошли специальный миссионерский курс и были направлены с проповедью в Закатальский окр. В 1863 г. в Закатальском окр. и Тионетском у. были открыты первые миссионерские школы, контроль за к-рыми осуществлял назначенный об-вом главный инспектор. Отд-ния об-ва были открыты во Владикавказе, в Зугдиди, в Сухуме и в Барисахо. В 1865 г. Временный комитет был упразднен. Председателем ОВПХК был назначен наместник, его заместителем стал экзарх. В 1885 г. в целях улучшения работы об-во было реорганизовано и функции председателя перешли к экзарху, а наместник отстранен. В XX в. структура ОВПХК не претерпела каких бы то ни было изменений. В 1910 г. ОВПХК отмечало 50-летний юбилей, в связи с чем были изданы фотоальбом, посвященный основанным об-вом церквам и школам, и кн. «Обзор деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860-1910 гг.». ОВПХК было упразднено в 1917 г. Просвещение Абхазии Особое внимание ОДК, позже ОВПХК, отводила просвещению Абхазии, где после османского владычества прочные позиции занял ислам, а часть населения вернулась к язычеству. Тайно засланные из Турции муллы вели в регионе антирус. пропаганду не только среди мусульман, но и среди немногочисленных христиан. Создание миссионерских групп осложнялось отсутствием среди абхазов представителей правосл. духовенства. В 1851 г. Воронцов обращался с просьбой к обер-прокурору Святейшего Синода Н. А. Протасову позволить груз. экзарху отправлять с духовной миссией в Абхазию грузин, хорошо знакомых с абх. нравами и обычаями (Обзор. 1910. С. 17). Этой цели служило и восстановление в 1851 г. Абхазской епархии, куда ставились епископы груз. происхождения: Герман (Гоголашвили; 8 сент. 1851 - 2 сент. 1856), Геронтий (Папиташвили; 6 окт. 1857 - 16 нояб. 1859), свт. Александр (Окропиридзе ; 4 марта 1862 - 30 мая 1869), свт. Гавриил (Кикодзе ; на Имеретинской кафедре, 2 июня 1860-1896, 30 мая 1869-1886 управлял Абхазской епархией). С проповедью Православия в Сухумский окр. были отправлены опытные священники Виссарион Жордания, Давид Мачавариани, Николай Киртадзе, Константин Топуридзе и др. Миссионеры разделяли радости и печали абх. населения, оказывали помощь и выражали сочувствие, за что пользовались всеобщими любовью и уважением. Благодаря им множество абхазов-мусульман приняли Крещение. В 1861 г. в с. Атара начала действовать первая правосл. церковь, в 60-70-х гг. открылись десятки новых храмов. По данным на 1896 г., в Абхазии под покровительством об-ва находилась 21 церковь ( Рогава. 1997. С. 66).

http://pravenc.ru/text/168201.html

1843 и 31 мая 1844 г. ему была объявлена благодарность Синода «за честную службу» с внесением в личное дело; 6 мая 1845 г. ему объявил благодарность «за быстрый и честный сбор доходов с земель» экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский). В письме архим. Иоанн также отмечал, что вынужден объезжать земли, находящиеся под его попечением и расположенные в Тифлисском, Телавском и Сигнахском уездах, по большей части верхом, что ввиду его возраста выполнять ему уже затруднительно (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 12 845. Л. 3). Сведения о нем и о Н. в сер. XIX в. также оставил груз. историк П. Иоселиани , лично знакомый с ним. Основываясь на рассказах 78-летнего архим. Иоанна, уже вышедшего на покой, Иоселиани писал, что «до него и при нем... в Натлисмцемельской пустыне были 8 вышедших в отставку архимандритов, 18 иеромонахов, 6 архидиаконов и 30 служителей и послушников. Среди них отличался Геннадий, монах Натлисмцемели, фамилия Тулашвили, большой деятель, сохраняющий посты, бывший сахлтухуцеси (заведующий хозяйственной частью.- Авт.) Давида Эристави. 60 лет он не видел мир, не показывался никому пришедшему в монастырь, кроме епископов и царей» ( Иоселиани. 1978. С. 43, 119). В XIX в. в Н. подвизался прп. Христесий (в схиме Христофор; † 1871; пам. груз. 11 мая), причисленный ГПЦ к лику святых после восстановления автокефалии, его житие в 1880 г. описал иером. Симеон (Грдзелишвили) из лавры Давидгареджи, к-рый лично был знаком с ним ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 316). В 1871 г. в синодальной конторе рассматривалось дело о хищении ценностей Н.: послушник и ключарь мон-ря Иоанн Бердзенишвили, сын священника, подал жалобу на настоятеля Н. архим. Макария (Маташвили), будто бы тот вынес из обители золотую и серебряную утварь, драгоценные митры и древние книги и послал их своей сестре Нино в Тифлис. Расследование вели еп. Горийский свт. Александр (Окропиридзе) , настоятель лавры Давидгареджи архим. Софроний (Абелишвили) и протоиерей тифлисского кафедрального собора Сиони Иоанн Масхарашвили.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

     После того как число братий умножилось и у преподобного Шио появились преемники, он по благословению духовного отца и католикоса ушел в затвор. Несколько лет он подвизался в пещере наподобие колодца, сверху ему спускали воду и пищу. О его житии в затворе ничего не известно, говорят, что он занимался непрестанной молитвой. По кончине преподобного Шио многие завоеватели неоднократно разрушали монастырь, убивали монахов. Однажды во время нашествия султана Ахмета случилась такая история. Захватив эту местность, военачальник Омар увидел ущелье и пещеры и подумал, что грузины прячут здесь свои сокровища. Но когда его войска захотели перейти реку, они не смогли этого сделать. Пленники-грузины объяснили, что за рекой находится монастырь преподобного Шио; если кто-то имеет злое намерение, то преподобный его туда не допустит. Тогда полководец дал одному из своих подчиненных золото и фимиам и сказал, чтобы он сделал пожертвование в монастырь. Когда посланные приблизились к монастырю, Омар увидел над обителью сонм ангелов и посреди них старца с белой бородой. А после того как он сам пришел на могилу преподобного, его ум начал просвещаться Светом Христовым. Спустя некоторое время он пришел в монастырь, крестился и стал монахом с именем Неофит (кстати, точный перевод этого слова с греческого – новое растение, росток). Вместе с ним пришли двое его слуг – Христофор и Христодул, и тоже стали монахами. Впоследствии Неофит был поставлен епископом Урбнисской епархии. Он искал мученичества ради Христа, и его, как архидиакона Стефана, язычники забили камнями во время проповеди. Мощи священномученика Неофита покоятся в нашем монастыре. Предание говорит, что при преподобном были построены три храма: Иоанна Предтечи, Пресвятой Богородицы и Пресвятой Троицы. Там, где могила преподобного, храм VI века. А храм Пресвятой Богородицы, где мы сейчас беседуем, XII века, построил грузинский царь Давид IV Строитель. Рассказывают, что храм построен на основании старой церкви, которая была во времена преподобного. Его несколько раз разрушали, особенно в нашествие персидского шаха Аббаса I. В конце XIX – начале XX века этот монастырь восстановил епископ Гурийско-Мингрельский Александр (Окропиридзе). Сейчас он прославлен в лике святых, погребен тоже в нашем монастыре. Он очень благодетельствовал монастырю, при нем сделана роспись стен – русским мастером Андреевым.

http://pravoslavie.ru/111196.html

- Как проходит подготовка очередного кинофестиваля? Кого вы ждете в гости? - Каждый раз, когда мы составляем программу очередного кинофорума, нас ожидают и трудности, и нечаянные радости. Главная трудность связана с тем, что в рамках кинофестиваля мы можем показать лишь небольшую часть картин, которые хотелось бы продемонстрировать нашим уважаемым зрителям. В итоге в этом году  мы отобрали для конкурсного показа 22 разноплановых фильма. География их авторов, как всегда, будет очень широкой – это Белоруссия, Польша, Сербия и другие страны, приедут наши новые гости из Грузии и Армении. За каждой картиной стоит личность режиссера с его мировоззрением, творческим опытом и взглядами на жизнь и на те процессы, которые происходят в обществе. - На какие работы вам хотелось бы обратить внимание? - Мы откроем «Киноассамблею - 2019»  31-го января показом картины телеканала «Интер» «Киево-Печерская Лавра. Фотография тысячелетия» - 2018г., авторы Антон Никитин  и Ольга Марикуца,режиссер Лусине Варданян. Фильм дает возможность увидеть, как подвижники, монашествующие, несмотря на трудности, несут веками людям свет добра, мудрости  и истины Христовой. Для молодых зрителей, уверен, станет интересной работа украинского режиссера Сергея Долбилова  «История одного рекорда» - о судьбе известнейшего боксера мирового уровня Александра Усика. Кстати, он всем нам известен своей православной позицией как верный христианин Православной Церкви. Никого не оставит равнодушным совсем свежий фильм Миланы Маяр (Республика Сербска) «В твоих руках» о сирийских беженцах ( он еще находится на монтажном столе).В январе 2019 г. завершает работу над фильмом режиссер  Елена Лобачева-Дворецкая «Ивановы звоны». Польский режиссер Кшиштоф Журавски представит фильм «Паломничество примирения в Россию». Также у зрителя будет возможность увидеть новые фильмы  Белорусских мастеров Владимира Орлова, Юрия Тимофеева и Андрея Куцыла. Впервые на фестивале свои фильмы представят режиссеры Дали Окропиридзе (Грузия) , Арсен Аракелян (Армения), Милон Шкундрич (Сербия).

http://fest.radonezh.ru/2018/12/28/s-31-...

Д. имел подворья в Сухуме и пос. Дубинка на окраине Екатеринодара. С 1889 г. при Д. было открыто уч-ще, где на содержании мон-ря 40-50 детей получали общее и духовное образование, обучались ремеслу, садоводству, пчеловодству и др. Мон-рь имел библиотеку, больницу, аптеку; здесь же была расположена и епархиальная типография. Согласно декрету Комиссариата автономной Абхазии от 1 сент. 1919 г., объявившего Сухумскую кафедру, вошедшую в состав восстановленной автокефальной Грузинской Православной Церкви, вакантной, право на управление Д. предоставлялось временно управляющему епархией: с 3 по 11 сент. 1919 г. эту должность занимал архим. Иоанн (Маргишвили), затем - исп. Амвросий (Хелая) , с 7 окт. 1919 г. митрополит Сухумско-Абхазский (Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия. 2006. С. 292). Среди известных насельников Д.- глинский старец схиархим. Серафим (Романцев) , подвизавшийся в Д. с 1922 г., после закрытия Глинской пустыни , принявший здесь постриг и рукоположенный во иерея (1926). После установления советской власти в Грузии (25 февр. 1921) Д. постепенно пришел в упадок и был закрыт в 1928 г. Ист.: Св. сщмч. Кирион III (Садзаглишвили) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Св. архиерей Александр (Окропиридзе) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006; Св. исповедник Амвросий (Хелая) и Абхазия: Сб./Сост., исслед., коммент.: Дж. Гамахария. Тбилиси, 2006. Лит.: Саблин С. Древний генуэзский храм в укреплении Дранды//Кавказ. 1846. 8. 25 февр.; Гавриил (Кикодзе), еп. Обозрение Абхазских приходов в 1871 г. М., 1872; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875; Джугели А. Из Абхазии//Мцкемси (Пастырь). Кутаис, 1886. 28. 10 окт. 1886 г. (на груз. яз.); Освящение древнего храма Дранда в Абхазии еп. Имеретинским Гавриилом и его последнее обращение к абхазской пастве//Там же. 1886. 30. 30 окт. (на груз. яз.); Уварова П. С. Кавказ: Путевые заметки. М., 1891. Ч. 2: Абхазия. Аджария. Шавшетия. Посховский участок; Агафодор (Преображенский), еп. Успенско-Драндский общежительный мон-рь в Абхазии: Ист.-археол. описание. Ставрополь, 1894; Боярский А. Драндский Успенский мон-рь на Кавказе. Од., 1894; И. Н. Абхазия и в ней Новоафонский Симоно-Кананитский мон-рь. М., 1898.

http://pravenc.ru/text/180405.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010