Списки великих князей и митрополитов Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 1. Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Юрьевича, прозванием Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого, правнук Владимира Мономаха , 1238–1246. 2.  Святослав Всеволодович (польско-юрьевский), брат предыдущего, 1247–1248. 3.  Михаил Ярославин хараборит, сын Ярослава Всеволодовича, 1248 (сомнительный). 4. Андрей Ярославин (суздальский), брат предыдущего, 1249–1252. 5. Александр Ярославин Невский (новгородский), брат предыдущего, 1252–1263. 6. Ярослав Ярославин (тверской), брат предыдущего, 1263– 1271. 1. Миндовг, 1238–1263. 2. Воишелк, сын Миндовга, 1263–1268. 3. Шварн, сын Даниила Романовича галицкого, муж дочери Миндовговой, 1268–1270. 1. Кирилл III, 1242–1249– 1281. Великие князья галицкие: Даниил Романович, сын Романа Мстиславича Волынского, (1205–) 1229 –1264; 2. Лев Данилович, сын предыдущего, 1264–1301; 3. Юрий Львович, сын предыдущего 1301–1315; 4. Андрей Юрьевич, сын предыдущего, 1315–1324; 5. Юрий Андреевич, сын предыдущего; 1324–1337; 6. Болеслав Тройденович, княжич мазовецкий, мать которого была дочь Юрья Львовича или Андрея Юрьевича, 1337–1340, смертью которого в последнем году прекратилось существование княжества галицкого. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 7. Василий Ярославич (костромской), брат предыдущего, 1272– 1276. 8. Дмитрий Александрович (переяславский), сын Александра Я–ча Невского, 1276–1282. 9. Андрей Александрович (городецкий). брат предыдущего, 1282–1284. 10. Дмитрий Александрович во второй раз, 1284–1293. 11 Андрей Александрович. во второй раз, 1293–1304. 12. Михаил Ярославич (тверской), 1304–1319. 13. Юрий Данилович (московский), сын Данила Александровича, внук Невского, 1319–1322. 14. Дмитрий Михайлович (тверской), 1322–1326. 15. Александр Михайлович (тверской), брат предыдущего, 1326–1327. 16. Иван Данилович Калита, 1328–1340. 17. Симеон Иванович Гордый, 1340–1353.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково Древний город Ярославль. Выезжаешь по проспекту Толбухина на мост через реку Которосль – и сразу же справа, над деревьями, – букет дивных церковных глав, словно перед фотоаппаратом выстроившихся: маленькие – впереди пониже, побольше – за ними и повыше, а самая большая возвышается, устремляясь в небо. По мере продвижения по мосту и изменения ракурса главы распределяются как бы в ряд, изящно завершая массивное строение храма. Спускаемся с моста к храму и реке. Экономные водители тоже любят этот спуск: зачерпнули в реке ведро воды и обмыли машину – пустырь, не оштрафуют, и ругать некому. Пробираемся сквозь хаотично разросшиеся тополя, березы, ивняк. Кирпичная масса храма то исчезает, то опять появляется между зеленью. Но вот заросли позади, а перед тобой дивный огромный храм замысловатой архитектуры, с кружевной кирпичной кладкой верхней части и со сказочными пятнадцатью главками. Это знаменитый ярославский Иоанно-Предтеченский храм. «Выдающийся памятник архитектуры», «вершина ярославской школы зодчества XVII века», «самая вычурная ярославская церковь», «памятник мирового значения», «классическое создание русского архитектурного гения»… Самая красивая, самая художественная, самая высокая, самая-самая – и при этом почти забытая современными ярославцами, да и вообще россиянами. Не проявили к ней внимания даже тогда, когда ее изображение как символ «самого русского» появилось на 1000-рублевой российской купюре. Спроси кого-нибудь, знает ли он, какой храм изображен на наиболее популярном денежном знаке XXI века, ответят только редкие эрудиты и еще более редкие знающие и любящие этот храм! Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках. Наслушавшись восторженных откликов о храме, его специально посетил цесаревич Николай Александрович († 1865), а цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III, увидев храм только снаружи, просил прислать его описание. Убранством церкви любовались великие князья Алексей Александрович, Сергей Максимилианович, Константин Константинович, который посещал ее дважды. Сюда приезжал великий князь Сергей Александрович со своей супругой Елизаветой Федоровной, ныне прославленной Русской Православной Церковью. А сколько архиереев и государственных деятелей! А как она была любима народом! Замечательный русский художник Верещагин сохранил ее образ в картине « Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове» (1888). И даже сейчас в заброшенном виде, с заросшими травой тропками, с примыкающими уродливыми заводскими постройками лакокрасочного комбината, храм завораживает глаз своей грандиозной возвышенностью и неповторимостью.

http://pravoslavie.ru/4446.html

Александров. Церковь Серафима Саровского. Карта и ближайшие объекты Первый храм, напоминающий древнерусский терем, встречающих всех, кто приехал по железной дороге в Александров, является церковь во имя Серафима Саровского 1905 года постройки. Ещё в начале ХХ века храм расписали в византийском стиле на средства будущей игумении Успенского монастыря Тамары (Лихарёвой) и её матери Екатерины Ивановны. За этот дар им было дано благословение по кончине быть погребёнными в стенах монастыря за Успенским храмом. Службы в церкви преподобного Серафима Саровского совершались по воскресным и праздничным дням духовенством Успенской обители при пении хора монахинь. Трудно сложилась судьба Серафимовского храма в советскую эпоху. В 1928 году церковь закрыли и разграбили, а позже и вовсе осквернили. Спустя время храм был обезглавлен, лишён наружного декора и изуродован позднейшими пристройками - его превратили по сути в " забегаловку " -столовую, где каждый мог перекусить в ожидании поезда. Новая история храма началась в 2003 году, когда его возвратили Владимирской епархии. В 2004 году возле храма была сооружена небольшая кирпичная часовенка с помещённой внутри скульптурой преподобного Серафима Саровсксого - дар скульптора Юрия Иватько. А уже в августе 2007 года в Серафимовской церкви отслужили первую после 79 летнего перерыва Божественную литургию. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. В 70-е годы XIX века через уездный Александров проложили железную ветку, связавшую Москву, Ярославль и Архангельск. В 1888 году при железнодорожной станции появилась крохотная каменная часовня, сделанная в виде церквушки, в которой стоял иконостас. Посвятили ее спасению членов императорской семьи во время крушения поезда. Александр III и его близкие чудом остались живы, и это событие отмечали по всей стране. В Александрове вошло в традицию каждое воскресенье и по праздничным дням служить в часовне всенощные бдения. Сначала сюда приходили для молитвы только железнодорожные служащие. Но время шло, и количество жителей в прилегающих к вокзалу кварталах росло. Маленькая часовня перестала вмещать всех желающих, и городские власти приняли решение построить на ее месте новый храм. За это же ратовала игуменья Свято-Успенской женской обители, которая располагалась в Александровской слободе. Строительство стоило денег, и их нашла железная дорога, а руководить работами взялся инженер Валентин Николаевич Чекалин.

http://sobory.ru/article/?object=03272

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему местная власть боится Иоанна Грозного? О нерадужных впечатлениях об открытии памятника Царю в Александрове 11.12.2019 2168 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 7 декабря в городе Александрове Владимирской области на набережной реки Серая был открыт памятник Царю Иоанну Грозному. Своими впечатлениями об открытии монумента делится в телефонном интервью «Русской народной линии» очевидец этого исторического события, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, председатель Совета атаманов России Валерий Васильевич Камшилов: Поздравляю всех русских православных казаков с очередной Победой – в Александрове установили памятник Царю Иоанну Грозному. Трехлетние мытарства закончились. Напомню, что два года тому назад монумент был установлен на один час, а затем его демонтировали. Я принял участие в открытии более двухсот памятников и поклонных Крестов вместе с Вячеславом Михайловичем Клыковым. На сей раз у меня не радужное впечатление об открытии памятника. В СМИ писали, что будет губернатор Владимирской области Владимир Сипягин. Но вместо него была глава Александровского района Людмила Кузьмина. Она ограничила вход на территорию памятника. Во время ее речи присутствовал только Александр Андреевич Проханов. А остальные видные гости, такие как «Хирург» (Золдостанов), Максим Шевченко были не допущены. Даже организатор открытия памятника председатель Общественной палаты в Александрове Михаил Михайлович Кривоносов не смог возложить цветы к монументу. Полиция заявила, что это якобы не предусмотрено протоколом. Мне передали информацию, что и два года тому назад Кузьмина была инициатором увоза открывшегося памятника. Три года тому назад я был на открытии памятника в Орле. Там все было наоборот – был губернатор, старец Илий, а сам монумент освящал митрополит. Была торжественная обстановка при большом стечении народа! Было благословение Святейшего Патриарха Кирилла. А здесь, по моим подсчетам, было около трехсот человек. Половина присутствовавших приехала из Москвы . Местная власть использовала двойные стандарты! Владимир Жириновский в Кремле поет «Боже, Царя храни!». Клоунада! А на открытие памятника Царю, первому русскому правителю, венчанному на Царство, не прибыл член ЛДПР - губернатор Сипягин. Жириновский мог бы дать указание своему губернатору сделать мероприятие красивым и торжественным, для народа!

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/11/po...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ (Александров Александр Иванович; 16.04.1861, с. Байтеряково Лаишевского у. Казанской губ.- 23.06.1918, Петроград), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии. Сын протоиерея кладбищенской церкви в Казани, в 1879 г. окончил 1-ю казанскую гимназию, в 1883 г.- историко-филологический фак-т Казанского ун-та со степенью канд. историко-филологических наук, защитив дис. «Детская речь». В дек. 1883 г. утвержден профессорским стипендиатом по кафедре сравнительного языковедения и санскрита. В февр. 1884 г. командирован на полтора года в Дерптский ун-т для чтения курса лекций на кафедре сравнительного языковедения. Защитив дис. «Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitius. Zur Semasiologie», 30 мая 1886 г. получил степень магистра сравнительного языковедения. С 10 сент. 1886 г. приват-доцент Харьковского ун-та. 22 сент. 1888 г. за дис. «Litauische Studien Nominalzusammungen», представленную в Дерптский ун-т, удостоен степени д-ра слав. филологии. С 10 окт. 1888 г. экстраординарный профессор Казанского ун-та по кафедре сравнительного языковедения и санскрита, с 15 февр. 1889 по 31 янв. 1896 г. экстраординарный профессор по кафедре слав. филологии, с 1 февр. 1896 г. ординарный профессор, с 30 мая 1911 г. заслуженный ординарный профессор. В 1897-1905 гг. секретарь историко-филологического фак-та. В 1905 и 1909 гг. избирался деканом историко-филологического фак-та ун-та. С 14 марта 1903 по март 1908 г. редактор «Ученых записок Казанского университета», с 1906 г. председатель Гос. историко-филологической испытательной комиссии. Анастасий (Александров), еп. Ямбургский Анастасий (Александров), еп. Ямбургский По благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) А. И. Александров организовал муж. воскресную школу и руководил ею в 1896-1905 гг. В школе, существовавшей фактически на его средства, обучалось неск. сот чел., в основном рабочие заводов, занятия вели студенты КазДА.

http://pravenc.ru/text/114834.html

Московское княжество как самостоятельное политическое образование в пределах Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли – территории, находившейся под властью потомков Всеволода Большое Гнездо) появилось в 70-е годы XIII в., т.е. в эпоху, когда система власти Орды над русскими землями, основными проявлениями которой были взимание дани (с XIV в. она обозначалась термином «выход») и право ордынского хана (именуемого на Руси «царем») утверждать русских князей на их столах путем выдачи ярлыков на княжение, уже давно сформировалась, а сама Орда, бывшая вначале западным улусом Монгольской империи, раскинувшейся от Дуная до Тихого океана, приобрела (в 60-е гг.) независимость от великоханского престола в Каракоруме. Первым московским князем стал младший сын Александра Невского Даниил (p. 1261) 84 . Начало его правления пришлось на время царствования в Орде хана Менгу-Тимура, когда, по выражению Волынской летописи, «бяху вси князи в воли в тотарьскои» 85 . Но после смерти Менгу-Тимура и воцарения в 1281 г. Туда-Менгу 86 произошло обострение ситуации. Старший брат Даниила и младший – великого князя владимирского и князя переяславского Дмитрия Александровича – городецкий князь Андрей Александрович отправился в Орду и привел оттуда войско против Дмитрия. Летописание Северо-Восточной Руси датирует это событие 6789 (1281/82) годом, а согласно новгородскому летописанию оно имело место в 6790 г. Целью похода являлся Переяславль. К татарам, возглавляемым Ковадыем и Алчедаем, присоединились князья Федор Ростиславич Ярославский, Михаил Иванович Стародубский и Константин Борисович Ростовский. Были опустошены Муром, окрестности Владимира, Юрьева, Суздаля, Переяславля, Ростова и Твери. Дмитрий Александрович покинул Переяславль, и 19 декабря город был взят. Великий князь отправился в Новгородскую землю, думая укрепиться в Копорье, где двумя годами ранее он построил каменную крепость. Но новгородцы воспрепятствовали Дмитрию, и он был вынужден отказаться от этого замысла 87 . Союзником великого князя выступил Довмонт, князь псковский, вывезший из Копорья «товар» Дмитрия 88 ; поэтому можно полагать, что Дмитрий нашел убежище именно в Пскове 89 . Андрей Александрович, отпустив татар в Орду, приехал в феврале в Новгород, где был посажен на новгородский стол 90 . К нему, таким образом, переходили прерогативы великого князя владимирского, т.е. верховного правителя княжеств Северо-Восточной Руси, чей сюзеренитет признавал Новгород Великий 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

85. В день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, Благоверного Государя Наследника Александра Александровича и рождения Благоверной Государыни Ольги Николаевны, Королевы Виртембергской В настоящий благознаменитый день тезоименитства Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича и Наследника Его Благоверного Государя Цесаревича и Великого Князя Александра Александровича и рождения Благоверной Государыни Королевы Виртембергской Ольги Николаевны, – не без смущения предстаю пред вами, благочестивые слушатели, со скудным словом моим. Но, думаю и так: мне ли покрытому сединами – не сказать что-либо благоприличное о царях мудрых и благодетельных, о царях наших? Мне ли, – который в юности, препитан царским хлебом, и на старости лет ношу знаки их милостей? Мне ли, – который моими очами вижу уже третье царствование, трех православных царей наших: и блаженной памяти Благочестивейшего Императора Александра I-ro и Благочестивейшего Государя Николая Павловича, и ныне благополучно царствующего, богомудрого, Богом возлюбленного, и Богом превознесенного, Благочестивейшего Государя Императора Александра II-ro, в лице которых вижу как бы свыше ниспосланных на землю русскую трех великих архитектонов, из которых каждый положил в основание царства русского по одному краеугольному камню – столь прочному, что и врата адовы не подвинут их; столь благотворному для России по своим последствиям, что поэтому царство русское православное, – может быть отселе царством всех веков и всех народов. Мы приходим в умиление при воспоминании о благословенном Отце Отечества Императоре Александре I-м, мирно почившем в нашем городе; когда приводим на память достопамятный для России 1812-й год, и Его величайшее самоотвержение, употребленное для спасения России; когда он, по получении известия о взятии Москвы врагами, между прочим, сказал: „скажите всем моим верноподданным, что когда у меня не останется ни одного воина, и будут истощены все усилия; я отпущу себе бороду, и лучше соглашусь скитаться в Сибири, нежели подписать постыдный договор“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Александровка. Церковь Александра Невского. Храм Святого Благоверного князя Александра Невского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь святого благоверного князя Александра Невского в селе Александровка Грачёвского района Оренбургской области Первое упоминание об этой деревне в архивных документах датируется 1853 годом. Упоминание это связано с тем, что сюда были переселены крепостные крестьяне, купленные коллежским секретарем Николаем Стабеусом и перевезены в этом же году в село Александровку и деревню Яковлевку. Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1855 году в центре села на южном берегу искусственного пруда. Храм освящён 5 сентября 1855 года епископом Самарским и Ставропольским Евсевием. Церковь, вмещавшая до 1500 богомольцев, выполнена в традициях русской архитектуры XV века в виде крупного четырёхстопного пятиглавого храма «под звоном» (2 главы с западной стороны здания заменяли отсутствующую колокольню); в оформлении порталов присутствуют элементы готического стиля. Архитектор и проектные материалы не установлены. В 1930-х годах церковь была закрыта и впоследствии использовалась в хозяйственных целях, как склад и производственное помещение, что нанесло значительный ущерб зданию и его интерьерам. Решением исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов 158 от 2 июля 1991 года здание церкви отнесено к памятникам истории и культуры Оренбургской области. В 2000-х годах церковь святого Александра Невского вернули верующим. Благодаря активности местного жителя Анатолия Петровича Кузьмина и других прихожан, удалось добиться федерального финансирования реставрации храма, начавшейся в 2010 году. В настоящее время храм входит в состав Бузулукской епархии Московского патриархата. По материалам: http://www.buzulukeparh.ru/ Церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского была построена в 1855 г. в центре села на южном берегу искусственного пруда. В 1922 г., во время голода в Поволжье, один из эпицентров которого находился в Бузулукском уезде, община передала властям серебряные богослужебные вещи. Известно, что впоследствии с храма пытались снять купола с помощью тракторов и тросов. По состоянию на осень 1991 г. храм использовался как склад стройматериалов и производственное помещение. Хозяйственная деятельность нанесла значительный ущерб зданию и внутренним интерьерам.

http://sobory.ru/article/?object=22525

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Содержание «Дней Александровых прекрасное начало» (О книге профессора С. Мельгунова «Дела и люди Александровского времени») От автора Император Александр I. Сфинкс на престоле (Черты для характеристики Александра I) Мелочи об Александре 1. Александр I и женщины 2. Был ли Александр I католиком 3. Александр I – Феодор Кузьмич В эпоху отечественной войны Вожди армии Барклай-де-Толли и Багратион Ростопчин – московский главнокомандующий Кто сжег Москву? Еще о Ростопчине 1. Родственники о Ростопчине 2. Ростопчин в оценке А.А. Кизеветтера 3. Ростопчин и масоны Патриотические настроения в отечественную войну В годы мистицизма. правительство и общество после воины 1. Ликвидация войны 2. Мистицизм 3. Масоны 4. Начало либерализма 5. Реакция 6. Военные поселения 7. «Аракчеевщина»     Согласно официальной версии, император Александр I умер во время путешествия по России от стремительно развивавшейся болезни. Однако если попытаться внимательно рассмотреть события в жизни императора и его взаимоотношения со своими приближенными, то картина складывается совершенно иная. В своей работе известный историк С.П. Мельгунов пытается ближе подойти к разгадке царской трагедии путем детального описания лиц Александровской эпохи – тех, с которыми он замышлял либеральные реформы, и тех, кто оказался его соратниками в период переоценки его взглядов. Автор приходит к сенсационным выводам... «Дней Александровых прекрасное начало» (О книге профессора С. Мельгунова «Дела и люди Александровского времени») Из обширной библиографии о государе Александре I Павловиче, составившейся за почти два столетия со дня его кончины, книга профессора Мельгунова представляет в наши дни особенную ценность. Её автор столь долго и кропотливо собирал данные о своем герое, так вдумчиво анализировал события предыдущего и весьма краткого царствования его отца, императора Павла I, столь тщательно разбирал творчество современников, пытавшихся воссоздать художественный образ этого государя 1 , что, по существу, оказался самым качественным, после Н.К. Шильдера 2 , исследователем Александровского времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010