Верность заместителю местоблюстителя патриаршего престола сохранили лишь два ленинградских епископа — Николай (Ярушевич) и Сергий (Зенкевич). Четверо из восьми архиереев заняли двойственную позицию. Они не присоединились к оппозиции епископа Димитрия, но и не поминали на богослужениях митрополита Сергия. Так, наместник Александро-Невской Лавры епископ Григорий (Лебедев), пользуясь древним правом ставропигии, которое имела Лавра, никому не подчинялся и поминал лишь патриаршего местоблюстителя престола митрополита Петра. Некоторое время так же поступали архиепископ Гавриил (Воеводин), епископы Серафим (Протопопов) и Стефан (Бех). 19 февраля митрополит Сергий назначил в Ленинград нового главу епархии — митрополита Серафима (Чичагова). Митрополит Иосиф (Петровых) Митрополит Иосиф 24 января 1928 г . подписал акт отхода от митрополита Сергия в составе Ярославской епархии. В этот же день появилась его резолюция о согласии возглавить отделившихся от митрополита Сергия в Ленинградской епархии: «Митрополит Ярославский Агафангел с прочими епископами Ярославской церковной области отделились также от митрополита Сергия и объявили себя самостоятельными в управлении вверенными им паствами, к чему я присоединил свой голос. По сему благому примеру нахожу благовременным открыто благословить подобное же правильное отделение части Ленинградского духовенства со своими паствами. Согласен на просьбу возглавить это движение своим духовным руководством и молитвенным общением и попечением; готов не отказать в том же и другим, желающим последовать доброму решению ревнителей Христовой истины. Молю Господа, да сохранит всех нас в единомыслии и святой твердости духа в переживаемом Церковью новом испытании». В послании к ленинградской пастве от 2 марта митрополит Иосиф сообщил о переходе на самоуправление митрополита Агафангела (Преображенского) и трех его викариев, а также о том, что он, приняв в этом участие, признает тем самым прежние распоряжения митрополита Сергия и его Синода не имеющими силы, требует канонически правильного решения судом епископов вопроса о переводе и до этого суда не считает себя вправе предоставлять вверенную ему паству произволу церковных администраторов, не пользующихся доверием; поручает временное управление епархией епископу Димитрию и просит епископа Григория в качестве его наместника продолжать управление Александро-Невской Лаврой, призывая возносить свое имя за богослужением, несмотря на невозможность для себя приехать в Ленинград.

http://pravoslavie.ru/5334.html

С 30 июня 1882 по 20 декабря 1887 года - также временно управлял Алеутской и Аляскинской епархией . 11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд, он удостоился высшей светской награды Российской империи и патриарших церковных регалий. Когда Санкт-Петербургская духовная академия возбудила ходатайство о присуждении ему степени доктора богословия за его труды в деле издания Библии, он, по свойственной ему скромности, от этой чести уклонился. Митрополит состоял членом, почетным или действительным, многих ученых обществ: Императорской Академии наук, Копенгагенского северных древностей, Императорского русского георграфического, Киевской академической конференции, Московской академической конференции, Санкт-Петербургского и Московского университетов, Медико-хирургической академии, Московского комитета грамотности, Русского археологического общества и других. Высокопреосвященный сжился с Александро-Невской Лаврой и в последние годы почти безвыходно пребывал в своих покоях, только раз в неделю выезжая на заседание Святейшего Синода да изредка к богослужениям. С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября. Утром 7 сентября он приобщился Святых Таин . К вечеру митрополит совершенно ослаб, хотя находился в полном сознании и в 9 часов вечера еще разговаривал с окружающими и отсылал их в церковь. В 21:20 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор скончался на 94 году жизни. 11 сентября в построенной при нем Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры при большом стечении народа было совершено отпевание. Здесь он похоронен на солее с правой стороны, под иконой Спасителя. В 1932 году прах был перенесен на братское Никольское кладбище Лавры, где в 1988 году был установлен дубовый крест. Митрополит Исидор был замечательным человеком своего времени, он прожил большую и плодотворную жизнь. Более 100 епископов восприняли рукоположение от прославленного архипастыря. Он был образцом кротости для подчиненных, добрым наставником пасомых. Владыка отличался благородной терпимостью к индивидуальным особенностям ума и характера, всегда содействовал просвещению. При этом, он не любил своенравия и гордости и строптивым священникам своих епархий говорил обыкновенно: «Ты – гордый: я тебя смирю». И смирял. Осталось в память о нем наставление практической мудрости: «Ничего не ищи и ни от чего не отказывайся».

http://drevo-info.ru/articles/14878.html

Вопросы эффективного взаимодействия религиозных конфессий и СМИ обсуждали в Петербурге Санкт-Петербург, 11 февраля 2010 г. Диалог священнослужителей и представителей СМИ по вопросам эффективного сотрудничества состоялся 10 февраля в Александро-Невской лавре. Встречу с журналистами открыл наместник монастыря епископ Выборгский Назарий. Он отметил, что в наш информационный век важно преодолеть непонимание «между теми, кто пишет, и теми, о ком пишут». Причина непонимания - неграмотное освещение многими журналистами событий религиозной жизни. Среди недостатков СМИ он назвал предвзятую подачу материала, когда новость сопровождается односторонним комментарием и тенденциозной оценкой события. В качестве примера был приведен недавний сюжет «100 ТВ» о споре между Александро-Невской лаврой и Музеем городской скульптуры вокруг Благовещенской усыпальницы. «Мои слова урезали, аргументацию упразднили, сам репортаж прокомментировали так, что сюжет получился чем-то вроде камня, брошенного между Церковью и обществом. Зато речь главного хранителя музея вышла без правок, с бессмысленной фразой о том, что памятники страдают от запаха ладана», - отметил владыка Назарий. К слову, сами журналисты не отрицали справедливости этих замечаний. Резонно было сказано, что даже в советское время студенты журфака изучали основы вероисповеданий в рамках предмета «История религии и атеизма». Сотрудник официального издания правительства Санкт-Петербурга, преподаватель факультета журналистики СПбГУ Марина Алексеева поддержала инициативу проведения религиоведческих семинаров для будущих журналистов. Она подчеркнула, что подача новостей должна происходить по принципу «комментарии свободны, но факты священны». «Двадцать лет назад, пытаясь работать в рамках госучреждений, мы поняли, что в этом формате сотрудничества многое не осуществимо, и стали создавать свои богадельни, реабилитационные центры, приюты. По той же причине появляются сугубо православные СМИ», - отметил главный редактор радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» протоиерей Александр Степанов. «Хотелось бы, чтобы в безбрежном море средств массовой информации христианская пресса заняла достойное место. Важно, чтобы православное издание отражало не только события внутри Церкви, но и со своих мировоззренческих позиций рассказывало о всем многообразии жизни общества», - отметил ответственный редактор журнала «Вода живая» протоиерей Александр Сорокин. Организатором семинара стал отдел администрации Санкт-Петербурга по связям с религиозными объединениями. Беседа журналистов с представителями Церкви открыла серию встреч на тему «Взаимодействие традиционных религиозных объединений и СМИ в сфере укрепления общественного согласия». Седмица.Ru 11 февраля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34015.html

Когда центральныя улицы Петербурга бывали покрыты в продолжении трех дней – дней смерти и погребения Достоевскаго огромной толпой движущагося народа между Кузнечным переулком и Александро-Невской Лаврой, где и был погребен наш писатель, то на вопрос публики: «кого же это хоронят», некоторые разставленные на перекрестках хулиганы, (впрочем тогда такого слова еще не было) отвечали с вызывающей резкостью: «бывшаго каторжника»; однако, проходившие участники процессии благодушно отмахивались рукой и отвечали: да, покойник был и на каторге, а перед смертью удостоился нарочитой Царской пенсии и в надгробных панихидах по нем участвовало несколько великих князей, а митрополит Исидор и братия Лавры отвели безвозмездно на Невском кладбище место для его могилы, расценивавшееся в 2 т. рублей. Кстати о митрополите Исидоре. Этот старец на 9-м десятке лет своей жизни, вдруг обнаружил небывалую прежде участливость к событию. Совершенно чуждаясь каких бы то ни было отношений к обществу и тем паче к так называемой светской литературе, никогда не покидая своих роскошных покоев в Невской Лавре, кроме выездов в Синод или в церкви на богослужения, – он накануне погребения Достоевскаго, котораго тело лежало уже в гробу, в Духовской церкви Св. Лавры, вдруг появился в шубе и в белом клобуке у дверей названной церкви поздно вечером, но не мог войти в нее, припертою изнутри толпою народа, переполнившаго храм, да так бы и не вошел, если бы не догадался обойти двором смежную Благовещенскую церковь Лавры и взобраться, несмотря на свои преклонные годы (ему было тогда 82 г.) в ея верхний этаж, выходивший окнами в Духовскую церковь , где стоял гроб, пред которым люди всех возрастов и сословий, а преимущественно студенты, вслух читали Псалтирь над покойником, сопровождая чтение многочисленными поклонами, к немалому удивлению маститаго старца, который после погребения Достоевскаго выражал свое сочувственное удивление о происшедшем вдове и маленькой дочери писателя; эта самая дочь – Людмила внесла это краткое повествование в свой печатный некролог о почившем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Конкурс работ художников, посвященный 300-летию Александро-Невской лавры, которое будет отмечаться в 2013 году, объявлен в Санкт-Петербурге. О том, как он будет проходить, «Воде живой» рассказали его организаторы. С момента основания лавра интересовала мастеров живописи не только как восхитительное архитектурное украшение Санкт-Петербурга, но и духовный центр города и страны. Цель конкурса — продолжение традиций русской православной культуры. Участники конкурса смогут также оказать помощь монастырю в восстановлении собрания культурных ценностей, изъятых во время репрессий 30-40-х годов прошлого века. Конкурс учрежден лаврой совместно с творческим объединением молодых художников «Авторский Петербург» и Академией художеств. В жюри вошли известные деятели культуры, представители городской администрации, руководители музеев. Его возглавил председатель правления петербургского отделения Союза художников, народный художник России Альберт Чаркин. На конкурс допускаются работы по разнообразной тематике: архитектурный ансамбль и интерьеры лавры, подвижники монастыря, святой благоверный великий князь Александр Невский как выдающийся полководец, политик и монах. Жюри рассмотрит сюжетные работы на религиозные, исторические, сюжетно-бытовые темы: об основателе монастыря императоре Nempe I, благоукрасительнице обители императрице Екатерине Великой и императоре Nabлe I, присвоившем монастырю статус лавры, а также о сегодняшней жизни обители, ее насельниках и прихожанах. Стать участниками конкурса смогут как профессионалы, так и любители, а проводиться он будет ежегодно с 2009 по 2013 год. «Вода живая», 06.12.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-12-06/1...

Конечно, дети на Коневце ведут себя по-разному: не все читают молитвы, да и гурьбой на службы не ходят. Но многие здесь покрестились и стали на путь воцерковления. А главное — здесь все без исключения открывают для себя простые и вечные истины. Усваивают как данность, что нужно уважать и почитать родителей, какими бы они ни были; учиться ближних — любить, а обидчиков — прощать. Огромное значение для подростков-инвалидов имеет общение с физически здоровыми сверстниками. Ребята из «обычных» интернатов и детских домов с первых лет существования программы живут, работают, учатся и отдыхают бок о бок не только с колясочниками и глухонемыми, но и с теми, чье развитие принято считать не соответствующим норме. По словам Александры Ильиничны, впервые столкнувшись с инвалидами, ребята бывают не в силах скрыть испуг и неловкость. Но буквально через пару дней общение становится свободным. Дети не просто привыкают — они перестают обращать внимание на внешние различия. Программа «Кедр-Коневец» наглядно показывает: участвовать в решении проблем детей-инвалидов и сирот готовы и способны многие. Сейчас на острове каждое лето бывает около 400 подростков. Живут они в трехэтажном каменном особняке (бывший работный дом), восстановленном в 2001 году совместно с Христианским межцерковным диаконическим Советом, при поддержке МИД Дании. Коневский монастырь, несмотря на собственные проблемы, помогал на первых порах с жильем и питанием и постоянно оказывал и оказывает детям пастырскую помощь. Само за себя говорит и партнерство «Кедра» сначала с Комитетом по социальной защите населения и Комитетом по занятости администрации Санкт-Петербурга, а с 1998 года и с Комитетом по молодежной политике. Ремесленная реабилитация Коневец стал для «Кедра» отправной точкой. В 2000 году по благословению митрополита Владимира, совместно с Александро-Невской Лаврой и при поддержке нескольких комитетов администрации Петербурга «Кедр» начал реализацию новой программы «Монастырская слобода». С ее помощью происходит профориентация, обучение, содействие в трудоустройстве и создание постоянных и временных рабочих мест для молодежи, подростков и взрослых людей с ограниченными возможностями. Участниками этой программы ежегодно становятся более 300 человек. На первый взгляд, ничего необычного в ней нет. В помещениях, расположенных на территории Александро-Невской Лавры, организованы курсы и учебно-производственные мастерские: швейная, керамическая, росписи и резьбы по дереву, сувенирной куклы и другие. Любой человек, имеющий инвалидность, может обратиться в «Кедр» и получить направление на льготное или бесплатное обучение по одному из перечисленных видов ремесел (если это возможно по врачебным показаниям). Получив соответствующие знания и усвоив на курсах базовые навыки, инвалиды получают возможность брать в мастерских заказы по соответствующей работе на дом. Некоторые (для всех мест не хватает) остаются трудиться в мастерских.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/8/79...

Закрыть itemscope itemtype="" > Санкт-Петербург должен быть великим православным городом В День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Северной столице прошел стотысячный Крестный ход по Невскому проспекту 14.09.2015 858 Время на чтение 4 минуты В субботу, 12 сентября, в Санкт-Петербурге отметили День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Праздник начался с Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, сообщил «Русской народной линии» сайт Петербургской митрополии. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении епископа Царскосельского Маркелла, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, настоятеля протоиерея Павла Красноцветова с клиром и других священнослужителей. После богослужения в Казанском кафедральном соборе по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре в третий раз в новейшей истории России прошел крестный ход . В нем приняли участие духовенство митрополии, представители приходов города и области, городского правительства, Заксобрания, общественных организаций, учащиеся духовных школ, православные братства и верующие горожане. Во главе шествия по главной магистрали города была пронесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. По данным полиции, число крестоходцев составило 100 тыс. человек. В полдень из Свято-Троицкого собора лавры вышел малый крестный ход с мощами святого Александра Невского. Два молитвенных шествия встретились на площади, носящей имя великого полководца и защитника Руси. Торжества продолжились на площади перед лаврой у памятника святому Александру Невскому. Митрополит Варсонофий возглавил праздничный молебен и поздравил горожан с днем памяти небесного покровителя северной столицы. По словам правящего архиерея, великий князь соединял в себе качества истинного христианина - беззаветное служение народу и личную святость. «Когда мы размышляем о делах минувших лет, приходим к одному чувству - благодарности Богу за Его великие милости к роду человеческому. Страна наша пережила много тяжелых времен, когда от внутренних раздоров и нападений соседних врагов она подвергалась опасности потерять самостоятельность, раздробиться на мелкие части и подчиниться иноплеменникам. Было время, когда наше Отечество долгие десятилетия страдало под монголо-татарским игом, а значительную часть своей территории должно было уступить захватчикам с Запада. Милосердный Господь никогда не оставлял нас Своей милостью и в самые тяжелые времена посылал мудрых и мужественных правителей, твердо и самоотверженно стоявших на страже рубежей нашего Отечества, и с помощью Божией направлявших его к миру, единению и славе. Одним из таких выдающихся личностей является прославляемый ныне Церковью и Отечеством нашим святой благоверный великий князь Александр Невский», - сказал архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/14/sa...

На недавно прошедшей конференции, организованной «ДелоРус» и Александро-Невским Братством и посвященной празднованию 300-летия Александро-Невской лавры, я представлял проект помощи семьям воинов, погибшим в последних интернациональных конфликтах в Афганистане, Чечне и Дагестане. Этот проект инициирован Благотворительным региональным фондом «Омофор» (Московская губерния), оказывающим адресную помощь семьям военнослужащих, занимающим издательской деятельностью, а также возрождением храмов. В частности, Фонд восстанавливает Храм во имя святителя Василия Великого в селе Кистыш Суздальского района Владимирской губернии, построенного некогда А.В.Суворовым, русским непобедимым полководцем. В имении Суворова был храм, построенный из дерева его отцом, В.И.Суворовым. Александр Васильевич перестроил его в камне и добавил придел во имя святого князя Александра Невского. Таким образом, осуществляя этот проект, мы строим мостик между Александро-Невской Лаврой, где Суворов захоронен, и его родиной. Фонд «Омофор» начал сбор документов для прославления А.В.Суворова в лике святых. Народная молва давно говорит, что Александру Васильевичу молятся как святому, потому что ощущают его помощь в разных вопросах. Так что народное почитание Суворова уже есть. Владыка Владимирский и Суздальский Евлогий благословил возрождение храма, направил туда священника на настоятельство. Там уже служились молебны, а сейчас, после реконструкции алтарной части, служатся литургии по праздничным дням с молитвами о здравии всех жертвователей, принимающих участие в возрождении церкви. Храм восстанавливается на народные деньги, на пожертвования по кирпичику. В Клубе православных предпринимателей ведется большая издательская работа. К примеру, была выпущена книга о преподобном Иосифе Волоцком. Почему о нем? Потому что Патриарх Кирилл благословил наречение этого святого покровителем российского предпринимательства и хозяйствования, так как преподобный Иосиф ввел общежительный устав в монастырский обиход, проявил себя как рачительный и мудрый устроитель монастырской духовной и хозяйственной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/06/01/le...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Бельский Иван Иванович; 20.03.1893, С.-Петербург - 31.08.1937, Йошкар-Ола), еп. Бельский и Демидовский. Из семьи протоиерея. В 1917 г. окончил Олонецкую ДС. Служил надзирателем Петрозаводского ДУ. После закрытия уч-ща переехал в Петроград. 16 июля 1919 г. был принят в Александро-Невскую лавру . 23 июля пострижен в монашество с именем Иларион, 26 июля рукоположен во диакона. 18 дек. 1919 г. назначен помощником правителя дел духовного собора лавры. С 5 янв. 1920 г. исполнял обязанности правителя дел. 22 февр. 1920 г. избран помощником секретаря церковноприходского совета храмов лавры, в 1921 - июле 1922 г. И.- секретарь совета. 13 авг. 1920 г. рукоположен во иерея. 8 июля 1921 г. утвержден в должности правителя дел духовного собора лавры. Обучал детей Закону Божию. Учился в Петроградском Богословском ин-те. Был награжден набедренником (1921), наперсным крестом (1922). В июле (по др. данным, в июне) 1922 г. И. был арестован по делу правосл. братств, обвинен в укрывательстве от ГПУ иером. Льва (Егорова) . За недоказанностью обвинения освобожден 21 авг. того же года под подписку о невыезде. 13 сент. дело было прекращено. После признания Александро-Невской лаврой обновленческого Петроградского ЕУ (ПЕУ) с 7 июля 1922 г. перестал исполнять обязанности правителя дел духовного собора, секретаря церковноприходского совета и управдома лавры, официально освобожден от этих должностей 1 сент. 1922 г. 20 нояб. подал рапорт об увольнении за штат «по расстройству здоровья». Духовный собор лавры отклонил рапорт и обратился с ходатайством к ПЕУ откомандировать И. в один из петроградских мон-рей. 11 дек. 1922 г. указом ПЕУ переведен в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь . Не подчинился указу, продолжил служить в незанятых обновленцами храмах Петрограда. В окт. 1923 г., после возвращения Александро-Невской лавры в Патриаршую Церковь, вошел в состав братии. С марта 1924 г. настоятель петроградского храма во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. В сент. того же года возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/389173.html

Илья Васильевич Попов Храмы Санкт-Петербурга Скачать epub pdf Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры Начало Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры почти современно началу С.-Петербурга. 16 мая 1703 года, в праздник Пресвятой Троицы, Петром Великим был основан С.-Петербург, и вскоре после решающих побед в Северной войне, в 1710 году Государь повелевает строить монастырь во имя Живоначальной Троицы и святого благоверного князя Александра Невского. По первоначальным работам каменного строения монастыря строительство соборного храма было начато в 1720 году, и к 1730 году вчерне закончено, однако из-за серьезных повреждений в стенах храма, его пришлось разобрать. В 1776 году Императрица Екатерина Вторая повелела строить новый соборный храм Александро-Невского монастыря во имя Святой Живоначальной Троицы, который был торжественно заложен 30 августа 1776 года в Высочайшем присутствии. В основание храма, под алтарем, были положены частицы мощей св. апостола Андрея Первозванного, вложенные во мраморный ковчежец, а также серебряная доска с надписью, когда и в чье царствование совершена закладка. Храм строился по проекту талантливого русского зодчего Ивана Егоровича Старова, который заведывал и производством работ. Надзор за строительством вел Архиепископ (впоследствии Митрополит) Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров). 30 августа 1790 года собор был торжественно освящен. На церемонии присутствовала Императрица Екатерина Вторая в костюме гроссмейстера ордена св. князя Александра Невского и в малой короне. Вместе со всею семьею она была встречена духовенством у Святых Врат монастыря, и, следуя за кавалерами ордена св. князя Александра Невского, вошла в Благовещенскую церковь , откуда при пушечной пальбе и колокольном звоне были перенесены мощи святого благоверного князя в новый Свято-Троицкий собор. Освящение храма и Божественная литургия были совершены митрополитом Гавриилом с другими преосвященными. Постройкой и освящением соборного храма был закончен целый ряд построек монастырских зданий, и вскоре указом Императора Павла Первого Александро-Невский монастырь стал Лаврой.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010