Здесь, между древней рекой Волгой и строящейся современной автомагистралью, совершенно логично развитие туризма. Я бы сказал, тематического туризма, выстраивающего национальную идеологию». Александр Коновалов также объяснил, что есть и вторая часть плана развития Городца — это использование потенциала малых городов путем поощрения активности инвесторов и улучшение жизни населения. На противоположном берегу Волги располагается город Заволжье, где находится крупнейший моторостроительный завод, который сегодня успешно развивается и имеет все перспективы для инвестиций. Городец может стать прекрасной зоной отдыха для жителей Заволжья. Важнейшей инвестиционной составляющей для Городца должны стать досуг и культура. Предложены проекты: комплекс «Город мастеров» на набережной Волги, досуговый и торговый комплекс «Княжий город» и другие. Местоположение города позволяет создать музей под открытым небом. В числе прочих проектов — реконструкция крепости XII века. Важнейший элемент развития Городца — восстановление Феодоровского монастыря. Он был почти полностью уничтожен в 30-е годы прошлого века. Сначала предполагается восстановить две постройки монастыря. В одной из них, по преданию, святой Александр Невский принимал постриг. В дальнейшем — строительство заново одного из разрушенных храмов. Монастырь должен стать не только конфессиональным заведением, но и культурно-историческим центром и центром муниципальной жизни. План предполагает развитие научной, издательской деятельности, связанной с именем Александра Невского: издание книг, создание фильмов. Александр Коновалов объявил, что 8 декабря в Городце пройдет конференция историков и краеведов, и рассказал, что планируется создание в Приволжском федеральном округе Славяно-греко-латинского кабинета. В поддержку проекта «Городец XXI век» высказался архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Нижегородская земля тесно связана с именем Александра Невского, в частности, это Феодоровский монастырь в Городце. Именно в этом монастыре начала свою жизнь икона Божией Матери, получившая название Феодоровской. Перед этой иконой скончался князь Александр Невский. Первый московский царь Михаил был благословлен ею, — сказал владыка. — Надо напомнить, что Александр Невский был дипломат, воин, глава государства. Имя его имеет непреходящее значение для многих людей: как жить, служить во имя Отечества».

http://patriarchia.ru/db/text/334521.htm...

Доклад митрополита Варсонофия " Святой Александр Невский – история и актуальность " декабря 2020 " Святой Александр Невский - история и актуальность " (доклад митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ на Рождественских образовательных чтениях в Санкт-Петербурге, 15 декабря 2020 г.) Дорогие участники Рождественских чтений! Прославляя сегодня святого благоверного великого князя Александра Невского, мы говорим о прошлом, настоящем и даже будущем Отчизны. Имя этого подвижника действительно объединяет историю и современность - то, что было давным-давно, и что актуально сегодня. Каждое время предполагает свои вызовы, но если мы говорим о тринадцатом веке в истории России, когда жил святой, то это в основном время, когда наша Родина находилась под игом Золотой Орды, была от нее в политической и финансовой зависимости. Тогда же, с Запада Русскую землю постоянно теснили враждебные соседи и это была прежде всего война против Православной Церкви. При этом отдельные Русские княжества зачастую враждовали и воевали друг с другом. Сложная ситуация требовала консолидации русских земель, военного противостояния захватчикам, а также дипломатических договоренностей с властями Золотой Орды. Человеком, который разрешал все эти проблемы, был благоверный великий князь Александр Невский. Он проявил себя как выдающийся полководец, дипломат и примиритель. Основывая в 1703 году Санкт-Петербург, император Петр I пожелал, чтобы духовным основанием новой столицы Российской империи стал духовный и воинский подвиг святого Александра Невского. Ведь именно Александр Ярославич в 1240 году, тогда еще двадцатилетний новгородский князь, возглавил народное ополчение в битве со шведским войском на берегах Невы. Именно тогда, перед сражением, им были произнесены слова, выразившие все упование и надежду русского народа и ставшие крылатыми: " Не в силе Бог, а в правде! " Победа в Невской битве не позволила шведам закрепиться на Ладожской земле, принадлежавшей тогда Новгороду, а через несколько столетий император Петр I в ходе Северной войны вернет России выход к морю, что даст возможность основать новый город - " окно в Европу " - Санкт-Петербург. В память о победе русского воинства и в прославление святого, прозванного после битвы Невским, в 1710 году государь Петр I основал монастырь - нынешнюю Александро-Невскую лавру, духовную сокровищницу и архитектурную жемчужину города. Сюда же, в монастырь, в 1724 году были перенесены и мощи - святые останки великого князя.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Года через 2½, по смерти архиепископа Каллиста, митрополитом Новгородским Иовом был назначен игуменом Добрынской Пустыни, а еще через 2½ года – архимандритом Великолуцкого Троицкого Сергиева Монастыря. После кончины митрополита Иова преосвященным Аароном переведен в Тихвинский Монастырь. Он приехал из своего Монастыря с иконою в Петербург и здесь служил, без разрешения, молебны, был однажды ночью замечен самим Петром, отдан под караул. Архимандрит Феодосий писал по этому поводу преосвященному Аарону, что Государь «привел оного в свой государев дом со иконою великою в кивоте и объявил министрам, которые присоветовали взять оного в крепость и разыскать, для чего он такие тайные соборы в православном и свободном в вере и молитвах Государстве делают и людей Божиих обольщает. При котором оного архимандрита случае было не малое негодование Царского Величества» на преосвященного Аарона, «для чего такого плута и лестца» послал «в такой Монастырь настоятелем», и на архимандрита Феодосия, «для чего таким плутам и лестцам» не запрещает и дает волю 895 . В 1718-м году архимандрит Феодосий напоминал Невскому губернатору, князю Голицыну, что «по письму от высоко-княжой светлости до вашего высокоблагородья надлежит выслать к нам в Александро-Невский Монастырь из Киевских Монастырей крылошан, а именно басов 5 и теноров 9» 896 . Указом Государя, объявленным в Сенате графом Мусиным-Пушкиным 1-го января 1719-го года, вызывались в Петербурга игумен Михайловского Монастыря Варлаам (Леннецкий), монахи Симон (Кохановский), Михаил (Загурский), из Киевского училищного Коллегиума один монах и архимандрит Нижегородского Троицкого Николаевского Монастыря Питирим 897 . Никто из этих лиц, однако, не упоминается в числе прибывших в Александро-Невский Монастырь. В бумагах Петра сохранилась записка архимандрита Феодосия, от 3-го апреля 1719-го года, с перечислением не явившихся 12-и из вызванных в Невский Монастырь 40-а монашествующих для отправления на корабли; записка заканчивается такими словами: «а чего ради оные в Невской Монастырь не прибыли, о том известия не получено; а за неприбытием оных во отправление на корабли будет недостаток» 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Монастырь сей в первое 1237 года нашествие Татар на Россию был разорён, и все братство оного с Архимандритом побито, но вскоре возобновлён. В 1263 году, Ноября 23, погребён был там Великий Князь Владимирский Александр Ярославич Невский, скончавшийся на пути из Орды. А когда в 1381 году, во время войны Великого Князя Московского Дмитрия Ивановича Донского с Татарским Ханом Мамаем, явился в видении сему Великому Князю Александр Невский, как бы восставшим от гроба для вспомоществования Россиянам на Татар; то мощи его вырыты из земли, и поскольку обретены целыми, то и поставлены были в соборной монастырской церкви открыто для притекающих с верой. Напоследок, по состоявшемуся в 1723 году Указу Государя Императора NETPA I, перенесены из сего монастыря в Санкт-Петербургский Александро-Невский. О преимуществах сего монастыря При самом основании сего монастыря Великий Князь Всеволод Юрьевич предположил, чтобы оный был старейшим в Великой России, так как и город Владимир был тогда столицей Великих Князей Российских, Почему и в лествице Российских монастырей писался монастырь сей всегда первым, до времён Царя Ивана Васильевича. Сие преимущество подтверждалось ещё и тем, что с половины XIII века до начала XIV Всероссийские Митрополиты, из Киева перенёсшие свою кафедру во Владимир же, имели пребывание в сем Рождественском монастыре, который потому и был как бы их Кафедральным. Уже в 1561 году, по изволению Царя и Великого Князя Ивана Васильевича, а по грамоте Всероссийского Митрополита Макария, первенство дано Троице-Сергиеву монастырю, и Владимиро-Рождественский поставлен в лествице вторым; по устроению же Александро-Невского Санкт-Петербургского монастыря с 1720 года повелено считать Владимиро-Рождественский третьим. В 1667 году ехавшие в Москву на собор Греческие Патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире, посетив сей монастырь и уважив древность и знаменитость оного, по прибытию своему в Москву, с соизволения Царя Алексия Михайловича и с совета Московского Патриарха Иоасафа, пожаловали Владимиро-Рождественского монастыря Архимандриту Филарету право носить на мантии скрижали, и в служении посох Архиерейский, а на преимущества сии дали за руками своими грамоту 153 . По таковым преимуществам монастырь сей всегда был, в непосредственном ведении Всероссийских Митрополитов, потом Патриархов, а наконец под Св. Синодом в числе Ставропигиальных, пока в 1744 году, Июля 16, Именным Указом повелено было оный обратить в Архиерейский дом назначенному тогда вновь Владимирскому Епископу; а в сан сей 1748 года, Марта 20, посвящён был сего же монастыря Архимандрит Платон. В 1788 году, по соединению Владимирской Епархии с Суздальской, Епископу Владимирскому повелено было переехать на пребывание в Суздаль, а Владимиро-Рождественский монастырь упразднить. Но в 1798 году паки повелено было Епископу тому переехать во Владимир и по-прежнему занять сей монастырь своей кафедрой, которая и доныне там находится.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Заслуживает внимания дело «об исцелении от бесноватости капитана Вятского пехотного полка Василия Гагина. 30-го апреля 1720-го года Гагин был прислан в Монастырь из Военной Коллегии «для свидетельства и исцеления болезни злого духа» с тем, чтобы, «как он от той болезни слободится, его прислать в Военную Коллегию». Архимандрит Феодосий отвечал Коллегии резким письмом: «изволите присылать в Невский Монастырь на пропитание и покой отставных всяких чинов воинских людей», – писал Феодосий: «понеже Невский Монастырь с пространным строением нарисован только на едином листе бумаги, того ради извольте присылать такожде рисованных на бумаг, которых вместить можно много, а живым место за недавним начатием еще не построено». Места нет даже для братии. «Невский Монастырь от начала по пропорции своей имеет солдат 12 человек. «А Невские старцы-грешники, свидетельствовать и исцелять болезни от злого духа не можем и не помышляем, токмо о грехах наших. А кто исцелительми от злого духа нас непщует, за нестерпимое нами, наругание вменяем. А ежели бы обрелся где такой человек, который имел бы дар свидетельствовать и исцелять болезни от злого духа, убо тому никоторая земная власть в том повелевать не могла бы. Прочее оставляем вам, яко великоумным, на рассуждение». Впрочем, по усиленной просьбе самого Гагина, архимандрит Феодосий взял его в Монастырь, но сразу же велел определить на работу, разрешая только в праздники и «в шабаш» от работы читать над ним Евангелие. 7-го марта Гагин поступил в Монастырь, а уже 20-го просил отослать его в полк, так как ему «стало от болезни свободнее» 1390 . В 1723-м году, 5-го сентября, состоялся именной указ впредь не принимать в Монастыри «для исцеления и воумления» сумасбродных 1391 . В 1721-м году Святейший Синод в докладе Государю писал, что «определенных в Архиерейские Домы и в Монастыри отставных офицеров, драгун и солдат жалованьем довольствовать нечем», и Государь 19-го ноября положил резолюцию: «давать, отколь прежде давано» 1392 . Но в апреле следующего года в собрании Синода и Сената Государь дал новое поведение – определять отставных военных на вакантные монашеские места в штатных Монастырях, «а где определенных монахов обретается полное число, и из тех Монастырей убавить оных треть или половину в такие Монастыри и Пустыни, где не жалованьем, но рукоделием и трудами читаются»; рядовые получали жалованье «против чернцов», унтер-офицеры – «по полторы порции», а «обер-и штап-офицеры» – «против Регламента порционы» 1393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Александр Невский Патриарх Кирилл: Служение преподавателя предполагает подвиг самоограничения, дисциплины и жертвенности Наиболее действенным средством воспитания является, конечно, пример — пример тех, кто воспитывает, поэтому программа обращена не только к молодежи, но и к взрослым людям, в том числе к тем, кто определяет умонастроения нашего общества. Патриарх Кирилл передал в дар Грузинской Церкви частицу мощей Александра Невского Передача святыни прошла после литургии в Успенском соборе Московского Кремля, которую Предстоятель Русской церкви совершил вместе с католикосом-патриархом всея Грузии Илией II. В Ярославской области открылся музей Александра Невского Отдельную экспозицию представляют реконструированные фигуры воинов - русского дружинника, рыцаря тевтонского ордена и татаро-монгольского кочевника. Кроме того, в экспозиции присутствует точная копия фигуры Александра Невского, рост которого, согласно летописям, составлял всего 165 сантиметров. Минкульт ищет способ изготовления копии раки св. Александра Невского, находящейся в Эрмитаже " Рака уже давно стала не только предметом церковной памяти, но и культурного наследия. Сложность в том, что по предварительной оценке копирование будет стоить совершенно непотребных денег " , - сообщил Владимир Мединский. Епископ Выборгский Назарий: Мы благодарны тем, кто любит Лавру Имя святого Александра Невского - особое и для Петербурга, и для его первого и главного монастыряАлександро-Невской лавры. Что сегодня значит этот монастырь для горожан? О чем молится его братия и как отмечает день памяти своего святого покровителя? Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Не в силе Бог, а в правде! Святой Александр Невский

http://pravmir.ru/tag/aleksandr-nevskij/...

Юбилей святого Александра Невского отмечен в музее истории города декабря 2021 В Иоанновском равелине Петропавловской крепости 7 декабря прошла премьера фильма " Александр. Возвращение к Неве " , а также состоялась лекция " Александр Невский в Петербурге. Три века исторической памяти " . Мероприятия были организованы в рамках межмузейного проекта " Александр Невский. Северный путь " , посвященного 800-летию небесного покровителя города. Фильм создан Новгородским областным телевидением совместно с петербургским Институтом истории РАН. Он рассказывает о перенесении мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург в 1723-1724 годах. Авторы киноленты прошли по маршруту XVIII века от Владимира до Санкт-Петербурга и зафиксировали в точках пути сохранившиеся исторические объекты и факты. Автор сценария Сергей Бондаренко назвал перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург " крупнейшей PR-akцueй своего времени " , сформировавшей образ " государственного " святого и обеспечившего историческое обоснование начинаниям Петра Великого. Мысль Петра I как раз и состояла в том, чтобы человек, олицетворяющий государственность, был при это еще и святым. Сценарист напомнил, что император запретил изображать святого на иконах в монашеском одеянии. Распространены были литографии с его изображением, которые раскупались обывателями, и при каждом новом государе он изображался в актуальной парадной одежде и носил черты портретного сходства с действующим императором. Великий князь был почитаем и ранее, но до перенесения мощей не было построено ни одного храма в его честь, в великокняжеских кругах не было популярно имя Александр, а после стало популярным в императорской семье, дворянских кругах и стало самым распространенным в России. Лекцию " Александр Невский в Петербурге. Три века исторической памяти " прочитал директор Мнститута истории РАН Алексей Сиренов. Говоря о Санкт-Петербурге как месте исторической памяти о святом, докладчик отметил, что уже в первые годы существования города в его планировке особое место занимал Троицкий Александро-Невский монастырь , который в 1724 году стал хранителем мощей святого.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Крестный ход еще тем уникален, что была пронесена Казанская икона Божией Матери по Невскому проспекту. Ее передвижение всегда носит какой-то исторический смысл: ее забирали из Казанского собора во Владимирский перед Великой Отечественной войной, потом предание, что ее обносили во время войны вокруг города, потом, в 2001 году возвращение в Казанский собор. И теперь она вышла из Казанского собора и прошла по Невскому проспекту. Матерь Божия простирает Свой Покров над нашим градом, и в нашем городе возникла такая духовная ось: Казанский собор - Александро-Невская Лавра, Матерь Божия и святой князь Александр. Невский проспект, мне кажется, вернул этим самым подлинную часть своего названия, ведь многие думают, что Невским он назван по реке Нева, а на самом деле, он назван Невским в честь Александро-Невской Лавры и самого святого князя. То есть, 12 сентября Невский был проспектом в честь святого Александра Невского. Крестный ход завершился грандиозным молебном, когда молилось около 70-и тысяч человек во главе с Патриархом и, наверное, такого великого молебна в нашем городе тоже еще никогда не было. Ни один храм никогда не вместил бы такое количество верующих. Сама площадь Александра Невского стала храмом. На молебне, совершенном у мощей святого князя, были сказаны важные слова. Патриарх Кирилл воздал должное святому князю Александру и государю Императору Петру Великому. Настоящим открытием стала мысль Патриарха о том, что Петр Первый, хотя и «прорубил окно» в Европу, но это «окно» стало частью православной Руси. Санкт-Петербург Царь основал как православную столицу православного царства. И не случайно Царь основал в городе Лавру, тогда монастырь и перенес сюда мощи святого князя Александра Невского - это был своего рода фильтр для «окна». Александр Невский может быть назван открытым антизападником, именно он положил предел экспансии Запада, именно он категорически отверг любое соглашательство, любую толерантность с латинством. Петр Первый, «прорубая окно», навесил на него такую «сетку», чтобы лишние западные комары и мошкара не залетали к нам в дом. Таким духовным фильтром стала Лавра и мощи святого Александра Невского. Именно образ князя Александра Невского уравновесил некоторые западные излишества того и последующего времен. Именно благоверный князь Александр Невский стал гарантом того, что Санкт-Петербург останется православным городом, навсегда останется твердыней Православия. И вчера мы это увидели, пережили.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/13/et...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance ЕСЛИ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ЗАЙМЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО В ТЕЛЕПРОЕКТЕ " ИМЯ РОССИИ " , КАК ВЫ К ЭТОМУ ОТНЕСЕТЕСЬ? 9 мин., 01.01.2008 Юрий Кублановский, поэт, Москва; в проекте «Имя Россия» представлял поэта Александра Пушкина Россия — своеобычная цивилизация Я скорее порадуюсь, чем огорчусь, потому что он не только политик и полководец, но и русский святой. Хотя в этом выборе главное другое. У России был свой путь, который катастрофически оборвался в 1917 году. У народа было своеобычное, не похожее на другие лицо. В этом смысле Александр Невский — наиболее подходящий символ возвращения к нашим традициям, символ нового евразийства, и его выбор не выглядит случайным. Правда, немного настораживает, что Невский — скорее легенда, чем реальность. Хотя он из всех именно политических фигур проекта «Имя Россия» мне кажется наиболее обаятельным. Сергей Миронов, председатель Совета Федерации РФ, Москва; в проекте «Имя Россия» представлял полководца Александра Суворова Талант служения Отечеству В финал проекта «Имя Россия» вошло несколько очень сильных фигур. Некоторые из них действительно достойны занять первую строку. Хотя будь моя воля, в финале не появились бы ни Ленин, ни Сталин, поскольку разрушительное начало в них явно превосходило созидательное. Россию образно называют в народе «домом Богородицы», и символом ее не могут быть богоборцы, разрушавшие этот дом. Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» говорил, что «монастырь наш — Россия», подразумевая, что в нашей стране мы должны жить по своему справедливому уставу, то есть по совести. В биографии почти всех героев, деяния которых мы обсуждаем по воскресеньям на телеканале «Россия», мы видим примеры самопожертвования, мужества, блистательного таланта, которые были поставлены на службу отечеству. Одно имя выбрать непросто. Мое сердце склоняется к трем славным именам, трем Александрам: Пушкину, Суворову, Невскому. Не только потому, что я родился в Царском Селе, неподалеку от пушкинского лицея, не только потому, что мальчишкой приходил в Александро-Невскую Лавру и всматривался в лаконичную надпись на могильной плите: «Здесь лежит Суворов».

http://foma.ru/esli-aleksandr-nevskij-za...

С течением времени форма вызова изменилась, и уже сам Петербургский владыка сносился е епархиальными архиереями, приглашая выслать к нему монашествующих. В 1766-м году, по такому приглашению, Тверской епископ Гавриил (Петров) выслал в Александро-Невский Монастырь к архиепископу Гавриилу (Кременецкому), при препроводительных письмах, из Ниловой Пустыни иеромонахов Товию и Гервасия, Житенного Монастыря иеромонаха Аристовула, Желтикова – иеродиакона Иннокентия, Колязина – иеромонаха Фаддея. Вологодский епископ Иосиф (Золотой), отпуская одного иеродиакона Ферапонтова Монастыря Амвросия, отправлявшегося «не столько по охоте, сколько по увещанию», писал, что хотя по ведомостям и числятся в епархии его излишние за штатом монашествующие, но все они престарелые и дряхлые и не могущие несть никаких послушаний; таковы же по большей части и в штате состоящие 3024 . Но, однако, такая форма приглашения оказалась невполне действительною, и архиепископ Гавриил счел необходимым в 1768-м году обратиться в Святейший Синод с ходатайством о высылке в недостающее по штату число в Александро-Невский Монастырь, для крылосского послушания и флотовой службы, монашествующих по наряду: из Белоградской епархии двух иеромонахов и двух иеродиаконов, из Воронежской и Севской по одному иеромонаху и по 2 иеродиакона, а если иероднаконов нет, то хотя простых монахов, годных к производству со временем в иеродиаконы 3025 . Вызываемые получали на путь из Киева по 30-и рублей 3026 , иногда и меньше, за счет Святейшего Синода 3027 . В 1746-м году Святейший Синод предписал было Александро-Невскому Монастырю покрыть расходы по отправке в Монастырь вызванных из других Монастырей монашествующих. Но преосвященный Феодосий на это предписание докладывал Святейшему Синоду, что оплачивать эти расходы Александро-Невскому Монастырю из своих доходов «признается неприлично, затем что, по силе состоявшихся в прошлых годах указов» Петра Великого, «в Александро-Невский Монастырь, яко собственно строящийся коштом монаршим для вечной славы императорской и знатнейшей резиденции, из разных епархий и Монастырей до 1745-го году браны были монашествующие из честнейших иеромонахов и иеродиаконов для учреждения честного духовного жития и посылки в морской флот», «без выдачи из доходов Монастыря на путевое их содержание и на наем подвод денег», «хотя за Монастырем имелось вотчин довольное число и сумма состояла в большом состоянии».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010