Но было ли на этих переговорах что-либо, способного вызвать затаённый личный гнев хана, личную обиду — вставшую над интересами государства? По одной из версий, весьма правдоподобной, Берке даже был заинтересован в изгнании откупщиков из русских городов. Доход от откупов шёл, возможно, не ему непосредственно, а великому хану в далекую Монголию. В этом пункте нет согласия между специалистами, поскольку нет полного понимания того, какими путями и куда шла дань с русских земель, полученная через откупа. Точно ли всё шло в Каракорум? Или всё-таки какая-то часть оставалась в Сарае? А если да, то насколько значительная часть? Вопросы эти до конца не прояснены. Но даже если весомая часть откупной дани «застревала» в Сарае, то перерезание нитей с Каракорумом означало, как минимум, то, что Сарай отныне ни с кем не делился и мог, соответственно, получить от Руси больше. Александр Ярославич мог прямо пообещать: будет дано щедрее серебра, чем прежде! Между тем магистральный политический курс Берке был направлен на отделение от великой Монгольской империи, на создание собственного независимого государства. Отсюда можно сделать вывод: к чему мстить за откупщиков, если восстание принесло казне хана Берке прибыль сейчас и на будущее? Но… был ли Александр Ярославич организатором восстания, нет ли, хан мог предположить именно это; а если «улусник» сумел один раз поднять восстание и победить, что помешает ему совершить то же самое во второй раз — уже против самого Берке? Сильный, независимо, умело и властно ведущий дела подчиненный правитель одновременно полезен и опасен для хана. Берке вряд ли устраивало однозначное усиление одного из русских князей. В этом виделась излишняя, с ордынской точки зрения, самостоятельность «улуса». Достаточная ли для тайной расправы? Бог весть. Тот же вопрос о выделении воинских контингентов против Хулагу… С одной стороны, Александр Ярославич мог заявить: «Вся моя сила обороняет Русь от немцев. Сын мой Дмитрий пошёл с полками в поход, идут тяжёлые битвы». И — вроде бы, да, откуда стране взять новые полки для южного похода, если ядро её мощи бьётся с врагом на далёкой окраине? А с другой стороны, нет ли тут лукавства: так ли уж важна окраина, да точно ли великокняжеская армия обороняется, а не нападает? Говорят, русские взяли немецкий город Юрьев, обогатились добычей. Выходит, защищаются вовсе не подданные великого князя владимирского, а немцы? Тёмная, непрозрачная для ордынского правителя история. Доверие к «улуснику» она несколько подтачивает.

http://veraifoma.ru/famblog/aleksandr-ne...

Но при опоре на «Повесть о Неврюевой рати» Воскресенской, Софийской первой летописей и некоторых других источников такая последовательность оказывается неочевидной. Из традиционной версии не ясно, чем было мотивировано антимонгольское восстание Андрея. Андрей Ярославич, не будучи старшим в роде, занимал тем не менее Владимирский княжеский стол. Отношения с монголами с занятия им великокняжеского престола в 1248 году были уже достаточно выстроены. И вдруг – бунт. Причина восстания, вероятно, состояла не в жалобах Александра Невского, а в затеянной в рамках Монгольской империи властной ротации. К власти в Каракоруме в 1251 году пришел Мунке. Следствием его прихода, произошедшего в жесткой политической борьбе, стала смена фигур управления на местах. Одной из коррекций, вероятно, стало предложение заменить Андрея во Владимире более авторитетным Александром. Андрей Ярославич отказался принимать такой сценарий. Помешать ему он попытался, разыгрывая карту широкой антимонгольской коалиции. Ключевая роль в ней отводилась Даниилу Галицкому, зятем которого он являлся. Далее должна была быть использована перспектива помощи со стороны Запада. Андрей, не имея должных гарантий вступил в большую политическую игру и проиграл. Бегство его в Швецию к Биргеру – злейшему врагу Александра Невского также может быть рассмотрено как шаг показательный. Монголы решительно подавили восстание, которое при промедлении могло перерасти в большую религиозную войну 274 . Л.Н. Гумилев прямо писал применительно к XIII веку о существовании партии русского западничества. Западники были и среди князей, и среди элиты. Антимонгольские выступления являлись, согласно гумилевской оценке, заговором западников. Вхождение в Европу и принятие католицизма – часть правящего класса отдавала предпочтение такому сценарию 275 . Андрей Ярославич, по-видимому, первоначально к партии западников не принадлежал, но обиженный решением Каракорума в пользу Александра Невского попытался разыграть западническую карту. В этой версии событий моральные претензии к Александру должны быть сняты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким-то образом Александр Ярославич «чини кашу» в Торопце, но он повторил свадебные пиршества и по приезде в Новгород, «не из любви к пирам, по справедливому замечанию историка, а из желания делиться своею радостью с народом. Он хотел, чтобы его домашняя жизнь имела тесную связь с государственною» 38 . «Сии народные угощения, по справедливому замечанию Карамзина, обыкновенные в древней России, установленные в начале гражданских обществ и долго поддерживаемые благоразумием государственным, представляли картину, можно сказать, восхитительную. Государь, как истинный хозяин, потчевал граждан, пил и ел вместе с ними; вельможи, тиуны, воеводы, знаменитые духовные особы смешивались с бесчисленными толпами гостей всякого состояния; дух братства оживлял сердца, питая в них любовь к отечеству и венценосцам» 39 . В Новгороде с молодой супругой Александр Ярославич поселился в обычном местопребывании новгородских князей – в Городище. Окрестности Великого Новгорода изобилуют водою. По выходе из Ильменя Волхов отделяет от себя рукав Волховец, а близ самой торговой стороны Новгорода – другой рукав Жилотуг, соединяющийся потом с Волховцем. На правом берегу реки между истоками этих рукавов находится возвышение, имеющее около квадратной версты. Здесь мы встречаем теперь простое село, жители которого занимаются рыбной ловлей и разведением овощей, но некогда это было так называемое Городище или загородный княжеский двор, где большею частью жили князья Великого Новгорода 40 . Князья любили соединять в своих загородных жилищах все удобства для жизни, какие представляло то время: недаром они называли их «раем», «красным селом» и т. п. Княжеский терем, от которого теперь не осталось никаких следов, со множеством пестрых узорчатых украшений, с позолоченным гребнем и смотревшими в разные стороны коньками на его концах, с резными карнизами представлял весьма красивый вид. Внутри терема особенным убранством отличались сени или столовая комната, где происходили пиршества. Полы устилались дорогими коврами, а стены расписывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Александр Невский был князь, начальник. Сегодня у нас примерно такое представление: начальники – это те, кто с мигалками ездят, кому все почести, и что их левая нога захочет, то и будет. Кто дорвался до власти, тому все и будет. А какое представление о власти и о начальствовании в житии и вообще в Православии? Вот здесь показан такой сюжет, как Александр Невский возвращается с победой, и все новгородцы его встречают и восхваляют его: «Слава князю!» – «Александр Ярославич – наш защитник!» Это то самое, ради чего становятся князем: он на коне, и ему все почести, ему слава. Проходит всего несколько месяцев, и новгородцы его выгоняют, он уже не нужен, у них и так все хорошо, они же победители. Он забирает свою семью и уезжает. Все, выгнали. Александр уезжает, и еще совсем немножко времени проходит, и немецкие рыцари с чудью их окружают. Изборск захватили, Псков взяли. Они наступают, что делать? Опять паника. Смотрите, а кресло-то пустое, на котором князь сидел. Опять надо звать князя. И что делает Александр Невский? Отказывает им? Нет, он возвращается. И все то же самое. Опять «Слава князю!», опять «Александр Ярославич – наш защитник!», и вот он едет, и он все знает. Они ему это все уже говорили, а после этого выгнали, а сейчас он их опять защищать будет, и с большой вероятностью они опять к нему так же неблагодарно отнесутся. А может быть, и нет, но не ради этого он едет. Не для того, чтобы ему все кланялись, а потому, что он долг свой выполняет, людей едет защищать и землю свою защищать, и может на это жизнь свою положить. И вот последние кадры: бессмертие героя, потому что Александр Невский победил в итоге, есть такое предание, что он явился во время Куликовской битвы, что по его молитвам и его заступлением мы, собственно, и победили в итоге тех самых татар, перед которыми ему в какой-то момент пришлось, чтобы спасти своих людей, смириться. Учиться властвовать собой Есть еще несколько разворотов, посвященных тому, чему я могу научиться у святого. Каким он, например, был начальником, как посвящал себя служению людям. Надо ли нам это? Мы князьями не будем. Но на самом деле каждый из нас может быть начальником, в том числе любой отец семейства – это начальник в своей семье. И вот, какой он: тот, который приходит, командует, и все стоят по стойке смирно, и в этом весь смысл? Что такое начальник? Здесь рассказано, какие именно качества князя как начальника могут пригодиться любому начальнику. Может быть, дети, читающие эту книжку, когда-нибудь станут начальниками, в том числе мэрами городов или даже президентами, а почему нет? Готовиться надо сейчас, заранее. Как Александр Невский готовился с детства к тому, чтобы стать князем, так и нам надо учиться становиться князьями и царями в таком настоящем, подлинном смысле слова. Учиться властвовать в первую очередь самим собой.

http://pravoslavie.ru/143504.html

Что касается Невской битвы, то она не нашла никакого отражения в шведских хрониках. Но, по мнению крупнейшего российского специалиста по истории Балтийского региона в средние века Игоря Шаскольского, «…этому не следует удивляться. В средневековой Швеции до начала XIV века не было создано крупных повествовательных сочинений по истории страны типа русских летописей и больших западноевропейских хроник». Иными словами, следы Невской битвы у шведов и искать-то негде. 2. Запад не представлял угрозы для России того времени, в отличие от Орды, которую князь Александр использовал исключительно для усиления своей личной власти. Снова не так! Вряд ли в XIII столетии можно говорить о «едином Западе». Возможно, правильнее было бы говорить о мире католицизма, но и он в целокупности был очень пестр, разнороден и раздроблен. Руси реально угрожал не «Запад», а Тевтонский и Ливонский ордена, а также шведские завоеватели. И разбивали их почему-то на русской территории, а не дома в Германии или Швеции, и, стало быть, угроза, исходящая от них, была вполне реальной. Что же касается Орды, то существует источник (Устюжская летопись), который дает возможность предполагать организующую роль князя Александра Ярославича в антиордынском восстании. 3. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата. Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой.

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Самой тяжелой и, как сейчас говорят, «непопулярной» задачей его правления стало — обеспечить правильное налогообложение в пользу Орды. Только так Александр Ярославич мог избавить Русь от новой Неврюевой рати. Но именно тот город, который был более всего обязан его воинской доблести, хуже всего отнесся к перспективе платить ордынцам дань. Великий неверный Новгород. 1257 год принес новгородцам черную весть: «ни­­зовская» Русь (Рязань, Владимир, Суздаль, Муром и т. п.) дали ордынцам «число». Иными словами, позволили собрать сведения для налогообложения. Вслед за ними пришел черед Новгорода. Здешнее население, незнакомое с кошмаром ордынских набегов, не завоеванное монголо-татарами, не терпевшее власти их представителей-баскаков, возмутилось. Древняя новгородская вольница не допускала мыс­­ли о подобном унижении. Летопись сообщает: «Смятошася люди». Тогда к Новгороду двинулся сам Александр Ярославич с «послами татарскими». Он не раз спасал эту землю от чужеземной власти. Но теперь гневу князя не было границ. Он-то видел, как гибла Русь под татарскими мечами, как великие полки в битвах с огромным войском ордынцев ложились, словно скошенные колосья, — не раз, не два и не три. И он, как никто другой, понимал: если позволить новгородской вольности по-прежнему цвести и благоухать, карательная рать прибудет к стенам города незамедлительно. И ничего не останется ни от богатств его, ни от гордыни. Полягут те смельчаки, коим теперь так мило рвать глотки на вече, в отдалении от смертоносных туменов. Смирив Новгород, Александр Невский спас его. С новгородцами, увидевшими силу, князь договорился миром, получил от них дары для хана. Но «число» новгородцы всё еще не соглашались дать. Полтора года спустя Александр Ярославич  все-таки заставил горделивых вечевиков сделать это. Им пригрозили новым походом: «Уже полки собираются!» И новгородцы покорились. Новгород превратился в данника Орды… Горько, грустно. Но головешки Новгорода — куда более печальный вариант развития событий, нежели Новгород, согласившийся платить татарские налоги.

http://foma.ru/nevskij.html

По настоянию князя во Владимиро-суздальской Руси исчисление произошло спокойно, и Александр поспешил в Орду, чтобы склонить на милость хана, довольного послушанием русских людей и их князя. Но в Орде решено было подвести под число и Великий Новгород, где особенно сильно была развита ненависть к поработителям Руси. Зная о таком возбуждении новгородцев, великий князь с тяжелою, озабоченною думою возвращался на родину. И его опасения оправдались. Как только в Новгороде услышали о готовящейся переписи, в народе началось брожение, начали устраивать вечевые собрания и постановили скорее умереть, чем подчиниться ханскому требованию. Новгородцы не хотели согласиться на перечисление и потому, что Новгород не был завоеван татарами, и многим казалось, что уже поэтому татары не имеют права распоряжаться над областью святой Софии так, как хотят. «Умрем за святую Софию и за домы ангельские (св. обители)», — раздавались клики на улицах города, и горожане готовились к восстанию. Александр Ярославич, чтобы предотвратить от Новгорода страшную татарскую месть, поспешил сюда. Он надеялся, что новгородцы послушают его благоразумного совета. Но еще до приезда князя в городе начались несогласия: в то время, как чернь хотела бороться против татар, богатые люди предпочитали уплатить требуемую дань, чтобы не раздражать и татар, и великого князя. Александр Ярославич воспользовался этим и своею твердостью успел склонить новгородцев на перепись. Однако появление татарских чиновников и злоупотребления, которые происходили во время переписи не только от татар, но и от зажиточных новгородцев, снова возбудили движение в Новгороде. Сторону волновавшихся принял на этот раз и новгородский князь Василий Александрович, но, боясь отца, он убежал в Псков. Благоверный князь Александр приказал схватить непокорного сына и, лишив его новгородского княжения, отправил в Суздальскую Русь. Были строго наказаны и зачинщики мятежа, а так как и после этих строгих мер новгородцы не хотели успокоиться и согласиться на ханские требования, то благоверный князь Александр вместе с татарами немедленно оставил Новгород, предоставляя самим новгородцам считаться с гневом хана. Отъезд великого князя подействовал сильнее всяких убеждений: новгородцы смирились, приняли ханских чиновников, и таким образом разгром Новгорода татарами был предупрежден.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Миф 3. Князь Александр не защищал Русь и православную веру, он просто боролся за власть и использовал Орду для физического устранения своего собственного брата Это всего лишь домыслы. Князь Александр Ярославич в первую очередь защищал то, что унаследовал от отца и деда. Иными словами, с большим искусством выполнял задачу стража, хранителя. Что же касается смерти его брата, то надо прежде подобных вердиктов изучить вопрос о том, как тот, в безрассудстве и молодечестве, положил русские рати без пользы и каким путем вообще приобрел власть. Это покажет: не столько князь Александр Ярославич был его губителем, сколько он сам претендовал на роль скорого губителя Руси… Миф 4. Повернув к востоку, а не к западу, князь Александр заложил основы будущего разгула деспотизма в стране. Его контакты с монголами сделали Русь азиатской державой Это уже и вовсе беспочвенная публицистика. С Ордой контактировали тогда все русские князья. После 1240 года у них был выбор: умереть самим и подвергнуть новому разорению Русь или выжить и подготовить страну к новым битвам и в конечном итоге к освобождению. Кто-то очертя голову ринулся в бой, но 90 процентов наших князей второй половины XIII века избрали иной путь. И тут Александр Невский ничем не отличается от прочих наших государей того периода. Что же касается «азиатской державы», то здесь сегодня действительно звучат разные точки зрения. Но я как историк полагаю, что Русь никогда ею не сделалась. Она не являлась и не является частью Европы или Азии либо чем-то вроде смеси, где европейское и азиатское принимает разные пропорции в зависимости от обстоятельств. Русь представляет собой культурно-политическую суть, резко отличную и от Европы, и от Азии. Точно так же, как Православие не является ни католицизмом, ни исламом, ни буддизмом, ни какой-либо иной христианской конфессией или религией. Читать больше материалов об Александре Невском Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/mifyi-ob-aleksandre-nevsk...

Тогда как устрашенный народ думал только о Татарах, Князь не выпускал из памяти, что есть у него вблизи и другие враги – Литва и Немцы, утверждавшиеся в Ливонии, – враги, менее, по-видимому, страшные, но едва ли не более опасные. В 1237 г. совокупные силы войска немецкого, нарочно прибывшего к Риге, Рижан, Чуди и отборного отряда Псковичей (в 200 чел.), были побеждены Литвою, так что возвратилась домой едва десятая часть ратников 58 . Князь Александр, едва только пронеслась мимо Новгорода гроза татарская, уже предпринимает (в 1239) меры против этих врагов. Когда читаешь в летописях сряду два известия: «6747 (1239) оженися князь Александр Ярославич, внук Всеволож, в Новгороде, поят в Полотске у Брячислава дщерь (Александру) 59 и венчася в Торопче. Того же лета князь Александр Ярославич с Новгородци сруби город в Шелони» 60 , не знаешь на какой мысли более остановиться, на мысли ли о силе и важности угрожавших Новгороду врагов, от которых нужно было защищаться, или, скорее, на мысли об удивительной заботливости и неутомимой деятельности Князя, которого даже семейные дела не могли заставить забыть о нуждах народа и его скорой защите. Самая мера, употребленная св. Александром против Литвы и Немцев, свидетельствуют о его мудрой обдуманности в своих действиях. До сего времени князья Новгородские противопоставляли нападениям Литвы и Немцев воинскую силу, в которой не имели недостатка, располагая и средствами Новгородскими, и своими собственными – от своих наследственных имений 61 . Александр не мог действовать таким же образом имея в руках своих только Новгород, между тем, как враги его стали в это время сильнее прежнего, частью приобретши новые пособия во взаимных союзах, частью уже искусившись в бранях 62 . И вот он придумал новое средство защиты своего края – построил несколько крепостей по Шелони 63 . Эти ли меры защиты своего края, как можно предполагать по совпадению обстоятельств, или слухи о доблестях нового Князя Новгородского, как передают летописные сказания 64 , были причиною посещения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Утолив голод, я вновь загрустил, вспомнив Ратмира, с которым так и не успел помириться. Но теперь мне уже не было так тяжело, как вчера, когда мы стояли и смотрели вослед уходящим свеям. Теперь у меня был мой утренний сон, в котором Ратмирушка сказал мне, что прощает меня. — Эх, жаль, не стало Ратмира! Некому песню спевать, — словно прочитав мои мысли, глубоко вздохнул Александр Ярославич. — Хоть бы Юрята остался, а то зараз обоих певцов скосило косой смерти, — сказал Быся, медленно жуя оленятину. Долго потом все молчали, бессловесно поминая погибших наших славных певцов. Первым заговорил Елисей Ветер, который не ходил с нами на левый берег Ижоры глядеть битых там папежников. — Како мыслишь, княже, кто же побил тех, на том берегу Ижоры-реки? — спросил он. — Известно кто, — вмиг заблистал своим дивным взором Александр Ярославич. — Ангелы! — Ангелы? — удивленно переспросил я. — Конечно, ангелы, — улыбался князь так, что показалось, будто дождливый день озарился лучом солнца, — братья Борис и Глеб. Их Пельгуся видел накануне, видел, как шел по реке насад, а они плыли на нем и говорили друг другу: «Поможем нашему сроднику Александру!» А где Пельгуся? Позовите его. Он подтвердит. — Не тереби его, княже, — сказал Миша Дюжий. — Горе у Пельгуси. Вчера стрелой ранен был его брат, а сегодня он от раны скончался утром. — Брат? — так и вскочил я от этого известия. — Ипатий? — Ипатий. — Который еще некогда лаял? — Он самый. А теперь вот голову сложил за наше дело. — Эх ты! — обрадовался я, но в следующий миг меня насквозь прожгло нестерпимым стыдом. Да так прожгло, что если бы я тотчас ничком рухнул в жарко горящий костер, он показался бы мне не огнем, а легким паром. Ведь я и впрямь обрадовался известию о смерти Ипатия. Мигом сквозь меня пронеслось грешное мечтание о том, как я отыщу вдову ижорца, мою Феврошу… Ах я подлец! Возмечтал о вдове того, кто голову сложил за други своя в битве против врагов Земли Русской!.. Не прощай меня, Ратмир! Рано меня прощать! Я мешком сел на свое место, схватился за голову и тихо зарычал. Александр стукнул меня кулаком в плечо:

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010