Разоренные сирийскими войсками города (ст. 20), после окончательно отнятые у Израильского царства ассирийским царем Феглаффелассаром ( 4Цар.15:29 ), расположены были почти все в Неффалимовом колене: «Аин» (евр.: Ийон, LXX: Αιν, слав.: «Аина», Vulg.: Ahion, Onomast. 41), по Робинзону (Palasm. III, s. 611), находился на северной границе Палестины, в обильной водой местности Merg-ajjun близ истоков Иордана, нынешнее селение Tell-Dibbin. О Дане см. прим. к ( 3Цар.12:29 ). «Авел-Беф-Мааха» (ср. 2Цар.20:14–18 ) – на крайнем севере Израиля, близ Дана, вероятно, нынешний Abil-el-Kamh, вероятно в древности при потоке, впадавшем в верхний Иордан, отсюда в ( 2Пар.16:4 ) назван: авел-маим (Авел водный); LXX: ´Αβλ οκου Μααχ, Vulg.: Abel-domum-Maacha, слав.: «Авеля, дому Маахина». «Кинкероф» (евр. киннерот, ед. ч.: Киннерет, в Талмуде: гиносар, у И. Флав. Иуд. война III, 10, 7), сл.: Γεννησρ, в Евангелии Γεννησαρτ ( Лк.5:1 ): область и город ( Нав.19:35,11:2 ) этого имени лежали в плодороднейшей местности к западу от Галилейского (позже Геннисаретского, Тивериадского) озера. – Разорение этих пограничных городов израильских, заставившее Ваасу прекратить сооружение крепости в Раме, дало возможность Асе воспользоваться строительным материалом, собранным Ваасою для укрепления Рамы, – для возведения крепостей в двух иудейских пограничных городах: Геве или Гиве Вениаминовой (ср. ( Нав.18:24 ; 1Цар.14:5 ; Ис.10:29 ); Onomast. 312), теперь Dscheba (Badeker, Palast, s. 116), и Мицпе или Массифе – также в Вениаминовом колене ( Нав.18:26 ; 1Цар.7:5 ); ср. ( 4Цар.25:23 ); Onomast 689, ныне Hebi Sanwil (Robinson, Palastina, II, 361 ff. ); оба города были на расстоянии одного часа и менее от Рамы, часа на два пути от Иерусалима. 3Цар.15:23 .  Все прочие дела Асы и все подвиги его, и всё, что он сделал, и города, которые он построил, описаны в летописи царей Иудейских, кроме того, что в старости своей он был болен ногами. 3Цар.15:24 .  И почил Аса с отцами своими и погребен с отцами своими в городе Давида, отца своего. И воцарился Иосафат, сын его, вместо него.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рождественское послание Блаженнейшего Феофила III, Патриарха святого града Иерусалима и всей Палестины Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь» (Лк. 2: 15). Церковь, тело Христово, во все времена храня Его искупительный подвиг на земле, снова возвещает сегодня спасительную истину ближним и дальним, своим членам и всему миру. Она возвещает тот факт, что Бог отец наших, из любви сотворивый в начале человека по образу Своему и подобию, не терпя последовавшего в результате падения искажения Своего образа, воссоздал его в последние времена. Он воссоздал и возродил творение Свое способом, превосходящим человеческий разум и силы. А совершил это Бог посредством воплощения и вочеловечения Единородного Своего Сына от Духа Святого и Марии Девы. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4: 4). Бог обновил человека, Сам соединившись с ним во Христе. Он Сам стал в лице Иисуса Христа тем, кем являлось Его создание – человек со всеми безгрешными человеческими страстями. «Он снисшел в человеческое естество, не перестав быть Богом, восприял человека не как чуждого, но как поистине Своего», как говорит святитель Кирилл Александрийский (К царю Феодосию. PG. 76, 1169D). Бог явился во плоти в определенный момент исторического бытия. «Он вошел во вселенную как человек, став частью мира», не потеряв через это Божественную славу, как говорит тот же самый божественный отец (О правой вере. PG. 76. 1177). Он стал человеком во времени, при римском императоре Августе Кесаре, и в определенном месте – Вифлееме Иудейском. Таинство это, превосходящее всякий ум, имело место вдали от глаз безумных иродов мира сего. Христос «в безвестности родился в вертепе», не в силе и могуществе и не с властью, но в младенческой беспомощности и слабости, в крайнем умалении и смирении. Он открылся в вертепе невинным и чистым душой, могущим уразуметь и принять Его. Он явился видимым образом сначала Деве, Которая дивилась и изумлялась, видя, что совершается обещанное Ей ангелом в Назарете.

http://pravoslavie.ru/28909.html

Свт. Кирилл Александрийский объяснял причину печали И. тем, что он в результате оказался «каким-то лжецом и пустословом, напрасно устрашавшим их [ниневитян] и говорившим от своего мышления, а совсем не от уст Божиих» ( Суг. Alex. In Jon. 4. 1-3). Блж. Феодорит в конце комментария мудро добавил, что Бог ради любви к грешникам (ниневитянам) не опасается причинить страдания праведнику: «Бог попускает иногда скорбеть святым мужам и против их желания оказывает милость» ( Theodoret. In Jon. 4. 11). Недовольство И., по мнению блж. Августина, служит символом плотского народа Израиля ( Aug. Ep. 102. 35). Василий Селевкийский видит в чудом выросшем растении (Иона 4. 6) пример благости Божией, к-рую Он предвозвещал всему творению, даже «противившемуся пророку» ( Basil. Seleuc. Ог. 12). По мнению блж. Августина, это растение, давшее пророку укрытие от зноя лишь на время, указывает на ВЗ, к-рый являлся лишь тенью будущего (Кол 2. 17). Червь, уничтоживший растение, символизировал, по его мнению, Христа и евангельское благовестие ( Aug. Ep. 102. 35; ср.: Hieron. In Jon. 4. 6). Блж. Августин специально оговаривает, что, хотя этот образ может быть высмеян язычниками, он имеет твердое основание в Свящ. Писании: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь. Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов (Ис 51. 7-8)» ( Aug. Ep. 102. 36). Подобная интерпретация встречается в VII в. у прп. Максима Исповедника, к-рый подкрепляет допустимость такого истолкования др. словами из Свящ. Писания, также указывающими на Христа Спасителя: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» (Пс 21. 7) ( Maximus Conf. Quaest. ad Thalas. 64//PG. 90. Col. 712d). Книга прор. Ионы в раввинистическом иудаизме Воскрешение прав. Лазаря. История прор. Ио-ны. Рельеф саркофага. III в. (Музеи Ватикана) Воскрешение прав. Лазаря. История прор. Ио-ны. Рельеф саркофага. III в. (Музеи Ватикана)

http://pravenc.ru/text/578248.html

Святоотеческое наследие Помочь сайту Антоний Великий, преподобный Век: III — IV Дата Рождения: ок. 251 Дата Смерти: ок. 356 Страна: Отец монашества. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме Антоний услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и Отец монашества. Антоний Великий вырос в благочестивой коптской семье. Однажды в храме Антоний услышал слова Христа о духовном совершенстве, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф., 19; 21) — и поступил, как было сказано: отдал жителям своей деревни доставшийся ему по наследству земельный надел, продал свое имущество и раздал деньги нищим, оставив небольшую часть для сестры. Услышав в храме заповедь Спасителя не заботиться о завтрашнем дне (Мф., 6; 34), Антоний Великий раздал и оставшееся имущество, определил сестру на воспитание к «известным и верным девам», а сам начал вести монашеский образ жизни возле своего села. Сначала, Антоний Великий учится у неких «ревнителей» — христианских аскетов, живших до III в. в Египте до Антония (поэтому Антония Великого нельзя считать в строгом смысле основателем монашества). Затем Антоний Великий переселяется в гробницу, где происходит его знаменитая борьба с демонами (в конце концов бесов разгоняет Господь и между Ним и Антонием Великим происходит примечательная беседа: «Где был Ты? Почему не явился вначале — прекратить мои мучения?» — спрашивает Антоний Великий, и слышит в ответ: «Здесь пребывал Я, Антоний, но ждал, желая видеть твое ратоборство»). Следующие двадцать лет Антоний Великий проводит в затворе. Однако его слава растет и постепенно на горе Писпир вокруг Антония Великого образуется целая колония анахоретов. Антоний Великий дважды посещает Александрию: во время гонений язычников и ариан. Антоний Великий также посещал Нитрию (крупный монашеский центр), где основывает Келлии. Антоний Великий конечно не был хронологически первым христианским монахом, но именно он стал образцом для последующих аскетов и послужил как бы катализатором расцвета египетского монашества.

http://predanie.ru/antoniy-velikiy-prepo...

Так, Св. Ерм ( Пастырь, кн. III Подобие IX гл. XVI.) «Это запечатление водою, в которую люди входят обреченными смерти, а выходят предназначающимися к жизни. По каковой причине эта печать и была проповедана и поэтому также и они приняли ее, чтобы войти в Царство Божие». Иустин Мученик. См. выше стр. 27. Ириней. Contra Haereses, lib. Ill гл. XVII, I (XIX) Migne. «Когда Он дал ученикам Своим заповедь возрождать людей в Боге, Он сказал им: «Идите и научите все народы, крестя их и т д. " Климент Александрийский . Paedag. I гл. XII «Для меня очевидно, что Он сотворил человека из праха, возродил его водою, возрастил его Духом Своим и научил его Словом Своим». Тертуллиан. De Baptismo, 13. «Когда с этим законом сравнивается такое ограничение: «Если человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Царство Божие», оно делает для человека обязательной веру в необходимость крещения». Ориген. Homil XIV in Lucam. tom. III, p. 948, изд. Бенедиктинцев. «И так как Таинством Крещение омывается скверна нашего земного рождение, потому и младенцы также крещаются, ибо «Если человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Царствие Божие». Св. Ипполит. Homilia in Theophania § VIII. «Как мы будем проведены»? – спрашивают. «Водою и Духом Святым. Это та самая вода, которою в общении с Духом Святым орошается рай, обогащается земля, питаются растения, порождаются животные и, одним словом, человек родится снова и оживотворяется, в которой крестился Христос», и т. д. Св. Киприан. Epist. LXXII, 1. «Ибо только тогда они вполне освятятся и сделаются сынами Божиими, когда родятся от каждого Таинства, как написано: «Если человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Царство Божие». Все это свидетельства, предшествующие Никейскому собору с которого, по мнению баптистов, началось искажение учения Христова. Это свидетельства людей, из которых каждый жил в постоянной опасности, угрожавшей его жизни за исповедание им Христа. Из того, что дошло до нас, из их той же самой третьей главе (23 ст.) видим ясное указание на внешнюю водную стихию: «Иоанн крестил в Еноне, близ Салима, ибо там было много воды».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Таким образом, самый рассказ синоптиков о Преображении Господа убеждает нас в своей исторической достоверности. Другое не менее веское и авторитетное свидетельство в пользу той же истины мы находим у очевидца события на горе – апостола Петра. Слова его получают особенную важность как вследствие близкого и непосредственного отношения к происшествию, так и потому, что факт Преображения он кладет в основу своей проповеди и видит в нем сильнейшее подтверждение ее истинности. В 1 гл. 2 Петрова послания значится: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет.1:16–18 ). Такое поразительное доказательство действительности события Преображения, конечно, не могло быть приятно скептикам, ибо оно обращало в ничто все их фантастические построения. Но критика устраняет его очень легко, объявив 2 послание Петра произведением подложным, что ввиду почти поголовного сомнения либеральной западной экзегетики в его подлинности казалось ей не требующим дальнейших аргументов 29 . Но так ли, в самом деле, несомненен этот решительный приговор над 2 Петровым посланием, чтобы можно было опираться на него, как на непоколебимое основание? Правда, уже в древней церкви были сомнения в подлинности этой книги, что видно из слов историка Евсевия (Ц. И. III, 55) и блаженного Иеронима (De virisillustr. I), однако там же были и ясные свидетельства, относившие послание к апостолу Петру. Упоминания об этом произведении можно находить у Варнавы (Epis. с. 15), Климента. Римского Epist. 1 ad Cor.), Ерма (vis. III, 7, IV. 3), св. Иустина мученика (Dial. с. Tryph.), св. Иринея (Adv. haer. V, 23, 5) и Феофила Антиохийского (Epist. ad Autol. 11, 13), а Климент Александрийский по известию древних (у Евсевия) писал на него толкование; Ориген же прямо ссылается на него в своем комментарии на Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Те, с которыми случилось непроизвольное ночное (искушение), также да последуют своей совести и да испытают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет; подобно тому, как о пище говорит апостол: сомневающийся, если ест, осуждается, и в сем случае всякий, приступающий к Богу, да имеет добрую совесть и благодерзновение по собственному помышлению. (Дионисия Александр. пр.4). V. Сущность содержания нравственного закона, или о главном начале христианской деятельности Главное начало истинной нравственной деятельности заключается в любви к Богу, ближнему и самому себе. Что значит, что десять заповедей разделены были на две скрижали? Сие значит, что в них заключаются два вида любви, т.е., любовь к Богу и любовь к ближнему и посему предписываются два рода должностей. Не говорит ли о сем чего Иисус Христос ? На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? – Он ответствовал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:36–40 ) Кат.94. Не заключается ли в десяти заповедях и должностей к самим себе? Сии заповеди заключаются в заповедях о должностях к ближним, потому что ближнего любить должно так же, как самого себя. Кат.96. Как могут быть десять заповедей, когда Христос Господь наш только две утвердил? Две сии заповеди суть общие и главные, на коих все прочие основываются. Посему то оные десять заповедей разделяются на две скрижали, из коих на первой изложены заповеди, предписывающие нам любовь к Богу, а на второй те, которые поучают нас, каким образом мы должны любить ближнего. Итак, Христос, утвердив сии две заповеди, утвердил и узаконил все десять. О сем законе Он говорит: скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет ( Лк.15:17 ). Испов., III, отв. на вопр.48. Заповедей Божиих десять; но в сих заключаются и другие. Испов., III., отв. на вопр.46.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Это утверждение фактически неверно. Арабы (евр. arabim – «жители пустыни») существовали в библейские времена и упоминаются в ветхозаветных книгах: «Тогда Ионафан обратился на Арабов, называемых Заведеями, поразил их и взял добычу их» ( 1Мак. 12:31 ; «Когда же они отошли оттуда на девять стадий, направляясь против Тимофея, то напали на них Арабы, не менее пяти тысяч и пятисот всадников. Сражение было жестокое, и когда бывшие с Иудою при помощи Божией одержали победу, то потерпевшие поражение номады Арабы просили Иуду о мире, обещая доставлять им скот и в другом быть полезными им» (2 Макк.12:10–11). Они упоминаются и в ранних библейских книгах. В еврейском языке «арав» (отсюда – аравитяне) и «араб» (мн. число – арабы) – одно и то же слово (еврейскими литерами: айин, реш и бет). Произношение зависит от того, стоит или нет внутри согласной буквы «вейт» точка (дагеш). Система огласовок (некудот) была введена мазоретами только около VI века по Р.Х. В древних библейских текстах огласовок не было, но название народности, о которой мы говорим, произносили «араб». Это продтверждается тем, что еврейские переводчики в Александрии в III веке до Р.Х. в греческом тексте поставили arabes. Не только в Септуагинте, но и в Вульгате (перевод блаж. Иеронима; нач. V в.) стоит arabes. Все это – не частное мнение, а общепринятая точка зрения современной библейской и исторической науки. Возьмем самое новейшее справочное издание – Православную энциклопедию (М., « Аравия … К началу I тыс. до Р.Х. одно из племен южно-цетральной ветви носило наименование «арабы» (aribi в ассир. источниках). В I-й пол. I тыс. до Р.Х. название было уже распространено на всю родственную этому племени южно-центральносемит. этноязыковую общность, а также на ассимилированные ей группы иного происхождения. В этом обобщающем смысле термин «арабы» употребляется вплоть до настоящего времени, обозначая не отдельное племя, а целый народ» (т. III, с. 155–56). И еще из этой же энциклопедии: «В ВЗ арабами называются все представители арабоязычной общности в том виде, как она существовала к сер. I тыс. до Р.Х.» (с.157). В Библейской энциклопедии Брокгауза (М., 1999): «Библия знает арабов как кочующее племя семитского происхождения, а также как потомков Измаила» (с. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/da...

1Мак.10:46–47 Ионафан и народ, выслушав эти слова, не поверили им и не приняли их, ибо вспомнили о тех великих бедствиях, которые нанес Димитрий Израильтянам, жестоко притеснив их, и предпочли союз с Александром, ибо он первый сделал им мирные предложения, – и помогали ему в войнах во все дни. Как и следовало ожидать, иудеи отнеслись к обещаниям Димитрия с заслуженным презрением (ст. 5. ср. VII-IX гл.) и остались на стороне Александра. – «Ибо он первый сделал им мирные предложения…» – αρχηγς λγων ειρηνικν, – точнее слав.: «яко сей бысть им началник словес мирных…», т. е. первый (или начальник) не по порядку времени, но – достоинства, авторитетности: «ибо он был преимущественным, более дававшим и более надежным в мирных предложениях». По времени же Димитрий еще раньше Александра обращался к Ионафану с мирными предложениями (ст. 3 и 6). 1Мак.10:48–50 Царь Александр собрал большое войско и ополчился против Димитрия. И вступили два царя в сражение, и войско Димитрия обратилось в бегство; Александр преследовал его, и превозмог, и весьма настойчиво продолжал сражение до самого захождения солнца, – и пал Димитрий в этот день. По Иустин. XXXV, 1, 10 и д. оба царя имели между собою два сражения, из коих в нашей книге, как и у Иос. Фл., упоминается только второе решительное. В первом победа была на стороне Димитрия, точно также и во втором – клонилась было сначала на его сторону, но – по несчастному приключению с царем (увязшим в болоте на своем коне) – кончилась неблагополучно для него, и сам он погиб. – Продолжительность его царствования определяется из сопоставления VII:1 c X:57 – 11 лет, вероятно с лишком, что давало Поливию III, 5, 3 право считать 12 лет. 1Мак.10:51 После того Александр отправил послов к Птоломею, царю Египетскому, с такими словами: Птоломей, царь египетский, упоминаемый здесь, есть Птоломей VI Филометор, царствовавший 180–145 до Р. Х., сначала под регентством своей матери. Имя его дочери называется далее – Клеопатра (57 ст.), родившаяся от брака его с сестрою того же имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010