В 1807-1808 г.г. при Димитриевском храме строится каменная колокольня, заменённая в начале XX в. новой. Изображение старой звонницы сегодня можно увидеть только в проекте 1859 г. и на одной из фотографий конца XIX в. Указом Святейшего Синода от 14 февраля 1818 г. «удостоены ношения на узкой ленте ордена Святого Владимира бронзовых крестов, устроенных для духовенства в ознаменование эпохи 1812 г., г. Данкова… Дмитриевской церкви священник Пётр Игнатов». В это время штат храма состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе Димитриевского храма насчитывалось 115 дворов, в которых проживали 360 мужчин и 390 женщин. По данным на 1859 г., в Стрелецкой слободе - приходе храма св. Димитрия Солунского - состояло 109 дворов с 261 мужчиной и 265 женщинами. Несмотря на уменьшение количества прихожан жители слободы приняли в этом году решение расширить трапезную своего храма на север и юг и заказали для этого проект, который был рассмотрен и утверждён Рязанской губернской строительной и дорожной комиссией 30 марта 1859 г. Проект предусматривал строительство новой трёхнефной трапезной с размещением в ней двух придельных престолов. При этом предполагалось растесать новые оконные проёмы в храмовой части. Проект, одобренный священноначалием Рязанской епархии, был направлен в Святейшего Синод, где 25 мая 1859 г. слушалось доношение Преосвященного Смарагда (Кржижановского), архиепископа Рязанского, коим он испрашивал разрешение на распространение каменной Димитриевской церкви г. Данкова путём пристройки тёплого придельного храма. Из Синода проект был передан в Департамент искусственных дел Главного управления ПСиПЗ, где в августе 1859 г. «по рассмотрении этого проекта, выполнение которого предположено произвести иждивением прихожан с помощью церковной кошельковой суммы, не одобрив в техническом отношении изображенное на нём предположение», было признано необходимым несколько изменить проект. К 22 октября 1859 г. проект исправили, и 29 октября того же года он был утверждён императором Александром II по докладу главноуправляющего ПСиПЗ Чевкина, в котором сообщалось, что расходы на выполнение проекта в сумме до 6 тыс. руб. серебром принимают на себя прихожане, при помощи имеющейся церковной кошельковой суммы до 1 750 руб. серебром. Одобренный императором проект 6 ноября 1859 г. вернулся в Святейший Синод, откуда 12 ноября того же года был отправлен Преосвященному архиепископу Рязанскому для исполнения.

http://sobory.ru/article/?object=11405

В какой бы из изложенных редакций ни взять чин поставления в хорепископа, он не имеет и тени сходства с епископской хиротонией. В нем нет таких обычных для последней действий, как участие в посвящении не менее трех епископов, обхождение посвящаемого вокруг престола, возложение на его голову евангелия, чтения совершительной молитвы: «Божественная благодать», возложение омофора, – признак епископского сана, и т.п. Из епископских одежд хорепископу давался лишь один епигонатий – палица. Но и это подробность не позволяет сближать чин его поставления с епископской хиротонией. Как видно их слов Симеона Солунского , право ношения епископского епигонатия было предоставлено почетным пресвитерам. «Некоторые из старейших (первых иереев), т.е. ставрофоры и некоторые их архимандритов, говорит он, имеют и епигонатий: это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, так как никто, кроме архиерея, не может носить крестов на фелони и на главе и епигонатий. Этим, однако же, лицам, ради рукоположения их на звание первых среди других, дается (право) носить крест только на голове и возлагать епигонатий при священнодействии. Поскольку вместе с священством одни получают хиротонию судии – некое важнейшее церковное служение, другие поставляются пастырями душ и экономами, почему и носят некоторые отличия первого пастыря, которому обязаны и подражать». 6 По словам Симеона Солунского епигонатий носят «рукополагаемые на звание первых среди других», «поставляемые пастырями душ и экономами». Таким пастырем душ и экономом является хорепископ («благослови и ныне раба Твоего сего, призваннаго к служению хорепископов для обращения заблудших на путь познания Твоего и пребывающих во тьме к свету истины Твоей»; «приклони, Господи, ухо Твое… и покажи его верным и благоразумных экономом»), и сообразно с этим ему дается епигонатий. Он не епископ, а «первый среди других» – пресвитеров. Нельзя также не обратить внимания и на то обстоятельство, что епигонатий дается хорепископу при поставлении, в конце самого чина. Рукополагаемый же во епископа надевает его вместе с другими одеждами до хиротони 7 : возложение епигонатия не входит в состав чина епископского посвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Итак, в период от IX до XV в. с последованием таинства елеосвящения происходит следующее: Последование св. елея расширяется чрез присоединение к нему девятипесенного канона. Расширение касается впрочем, сначала только первой его части – освящения елея, последняя же – помазание елеем остается, в сущности, в прежнем виде. Канон (по барберинову списку) сливается с молением над елеем и вся эта часть последования представляет вид всенощного бдения, предшествующего литургии, во время которой совершается помазание больного елеем – при повторении семи уже прежде прочитанных молитв. В более позднее время (XIV-XV в.) канон отделяется от освящения елея, а помазание больного получает широкий объем, так что все последование представляет три отдельных части: канон, освящение елея и помазание елеем. В это время в последнюю часть – в помазание елеем входит чтение семи апостолов и семи евангелий, хотя и не по всем памятникам (у Симеона Солунского семи апостольских и евангельских чтение не полагается); сюда же входит и чтение семи молитв помазания, как молитв отдельных и отличных от других молитв последования. Семь молитв помазания, хотя встречаются и в более раннее время (барберинов список), но так как прежде они составляли повторение семи молитв, произносимых при освящении елея, то нужно полагать, что в качестве совершенно отдельных молитв они окончательно вошли в употребление только вместе с семикратным чтением апостола и евангелия (у Симеона Солунского как нет последних чтений, так нет и первых, т. е. семи молитв помазания). Из молитв, существующих в нынешнем последовании св. елея, древнейшими оказываются: первая наша молитва на освящение елея („Господи, милостию и щедротами”, третья молитва при помазании больного („Владыко Вседержителю, святый царю, наказуяй») и, наконец, молитва: „Отче святый врачу душ и телес”. Формулы помазания по различным памятникам (по Теодульфу, Симеону Солунскому и по славянским рукописям) различны. Чтение молитвы: „Отче святый, врачу душ и телес“ при всех семи помазаниях вошло в церковную практику в позднейшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Замечательно еще, что первая часть последования „освящение елея“, со времени её расширения девятипесенным каноном с семью молитвами, представлялась древним настолько характерною, что обнаружила даже влияние на само наименование, даваемое с того времени всему этому священнодействию: вместо древних разнообразных наименований оно стало носить название εχλαιον – молитва над елеем или, как у нас оно называется, елеосвящение, вместо елеопомазания, как следовало бы называть его. – Рассматриваемое последование представляет следующие более крупные черты сходства с нынешним последованием: в том и другом существуют канон и семь молитв, произносимых, впрочем, по рассматриваемому списку, среди канона и по окончании его и снова повторяемых при помазании больного освященным елеем. Из всех молитв только три наши: первая наша молитва при освящении елея („Господи милостью и щедротами“), третья при помазании („Владыко Вседержителю, святый Царю, наказуяй) и молитвы „Отче святый, врачу душ и телес». Все остальные молитвы весьма кратки сравнительно с нашими и похожи скорее на формулы, чем на молитвы. Из следующих веков X, XI, XII и ХШ до конца XIV и начала XV в. мы не имеем данных для истории последования таинства елеосвящения 54 . В значительной близости к барберинову списку – главным образом по отсутствию семи апостольских и евангельских чтений – находится описание последования елеосвящения у Симеона Солунского ; но есть между тем и другим и существенные разности. У Симеона Солунского ничего не говорится о том, что это священнодействие совершается вечером, равно как нет указаний и на совершение литургии после освящения елея; далее – канон не прерывается, после песней 3, 6 и 9-й, молитвами и самих молитв всего с заключительною пять: две на освящение елея и обе те самые, которые читаются ныне, и две просительные за помазуемого; из них последняя наша и читается тайно: „Отче святый врачу душ и телес, первая же вслух (но неизвестно какая). В середине между первыми двумя и последними положено чтение апостола и евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В городе к инициативе относятся неоднозначно, хотя многие согласны с тем, что бизнес-центры не украшают Петербург. Так, Александр Невзоров высмеял акцию активистов, требующих строительства греческой церкви возле БКЗ " Октябрьский " на Лиговском проспекте. " Я не вижу принципиальной разницы между строительством одного бизнес-центра вместо другого. Будет ли на Греческой площади бизнес-центр, где торгуют китайскими трусами, кафельной плиткой или калькуляторами, или там построят бизнес-центр, где предлагают потребителям магические обряды и свечки, это совершенно неважно. Посмотрим, что в итоге окажется более востребованным - китайские трусы или православная магия, но в любом случае, ни мою, ни вашу нашу жизнь это никак не изменит " , - сообщил " Росбалту " Александр Невзоров. Другой спикер, Александр Волхонский, возглавляющий организацию, помогающую задержанным политическим активистам, сообщил " Росбалту " , что скорее бы поддержал строительство церкви, чем бизнес-центра. " Сама по себе идея воссоздания церкви у меня не вызывает возражения, особенно если при этом вообще снесут БКЗ - одно из самых уродливых зданий в городе. Но любые вопросы, связанные с отменой решения государства, надо решать через компенсации. Если бизнесмен законно получил разрешение, потратил свои деньги, а сейчас ему говорят: " давай, до свидания! " , значит, надо компенсировать расходы. Если, конечно, речь не идет о нарушении закона, когда вице-губернатор выдавал разрешение сам себе " , - заявил Волхонский " Росбалту " . Напомним, что три дня назад петербургские депутаты на заседании постоянной комиссии по образованию, науке и культуре под председательством депутата Максима Резника поддержали идею строительства православной церкви Дмитрия Солунского на Греческой площади и даже направили губернатору Георгию Полтавченко соответствующее заявление. О реакции власти на все изложенные выше предложения общественности пока неизвестно. Что касается застройщика, то в ООО " Петростройинвест " репортеру " Росбалта " предложили подождать возвращения из отпусков топ-менеджеров. При этом окончание строительства магазина запланировано на 5 ноября 2013 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

orientalischen Kirsche Wien, 1864, S. 7. примеч.) весьма важные для тогдашней истории болгар и сербов. Пользуясь благоприятными для себя обстоятельствами, именно тем обстоятельством, что император и патриарх Константинопольские находились тогда в отдаленной Никее, он стремился поставить власть архиепископа ахридского на возможно высокую степень независимости. В 1222 году деспот или удельный владетель епирский, Феодор Комиен, решившись присвоить титул императорский, обратился с просьбою о возложении на него императорского венца к митрополиту Солунскому; когда последний самым решительным образом отказал в незаконной просьбе, он обратился к архиепископу ахридскому; последний – Димитрий Хоматен – немедленно изъявили свою готовность, „потому что – пишет Георий Акрополит – архиепископ ахридский, как сам он утверждали, был совершенно независимый ( ατον μος) и не обязан был никому давать отчета в своих делах, почему и имели право кого бы, когда бы и где бы то ни было помазывать на царство». Упоминаемый здесь Мюнхенский кодекс 62 был в 1891 году издан Питрою в Analecta Sacra et classica spicilegio Solesmensi. По этому изданию мы и представляем свой перевод трех упомянутых бракоразводных решений Архиепископа Димитрия Хоматена. 23 По требованию ныне практикуемого процесса о расторжении брака по безвестному отсутствию Духовная Консистория прежде всего озабочивается вопросом действительно ли был заключен брак, о расторжении которого идет дело, затем озабочивается вопросами: когда именно отсутствующие муж или жена выбыли из места своего жительства и было ли подано явочное о том прошение; в сем последнем случае прилагается засвидетельствованная с прошения копия. Когда Епархиальное начальство не встретит сомнения о действительности брака просителя с лицом отсутствующим, то относится к местному гражданскому начальству о спросе при депутате с духовной стороны, родственников отсутствующего и жителей, как местных, так и окольных: не знает ли кто из них о местопребывании его, не приходило ли о нем каких либо слухов, когда он отлучился, как вел себя, и не подал ли сам проситель повода к оставлению его».– С открытием достоверного известия о месте пребывания отлучившегося дело прекращается: в противном случае епархиальное начальство налагает решение о расторжении брака просителя и о дозволении ему вступить в новое супружество».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Как Вы понимаете, утверждения приводимых Вами Кирилла Александрийского, Иринея Лионского и Симеона Солунского, могут быть авторитетными только для православных верующих и, следовательно, ко мне не относятся. Ваш окончательный вывод: " Христос и Бог и Человек одновременно " , таким образом, не могу признать убедительным. С добрыми пожеланиями, Игорь Лысенко 21 декабря 2017г. 16:43 " я не вижу причин считать, что всеведение и всеприсутствие являются необходимыми для того, чтобы были спасены все люди, " весь мир " , как Вы пишете. " Всемогущество тоже не нужно? Безгрешность не выводит за пределы тварности. Тварное не может само соединиться с Нетварным (=спасение) или помочь другой твари сделать это. Физические возможности все равно ограничены. Получается все делает это Бог. Но зачем тогда было творить кого-то? Чтобы спектакль красивый разыграть? Христос не нужен в этом случае. Учение евангельское пусть и высокое, но не спасительное само по себе. Благая весть как раз в возможности соединиться с Богом-Христом ( " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " ). Конечно, мне надо не философские доводы приводить, а цитаты из Писания, но во-первых, думаю Вы все возражения христиан к вашему учению и так знаете. А во-вторых, в последний раз общаясь с Вашими коллегами(не рядовыми членами общины) мы четко следуя Писанию пришли к мысли, что в Христе есть как минимум часть Бога (божественной природы). На мой следующий вопрос как неделимый Бог мог разделиться был получен ответ, почему нет, Он же Бог и все может. На этом " непреодолимом " аргументе мы и остановились. Игорь Лысенко, Харьков 22 декабря 2017г. 16:04 Уважаемый Георгий! Благодарю за Ваш ответ. Лично для меня никогда не было сомнения в том, что у единородного Сына Бога, ставшего Христом, божественная природа. Это, однако, само по себе ничего не говорит о его равенстве с Отцом в отношении вечности, могущества, знания и т.д. и не даёт оснований считать единосущным Отцу. Поэтому Ваш вопрос о том, как неделимый Бог

http://bogoslov.ru/article/5608048

Я не сомневаюсь, что на виденном вами солунском струйнике буква означает шестую тысячу лет. А ежели такую же цифренную букву заметили вы в конце Афинской надписи, относящейся к времени Аркадия и Гонория, то она или попорчена, или соответствует числу – 6 255 , или приставлена позднее каким-нибудь празднолюбцем, или, лучше сказать, не может быть разгадана мною без рассмотрения самой надписи этой в связи с окружающими ее чертами, резами, буквами, надписями, трещинками. Без такого же рассмотрения я не могу разгадать значения и той буквы S, которую вы видели под какой-то надписью латинской. Трудно и не должно судить заочно о таких предметах, которые подлежат зрению и осязанию и особенно о каменорезной (lapidaris) письменности, отличавшейся разнообразием в разных областях и в разные времена. Для этой письменности македонцы, например, придумали буквы свои, александрийцы свои, этруски свои. Но перелетим с Афона и из Солуня на наши берега Эвксинского Понта и Азовского моря и поговорим тут о прологе, в котором упомянут тамошний город Сурог, об этом городе, о Сугдее и о Фуллах. Составитель нашего пролога вместо ареопаг писал «Ариев лед». Но так писали и другие славяне, например, Ресавские сербы, которые слыли за самых старинных и исправных переводчиков Евангелия и Апостола. Я в афонском скиту св. Анны читал их перевод и глотал этот лед. В нашем прологе супруга царя Копронима названа княжной «Хорчемской» вместо Хазарской. Драгоценное название! Оно доказывает, что наши предки знали ту страну, в которой появились хазары с жидами, знали гораздо ранее появления их и называли ее по-своему Хорчь или Хорс. В нашем прологе упоминается город Сурог. Он стоял сам по себе и назывался так по-славянски; и мы не должны ставить его на место Сугдеи по одному щучьему веленью Шпруннера, который в своем ручном атласе древней истории поместил у Сугдеи вереницу имен Soldaja, Sidagios, Ssugdai, Ssurajch, как бы для того, чтобы иной, смотря на них в Буюкдере, сказал, – чего хочешь того и просишь, а другой в Одессе примолвил: «слышали звон, да не знаем, откуда он, ни из Сугдеи, ни из Сурога». Нет, нет. Нам надобно искать сего последнего города где-нибудь в древней Зихии, или Алании, около Азовского моря, которое, если я не обманываюсь, называлось Сурожским, или, по крайней мере, не следует заявлять окончательного мнения о нем без рассмотрения Птолемеевой карты областей, прилежащих к Дону, Кавказу и Крыму, и без справок с актами константинопольского патриархата, недавно напечатанными в Вене. Все это я соображу в свое время и что надумаю, то и напутаю. А вы путаницу мою распутайте.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Афинах почти весь исторический центр застроен, только Акрополь виден, потому что он находится на горе, и его не застроишь, и еще храм св. Димитрия Солунского на другой горе. Там почти не осталось зданий XIX века». По мнению о. Александра, одна из причин этого в том, что в Европе более культурное общество. «Старые города сносят именно в малокультурных странах, где плохо поставлено национальное образование, — в странах Азии, в Египте, в России, даже в Греции. Но в Италии, Франции, Германии этого никто не делает, там люди знают и ценят свою историю, они глубже сегодняшнего дня. А у нас, в России, главное — сиюминутная прибыль. Нынешние москвичи не любят Москву, а старых москвичей уже почти нет, и их никто не слушает. Когда ко мне пришли представители “Торгпродуктсервиса” лет пять назад, то я им прямо сказал: “А кто вы такие? Я — москвич. Я живу в Москве, я люблю свой город, я не хочу, что бы его разрушали. А вы откуда?”. Они ничего не сказали. Постояли и ушли. Но дело свое по разрушению города ради минутного прибытка продолжают». По мнению Алексея Клименко, за время разработки и реализации Генплана ситуация в Москве с сохранением памятников, а следовательно и потенциальными туристическими маршрутами, лучше не стала: «Охранные зоны без конца урезаются, сокращаются, как шагреневая кожа. Конечно, Генплан — это только стратегия, занимается им огромный коллектив — 800 сотрудников, среди которых есть вполне квалифицированные. Другое дело, что и эта стратегия совершенно не соблюдается. Например, в южном округе на месте детского сада открыли отделение налоговой инспекции — все дворы, хорошо спланированные когда-то, заставлены приезжающими машинами. По Генплану, такой трансформации детских учреждений в административные не предусматривалось ни под каким видом. У нас не принято соблюдать законы, и тем более законы об охране наследия». «Основная черта нового Генплана — нацеленность на получение как можно больших инвестиций от иностранных фирм», — считает Аида Мелихова. Примером «бизнесстроя», по ее словам, является договоренность правительства Москвы с турецкой фирмой ООО «ТДЦ Тверской», которая строит городу тоннели и получает в обмен подземное пространство под всей Пушкинской площадью, для возведения и дальнейшей эксплуатации огромного торгово-развлекательного комплекса со стоянкой машин. «При этом ни инвестиционного, ни архитектурного конкурса не проводилось, и не были оценены последствия реализации разработанного турецкой фирмой проекта».

http://pravmir.ru/doloj-biznesstroj/

Но, говоря вообще, он разве только в самых редких случаях вводит таинственные объяснения, оставаясь на почве исторического изложения обряда и разъясняя отношение между его теперешнею формой и древне-христианским прототипом. Для руководства к таинственному толкованию он прилагает перевод сочинения Симеона Солунского о храме и литургии вместе с перифрастическим его изложением для более удобного чтения.–Некоторые из его толкований не утратили своей силы до сих пор и могут с честью занять место в лучшем учебнике литургики. Глава II. Объяснение обрядов литургии После всего сказанного мною о толковании литургии на востоке и на Руси само собою открывается, что я разумею под толкованием и какого направления я буду держаться в объяснении литургийных обрядов. Задачей нашей будет разъяснить положительную, историческую сторону обряда и показать то основное зерно, с которого он начал свое существование; как затем это зерно развивалось и при каких условиях приняло теперешнюю форму. Совершенно другие цели ставили себе восточные литургисты-экзегеты. Их объяснение богослужения было не что иное, как более или менее последовательное проведение в содержание литургии тех или других догматических и церковных идей, а эти идеи, по воззрению толкователей, находили себе выражение и оправдание в самой системе литургийной службы. Но это мистическое воззрение, не говоря об осложнении его целями назидательно-религиозными, по самому своему началу не свободно от условности и натяжек. Толкователи имели в виду уже сложившуюся систему обрядов и прилагали к ней готовую субъективную теорию, которая, что касается частностей и отдельных обрядов, иногда держалась на искусственной связи и обнаруживала более остроумия, чем серьезного экзегетического такта. Неудача подобных приемов, при всем уважении к глубине богословской мысли наших толкователей и важности основной идеи, проникающей их толкования, заключалась в том, что толкователи, оставляя историческую почву, терялись в сфере отвлеченностей и умозрений, сами давали тон системе богослужения, а не от нея отправлялись в своих экзегетических выводах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010