В классе " Византия "      Красота и благолепие – так отозвалась о новом здании семинарии доцент Нина Коршунова, преподающая в Сретенской семинарии более десяти лет. О красоте продолжил разговор и профессор, доктор филологических наук, член Союза писателей России Александр Николаевич Ужанков, напомнив известное положение Достоевского «Красота Христа спасет мир». Он подчеркнул в разговоре, что красота – это прежде всего гармония. Красота воспитывает. «А что такое образование? – спросил Александр Николаевич. – Восстановление в человеке падшего образа. Поэтому образование – это есть процесс обожения, и все здесь должно быть взаимосвязано: дисциплина, духовная эстетика повседневной жизни и, соответственно, помещение, где происходит процесс обучения. Понятно, что брать с полки книгу в хорошем переплете куда приятнее, чем растрепанную. Точно так же учиться в хорошем здании, в хороших условиях гораздо приятнее, чем в обшарпанном, несколько запущенном». В библиотеке Сретенской семинарии      По убеждению профессора Ужанкова, в том, какое здание предназначено для учебы, какие условия в нем созданы, видится отношение к самому процессу образования. В Сретенской семинарии, где, к слову сказать, Александр Николаевич прочитал самую-самую первую лекцию по русской литературе, образовательная планка поднята высоко, так что студентам, преподавателям остается соответствовать высокому уровню. Каждая аудитория имеет свой образ. Переходя из одной в другую, воспитанники семинарии погружаются в ту или иную эпоху. На интерактивных досках можно показывать документальные фильмы, портреты, иллюстрации, внимательно рассматривать иконы, рисовать схемы сражений. «То есть у педагогов появилась прекрасная возможность сочетать изобразительный ряд со словесным, что очень важно, поскольку одно закрепляет другое» , – отметил Александр Николаевич. Он подчеркнул и другое примечательное обстоятельство: хотя представить себе современного студента без электронного носителя информации чрезвычайно трудно, но радует, что здесь ребята не только к ним прибегают, готовясь к занятиям. Они охотно берут в руки книгу, понимая, что ничто ее заменить не может, какое бы столетие на дворе ни было. Впрочем, удивляться этому не стоит: в Сретенской семинарии всегда была очень хорошо подобранная библиотека, и разве пройдет мимо такого богатства усердный в учебе юноша?

http://pravoslavie.ru/68505.html

Был такой замечательный православный священник в Соединенных Штатах Америки отец Александр Шмеман, который всегда говорил: " Очень важно, чтобы в христианстве не было ритуалов " . Очень важно, чтобы наши богослужебные действия были обусловлены не ритуальной потребностью, а именно зовом сердца, потребностью сердца. Татьяна Ткачук:  Спасибо, отец Георгий. И у нас слушатель на линии. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста. Георгий Николаевич:  Георгий Николаевич, Подмосковье. Позвольте вопрос задать: не согласны ли собеседники с поправкой Патрика Бьюкенена относительно того, планетарная это беда — разрушение семьи или только христианская? Он приводит цифры, когда эта беда постигла христианский мир, и назвал это: 60–е годы — Америка, 70–е годы — Европа, 91–й — Россия. Цифры убедительно показывают, что Господь незамедлительно ответил на эту шахматную комбинацию, на разрушение семьи, вырождением в буквальном и переносном смысле. А все остальные страны, и исламский взрыв, кстати, от этого произошел. Работа Кагаманова показывает, что взрыв исламский, источник — это переворот христианства к блудному… Татьяна Ткачук:  Георгий Николаевич, простите, я Вас перебью: у Вас есть какой-то конкретный вопрос к одному из гостей в студии? Георгий Николаевич:  Вопрос: согласны ли вы с поправкой Патрика Бьюкенена относительно, что это изменение, переворот семьи, уклад семейный, постиг только христианский мир? И, кстати, это же разделяет Ватикан. Татьяна Ткачук:  Спасибо, за звонок. Кто будет из гостей отвечать? Георгий Чистяков:  Здесь, наверное, дело не в том, что эта трагедия, а это действительно трагедия, постигла христианский мир. Она постигла мир развитый экономически, мир развитый социально. Потому что так произошло, что именно страны, для которых христианство, католичество или протестантизм, православие были традиционными религиями, они стали наиболее развитыми. Вероятно, исламским странам еще предстоит пережить тот же самый кризис. Татьяна Ткачук:  Спасибо, отец Георгий. У нас еще один звонок на линии. Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Проследим в романе взаимные отношения, умственные и нравственные встречи и столкновения отцов и детей, чтобы видеть, есть ли у автора пристрастие в пользу первых против последних. Начнем с первой такой встречи. Является к отцу окончивший курс в университете сын его. Вот они, именно Николай Петрович и Аркадий Николаевич, едут вместе в одном экипаже; истинно отечески рад сыну Николай Петрович , равно и Аркадий Николаевич чувствует искреннюю не только просто сыновнюю, но и почти наивно детскую (как в былые детские годы), радость, его наполнявшую. Между ними идет разговор; между прочим отец признается сыну в своих грешках, так слабодушно (а не подвижению искреннего и разумного раскаяния) краснея и вместе так лукавя пред своей совестью, что у сына невольно возбудилось ощущение какого-то тайного превосходства пред отцом и нежность к доброму и мягкому отцу переходила бессознательно в тон какой-то уже снисходительности к нему. Впоследствии повторилась подобная нравственная встреча отца с сыном, и опять со стороны отца повторилось унизительное слабодушие, по которому сыновней нежности опять пришлось поневоле великодушничать. Сын является, очевидно, достойнее отца; и самим отцом вызывались в сыне невольные чувства превосходства своего пред отцом, а потому вина оскорбления нравственных отношений между отцом и сыном, если только кому угодно видеть здесь это оскорбление, падает на самого отца. Поставляя все это на вид, г. Тургенев не слишком ли уж пристрастен к.. не к отцам, а уж к молодому поколению? Но погодите, дело пойдет сейчас на оборот. Ведь «Современник» заметил, что этот самый сын, о котором говорим, дозволил своему приятелю Базарову вырвать из своего сердца добрые сыновние чувства и расположения, сделавшись олицетворением порока непочтительности к родителям 85 . Но в чем же это заметил «Современник»? Неужели серьезно в том, что Аркадий согласился с представлениями своего друга о превосходстве для его отца серьезного чтения, могущего ввести ум его в работу, в подвиг, пред легким чтением Пушкина? Или в том, что Николаю Петровичу было неловко от того, что сам же он поставил своего сына, в отношении к себе, в какое-то настроение снисходительности и великодушия, в которых, впрочем, выражалась все-таки сыновняя нежность? Или в том, что этот самый сын, Аркадий Николаевич, по пословице на чужой роток не полагал платок, когда Базаров поставлял на вид, действительные или мнимые, слабые стороны его отца? Но и в этом отношении Аркадий Николаевич (как изображает его г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Владимир Николаевич не приходит, но снова от Уральского совета проверяют комнаты, не разрешают открывать еще одно окно, поэтому Харитонов и маленький Седнев будут спать в комнате Бэби, там не так жарко, как в их комнате рядом с кухней. Жара страшная. 8 Ужин. В комнате 23°. Почти не спала. 15/28 июня, пятница. В 8.30 в комнате уже 23,5°, позднее 24°. Плела кружева. 1 Обедала в нашей комнате. 2.15–4.30 Все ушли. Ольга осталась со мной. 4.30 Чай. Пришел Владимир Николаевич. 8 Ужинали с Бэби. Все раньше пошли спать из-за усталости и жары — в комнате 24,5°. Утром на солнце… 30 градусов. Мы слышали, как ночью часовой заходил в наши комнаты. Ему наказали тщательно следить за каждым движением у нашего окна — с тех пор, как оно открыто, они снова стали весьма подозрительными и не разрешают сейчас даже сидеть на подоконнике. 16/29 июня, суббота. Снова очень жаркий день. Плела кружева. Разбирала вещи. Почти не спала. 1 Обедали. 3–5 Все выходили, Мария осталась со мной. С Е.С. разбирала лекарства. 5 Чай. Занятия. 8 Ужин. Приходили из Уральского совета проверять, все ли мы на месте. Я не выхожу из-за жары и сердца. 17/30 июня, воскресенье. Спала плохо, 4 часа, от часовых было столько шума. Увы, нет служб. Разбирала вещи. Чинила. С сердцем неважно. 1 Обедали. 3–5 Все выходили, Анастасия осталась со мной. Пришел Владимир Николаевич. 8 Ужин. Немного поиграла в бзик и снова рано легла. Очень сильный дождь, ночь прохладнее. 18 июня/1 июля, понедельник. В комнате 20°, довольно пасмурно. Воздух намного свежее, весь день в комнату задувал приятный ветерок. Разбирала вещи. 1 Обедали. 3–5 Все гуляли, Мария осталась со мной. Читала и плела кружева. 8 Ужинали. Бзик. 10.30 Пошла спать. 19 июня/2 июля, вторник. Прекрасное утро. День провела, как обычно. Все утром гуляли полчаса, днем полтора. Татьяна осталась со мной. Разбирала вещи, читала, плела кружева. Приходил Владимир Николаевич. 1 Обедали. В 8 ужинали. В постель в 11 часов. Сейчас Авдеев должен приходить и проверять нас утром и вечером.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Владимир Николаевич не приходит, но снова от Уральского совета проверяют комнаты, не разрешают открывать еще одно окно, поэтому Харитонов и маленький Седнев будут спать в комнате Бэби, там не так жарко, как в их комнате рядом с кухней. Жара страшная. 8 Ужин. В комнате 23°. Почти не спала. 15/28 июня, пятница. В 8.30 в комнате уже 23,5°, позднее 24°. Плела кружева. 1 Обедала в нашей комнате. 2.15-4.30 Все ушли. Ольга осталась со мной. 4.30 Чай. Пришел Владимир Николаевич. 8 Ужинали с Бэби. Все раньше пошли спать из-за усталости и жары — в комнате 24,5°. Утром на солнце… 30 градусов. Мы слышали, как ночью часовой заходил в наши комнаты. Ему наказали тщательно следить за каждым движением у нашего окна — с тех пор, как оно открыто, они снова стали весьма подозрительными и не разрешают сейчас даже сидеть на подоконнике. 16/29 июня, суббота. Снова очень жаркий день. Плела кружева. Разбирала вещи. Почти не спала. 1 Обедали. 3-5 Все выходили, Мария осталась со мной. С Е.С. разбирала лекарства. 5 Чай. Занятия. 8 Ужин. Приходили из Уральского совета проверять, все ли мы на месте. Я не выхожу из-за жары и сердца. 17/30 июня, воскресенье. Спала плохо, 4 часа, от часовых было столько шума. Увы, нет служб. Разбирала вещи. Чинила. С сердцем неважно. 1 Обедали. 3-5 Все выходили, Анастасия осталась со мной. Пришел Владимир Николаевич. 8 Ужин. Немного поиграла в бзик и снова рано легла. Очень сильный дождь, ночь прохладнее. 18 июня/1 июля, понедельник. В комнате 20°, довольно пасмурно. Воздух намного свежее, весь день в комнату задувал приятный ветерок. Разбирала вещи. 1 Обедали. 3-5 Все гуляли, Мария осталась со мной. Читала и плела кружева. 8 Ужинали. Бзик. 10.30 Пошла спать. 19 июня/2 июля, вторник. Прекрасное утро. День провела, как обычно. Все утром гуляли полчаса, днем полтора. Татьяна осталась со мной. Разбирала вещи, читала, плела кружева. Приходил Владимир Николаевич. 1 Обедали. В 8 ужинали. В постель в 11 часов. Сейчас Авдеев должен приходить и проверять нас утром и вечером.

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

Филарет (в миру Филаретов Михаил Прокопьевич; 1824–1882) — архиепископ Рижский. Филарет (в миру Филаретов Михаил Прокопьевич; 1824–1882) — архиепископ Рижский. 8 ноября 1880 г. при проезде императорского поезда через Александровск под Одессой три заговорщика пытались взорвать железнодорожное полотно. 19 ноября 1880 г. в 10 часов 25 минут был произведен взрыв под вагоном со свитой императора. 8 ноября 1880 г. при проезде императорского поезда через Александровск под Одессой три заговорщика пытались взорвать железнодорожное полотно. 19 ноября 1880 г. в 10 часов 25 минут был произведен взрыв под вагоном со свитой императора. Антропов Лука Николаевич (1841 или 1843–1881) — драматург, критик Антропов Лука Николаевич (1841 или 1843–1881) — драматург, критик Взрыв в Зимнем дворце был произведен 5 февраля 1880 г. народовольцем С. Н. Халтуриным. Взрыв в Зимнем дворце был произведен 5 февраля 1880 г. народовольцем С. Н. Халтуриным. Памятник А. С. Пушкину в Москве (скульптор — А. М. Опекушин) был крыт 6 июня 1880 г. Памятник А. С. Пушкину в Москве (скульптор — А. М. Опекушин) был крыт 6 июня 1880 г. Церковный обряд накануне Крещения. Церковный обряд накануне Крещения. Цитируется романс А. А. Алябьева (1851) на стихи Н. П. Огарева (1840) Цитируется романс А. А. Алябьева (1851) на стихи Н. П. Огарева (1840) А. Ф. Писемский умер 21 января 1881 г. А. Ф. Писемский умер 21 января 1881 г. Кублицкий Михаил Егорович (1821–1875) — историк театра, театральный критик; Андреев Василий Николаевич (сценич. фамилия Бурлак; 1843–1888) — актер. Кублицкий Михаил Егорович (1821–1875) — историк театра, театральный критик; Андреев Василий Николаевич (сценич. фамилия Бурлак; 1843–1888) — актер. Премьера комедии Писемского «Просвещенное время» состоялась в Малом театре 30 января 1875 г. Премьера комедии Писемского «Просвещенное время» состоялась в Малом театре 30 января 1875 г. Миллер Ф. Б. (1818–1881) — поэт, переводчик, журналист. Миллер Ф. Б. (1818–1881) — поэт, переводчик, журналист. Убийство Aлekcahдpa II по приговору «Народной воли» было совершено взрывом бомбы под императорской каретой на Екатерининском канале в Петербурге 1 марта 1881 г. в 2 часа 15 минут пополудни (организатор — С. Л. Перовская).

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

О премьере см.: Дело Сухово-Кобылина. М. 2002. С. 266–268, 357–358, 361. О премьере см.: Дело Сухово-Кобылина. М. 2002. С. 266–268, 357–358, 361. Синельников Николай Петрович (1806–1894) — генерал от инфантерии. Синельников Николай Петрович (1806–1894) — генерал от инфантерии. Кокорев Василий Александрович (1817–1889) — крупный откупщик, публицист, общественный деятель. Кокорев Василий Александрович (1817–1889) — крупный откупщик, публицист, общественный деятель. Парижский мирный договор об окончании Крымской войны был подписан 18 (30) марта 1856 г. Парижский мирный договор об окончании Крымской войны был подписан 18 (30) марта 1856 г. Манифест Aлekcahдpa II о милостях, в том числе и об освобождении ссыльных декабристов, был обнародован в день коронации императора 26 августа 1855 г. Манифест Aлekcahдpa II о милостях, в том числе и об освобождении ссыльных декабристов, был обнародован в день коронации императора 26 августа 1855 г. Архимандрит Нафанаил (в миру Гавриил Натаров;? — 1857) — инспектор, с 1853 г. ректор Вифанской духовной семинарии. Архимандрит Нафанаил (в миру Гавриил Натаров;? — 1857) — инспектор, с 1853 г. ректор Вифанской духовной семинарии. Великие князья Николай Николаевич (1831–1891) и Михаил Николаевич (1832–1904) — младшие братья Aлekcahдpa II. Великие князья Николай Николаевич (1831–1891) и Михаил Николаевич (1832–1904) — младшие братья Aлekcahдpa II. «Русский вестник» (М., 1856–1906) — журнал, в то время либеральный и очень популярный. «Русский вестник» (М., 1856–1906) — журнал, в то время либеральный и очень популярный. Имеется в виду предложение Aлekcahдpa II нижегородскому дворянству заняться вопросом об устройстве быта крестьян от 20 ноября 1857 г. Рескрипт был опубликован 15 января в «С.-Петербургских ведомостях». Имеется в виду предложение Aлekcahдpa II нижегородскому дворянству заняться вопросом об устройстве быта крестьян от 20 ноября 1857 г. Рескрипт был опубликован 15 января в «С.-Петербургских ведомостях». Селиванов И. В. (1810–1882) — прозаик, публицист. Его книга «Провинциальные воспоминания. Из записок чудака» вышла в Москве в 1857 г.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Воинская служба Врангелю понравилась. Он решил стать офицером и остаться в полку, тем более что сдать экзамен выпускнику Горного института не представляло труда. Через год Петр Николаевич надел вожделенные офицерские погоны и… тут же снял их. Насколько знаменательным, радостным и торжественным было производство в офицеры в жизни каждого вчерашнего юнкера или «вольнопера», можно судить хотя бы по воспоминаниям скромного аскета Антона Ивановича Деникина, который отмечал, что за всю жизнь пьян был лишь единожды – в день производства. Буйная пирушка в этот день для новоиспеченных офицеров была (да и есть) обязательной традицией. Петр Николаевич на такой пирушке, очевидно, хватил лишку. Возвращаясь домой, корнет Врангель не смог сдержать переполнявших его эмоций, выхватил шашку и принялся лихо рубить молодые деревца и кустарники. Случилось это не где-нибудь в лесу, а прямо возле дома полкового командира князя Трубецкого, который, как выяснилось, эти самые деревца любил. Князь услыхал шум, вышел и увидел упражняющегося в «рубке лозы» молодого барона… В общем, пополнить офицерское общество Лейб-гвардии Конного полка, куда принимали голосованием сами господа офицеры, Петру Николаевичу не пришлось. А в другом полку он служить не пожелал и ушел в запас. Вторым шансом военной карьеры для будущего генерала стала начавшаяся война с Японией. На дальневосточный фронт стремились многие офицеры из армии, Гвардии, и даже из запаса. Впервые за почти три десятилетия после Русско-турецкой войны для них открывалась возможность получить боевой опыт, испытать себя, а может и совершить подвиг. Кстати, именно в боях с японцами впервые проявили себя такие известные в будущем борцы с большевизмом, как Антон Иванович Деникин, Николай Николаевич Юденич, Александр Васильевич Колчак, Павел Петрович Скоропадский… Проявил себя там и Петр Николаевич Врангель. Оставив опостылевшую службу чиновника при иркутском генерал-губернаторе, он отправился добровольцем на фронт, чтобы поступить в конницу. В России восточнее Волги тогда был только один регулярный кавалерийский полк – Приморский драгунский, а почти вся конница в войне с Японией была представлена исключительно казачьими полками, в первую очередь – дальневосточных казачьих Войск. Большинство этих полков были второочередными, то есть формировались только на время войны. В начале февраля 1904 года Петр Врангель в чине хорунжего был определен во 2-й Верхнеудинский полк Забайкальского казачьего войска, через пару недель переведен во 2-й Аргунский казачий полк того же войска, а еще через год – в Отдельный дивизион разведчиков отряда генерала Ренненкампфа.

http://pravmir.ru/zabiyaka-pajper-cherny...

Алексей Николаевич отдал Собору православной интеллигенции почти 10 лет. Конечно, деятельность Собора не была лишена недостатков, но нам очень помогало то, что он был кадровым военным, к тому же бывшим политработником. Из-за семейных проблем он попросил, чтобы мы отправили его в отставку. Ему на смену пришел Александр Петрович Беляков, тоже военный человек, капитан первого ранга, затем и он ушел с поста председателя Собора православной интеллигенции, сейчас обязанности председателя Собора исполняет отец Алексий Мороз. Затем Алексей Николаевич Швечиков стал директором Межвузовского центра по религиоведению, у него появилась своя территория в Университете технологии и дизайна, когда ректором был В.Г.Романов, замечательный человек, который нам помогал. Началась бурная деятельность, проводились многочисленные конференции и круглые столы, мы пытались наладить контакты с сочувствующими людьми из политической сферы, с различными политическими партиями. В то время Константин Душенов, ныне томящийся в застенках, пытался организовать встречу с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, но в последний момент Зюганов отказался с нами встречаться. Вероятно, он посчитал не совсем удобным для компартии явно идти в объятия Православия. Встречаясь с представителями различных политических сил, мы постепенно поняли, что нам не удастся установить с ними плодотворного сотрудничества. В свое время Алексей Николаевич защитил кандидатскую диссертацию по философии и увлекся религиоведением. В советское время он преподавал марксистские дисциплины, философию в Анголе. С конца 90-х годов он увлекся сектоведением, в те года нас просто одолевали сектанты, в России тогда был сектантский бум, повсеместно проводились сектантские сборища, на стадионах выступали западные проповедники, особую активность проявляли тогда иеговисты. Алексей Николаевич пытался противостоять натиску сект, проводил конференции, писал статьи и книги. Я считаю подвигом то, что он защитил докторскую диссертацию по философии , когда ему было уже за 70 лет. Защита диссертации шла очень долго, его оппонентами в основном были атеисты, которые высказали десятки замечаний, хотя в конце защиты вынуждены были признать, что диссертация выполнена на высшем уровне. Я считаю подвигом, когда человек в столь преклонном возрасте садится за написание диссертации, пытаясь научно обосновать Православие в нашей стране, показать его роль в жизни нашего народа, доказать, что наша Держава просто не может существовать без Православия. Он блестяще справился с этой задачей.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/19/va...

Лавров был мне не товарищ. Приличный, почтительный к старшим, целомудренный, вина не пил; но души я с ним отводить не мог. Подобия даже каких-нибудь идеальных запросов не зарождалось в душе у него. Достать урок, сходить на урок, достать лекций для переписки, раздать лекции переписчикам и собрать обратно, заплатить дань поклонов многочисленной, видной родне, не опуская ничьих именин и рождений, — вот чем исчерпывались его интересы. Вероятно, светилась ему в отдалении мысль: получить при помощи всесильного родственника Александра Петровича дьяконское место в Москве по окончании курса, зажить домком, а там присматривать, не подойдет ли случай со временем даже и священническое место получить при той же помощи. Но даже до этих мечтаний в разговоре со мною у него не доходило: счастливая природа — довольствоваться окружающим, не забираясь ни в глубь, ни в даль! Я же мог только подлаживать свои душевные струны в тон моему собеседнику, расспрашивать о подробностях передаваемого им случая или об обстоятельствах упоминаемого им родственника, сообщать ему собственные мелочные случаи. Петр Николаевич Кудрявцев, в качестве родственника, был для Лаврова случай добывать лекции для переписки; а для меня был Петр Николаевич Кудрявцев — первый студент университета, вышедший из нашей Семинарии первым же студентом, параллель Ивану Алексеевичу Смирнову-Платонову, первому студенту Вифанской семинарии, окончившему первым в Академии. Моя мысль неслась на сравнение их познаний и способностей, на то, как и чем они достигли своих успехов. Завидовал, в частности, что вот Лавров может осязать Кудрявцева; мечталось, сколько бы я мог вырасти и обогатиться умственно чрез общение с такою знаменитостью. А Петр Николаевич — будущая знаменитость среди профессоров и литераторов — был знаменитость и для семинарии ранее своей славы в университете. В семинарии, как и в училище, известные воспитанники и целые даже курсы оставляли предание; Петр Николаевич выдавался и сохранился в памяти. Мои взгляды, мои мечты не могли ожидать отзывчивости от Лаврова, и я мог их держать только при себе.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010