К тому же времени относятся два свидетельства, заключающиеся в письме патр. Германа: одно об иконе Богоматери в Созополе в Писидии, которая источала миро из руки, другое об образе апостолов и пророков с их изречениями о Христе, находившемся в императорском дворце. Как многочисленны были эти свидетельства, и какое сильное впечатление производили они, показывает заявление патр. Тимофея, который сказал, что сердца верных насыщены сказаниями отцов, а Феодор, епископ Мирский, державшийся прежде иконоборчества, после того, как эти свидетельства были приведены, воскликнул: «Благодарение Господу, Который привел к познанию истины путем отеческих изречений». Когда в начале IX века, несмотря на постановление вселенского собора 787 года, иконоборческие смуты опять были подняты императорами Львом Армянином, Феофилом и другими, православные богословы были снова вызваны на защиту иконопочитания и подобно своим предшественникам, с особенным вниманием остановились на рассмотрении исторических доводов. Кроме известных уже нам ссылок, послание трех восточных патриархов к импер. Феофилу приводит несколько новых данных из области иконографии. Так, например, оно придает большое значение сказанию о том, что ев. Лука написал образ —674— Богородицы. Апология повторяет далее целиком свидетельство Евагрия о Нерукотворенном образе Спасителя, данном Авгарю Едесскому, и при этом даже приводит подробное описание наружного вида Иисуса Христа, согласно с которым еще Константин Великий приказал написать для себя образ Христа. Но откуда послание заимствовало эти сведения, неизвестно, а известным остается только то, что описание наружности Христовой стояло в зависимости от существовавшего в то или другое время его иконографического типа. Иконоборческие волнения не прошли бесследно и для Запада. Правда, они коснулись его только отчасти, стороною: но все же Запад не остался безучастным свидетелем происходившего на Востоке движения и высказал свое мнение о спорном вопросе. Папы: Григорий II, Стефан III и Адриан стали решительно на сторону защитников иконопочитания и, желая доказать свою независимость от придворной партии, смело опровергали доводы иконоборцев-императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Подробнее... Троице-Сергиев Варницкий монастырь [ править править код ] Дата основания: 1427 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Ростов, пос. Варницы Телефоны: +7-964-167-04-10 , +7-905-633-04-89 Сайт: http://varnicy.ru/ Основан Ростовским епископом Ефремом на месте дома родителей Сергея Радонежского. В 1609 монастырь сожжен поляками, в конце XVII в. постепенно восстанавливается. Мужской монастырь в 1725 становится женским, в 1731 - это вновь мужская обитель. В 1920-х закрывается, большая часть зданий уничтожена. В 1990-х передается Троице-Сергиевской лавре. Примечания : На место Троице-Сергиева Варницкого монастыря ранее стояли боярские хоромы прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия. Сейчас на месте их дома возвышается Троицкий собор. Также при монастыре расположена гимназия для 10-11 классов исключительно для мальчиков. Подробнее... Углич [ править править код ] Алексеевский Угличский женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1371 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., г. Углич, ул. Шаркова, 27 Телефон: (48532) 2-35-95 Группа ВКонтакте: http://vk.com/public187730504 Успенский монастырь в Угличе основан в 1371 Алексием, митрополитом Московским . В том же году для создания и обустройства обители был направлен инок Адриан, к следующему году построивший первую деревянную Успенскую церковь. После канонизации митрополита в 1439 монастырь стал называться Алексеевским. Разорён поляками в 1609, но вскоре восстановлен. В XVI-XVII вв. были построены каменные храмы. После реформы 1764 монастырь получил статус третьеклассного. Во 2-й пол. XVIII - XIX вв. построены каменная ограда (1761-1777), келейные корпуса и трёхъярусная колокольня в классическом стиле (1820-1825). Монастырь закрыт в кон. 1920-х, в 1930-х его архитектурный ансамбль значительно пострадал. Возрождён в качестве женской обители в 1997.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в., ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве. Ист.: Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему/Пригот. С. П. Розанов. СПб., 1912; Калайдович К. Памятники российской словесности XII в. М., 1821. XII; [Сухомлинов М. И. ] Рукописи графа А. С. Уварова. СПб., 1858. [Ч. 2]. XVIII. (Памятники словесности; 1); Франко У. Anokpiфu i легенди з украïнських pykonicub. Льbib, 1906. Т. 4. С. 136-213 [изд. различных редакций Слова о небесных силах, которое К. Ф. Калайдович приписывал Кириллу Туровскому, а С. П. Шевырев - А. С.]. Лит.: Мурзакевич Н. А. История губернского города Смоленска. Смоленск, 1804. С. 198-201; Шевырев С. П. Заметка о слове Авраамия Смоленского//ИОРЯС. 1859-1860. Т. 8. С. 326-330; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 425-426; Зверинский. Т. 2. С. 318. 1154; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; Редков Н. Н. Прп. Авраамий Смоленский и его житие, составленное учеником его Ефремом//Смоленская старина. 1909. Вып. 1/1 (отд. отт.: Смоленск, 1909); Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. 717; Рыбаков Б. А. Смоленская надпись XIII в. о «врагах-игуменах»//Сов. Арх. 1964. 2. С. 179-187; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//Новгородский ист. сб. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 88-89; Буланин Д. М. Ефрем//СККДР. Вып. 1. С. 126-128 [библиогр.]; Подскальски Г. Церковь и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 175-178, 231-236, 385-387 [библиогр.]; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 38. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/62958.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

24       Об училище упоминается в двух-трех житиях. Во всех же прочих упоминается монастырь, куда отрока отдают в ученье. Житие сохраняет иногда имя старца, обучившего отрока грамоте. В житии Мартиниана Белозерского говорится, что святого обучал грамоте дьяк Олеш, которого дело было «книги писати и ученики учити грамотный хитрости и зело искусен бе таковому художеству». Есть случаи и другого рода, – это, когда отрок обучался грамоте в своей семье. 26        Различен повод, по которому святой оставляет место своего пострижения: иногда сонное видение приглашает его водвориться в пустыне; иногда слышит тайный голос, зовущий его в глубину лесов. Странствовавший по послушанию Ферапонт, пленился белозерским краем и вслед за тем уговорил духовного брата Кирилла покинуть Москву и Симонов, и идти с ним на дальний север. 27       На устье Сойги, впадающей в Вычегду, поселился Симон Сойгинский. Адриан Монзенский основался на устье Монзы, впадающей в Кострому, Кассиан Угличский на устье Учмы, впадающей в Волгу, Пафнутий Боровсий на устье Протвы, впадающей в Истерву, Филипп Рабанский на устье Рабанги, впадающей в Сухону, Пахомий Нерехтский близ впадения Гридевки в приток Волги, Салоницу; Арсений Комельский на берегах Кохтыжа и Лежи. 28       На острове озера Селигер поселился Нил Столобенский, Антоний Сийский поселился на Михайловском острове, образуемым озёрами и вытекающею из них рекой Сией. Зосима Ворбозомский на острове озера Ворбозомского. 29       Когда Сергий Нуромский пришёл навестить Павла Обнорского, то он увидал, что стаи птиц вились около этого последнего. Он кормил их из рук, иные сидели у него на голове и на плечах. Тут же стоял медведь и ждал себе пищи, вокруг прыгали лисицы и зайцы. 30       Если недобрый человек подходил к кузовку, вывешенному Герасимом Болдынским на дороге, то ворон клевал такого. Пафнутий Боровский любил «гавранов черноперых и многоязычных», по выражению списателя жития его, гнездившихся в множестве в монастырском лесу и заповедь дал не убивать этих птиц. Ворон питал Афанасия и Кирилла Вытегорских по живому, до нашего времени народному преданию. К преподобному Никодиму Кожеозерскому так привыкли олени, что стадами ходили вокруг него и кормились. Олень привел охотника Андрея Завалишина, будущего основателя монастыря Андрусовского к келье Александра Свирского .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Архив Пн Состоялось заседание Оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского 10 сентября 2019 г. 21:35 10 сентября 2019 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось заседание Организационного комитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского. Мероприятие возглавили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский. 24 июня 2014 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ о праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, определяющий порядок подготовки и проведения этого знаменательного события. Праздничные мероприятия будут проводиться в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа. Распоряжением Правительства Российской Федерации 554-р от 30 марта 2015 года был определен состав Оргкомитета. Председатель Организационного комитета — министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский. С 2006 года реализуется программа «Александр Невский», которая организована совместно Московским Патриархатом, Фондом Андрея Первозванного и Уральской горно-металлургической компанией. На заседание в Храме Христа Спасителя были приглашены члены Организационного комитета по подготовке и проведению юбилейных мероприятий, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского, организаторы программы «Александр Невский». От Русской Православной Церкви в заседании участвовали: управляющий делами Московской Патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва ; председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий ; наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий ; епископ Ржевский и Торопецкий Адриан ; епископ Городецкий и Ветлужский Августин ; епископ Переславский и Угличский Феоктист ; председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан ; председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин .

http://patriarchia.ru/db/text/5497894.ht...

Известно, что в той или иной мере созданию и распространению Ж. л. способствовали патриархи Филарет , Иосиф , Никон, Адриан . Всячески поддерживали создание житий и сказаний о святынях епархиальные архиереи: в их числе - Маркелл , архиеп. Вологодский, Иона (Баранов) , архиеп. Вятский, Макарий, Киприан и Корнилий, митрополиты Новгородские и Великолуцкие, Лаврентий, митр. Казанский, Иона (Сысоевич) , митр. Ростовский, Серапион, архиеп. Суздальский и Тарусский, в нач. XVIII в.- Варнава, архиеп. Холмогорский и Важский. В создании житийных памятников участвовали архиереи ( Александр , еп. Вятский и Великопермский, Симеон, архиеп. Сибирский и Тобольский, и Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский), а также игумены мон-рей, напр. Викентий, архим. Троице-Сергиева мон-ря, Иосиф, архим. Троицкого Данилова мон-ря, и Феодосий, игум. Антониева Сийского мон-ря. В этих благоприятных условиях возникали региональные Соборы святых и своды агиографических памятников - примером может служить созданный к кон. XVII в. на основе произведений кон. XV-XVII в. Соловецкий патерик, сохранившийся во множестве списков. В целом XVII век - эпоха расцвета региональной агиографии. В XVII - нач. XVIII в. были созданы жития мн. основателей мон-рей Сев. и Центр. России, живших в XV-XVII вв.: Жития преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских, Антония Леохновского, Варнавы Ветлужского, Диодора (Дамиана) Юрьегорского, Илариона Суздальского, Иннокентия Комельского, Иова Ущельского, Иродиона Илоезерского, Кассиана Угличского, Корнилия Палеостровского, Мартирия Зеленецкого, Никандра Псковского, Никодима Кожеезерского, Паисия Галичского, Серапиона Кожеезерского, Сильвестра Обнорского, Симона Воломского, Трифона Вятского, Феодосия Тотемского, временами являющиеся более или менее искусными компиляциями, иногда подробными и литературно обработанными повествованиями, а в нек-рых случаях, по замечанию Ключевского, представляющие собой «необработанную записку без литературных притязаний» ( Ключевский.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

На другой день святой старец, простившись с братией, велел читать акафист Спасителю и Божией Матери и тихо предал свой дух Богу 1537 года 19 мая, восьмидесяти четырех лет от роду, после сорока одного года своей подвижнической жизни в Комельской пустыни. Великий подвижник примером своей жизни и духовным руководством воспитал много мужей высокой духовной жизни, из которых многие сами сделались впоследствии основателями монастырей и прославились святостью жизни. Таковы блаженные: Кирилл Новоезерский, Геннадий Любимский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Даниил Шушгорский. Все были его учениками и постриженниками его обители. Обитель преподобного Корнилия одна из цветущих. В ней находится пять благолепных храмов: 1) соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы; 2) храм в честь преподобного Корнилия, Комельского чудотворца, основателя обители. В этом храме почивают мощи подвижника; над ними устроена рака. В этом же храме находится икона преподобного древнего письма; 3) воскресенская церковь : здесь находится особенно чтимый местными жителями образ Владимирской Богоматери, точный снимок с подлинной чудотворной иконы. В этом же храме хранится часть власяницы преподобного Корнилия и его фелонь, сшитая из шелковой материи, с камчатным красным оплечьем; она ветха и покрыта заплатами; 4) храм в честь святителя Николая, Мирликийского чудотворца и 5) храм во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В тот же день. Преподобный Игнатий (князь Иоанн) Внук великого князя Василия Темного и сын Андрея Васильевича старшего, князя Угличского, Иоанн родился в 1477 году. С самого младенчества своего он выказывал необыкновенную сдержанность, не свойственную детям его возраста. «Бяше бо обычаем кроток и смирен сердцем, и молчалив в разуме, а не гневлив отнюдь; ни игры, ни царского потешения не внимаше, – говорит о нем списатель его жития старец Лонгин, – и егда прииде в разум, повелеша его учити божественному Писанию, и вскоре того извыче». Мать его, княгиня Елена Романовна, скончалась в 1483 году, а чрез два года после нее и бабка его, мать великого князя инокиня Марфа, особенно покровительствовавшая его родителю и удерживавшая великого князя от строгих мер против братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак (св. Симеона), гл. 4. Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленного, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа. Ап. ( Евр.9:11–14; 321 зач.; Ев. Лк.2:25–28; 8 зач.). Св. пророка Он жил и пророчествовал в X веке до Рожд. Христова в царствование Асы, царя Иудейского. Этому царю он предсказал помощь Божью за его благочестие и бедствия, которые должны постигнуть иудеев за их грехи. ( 2Пар.15 гл.). Мучч . и Евла. Родом из Манганейской страны, они пострадали за Христа в Кесарии Палестинской, около 308–309 г. Придя туда для посещения прочих исповедников, они были взяты у городских ворот и представлены городскому начальнику. После разных мучений св. Адриан был брошен на съедение льву и, когда зверь не коснулся его, был усечен мечом; святой Еввул был растерзан зверями. Мучч. и Они проповедовали веру Христову в Перге, в Памфилии, при царе Декии, за что были взяты и, после разных мук, обезглавлены, в 250 г. Есть сведения, что эти мученики были родные братья. Муч. иже вукол (т.е., пастух). Богатый пастух в Кесарии Каппадокийской, разделяя свое богатство нищим, он смело исповедовал Христа пред язычниками и за это был подвергнуть лютым мучениям. Чудесами и мужеством в страдании он обратил многих ко Христу. Преставление благоверного князя Угличского Романа. Св. Роман жил во время татарского нашествия и татарского ига. Ему было 23 года, когда Батый со своими полчищами двинулся в Россию. Узнав о приближении Батыя, к Угличу, св. Роман, вместе с отцом своим Владимиром, князем Угличским, и старшим братом Андреем, удалялся в Новгород. Через 3 года, когда, татары оставили Россию, он снова возвратился в Углич и по смерти отца и брата принял на себя управление княжеством. Он был попечительным отцом подвластных ему: устроял богодельни и странноприимные дома, содержавшиеся большей частью на его средства; до 15 храмов были построены им в разных местах его княжества. Каждый день св. Роман слушал службу Божью, часто беседовал с благочестивыми иноками и любил читать душеспасительные книги. После смерти своей супруги он всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Скончался он в 1285 т. и был погребен в церкви Преображения в Угличе. Около 1485 г. мощи св. Романа были обретены нетленными и перенесены в новую соборную церковь Преображения. В 1605 г. начались чудеса от мощей св. Романа и ему было установлено местное празднование. В 1609 г. мощи св. Романа были сожжены поляками вместе с храмом, в коем они покоились; но останки мощей сохранились до настоящего времени и почивают под спудом в соборном храме Преображения, в приделе, посвященном имени св. князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010