Иеромонах Адриан Югской Дорофеевой пустыни (1800–1853 Старец Адриан (в миру Андрей Семеновский) начал свой монашеский путь в Адриановом Пошехонском монастыре, где был в послушании у старца Иннокентия. В 1826 году он принял постриг, вскоре был рукоположен во диакона, а затем – во иеромонаха. В обители он нес послушание гостиничного, а затем казначея. Отец Адриан всегда вставал с восходом солнца и даже раньше. В продолжение нескольких лет он круглые сутки ежечасно звонил в часовой колокол, порой влезая на колокольню, порой за веревку. Этим упражнением он научился бдению: сон его был краток и легок. Часто он спал то стоя, то сидя на стульчике. Когда раз прочитал, что преподобный Серафим спал на локотках, он воскликнул: «О, если бы и нам выучиться так спать. Те, кто попали в рай, немного спали». Он спал только тогда и столько, когда и сколько того требовали или изнуренная плоть, или ум, истомленный напряжением молитвенным и размышлениями о прочтенном. Проводя время в молитве домашней и церковной, старец Адриан много времени посвящал чтению слова Божия и отеческих писаний. Постоянно читая слово Божие (в частности, ежедневно прочитывая всю Псалтирь), он особенно любил читать и выучивать наизусть Новый Завет . «Добротолюбие», Четьи-Минеи, Прологи – были его ежедневным чтением. Особенно старец любил «Лествицу» святого Иоанна. Отец Адриан возлюбил пост с самого начала иноческих подвигов и был ему верен до смерти. В стеклянной банке старец смешивал в воде ржаные сухари, немного овсяной муки, солод; все это неделями хранилось в ней, и – что замечательно, не портилось. Этим раствором он и питался. Но даже и его старец отмеривал на своих специальных весах. С молодости соблюдший себя в целомудрии, старец до последних сил боролся с плотью и нередко пешком хаживал в Пошехонье для молитвы у чтимого им образа Спасителя. В одну из таких отлучек он отморозил себе ноги и долгое время пробыл для излечения у своих знакомых. На ногах у него вскоре, как их оттерли, появились волдыри, началась сильная ломота, опухоли; потом открылись раны. Около шести недель пробыл старец Адриан в Пошехонье у соборного диакона. Все время болезни он был в самом радостном состоянии духа; его речи были поучительны тем, кто за ним ухаживал, но еще более поучал он безропотным и радостным перенесением недуга.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный, благословляя детей, сказал Анастасии: «ты, ветвь прекрасная, плодовитая, будешь нам царицею». И Анастасия была первою супругою царя Грозного. Преставился 23 января 1565 года. Мощи его найдены нетленными при копании рвов для каменного храма в 1646 году, и ныне покоятся в приделе сего храма, под спудом. Спасо- Геннадиев монастырь находится в 96 верст. от Любима, близ границы Костромского уезда, при озере Сурском. 85. Преп. Кирилл Новоезерский, родом из г. Галича (Костромского), сын родителей благочестивых из дворянского рода Белых или Белого, в ранней юности принят преп. Корнилием в Комельскую его обитель и вскоре пострижен с именем Кирилла. Вслед за сыном пришел и отец его и также принял пострижение. По смерти отца, юный подвижник Кирилл, с благословения преп. Корнилия, пустился странствовать, ища места для безмолвного отшельничества. После семилетнего странствования, в 1507 году, он из Тихвина пошел к Белуозеру; с Кобылиной горы он увидел Новое озеро и на нем Красный остров. Пустынник под высокою елью устроил себе хижину, выпросил у соседних крестьян Красный остров для основания обители, поставил другую келью, сборную для ожидаемой братии и соорудил две малые церкви. Один за одним стали собираться к Кириллу искатели безмолвия. Преставился 4 февраля 1532 года. Мощи преп. Кирилла обретены были нетленными, при основании нового храма монастырского, освидетельствованы и в 1652 году перенесены в новый храм, где и ныне почивают открыто. 86. Преп. Адриан Пошехонский, ученик преп. Корнилия Комельского. По смерти великого наставника, он желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храме Корнилиевой обители явился благолепный старец. Кто ты? спросил его Адриан, на которого сделал он сильное впечатление. «Я странник Безстуж», отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе, старец сказал Адриану: «ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой еще не ходила нога человеческая». С благословения игумена, в сентябре 1540 года, Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другими вышли из Корнилиевой обители; странник – черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Креста Господня. На берегу р. Ветхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которою пришли и поселились тут. В 1543 году Адриан отправился к митрополиту Макарию, испросил благословение на святое дело и принял посвящение в сан игумена. В пустынную обитель собралось довольно братии: они жили по уставу Корнилиевой обители. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон. В 1550 году в великий пост вооруженная шайка разбойников из с. Белого напала на Адрианову пустынь и умертвила святого старца и двух учеников его. Ныне мощи преп. Адриана почивают под спудом в храме обители его, построенном в 1659 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Папа будет пользоваться высоким мирским авторитетом в этом городе, под покровительством франкских королей; он был богат, и он задумал окружить свой престол еще большим блеском и богатством. Поэтому Адриан ответил с гордостью на почтительное письмо, полученное им от Константинопольского двора; он предложил свои условия, как поступает одно государство в отношении к другому, и в особенности он настаивал на следующем пункте: надобно всецело восстановить отчины св. Петра на Востоке, которые были конфискованы иконоборствовавшими императорами. Приведем одну страницу его письма относительно Константинопольского патриарха: «Мы очень удивились, увидевши, что в вашем письме Тарасию усвояется титул вселенского патриарха. Константинопольский патриарх не занимал бы даже и второй степени, без согласия на то нашего престола ; если он есть вселенский, то поэтому обладает и первенством пред нашею церковью? Все христиане понимают, что это есть забавное притязание». Адриан представил императору в пример Карла, франкского короля. «Следуя нашему совету, говорит он, и исполняя наши желания, он (Карл), покорил все варварские народы на Западе; он передал римской Церкви, в вечное владение, провинции, города, замки, отчины, которые удерживали Лангобарды и которые по праву принадлежали св. Петру; он не перестает каждый день жертвовать золото и серебро для блеска Церкви и для питания бедных». Вот язык совершенно новый со стороны римских епископов; он станет со временем их обычным языком. Подобный тон речи начинается с 785 г., то есть с того самого года, когда Адриан переслал Ингельрамну, епископу Мецкому, сборник Ложных Декреталий. 246 Это совпадение имеет высокое значение. Сам ли Адриан составил сборник подлогов? Мы этого не знаем, но факт неопровержимый, что это произошло в самом Риме, во время папствования Адриана; и в год, когда он с таким высокомерием писал к восточному императору, этот новый папский кодекс упоминается впервые в истории. Адриан есть истинный творец совершенного папства. Не находя в церковном предании документов, которые могли бы благоприятствовать его честолюбивым идеям, он опирался на апокрифические статьи, составленные применительно к обстоятельствам и для узаконения всех будущих захватов римского престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Адриана совершался полный произвол в отношениях епископа к ризничему, и от патриарха не было отеческого заступления, или по крайней мере должного внушения принявшему на себя «мучительский сан» епархиальному владыке, – когда–то упрекавшему в жестокостях властей Соловецкого монастыря. При патр. Адриане бывали недоразумения и столкновения между епархиальными владыками из–за границ их епархий. Известен спор между митр. Варлаамом Киевским и архиепископом Лазарем Барановичем из–за трех протопопий, где патр. Адриан принял сторону сильнейшего–митр. Варлаама, а не Лазаря, хотя ранее последний владел спорными протопопиями по царской грамоте 148 . В 1699 г. возник спор между тамбовским епископом Игнатием и митр, астраханским Сампсонием из–за города Петровска на р. Медведице. Епископ Игнатий опирался на указ патриарха Адриана от 23 мая 1698 года, коим в ведомство Тамбовской кафедры, по духовному управлению, отдавался новопостроенный город Петровск и все города, которые будут строиться по реке Медведице, вниз по Дону и вверх по Дону по реке Серет. А митр. астраханский Сампсоний ссылался на новый указ самого государя от 20 окт. 1698 г. и грамоту из Приказа Казанского Дворца, которыми Петровск передавался в ведение митр. астраханского. Патр. Адриан в грамоте от 29 апр. 1699 г. к м. Сампсонию не давал ясного решения спора между владыками, прибегнув тактично к полному замалчиванию о г. Петровске. Пожелав астраханскому владыке милости Божией, пречистой Богородицы и великих святителей московских, патриарх ничего не сказал для разрешения спора, обратив его внимание на другое. «Как эта грамота к тебе придет, ты бы новопостроенные города на Усть–Камышенке, да по той черте к Дону реке ведал, а в них церкви великомучеников Георгия и Дмитрия, давал туда благословенные грамоты, посвящал попов, дьяконов и духовными делами ведал всех духовного и мирского чина» 149 . Не дав определенного решения и новой грамоты какому–либо из спорящих о г. Петровске владык, патр. Адриан очевидно оставлял в силе свой прежний указ епископу Игнатию. И после, когда прикрыта была Петром I Тамбовская кафедра, a все города бывшей епархии перешли в ведение рязанского преосвященного, город Петровск был в числе их. Но отсутствие определенного указа патр. Адриана по спорному делу давало основание астр. митрополиту Сампсонию, в силу царского указа и покровительства близкого к царю Бориса Алексеевича Голицына, считать Петровск принадлежащим к Астраханской епархии и посылать туда священников 150 . Уклонившись от определенного ответа на поднятый архиереями спорный вопрос, патр. Адриан проявил странную нерешительность, граничившую с трусостью, нераспорядительность, вызывавшую неустройство в церковном управлении и естественное неудовольствие в своих соработниках, епарх. архиереях, не находивших в Адриане твердого распорядителя в общецерковных делах. Влияние на патр. Адриана окружавших его московских церковников (Паисия, Евфимия, Кариона и Ионы)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще рассказывал старец: «порадовался диавол моей опрометчивости. Раз я, торопясь, вышел по нужде какой-то, не перекрестясь. Всею силой бесовской своей ярости он устремился на меня. Мне казалось, что и земля задрожала под моими ногами. Но покров Царицы Небесной и предстательство преподобномученика Адриана чудотворца спасли меня». Рассказывая об этом, о. Адриан советовал: всегда, когда выходит кто из дома, помолиться усерднее. Когда же о. Адриан возвратился в обитель и предался безмолвию, враг нередко принимал вид и голос близких ему людей и просился в келлию, желая отвлечь подвижника от молитвенной самособранности, но – безуспешно. Старец победил все козни вражии: научился распознавать все их ухищрения и бороться с ними молитвою и постом. Выдержав столь суровую брань с диаволом и победив врага, о. Адриан утвердился в подвиге молитвенного бдения и поста уже на всю жизнь. Поступив в обитель, он всегда вставал с восходом солнца и ранее его. Всегда совершая утреннее молитвенное Правило, он не спал и днем, и другим не советовал того делать. В продолжение нескольких лет он круглые сутки ежечасно звонил в часовой колокол, порою влезая на колокольню, порою за веревку. Этим упражнением он научился бдению: сон его был краток и легок. Часто он спал, то стоя, то сидя на стульчике. Когда раз прочитал, что препод. Серафим спал на локотках, он сокрушенно воскликнул: «о, если бы и нам выучиться так спать. Те, кто попали в рай, немного спали». Он спал только тогда и столько, когда и сколько того требовали или изнуренная плоть, или ум, истомленный напряжением молитвенным и размышлениями о прочтенном. Проводя время в молитве домашней и церковной, о. Адриан много времени посвящал чтению слова Божия и отеческих писаний. Постоянно читая слово Божие (в частности, ежедневно прочитывая всю Псалтирь), он особенно любил читать и выучивать наизусть Новый Завет . Писания аскетические, особенно Добротолюбие, были его постоянными собеседниками; ими он научался жизни духовной, ими проверял и свое жизненное течение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Март 5-й день. Преподобный Адриан Пошехонский Преподобный Адриан был ученик преподобного Корнилия Комельского. По смерти великого наставника он желал насадить где-либо в глухом месте новый рассадник иночества. Раз в храм Корнилиевой обители явился благолепный старец. «Кто ты?» – спросил его Адриан, на которого он произвел сильное впечатление. «Я странник Безстуж», – отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келлию; в духовной беседе неведомый старец прозорливо сказал Адриану: «Ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой еще не ходила нога человеческая». С благословения игумена в сентябре 1540 года Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другими вышли из Корнилиевой обители; странник-черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Креста Господня. На берегу реки Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которой пришли, а сами странствовали по дубраве, отыскивая себе путь ко властям и место, где бы могли поставить молитвенную келлию для спасения души своей. Во время их хождения поселяне Белосельские поплыли вниз по реке Вотхе для рыбной ловли и, когда были они против дуба, на коем стояла икона Богородицы, поймали две большие рыбы, каких до того времени не случалось им ловить, да и впоследствии иноки устроившейся тут обители таких рыб никогда не ловили. Один из рыбарей, вышедши на берег, усмотрел на дубе образ Пречистой и начал скликать свою дружину; товарищи его, чая зверя, устремились к нему на гору и с изумлением увидели икону в столь непроходимой дебри. Некоторые говорили, что, вероятно, кто-либо из братии их поселян поставил здесь икону, чтобы занять под себя место, но тот из них, кто первый ее открыл, дерзновенно похвалился, что возьмет своими руками образ Богородицы и отнесет его в дом свой. Не попустила Матерь Божий поругания честной своей иконы; сила Божия далеко отринула дерзновенного рыболова от дуба и повергла замертво на землю. Товарищи его, видя такое наказание Божие, горько восплакали, говоря: «Напрасно, брат, совершил ты дело непотребное». Но поверженный лежал без языка и движения; товарищи старались привести его в чувство и, когда мог он наконец проговорить, спросили, что с ним было. Он отвечал: «Утомился я, братия, вместе с вами ловитвой рыбной и взошел на сию гору; тут явился мне старец черный в сединах и сказал: “Не дерзай, чадо, на образ Пречистыя, иди с миром на свое дело”».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

22 августа 1690 г. государи и все архиереи с освященным собором «избрали» Адриана и долго молили его принять патриаршество. Адриан упорно отказывался, называя себя недостойным «началовождения паствы многороссийской». «Едва умолили!» — замечает составитель «чина». 24 августа Адриан торжественно въехал в Кремль в патриаршей карете Филарета Никитича, о шести лошадях. По вступлении в кафедральный Успенский собор нареченный произнес речь о своем назначении, исповедание веры и архипастырское обещание: крепко и нерушимо хранить каноны православия, твердо соблюдать церковный мир и усердно учить врученную ему паству, всемерно оберегая ее от латинских, лютеранских, кальвинистских и всех иных ересей «до последнего издыхания моего». Это обещание, подписав своею рукою, Адриан передал на вечное хранение в алтаре собора. Когда Адриана облекли в архипастырские одежды — в том числе в саккос св. Петра митрополита Московского, — оба государя, Иван и Петр, вручили ему жезл того же святителя с поздравительной речью. После торжественной литургии, в которой служили 54 священных лица (в том числе 9 архиереев), новый патриарх произнес перед народом обширную проповедь «о благоволении Божьем и о избрании Божественного духа достоинства своего на всероссийский престол» и спасительности послушания ему как отцу и пастырю. Двор выразил архипастырю почтение пиром в Грановитой палате, на котором Адриан восседал за одним столом с государями. Говорились положенные в столь праздничный день застольные речи, поднимались от имени Ивана и Петра Алексеевичей чаши, звучали ответные тосты. В завершение церемонии думный дьяк поднес патриарху царские дары: кубки серебряные позолоченные, отрезы золотой объяри, бархата, атласа и камки, связки соболей . В пространном поучении духовенству по случаю наступления нового патриаршества Адриан проводил мысль, что священнослужители связаны с архипастырем, как родственными узами, обетом верности и послушания через акт рукоположения. А через священство и все православные христиане соединены с единым духовным отцом через обряд крещения. Само же послушание выражает необходимость церковного поучения, коего чем более — тем поколения людей благоразумнее.

http://sedmitza.ru/lib/text/439379/

Опасаясь, чтобы зрелище древней столицы не возбудило опять к войне беспокойного народа, Адриан запретил сынам Израиля приближаться к Иерусалиму и даже издали смотреть на него, с какой либо окрестной высоты; раз только в год позволено было отчаянным приходить плакать на одну из гор, в виду древней своей столицы, и, чтобы омерзить иудеям самый вход в Иерусалим, Адриан велел поставить на вратах Вифлеемских изваяние ненавистного им животного. Совершенно чуждое население язычников переведено было в новый город, который изменил древнее свое псаломное имя, ради языческого обновления Элием Адрианом, и назвался Элиею Капитолиною. Он разделен был на семь частей, и в нем устроились опять великолепные здания, театры и общественные гульбища, но, по малолюдству города, Сион исключен был из стен его. Адриан поручил обновление Иерусалима язычнику Аквиле, уроженцу Понтийскому, который, видя чудеса христиан, сперва принял сам их веру, но, по своей привязанности к астрологии, был изгнан из церкви и совратился к иудейству; тогда с большим старанием изучил язык еврейский и сделал новый перевод Св. Писания на греческий, думая исправить текст 70 толковников затмением ясных свидетельств о Господе Иисусе 7 . Император языческий не пощадил и святыни христианской, смешав с иудеями христиан и осквернив идолами места их поклонения. Над пещерою Воскресения поставил он кумир Юпитера, а на Голгофе кумир Венеры, так что, по свидетельству св. Амвросия Медиоланского , все место и вся окрестность Голгофы назвалось Афродисиею; оно слыло также и местом сора, скупидион, потому что прежде сего туда свозили всякую нечистоту, чтобы истребить из памяти место страдания Спасителева; но не могло оно укрыться, как не могла быть забыта и пещера Вифлеемская, хотя вокруг нее насадил Адриан целую рощу в честь Адониса. По преданию некоего монаха Александра, на которое ссылается патриарх иерусалимский Досифей 8 , верные, зная место Св. Голгофы, ежедневно приходили с благоговением ему покланяться, и, хотя оно в последствии осквернено было требищами идольскими, царственные цветы васильки (от греческого слова василикос, царский) непрестанно росли на этом месте: напрасно нечестивые старались истреблять их, они опять появлялись, и отселе произошло в Иерусалиме обыкновение совершать водоосвящение с васильками, для памяти сего чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Со времени знакомства с отцом Адрианом отец Герман (в ту пору просто двадцатилетний юноша Глеб) начал общаться с американцами, недавно принявшими Православие. Отец Адриан познакомил его с тремя своими подопечными – они жили в деревеньке близ Ново-Дивеевского монастыря. Прощаясь тогда с Глебом, отец Адриан настоятельно просил его не только помогать новообращенным в переводах с русского на английский, но и, заражаясь свежестью их восприятия, огнем их столь недавно обретенной веры, учиться Православию. Их новый взгляд чрезвычайно полезен тем, для кого Православие сделалось «прописной истиной». «Кто знает, доколе Господь будет попускать нечестивость, расползающуюся по Америке. Времени терять нельзя, нужно передавать людям опыт православной жизни, а это непросто – из-за различия культур. Как-то привьется побег Православия на новой ветви?» – говорил отец Адриан. Дружбу с теми новообращенными отец Герман пронес через всю жизнь. Особенно сблизилась с Братством уже упоминавшаяся Нина Секо – она также всем сердцем чаяла православной жизни, о которой рассказывал отец Адриан. В результате многолетней переписки с платинскими отцами она тоже начала тянуться к монашеству. В 1973 году Нина приехала в Сан-Франциско с восточного побережья. Зная о ее монашеских устремлениях, люди посоветовали обратиться в русский монастырь, но, будучи американкой, она боялась, что не приживется там. Отец Серафим подбодрил ее в письме, указав: «Храните в тайне свое чаяние монашества, живите в согласии со всеми, помогайте страждущим (но упаси Вас Бог навязывать помощь!), молите Бога и нашего предстоятеля владыку Иоанна указать Вам скорейший исход из мирской суеты. Не нужно сейчас стараться все “обустроить”. Достаточно иметь в сердце горячее желание пустыни, в чем мы постараемся помочь». 971 Позже Нина посетовала в письме, что удручена жизнью в миру. Отец Серафим написал в ответ: «Дорогая сестра во Христе Нина! Приветствую Вас о Господе! По тону Вашего письма чувствую, что Вы нуждаетесь в назидании. Вряд ли смогу дать его Вам, однако, как и все американцы-православные, я замахиваюсь на большее. Попробую написать Вам несколько строк.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Николая и еще для некоторых киевлян. Батюшка дал еще целую пачку, а меня вновь благословил своим крестиком, который я уже носила на шее, и сказал его не снимать. Отцу Адриану сказал передать, еще раз повторяя: «Пусть изберет себе одного какого-нибудь православного епископа и к нему обращается. Всегда, если иерей обращается к епископу, Господь ему укажет, что нужно. Даже в уставе церковном сказано, что иерей в своем доме не может распоряжаться сам, без епископа, если хочет переменить квартиру или освятить новый дом. Если строится богоугодное заведение с церковью, то приглашается епископ. Пусть отец Адриан вспомнит слова Спасителя, когда Он посылал апостолов на проповедь , они уже были как священники или епископы. Христос говорил: еже внидете в город, прежде узнайте, где муж благоговейный, и в тот дом идите, там оставайтесь, и не переходите из дома в дом. Пусть батюшка посмотрит в толковании. Пусть батюшка отец Адриан молит Господа расположить его сердце к какому-нибудь православному епископу и его обо всем спрашивает. Теперь нужно искать епископа». Когда спросила про о. Димитрия Иванова, как с ним быть, Батюшка сказал: «В Писании сказано: «Имейте общение друг с другом». Потом Батюшка спросил, получил ли уже о. Адриан протоиерейство. Я сказала, что ведь о. Адриан сейчас не имеет прихода и что вряд ли он скоро может получить протоиерейство. Батюшка сказал: «Вот тогда в Ромнах отказался, когда его назначили, а теперь пусть пеняет на себя». Позвали чай пить. Стали запрягать лошадей. Пошла с Батюшкой проститься. Батюшка помолился, благословил меня, а потом, стоя в коридорчике, сказал: «Скажи отцу Адриану, чтобы он о церковных делах не беспокоился, предоставил бы все Промыслу Божию и никого ни о чем не расспрашивал». Батюшка начал опять благодарить меня. Мне было тяжело от этой благодарности, я плакала и просила не забывать нас в своих молитвах. «Нет, нет, я всегда с вами, а вот теперичи я сам нуждаюсь в молитвах и прошу у отца Адриана его молитв». Я вышла от Батюшки и уехала из Холмищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010